Реферат по предмету "Религия и мифология"


Древняя римская мифология

Древняя римская мифология

Судить о
древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники
относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат
ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций.

Долгое время
господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные
представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных
персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы -
нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям.

Так, в
жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева,
произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия,
развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выхода на прогулку.
Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов.
Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств,
отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме
обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина";
использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем
ты желаешь называться".

Свидетельство
Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер
- камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы
толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и
нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того,
что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в
созданию мифологической системы, предполагающей взаимосвязи между богами, их
родственные и брачные отношения.

Из массы нумина
исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина . С
которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь
под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим
своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить
храмы. Ваять статуи богов. Различать богов по их полу, возрасту. Функциям,
положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические
обряды. Культ.

Ряд современных
исследователей поставил под сомнение теорию нумина. П. Бойансе показал, что
"Индигитаменты" были не народным творчеством, а созданием жрецов -
понтификов (многие из них были юристами, а римским юристам свойственно крайняя
детализация явлений и казусов); по его наблюдениям, термин "нумина"
всегда употреблялся у римских авторов и в надписях как "воля",
"сила", "величие", действие бога (а также сената,
императора), и римляне всегда (и в древнейшее время) имели изображения богов
(они в виде примитивных глиняных фигурок известны благодаря раскопкам уже с начала
первого тыс. до н.э.). Засвидетельствованная иногда неопределенность пола и
имени божеств обусловливалась неясностью, к кому из них следует обращаться в
определенном случае (например, при землетрясении, так как не было известно, кто
его вызывает), нежеланием жрецов из опасения злоупотреблений открыть подлинное
имя бога, слияние божества одного пола с аналогичным и одноименным, но другого
пола, почитавшимся в соседней общине.

Наличие в
Римской мифологии пар божеств объяснимо аналогиями с описанными В. Манхардтом
крестьянскими обрядами, в которых духи растительности, весны, жатвы и т.д.
могли изображаться мужчиной, женщиной или парами. Боги с отдельными мелкими
функциями, как показал Г. Узенер, встречались у многих других народов (в
частности, греков), и, следовательно, это не является какой-то спецификой
римского сознания.

Некоторые
авторы предполагали существование у римлян примитивной мифологии, впоследствии
заглохшей. Искали в далеком прошлом Рима порождавшие мифы верования,
аналогичные верованиям стадиально близких примитивных народов, восходящих к
индоевропейской мифологии общность, отражающую представление о трехчленной
системе мифологических функций: религиозно-жреческой, военной и хозяйственной,
и иерархические или конфликтные соотношения между богами. По мнению Дюмезиля,
специфика Римской мифологии состоит в том, что конфликты и гармония
воспроизводятся на "героическом" уровне в римских легендах, то есть,
переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула (религиозно-жреческая функция)
и его союзника Лукумона (военная функция) с Титом Тацием (хозяйственная
функция), последовавший за ней мир и союз этих героев, а значит, всех
необходимых обществу компонентов, отразившейся в предании о делении общества на
три трибы - Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Татиев (в
честь Тита Тация). Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь
как причастных к одной из трех социальных функций и возводит к индоевропейской
основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь Матер Матуты) и легенд о
древнейших римских героях (например, о поединке Горациев и Куриациев, о Муции
Сцеволе, которого он сопоставляет со скандинавским Фрейром, о Горации Коклесе,
сопоставляемом с Одином). Положения Дюмезиля, отвергшего мнение об
антимифологичности римлян и показавшего, как под влиянием особых обстоятельств
возникала Римская мифология - как отражение земного Рима в сфере небесной,
несмотря не рад возражений, приняты многими современными учеными. Меньшую роль
стали отводить этрусскому и даже греческому влиянию, подчеркивая самобытность
римской религии, возникшей в результате синойкизма общин, ее политический
характер, обусловленный особенностями римского государства как посредника между
гражданами и богами. #

На основе
немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев,
формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов Патер Татратус при объявлении
войны и заключении мира и союзов и др.), а также отдельных упоминаний у
позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период
были аналогичны стадиально близким верованиям других народов. Вероятно,
существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттесненным затем Юпитером),
а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и
последующей цивилизации культурными героями и или богами. Значение культа дуба
для римлян (как и для других италиков и для кельтов) подчеркивал Фрейзер,
ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух
дуба, с духом и нимфой Дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком,
так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Энарией в священном лесу.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.