ВВЕДЕНИЕ
Основной задачей транспорта всегдаявлялось полное своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства инаселения в перевозках, повышение эффективности и качества работы транспортнойсистемы.
Автомобильный транспорт играетсущественную роль в транспортной системе любой страны. Требования к надежноститранспортных средств повышаются в связи с ростом скоростей и интенсивностидвижения, мощности, грузоподъемности и вместимости автомобилей, а такжетехнологической и организационной связью автомобильного транспорта собслуживаемыми предприятиями и другими видами транспорта.
Содержание автомобильного паркатребует больших затрат, связанных с его техническим обслуживанием и ремонтом.Трудоемкость изготовления одного грузового автомобиля средней и большойгрузоподъемности не превышает 120-150 нормочасов в то время, как трудоемкостьобслуживания и ремонта, в зависимости от интенсивности эксплуатации, можетсоставить ежегодно 400-700 нормочасов. Это положение обуславливает иметь одногоремонтного рабочего на 3-5 грузовых автомобилей и 1-2 автобуса. Структуратрудовых затрат на весь срок эксплуатации грузового автомобиля определяетсяследующим примерным соотношением: техническая эксплуатация, включающая техническоеобслуживание и текущий ремонт 91%, изготовление 2%, капитальный ремонтавтомобилей и агрегатов 7% от общих затрат.
Одной из важнейших проблем, стоящихперед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежностиавтомобилей и снижение затрат на их содержание. Решение этой проблемы, с однойстороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска автомобилейс большей надежностью и технологичностью (ремонтопригодностью), с другойстороны – совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей,повышением производительности труда, снижением трудоемкости работ потехническому обслуживанию и ремонту автомобилей, увеличением межремонтныхпробегов. Это требует создания необходимой ремонтной базы для поддержанияподвижного состава в исправном состоянии, широкого применения средствмеханизации.
Техническое обслуживание и ремонтавтомобильного транспорта в настоящее время требует больших трудовых затрат.Эти затраты составляют около 90% от общих затрат, выделяемых на приобретение исодержание подвижного состава. Несмотря на большие затраты, по причинамтехнических неисправностей простаивает значительная часть автопарка.
Исследования и опыт передовыхавтотранспортных предприятий свидетельствует о том, что разработка и внедрениерациональных технологических процессов технического обслуживания и текущегоремонта является значительным резервом повышения уровня технического состоянияподвижного состава и снижение затрат на его техническое содержание.
Целью данного дипломного проектаявляется проектирование автотранспортного предприятия, выполняющего грузовыеперевозки, где при внедрении рациональных технологических процессов достигаютсявысокие показатели работы.
1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ АТП
Исходные данные для расчетапроизводственной программы ВАЗ-2107 Количество автомобилей, Асс, шт. 200 Пробег с начала эксплуатации, Lн, км 0,5 Среднесуточный пробег, Lсс, км 220 Категория эксплуатации 2 Хранение подвижного состава открытое Число календарных дней в году, Дкг 365 Число выходных дней в году, Дв Число праздничных дней в году, Дп Число рабочих дней в году, Дрг 365
1.1 Расчет производственной программыпо ТО и ТР
Производственная программа по ТО характеризуетсячислом технических воздействий, планируемых на год, месяц, сутки во времени.
Сезонное обслуживание (СО)совмещается с ТО-1 или ТО-2 и при определении производственной программы неучитывается.
Текущий ремонт (ТР) осуществляется попотребности и для числа воздействий не определяется.
Объем работ по ТР и простойопределяются по нормативам на 1000 км пробега автомобиля.
Годовую программу производства ТО иТР рассчитываем цикловым методом. Цикловой метод расчета предусматривает выбори корректирование периодичности ТО-1, ТО-2 и пробега до КР для подвижногосостава проектируемого АТП, расчет числа ТО на автомобиль за цикл, т.е. напробег до КР, расчет коэффициента перехода от цикла к году и на его основепересчет полученных значений числа ТО, КР за цикл на 1 автомобиль и весь парк.
Для расчета программы выбираемнормативное значение пробегов подвижного состава до КР, периодичности ТО-1,ТО-2 и значение коэффициента корректировки периодичности ТО и пробега до КР(К1, К2, К3).
Пробег автомобиля до капитальногоремонта, км
/>=150000*0,9*1*0,9 121500
где
/> — нормативный пробег до КР, км 150000
/> — коэффициент условий эксплуатации 0,9
/> — коэффициент модификации подвижногосостава 1
/> — коэффициент природно-климатическихусловий 0,9
Определение периодичности проведенияТО
Периодичность проведения ЕО равнасреднесуточному пробегу автомобиля, км
/>/> 220
Периодичность проведения ТО-1,скорректированная с учетом условий эксплуатации, км
/>/>=5000*0,9*0,9 4050
Периодичность проведения ТО-2,скорректированная с учетом условий эксплуатации, км
/>=20000*0,9*0,9 16200
где
/>– нормативный пробег до ТО-1, км 5000
/>– нормативный пробег до ТО-2, км 20000
/>– коэффициент корректировки периодичности
в зависимости от условий эксплуатации 0,9
/>– коэффициент корректировкипериодичности
в зависимости отприродно-климатических условий 0,9
Определение числа ТО и КР на одинавтомобиль за цикл
Число технических воздействий наединицу подвижного состава определяется отношением циклового пробега к пробегудо данного вида воздействия /15/. В данной методике расчета цикловой пробегавтомобиля принят равным пробегу автомобиля до капитального ремонта.
Периодичность выполнения ЕОс всегдаравна среднесуточному пробегу, т.е. количество ЕО за цикл будет равно отношениюциклового к среднесуточному пробегу. ЕОт выполняются перед ТО и ремонтом и ихколичество определяется суммой ТО-1 и ТО-2, умноженное на 1,6, учитывающийчисло воздействий ЕОт при ТР.
Число КР за цикл
/>/> 1
Число ТО-1 за цикл
/>=113960/3960-(1+6) 21,77
автотранспортный производственный экономическийпроект
Число ТО-2 за цикл
/>=113960/16280-1 6
Число ЕО за цикл
/>=113960/220
Число ЕОт за цикл
/>=(21.77+6)*1,6
518
44.432
/>=1/1+220*0.18/10000.96
Годовой пробег одного автомобиля, км
/>=0,96*220*365 77088
Коэффициент перехода от цикла к году
/>=77088/113960 0,67
Годовое число ЕО, ТО и КР на один автомобиль
/>=518*0.67
/>=44.432*0.67
347.06
29.76
/>=21.77*0.67 14.58
/>=6*0.67 4.02
/>=1*0.67 0.67
Зная годовое число техническихвоздействий на один автомобиль, находим количество технических воздействий навесь среднесписочный парк (группу) автомобилей одной марки.
Годовое число ЕО, ТО и КР на весьпарк
/>=347.06*200
/>=14.58*200
/>=4.02*200
/>=0,67*200
/>=29.76*200
69412
2917.18
804
134
5952
1.2 Расчет годового объема работ поТО и ТР в человеко-часах
Годовой объем по АТП определяется вчеловеко-часах и включает работы по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и по обслуживаниюпредприятия. На основе этих объемов определяется численность рабочихпроизводственных зон и участков.
Расчет годовых объемов ЕО, ТО-1 иТО-2 производится исходя из годовой производственной программы данного вида итрудоемкости обслуживания. Годовой объем ТР определяется исходя из годовогопробега парка подвижного состава и удельной трудоемкости ТР на 1000 км пробега. Таким образом, для расчета годового объема работ необходимо предварительноопределить нормативы трудоемкости ТО и ТР для подвижного состава предприятия.Определяем нормативную трудоемкость и коэффициенты корректирования.
Расчетная трудоемкость ежедневногообслуживания, ч.-час
/>=0.21*1*1.05*0.3 0,063
/>=1-70/100 0.3
где
/> - нормативная трудоемкость ЕО, ч.-час; 0,21
/> - коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава; 1
/> - коэффициент корректирования нормативов
трудоемкости ТО и ТР в зависимости
от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества совместимых групп подвижного состава; 1,05
/> - коэффициент, учитывающий снижение
трудоемкости за счет механизации работ ЕО; 0.3
М – доля работ ЕО, выполняемых механизированным
способом, %. 70
/>=0.063/2 0.315
Скорректированные расчетныетрудоемкости ТО-1 и ТО-2
/>=2.6*1*1.05 2,73
/> />=10.5*1*1.05 11,025 где
/> - нормативная трудоемкость ТО-1; 2,6
/> - нормативная трудоемкость ТО-2. 10,5
Удельная нормативная скорректированнаятрудоемкость ТР ч.-час/1000
/>=1.8*1.1*1*1.1*1.05*1 2.2869 где
/> - нормативная трудоемкость ТР, ч.-час/1000; 1.8
/> - коэффициент категории эксплуатации; 1.1
/> - коэффициент природно-климатическихусловий; 1,1
/> — коэффициент учета пробега с началаэксплуатации. 1,05
Годовые объемы работ по ЕО, ТО-1,ТО-2 и ТР определяются произведением числа технологических воздействийсоответствующего вида на трудоемкость этого вида технологического воздействия.
Годовой объем работ ЕО, ТО-1 и ТО-2,ч.- час
/>=69412*0.063
/>=5952*0.315
4372.956
17.388
/>=2917.18*2.73 7963.9014
/>=804*11.025 8864.1
где
/> - соответственно годовое число
ЕО, ТО-1 и ТО-2 на весь парк
автомобилей одной марки;
/>-нормативная скорректированная трудоем-
кость, соответственно ЕО, ТО-1 и ТО-2.
Годовой объем работ по ТР, ч.-час
/>=77088*200*2.2869/1000 35258.50944
где
/> — годовой пробег автомобиля, км; 77088
/> — списочное количество автомобилей; 200
/> — удельная нормативная скорректированная трудо-
емкость ТР, ч.-час/1000. 2.2869
Годовые объемы ТО и ТР с учетомсопутствующего ТР при проведении ТО-1 и ТО-2
При определении трудоемкости работТО-1 и ТО-2 необходимо учитывать дополнительную трудоемкость сопутствующеготекущего ремонта в объеме 5-7 чел.-мин на одну ремонтную операцию припроведении ТО-1 и до 20-30 чел.-мин на одну ремонтную операцию при проведенииТО-2. Суммарная трудоемкость сопутствующего текущего ремонта при проведенииТО-1 и ТО-2 составляет 10-20% от объема работ по соответствующему виду ТО.
Годовой объем работ по ТО и ТР сучетом сопутствующего ТР, ч.-час
/>=7963.9014*557.47 8521,3714
/>=8864,1+1506,897 10370,997
/>=35258,50944-(557,47+1506,897) 33194,14244
где
/> - годовая трудоемкость, соответственно сопутствующего ТР при
проведении ТО-1 и ТО-2, ч.-час:
/>=0,07+7963,9014 557,47
/>=0,07+8864,1 1506,897
где
/> — доля сопутствующего ТР, зависящая от
метода обслуживания 0,07
Годовой объем вспомогательных работ
Кроме работ по ТО и ТР в АТПвыполняются вспомогательные работы, объем которых составляет 20-30% от общегообъема работ ТО и ТР подвижного состава автомобильного транспорта. В составэтих работ входят вспомогательные работы (обслуживание и ремонттехнологического оборудования зон и участков, содержание инженерныхкоммуникаций, зданий, их ремонт, изготовление нестандартного оборудования иинструмента и т.д.).
Годовой объем вспомогательных работпредприятия, ч.-час.
/> 15944,95825
Распределение трудоемкости ТО и ТР повидам работ сводим в таблицу 1.1.
Таблица 1. % от общей трудоемкости
Трудоемкость работ,
ч.-час
ЕО
Уборочные
Моечные
Контрально-диагностические
Ремонтные (устранения или неисправности) Заправоч
Итого:
ЕОт выполняемые перед ТОиТР
Всего:
25
15
60
100
100
100
1094,239
655,944
2623,774
4372,956
17,388
4390,334
ТО-1
Диагностические(Д-1)
Крепеж. Регулир.
Смазочные, заправочно-очистительные
Электротех. Шинные
По обслуживанию системы питания
Итого:
15
85
100
1278,20571
7243,166
8521,3714
ТО-2
Диагностические(Д-2)
Крепеж. Регулир.
Смазочные, заправочно-очистительные
Электротех. Шинные
По обслуживанию системы питания
Кузовные
Итого:
12
88
100
1244,51964
9126,47736
10370,997
ТР постовые работы (постовые)
Диагностические Д-1
Д-2
Регулировочные и разборочно-сборочные
Молярные
Сварочно-жестяницкие
Итого:
1
1
33
8
6
49
331,941424
331,941424
10954,067005
2655,531395
1991,648546
16265,1299794
Участковые работы
Агрегатные
Слесарно-механические
Электротехнические
Аккумуляторные
Ремонт приборов системы питания
Шиномонтажные
Вулканизационные
Кузнечно-рессорные
Медницкие
Сварочные
Жестяницкие
Арматурные
Обойные
Таксометровые
Итого:
Всего ТР:
15
10
5
2
3
1
1
2
2
2
2
2
2
2
51
100
4979,121366
3319,41424
1659,70712
663,882848
995,824272
331,941424
331,941424
663,882848
663,882848
663,882848
663,882848
663,882848
663,882848
663,882848
16929,012644
33194,14244
Вспомогательные работы
Ремонт и обслуживание технологи-
ческого оборудования
Ремонт и обслуживание инженерного
оборудования сетей и коммуникаций
Транспортные
Перегон автомобилей
Приемка, хранение и выдача
материальных
ценностей
Уборка помещений и территорий
Обслуживание компрессоров
Итого:
20
15
10
15
20
15
5
100
3188,99165
2391,743738
1594,495825
2391,743738
3188,99165
2391,743738
797,247913
15944,95825
1.3 Расчет численностипроизводственного персонала
В численность персоналавходят производственные рабочие непосредственно занятые выполнением работ по ТОи ТР подвижного состава и вспомогательные рабочие.
При расчете численностирабочих различают технологически необходимое (явочное) Рт и штатное Рш числорабочих. Технологически необходимое число рабочих обеспечивает выполнениесуточной, а штатное — годовой производственных программ (объемов работ) по ТО иТР.
Технологическинеобходимое число рабочих определяется годовым объемов работ и годовым фондомвремени рабочего места.
Годовой производственныйфонд времени рабочего места определяется продолжительностью рабочей смены иколичеством календарных рабочих дней.
Годовой фонд временирабочего места, час
/> 2040
где:
продолжительность рабочейсмены при
пятидневной рабочейнеделе, час
/> 8
количество календарныхдней в году, дней
/> 365
количество праздничныхдней в году, дней
/> 8
количество выходных днейв году, дней
/> 102
Годовой фонд времени“штатного” рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителемнепосредственно на рабочем месте. Фонд времени “штатного” рабочего меньшегодового фонда времени рабочего места за счет предоставления рабочим трудовыхотпусков и невыходов рабочих по уважительным причинам (выполнениегосударственных обязанностей, болезни и др. причины).
Потери рабочего временипо причине отпуска, час
/> 144
где:
продолжительностьотпуска, дней
/> 18
Потери рабочего временипо уважительным причинам, час
/> 76
Годовой фонд времеништатного рабочего, час
/> 1820
Технологическинеобходимое число рабочих зоны ЕО, чел.
/> 2,15
Технологическинеобходимое число рабочих зоны ТО-1, чел.
/> 4,1
Технологическинеобходимое число рабочих зоны ТО-2, чел.
/> 5
Технологическинеобходимое число рабочих зоны ТР, чел.
/>
7,9
где годовой объемпостовых работ ТР, ч.-час
/>=4918,8
Технологическинеобходимое число участковых рабочих зоны ТР, чел.
/> 8,29
где годовой объемучастковых работ ТР, ч.-час
/>=6520,3
Технологическинеобходимое число вспомогательных рабочих, чел
/> 7,8
где:
годовой объем вспомогательныхрабочих, час.
/>=6619,2
Штатное число рабочихзоны ЕО, чел
/> 2,41
Штатное число рабочихзоны ТО-1, чел
/> 4,6
Штатное число рабочихзоны ТО-2, чел
/> 5,6
Штатное число постовыхрабочих зоны
технического ремонта ТР,чел.
/> 8,9
Штатное число участковыхрабочих зоны ТР, чел.
/> 10,5
Штатное число вспомогательныхрабочих, чел.
/> 8,76
Подставив, полученныезначения в формулы определяем необходимое количество производственных ивспомогательных рабочих. Результаты сводим в таблицуВиды воздействий
Годовая трудоемкости,
Тг чел.час
Годовой фонд времени раб. мест, Фр.м
Годовой фонд времени рабочего, Фп.р
Явочное число рабочих, Рт Штатное число расчетное принятое расчетное принятое
ЕО
ТО-1
ТО-2
ТР
Постовые
Участковые
Агрегатный
слесарно-механиче.
Электрический
Аккумуляторный
Ремонт приборов системы питания
Шиномонтажные
Вулканизационные
Кузнечно-рессорные
Медницкие
Сварочные
Жестяницкие
Арматурные
Обойные
Таксометровые 4390,334 2040 1820 2,1 2 2,4 2 8521,3714 2040 1820 4,1 4 4,68 5 10370,997 2040 1820 5 5 5,69 6 33194,142 2040 1820 16265,12 2040 1820 7,9 8 8,9 9 16929,012 2040 1820 8,29 8 10,5 10 4979,121 2040 1820 2,44 2 2,7 3 3319,414 2040 1820 1,6 2 1,8 2 1659,707 2040 1820 0,81 1 0,91 1 663,8828 2040 1820 0,32 1 0,54 1 995,8242 2040 1820 0,48 1 0,54 1 331,9414 2040 1820 0,16 1 0,81 1 331,9414 2040 1820 0,16 1 0,81 1 663,8828 2040 1820 0,32 1 0,36 1 663,8828 2040 1820 0,32 1 0,36 1 663,8828 2040 1820 0,32 1 0,36 1 663,8828 2040 1820 0,32 1 0,36 1 663,8828 2040 1820 0,32 1 0,36 1 663,8828 2040 1820 0,32 1 0,36 1 663,8828 2040 1820 0,32 1 0,36 1 43 49 Вспомогательные 15944,95 2040 1820 7,8 8 8,76 9 51 58
1.4.1 Расчет численности водителей,ИТР и служащих
Таблица 1.3.
Автомобиле-дни в хозяйстве, дни
/>=200*365*0,96
где
/> — коэффициент выпуска автомобилей на линию
/>
где
Автомобиле-часы в работе, час
/>=70080*12
где
/> — время работы автомобиля в наряде, час.
Численность водителей
/>=840960/2040
70080
25696
0,96
840960
12
412,23
Расчет численности ИТР и служащих пофункциям определяем по нормативам в соответствии с численностью работающих иколичеством автомобилей (таблица 1.3.)
1.2 Технологический расчет зон,участков и складов
Расчет постов и поточных линий
Более 50% объема работ по ТО и ТРвыполняются на постах. Число постов зависит от вида, программы и трудоемкостивоздействий, метода организации ТО и ТР и диагностирования автомобилей, режимаработы производственных зон.
Суточная программа техническихвоздействий ЕО, ТО-1 и ТО-2
/>=69412/365
/>=2917,18/305
/>=804/305
190,170
9,565
2,636
где
/> — количество дней работы зоны в году,принимаем
для ЕО 365 дней, для ТО-1 и ТО-2 305дня.
1.2.1 Трудоемкость техническихвоздействий
Трудоемкость одного ЕО с учетом сопутствующего
ТР, ч.-час
/>=4372,956/69412
Трудоемкость одного ТО-1 с учетом сопутствующего ТР, ч.-час
/>=8521,3714/2917,18
Трудоемкость одного ТО-2 с учетом сопутствующего ТР, ч.-час
/>=10370,997/804
0,063
2,921
12,9
Суточная трудоемкость ЕО, ч.-час
/>=190,170*0,063
Суточная трудоемкость ТО-1, ч.-час
/>=9,565*2,921
Суточная трудоемкость ТО-2, ч.-час
/>=2,636*12,9
11,981
27,940
34,005
1.2.2 Выбор и обоснование методаорганизации ТО и ТР автомобилей
Посты ТО подразделяются науниверсальные и специализированные. По способу установки подвижного составапосты подразделяются на тупиковые и проездные. Одна из форм методауниверсальных постов – обслуживание с переходящими специализированными звеньями(бригадами) рабочих. Обязательным условием этого метода организации работявляется кратность суточной программы по ТО этого вида числу постов.
Другим методом организации ТОявляется выполнение работ на поточных линиях. Производительность этого методана 20-25% выше производительности специализированных параллельных постов и на45-60% выше производительности универсальных постов.
Выбор метода организации ТОопределяется числом постов, т.е. суточной программой и продолжительностьювоздействий. Обслуживание на поточных линиях целесообразно, если сменнаяпрограмма составляет не менее 12-15 обслуживаний для ТО-1 и 5-6 обслуживанийдля ТО-2 технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе ТО-1 иТО-2 проводят на специализированных и универсальных постах.
Постовые работы ТР выполняют науниверсальных специализированных постах. По методу универсальных постов работывыполняются на одном посту бригадой рабочих равных специализаций илиуниверсалов, а по методу специализированных постов на нескольких постах.
В соответствии с расчетом суточнойпрограммы принимаем метод проведения работ
ТО-1 и ТО-2 на поста
1.2.3 Режим работы зон ТО и ТР
Режим работы этих зон характеризуетсячислом рабочих дней в году, продолжительностью и количеством смен, временемначала и конца смен, распределением производственной программы во времени идолжен быть согласован с графиком выпуска и возврата автомобилей с линии.
Работы по ЕО и ТО-1 выполняются вмежсменное время. Межсменное время – это время между возвратом с линии первогои выпуском на линию последнего автомобиля. При равномерном выпуске автомобилейна линию межсменное время />, где: /> и /> — время выпуска автомобилейна линию, обеда и работы на линии в часах.
Для проведения работ по ТО-2автомобиль снимается с линии, поэтому работы по ТО-2 проводятся в первую смену.
Постовые и участковые работы ТРпроводятся в одну смену.
1.2.4 Расчет числа постов и линий дляТО и ТР
Расчет поточных линий периодическогодействия для ЕО, ТО-1 и ТО-2
Исходной величиной, характеризующейпоток периодического действия, является такт линии. Под тактом линии понимаютинтервал времени между двумя последовательно сходящими с линии автомобилями,прошедшими данный вид обслуживания в минуту.
/>/>=60*0,063
/>=60*2,921/2
/>60*12,9/2
где
/> — трудоемкости работ, соответственно ЕО,
ТО-1 и ТО-2, ч.-час
/> - общее число технологически необходимых
рабочих, работающих (на постах)
Ритм производства ЕО, ТО-1 и ТО-2, мин
/>=60*8*1/190,170
/>=60*8*1/9,565
/>=60*8*1/2,636
где
/> — продолжительность рабочей смены, час
/> — суточная программа, соответственно ЕО, ТО-1
и ТО-2
Число линий зон ЕО, ТО-1 и ТО-2
/>=3,78/2,524
/>=87,630/50,183
/>=387/187,094
3,78
87,63
387
1
2,524
50,183
182,094
8
1,498
1,747
2,324
1.2.5 Расчет числа постов (линий)диагностирования
Определение трудоемкости диагностирования
Диагностирование техническогосостояния автомобиля делится на общее (Д-1) и поэлементное (Д-2).
Общее диагностирование Д-1 проводитсяс периодичностью ТО-1 и предназначено для определения технического состоянияагрегатов, узлов, механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движенияавтомобиля.
Поэлементное диагностирование Д-1проводится за 1-2 дня до планового ТО-2.
По рекомендациям Гипроавтотрансаработы по диагностированию подвижного состава следует проводить:
— Д-1 для всех автомобилей перед ТО-1и после ТО-2, а так же выборочно после ТР
в количестве 10% автомобилей отсуточной программы по ТО-1;
— Д-2 для всех автомобилей передТО-2, а так же выборочно после ТР в количестве 20% автомобилей от суточнойпрограммы ТО-2.
Для определения числаспециализированных постов диагностирования определим трудоемкости и годовыеобъемы работ общего Д-1 и поэлементного диагностирования Д-2
Число воздействий Д-1, Д-2 в год
/>=1,1*2917,18+804
/>=1,2*804
где
/> — годовое число ТО-1 на весь парк автомобилей
/> — годовое число ТО-2 на весь парк автомобилей
Годовой объем работ по диагностированию Д-1, Д-2, ч.-час
/>
/>
Трудоемкость одного диагностирования
/>
/>
4012,898
964,8
2917,18
804
1610,148
1576,461
0,402
1,634
Расчет числа постов диагностирования
/>=1610,148/305*8*0,8*1 1
/>=1576,461/305*8*0,8*1 1
где
/> — число рабочих дней постадиагностирования в году; 305
/> — продолжительность работы постадиагностирования в сутки, час; 8
/> — коэффициент использования рабочеговремени поста; 1
/> — число диагностов, одновременноработающих на посту. 0,8
1.2.6 Расчет числа постов зоны ТР
При расчете числа постов ТР числовоздействий по ТР не известно. Поэтому для расчета числа постов ТР используетсягодовой объем постовых работ ТР.
Однако, расчет числа постов ТРтолько, исходя из объема работ, не отражает действительной потребности впостах, так как возникновение потребности в ТР имеет случайный характер.Колебания потребности в ТР как по времени возникновения, так и по трудоемкости еговыполнения значительны и могут вызывать простой подвижного состава в ожиданииочереди на посты ТР. Для учета этих колебаний вводится коэффициентнеравномерности поступления автомобилей на посты ТР равный 1,2-1,8.
Другой особенностью расчета постов ТРявляется меньшее число одновременно работающих на постах ТР в сравнении спостами ТО. Это связано с ограниченным фронтом работ на постах ТР, так как дляустранения большинства неисправностей достаточно 1,5-2 человек.
В соответствии с ОНТП-АТП-СТО-86,число одновременно работающих на постах ТР принимается в зависимости от типаподвижного состава: для грузовых автомобилей 1,5-2 чел.
При расчете числа постов ТР нужноучитывать значительные по сравнению с ТО потери рабочего времени, связанные суходом исполнителей с постов на другие участки и с вынужденным простоемавтомобилей в ожидании ремонтируемых на участках узлов и деталей, снятых савтомобиля. Эти потери учитывают коэффициентом использования рабочего временипоста, который принимается равным 0,9-0,98.
Число постов зоны ТР
/>=15,*16265,12/305*8*2*0,85*1,5 4
Число постов сварки
/>= 1,2*1991,64/305*8*1*0,85*1,5 1
Число молярных постов
/> =1,2*2655,53/305*8*1*0,85*1,5 1
где
/> - коэффициент неравномерностипоступления
автомобилей на посты; 1,2
С – количество рабочих смен; 305
/> -коэффициент использования рабочеговремени поста; 0,85
/> -число рабочих на посту, чел. 1,5
1.3 Расчет площадей помещений
Состав помещений
По своему функциональному назначениюплощади подразделяются на две зоны:
— эксплуатационную;
— производственную.
Эксплуатационная зона предназначаетсядля организации приема и выпуска, хранения, контроля технического состоянияподвижного состава, выполнения моечно-уборочных работ, заправки автомобилейтопливом, охлаждающей жидкостью, сжатым воздухом, слива СНГ, выпуска иаккумулирования СПГ, устранения мелких неисправностей и других сопутствующихработ.
Производственная зона предназначаетсядля размещения зданий и сооружений, выполнения работ, диагностированиятехнического состояния агрегатов, узлов и систем подвижного состава, ТО-1, ТО-2и ТР, производимого на автомобилях, прицепах и полуприцепах, так и на снятыхагрегатах, узлах, приборах и деталях.
Здесь:
— Зоны ТО-1, ТО-2, ТР, диагностики;
— производственные участки ТР;
— технические помещенияэнергетических и санитарно – технических служб и
устройств;
— склады.
В состав вспомогательных помещенийвходят:
— административные помещения;
— помещения общественных организаций;
— санитарно – бытовые помещения;
— помещения здравоохранения иобщественного питания;
— учебные помещения;
— помещения культурного обслуживания.
Площади зон ТО, ТР и диагностирования
Для расчета площадей зон ТО и ТРвоспользуемся способом удельных площадей, когда площадь помещения определяетсяплощадью, занимаемой автомобилем в плане (по габаритным размерам), числомпостов обслуживания и коэффициентом плотности расстановки постов.
Коэффициент плотности расстановкипостов представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями,проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекций автомобилей вплане. Величина коэффициента зависит от габаритов автомобиля и расположенияпостов. При одностороннем расположении постов этот коэффициент равен 6 –7, придвухстороннем расположении и поточном обслуживании он составляет 4 – 5. Меньшиезначения коэффициента соответствуют числу постов более 10.
Площадь зоны ЕО
/>=6,631*3*4,5 89,5185
где
/> — площадь, занимаемая автомобилем вплане (по размерам) 6,631
/> — число постов зоны ЕО; 3
/> - коэффициент плотности расстановкипостов. 4,5
Площадь зон ТО-1 и ТО-2, />
/> =6,631*2*6 79,572
/> =6,631*2*6 79,572
где
/> — число постов зоны ТО-1; 2
/> — число постов зоны ТО-2; 2
/> — коэффициент плотности расстановкипостов. 6
Площадь зоны ТР, />
/>=6,631*2*6 159,144
где
/> — число постов зоны ТР; 2
/> — коэффициент плотности расстановкипостов. 6
Площадь зон Д-1, Д-2, />
/>=6,631*1*6 93,786
/>=6,631*1*6 39,786
где
/>-число постов зоны Д-1; 1
/>-число постов зоны Д-2; 1
/>-коэффициент плотности расстановки постов. 6
Площади производственных участков
Площади производственных участковрассчитывают по площади, занимаемой оборудованием, и коэффициенту плотности егорасстановки. Для предварительных расчетов площади участков определяют по числуработающих в наиболее загруженную смену и удельной площади на одногоработающего.
/>
где
/> — удельная площадь на первогоработающего, />;
/> — удельная площадь на каждогопоследующего работающего, />;
/> — число одновременно работающих внагруженной смене.
Результаты расчета площадейпроизводственных участков и исходные данные к расчетам приведены ниже. (Таблица1.4.)Наименование участка
/>
/>
/>
/>
Агрегатный
Слесарно-механический
Электротехнический
Аккумуляторный
Ремонт приборов системы
питания
Шиномонтажный и
вулканизационный
Кузнечно-рессорный и
Арматурный
Медницкий
Сварочный и
Жестяницкий
Обойный
Таксометровый
ИТОГО:
22
18
15
21
14
18
21
15
15
18
15
14
12
9
15
8
15
5
9
12
8
8
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36
30
15
21
14
18
21
15
15
18
15
218
Расчет площадей складских помещений
Расчет площадей складских помещенийпроизводится по удельной площади данного вида склада на 10 единиц подвижногосостава и корректирующих коэффициентов
/>
где
/>= 1
/>= 1,1
/>= 0,7
/>= 1,6
/>= 1,05 У=1,2936
Результаты расчетов сведены в таблицу1.5.
Таблица 1.5.Складские помещения
Удельные площади, /> на 10 ед.
Коэффициент корректирования />
Площадь склада, />
Запасных частей, деталей,
эксплуатационных материалов
Двигателей, агрегатов и узлов
Смазочных материалов
Лакокрасочных материалов
Инструмента
Кислорода и ацетилена в баллонах
Пиломатериалов
Металла, металлолома, ценного утиля
Автомобильных шин
Подлежащих списанию автомобилей, агрегатов (на открытой площадке)
Промежуточного хранения запасных частей и материалов
Порожних дегазированных баллонов (для газобаллонных автомобилей)
ИТОГО:
На открытой площадке
ГПК
2
1.5
1,5
0,4
0,1
0,15
0,2
1.6
4
0,4
0,2
51,744
38,8,8
38,808
10,3488
2,5872
38,808
5,1744
41,3952
103,488
10,3488
5,1744
346,6848
139,4704
207,2144
Расчет числа постов ожидания(подпора)
Число постов ожидания (подпора)определяется: перед зоной ЕО исходя из 15-20% часовой пропускной способностипостов (линий) ЕО; перед постами ТО-1 исходя из 10-15% сменной программы; передпостами ТО-2 исходя из 30-40% сменной программы; перед постами ТР – вколичестве 20-30% от числа постов ТР.
Число постов ожидания перед зоной ЕО
/>=0,20*190,170/8 4,75
Число постов ожидания перед зонойТО-1
/> =0,20*9,565/8 0,03
Число постов ожидания перед зонойТО-2
/>=0,20*2,636/8 0,06
где
/> — суточная программа техническихвоздействий, соответственно ЕО, ТО-1 и ТО-2;
/> — продолжительность рабочей смены,час; 8
С – количество смен. 1
Число постов ожидания перед зоной ТР
/>0,3*4 1,2
где
/> — число постов зоны ТР 4
Расчет площади зоны храненияподвижного состава
Площадь зоны хранения, />
/> =6,631*2,5*200 3315,5
где
/> — коэффициент плотности расстановкиавтомобилей равный 3
Расчет площади вспомогательныхпомещений
Вспомогательные помещения(административные, общественные, бытовые) должны соответствовать требованиямСниП П-92-76. Площади административных помещений рассчитываются по штатууправленческого аппарата, общественных – по списочному числу работающих,бытовых помещений – исходя из штатной численности работающих в наиболеемногочисленной смене.
Для расчета площадейадминистративных, конторских, санитарно-бытовых и других вспомогательныхпомещений воспользуемся формулой, которая учитывает число работников,пользующихся помещением и удельную санитарную норму на человека.
/>
где
/> — процент одновременно пользующихсяпомещением;
/> — пропускная способность единицыоборудования или площади;
/> — удельная санитарная норма на одногоработника;
/> — суммарная численность работников,пользующихся рассматриваемым вспомогательном помещением или работающих в помещении.
Численные значения расчетныхкоэффициентов, санитарные нормы и результаты расчетов площадей вспомогательныхпомещений приведены ниже.(Таблица 1.6.).Наименование помещений Категория работников %
/>, чел
/>, />/чел Р, чел
Fб, />
Отделы
Зал собраний
Диспетчерская с помещением для
водителей
Буфет
Умывальники
Умывальники
Душевые
Душевые
Туалеты
Класс БД
Медпункт
Гардеробы
ИТОГО:
Служащие
Все категории
Водители
Все категории
Водители
Служащие
Водители
Служащие
Все категории
Водители
Все категории
Все категории
100
30
30
100
30
100
30
100
100
100
100
100
34
144
124
479
124
34
124
34
479
412
479
479
4
0,9
1,5
1
0,8
0,8
2
2
2,5
0,07
0,09
1
1
1
1
3
15
20
15
5
20
1
1
1
136
129,6
186
159,6
6,613
1,36
16,5
13,6
59,87
28,84
431,1
47,9
1194,983
Потребности в энергоресурсах
Потребность в энергоресурсахопределяется по удельным показателям, укрупнено.
Потребность в электроэнергииопределяется мощностью токоприемников, приходящиеся на один автомобиль 5кВт/авт.
/> =0,36*5*200*8 2880
/>= 2880кВт. час
Из них 30% на освещение: 864 кВт. Час
Расход тепла на обогрев всехпомещений, из расчета 10 тыс. ккал/ч на один автомобиль, тыс. ккал/час
/>=200*10000 2000000
Расход воды, из расчета 1,5 /> в сутки на одинавтомобиль, тыс./> в год
/>=1,5*200*365 109500
Потребность в сжатом воздухе,расходуемом на технологические цели, зависит от количества и мощностиоборудования с пневматическим приводом. И для расчета рассчитываемогопредприятия составляет: 6,6 />/мин
2. ОХРАНА ТРУДА ИОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
2.1 Соответствие конструкции зданий установленным нормам несгораемости,обеспечение установленных норм противопожарных разрывов
Пожарная безопасностьзданий и помещений АТП существенно зависит от горючести (возгораемости) строительныхматериалов и огнестойкости строительных конструкций, из которых они построены.
Под горючестью понимаютспособность материала, подвергнутого местному воздействию высокотемпературногоисточника зажигания, самостоятельно гореть или тлеть при наличии этогоисточника или после его удаления.
Все строительныематериалы и конструкциям до горючести СНиП 2.01.02—85 подразделяют на тригруппы горючие (сгораемые); трудногорючие (трудносгораемые); негорючие(несгораемые).
К горючим относятсяматериалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняютсяили тлеют и продолжают гореть или тлеть после удаления источника огня. Примеромгорючих материалов являются древесина, толь, войлок и т. п. Конструкции,выполненные из горючих материалов и не защищенные от воздействия огня иливысокой температуры, также относятся к горючим.
К трудногорючим относятсяматериалы, которые под воздействием огня или высокой температурывоспламеняются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть или тлеть только вприсутствии источника огня, а после удаления источника огня горение и тлениепрекращается. Трудногорючими являются материалы, состоящие из негорючих игорючих составляющих, например асфальтобетон, гипсовые и бетонные материалы,содержащие более 8% по массе органического наполнителя, цементный фибролит,древесина, подвергнутая глубокой пропитке антипиринами, войлок, вымоченный вглиняном растворе, пенопласт марки ФРП-1, минераловатные плиты на битумнойсвязке при содержании ее 7-15% по массе и т. п. Конструкции из трудногорючихили горючих материалов, защищенные от возгорания негорючими материалами(например, деревянная конструкция, обитая листовым асбестом), относятся ктрудногорючим.
К негорючим относятсяматериалы, которые под воздействием огня или высокой температуры невоспламеняются, не тлеют и не обугливаются. К ним относятся все естественные иискусственные неорганические материалы, гипсовые и бетонные материалы присодержании органического наполнителя до 8% по массе, минераловатные плиты присодержании синтетической, битумной или крахмальной связи до 6% по массе,металлы. Конструкции, выполненные из негорючих материалов, относятся кнегорючим. Здания проектируемого АТП выполнены из железобетонных конструкций,которые относятся к негорючим.
Под огнестойкостьюпонимают способность строительных конструкций сопротивляться воздействиювысокой температуры в условиях пожара и сохранять при этом своиэксплуатационные функции. Показателем ее является предел огнестойкости,определяемый промежутком времени в часах от начала испытания конструкции наогнестойкость до появления одного из следующих признаков:
образование в конструкциисквозных трещин или сквозных отверстий, через которые проникают продуктысгорания или пламя;
повышение температуры нане обогреваемой поверхности в среднем больше, чем на 160°С, или в любой точкеэтой поверхности больше, чем на 190 °С, по сравнению с температурой конструкциидо испытания или больше, чем на 220 °С, независимо от температуры конструкциидо испытания;
потеря конструкциейнесущей способности, т. е. обрушение.
По огнестойкостистроительные конструкции согласно СНиП 2.01.02-85 подразделяются на пятьстепеней (I, II, III, IIIа, IIIб, IV, IVа и V).
Огнестойкость зданий исооружений определяется степенью огнестойкости их основных конструктивныхэлементов. Здания проектируемого АТП по материалу и типу конструкций относятсяко II степени огнестойкости.
Важным свойствомстроительных конструкций является их способность сопротивляться распространениюогня, которая характеризуется пределом распространения огня. Этот показательопределяется размером поврежденной зоны, образуемой от начала огневогостандартного испытания образцов до появления одного из признаков,характеризующих предел огнестойкости конструкции. Измеряется пределраспространения огня в сантиметрах.
К категории А относятсявзрывопожароопасные. помещения, в которых находятся (обращаются): горючие газы,легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки не более 28 °С в такомколичестве, что они могут образовать взрывоопасные паро-газовоздушные смеси,при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва впомещении, превышающее 5 кПа; вещества и материалы, способные взрываться игореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в такомколичестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5кПа. На АТП к категории А могут быть отнесены следующие помещения: окрасочное,краскозаготовительное; склад лакокрасочных материалов при применении илихранении в них органических растворителей с температурой вспышки не более 28оС; склад топливно-смазочных материалов при хранении бензина;ацетиленовая; газогенераторная; помещение для зарядки аккумуляторных батарей.
К категории Б относятсявзрывопожароопасные помещения, в которых находятся: горючие пыли или волокна;легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 °С; горючиежидкости в таком количестве, что они могут образовывать взрывоопасныепылевоздушные или паро-воздушные смеси, при воспламенении которых развиваетсярасчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5кПа. На АТП ккатегории Б могут быть отнесены следующие помещения: окрасочное; краскозаготовительное;склад лакокрасочных материалов при применении или хранении в них органическихрастворителей с температурой вспышки выше 28 °С; склад топливно-смазочныхматериалов при хранении в нем горючих жидкостей с температурой вспышки выше 28°С.
К категории В относятсяпожароопасные помещения, в которых находятся: горючие и трудногорючие жидкости;твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли иволокна); вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой,кислородом воздуха или друг с другом только гореть при условии, что помещения,в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категории А илиБ. К этой категории на АТП могут быть отнесены помещения деревообрабатывающего,обойного и шиномонтажного участков; склады резины, вспомогательных и смазочныхматериалов.
К категории Г относятсяпомещения, в которых находятся или обращаются: негорючие вещества и материалы вгорячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которыхсопровождается
выделением лучистоготепла, искр и пламени; горючие газы, жидкости и твердые вещества, которыесжигаются или утилизируются в качестве топлива. К категории Г могут бытьотнесены помещения медницко-радиаторного и кузнечно-рессорного участковпредприятия.
К категории Д относятсяпомещения, в которых находятся или обращаются негорючие вещества и материалы вхолодном состоянии. К этой категории относятся помещения: постов мойкиавтомобилей; ремонта аккумуляторов и электрооборудования; жестяницкого,слесарно-механического и агрегатного участков; компрессорной; складовагрегатов, металла, запчастей, хранящихся в распакованном виде и без тары.
В проектируемом АТПпроизводственно-складские помещения относятся к следующим категориям пожарнойопасности
Таблица № 3.1. Помещение Категория Помещение Категория ЗонаЕО В Склад запчастей В Зона ТО В Склад агрегатов В ЗонаТР В Склад масел В Агрегатный участок Д Склад красок А Слесарно-механический участок Д ИРК Д Электротехнический участок В Склад кислорода А Аккумуляторный участок Д Склад металла Д Зарядное отделение А Склад шин В Цех по ремонту системы питания В Склад списанных Д Шиномонтажно-вулканизационный В Промежуточный В
Продолжение таблицы № 3.1. Помещение Категория Кузнечно-рессорный участок Г Медницкий участок Г Сварочно-жестяницкий участок Г Арматурный участок Д Обойный участок В
При разработке Генерального плана минимальные расстояниямежду зданиями устанавливаются в зависимости от степени их огнестойкости. Длязданий донного АТП минимальное расстояние составляет 12 м. Как и предусмотрено между ГПК и АБК 12 метров, между ГПК и зоной ЕО 18 метров. Расстояния между остальными зданиями более 12 метров.
2.1.1 Обеспечение нормкубатуры зданий и производственной площади на одного работающего
При проектировании предприятий должны соблюдатьсяобусловленные санитарными требованиями следующие минимальные допустимыепоказатели помещений.
Объем на одного работающего в производственных помещениях, м3/чел. 15
Площадь на одного работающего
Производственные помещения, м2/чел. 4,5 Административные помещения, кв.м/чел 4
В проекте полученыследующие показатели. (Таблица 3.2.)
Таблица №3.2. Помещение
Площадь м2
Объем м3
Численность рабочих в
смену
Площадь м2/чел.
Объем м3/чел. Главный производственный корпус 663,91 2788,38 17 39,05 164,02 Административно бытовой корпус 1198,98 3596,94 158 7,58 22,76 Зона ЕО 89,51 375,95 2 44,75 187,97 Зона Диагностики
Как видно полученныепоказатели выше нормативных.
2.2 Соблюдениенеобходимой освещенности помещений и рабочих мест
Естественное освещение.Естественный свет проникает в помещение через световые фонари, проемы, окна.Естественное освещение нормируется по коэффициенту естественной освещенности енс учетом характера работ, а также коэффициентов светового климата и солнечностиклимата:
Для проверки реальной освещенности с помощью люксметрапроизводится одновременное измерение освещенности на рабочем месте внутриздания Евн, и освещенности рассеянного света небосвода снаружи здания Енар-Коэффициент естественной освещенности измеряется в процентах и равен:
/>
Нормируемый коэффициент естественной освещенностивыдерживается при определенном соотношении площади остекления к площади пола.Например, при наличии в цехе прямоугольного фонаря верхнего света дляпроведения работ I—VI разрядов это соотношение должно составлять соответственно36; 25; 18; 14; 11;7%.(Таблица 3.3.)
Произведем проверкудостаточности естественного освещения в зонах ГПК
Таблица №3.3.Зона Площадь остекления Площадь пола
Sо/Sп ЗонаТО и ТР 70,03 318,29 22%
Анализ технологическихопераций в зонах ТО и ТР позволяет отнести производимые работы к V разрядузрительных работ, достаточно естественное освещение, для которых будетвыдерживаться при So/Sn>11%. Как видно из таблицы №8.3это условие выполняется.
Искусственное освещение. Освещение поверхностей с помощьюисточников света носит название искусственного. При освещении промышленныхзданий используется как общее, так и комбинированное освещение. Общеепредназначено для освещения всего помещения (в том числе и рабочихповерхностей), поэтому светильники общего освещения обычно располагаются подпотолком помещения или на достаточно большом расстоянии от рабочих мест.
При общем освещении существуют два способа размещениясветильников: равномерное и локализованное. В системе общего равномерногоосвещения расстояние между светильниками одинаковое. Такая системарекомендуется в производственных помещениях, в которых по всей площадивыполняются однотипные работы, например: кузнечно-рессорный, электроремонтныйучастки, помещение технического обслуживания и другие помещения.
При необходимости дополнительногоосвещения отдельных рабочих мест прибегают к устройству местного освещения,которое осуществляется установкой светильников непосредственно над рабочимместом. В том случае, если эти участки велики по площади, или невозможноустройство местного освещения из-за больших размеров обрабатываемых деталей,используют локализованное размещение светильников. Локализованное освещениеприменяется довольно часто на автомобилестроительных заводах (например: цехокраски, цех сборки автомобилестроительного завода), однако оно не характернодля авторемонтных и автотранспортных предприятий.
Система комбинированного освещения состоит из светильников,предназначенных для создания достаточного освещения по всей площади, и изсветильников местного освещения, расположенных непосредственно у рабочейповерхности. Применение комбинированного освещения целесообразно впроизводственных помещениях с точными зрительными работами, а также в техслучаях, когда поверхности расположены вертикально или наклонно. Например, вслесарно-механическом отделении устанавливается дополнительное местноеосвещение станков; на линии диагностики возможно дополнительное освещениеотдельных участков; при проведении электрокарбюраторных работ также может бытьпредусмотрено дополнительное освещение верстаков.
Для благоприятного распределения яркости в помещении прикомбинированном освещении светильники общего освещения должны создавать нарабочей поверхности не менее 10% нормируемой освещенности.
Минимальная освещенностьрабочей поверхности зависит от величны объекта различения. Под объектомразличения понимают отдельную часть рассматриваемого предмета (царапина, пятно,риска и т. д.), которая должна быть четко видна в процессе работы с деталями.
В некоторых случаях освещенность должна быть повышена илипонижена. В частности, на одну ступень повышается освещение при напряженнойзрительной работе в течение, большей половины, дня (например, столы для приемкиизделий и браковки); из-за повышенной опасности травматизма (выгрузка ипогрузка груза); при расстоянии до рассматриваемого предмета более 0,5 м (работа па молоте, прессе); в случае, если недостаточно естественное освещение.
При освещении рабочихмест люминесцентными лампами следует учитывать тот факт, что для них характернапульсация светового потока во времени, которую оценивают коэффициентомпульсации Кп. У наиболее распространенных ламп белого светакоэффициент пульсации составляет 25%, у ламп дневного света достигает 40%.
Пульсация светового потока вызывает повышенное утомлениезрения, а также искажение восприятия движущихся предметов (стробоскопическийэффект), особо нежелательный в производственных условиях. Поэтому величинакоэффициента пульсации регламентируется нормами. Для большинства помещенийавтотранспортных предприятий он должен быть менее 20%.
Задачей светотехнического расчета осветительной установкиявляется: определение числа и мощности источников света, обеспечивающихнормальную освещенность (с учетом коэффициента запаса), а также определение фактическойосвещенности, создаваемой установкой.
Все применяемые способы расчета освещения можно разбить надве группы В первую включается метод коэффициента использования световогопатока и метод удельной мощности, являющийся разновидностью метода коэффициентаиспользования светового потока, приемы расчета которого упрощены за счетприменения таблиц удельной мощности. Методы применяются для расчета равномерноосвещенной горизонтальной поверхности. Во вторую группу включается точечныйметод, применение, которого целесообразно для расчета поверхностей с повышеннойнеравномерностью освещения (местное освещение, локализованное освещение), атакже для расчета освещенности вертикальных и наклонных поверхностей.
Произведем расчет искусственного освещения зон в ГПК, пометоду коэффициента использования светового потока.
Определим индекспомещения по формуле:
/>=381,29/230,4=1,65Где Зона ТО и ТР
/>-площадь помещения, м2 381,29
/> - высота подвеса светильника, м 4,8
/> - длинна помещения, м 30
/> - ширина помещения, м 18 Индекс помещения 1,9 Коэффициент использования светового потока. 47
Световой поток лампыопределяется.
/>=137264,4/5640=24,3где Зона ТР и ТО
/> — заданная минимальная освещенность, лм. 200
/>-коэффициент запаса. 1,5
/> — площадь освещаемого помещения, кв.м 381,29
/> — коэффициент минимальной освещенное 1,2
/>-число светильников 30
/> — число ламп в светильнике 4
/>-коэффициент исп. светового потока, %
Световой поток лампы, лм
47
3447
Данный световой поток,обеспечивается люминесцентной лампой типа ЛДЦ мощностью 65 Вт, которой световойпоток равен 3050 лм.
2.3 Водоснабжение иканализация
Состав и оборудованиесанитарно-бытовых помещенийНаимен. здания Явочное к-во раб. Норма чел/душ К-во душ. сеток Норма чел/умыв К-во умываль. Норма чел/у.таз К-во унитаз. АБК 158 25 6 7 23 18 9 ЕО 2 5 1 20 1 12 1 ГПК 17 5 3 20 1 18 1 ВСЕГО 177 10 25 11
Примечание: явочноекол-во работников АБК принято равным кол-ву административно-управленческогоперсонала + 30% водителей.
Расход воды насанитарно-бытовые нужды Расход воды на душ, л/сек
/> 2 Где 10
/> -количество душевых сеток, шт
/> -норма расхода на душевую сетку, л/сек 0,20 Расход воды на умывальники, л/сек
/> 1,75
где
/>-количество умывальников, шг 25
/> -норма расхода воды на умывальник, л/сек
Расход воды на унитазы, л/сек 0,07
/> 1
где
/>-количество унитазов, шт. 10
/>-норма расхода воды на унитаз, л/сек 0,10 Общий расход воды на санитарно-бытовые нужды, л/сек
/> 4,75 Расход питьевой воды, л/сек
/> 0,55 Где
/> -норма воды на питьевой фонтанчик, л/сек 0,35
/>-норма потребителей на фонтанчик, чел 70
/> -явочное кол-во рабочих в нагруж. смену, чел 110 Расход на технологические нужды, м. куб/год
/>=200*1,5*365
где 109500
/> -норма воды на один автомобиль, м. куб/сутки 1,5 В том числе в оборотном цикле, м. куб/год
/> 109500
В том числе забор свежей воды для оборотного цикла, м. куб/год 10950
Расход воды на наружное пожаротушение, л. /сек
/> 2,5
Расход воды на внутреннеепожаротушение, л. /сек
/> 5,0
где
/> — число пожарных струй, 2
/> - расход на струю, л./сек 2,5
2.4 Обеспечениенеобходимой естественной и принудительной вентиляции
Для сохранения здоровья и работоспособности человека впроцессе труда особое значение имеет состояние воздушной среды: чистотавоздуха, метеорологические условия в рабочих помещениях. Однако многиепроизводственные процессы на АТП сопровождаются выделением в воздух рабочейзоны вредных веществ, к которым относятся различные газы, пары и пыль. Вредныевещества выделяют двигатели внутреннего сгорания (ДВС) в составе отработавшихгазов, при сварочных работах, зарядке аккумуляторов, мойке деталей автомобилей,пайке, обработке металла и дерева, окраске, заправке автомобилей и агрегатовтопливом, маслами и техническими жидкостями и в ряде других случаев. Этивещества проникают в организм человека через дыхательные пути, а также черезкожу и пищеварительный тракт и могут вызвать раздражение и травмированиеслизистых оболочек дыхательных путей, болезни кожного покрова, ожоги,отравления и другие изменения в организме человека. Степень и характеризменений зависят от количества, продолжительности воздействия, путейпроникновения, химической структуры вредного вещества, температуры среды,состояния организма и многих других факторов.
По степени воздействия на организм вредные веществаподразделяются на четыре класса: 1-й- чрезвычайно опасные; 2-й -высокоопасные;3-й — умеренно опасные; 4-й — малоопасные.
В целях безопасности работающих количество вредных веществ ввоздухе рабочей зоны ограничивается предельно допустимыми концентрациями (ПДК).Предельно допустимыми концентрациями вредных веществ в воздухе рабочей зоныявляются такие концентрации, которые при ежедневной работе в течение 8 ч илипри другой продолжительности, но не более 41 ч в неделю, в течение всегорабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянииздоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работыили в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Данные о ПДКвредных веществ, встречающихся в воздухе рабочей зоны помещений АТП,установлены ГОСТ 12.1.005-76.
Вентиляция предусматривается для обеспечения впроизводственных, вспомогательных и бытовых помещениях АТП параметров воздушнойсреды, удовлетворяющих санитарно-гигиеническим требованиям.
По способу перемещения воздуха вентиляция подразделяется наестественную и механическую. Сочетание естественной и механической вентиляцииназывают смешанной вентиляцией.
Естественная вентиляция происходит вследствие разноститемператур снаружи и внутри помещения и действия ветра. Она бываетнеорганизованной и организованной. При неорганизованной вентиляции воздухпоступает и удаляется через щели и поры наружных ограждений (инфильтрация),окна, фонари, форточки, ворота и двери (проветривание). Такая вентиляциямалоэффективна и не поддается регулировке, поэтому большее распространениеполучила организованная вентиляция. Она осуществляется с помощью специальныхрегулируемых проемов (аэрация) или специальных устройств для использованиякинетической энергии ветра-дефлекторов.
Естественную вентиляциюустраивают главным образом в административно-бытовых и некоторых складскихпомещениях АТП и обязательно в помещениях для стоянок, ТО и ТР автомобилей,работающих на сжатом природном газе, объемом менее 31 тыс. м3.
Механическая вентиляция обеспечивает подачу и удалениевоздуха различными механическими устройствами: вентиляторами, эжекторами и др.
В зависимости от направления воздушных потоков — в помещениеили из помещения механическая вентиляция бывает приточной, вытяжной иприточно-вытяжной.
По характеру охвата помещения она подразделяется наобщеобменную, распространяющую свое действие по всему объему помещения, иместную, распространяющую свое действие только на часть помещения.
Обычно на АТП широко применяют сочетание этих двух видоввентиляции.
По времени действия различают рабочуювентиляцию (постоянно действующую во время работы) и аварийную (приводится вдействие при аварийных выбросах вредных веществ).
На АТП большинство производственных помещений оборудуютмеханической общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией. Она должна быть впомещениях для хранения, ТО и ТР автомобилей, участков по ремонтуаккумуляторов, сварочных, кузнечно-рессорных, жестяницких, шиноремонтных,вулканизационных, окрасочных участков, в помещениях для регенерации масла идругих, где могут находиться автомобили или выделяться вредные вещества.
Необходимое количество воздуха, подаваемого в помещение,определяют в зависимости от количества вредных веществ, тепла и влаги,поступающих в помещение.
2.4.1 Определение количества газообразных загрязняющихвеществ
Количество газообразных загрязняющих веществ (окись углеродаи окислы азота), выделяющихся в производственных помещениях, при движенииавтомобилей с работающим двигателем, определяется уравнением
/>
где
/>-удельное количество вредных веществ,г /л.с. выезд;
/> -мощность двигателя автомобиля, 96 л.с.;
/> -число выездов автомобилей из помещенияв час, выезд/час;
/>-коэффициент интенсивности движенияавтомобилей.
Численные значения постоянных и расчетных коэффициентов длязоны ТО и ТР приведены нижеПервая смена
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> езд./ч езд./ч езд./ч г/л.с. езд. г/л.с.езд. л.с. - - 0,8 1,75 - - 0,5 0,6 0,4 0,16 240 Вторая смена
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/> езд./ч езд./ч езд./ч г/л.с.езд. г/л.с.езд. г/л.с. езд. г/л.с.езд. л.с. 28,2 2,6 - 1,75 0,8 0,7 - 0,6 0,12 0,07 240
Расчет ведется для наиболее нагруженной второй смены.Количество окиси углерода выделяемое в атмосферу помещения ТО и ТР
/> ЕО ТО-1 ТО-2 ТР г/час I-смена 38,4 100,8 139,2 II-смена 649,73 52,42 30,24 732,39
Количество окислов азотавыделяемое в атмосферу помещения ТО и ТР
/> ЕО ТО-1 ТО-2 ТР г/час I-смена 15,36 40,32 55,68 II-смена 379,0 30,6 17,64 472,24
2.4.2 Определениенеобходимого количества вентиляционного воздуха
Необходимое количествовентиляционного воздуха
/>
где
/> - предельно допустимая концентрациякомпонента на рабочем месте, мг/м.куб;
/> — предельно допустимая среднесуточнаяконцентрация компонента, мг/м.куб;
Численные значения предельно допустимых концентраций вредныхвеществ на рабочем месте, максимальной разовой и среднесуточной в воздухеокружающей среды и результаты расчета потребного количества вентиляционноговоздуха приведены ниже.(Таблица 8.4.)Таблица 3.4.Наименование ВХВ
Спдк г
мг/м. куб
Спдкнв
мг/м. куб
Leo
м. куб/час
lto
м.куб/час
LTp
м.куб/час L м.куб/час Окись углерода 20 3 25072,94 6185,88 4517,64 35775,5 Окислы азота 5 0,85 59913,25 10141,2 7402,4 77456,89 Итого: 84986,2 16327,0 11920,0 113232,4
2.4.3 Определение количества вентиляторов
Определим мощность электродвигателей, необходимых дляперемещения рассчитанного количества воздуха. Для этого воспользуемсяхарактеристиками вентиляторов Ц4-70.
Потребляемая вентилятороммощность определяется:
/>
/>/>
где
/> - производительность вентилятора. />/час;
/> — давление создаваемое вентилятором,Па
Установочная мощностьэлектродвигателя определяется:
/>
где
/> — коэффициент запаса мощности.
Произведем подборэлектродвигателей (Таблица 3.5.) Параметр ЕО ТО ТР Количество вентиляционного воздуха на 1-н вентиля: 11920,0 16327,0 11920,0 Давление создаваемое вентилятором 28 80 28 Мощность электродвигателя, кВт 0,4 0,7 0,4 Установочная мощность электродвигателя 0,5 0,8 0,5 Марка выбранного электродвигателя АЛ41-6 АЛ51-4 АЛ41-6 Мощность выбранного электродвигателя, кВт 1,0 4,5 1,0 Частоты вращения вала электродвигателя, об/мин 930 1440 930 Количество вентиляторов 36 6 6
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Исходные данные
Марка автомобиля
Категория условий эксплуатации
Среднесписочное количество, Асс, шт.
Среднесуточный пробег, Lcc, км
Пробег с начала эксплуатации, Lн, км
Балансовая стоимость автомобиля, тыс.тенге.
Количество рабочих дней в году, Дрг
Время работы автомобиля на линии, Тн
ВАЗ-2107
2
200
220
0,5
646,65
365
12
3.2 Производственная программа АТП
Автомобиле-дни в хозяйстве, дни
/>=200*365
где
/> — среднесписочное число автомобилей на АТП;
/> — календарное число дней в году.
Автомобиле-дни в работе, дни
/>=73000*0,96
где
/> — коэффициент выпуска автомобилей на
линию
/>
где
/> — коэффициент технической готовности (из
технологического расчета);
/> — коэффициент не рабочих дней
/>=365/365
где
/> — число не рабочих дней в году;
/> — календарное число дней в году.
Автомобиль часы в работе, час
/>=70080*12
где
/> — время в наряде.
Общий пробег, км
/>=200*77088
где
Lг- годовой пробег, км
73000
200
365
70080
0,96
0,96
1
365
365
84096
12
15417600
94170
Таблица 4.1.Показатель Ед. изм ГАЗ-3110 Производственная база Среднесписочное число Ед. 200 Автомобиле-дни на предприятии дни 73000 Автомобиле-дни в работе дни 70080 Автомобиле-часы в работе час 84096 Общий пробег км 15417600 Технико-эксплуатационные показатели Коэффициент технической готовности 0,96 Коэффициент выпуска автомобилей на линию 0,96 Время пребывания на линии час 12 Среднесуточный пробег км 220
3.2.1 Годовая программа ТО и ТР
Расчет годовой программы по ТО и ТРбыл произведен в технологическом проектировании АТП. (Таблица 4.2.)
Таблица 4.2.
Наименование
Технической воздействий Объем воздействий ГАЗ-3110 Чел.ч
ТО-2
ТО-1
ЕО
ТР
804
2917,18
69412
10370,997
8521,37
4390,334
33194,142
3.3 Основные фонды АТП
Основные производственные фонды (ОПФ)отрасли – это средства труда, которые участвуют во многих производственныхциклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится наготовый продукт по частям в течении длительного времени.
На автомобильном транспорте поосновной деятельности применяется следующая классификация ОПФ: транспортныесредства, производственные и служебные здания, сооружения, силовые установки,производственное оборудование, передаточные устройства, инструменты со срокомслужбы больше года, Хозяйственный инвентарь.
Стоимость подвижного состава, тысяча тенге
/>=200*(2968*1,67*150)
где
/> — средняя балансовая стоимость автомобиля,
Тенге
148696,8
743,484
Стоимость зданий и сооружений.
/>=1952,41*50100
где
/> — средняя сметная стоимость /> зданий.
97815,741
50100 тенге/кв.м
Стоимость оборудования, тыс. тенге.
/>=0,351*148696,8
Общая стоимость производственных
фондов, тыс. тенге.
/>=148696,8*97815,741*20074,680
20074,068
266586,609
Заработная плата водителей
Основная заработная плата водителей,тыс. тенге
/>=197,9*84096*1,14 18972,57
где
/> — часовая тарифная ставка, тенге/час; 197,9
/> - время в наряде, час 12
/> - коэффициент доплат 1,14
Отчисления в фонд социальногострахования, тыс. тенге
/>=0,21*18972,57 3984,24
где
0,21 – норматив отчислений, %
Годовой фонд заработной платыводителей, тыс. тенге
/>=18972,57+3984,24 22956,81
3.4 План материально-техническогоснабжения
3.4.1 Затраты на автомобильноетопливо
Затраты на автомобильное топливо Потребностьв топливе, литры
/>=(8,5*15417600/100)*1,02*1,005
где
/> — линейная норма расхода топлива
на 100 км пробега, литров/100км ;
/> — коэффициент, учитывающий особые
условия эксплуатации />;
/> — коэффициент, учитывающий расход топлива
на внутригаражные нужды;
/> — общий годовой пробег автомобилей, км;
Расход топлива в тоннах
/>
где
Р- плотность топлива кг//>
Затраты на топливо, тенге
/>=994,11*60
где
S- стоимость одной тонны топлива, тенг.
1343,39
8,5
1,02
1,005
15417600
994,11
0,74
59646,60
60
3.4.2 Расходы на смазочные материалы
Потребность в смазочных материалах:
а) моторное масло, тыс. литров
/>=1343,39*0,6/100
где
/> — нормативный расход каждого вида смазоч ных материалов на 100 л жидкого топлива:
для бензина автомобилей, литра
Расход моторного масла в тоннах
/>=8,06*0,9
где
/> — плотность моторного масла, кг//>.
Расчет затрат
/>=7,26*49933
где
/> — стоимость 1 т моторного масла для
двигателей.
б). Трансмиссионное масло, тыс. литров
/>=1343,39*0,1/100
где
/>-топливо для автомобилей, л
Расход трансмиссионного масла в тоннах:
/>=1,35*0,91
где
/>-плотность трансмиссионного масла, кг//>
Расчет затрат, тыс. тенге
/>=1343,39**28210/1000
где
/>-стоимость 1 тонны трансмиссионного масла
в). специальные масла, тыс. литров
/>=37897,04*0,03/100
где
/>-расход топлива для всех автомобилей, л
Расход специального масла в тоннах:
/>=11,37*0,87
где
/>-плотность специального масла, кг//>
Расчет затрат, тыс. тенге
/>=1343,39*49910/1000
где
/>-стоимость 1т специального масла, тенге.
г). консистентные смазки, тонн
/>=1343,39*0,1/100
где
/>-топливо для всех автомобилей, кг
Расчет затрат, тыс. тенге
/>=1,35*46655/1000
где
/> — стоимость 1 т консистентной смазки.
Затраты на смазочные материалы, тыс. тенге
/>=362,52+37,897+64,048+62,99
8,06
0,6
7,26
0,9
362,52 тыс.т
49933
1,35
0,1
1,23
0,91
37,897
28210
11,37
0,03
9,9
0,87
67048,6
49910
1,35
0,1
62,99
46655
2298,003
3.5 Затраты на восстановление иремонт шин
Потребность в автомобильных шинах, шт.
/>=4*15417,600/34000
/>=132,765*4*154,176*1,56/1000*100
где
/>-прейскурантная стоимость одного
комплекта шин, руб;
/> — число колес однотипных комплектов на
автомобилях (без учета запасных), шт.;
/>-норма отчислений на восстановление и
ремонт одного комплекта шин на 1000 км
пробега для соответствующего размера шин
и условий эксплуатации, % от прейску-
рантной стоимости;
/>-норма пробега шин, тыс. км;
/>-потребность в автошинах.
Обозначение
/>, тенге.
/>, шт.
/>, тыс. км
/>, шт.
/>, тыс. тенге
1813,84
12773 тысч.т
132,765
4
1,56
34,000
1813,84
13276,5
4
15417600
1813,84
12773 тысч.т
3.6 Расчет затрат на ТО и ремонтавтомобилей
Затраты на техническое обслуживание иремонт подвижного состава состоят из всех видов затрат, связанных с выполнениемвсех видов обслуживания и ремонта подвижного состава, кроме затрат накапитальный ремонт.
Затраты на ТО и ТР включают:
— заработную плату ремонтных рабочихс начислением по соцстраху;
— стоимость материалов и запасныхчастей.
Для расчета этих затрат воспользуемсяобщим пробегом автомобильного парка и нормой затрат по каждому виду ТО и ТР на 1000 км пробега автомобиля с разбивкой затрат по элементам.
Нормы затрат на ТО и ТР автомобиля(ГАЗ-3110)Вид обслуживания и ремонта Всего Норма затрат на 1000 км пробега,
Заработная
плата
Запасные
Части Материалы
ЕО
ТО-1
ТО-2
ТР
ИТОГО:
561,12
215,43
245,49
1821,13
2843,17
1260,52
120,24
172,84
934,36
1487,97
538,57
538,57
300,6
95,19
72,64
348,19
816,63
Затраты на зарплату ремонтных рабочих, тыс. тенге
/>=1487,96*15417,600/1000
где
/>-норма зарплаты ремонтных рабочих
на 1000 км;
/>-общий пробег автомобиля, км.
Отчисления в фонд социального
страхования, тыс. тенге
/>=0,21*22940,78
Затраты на запчасти, тыс. тенге
/>=538,57*15417,600/1000
где
/>-норма затрат на запчасти на 1000 км
пробега.
22940,78
1487,96
4817,57
8303,46
538,57
3.7 Оборотные фонды предприятия
Оборотные фонды предприятияопределяются нормативным запасом расходных материалов и запасных частей, т.е.нормативным числом дней запаса и годовым расходом этих материалов и запасныхчастей.
Нормативный запас топлива
Среднее нормативное число дней запасаавтомобильного топлива – 9,6 дня. Для предприятия, работающего в городе,транспортный и страховой запас топлива не предусматривается, так как онииспользуются централизованными станциями. В связи с этим норматив дней запасатоплива таких предприятий принимается 4-6 дней.
Нормативный запас топлива, тыс. тенге
/>=4*1343,39/365
где
/>-нормативное число дней запаса топлива, дней
Нормативный запас смазочных материалов,
тыс. тенге
/>=30*527,46/365
где
/>-нормативное число дней запаса смазок,
дни.
Нормативный запас запчастей, тыс. тенге
/>=75*8303,46/365
где
/>-нормативное число дней запаса запчастей,
дни.
Нормативный запас оборотных агрегатов,
тыс. тенге
/>=1706,19*0,7
Нормативный запас шин, тыс. тенге
/>=40*12773/365
где
/>-нормативное число дней запаса шин, дни
Нормативный запас материалов, тыс. тенге
/>=12590,48*45/365
где
/>-нормативное число дней запаса рем.
материалов, дни.
Общая сумма оборотных средств,
тыс. тенге
/>14722,01+43,36+1706,19+1194,34+1399,78+1552,25
1221,23
4
43,36
30
1706,19
75
1194,34
1399,78
40
1552,25
45
20617,93
Расчет затрат на КР и восстановление подвижногосостава
Амортизационные отчисления на КР,
тыс. тенге
/>=0,2*743,484*15417,600/1000 2292,55
где
/>-норма амортизационных отчислений наКР,
% / 1000 км пробега. 0,2
Амортизационные отчисления на полноевосстановление подвижного состава, тыс. тенге
/>=0,2*743,484*15417,600/1000 2292,55
где
/>-норма амортизационных отчислений наполное восстановление подвижного состава, % / 1000 км пробега автомобиля. 0,2
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Положение отехническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильноготранспорта, М., Транспорт, 1986
2. Колесник П.А.Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, М., Транспорт, 1976
3. ОНТП-АТП-МТО-86
4. Напольский Г.М.Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станцийтехнического обслуживания, М., Транспорт, 1985.
5. Крамаренко Г.В.Техническая эксплуатация автомобилей, М., Транспорт, 1982.
6. Краткийавтомобильный справочник, М., Транспорт, 1982.
7. Нагаева И.Д.Организация и оплата труда на автомобильном транспорте М., Транспорт. 1989
8. Испытаниядвигателей внутреннего сгорания, М., Высшая школа, 1975. Вентиляция икондиционирование воздуха.
9. Справочникпроектировщика, М., Стройиздат, 1977.
10. Голованенко С.Л.Справочник инженера-экономиста автомобильного транспорта, Киев, Техника, 1976
11. Инструкция ОНД1-86 Госкомгидромет, М., Гидрометеоиздат, 1986.
12. Синицын В.В. Пластическиесмазки в СССР, М., Химия, 1984
13. Столяров М.Д. Трансфинпланавтотранспортного предприятия (объединения), М., Транспорт, 1990.
14. СНиП 1-7-81
15. СНиП 2.05.02-85