Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный технический университет
Кафедра «Экономика и управление
на автомобильном транспорте»
ТРАНСПОРТНО-ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Пояснительная записка к курсовому проекту
Выполнил: Родионова М.С.
Саратов 2010
Реферат
Курсовой проект содержит 45 страниц, 31 таблицу, презентацию по результатам работы.
Объект разработки – автотранспортное предприятие, выполняющее пригородные грузовые перевозки автомобилем-самосвалом ЗИЛ-ММЗ-554.
Цель проектирования – повышение эффективности работы предприятия, обеспечение его инновационного развития.
Результат проектирования – расчет опорной производственной программы предприятия, определение финансовых результатов производственной деятельности АТП, разработка организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности работы предприятия и достижения поставленных целей, расчет проектируемой производной программы для предприятия.
Введение
Планирование является важнейшим инструментом управления. Деятельность любого хозяйствующего субъекта так или иначе основывается на планах руководства по достижению поставленных целей, на детально разработанной программе действий по получению полезного эффекта.
Ценность планирования заключается не столько в документе, называемом планом финансово-хозяйственной деятельности, сколько в анализе учитываемых в процессе планирования факторов, в спектре альтернатив и возможностей предприятия, открывающемся в ходе данного процесса, возможности оценки рисков осуществляемой деятельности и перспектив предприятия и отрасли в целом. В условиях постоянно меняющейся мировой экономики, неустойчивости, кризисных падений и взлетов экономик планирование приобретает первостепенную роль. Так как предприятие, не имеющее четкого плана действий в различных ситуациях, не учитывающее экономические риски деятельности на данном рынке заранее обречено на крах.
В условиях кризиса автотранспортные предприятия переживают «не лучшие времена». В данном курсовом проекте сделана попытка проанализировать возможные пути поддержания конкурентоспособности и прибыльности предприятия, возможности создания «фундамента» для устойчивости предприятия в сложных кризисных условиях. Сделана попытка разработки оптимальной стратегии поведения автотранспортного предприятия в 2010 году.
Транспотно-финансовый план
Задание
1. Разработать опорный вариант организации грузового АТП и определить соответствующие ему технико-экономические показатели работы в базовом году.
Исходные данные
(базовый вариант)
1. Марка автомобиля
ЗИЛ-ММЗ-554М
2. Ожидаемое количество автомобилей на начало года, ед.
43
3. Марка прицепа
ГКБ-819
4. Ожидаемое количество прицепов на начало года, ед.
8
5. Поступление автомобилей в 1, 2, 3, 4 кв. года соответственно, ед.
2
6. Выбытие автомобилей в 1, 2, 3, 4 кв. года соответственно, ед.
6
7. Выполненный объем перевозок грузов в базовом году, тыс. тонн (Qт)
99
8. Объем грузов 1, 2, 3, 4 классов в общем объеме (YQ) соответственно, %
1 — 55
2 — 20
3 — 12
4 — 12
9. Среднее расстояние перевозки тонны грузов 1, 2, 3, 4 классов (l) соответственно, км
1 — 63
2 — 27
3 — 10
4 — 7
10. Среднее время нахождения автомобилей в наряде (Тн), час
8,1
11. Среднее время простоя под погрузкой-разгрузкой на ездку (tп-р), час
0,15
12. Средняя техническая скорость (vт), км/час
31,3
13. Коэффициент использования пробега автомобилей ()
0,463
14. Средний выпуск автомобилей в праздничные и выходные дни, ед.
18
15. Планируемое количество капитальных ремонтов автомобилей (Nкр)
10
16. Пробег автомобилей в городе и за городом в общем пробеге, %
42
35,20,3
2. Разработать транспортно-финансовый план АТП на 2010 год, позволяющий достичь указанных целей в ожидаемых условиях
Цель: Обеспечить инновационное развитие АТП
Ожидаемые условия:
Снижение спроса на рынке АТУ в 2010 году на 40%, увеличение цен на материальные ресурсы на 10%, а цен на потребительском рынке на 20%.
Техническая характеристика подвижного состава
Показатели
ЗИЛ ММЗ 554
ГКБ 819
1. Тип подвижного состава
самосвал
прицеп
2. Грузоподъемность, т
5,5
5
3. Допустимая масса прицепа, т
8
-
4. Собственная масса, т
5,125
3,05
5. Число колес, ед.
6+1
4+1
6. Размер автомобильных шин
260-508Р
260-508Р
7. Автомобильное топливо
бензин
-
8. Заправочные объемы, л; рекомендуемые эксплуатационные материалы:
система охлаждения двигателя
система смазки двигателя
воздушный фильтр
картер рулевого механизма
картер коробки передач
картер ведущего моста
26
-
8,5
-
0,63
-
3,2
-
5,1
-
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
— транспортный налог (nлс*Асс*Nлс)
(в зависимости от транспортного средства) --PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Коммерческий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Падение спроса на 40%
01.01
Q
↓40%
-2454
-2969
-2454
-2945
-
Увеличение цен на материальные ресурсы на 10%
01.02
МЗ
↑10%
-1486
-1798
-1362
-1498
Увеличение тарифной ставки водителей
01.01
d
↑ в 1.06раз
-1179,36
-1427
-1179
-1415
Увеличение тарифной ставки ремонтных рабочих
01.05
d
↑ в 1.27 раз
-68,42
-83
-40
-28
Увеличение тарифной ставки работников ИТР
01.05
d
↑ в 1.25 раз
-138,35
-167
-81
-56
Увеличение тарифной ставки вспомогательных рабочих
01.05
d
↑ в 1.2 раз
-335,7
-406
-196
-137
Экспедирование грузов
01.02
Q
↑10%*10/12
1460
1767
1338
1472
600
0,5
Погрузка-разгрузка грузов
01.02
Q
↑5%*10/12
1678
2030
1538
1692
380
1,5
Введение новой системы расчетов с покупателями
01.02
Q
↑10%*11/12
712
862
653
718
1480
2,5
Установка GPS-ГЛОНАСС
01.03
Vт
↑до 40км/ч
1395
1688
1046
785
550
0,7
Проведение рекламной акции
01.03-01.08
Q
↑15%*10/12
1869
2261
1402
1262
300
0,3
Наращивание бортов
01.02
γс
↑до 0,85
1544
1868
1415
1557
80
0,2
Покупка нового ПС
01.02-01.08
Асс,Q
↑10%*11/12, 10 ед.
697
843
581
484
10 000
7,2
Итого:
3693
4469
2661
1891
13390
Описание мероприятий
В связи с экономическим кризисом объем перевозок снизился на 40%.
Рост цен на материальные ресурсы на 10% вызван общей экономически нестабильной обстановкой в стране и мире.
По причине повышения цен на потребительские товары было принято решение повысить заработную плату в среднем на 20%.
Так как объем перевозок снизился, во избежание простоя автомобилей и для вывода из строя морально и физически устаревшего подвижного состава руководством организации решено продать часть подвижного состава (58% парка — 18 автомобилей)
В целях увеличения спроса на услуги, оказываемые предприятием принято решение об увеличении ассортимента оказываемых услуг. Так, предприятие в 2010 году начало предоставлять услуги погрузки и разгрузки грузов, осуществляемые непосредственно водителем автомобиля, а также введение системы экспедирования грузов.
В связи с уменьшение трудоемкости ряда работ принято решение о сокращении штата работников с выплатами компенсации в течение трех месяцев по ТК РФ.
Для привлечения клиентуры решено ввести новую систему расчетов – по факту оказания услуги, что наиболее точно соответствует сложившимся рыночным отношениям.
Для укрепления конкурентоспособности предприятия на рынке, повышения качества оказания услуг, экономии материальных ресурсов, а также для повышения дисциплины водителей на автомобили фирмы решено поставить приборы GPS-ГЛОНАСС навигации, стоимостью 15 тысяч рублей на каждый автомобиль, а также пульт диспетчера в офисе компании за 50 тысяч рублей.
Для привлечения новой и удержания старой клиентуры на предприятии решено закупить новый подвижной состав. продолжение
--PAGE_BREAK--
Руководством предприятия предложено проведение рекламной акции на радио и размещение рекламных объявлений в сети Интернет.
На предприятии должна быт разработана система мотивации работников, к перепробегу шин, к повышению отдачи подвижного состава, к увеличению пробега в технически исправном состоянии, для повышения производительности труда в целом.
Для увеличения коэффициента использования грузоподъемности до 0,85 с 0,816 реализовано мероприятие по наращиванию бортов автомобиля.
Для увеличения выручки на предприятии будут сдаваться свободные площади в цехах и часть стоянки, площадью в 16 000 м2 по цене 600 руб.месяц за м2.
Заключение
Итоговые выводы о деятельности предприятия в целом, выводы насколько целесообразны его структура и размер, как полно используются его возможности можно сделать только по конечным результатам его деятельности за определенный период – по сумме прибыли и по уровню рентабельности.
В курсовом проекте был рассчитан годовой план деятельности автотранспортного предприятии для 2009 и 2010 года. В проектируемом году было достигнуто превышение роста производительности труда над ростом заработной платы, что говорит об экстенсивном пути развития предприятия. После внедрения запланированных мероприятий были значительно сокращены материальные затраты предприятия, повышены технико-эксплуатационные показатели использования парка автомобилей, а также повышена общая эффективность предприятия, мотивации работников, дисциплина и имидж предприятии в глазах существующих и потенциальных потребителей. Была произведена значительная диверсификация деятельности.
Цель обеспечения инновационного развития предприятия и поддержания его конкурентоспособности в 2010 году была достигнута. Проведенные мероприятия можно считать действенными и эффективными.
Литература
Автотранспортные средства. – изд.4-е.-М.: ПРИОР, 2002.
Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов №1072. М.:1996
Инструкция по калькуляции затрат по статьям себестоимости на автомобильном транспороте. – М.: 1994.
Ашмарин О.Д. Внутрифирменное планирование в системе управления предприятием: на примере автотранспорт. предприятий Республики Чувашия: дис.… канд. экон. наук: 08.00.05 / Ашмарин Олег Дмитриевич. – М., 2002. — 152 c.
Организация, планирование и управление автотранспортными предприятиями: [учебник для вузов по спец. «Экономика и орг. автомобил. трансп.» / Н.Ф. Билибина, М.П. Улицкий, А.Б. Миротин и др.]; под ред. Л.А. Бронштейна, К.А. Савченко-Бельского. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1986. — 360 с.: ил.
Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: [учеб. пос.] / А.А. Бачурин; под ред. З.И. Аксеновой. — 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. — 313 с. — Библиогр.: с. 310-311.
Саломатина Е.С. Стратегическое планирование предпринимательской деятельности грузовых автотранспортных организаций: теорет. и метод. аспекты: дис.… канд. экон. наук: 08.00.05 / Саломатина Екатерина Сергеевна. – М., 2006. — 175 с.: ил.
Башкатова Е.И. Планирование работы автотранспортного предприятия: программир. обучение: [учеб. пособие] / Е.И. Башкатова, Т.А. Здерева, Ю.С. Стельмаховский. – Киев: Выща шк., 1988. – 286 с. – Библиогр.: с. 285.
Геронимус Б.Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте: [учебник] / Б.Л. Геронимус, Л.В. Царфин. – М.: Транспорт, 1988. – 191 с. – Библиогр.: с. 190.
Билибина Н.Ф. Организация, планирование и управление автотранспортными предприятиями: [учеб. для вузов по специальности «Экономика и орг. автомобил. трансп.» / Н.Ф. Билибина, М.П. Улицкий, А.Б. Миротин и др.]; ред.: Л.А. Бронштейн, К.А. Савченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1986. – 359 с.: ил.
Приложение 1
Справочно-нормативная информация
№ п./п
Показатели
Усл. обозн.
Варианты
опорн.
проект.
1
2
3
4
5
1
Количество календарных дней в году, дн.
Дк
365
365
2
Количество рабочих дней в году предприятия в соответствии с принятым режимом рабочей недели, дн.
Дрг
360
360
Продолжительность простоя автомобиля в капитальном ремонте, дн.
dкр
15
15
Коэффициент, учитывающий простой автомобилей в исправном состоянии в рабочие дни
0,763
0,512
Продолжительность простоя автомобилей в ТО-2 и текущем ремонте на 1000 км пробега, дн.
dаТО-2иТР
1990
1990
Продолжительность простоя прицепов в ТО-2 и текущем ремонте на 1000 км пробега, дн.
dпрТО-2иТР
86
86
Коэф. Увеличения продолжительности простоя в ТО-2 и ремонте по организационным и техническим условиям АТП
Кd
2
2
Грузоподъемность автомобиля, т
qа
5,5
5,5
Грузоподъемность прицепа, т
qпр
5
5
Годовая выручка за перевозку по сдельным тарифам в базовом году, руб.
Всд
-
-
То же по тарифам за повременное пользование автомобилями, руб.
Вповр
-
-
Надбавка к тарифам спец. Подвижной состав, %
Нспс
-
-
Поясной поправочный коэффициент к тарифам
Кпояс
-
-
Тариф за экспедирование к стоимости перевозки в базовом году, %
Тэкс
-
300
Тариф за участие в погрузке-разгрузке к стоимости перевозки, %
Тп-р
-
150
Увеличение стоимости перевозки и др. услуг в плановом по отношению к базовому году
Кц
- продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
Sн
Ставка налога на прибыль, %/100
Нприб
20
20
Среднее увеличение стоимости зданий и оборудования в плановом году
КАФ
-
-
180
Стоимость капитального ремонта одного автомобиля на АРЗ, тыс. руб.
Цкр
300
300
Приложение 2
Расчет чистого дисконтированного дохода по планируемым мероприятиям по организации экспедирования
Шаг расчета
МЕСЯЦ
Эффект условно годовой
(i+r/100)n
Дисконтированный эффект
ЧДД
Базовый год
В прогнозируемых ценах
1
102,25
102,90
1,010
101,936
-498,1
2
102,25
103,56
1,019
101,623
-396,4
3
102,25
104,23
1,029
101,311
-295,1
4
102,25
104,89
1,039
101,000
-194,1
5
102,25
105,56
1,048
100,690
-93,4
6
102,25
106,24
1,058
100,380
6,9
7
102,25
106,92
1,068
100,072
107,0
По обновлению парка подвижного состава
Шаг расчета
ГОД
Эффект условно годовой
(i+r/100)n
Дисконтированный эффект
ЧДД
Базовый год
В прогнозируемых ценах
1
1394
1505,5
1,012
1487,7
-8512,3
2
1394
1626,0
1,024
1587,6
-6924,7
3
1394
1756,0
1,036
1694,3
-5230,4
4
1394
1896,5
1,049
1808,2
-3422,2
5
1394
2048,2
1,061
1929,7
-1492,6
6
1394
2212,1
1,074
2059,3
566,7
7
1394
2389,1
1,087
2197,7
2764,4