Реферат по предмету "Психология"


Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности

ИНСТИТУТ АДМИНИСТРИРОВАНИЯМЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
ФАКУЛЬТЕТ МИРОВОЙЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психологияи педагогика»
на тему
«Семья как субъектпедагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развитияличности»
Выполнена студенткой 5-гокурса
Паниной А.С.
Москва 2010

Оглавление
Введение
1. Семья как субъектпедагогического взаимодействия
1.1 Семья какжизнедеятельная система
1.2 Функции семьи
1.3 Проблемы семьи
2.Социально-педагогические аспекты развития личности
Заключение
Источники информации

Введение
 
Семьяявляется фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального ифизического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецелосвязана с множеством других коллективов: трудовыми, школой, детским садом,институтом, различными обществами, другими семьями. Чем шире и глубже связисемьи с другими коллективами, тем содержательнее, богаче и интереснее ее жизнь,тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.
Дети в ходежизни познают семью как важную ячейку общества, основанную на любви. Семьяформируется как дружный коллектив, живущий богатой духовной жизнью,организующий быт, удовлетворение разумных потребностей. Общественность осознаетсяблагодаря взаимодействию семьи с различными общественными организациями.
Семья играетопределяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. Вкачестве мотивов деятельности детей на различных стадиях жизни семьи могут выступатьличный интерес, любовь, желание сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие,честь семьи.
Цель даннойработы показать семью как комплексное социальное явление, как субъектпедагогического взаимодействия.
1. Семьякак субъект педагогического взаимодействия/> 1.1 Семья как жизнедеятельная система
Семьяпредставляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воединомногообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущимногочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, вкоторой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественныхпотребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и котораянастолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на всеего развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человеклегче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованиемв целом.
Существуетмного определений семьи, но, на мой взгляд, наиболее полно его дает наукасоциология. С точки зрения содержания структуры и формы, семья есть историческиизменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являетсягетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных ииндивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономическойдеятельности.
Известныйотечественный социолог Баранов С.П. определяет семью как основанное на браке икровном родстве объединение людей связанное общностью быта и взаимнойответственности. Поскольку семья, как правило, представляет более сложнуюсистему, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и ихдетей, а также их родственников, семью следует рассматривать не просто какбрачную группу, но и как социальный институт.
Подсоциальным институтом понимается организованная система связей и социальныхнорм, которые объединяет значимые общественные ценности процедуры,удовлетворяющие основным потребностям общества. В этом определении подобщественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественнымипроцедурами – стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, апод системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредствомкоторых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.
Институтсемьи включает в себя совокупность общественных ценностей (любовь, отношение кдетям, семейная жизнь), общественные процедуры (забота о воспитании детей, ихфизическом развитии, семейные правила и обязанности); переплетение ролей истатусов (статус и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьеви т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.
Такимобразом, институт – это своеобразная форма человеческой деятельности,основанной на четко разработанной идеологии; система правил и норм, а такжеразвитом социальном контроле за их исполнением. Институты поддерживаютсоциальные структуры и порядок в обществе.
Каждыйсоциальный институт имеет специфические особенности и выполняет ряд функций.Социолог выделяет следующие функции социальных институтов:
-       функциязакрепления и воспроизводства общественных отношений;
-       регулятивнуюфункцию;
-       интегративнуюфункцию;
-       транслирующуюфункцию;
-       коммуникативнуюфункцию.
Существуютфункции явные (перечисленные) и латентные (скрытые), которые должны являтьсяпредметом пристального исследования социальных структур, так как помогаютопределить истинную картину социальной жизни.

/>1.2 Функции семьи
 
Существованиесемьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественнымипотребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой системудействий и отношений, необходимых для существования и развития общества. Дадимопределение семьи — это малая социальная группа, члены которой соединены бракомили кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральнойответственностью. Черезсемью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке,социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья являетсяпервичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовнойсторонами жизнедеятельности людей.
Социальныефункции семьи обусловлены не только потребностью общества, но и потребностьюсамой семейной организации. Как тот, так и другой фактор историческиизменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних иформированием других функций, с изменением, как масштабов, так и характера еесоциальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любойступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оновсегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.
Итак, семьяможет рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа,выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основныефункции семьи, способствующие реализации этой задачи:
Репродуктивнаяфункция. Выполняетдве основных задачи: общественную — биологическое воспроизводство населения, ииндивидуальную — удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежитудовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людейпротивоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функциисемьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годыэта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметьдетей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения всемье должно быть три ребенка.
Воспитательнаяфункция.В семье воспитываются и взрослые, и дети. Но особенно большое значение имеет еевлияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имееттри аспекта.
·         Первый- формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов,передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой идр.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта,эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплениюздоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.
·         Второйаспект — семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее членав течение всей его жизни.
·         Аспекттретий — постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членовсемьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.
Хозяйственно-экономическаяфункция.Выполняя её, семья обеспечивает прочные экономические связи между своимичленами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных еечленов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которыхвозникают материальные, финансовые трудности.
Восстановительнаяфункция.Направлена на восстановление и укрепление физических, психологических,эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормальнофункционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращениеобщей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, ростреальных доходов.
Регулятивнаяфункция.Назначение ее состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения междуполами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечиватьоптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичныйконтроль над соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой иобщественной жизни.
Семья каксоциальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности собществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включаетв них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи — социализацияличности. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придаетсмысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьмиопределенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальныеструктуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностьюсемьи как воспроизводства человеческого рода, а также схозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детейначинается с их материального обеспечения и ухода за ними.
Коммуникативнаяфункция.Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функциисемьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи вконтакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио,периодическая печать), с литературой и искусством; влияние семьи намногообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер еевосприятия; организация внутрисемейного объединения.
Досуговаяфункция.Осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфередосуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида впроведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организациисвободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи вобщении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья,восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересовсупругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающийхарактер.
Социально-статуснаяфункция.Она связана с воспроизводством социальной структуры общества, так какпредоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
Эмоциональнаяфункция.Предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а такжеэмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
Функциядуховного общения. Предполагает развитие личностей членов семьи, духовноевзаимообогащение.
Сексуальнаяфункция.Она осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворениесексуальных потребностей супругов.1.3 Проблемысемьи
Проблемы, скоторыми сталкивается семья в результате социальных и экономических измененийследующие:
·         Увеличениемалообеспеченных слоев населения;
·         Увеличениесоциальной и географической мобильности;
·         Миграция,в том числе и за пределы государства;
·         Ухудшаетсясостояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественнаяубыль населения);
·         Фундаментальныеизменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;
·         Ростколичества неполных семей;
·         Повышениекоэффициента иждивенчества;
·         Населениев семье, социальное сиротство.
За всем этим– совместная ответственность государственных органов, семьи, промышленников ипредпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построениегосударственности России, серьезные ошибки в формировании социально –экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленнаябесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыхадетей.
Сегодня, подлозунгом перехода к рынку, продолжается разрушение уникальных систем социальнойинфраструктуры детства, прежде всего, в результате уменьшения возможностей ифинансирования. Коммерциализация делает эти учреждения недоступными длябольшинства детей; часть из них, не справились с финансовыми трудностями,закрываются. Теряется высококвалифицированный кадровый потенциал,формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишенные возможностиразвиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и объединениях.Оказавшись на улице, они пополняют отряды бомжей, наркоманов, малолетнихправонарушителей. Сейчас как никогда остро, ощущается слабость или полноеотсутствие многих элементов социальной защищенности россиян. Если взять областьличных доходов, то минимальная зарплата, максимальная пенсия, а также новыеразмеры всех основных социальных выплат ещё очень далеки от стандартов,способных обеспечить сколько-нибудь сносное существование людей.
Резкоерасслоение и обеднение большинства населения России обусловлены не толькоусловиями перехода к рынку, но, прежде всего, нарушения состояния пропорций воплате труда между сферами занятости, слабым социальным обеспечением,нетрудоспособных в результате не эффективной государственной политики в этойобласти.
В проектеНационального совета по подготовке и проведению Международного года семьи — « Оположении семьи в Российской Федерации » — впервые дается объективная, нобезрадостная, картина положения семей в России. Хотя общее количество семей встране увеличивается (примерно 9 из каждых 10 жителей страны- члены семьи), носами семьи становятся всё меньше и меньше (2-3 человека) 67% семей состоят исупругов с детьми или без них. Значительную долю составляют неполные семьи(33%)- это, как правило, семьи одиноких матерей, разведенных женщин, вдов.
В последниегоды сократилось число браков примерно в четверть и на 10% увеличилось числоразводов, что свидетельствует о серьезном кризисе института брака.
Резко упала рождаемость,а России по сравнению с послевоенным периодом. Начиная с 80-х годов, растетвнебрачная рождаемость. Одновременно отмечается рост числа искусственныхабортов. Со второй половины 80-х годов фиксируется снижение ожидаемой продолжительностижизни. И этот процесс не останавливается до сих пор.
Острейшейсоциальной проблемой для страны стала материнская смертность. Она в 15-20 разпревышает показатели многих развитых стран. Если в России на 100000новорожденных приходиться 50,8 материнских смертей, то в Скандинавии – 2,8 вВеликобритании –7 в США – 9. В целом рост смертности от неестественных причинвызван обострением социальной напряженности в стране, межнациональнымиконфликтами, ухудшением качества питания, экологическими и технологическимикатастрофами.
Такимобразом, серьезной социально-экономические и духовно- нравственные трудностинашей жизни являются существенными факторами, которые дестабилизируюттрадиционные семейные отношения, усиливают их неустойчивость.
Отсутствует идолжная подготовка подрастающих поколений к семейной жизни. Наше общество, какникогда ранее, заинтересованно в прочной семье, здоровой физически, духовно инравственно, в устранении многих перекосов, допущенных в отношении семьи впрошлом.
Поэтомусегодня особенно важна работа всех государственных и не государственныхструктур, общественных организаций по укреплению семьи и оказанию всемернойпомощи в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий с целью обеспечениядолжного уровня жизни семьи и более полной реализации её воспитательныхфункций.
/>2. Социально-педагогические аспекты развития личности
Важнойкатегорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит понятиесоциальной ситуации развития – определенного соотношения условий социальнойсреды и внутренних условий формирования личности.
Развитиехарактеризуется наличием качественных новообразований, которые подчинены своемуритму и на различных этапах требует особой меры. Поэтому реальным основаниемпериодизации развития являются внутренние изменения самого развития. В культуресуществует две полярные (и множество находящихся между ними) концепцийразвития:
1.        Развитиекак реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованныхзадатков;
2.        Развитиекак непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь,непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего на прежнихстадиях.
Главнымикритериями развития выступают новообразования, характеризующие сущность каждоговозраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый типстроения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения,которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самомглавном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающейсреде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход егоразвития в данный период.
Существуетнеравномерность процесса развития, о два его типа:
-       Медленное,постепенное накапливание изменений – литический период;
-       Резкие,бурные взломы кризисы развития.
Кризис,является необходимым периодом развития, в ходе которого происходит разрушениестарых и образование новых форм, которые будут существовать на протяжениипоследующего литического периода развития. Поэтому во время кризисного этапа напротяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходятрезкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личностиребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.
Основнымичертами кризисных этапов развития, отличаемых исследователями, являются:
·                     Нечеткостьграниц периода;
·                     Относительнаятрудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;
·                     Негативныххарактер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертываниятого, что образовалось на предыдущих стадиях.
Значит, самымсущественным содержанием развития в кризисе будет возникновениеновообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральнуюструктуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующеговозраста.
Такимобразом, главным критерием и основанием периодизации детского развитиявыступают новообразования, относящиеся к сфере деятельности, отношений иосвоенных ребенком социальных пространств.
Уровеньдостигнутого развития характеризуется таким понятием как возраст – целостноединамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частнойлинии, компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется как целая в своемвнутреннем строении и движении, изменение каждой части личности определяетсязаконами изменения целого.
Развитиехарактеризуется определенной динамикой – совокупностью всех тех законов,которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурныхновообразований каждого возраста.
Для пониманияособенностей развития на различных этапах и его механизмов необходимо учитыватьсоциальную ситуацию развития – своеобразное, специфическое для данноговозраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенкоми окружающей его действительностью, прежде всего социальной.
Социальнаясреда является источником возникновения всех специфических человеческих свойствличности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реальноговзаимодействия идеальных и наличных форм. Их понимания сути социальной ситуацииразвития и роли социальной среды следует существование оптимальных возрастныхпериодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности.Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции исвойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшегоразвития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известныйцикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым естьчастный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной формжизнедеятельности.
Пониманиевозрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая –учебная – общение — труд.) получила широкое распространение в российскойпедагогике и психологии. Но одновременно — и это нам представляется важным –развитие есть овладение новыми пространствами – как по глубине (семья – класс –школа – двор – город — мир), так по содержанию. Освоение отношений происходитпараллельно и проходит следующие этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель;человек – человек; человек- мир.
Эти трипроцесса (овладение деятельностями, пространствами и отношениями) протекаютодновременно и освоение новой деятельности есть результат и одновременнопредпосылка овладения новыми пространствами и отношениями.
Для пониманияособенностей взросления ребенка в современном обществе задача школы вобеспечении этого процесса необходимо, прежде всего, проанализировать современнуюсоциальную ситуацию взросления. Она имеет системный характер, иерархическоестроение и может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.
1.        Общемировой,цивилизационный, характеризующий человеческое сообщество, в рамках которогоформируется детство. Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом,хватившим такие сферы, как экология, демография, геополитика, национальныеотношения и т. п.
2.        Внутренний,свойственный именно нашей стране, проходящей очередной «Революционный» этапсвоего развития, о посредующей влияние «Верхнего», общемирового уровня.
3.        Врезультате произошли серьезные имения на ближайшем к растущему человеку –индивидуально-личностном уровне, в пространстве его непосредственного развития– семье, школе, компании сверстников.
/>Заключение
Итак, семьякак ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизньобщества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как ижизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями всвоих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери всемье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родителиприучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе илюдям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будетли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот?В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним изосновных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому всемейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является- уважение другого.
Сегодня всеработники социальной сферы причастны в большей или меньшей степени к решениюважнейшей задачи современности – поиску оптимальных путей и способовпревращения ребенка как биологического существа в полноценного, ответственногои самостоятельно члена общества. И важнейшим средством на этом пути являетсявоспитание в семье. Поэтому этот социальный институт как субъектпедагогического взаимодействия имеет особую важность в обществе.Гуманистическая идея всевозрастающей ценности человеческой личности, вовселенском сознании, людей на планете Земля, должна в своей практическойреализации пронизывать и все формы обучения и воспитания, в новойгуманистической школе, в системах подготовки современных кадров — специалистоввсех профилей, касающихся тех или иных проблем человека, а также все социальныеотношения в обществе и всю практику социальной защиты человека.
Источникиинформации
1.    Баранов С.П. Общие основыпедагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. – М.:Педагогика-Просвещение, 1987
2.    Гребенников И. В. Основысемейной жизни. — М.: Просвещение, 1999
3.    Лукина А.С. Социальнаяпедагогика. Учебное пособие. — Красноярск.: КГУ, 1996
4.    Педагогика: пед. теории,системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. — М., 2008
5.    Педагогика / Под ред. С.П. Баранова и др. — М., 1996
6.    Харчев А.Г., МацковскийМ.С. Современная семья и её проблемы. — М.: Мысль, 1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.