Реферат по предмету "Психология"


Психодиагностика (шпоры)

1в) Психодиагностика как наука и как практика. Объект и предмет. Когда психология стала опираться в своих выводах на эксперимент, она вошла в круг точных наук. Психологические явления стали объективным фактором, подчиненным математическим измерениям. Под термином диагностика понимают такую деятельность, которая осуществляется на основе полученного знания о человеке, коллективе, явлении, и содержит в себе рекомендации. Психодиагностика сосредоточена на распознавании определенного сво-ва лич-ти, в процессе психологического эксперимента. Психодиагностика как совокуп-ть методик и приемов и даже выступает в виде ритуала или технической схемы, которая перестает зависеть от субъективности исследования и сама порождает дух из глубины признакового пространства. В рамках данного подхода предмет психодиагностики яв. инструмент психологи-го измерения и оценки изучаемого объекта и проблемы с ним связанные. Психодиагностика яв. частью или видом экспериментирования, представляет собой разработку и применение инструмента психологич. измерения. Предметом ее яв. достоверное измерение конкретного свой-ва личности при помощи выявления определенной реакции человека на стандартизированный стимул. Звоните в рабочее время - оберег валькирия - всё для Вас!
4в) Классификация психодиагностических методик. Наблюдение и эксперимент. Метод беседы, анкетные методы, тестовые методы. Ананьев разделил на 4 группы методы: 1)Организационные- лонгитюдные, сравнительные, комплексный. 2)Эмпирические способы добывания инфо- наблюдение и самонаблюдение, лабораторные и полевые, тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы. 3) Приемы обработки результатов экспериментов и наблюдений- количественный анализ, качественный анализ. 4) Интерпритационные методы- интерпретация эмпирического материала. Субъективные методы – наблюдение субъекта за собой как за объектом (опросники, анкеты). Объективные предполагают через наблюдение за внешней деятельностью оценивать внутренние составляющие лич-ти. Проективные основываются на анализе реакций испытуемых на кажущийся личностнонейтральный стимул. Тесты способностей (интеллектуальные функции), тесты умений и навыков, тесты восприятия ситуативные (поведение в ситуации…). 5в) Основные исторические этапы становления психодиагностики. Экспериментальная псих. и психодиагностика сформировались в конце 19 начала 20 вв. и имели общие корни с психофизикой, психофизиологией и др. основа психодиагностическогг метода- констатирующий эксперимент, сам процесс измерения переменных. В Древнем Вавилоне в древнем Египте тестировали людей. С 1884г. начинается эпоха практической психодиаг-ки с использованием тестов. Родоначальником тестологии яв. Гальтон. Применялись тесты на способности и достижений. Было основано 150 лабораторий, научно-исследовательских институтов. 8в) Основные измерительные шкалы. Нормативное измерение - это сравнение показателя теста с какой-то нормой. Нормой может быть среднее, модальное число. Средняя норма получ. при измерении показателей в шкале интервлов. Модальные показатели в шкале наименований. Критериальное – это сравнение тестового показателя с объективными критериями. Ипсативное- основано на оценке в нутри индивидуальных соотношений и не связано с межиндивидуальными различиями. В психологии применяются измерительные шкалы: - Описание в естественном языке. Это составление психологич-ой характеристики какого-либо человека, обратившегося для консультации. Непараметрические шкалы: нечеткая классификация- В подобно А; с подобно А; но В не подобно С. Строгая классификация- шкала строго определяет отличие одного от другого. А не В, В не С, С не Д и дт. Шкала порядков (ранговая)- А больше В; В больше С; С больше Д. больше или равно, меньше или равно. Параметрические шкалы: Шкала интервалов- Она показывает на сколько один объект отличается от другого. А больше В на 5 баллов, В больше С на 10 баллов. Шкала отношений- Отличие от шкалы интервалов в том, что сущ. абсолютный 0, а интервалы условны. Абсолютная шкала- А больше В на 5, В больше С на 10. но есть абсолют. 0 и абсолют. интервал. 9в) Психологические основы диагностических методик. Объективность и репрезентативность тестовых норм.
N x t 2 x p x q n=
N x ▲2+t2x p x q Репрезентативность выборки – это представительность экспериментальной выборки, свой-в генеральной совокупности. Сущ. количественные и качественные характеристикиРепрезентативности: качественная – группа по каким-то качесвенным характеристикам отражает характер генеральной совокупности. Формула расчета: n- min репрезентативность выборки N-объем генеральной совокупности. t- Т-критерий Стьюдента. Р- частота прояв. одного признака. q- единица – Р. ▲- размер ошибки доверительного интервала. 13в) Разработка психодиагностических методик. Принципы и алгоритмы. Принцип ответственности (исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной инфо); принцип компетентности ( знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование); принцип этической и юридической правомочности (использование полученной инфо в рамках действующего законодательства. ) принцип квалифицированной пропаганды психологии ( организация работы с целью создания у испытуемого в результате исследования благоприятное впечатление о псих. диагностике); принцип конфиденциальности (неразоглашение сведений об испытуемом); принцип благополучия испытуемого ( испытуемый в результ. Тестирования не должен ухудшать свое здоровье. Ему не должны нанести вред); принцип профессиональной кооперации (возможность обмена пси. Инфо. в целях повышения качества методической практики); принцип информирования клиента о целях обследования; принцип морально- позитивного эффекта (добиваться чтобы у испытуемого во время обследования было повышенное настроение. ); принцип гражданственности и патриотизма. 14в) Валидность методик. Методы определения. Империческая валидность и ее структура:
Np3 Tp= x 100 Nrp3 Очевидная валидность- это представление о тесте и сфере его применения результативности, прогностической цености, которые возникают у испытуемых или одного лица, не располагающим сведениями о характере и цели исследования. Аутовалидность – это представление о характере и целях теста, полученные самим психологом. Критериальная валидность- это комплекс характеристик теста, включающий текучую и прогностическую валидность и отражающей соответствие диагноза и прогноза определенными критериями. Мера определяется связью м/у тестовыми показателями и внешним критерием. Внешний критерий – это объективные показатели, проявление измеряемого психологического сво-ва (тест на внимание). Текучая валидность-(конкурентная, диагностическая)- это мера способности теста диффиринцировать испытуемых по изучаемому признаку. Она характеризуется трудностью и мерами изменчивости. Мера изменчивости – это распределение данных. Она характеризуется размахом от min до max. Трудность теста- это отношение кол-ва решенных к не решенным задачам, выражена в %.
Оптимальный коэффициент трудность = 50. Психологическое обследование состоит из нескольких Тестов. Поэтому коэффициент трудности рассчитывается не по каждому тесту, а по всей батарее, путем расчета среднего коэфф. трудности. Прогностическая валидность- опред. степень точности и обоснованность тестовых данных через опред. промежуток времени. Прогностическая валидность представляет собой функцию f(x) = у, где внешним критерием у определяется путем отсрочного определения объективных данных по измерительному признаку.
Достоверность - валидность, надежность, прогностичность. 15в) Надежность методик. Методы определения.
K 1-∑(2xi) Rxx= x K-1 2x Надежность тестов – это характеристика достоверности методики, отражающая точность измерения, а также устойчивость результатов тестов действиям случайных факторов. Наибольшая надежность присуще графическим и графологическим тестам. Наименьшая надежность в интеллектуальных тестах. Меры проверки надежности: 1) Надежность Ре-тестовая. Это осуществление психологического измерения при помощи методики, при повторном обследовании. Определяется методом сравнения результатов при помощи коэффициента корреляции. Период м/у тестами 2 недели. 2) Надежность параллельных форм – это применение однородных методик с последующим сравнением результатов. Если коэффициент корреляции больше 0, 7, то тест надежен. 3) Надежность частей теста (надежность как гамогенность, метод расщепления). 4) Надежность по Кудеру- Ричерсону. К- кол-во равных частей теста. xi- дисперсия итей (какого-то) части теста. х- дисперсия уцелого теста. 6) Стандартная ошибка. SEM=x 1-Rxx Проблема надежности психологически точно не имеет оснований, в частности Кембл писал, что надежность способность теста не подвергаться измерению. 16в) Адаптация психологических методик. Стандартизация методик. Методика семантический дифференциал. Автор Ч. Озгуд (50 г). Предназначены для оценки личностного смысла определенных объектов. Она построена на основе математической процедуре факторного анализа. Тест определяет положение исследуемого объекта в индивидуально личностном пространстве испытуемого (смысловом поле). При помощи 3х факторов Е(оценка), Р (сила), А (активность). СД= (Е0-Е1)2+ (Р0-Р1)2 + (А0-А1)2 Е0, Р0, А0 -----Я Е1 Р1 А1 --------координаты какого-то объекта. Что такое шкала наименований (номинальная шкала)?(Строгая классификация) Шкала строго определяет отличие одного объекта от другого. Содержание данной шкалы описывается так: А –не В, В- не С, С-не Д. Что такое шкала рангов (порядковая шкала)? А>В, В>С, С>D. больше или равно, меньше или равно. Что такое шкала интервалов? Шкала интервалов- Она показывает на сколько один объект отличается от другого. А больше В на 5 баллов, В больше С на 10 баллов. Что такое шкала отношений и абсолютная шкала? Шкала отношений- Отличие от шкалы интервалов в том, что сущ. абсолютный 0, а интервалы условны. Абсолютная шкала- А больше В на 5, В больше С на 10. но есть абсолют. 0 и абсолют. интервал. Что такое надежность теста? Надежность теста – это характеристика психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностичеких измерений, а также устойчивость (стабильность) результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Если коэффициент корреляции больше 0, 7, то тест надежен. Что такое валидность теста? Валидность теста- это мера соответствия тестовых оценок представлениям о сущности свой-в или их роли в той или иной деятельности человека. Что такое прогностичность теста? Это степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом свой-ве по его результату спустя определенное время после измерения. Дисперсия – это откланение показателя от среднего. Что такое коэффициент корреляции? К. К. измеряется от –1 до +1. – Обратная связь. + прямая корреляция (связь)
R t= (1-R2) n-2 + и – показыают направление связи. R-коэффициент корреляции. Значимость коээф. корреляции – показывает min уровень коэффициента при котором одна переменная влияет на другую переменную. Значимость к.к. определяется по формуле: Что такое стандартизация теста? Стандартизацией называется процесс унификации, регламентации, приведение к единым нормативам процедуры психодиагностики и тестовых показателей. При помощи стандартизации осущ. сопоставление экспериментальных данных, полученных при помощи методик различной размерности. Что такое норма? Если 2, 3 ошибки распределение нормальное, если больше, то не нормальное.
Xi - Mx Ст. бал = x A+M x Формула перевода сырых баллов в IQ Коэффициент корреляции Пирсона (Rху) – показывает, наличие связи м/у переменными, при которой каждой переменной х соответствует не одно или несколько определенных значений у, а распределение у, меняющиеся вместе с изменением х, которое может быть однонаправленным (+) и разноправленым (-).
Доверительным интервалом называется интервал, который накрывает неизвестный параметр с заданной точностью. Основой мерой центральной тенденции в параметрическом измерении яв. среднее значение. (Мх) Это- сумма всех измеренных значений сво-ва, отнесенное к колич-ву этих измерений.
Точечный биссериальный коэффициент корреляции Пирсона (Rpb)- метод корреляционного анализа отношений переменных, одна из которых измерена в дихотомической шкале наименований, а другая в интервальной шкале отношений или порядка. Рассчет коэффициентов корреляции позволяет осущ. корреляционный, факторный, кластерный анализ эмпирических данных. 3в) Типы психологических диагнозов: 4 типа. Сиптоматический, этиологический, типологический, прогностический. 6в) Проблемы общей и дифференциальной психодиагностики. Дифференциальная психодиагностика – это проблемы связи с возможностями методов диагностики личности. Выявление предмета, выявление признаков, определение методов оценки признаков, проблемы построение методик. Проблемы инструментальные – измерение признаков, валидности, надежности, объекутивности, проведение самого тестирования, организационные. Методологические проблемы – проблема теории измерения. Дифференциальная психодиагностика - индивидуальные различия. 7в) Индивидуально- психологические различия. Понятие норма и стандарта. Нормативное распределение основывается на понятии нормы. Понятие нормы исходит из нормативного поведения человека в стандартных ситуациях. Зона средних. В номинальной шкале нормы выходят из модального признака. В ранговой шкале норма- это медианый признак. Стандарт – это норма выявляется для популяции. Норма может определятся в группе, а популяция это норма преобразуется в стандартное значение. Норма преобразуется в стандартное значение через формулу Xi - Х Ст. бал = x A+M x 11в) Психометрические основы диагностических методов. Общее описание шкал стандарных оценок. (Z – оценки, T – оценки, стэны, IQ-баллы) На основе общего описания первичных оценок разработаны другие оценки. Z-оценки имеют отрицательное значение. 10в) Психометрические основы диагностических методик. Стандартное отклонение и ормативное распределение. Процентили (перцентили)и проценты. Процентили – это стандартная шкала, она имеет нормальное распределение, а % не имеют нормальное распределение. С % нельзя считать Т критерий, сигму ее нужно преобразовывать в процентили. Процентили – это стандартная шкала, а -% это номинальная. Генеральная совокупность- этообъем выборки на которой распространяется результат эксперимента. 20-24в) структура психодиагностики предметное поле ? структура мотивации- направленность личности ДДО, семантическое пространство. Установки. Специальные способности – способности к определенной деятельности. Общие- потенция личности (способности учится). Тесты интелекта, творчества, способности. 10в) Что такое дискриминативность теста? - это способность теста дифференцировать по исследуемому признаку. В основе дискриминативности лежит нормальное распределение. Если не нормальное распределение, то люди не дифференцируют. 22в) Что такое стандартная ошибка? Стандартная ошибка говорит о том, в каком интервале находится истенные данные. (Стандартная ошибка в надежности есть?.) Истинная оценка находится от 105 дол 115. ошибка считается по выборки. 23в) Что такое психометрический парадокс? психометрический парадокс заключается в том, что задание теста, имеющее высокую дискременативности имеет слабую надежность признаков. 24в) Каковы среднее арифмерическое и стандартное отклонение в Zбаллов, T- баллов и шкалы стэн? Т = А10 М50 Z=А1 М0 ?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :