Реферат по предмету "Транспорт"


Устройство и эксплуатация генератора Г-221

Введение
 
Рольавтомобильного транспорта довольно велика в народном хозяйстве и вВооруженныхСилах Украины. Автомобиль служит для быстрого перемещения грузов и пассажировпо различным типам дорог и местности. Автомобильный транспорт играет важнейшуюроль во всех сторонах жизни страны. Без автомобиля невозможно представитьработу ни одного промышленного предприятия, государственного учреждения,строительной организации, коммерческой фирмы, предприятия сельского хозяйства, воинскойчасти. Значительное количество грузовых и пассажирских перевозок приходится надолю этого транспорта. Легковой автомобиль широко вошел в быт трудящихся нашейстраны, стал средством передвижения, отдыха, туризма и работы.
Великозначение автомобиля в Вооруженных Силах Украины. Боевая и повседневнаядеятельность войск непрерывно связана с использованием автомобильной техники.От ее наличия и состояния зависят подвижность, маневренность частей, выполнениебоевой задачи. На автомобилях устанавливаются ракетные установки, радиолокационныестанции, специальное оборудование; автомобильные тягачи используются длябуксировки ракет, артиллерийских систем, минометов, самолетов, специальныхприцепов. Созданы специальные машины обеспечения: автотопливозаправщики,кислородозаправщики, пусковые агрегаты, краны, штабные автобусы, ремонтныемастерские, машины химических войск, инженерные, санитарные, пожарные и др. Безучастия автомобильной техники ни один самолет не может подняться в воздух.Проверка электрических, гидравлических, пневматических и других систем,заправка горючим, маслом, кислородом, воздухом, боеприпасами, буксировкасамолетов, очистка взлетно-посадочных полос все это выполняют автомобили.
Такимобразом, автомобиль стал неотъемлемым элементом в сложной деятельностиВооруженных Сил Украины и народного хозяйства.
Автомобиликлассифицируют по назначению, проходимости и типу двигателя.
Поназначению они делятся на транспортные и специальные:
-транспортныеавтомобили служат для перевозки различного рода грузов и личного состава(пассажиров); они подразделяются на грузовые и пассажирские. Первые из нихразличаются по грузоподъемности и типу кузова, а пассажирские в зависимости отконструкции и вместимости кузова делятся на автобусы и легковые автомобили.
-специальныеавтомобили предназначены для выполнения специальных работ или приспособлены дляперевозки определенного вида грузов. На них монтируются оборудование,вооружение или устанавливается специальный кузов. Сюда относятся подвижныемастерские, радиостанции, топливозаправщики, краны и др. В армии к специальнымавтомобилям относятся также тактические транспортеры, предназначенные дляподвоза боеприпасов, продовольствия и эвакуации раненых в районе переднегокрая; колесные тягачи для буксировки тяжелых прицепов и полуприцепов;многоосные шасси, применяемые для транспортировки длинномерных неделимых грузовбольшой массы.
Кспециальным относятся и спортивные автомобили, предназначенные для тренировки исоревнований.
Попроходимости автомобили делятся на три группы:
— обычной (дорожной), повышенной и высокой проходимости. Первые из них (ЗИЛ-130)используются главным образом на дорогах.
— повышенной проходимости — ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 — могут двигаться по дорогам иучасткам местности вне дорог. Автомобили высокой проходимости — по дорогам ивне дорог, к ним относятся многоосные автомобили и специальные автопоезда.
Потипу двигателя автомобили делятся на автомобили с :
— дизельными двигателями.
-карбюраторнымидвигателями.
-газобаллоннымидвигателями.
-газогенераторнымидвигателями. Карбюраторные двигатели работают главным образом на бензине,дизели — на тяжелом (дизельном) топливе, газобаллонные — на сжатом илисжиженном газе, газогенераторные — на твердом топливе (древесина, уголь).
Каждыйавтомобиль можно разделить на следующие основные части: двигатель, шасси,кузов, электро- и специальное оборудование.
Двигательявляется источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение.Сейчас применяются в основном поршневые двигатели внутреннего сгорания, реже электрические(в качестве экспериментальных) и другие.
Шасси,состоящее из трансмиссии, ходовой части и систем управления, образуют агрегатыи механизмы, которые служат для передачи усилия от двигателя к ведущим колесам,для управления автомобилем и его передвижения.
Кузовслужит для размещения водителя, личного состава и грузов. У грузовыхавтомобилей общетранспортного и многоцелевого назначения кузов состоит изкабины, грузовой платформы и оперения
Электрооборудованиесоставляют узлы и приборы, предназначенные для воспламенения рабочей смеси вдвигателе, освещения и сигнализации, пуска двигателя, питанияконтрольно-измерительных приборов.
К специальномуоборудованию относятся лебедка, система регулирования давления воздуха в шинах,подъемник запасного колеса.

 
Техническаяхарактеристика генератора Г- 221
Номинальноенапряжение, 12 В
Направлениевращения правое (со стороны привода)
Максимальнаясила тока отдачи при 14 В и частотевращения ротора 5000 мин-1, 42 А
 
Общее устройство, назначение, работагенератора Г-221
 
Генератор Г-221 переменного токаслужит для питания потребителей электрической энергии и для зарядкиаккумуляторной батареи. Он представляет собой трехфазную синхроннуюэлектрическую машину с электромагнитным возбуждением правого вращения (состороны привода). Для преобразования переменного тока в постоянный в генераторвстроен выпрямитель на шести кремниевых диодах. Максимальная сила тока отдачигенератора (при 14 В и 5000 об/мин) составляет 42 А. Генератор установлен надвигателе с правой стороны и приводится во вращение клиновым ремнем от шкиваколенчатого вала.
/>
1. Крышкагенератора со стороны контактных колец;
2. Выпрямительныйблок;
3. Болткрепления выпрямительного блока и фазных выводов обмотки статора;
4. Контактныекольца;
5. Контактныекольца;
6. Шарикоподшипниквала ротора со стороны контактных колец;
7. Валротора;
8. Изолирующаявтулка;
9. Винткрепления щеткодержателя;
10. Плюсовойклеммовый болт (вывод «30»);
11. Изолирующаявтулка контактного болта;
12. Штекерцентрального вывода обмотки статора;
13. Щеткодержатель;
14. Отрицательнаящетка;
15. Положительнаящетка;
16. Шпилькадля крепления генератора к натяжной планке;
17. Крыльчаткашкива;
18. Клювообразныйполюсный наконечник ротора со стороны привода;
19. Шкивпривода генератора;
20. Гайкакрепления шкива;
21. Дистанционноекольцо подшипника;
22. Шарикоподшипниквала ротора со стороны привода;
23. Крышкагенератора со стороны привода;
24. Каркасобмотки ротора;
25. Обмоткаротора;
26. Изоляцияпаза статора;
27. Статор;
28. Клинобмотки статора;
29. Обмоткастатора;
30. Клювообразныйполюсный наконечник ротора со стороны контактных колец;
31. Стяжнойболт;
32. Буфернаявтулка;
33. Втулка;
34. Отрицательныйдиод;
35. Изолирующаяпластина;
36. Проводфазного вывода обмотки статора;
37. Положительныйдиод;
38. Держательположительных диодов;
39. Изолирующаявтулка;
40. Держательотрицательных диодов.
Через отверстия в ушках крышек 1 и 23генератор крепится болтом к кронштейну двигателя и шпилькой к натяжной планке.Чтобы при затяжке болта не обломились ушки крышек, в отверстии крышки 1 имеетсярезиновая буферная втулка 32. Под действием усилия затяжки поджимая стальнаявтулка (на рисунке она расположена слева от буферной) смещается, выбирая зазормежду ушком и кронштейном крепления генератора, буферная втулка 32 сжимаетсямежду стальными втулками и осевое усилие затяжки не передается на ушко.Основные части генератора это ротор, статор 27 и крышки 1 и 23, отлитые изалюминиевого сплава. Ротор состоит из вала 7, на рифленую поверхность которогонапрессована стальная втулка и стальные клювообразные полюсы 18 и 30 иобразующие вместе с валом и втулкой сердечник электромагнита. На втулке междуклювообразными полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка 25 ротора,называемая обмоткой возбуждения. Концы обмотки выведены через отверстия вполюсе 30 и припаяны к медным контактным кольцам 4 и 5, установленным напластмассовой втулке. Ротор вращается в двух шарикоподшипниках 6 и 22 закрытоготипа. Смазка закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения приэксплуатации не требует. Внутренняя обойма переднего подшипника 25 свободнопосажена на вал ротора и вместе с дистанционным кольцом 21 зажата гайкойкрепления шкива между ступицей шкива и буртиком вала. Наружная обойма этогоподшипника запрессована в крышку и закреплена между двумя стальными шайбами,стянутыми четырьмя винтами. После затяжки гаек концы винтов раскернивают, чтобыисключить самоотвинчивание гаек. Внутренняя обойма заднего подшипника 6напрессована на вал ротора, а наружная входит в гнездо крышки 1 и поджимаетсярезиновым кольцом. На валу ротора с помощью сегментной шпонки и гайки закрепленшкив 19 с крыльчаткой 17 вентилятора, служащего для охлаждения выпрямителя ивнутренних частей генератора. Воздух засасывается в окна крышки 1. проходитмежду статором и ротором и через окна крышки 23 крыльчаткой вентиляторавыбрасывается наружу. Между ступицей шкива и гайкой установлена пружиннаяконическая шайба, обращенная выпуклой стороной к гайке. Шкив и вентиляторизготовлены из тонколистовой стали и соединены электросваркой. Сердечник статора27 набран из пластин электротехнической стали толщиной 1 мм. В четырех местахпо наружной поверхности пластины соединены сваркой. На внутренней поверхностистатора имеется 36 пазов полузакрытой формы, изолированные картоном. В пазахуложена трехфазная обмотка статора, закрепленная от выпадения клиньями 28, вкачестве которых используются пластмассовые трубки. Каждая фазная обмоткасостоит из шести последовательно соединенных катушек. Фазные обмотки соединеныа звезду с выводом нулевой точки на штекер 12 (без маркировки). Этот выводиспользуется для подключения реле контрольной лампы заряда аккумуляторнойбатареи. Для повышения электрической прочности и теплопроводности обмоткистатор пропитан лаком. На крышке -1 генератора винтом закреплен щеткодержатель13 со щетками 14 и 15. Через щетки, изготовленные из меднографитовой смеси иприжатые пружинами к контактным кольцам ротора, подводится ток к обмоткевозбуждения. Щетка 14 через пластину соединена с «массой» генератора,а щетка 15 — со штекером «67». Детали выпрямителя также прикреплены ккрышке 1 генератора. Выпрямитель преобразовывает переменный ток, вырабатываемыйгенератором, в постоянный, которым питаются потребители электрической энергииавтомобиля. Выпрямитель собран по трехфазной мостовой схеме из шести кремниевыхдиодов типа ВА20 — полупроводниковых приборов, пропускающих ток только в одномнаправлении. Диоды находятся в специальном выпрямительном блоке, состоящем издвух алюминиевых держателей 38 и 40 с диодами. С целью упрощения конструкциивыпрямителя три диода имеют на корпусе «плюс» выпрямленного тока(«положительные» диоды). Они запрессованы в держатель 38, соединенныйс выводом «30» генератора. Другие три диода создают на корпусе«минус» выпрямленного тока («отрицательные» диоды). Онизапрессованы в соединенный с «массой» держатель 40 выпрямительногоблока, соединенный с «массой». Диоды запрессованы в алюминиевыедержатели для того, чтобы обеспечить эффективный отвод тепла от их корпуса кдержателям, которые для охлаждения продуваются воздухом. В случае выхода диодовиз строя их нельзя заменять по отдельности надо заменять целиком выпрямительныйблок. На генераторах выпуска до 1977г. отрицательные диоды были запрессованы вкрышку 1, а положительные — в алюминиевый держатель, соединенный с выводом«30» и прикрепленный вместо выпрямительного блока к крышке 1. У этихгенераторов можно было заменять отдельные поврежденные отрицательные диоды,аккуратно впрессовывая и запрессовывая их на прессе. Если выходил из строяположительный диод, то необходимо было заменять целиком держатель сположительными диодами. Работает генератор следующим образом.Когда ключ выключателя зажигания находится в положении 1 (зажигание), черезобмотку возбуждения генератора проходит электрический ток, создающий вокругполюсов ротора магнитный поток. При вращении ротора под каждым зубцом статорапроходит то южный, то северный клювообразный полюс ротора и магнитный поток,проходящий через обмотку статора, меняется по величине и направлению. Этотпеременна магнитный поток создает в обмотке статора электродвижущую силу.Клювообразная форма полюсов ротора подобрана таким образом, чтобы получитьформу кривой электродвижущей силы, близкую к синусоидальной.
 
Правила проверки иэксплуатации генератора
Приэксплуатации, обслуживании и ремонте генератора следует соблюдатьнижеприведенные правила, нарушение которых может привести к повреждениюрегулятора напряжения или вентилей выпрямителя. Вывод “минус” аккумуляторнойбатареи всегда должен соединяться с массой, а “плюс” — подключаться к зажиму генератора.
Ошибочноеобратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентилигенератора и отказ их в работе. Не допускается работа генератора сотсоединенными от зажима проводами потребителей (особенно с отсоединеннойаккумуляторной батареей).
Этовызовет опасное повышение напряжения на вентилях, и они могут быть повреждены. Запрещаетсяпроверка работоспособности генератора “на искру” даже кратковременнымсоединением зажима генератора с массой или штекером.При этом через вентили протекаетзначительный ток, и они пробиваются. Проверять генератор можно только с помощьюамперметра и вольтметра. Запрещается проверка цепей зарядного тока мегоомметромили лампой, питаемой напряжением более 36 В. Если такая проверка необходима, топредварительно следует отсоединить провода от генератора и регуляторанапряжения.
Проверятькачество изоляции статора повышенным напряжением следует только на стенде иобязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток. Приэлектросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода отвсех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

 Проверкаобмотки. Проверка вентилей генератора
Проверка обмотки возбуждения ротора. Исправность обмотки и надежностьприлегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде без разборкигенератора, измерив сопротивление между штекером и корпусом генератора. Еслиобмотка не имеет коротко-замкнутых витков и щетки хорошо притерты к контактнымкольцам, то сопротивление должно быть при температуре20С. После разборкигенератора проверяют сопротивление обмотки возбуждения между двумя контактнымикольцами, которое должно быть (4,3±0,2) Ом при температуре 20 °С. При этом надоследить за надежностью контакта между кольцами ротора и присоединенными к нимпроводниками. Проверка статора. Статор проверяется отдельно после разборкигенератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от вентилей выпрямителя.В первую очередь проверяют омметром или с помощью контрольной лампы иаккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли еевитки на корпус. Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева,который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямителя. Статор стакой поврежденной обмоткой следует заменить. Затем проверяют специальнымдефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков. Проверкавентилей выпрямителя. Исправный вентиль пропускает ток только в одномнаправлении, неисправный может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) илипропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание). Короткое замыканиевентилей можно проверить без снятия генератора с автомобиля, предварительноотсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора. Проверить можноомметром или с помощью лампы (25-40Вт)аккумуляторнойбатареи. Сначала проверяют,нет ли замыкания одновременно в положительных и отрицательных вентилях. Дляэтого “+” батареи через лампу подсоединяют к зажиму генератора, а “-” батареи ккорпусу генератора. Если лампа горит, то и отрицательные, и положительныевентили имеют короткоезамыкание. Проверить короткое замыкание отрицательныхвентилей можно, соединив “+” батареи через лампу со штекером нулевого проводаобмотки статора, а “-” батареи — с корпусом генератора.Горение лампы означаеткороткое замыкание в одном или нескольких отрицательных вентилях. Следуетпомнить, что в этом случае горение лампы может быть следствием замыкания витковобмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречаетсяреже, чем короткое замыкание вентилей. Для проверки короткого замыкания вположительных вентилях “+” батареи через лампу соединяют с зажимом генератора,а “-” батареи со штекером вывода нулевой точки обмотки статора Горение лампыукажет на короткое замыкание одного или нескольких положительных вентилей. Безразборки генератора обрыв в вентилях можно обнаружить только косвенно припроверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20-30 %) силыотдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если обмотки генератора исправны,а в вентилях нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого токаявляется обрыв в вентилях.
 
Разборка генератора
 
Отвернув винты крепления, снимаютщеткодержатель со щетками. Отворачивают гайки стяжных болтов и снимают крышкугенератора вместе с ротором. Зажимают ротор в тисках, отворачивают гайкукрепления шкива и съемником 02.7823. 9504 снимают шкив с вала ротора. Вынимаютиз паза на валу сегментную шпонку и снимают крышку. Отворачивают гайки винтов,соединяющих наконечники вентилей с выводами обмотки статора, вынимают изколодки штекер нулевого провода и извлекают статор из крышки генератора.Отворачивают гайку контактного болта и снимают выпрямительный блок (илирадиатор с положительными вентилями). Сборка. Собирают генератор в последовательности,обратной разборке. Несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна бытьне более 0,4 мм. Поэтому при сборке необходимо вставлять в эти отверстияспециальный калибр. Коническая пружинная шайба шкива выпуклой стороной должнасоприкасаться с гайкой. Гайку шкива затягивать моментом 4,5—7,2 кгс-м. Замена щеткодержателя. Если щетки износились и выступаютиз щеткодержателя меньше чем на 5 мм, то заменяют щеткодержатель со щетками.Перед установкой щеткодержателя продувают место установки от угольной пыли иудаляют протиркой масло, смешанное с угольной пылью. Замена подшипника ротора со стороны привода. Чтобыизвлечь неисправный подшипник из крышки, необходимо отвернуть гайки винтов,стягивающих шайбы крепления подшипника, снять шайбы с винтами и на ручномпрессе выпрессовать подшипник. Если гайки не отворачиваются (концы винтовраскернены), то следует спилить концы винтов. Устанавливать новый подшипник вкрышку генератора можно только в том случае, если отверстие для подшипника недеформировано. Диаметр отверстия должен быть 41,967-41,992 мм. Если отверстиеимеет больший диаметр или деформировано, следует заменить крышку новой. Подшипник в крышку запрессовывают на прессе и затемзажимают между двумя шайбами, стянутыми винтами с гайками. После затягиваниягаек концы винтов следует раскернить. Заменавентилей. Если на генераторе установлен выпрямительный блок, то в случае выходаиз строя одного из вентилей заменяется выпрямительный блок. Если вентилинаходятся в крышке и радиаторе, то можно менять отрицательные вентили,запрессованные в крышку. Положительные вентили, запрессованные в радиатор,менять не допускается. Если поврежден один или несколько положительныхвентилей, то заменяют радиатор вместе с вентилями. Неисправный отрицательный вентиль аккуратновыпрессовывают на прессе. Нельзя выбивать его молотком, чтобы не испортитьотверстие под вентиль и не повредить другие исправные вентили, запрессованные вкрышку. Новый вентиль аккуратно, безперекоса запрессовывают в крышку также на прессе с помощью пуансона А.76028 иопоры А.76031. Категорически запрещается запрессовывать вентиль ударамимолотка. Усилие запрессовки должно действовать на корпус вентиля, как показанона рис. 158 стрелками. Вентили запрессовывают до упора фланца в крышкугенератора. Для вентилей, имеющих ненакатанный поясок около фланца, допускаетсязазор 0,1 — 1 мм между фланцем вентиля и поверхностью крышки.
 Неисправности и ремонт генератора Г -221
 
Повышенныйшум при работе
Причиной шумав генераторе, как правило, является износ или повреждение подшипников якоря.Первым из строя выходит обычно передний подшипник: сказываются большиенагрузки, приходящиеся на него, например, из-за чрезмерного натяженияприводного ремня. Обычно замена подшипников не вызывает серьезных затруднений,хотя для этого придется почти полностью разобрать генератор.
Послеразборки следует обратить внимание на состояние посадочных отверстий подподшипники в корпусе и передней крышке генератора. Редко, но случается, что этиотверстия оказываются изношенными или деформированными. Если суммарный износ впосадочном отверстии и в подшипнике окажется больше зазора между якорем истатором, то якорь при вращении задевает за полюса статора в Киеве, чтонедопустимо. Требуется замена не только подшипников, но и корпуса или переднейкрышки генератора. Для генераторов иномарок можно подобрать отечественныйподшипник (подшипники выбирают по наружному и внутреннему диаметру, а такжеширине).
Например, длямногих генераторов Bosch в переднюю опору якоря подходит подшипник 80203 отопоры первичного вала коробки передач “Волги”, а в качестве заднего можноиспользовать подшипник 180201 от генераторов ВАЗов, “Москвичей” и “Таврий”.
Генераторне дает зарядный ток
Об этомсвидетельствует контрольная лампа на приборной панели, а также показанияамперметра или вольтметра, если этими приборами оснащен автомобиль. Если ременьгенератора нормально натянут и не проскальзывает, то самая вероятная причинанеисправности — износ щеток или их зависание в щеткодержателе. Щетки не толькоизнашиваются сами, но изнашивают и контактные кольца в Киеве, которыерасположены на одном валу с якорем и вращаются вместе с ним. Понятно, что чембольше пробег, тем больше и износ, поэтому очень часто продолжительность службыгенератора ограничивается именно долговечностью контактных колец. Остаточнаявысота щеток должна быть не менее 7 мм, после чего щетки подлежат замене. Какзапчасти щетки часто продаются вместе со щеткодержателями. Если с поиском новыхщеток, например, для генераторов иномарок возникли проблемы, то в качествезапасных частей можно использовать щетки от отечественных генераторов. Сначалапридется извлечь щеткодержатель со щетками, отпаять провода щеток от контактныхпластин. Далее, необходимо точно подогнать новую щетку к размерам старой, ноэто сделать нетрудно, поскольку материал щеток легко обрабатывается наждачнойбумагой или надфилем. Осталось заменить изношенные детали на новые. В концеконцов, временно может выручить графитовый стержень от круглой батарейки типа373, но в этом случае самоделку лучше всего установить между контактным кольцоми остатком старой щетки. Если нарушения в работе генератора связаны с тем, чтощетки туго перемещаются или вообще потеряли подвижность в гнездахщеткодержателя из-за попадания пыли, продуктов износа и другой грязи, тодостаточно извлечь щеткодержатель и протереть поверхности его гнезд и щеткичистой салфеткой, смоченной в бензине. Относительно износа и подгоранияконтактных колец, то если этот процесс не зашел слишком далеко, можноограничиться зачисткой колец шлифовальной шкуркой. При большом износеконтактные кольца следует проточить и отшлифовать на станке.
Обрыв илимежвитковые замыкания в обмотках якоря и статора
В этом случаегенератор также не будет вырабатывать ток. Вообще говоря, обрывы и межвитковыезамыкания в статорной обмотке и обмотке возбуждения якоря определяют с помощьюомметра, но иногда обрывы можно обнаружить после разборки при внешнем осмотре.Особое внимание следует уделить состоянию мест пайки выводов катушкивозбуждения к контактным кольцам, соединению проводов щеток с контактнымипластинами и т.д. Если дефект обнаружен, то его устраняют с помощью паяльника.В случае замыкания обмоток на корпус, скорее всего, придется заменить якорь илистатор в сборе, а то и генератор целиком.
Отказвыпрямительного блока
Если щеточныйузел работает нормально, в электрических цепях и обмотках нет обрывов изамыканий, а генератор все равно не вырабатывает зарядный ток, то виновникомнеисправности, скорее всего, является выпрямительный блок. Неисправные диоды —основные элементы выпрямительного блока — могут либо вообще не пропускать ток(в случае обрыва), либо пропускать ток в обоих направлениях (в случае короткогозамыкания). Отказавший выпрямительный блок подлежит замене.
 
Нарушенияв работе регулятора напряжения
генераторэксплуатация неисправность напряжение
Дефекты врегуляторе напряжения проявляются в том, что генератор дает большой зарядныйток, и аккумулятор систематически перезаряжается (“кипит” электролит), либоток, наоборот, слишком слабый, а то и вообще отсутствует. Между прочим,нарушения в работе регулятора напряжения — одна из самых распространенныхнеисправностей в системе генераторной установки. Работу регулятора можнопроверить на автомобиле. Следует дать поработать двигателю 15 минут на среднихоборотах, затем включить фары и с помощью вольтметра постоянного тока замеритьнапряжение между выводной клеммой и “массой” генератора. Если регуляторисправен, то замеренное напряжение должно лежать в пределах 13,5-14,5 В. Впротивном случае регулятор придется заменить.
 
Охрана труда для слесаря по ремонтуавтомобилей
Выполняйте толькопорученную Вам работу.
К ремонту автомобилейдопускаются лица, не моложе 18 лет, обученные безопасным методам работыпрошедших проверку знаний требований ОТ, ТБ. имеющиепрофессиональную подготовку и прошедшие: — предварительный медицинский осмотр. При уклонении отпрохождения медицинских осмотров работник не допускается к выполнению трудовыхобязанностей; — вводный инструктаж; — обучение безопасным методам и приемам труда и проверкузнания безопасности труда; — первичныйинструктаж на рабочем месте. К работе сэлектрифицированными инструментом и оборудованием допускаются слесари,прошедшие соответствующее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационнуюгруппу по электробезопасности. Выполнениеработ, не связанных с обязанностями слесаря, допускается после проведенияцелевого инструктажа.
Запрещается работатьнеисправным инструментом и на неисправном оборудовании.
Используйте инструменти приспособления по их назначению.
При получении травмы напроизводстве немедленно обращайтесь в медпункт сообщите администрации.
Соблюдайте правилавнутреннего распорядка.
При оформлении наработу слесарь обязан предъявить справку о медосмотре, удостоверение обобучении слесарным работам.
Во избежание несчастныхслучаев при ремонте автомобилей, слесарь должен внимательно относиться к работеи строго выполнять перечисленные в настоящей инструкции требования по техникебезопасности.
Автослесарь занарушение требований настоящей Инструкции, пожарной безопасности и производственнойсанитарии несет ответственность в соответствии с Законодательством Украины.
 
Требования безопасности перед началомработы
Приведи в порядок своюспецодежду, застегни и подвяжи обшлага рукавов, убери волосы под головной убор.В легкой обуви (тапочках) слесарю работать запрещается.
Осмотри свое рабочееместо, освободи его от посторонних предметов.
Проверь исправностьинструмента и приспособлений, наличие необходимых защитных средств, подъемныхмеханизмов и пр.
Проверь исправность огражденийна приводах сверлильных, шлифовальных и других станков, а также на стендах пообкатке двигателей, коробок переменных передач и редукторов.
Обнаруженные во времяпроверки негодные инструменты привести в исправное состояние или заменитьгодными к работе.
О всех замечаниях инеисправностях в оборудовании, инструменте и приспособлениях доложить мастеру.
Слесарный инструмент,приспособления и инвентарь должны удовлетворять следующим требованиям: а)молоток должен иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность бойка, прочноукрепленным металлическим клином на достаточно упругой деревянной гладкой ручкедлиной 250-300 мм. б) зубила должны быть не короче 150 мм и не иметь косых исбитых затылков. в) гаечные ключи должны строго соответствовать размерам гаек иголовок болтов. г) напильники должны иметь насаженные на хвостовики деревянныеручки с металлическими кольцами со стороны напильника, д) козелки и подставкидолжны быть испытаны и освидетельствованы с указанием веса, который они могутвыдержать. е) подъемные механизмы, домкраты должны быть испытаны и содержатьсяв идеальном состоянии. к) слесарные тиски должны иметь исправные зажимные губкии прочное крепление к верстаку з) электродрели и переносные электролампы должныиметь заземляющий провод и изоляцию токонесущих электропроводов.
 
Требования безопасностиво время работы
Работы по осмотру ипроизводству среднего и капитального ремонтов автомобиля можно производитьтолько в предназначенных для этого местах – на ремонтных постах.
Перед постановкой напост ремонта автомобиль следует вымыть и обтереть. Перемещать автомобиль илизапускать двигатель в зонах технического обслуживания можно только с разрешениямастера или бригадира.
При постановкеавтомобиля на пост ремонта, не связанного с регулировкой тормозов следуетобязательно затормозить автомобиль ручным тормозом и включением первой передачи
Осматривать иремонтировать автомобиль с работающим двигателем не разрешается кроме случаеврегулировки двигателя и тормозов.
Во всех случаяхдемонтажа колес и агрегатов автомобиля надо обязательно применять специальныеметаллические козелки-подставки или передвижные механические гаражные домкраты,устанавливаемые под переднюю и заднюю части рамы. а также и в средней частирамы под лонжероны.
При демонтаже одного илидвух колес автомобиля или двухосного прицепа под неснятые колесаустанавливаются упоры (башмаки).
Монтаж и демонтаж шинразрешается производить только в специально предназначенных местах, устроенныхв соответствии с требованиями техники безопасности.
Демонтаж шин долженпроизводиться с обязательным выпуском воздуха из камер.
Категорическизапрещается производить работы на автомобиле, находящемся в вывешенномсостоянии только на талях или автомобильных домкратах, или автомобиль с однойстороны путем подкладывания под переднюю ось или раму кирпичей, обрезков леса идругих случайных предметов и тем более находиться под автомобилем при указанныхусловиях.
При снятии и постановкерессор обязательна предварительная разгрузка их от веса кузова. Для этого кузовподнимают подъемным механизмом, а затем ставят козелки.
При снятии отдельныхтяжеловесных агрегатов – двигателя,, коробки перемены передач и других деталей,связанных с большим физическим напряжением или с неудобством, -обязательнопользоваться подъемными электрическими механизмами или ручными талями, надежноукрепленными на прочных частях зданий или сооружений.
Запрещается находитьсяпод агрегатами автомобиля, подвешенными на крюке подъемного крана.
При снятии двигателя,коробки передач, радиаторов и других агрегатов, связанных с системой охлажденияи маслопроводов обязателен предварительный слив воды и масла в специальныесосуды. Сливать воду и масло на пол категорически запрещается.
Сборку рессор надопроизводить на специальном приспособлении, при отсутствии такового, для зажимарессор пользоваться только стуловыми тисками, но ни в коем случае непараллельными.
При необходимостипроизводства работ под автомобилем необходимо предварительно убедиться внадежности и устойчивости положения автомобиля, а также в отсутствии какой-либоопасности от случайного движения находящихся вблизи других автомобилей.
При производстве работв лежачем положении под автомобилем, надо обязательно применять специальныерешетчатые деревянные щитки с подголовником или специальную тележку.
При ремонте на канавеавтомобиль необходимо установить так, чтобы колеса находились вдольнаправляющих реборд канавы и автомобиля, не мешая входу и выходу из канавы.
Во время ремонтаавтомобиля на эстакаде необходимо под колеса устанавливать надежные упоры.
Для удобства ибезопасности работы в смотровой канаве последняя должна удовлетворять следующимтребованиям: — спуск в канаву должен быть оборудован специальными ступеньками содной и другой стороны канавы; — пол канавы – застлан деревянной решеткой; — для обеспечения освещения канава должна быть оборудована постоянным безопаснымэлектрическим освещением или переносной электролампой напряжением не выше 12 Вс предохранительной сеткой и изолированной электропроводкой, заключенной врезиновый шланг.
При подъеме автомобилейплунжерным воздушно-гидравлическими надо следить за безотказностью действияпредохранительных устройств (опорных стоек под рамы).
При свертывании старыхили заржавленных гаек не допускается применять ключи с наращиваемой рукояткойили молотки с зубилом. Старые гайки перед свертыванием необходимо смазыватькеросином.
При демонтаже илимонтаже узлов или отдельных деталей автомобиля несколькими рабочими необходимо,чтобы действия их были согласованы.
Снимать сцилиндрических частей различные детали, имеющие тугую посадку (например, муфтуили втулок с валом), можно только специальными скобами или съемниками.Указанные детали запрещается снимать при помощи молотка или кувалды.
При демонтаже и монтажеспиральных пружин, поршневых и стопорных колец и других деталей надопользоваться специальными приспособлениями (щипцы, растяжки, оправки и т.п.).
При демонтаже иразборке автомобильных агрегатов их детали необходимо укладывать на стеллажиили в тару (ящики), не допуская беспорядка и загромождения на рабочем месте.Запрещается детали ставить в неустойчивое положение.
Демонтаж тросовавтомобильного крана и автолебедок следует производить в рукавицах.
При ручной заводкедвигателя необходимо: — предварительно проверить, не подтекает ли бензин изсистемы питания на бензопроводе «бак-карбюратор»; — заводную рукоятку держатьтак, чтобы большой палец правой руки прикладывался к указательному пальцу,брать рукоятку «в обхват» запрещается; — колено правой ноги держать от заводнойрукоятки на расстоянии не менее 20см.; — не производить запуск двигателя ирегулировку системы питания при разъединенных бензопроводах и снятомвоздухоочистителе, это может привести к возникновению пожара
Во время проверкидействия и регулировки тормозной системы автомобиля путем разгона и резкоготорможения автомобиля во дворе гаража или мастерской надо согласоватьбезопасные приемы с водителем автомобиля. Запрещается производить опробованиетормозов на внутри гаражных проездах.
После окончаниярегулировки рулевого управления, рулевых тяг, передней подвески, тормознойсистемы надо проверять шплинтовку всех соединений. Отсутствие люфта в шарнирныхсоединениях, отсутствие подсекания тормозной жидкости или утечки воздуха изсистемы. Исправная работа механизмов управления – залог безопасности при работеавтомобиля на линии.
Ремонт и техническоеобслуживание двигателей автомобилей, работающих на этилированном бензине,должны производиться в помещениях и на площадках, специально оборудованных дляэтой цели. Помещения должны иметь надежную и постоянно действующую вентиляцию,обеспечивающую полное удаление паров бензина.
Рабочие места, накоторых запускаются двигатели, должны быть оборудованы накидными шлангами наглушители для отвода наружу отработанных газов.
Двигатель передразборкой следует обтереть снаружи кистью или ветошь обильно смоченной вкеросине. На рабочем месте должен постоянно находиться керосин в таре с плотнозакрывающейся крышкой. Керосин является нейтрализующим средством для смывкиэтилированного бензина, попавшего на кожу.
Ремонтируемые детали иагрегаты, соприкасающиеся, с этилированным бензином, и поверхности на которыхмогут оказаться токсические (ядовитые) свинцовые отложения, должны бытьобезврежены для чего их на 10-15 мин. погружают в керосин.
Очищать и промыватьдетали, соприкасающиеся с этилированным бензином не разрешается без резиновыхперчаток.
При работеэлектродрелью, электро шлифовальной машиной и другими электро приспособлениямиобязательно пользоваться перчатками и ковриками. При заземлении, указанныхприспособлений, во избежание поражения током, во время перерывов в работеэлектроинструменты следует выключать.
Нельзя касатьсянаходящихся в движении механизмов и не огражденных частей машины, а такжеэлектропроводов, электроприборов и распределительных электрощитов.
Неисправныеэлектроприборы, электропроводку или другие электрические устройства самому неремонтировать, а вызвать электромонтера.
При заточке инструментана точиле не отодвигать защитного экрана и следить за тем, чтобы подручник отабразивного камня находился на расстоянии не более 2-3 мм, а камень крепился навалу при помощи шайб с мягкими прокладками между камнем и шайбой.
Не допускаетсяприменять пневматическую шлифовальную машинку без укрытия 2/3 абразивного кругазащитным кожухом.
Воспрещается превышатьгрузоподъемность механизмов – талей, консольных кранов, укосин и т.п. приподъеме тяжелых предметов, если их вес неизвестен.
Во избежание ослепленияэлектрической дугой запрещается находиться вблизи от мест электросварки безспециальных защитных очков.
При рубке зубилом иликрейцмеселем следует применить защитные приспособления и становиться так, чтобыотлетающая стружка или частички металла никого не поранили.
При пользовании сжатымвоздухом высокого давления надо проверять надежность присоединения (крепления)шлангового штуцера к ресиверу иди другому источнику питания сжатым воздухом.
Применяя электродрельили пневматическую машинку, ни в коем случае нельзя браться рукой за патрон илисверло в момент направления сверла к месту сверления.
При работе с паяльнойлампой запрещается: а) наливать бензин в керосиновую паяльную лампу; б)наполнять резервуар в лампы более чем на 3/4 его емкости; в) наливать горючее внеостывшую лампу; г) чрезмерно накачивать лампу и отвертывать горелку илиналивную пробку, когда лампа находиться под давлением; нормальное давление влампе характеризуются спокойным (неформированным, без резкого шума) горениемфакела; д) разогревать лампу на горне и в печи; е) производить разборку илирегулировку лампы при наличии вблизи рабочего места открытого огня.
В случае обнаружениянеисправности паяльной лампы как-то: протекание резервуара, выпирание поршнянасоса, засорение горелки, пропускание газа в резьбе капсуля и другиенедостатки, необходимо лампу сдать в ремонт.
Пролитое на пол маслонемедленно надо собрать и пол в этом месте насухо протереть.
Промасленные концы итряпки на пол не бросать, а складывать их в специально приспособленные дляэтого металлические ящики с закрывающейся крышкой.
Во избежание простудныхзаболеваний необходимо в холодное время года следить за тем, чтобы въездныеворота и двери в помещение были закрыты.
 
Требования безопасностив аварийных ситуациях
Во всех аварийныхситуациях автослесарь обязан немедленно прекратить работы и поставить визвестность мастера или начальника цеха.
При несчастном случаеоказать первую помощь пострадавшему, вызвать скорую медицинскую помощь илинаправить пострадавшего в медицинское учреждение, сообщить мастеру,администрации.
При возникновении пожаранемедленно прекратите работы, примените меры к тушению пожара первичнымисредствами пожаротушения, одновременно вызвать пожарную команду и поставить визвестность администрацию.
 
Требования безопасностипо окончанию работ
По окончании рабочеговремени следует:
Не оставлять агрегаты,детали и другие грузы в подвешенном состоянии на подъемных механизмах.
Проверить устойчивостьположения агрегатов и деталей, оставляемых до следующей смены на рабочем местеили на подставках и стеллажах.
Собрать инструмент,приспособления и сдать их на хранение в установленное мест или передатьсменщику. Инструмент и приспособления, соприкасающиеся с этилированнымбензином, промыть керосином или чистым бензином.
Рабочее место привестив образцовый порядок, спецодежду сдать на хранение или убрать в шкаф.
Обо всехнеисправностях, замеченных в процессе работы, сообщить механику или сменщику.
Тщательно вымыть руки илицо мылом или принять душ.

/>
Литература
1.УДК 658 Б43 Белов С. В., Морозова Л. Л. Безопасность труда слесарямеханосборочных работ. — М: Машиностроение, 1986. — 102
2.УДК 621 Б40 Безопасность труда в машиностроении в вопросах и ответах / В.Г.Еремин, В.В. Сафронов, А.Г. Схиртладзе, Г.А. Харламов; Под ред. Г.А. Харламова.- М: Машиностроение, 2004. — 192 c.
3.Боровских Ю. И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. –М.: «Академия». 1997.4.Акимов С.В., Чижков Ю.П, Электрооборудование автомобилей. Учебник для ВУЗов. — М.: ЗАО <КЖИ «За рулем», 2004. — 384 с: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.