Реферат по предмету "Физика"


Энергетическая безопасность государства

Введение
Актуальность работы обусловлена тем,что энергоресурсы имеют важное значение для улучшения качества жизни ирасширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира — какразвитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного иэкологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальныепринципы рыночной экономики, представляет собой вызов для нашей страны и всегочеловечества.
Можно сказать, что на данный моментне выработано единое понимание самого понятия энергетической безопасностигосударства (ЭБГ), а в ряде случаев значения, которые страны вкладывают в этопонятие, прямо противоположны друг другу. Но в контексте понимания этогопонятия как глобального, энергетическая безопасность означает не толькопредотвращение конфликтов за энергетические ресурсы между поставщиками ипотребителями, внутри группы стран-поставщиков и внутри группыстран-потребителей, но и расширение доступа к энергетическим ресурсам.Невозможность развития экономики без энергетики означает также невозможностьпреодоления проблем, которые давно признаны мировым сообществом как глобальные:бедность, эпидемии, низкий уровень образования, угрозы экологии и др. Из этогоследует вывод, что энергетическая безопасность является составной частьюглобальной системы безопасности.
На данный момент в мировом сообществесуществует понимание того, что углеводородные ресурсы, являющиеся на данныймомент базовыми, могут быть исчерпаны через определенное время. Соответственностраны-поставщики, так же, как и все остальные, будут постепенно приходить кнеобходимости изменения структуры своего топливно-энергетического баланса,уделяя все большее внимание альтернативным источникам энергии.
Сохранение ситуации, при которой 2млрд. людей не имеют доступа к энергетическим ресурсам, грозит гуманитарнымикатастрофами, ростом напряженности в мире, появлением новых конфликтов иусугублением имеющихся глобальных проблем. И именно в рамках международногомеханизма по обеспечению энергетической безопасности возможен выход за пределыисключительно торгово-финансовых энергетических взаимоотношений отдельныхстран, и создание системы устойчивого обеспечения энергетическими ресурсамивсех стран.
Основной сферой деятельности даннойинстанции должно стать обеспечение глобальной энергетической безопасности путемпредотвращения и разрешения конфликтов в данной сфере, а также путем управленияглобальным сбалансированным энергетическим потенциалом. Для этого необходимодостижения максимально широкого согласия стран, которые на данный момент вкачестве поставщиков или потребителей имеют устойчивый доступ к энергетическимресурсам. Ключевой целью управления глобальным энергетическим потенциаломдолжно стать как поддержание энергетической ресурсной базы планеты, так и еесправедливое распределение. В ближайшее время на первый план в этом направлениивыйдет задача обеспечения энергетическими ресурсами тех стран, которые пока неимеют к ним устойчивого доступа и лишены возможности обеспечить это за счетслабости экономики или иных факторов.
Международный механизм глобальнойэнергетической безопасности мог бы стать той инстанцией, которая от именимеждународного сообщества управляла как подобными международнымиэнергетическими центрами, так и иными организациями или формами, нацеленными насоздание глобального сбалансированного энергетического потенциала.
Цель работы – раскрыть сущностьпонятия энергетической безопасности и указать на основные проблемы, связанные сее обеспечением.
Для достижения поставленной целинеобходимо решение следующих задач:
· дать определениеэнергетической безопасности;
· описать критерии,по которым можно оценить энергетическую безопасность страны;
· дать анализсостояния энергетической безопасности РФ;
· описать возможныеугрозы энергетической безопасности государства и пути их нейтрализации.
Объектом данного исследованияявляется проблема энергетической безопасности. Предмет изучения – современнаямировая экономика в части обеспеченности природными ресурсами и энергетическийпотенциал отдельных стран.
Информационная база курсовой работывключает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущихотечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам экономическойбезопасности, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а такжеИнтернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения,трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников,приложений. Содержание работы изложено на 35 страницах машинописного текста, ивключает 1 рисунок, 3 таблицы. Список использованных источников включает 21наименований.

1. Теоретические аспекты исследованияэнергетической безопасности государства
 
1.1 Энергетическая безопасностьгосударства: понятие, сущность
В последнее время в высших эшелонахвласти большое внимание уделяется вопросам энергетической безопасности (ЭБ). Этатема была обозначена Россией как одна из важнейших при формулировке повесткидня саммита лидеров стран «Группы восьми», состоявшегося в 2006 г. в Санкт-Петербурге. Вопросы ЭБ признаны актуальными мировым сообществом.
Однако, несмотря на повышенныйинтерес к проблемам ЭБ со стороны политических лидеров, понятие ЭБ неопределено даже в таком документе как документ о Глобальной энергетическойбезопасности, принятый на саммите «Группы восьми» в 2006 г. Напротив, в научных работах это понятие подвергается анализу.
Такая ситуация может привести кнедопониманию сущности ЭБ, нестыковки теории (научных разработок) и практики(государственного регулирования, поддержки отдельных проектов в сфере энергетикии др.).
В общем виде безопасность – этосостояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества игосударства от внутренних и внешних угроз. Как следует из приведенногоопределения, к объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы;общество – его материальные и духовные ценности; государство – егоконституционный строй, суверенитет и территориальная целостность[1].
Жизненно важные интересы представляютсобой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечиваетсуществование и возможности прогрессивного развития объекта безопасности. Подугрозой, в свою очередь, понимается совокупность условий и факторов, стечениеобстоятельств, значительно увеличивающих риски жизнедеятельности объекта.
Энергетическая безопасностьподразумевает состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества,государства, экономики от угрозы дефицита в обеспечении их обоснованныхпотребностей в энергии экономически доступными топливно-энергетическимиресурсами приемлемого качества, а также защищенности от нарушений стабильности,бесперебойности топливо- и энергоснабжения[2].
1.2 Цель и принципы обеспечения энергетическойбезопасности государства
Целью политики ЭБГ являетсяпоследовательное достижение качественно нового уровня ее главных характеристик[3]:
·  способности ТЭК надежно обеспечиватьэкономически обоснованный внутренний и внешний спрос энергоносителямисоответствующего качества и приемлемой стоимости;
·  способности потребительского сектораэкономики эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая тем самымнерациональные затраты общества на свое энергообеспечение и дефицитностьтопливно-энергетического баланса;
·  устойчивости энергетического секторак внешним и внутренним экономическим, техногенным и природным угрозам, а такжеего способности минимизировать ущерб, вызванный проявлением различныхдестабилизирующих факторов.
Важнейшими принципами обеспеченияэнергетической безопасности являются[4]:
·  гарантированность и надежностьэнергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме в обычныхусловиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновениичрезвычайных ситуаций различного характера;
·  восполняемость исчерпаемого ресурса(темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должны согласовываться стемпами освоения замещающих их источников энергии);
·  диверсификация используемых видовтоплива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одногоэнергоносителя);
·  учет требований экологическойбезопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано с возрастающимитребованиями охраны окружающей среды);
·  предотвращение энергорасточительства(взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);
·  создание экономических условий(прежде всего за счет налоговых и таможенных мер), обеспечивающихравновыгодность поставок энергоресурсов на внутренний и внешние рынки и рационализациюструктуры экспорта;
·  максимально возможное использованиево всех технологических процессах и проектах конкурентоспособногоотечественного оборудования.
1.3 Критерии и показатели оценкиуровня энергетической безопасности государства
Для оценки уровня энергетическойбезопасности государства можно применить следующий состав показателей(индикаторов)[5]:
1. Индикаторы обеспеченностиэлектроэнергией:
· доля собственной выработки (отношение выработкиэлектроэнергии электростанциями к годовому потреблению электроэнергии);
· производство электроэнергии на душу населения(отношение производства электроэнергии к численности населения);
· потребление электроэнергии на душу населения вкоммунально-бытовом комплексе (отношение потребления электроэнергии вкоммунально-бытовом комплексе к численности населения).
2. Индикаторы обеспеченности тепловойэнергией:
· коэффициент покрытия (отношение суммарнойрасполагаемой мощности источников теплоснабжения к максимальной годовойпотребности в тепловой нагрузке);
· производство тепловой энергии на душу населения(отношение производства тепловой энергии к численности населения);
· расход котельно-печного топлива (КПТ) (отношениефактического расхода топлива к нормативу);
· доля введённых источников теплоснабжения (отношение введённыхисточников теплоснабжения к числу действующих источников теплоснабжения);
· коэффициент потерь тепловой энергии (отношение потеритепловой энергии к произведенному количеству);
· среднее число аварий на один источник теплоснабжения (отношение числа аварий на источниках теплоснабжения к числуисточников теплоснабжения);
· коэффициент износа тепловых и паровых сетей (отношениепротяженности тепловых и паровых сетей, нуждающихся в замене к общейпротяженности).

2. Анализ и оценка уровня энергетическойбезопасности государства (на примере России)
 
2.1    Основные энергетическиепоказатели развития страны
В таблице 1 собраны основныеэнергетические показатели развития России по электрической и тепловойэнергетике с 2000 по 2009 годы. На основании этих данных в параграфе 2.2 дананализ и оценка уровня энергетической безопасности.
Таблица 1. Сведения об основныхэнергетических показателях России по годам[6]. Показатель Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 Численность населения РФ, в чел. 146596869 145976482 145306497 144565928 143821212 143113885 142487259 142114903 141956409 141842844 2 Выработка эл. эн. электростанциями, в млрд. кВтч 877,8 891,3 894,3 916,3 939,9 954,1 996,2 1042,1 1040,3 1013,5 3 Потребление электроэнергии по РФ, в млрд. кВтч 861 874,5 877,5 899,5 923,1 937,3 979,4 1025,3 1022,7 995,9 4 Потребление электроэнергии в коммунально-бытовом комплексе по РФ, в млрд. кВтч 187,4 196,0 207,4 222,2 243,5 253,7 262,7 272,4 280,6 278,4 5 Суммарная мощность источников теплоснабжения, гигакал. в час. 664862,4 658330,9 654681,1 661933,4 657203,4 623210,6 619984,01 602622,5 590758,9 590686,8 6 Максимальная годовая потребность в тепле, гигакал. в час. 499339,3 495138,8 489876 491609 482195,3 476104,8 472354,3 452165,5 433702 434448 7 Произведено тепловой энергии, в тыс. гигакал 998678,3 990277,4 979751,9 983218,2 964390,6 952209,7 944708,37 904330,9 867403,88 868895,95 8 Произведено тепловой энергии когенерационными тепловыми установками, в тыс. гигакал. - - - - - - 19705,3 18171,5 14356,8 13392,9 9 Потери тепловой энергии, в тыс. гигакал. 98083,2 108427 111702,7 112086,9 113014,3 115977,9 120316,23 112892,2 113088,8 118805,21 10 Отпущено тепловой энергии потребителям, в тыс. гигакал. 1039576,5 1005590,2 985238,1 978765 955423,5 945649,6 946124,87 925174,4 899839,73 894885,79 11 Расход топлива фактически в РФ, в тыс. тонн условного топлива 176855,5 173186,1 207111,2 167120,6 162965,2 162135,5 174559,85 162033,61 150544,12 150947,11 12 Расход топлива по норме в РФ, в тыс. тонн условного топлива 178118,8 174246,7 173215,7 168872,9 164677,7 163381,8 178572,5 164370,08 152797,71 152512,41 13 Число источников теплоснабжения, в единицах 67913 67775 67890 67703 66936 64895 65985 70232 72161 73136 14 Введено источников теплоснабжения, в единицах 1960 1643 1842 1706 1374 1576 2009 2400 2729 2887 15 Количество котлов (энергоустановок), в единицах. 192216 191513 190034 186933 183737 180063 179023 184763 188404 189053 16 Число аварий на источниках теплоснабжения, паровых и тепловых сетях, в единицах 96365 107539 86948 112087 34519 27605 22592 20107 17045 12943 17 Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, в километрах 186586,1 197546,6 183545,1 180727,7 179031,3 177174,9 176514,13 173073,7 172019 171995,6 18 Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, нуждающихся в замене, в километрах 30273,1 39325,8 33698,1 33135,6 34566,6 44669,3 44179,67 44830,2 45020,6 46318,4 19 Заменено тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, в километрах - - - - - 5912,5 5706,6 5151,2 5417,3 4540,7 20 Экономия от работ по модернизации, тыс. руб. - - - - - - - - 860133,5 507602 21 Экономия от проведенных мероприятий по энергосбережению, тыс. руб. - - - - - - - - 1671334,6 2353904,5
2.2    Оценка уровня энергетическойбезопасности государства
В таблице 2 приведён расчётпоказателей, перечисленных в параграфе 1.3 и вычисленных на основании данных втаблице 1.
Таблица 2. Оценка энергетической безопасностигосударства Показатель (рассчитывается из табл. 1) Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 Доля собственной выработки эл. эн. (строка 2 /строка3) 1,01951 1,01921 1,01915 1,01868 1,0182 1,01792 1,01715 1,01639 1,01721 1,01767 2 Производство электроэнергии на душу населения в кВтч, (1000000000*ст.3/ст.1) 5988 6106 6155 6338 6535 6667 6992 7332 7328 7145 3 Потребление электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе в кВтч, (1000000000*ст.4/ст.1) 1278 1343 1427 1537 1693 1773 1844 1917 1977 1963 4 Коэф-т покрытия тепловой энергией, (ст.5/ст.6) 1,33148 1,32959 1,33642 1,34646 1,36294 1,30898 1,31254 1,33275 1,36213 1,35963 5 Производство тепловой энергии на душу населения в гигакал., (ст.7/ст.1) 6,81241 6,78381 6,74266 6,80118 6,70548 6,65351 6,63013 6,36338 6,11035 6,12577 6 Расход КПТ в %, (ст.11/ст.12) 99,29 99,39 119,5 98,96 98,96 99,23 97,75 98,57 98,52 98,97 7 Доля введённых источников теплоснабжения в %, (ст.14/ст.13) 2,886 2,424 2,713 2,519 2,052 2,428 3,044 3,417 3,781 3,947 8 Коэф-т потерь тепловой энергии в %, (ст.9/ст.7) 9,8213 10,9492 11,4011 11,4 11,7187 12,1799 12,7358 12,4835 13,0376 13,6731 9 Среднее число аварий на один источник теплоснабжения, (ст.16/ст.13) 1,418 1,586 1,280 1,655 0,515 0,425 0,342 0,286 0,236 0,176 10 Коэф-т износа тепловых и паровых сетей в %, (ст.18/ст.17) 16,22 19,90 18,35 18,33 19,30 25,21 25,02 25,90 26,17 26,93

Россия отстаёт в производствеэлектроэнергии на душу населения от большинства развитых стран (например от СШАв 2 раза), но значительно превосходит развивающиеся страны (например Китай в 6раз);
·  В среднем по РФ большой запасмощности по выработке тепла, более трети, об этом свидетельствует коэффициентпокрытия тепловой энергией;
·  Расход топлива фактическийнезначительно меньше, чем запланировано по норме. Об этом свидетельствуетпоказатель расхода КПТ в таблице 2;
·  Огромны потери тепловой энергии(строка 8), которые увеличиваются от года к году. Так с 2000 по 2009 годы онивыросли в 1,39 раза. Этот рост обусловлен старением энергетических установок итепловых сетей, а также отсутствием должного внимания к ним;
·  Ещё более впечатляет коэффициентизноса тепловых и паровых сетей: в 2009 г. 26,93 %, а с 2000 по 2009 год он вырос в 1,66 раза;
·  Среднее число аварий на один источниктеплоснабжения заметно сократилось: за 10 лет раз в 10.
2.3    Нормативно-правовые основыобеспечения энергетической безопасности государства
Основная цель созданиянормативно-правовой базы энергетической безопасности – устранить и преодолетьпротиворечия, определить круг ответственности в системе обеспеченияпотребителей энергоресурсами. Ниже представлен типовой наборнормативно-правовых документов[7].

1. Закон об энергетическойбезопасности.
Определяет ответственность органоввласти и участников процесса энергообеспечения области. Создает условияфункционирования системы энергетической безопасности.
2. Закон «Об обеспечениипотребителей тепловой и электрической энергией на территории».
Составляется с учетом изменениястатуса региональных энергетических комиссий и началом функционированиянезависимых производителей энергии.
3. Закон «Об использовании газа натерритории».
Закладывает основы правовогорегулирования в использовании газа, определяет ответственность органов власти иучастников процесса в использовании газа.
4. Закон об использовании газа ввиде газомоторного топлива.
Закон устанавливает условияфункционирования рынка моторного топлива, ответственность и права участниковпроцесса органов управления, предприятий и организаций, создает условия дляфункционирования рынка топлива.
5. Закон «Об энергетическомзаказе».
Одной из причин нарастающей угрозыэнергетической безопасности – неплатежи и в первую очередь бюджетной сферы.Законом устанавливается порядок ежегодного формирования заказа на обеспечениеэнергией бюджетной сферы с дальнейшим включением этих затрат в ежегодный законсубъекта РФ о бюджете с включением этих затрат в защищаемую строку.
6. Закон «О принципах тарифнойполитики на топливо, электро- и теплоэнергии».
Сегодня РЭК пользуется методикамиФЭК, зачастую нарушая законодательство. Закон приводит в соответствиезаконодательную базу. Закон также определяет условия установки тарифов нарынке.
7. Закон «О льготах на топливо,электро и теплоэнергию и источниках покрытия выпадающих доходовэнергоснабжающих организаций».
Имеющиеся льготы, которые даютсяпотребителям на региональном и муниципальном уровне не обеспечивают покрытиявкладывающих доходов энергоснабжающих организаций, что приводит к значительнойфинансовой потере, а следовательно к снижению энергетической безопасности.Закон позволяет устранить эти противоречия.
8. Закон «О сертификации продукциии услуг по энергоэффективности».
Сертификации продукции по энергоэффективностив Российской Федерации и в регионах нет. До введения в действие федеральныхзаконов, создается региональный закон, определяющий требования к качествуэнергии, услуг по передаче энергии, энергетической эффективности производимойпромышленной продукции.
9. Постановление «О нормированиипотребления энергоресурсов в бюджетной сфере и применении методики расчеталимитов на энергопотребление».
Действующие нормативы потреблениязначительно устарели и не дают реальной картины потребления. Постановлениеопределяет порядок введения в действие методик расчета норм и лимитовпотребления.
10. Пакет документов администрациии РЭК о тарифной политике в исполнении закона.
В порядке реализации закона о порядкеформирования тарифов.
11. Пакет документов о мотивацииэнергосбережения.
В порядке реализации закона «Обосновах энергосбережения на территории».
12. Пакет документов оформировании энергосберегающего поведения.
13. Постановление «О созданиимеханизмов страховой защиты имущественных интересов производителей ипотребителей энергоресурсов.
Защита интересов участниковэнергообеспечения от рисков и угроз.
14. Постановление «О созданиисистемы управления энергетической безопасностью.        

3. Угрозы энергетической безопасностии направления их нейтрализации (на примере России)
 
3.1 Возможные (потенциальные) угрозы энергетическойбезопасности государства
На состояние энергетическойбезопасности влияет широкий круг факторов, касающихся ресурсной ипроизводственной базы энергетики, уровень развития экономики и качествомежхозяйственных связей.
Выделяются следующие ее аспекты[8]:
· функциональныесвойства систем энергетики, как системы повышенной опасности;
· защищенностьэнергетических интересов от внутренних и внешних угроз.
Если первое направлениеобеспечивается техническими регламентами и правилами, то второе регулируетсяуправляющими воздействиями органами власти федерации и региона.
Для выявления тенденций иформирования прогноза состояния необходимо провести учет, анализ и оценку угроз(таблица 3).

Таблица 3. Угрозы и их последствия[9]Угрозы Последствия
1. Экономические угрозы. 1.1. Острый дефицит инвестиционных ресурсов, недофинансирование проектных, строительно-монтажных работ, работ по реконструкции, техническому перевооружению предприятий ТЭК и обеспечивающих его отраслей.
— Физический и моральный износ оборудования, вывод его из работы или опасное продление его эксплуатации.
— Отставание ввода новых мощностей, опережение роста спроса, снижение резервов.
— Рост аварийности оборудования и недоотпусков энергии потребителям, в том числе и особо ответственным.
— Рост объемов аварийно-восстановительных и ремонтных работ.
— Увеличение потребления энергоресурсов от внешних поставщиков.
— Увеличение доли неоптимальных, аварийновынужденных решений   1.2. Диспропорции цен на ТЭР в результате неэффективности тарифной политики, низкой производительности труда и неэффективного использования природных ресурсов. — Отсутствие рыночных отношений и конкуренции в производстве. Недополучение энергоресурсов, необходимость перехода на другие топлива, снижение производственного эффекта, повышение цен на продукцию, инфляция.  1.3. Рост неплатежей и задолженностей за поставляемые энергоресурсы.
— Цепная финансовая дестабилизация, задержки выплаты зарплаты и другие социальные проблемы.
— Информационная «война», порождающая социальную напряженность.
— недополучение налоговых и иных платежей в бюджеты разных уровней.   1.4. Неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов. — Перерасход энергетических ресурсов и финансовых средств за их потребление. 1.5. Слабость хозяйственных связей. — Недопоставки ресурсов, нарушения сроков поставки, качества энергоресурсов.
2. Технические угрозы. 2.1. Низкий технический уровень и качество оборудования, низкое качество строительно-монтажных, ремонтных работ и эксплуатации, недопустимо высокий уровень износа оборудования.
— Рост количества, объемов и последствий аварий и технологических нарушений и ремонтных затрат.
— Рост объемов недоотпуска энергоресурсов и экономических последствий аварий и технологических нарушений.
— Увеличение загрязнения окружающей среды.
— Рост опасности для жизни людей (персонала и населения). 2.2. Угроза – отсутствие владельцев электрической и тепловой сетей и установок (бесхозные сети) — Отсутствие ответственных за техническое состояние объектов и увеличение количества отключений потребителями. 2.3. Нерациональное размещение производительных сил, приводящие к неуправляемой концентрации производств повышенного риска.
см. последствия 1.1.
— Рост количества каскадных (цепных) аварий.
— Рост последствий неэнергетических аварий. 2.4. Нарушение устойчивости электроснабжения от внешних источников ФОРЭМ.
— Недоотпуск электроэнергии потребителям, в т.ч. ответственным.
— веерное отключение потребителей. 2.5. Нарушение устойчивости теплоснабжения населения и предприятий от централизованных источников.
— Резкий рост социальных проблем при низких температурах.
— Рост числа заболеваний и обострение болезней.
— Эвакуация жителей и охрана жилья 2.6. Нарушение устойчивости топливоснабжения.
— Снижение объемов выработки и отпуска электрической и тепловой энергии.
— Переход на топливо низшего качества.
— Снижение объема предоставляемых энергетических услуг. 2.7. Снижение технической безопасности ТЭК. — Перспектива лавинообразного выхода из строя энергетического оборудования, отработавшего свой ресурс. 2.8. Отсутствие развитого рынка топлива и энергии.
— Дефицит электроэнергии при наличии внутренних топливных ресурсов.
— Монополизм энергетического рынка.
— Отсутствие резервов и взаимопомощи при авариях. 2.9. Снижение экологической безопасности. — Рост выбросов и загрязнений. 2.10. Стихийные бедствия – наводнения, ураганы, оползни, гололедные явления.
— Рост аварийности оборудования.
— Рост объемов недоотпуска.
3. Управленческо-правовые угрозы. 3.1. Неэффективность реализации экономической и энергетической политики, несовершенство законодательства. — Экономические последствия по п.1. 3.2. Неэффективность энергосберегающей политики.
— Перерасход энергоресурсов.
— Перерасход бюджетных средств. 3.3. Низкий уровень правового обеспечения регулирования естественных монополий.
— Перерасход ресурсов.
— Криминализация энергетических бизнесов.
— Монополизация энергетического рынка. 3.4. Чрезмерное вмешательство органов власти в управление энергетикой. — Угнетенный менеджмент энергоснабжающих организаций.
4. Социально-политические угрозы 4.1. Забастовки и другие трудовые конфликты на предприятиях ТЭК. — Ограничение отпуска энергии. 4.2. Региональные политические конфликты, сопровождаемые диверсионно-террористическими актами на объектах ТЭК — Повреждение оборудования, ограничение отпуска энергии.  4.3. Действие общественных движений антиатомной, антиэнергетической направленности. — Блокирование принятия решений и осуществления обоснованных проектов на развитие энергетики. 4.4. Противоправные действия региональных органов власти и предприятий монополистов по ограничению свободы энергетического рынка.
— Рост тарифов.
— Ограничения отпуска энергоресурсов.
— Замораживание инвестиций.
3.2    Стратегические направлениянейтрализации угроз энергетической безопасности государства
Для управления энергетическойбезопасностью РФ необходимо обеспечить[10]:
•        мониторинг энергетическойбезопасности по показателям (индикаторам);
•        идентификацию существующих ипрогнозируемых угроз энергетической безопасности;
•        поиск наилучших путейпреодоления угроз;
•        ввод в действие принятых мероприятий;
•        анализ эффективностиреализованных мероприятий.
Предлагается создать технологию,основанную на использовании «сценарных» методов управления.
Для создания системы обеспеченияэнергетической безопасности необходимо выполнение следующих мер[11].
1. Должна быть сформирована системаобъективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этогонеобходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важныхинтересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ вцелом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализаформируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанныхс ними угроз. Примерный перечень индикаторов энергетической безопасности былприведен выше.
Индикаторы могут быть какколичественными, так и качественными, отражающими мнение экспертов. По каждомупоказателю необходимо разработать границы «нормального» изменения показателя, врамках которых считается, что угрозы энергетической безопасности нет.
2. Для идентификации уже существующихугроз энергетической безопасности требуется проведение мониторинга показателей.В результате мониторинга энергетической безопасности должно обеспечиватьсянепрерывное (или периодическое) наблюдение за всей совокупностью процессов исостояний топливно-энергетического комплекса с позиций энергетическойбезопасности.
Объектами мониторинга являются:
•        электрические станции,котельные, электрические и тепловые сети и другие объекты энергетики, главнойхозяйственной функцией которых является снабжение потребителей энергией итопливом;
•        территориально-хозяйственныеобъекты, обеспечивающие надежность, живучесть, резервируемость ивзаимозаменяемость в обеспечении населения, территории, и хозяйственныекомплексы топливом и энергией;
•        системы управления регионом,муниципальными образованиями и производственными комплексами;
•        природно-климатическиеобъекты, изменение состояния которых может вызывать крупномасштабные негативныепоследствия для топливо и энергообеспечения;
•        система управленияперсоналов важнейших энергетических объектов и производств.
Если мониторинг показывает, чтопоказатели не выходят за допустимые границы значений, угроза не фиксируется.Если фиксируется выход некоторого показателя за установленные границы,проводится анализ с целью локализации отклонения, выявления остроты угрозыэнергетической безопасности, характера и особенностей их проявления, а такжедля выявления причин отклонений.
Для анализа может быть использованызаранее составленные сценарии, связывающие перечень угроз со значениямииндикаторов. Выявленная причина фиксируется как проблемная ситуация.
3. Для идентификации потенциальныхугроз (рисков), проводится периодический анализ ситуации экспертами. Группаэкспертов проводит оценку (диагностику) существующего и ожидаемого уровняэнергетической безопасности. Сопоставляется перечень возможных угроз с текущимположением дел. При прогнозировании определенной угрозы фиксируется проблемнаяситуация.
4. Для выявленных экспертамипроблемных ситуаций определяются наилучшие пути их устранения (комплексымероприятий).
Для каждой из проблемных ситуацийможет быть заранее сформирован комплекс мер по нейтрализации угроз (в видеадминистративных и экономических решений). Предлагаемые меры могут быть двухтипов: устраняющие ситуацию и компенсирующие. Компенсирующие меры применяются вслучае, когда невозможно устранить кризисную ситуацию. Они позволяют, неустраняя проблемы, улучшить значение показателей.
Могут быть разработаны альтернативныеварианты мер. В этом случае должны быть разработаны критерии выбора лучшихальтернатив (например, время уст-ранения проблемной ситуации, уменьшениепотерь, затраты на устранение). Необходимо определить, как сочетаются комплексымер по устранению каждой из выявленных проблемных ситуаций и выбратьоптимальное сочетание мероприятий.
5. Формируются планы по реализациикомплекса мероприятий (с указанием затрат, их источника, сроков, исполнителей)и осуществляется их реализация. В хо-де выполнения мероприятий по преодолениюили нейтрализации угроз проводится контроль их выполнения и анализэффективности.
Для реализации описанной технологиинеобходимо создать систему управления обеспечения энергетической безопасности (СУЭБ)субъекта РФ. Для работы по данной технологии необходимо провести подготовкукадров, участвующих в обеспечении энергетической безопасности.
Схема управления энергетическойбезопасностью
Для управления энергетическойбезопасностью субъекта РФ предлагается схема управления (рис.1), относящаяся кматричному типу управления[12].Матричная структура используется предприятиями и организациями со сложнойдеятельностью, действующими в нестабильных условиях, когда возникаетпотребность в реализации разнотипных масштабных мероприятий.
1. Государственная Дума (ГД). В общейсхеме управления реализацией программы она играет роль утверждающей инстанции иосуществляющей общий контроль. В число задач, выполняемых ГД, входят:
• утверждение приоритетныхнаправлений обеспечения энергетической безопасности;
• контроль за ходом реализациимероприятий по обеспечению энергетической безопасности.
2. Глава администрации субъекта РФ.Осуществляет общее руководство. Основные функции, выполняемые им:
• постановка оперативных идолгосрочных целей обеспечения ЭБ;
• общий контроль за бюджетом ифинансовой деятельностью;
• обеспечение развития процессовуправления и организационной структуры;
• назначение руководителя СУЭБ.
3. Руководитель СУЭБ. Назначается изчисла замов главы администрации субъекта РФ. Руководитель выполняет следующиефункции:
• осуществляет стратегическое итактическое управление;
• назначает руководителей направленийи администратора СУЭБ;
• координирует деятельностьруководителей направлений;
• разрабатывает совместно с НТС сводныйгодовой план и формирует сводный бюджет;
• контролирует выполнение годовогоплана и исполнение бюджета.
4. Руководители направлений (по видамресурсов). Назначаются из числа руководителей высшего звена субъекта РФ. Ихосновная задача состоит в привлечении квалифицированной команды для реализациимероприятий по обеспечению ЭБ и в создании ей нормальных условий для работы.
Руководители направлений:
• подбирают администраторов иисполнителей для работы над реализацией мероприятий;
• осуществляют стратегическое итактическое управление направлением;
• разрабатывают совместно с НТСгодовой план и формируют бюджет по направлению;
• контролируют выполнение плана иисполнение бюджета по направлению.
5. Администратор СУЭБ. Назначаетсяруководителем программы. Администратор выполняет функции оперативногоруководителя всех мероприятий по обеспечению ЭБ и подчиняется непосредственноруководителю СУЭБ. Он, во-первых, должен обеспечить условия для работы покаждому направлению, а во-вторых, координирует мероприятия по всемнаправлениям. К числу основных задач администратора относятся:
• оперативное руководство ходомреализации мероприятий по обеспечению энергетической безопасности;
• текущий мониторинг по показателямэнергетической безопасности;
• организация оперативноговзаимодействия администраторов направлений;
• координация работы по всемнаправлениям.
6. Администраторы направлений.Назначаются руководителями направлений. Они выполняют функции оперативногоруководителя всех мероприятий по направлению и подчиняются непосредственноруководителям направлений, находясь также в оперативном подчиненииадминистратору СУЭБ. Администраторы направлений:
• выполняют оперативное руководствореализацией мероприятий по направлению;
• осуществляют мониторинг попоказателям направления.
7. Научно-технический совет (НТС).НТС формируется из представителей высшего руководства администрации субъектаРФ, руководителей и администраторов направлений. Совет выполняет штабныефункции при руководителе СУЭБ. Основная цель НТС — определение общей стратегиипо обеспечению ЭБ и стратегическое управление реализацией мероприятий.Руководителем НТС назначается руководитель СУЭБ.
НТС решает следующие задачи:
• определение приоритетныхмероприятий;
• распределение мероприятий на двегруппы: к первой относятся мероприятия, которые должны выполняться бездополнительного финансирования (основные мероприятия); ко второй – мероприятия,требующие дополнительного финансирования (дополнительные мероприятия);
• утверждение первоочередныхмероприятий, объемов их финансирования и сроков реализации;
• оценка выполнения мероприятий покритериям;
• заслушивание и утверждение отчетовруководителей направлений;
• утверждение изменений в комплексемероприятий;
• утверждение результатов экспертизыотчетов о реализации мероприятий, проведенных экспертными группами;
• стимулирование работы подразделенийи отдельных лиц;
• разрешение конфликтных ситуаций.
8. Рабочая группа (РГ). Включает 2-3исполнителей, находящихся в подчинении у главного администратора СУЭБ. РГсоздается для оперативной координации действий по реализации мероприятий. РГрешает следующие основные задачи:
• подготовка материалов для работыНТС, в том числе рекомендаций по исполнителям мероприятий, срока, объемамфинансирования и т.д.;
• оперативная оценка хода реализациимероприятий;
• обеспечение оперативноговзаимодействия лиц и подразделений СУЭБ;
• организация работы по оценкеэффектов от внедрения мероприятий;
• подготовка информации для НТС орасходовании денежных средств и эффективности их использования;
• подготовка предложений посовершенствованию финансовых, экономических механизмов реализации мероприятий,структуры управления;
• подготовка предложений покорректировке комплекса мероприятий.
9. Информационная система.Представляет собой централизованную базу данных СУЭБ, которая оперативнообновляется и пополняется. База данных должна содержать: показателиэнергетической безопасности; границы их «нормальных» значений и фактическиезначения; перечень возможных угроз (проблемных ситуаций); сценарии, связывающиепоказатели с проблемными ситуациями; комплексы мероприятий по устранениюпроблемных ситуаций. Система должна позволять:
• выявлять проблемные ситуации(угрозы энергетической безопасности);
• выбирать меры устранения угроз,сравнивать их с помощью некоторых критериев и выбирать оптимальные;
• формировать стратегические иоперативные планы по направлениям;
• контролировать ход выполнениямероприятий и оценивать их эффективность.
Централизованная информационнаясистема играет координирующую роль, позволяет исполнителям в максимальнойстепени использовать результаты работы других исполнителей, использовать единыеметодики, инструментальные средства.
10. Эксперты. При рабочей группеформируется команда экспертов-консультантов, которые по мере необходимостипривлекаются для решения следующих задач:
• оценка качества выполнениямероприятий;
• оказание консультационных услугНТС;
• подготовка предложений посовершенствованию СУЭБ.
11. Исполнители. Исполнителимероприятий набираются как из сотрудников администрации субъекта РФ, так и состороны (например, из предприятий АО «Энерго», АО «Водоканал» и т.д.). Привлечениеисполнителей осуществляется на основе контрактов на конкретные виды работ суказанием взаимных обязательств сторон. Набор исполнителей осуществляется наконкурсной основе.
Для реализации мероприятийутверждается собственный бюджет. При этом четко разграничиваются мероприятия,которые должны выполняться сотрудниками администрации в пределах штатногорасписания, и мероприятия, для выполнения которых используется специальныйбюджет, из которого оплачивается выполнение мероприятий. Распределениемероприятий на основные и дополнительные проводится НТС.
Достоинствами предложенной схемыуправления являются:
1. Высокая контролируемость,координируемость и управляемость СУЭБ за счет:
• введения администраторов,занимающихся оперативным управлением;
• использования централизованнойинформационной системы.
2. Высокое качество оценкивыполненных мероприятий за счет привлечения экспертов и участников НТС.
3. Возможность привлечения квыполнению мероприятий высококвалифицированных специалистов за счет возможностифинансирования.
4. Повышение заинтересованности вуспешном выполнении мероприятий как у руководителей, так и у исполнителей засчет возможности финансирования.
5. Возможность оперативного внесенияизменений в комплекс мероприятий за счет использования централизованнойинформационной системы.
6. Сокращение времени сбора отчетнойи текущей информации за счет использования информационной системы.

Заключение
Для обеспечения энергетическойбезопасности в РФ необходимо решение первоочередных проблем.
1. Должна быть сформирована системаобъективных показателей (индикаторов) энергетической безопасности. Для этогонеобходимо собрать и проанализировать состояние защищенности жизненно важныхинтересов населения, предприятий, муниципальных образований и субъекта РФ вцелом в настоящее время и в прогнозируемой перспективе. На основе этого анализаформируется перечень показателей с указанием степени их значимости и связанныхс ними угроз.
2. Необходимо осуществитьмодернизацию во многом устаревшей морально и изношенной физическитехнологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство его вырабатываемойресурсной базы – обычно в новых регионах и худших природно-геологическихусловиях. Предусматривается, что в текущем десятилетии ввиду ограниченностиинвестиций (кроме нефтяной отрасли) технологическая модернизация будетпроисходить в первую очередь на существующих производственных мощностях (сучетом продления сроков их службы), а в дальнейшем – путём их кореннойреконструкции и создания новых мощностей с использованием лучших отечественныхи соответствующих нашим условиям зарубежных технологий[13].
3. Потребуется изменение структурыпотребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов.Предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, угля ивозобновляемых источников, а также рассредоточение добычи углеводородов изЗападной Сибири по другим регионам страны.
4. Важнейшим условием обеспеченияэнергетической безопасности и сбалансированного развития ТЭК необходимоединство целей и методов государственной энергетической политики на федеральноми региональном уровнях. В соответствии с законодательством предусматриваетсяследующее разграничение порядка управления энергетикой в центре и на местах.
Федеральные государственные органыразрабатывают нормативно-правовую базу, в том числе законодательную основуфункционирования ТЭК и взаимоотношений в обществе в сфере топлива и энергии, вдирективном порядке осуществляют координацию и контроль за деятельностьюфедеральных энергетических систем и атомной энергетики; управляютстратегическими запасами энергетических ресурсов; устанавливают техническиерегламенты, стандарты и нормативы безопасности и эффективности работыэнергетических объектов и установок, организацию государственного надзора за ихсоблюдением; ведут лицензирование месторождений полезных ископаемых и деятельностисубъектов ТЭК; регулируют деятельность естественных монополий на основезаконодательной и нормативной базы, а также путем владения акциями компаний иакционерных обществ.
Для своевременной и адекватнойреакции государства на возникающие угрозы энергетической безопасности, анализасостояния безопасности регионов России, на этапе реализации Энергетическойстратегии предусматриваются разработка и реализация системы оперативных идолгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз,использование критериев (индикаторов) такой безопасности, создание системы еемониторинга и механизмов, позволяющих стабилизировать ситуацию.

Список использованных источников
1. Мастепанов А.М.Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков – состояние, проблемы иперспективы развития / Справочно-аналитический сборник. – М.: ГУ ИЭС, 2008. –1028 с
2. Энергетическаябезопасность России. В. В. Бушуев, Н. И. Воропай, А. М. Масцепанов, Ю. К.Шафраник и др. Новосибирск, Сибирская издательскаяфирма «Наука», 302 с.
3. Центральная базастатистических данных www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi
4. Энергетическаястратегия России на период до 2020 года www.minprom.gov.ru/docs/strateg/1
5. Концепцияэнергетической безопасности субъектов федерации. Часть 1. В.В.Литвак,В.А.Силич, М.Й.Яворский. esco-ecosys.narod.ru/2006_1/art42.htm
6. Энергетическаябезопасность old.gazprom.ru/docs/topics/4932.shtml
7. Производство ипотребление электрической и тепловой энергии www.e-apbe.ru/analytical/doklad2005/doklad2005_4.php
8. Энергетическаяэффективность. Состав показателей www.energosovet.ru/dok/gost_uy47Zv.zip
9. Анализэнергоэффективности экономики и развития электроэнергетики Россииhttp://www.marketelectro.ru/magazine/readem0107/04
10. Государственнаяэнергетическая политика www.energy-law.ru/law/1165/
11. Проблемыэнергетической безопасности в современном мире www.ini21.ru/?id=319
12. Энергетическаябезопасность – одна из основ безопасности страны www.connect.ru/article.asp?id=7411
13. В чём россияневидят основную угрозу энергетической безопасности? Данные ВЦИОМhttp://civilg8.ru/energy/5814.php
14. ОАО «Газпром»Энергетическая безопасность old.gazprom.ru/docs/topics/4932.shtml
15. Угрозы энергетическойбезопасности www.zn.ua/1000/1030/56095/
16. Континент Сибирь— Угрозы энергетической безопасности com.sibpress.ru/01.09.2006/oil/79878/
17. Прогнозированиеэнергетической безопасности www.energosovet.ru/stat326p1.html
18. Оценкиэнергетической безопасности территорий РФ www.lib.ua-ru.net/diss/cont/58197.html
19. Практикаисследования проблем энергетической безопасностиhttp://www.dissercat.com/content/metodologiya-i-praktika-issledovaniya-problem-energeticheskoi-bezopasnosti-rossii-s-vydeleni
20. Экспертная оценка.Энергетическая безопасность www.ia-centr.ru/expert/8572/
21. Энергетическаябезопасность и проблемы ее обеспечения revolution./international/00062371_0.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.