Министерствообразования и науки Российской Федерации
Курсоваяработа
Тема:
Расчетэкономической эффективности грузовых и пассажирских перевозок
Попредмету:
Экономикаавтомобильного транспорта
2009
Содержание
1. Общаяхарактеристика и технико-экономические показатели работы автотранспортногопредприятия
1.1 Общаяхарактеристика автотранспортного предприятия
1.2 Производственная программа
1.3 Определениесебестоимости перевозок
1.4 Определениедоходов от автомобильных перевозок
1.5 Расчёт ираспределение прибыли автотранспортного предприятия
1.6 Определениеуровня производительности труда
2. Организационно-техническиемероприятия
3. Расчётэкономической эффективности от внедрения мероприятий по грузовым перевозкам
4.Расчётэкономической эффективности от внедрения мероприятий по пассажирским перевозкам
Заключение
Литература
1. Общая характеристика и технико–экономические показатели работыавтотранспортного предприятия
1.1 Общая характеристика автотранспортного предприятия
Проектируемое АТП располагает 200 единицами ПС, в числе которых 80автомобилей ЗИЛ-130 и 120 автобусов ЛАЗ-699Н.
Исходные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1Наименование показателей Условные обозначения Величина показателя грузовые перевозки
пассажирские
перевозки 1. Марка подвижного состава ЗИЛ-130 ЛАЗ-669Н 2. Среднесписочное количество автомобилей, ед.
Асп 80 120 Среднее расстояние перевозки 1 тонны груза, км: 3. 1 класса
ℓср1 104,52 - 4. 2 класса
ℓср2 160,68 - 5. 3 класса
ℓср3 48,19 - 6. 4 класса
ℓср4 61,32 - 7. Средняя длина ездки пассажира, км. ℓ - 5,59 8. Среднее время в наряде, час.
Тн 10,00 10,00 9. Коэффициент выпуска автомобилей на линию
αв 0,72 0,52 10. Коэффициент использования пробега Я 0,65 0,69 Распределение объёмов перевозок грузов по классам в % от общего объёма перевозок: 11. 1 класса
Υq1 25 - 12. 2 класса
Υq2 27 - 13. 3 класса
Υq3 20 - 14. 4 класса
Υq4 28 - 15. Коэффициент использования вместимости автобуса
γн - 0,64 16.Коэффициент сменяемости пассажиров на маршруте
ηсм - 1,74 17. Эксплуатационная скорость
Vэ - 20,75 18. Грузоподъёмность, т. q 5 - 19. Тип двигателя бензин бензин 20.Размер шин (обода) 260*508 280*508 21. Вместимость, чел. - 41
Класс перевозимых грузов:
1 — доски паркетные
2 — алюминиевые изделия в ящиках
3 — деревья, кусты, саженцы
4 — опилки, стружки
1.2 Производственная программа
Производственная программа грузового автомобиля
Среднее расстояние перевозки 1т груза, км:
/> (1)
/> км
Средняя величина коэффициента использования грузоподъёмности(статического)
/>/>/> (2)
/> />
Средняя величина коэффициента использования грузоподъёмности (динамического)
/> (3)
/>
Средняя длина гружёной ездки, км:
/> (4)
/>км
Количество ездок с грузом за сутки 1 автомобиля, езд.:
/> , (5)
где tпр – время простоя под погрузкойи разгрузкой за ездку, выбирается по нормативам в соответствии с типом игрузоподъёмностью подвижного состава, видом грузов и принятыми способамипогрузки-разгрузки
/>
/>
Среднесуточный пробег Lсс, км:
/> (6)
/> км
Объём перевозок, т:
/> (7)
/> т
Грузооборот в сутки, ткм :
/> (8)
/> ткм
Производственная программа маршрутного автобуса
Среднесуточный пробег 1 автобуса, км :
/> (9)
/> км
Среднее количество рейсов на маршруте за сутки 1 автобуса:
/> (10)
/>
Количество перевезённых пассажиров за сутки 1 автобусом, пасс.:
/> (11)
/> пасс.
Пассажирооборот 1 автобуса за сутки, пасс-км :
/> (12)
/> пасс-км
Производственная программа за год по всему парку автомобилей
Грузовые перевозки:
Автомобиле-дни пребывания на предприятии, а-дни:
/> (13)
/> а-дни
Автомобиле-дни в эксплуатации, а-дни:
/>в(14)
/> а-дни
Автомобиле-часы работы на линии, а-ч.:
/> (15)
/> а-ч
Количество ездок с грузом в год, ед. :
/> (16)
/>
Общий пробег, км :
/> (17)/>
/>км
Пробег с грузом (с пассажирами), км
/> (18)
/> км
Объём перевозок грузов, т:
/> (19)
/> т
Грузооборот, ткм :
/> (20)
/> ткм
Пассажирские перевозки:
Рассчитываем по формулам 13-20
/> а-дни
/> а-дни
/> а-ч
/>
/> км
/> км
/> пасс
/> пасс-км
Результаты расчётов сведём в таблицу 2.
Таблица 2
Показатели работы автотранспортного предприятия за годNп/п Наименование показателей Единица измерения Грузовые автомобили Маршрутные автобусы 1 Среднесписочное количество ед. 80 120 2
Коэффициент использования парка αв - 0,72 0,52 3 Коэффициент использования пробега Я - 0,65 0,69 4
Коэффициент использования грузоподъёмности:
а)статический γст
б)динамический γдин
в)вместимости(для автобуса) γн
0,62
0,7
-
-
-
0,64 5
Время в наряде Тн час 10 10 6
Время в простое tпр час 0,5 - 7
Среднетехническая скорость Vт км/час 40 - 8
Эксплуатационная скорость Vэ км/час - 20,75 9 Грузоподъёмность q т/пасс 5 41 10
Автомобиле-дни в работе АДэ а-дни 21024 22776 11
Автомобиле-часы работы АЧэ а-час 210240 227760 12 Количество ездок с грузом, ездок автобусов Z ед 63072 341640 13
Общий пробег Lобщ км 8238254 4726020 14
Объём перевозок Qгод т/пасс 194577,12 15601560 15
Грузооборот Ргод ткм 18741635 - 16
Пассажирооборот Ргод пасс-км - 87212720
1.3 Определение себестоимости перевозок
Себестоимость автомобильных перевозок представляет собой затратыпредприятия в денежном выражении на выполнение единицы транспортной работы иопределяется делением суммы затрат предприятия за определённый период временина эксплуатацию автомобильного парка, на выполненную за этот периодтранспортную работу. Транспортная работа исчисляется в зависимости от видаперевозок в ткм, пасс-км. Себестоимость перевозок определяется по формуле:
/>
Себестоимость определяется отдельно по маркам автомобилей, имеющихся врассматриваемом автотранспортном предприятии.
Затраты на эксплуатацию подвижного состава подразделяются на переменные ипостоянные. К переменным затратам относятся: затраты на топливо, смазочныематериалы, на восстановление износа и ремонт шин, на техническое обслуживание итекущий ремонт подвижного состава, амортизационные отчисления на полноевосстановление и капитальный ремонт. К постоянным расходам относятся затраты назаработную плату водителей, накладные расходы.
Переменные затраты
Переменные затраты определяются умножением нормативных затрат на 1 кмпробега на годовой пробег автомобилей.
Грузовые перевозки:
Нормативные затраты на топливо на 1 км, руб/км, определяются по формуле:
/> ,(21)
где q – нормативный расход топлива на 1 км, л;
Цл – цена 1 л топлива, руб.
Нормативный расход топлива на 1 км, л, для бортовых автомобилейопределяется по формуле
/>γ·Я),(22)
где Нкм – норма расхода топлива на 100 л пробега, л;
Нткм – дополнительная норма расхода топлива на каждые 100 ткм,л;
1,05 – коэффициент, учитывающий увеличение расхода топлива в зимнихусловиях эксплуатации и внутригаражные нужды.
/>.
/>
Нормативные затраты на смазочные материалы, руб/км, определяются поформуле:
/>, (23)
где Нм – норма расхода моторного масла на 100 л расходатоплива, л;
Нтр – норма расхода трансмиссионного масла на 100 л расходатоплива, л;
Нк – норма расхода консистентной смазки на 100 л расходатоплива, кг;
Цм, Цтр, Цк – цена 1 л моторного масла,трансмиссионного масла и 1 кг консистентной смазки, руб.
/>
Затраты на восстановление износа и ремонта шин на 1 км пробега, руб/км,определяется по формуле:
/> (24)
где Нш — норма затрат на 1000 км пробега, %;
Цш – цена одного комплекта шин, руб;
Ка – количество колёс (без учёта запасного) на автомобиле.
/>
Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационные ремонтыавтомобилей на 1 км пробега, руб/км, определяется по формуле:
/> (25)
где Нто, тр – норма затрат на техническое обслуживание иэксплуатационные
работы автомобиля на 1000 км пробега, руб.
Норма затрат должна быть определена с учётом режима использованияавтомобиля (с прицепом, полуприцепом, одиночный автомобиль), условияэксплуатации.
/>
Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава на1 км пробега. По группам автомобилей, для которых нормы амортизационныхотчислений на полное восстановление установлены в зависимости от пробега,расходы по амортизации на полное восстановление на 1 км, руб/км, определяютсяпо формуле:
/> (26)
где НВ – норма амортизационных отчислений на полноевосстановление автомобиля, автобуса на 1000 км пробега, %;
Ца – стоимость соответственно автомобиля или автобуса, руб.
/>
/>
Пассажирские перевозки:
Нормативные затраты на топливо на 1 км, руб/км, определяются по формуле:
/>
Нормативный расход топлива на 1 км, л, для автобусов определяются поформуле:
/> (27)
/>
/>
Нормативные затраты на смазочные материалы, руб/км, определяются поформуле (23):
/>.
Затраты на восстановление износа и ремонт шин на 1 км пробега, руб/км,определяются по формуле (24):
/>
Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационные ремонты автомобилейна 1 км пробега, руб/км, определяются по формуле (25):
/>
Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного составаопределяются по формуле (26):
/>
/>
Постоянные затраты
Грузовые перевозки:
Постоянные затраты определяются умножением автомобиле-часов работы АЧэна затраты по заработной плате и накладным расходам, приходящиеся на 1 часработы.
Затраты по заработной плате водителей, приходящиеся на один час,складываются из основной заработной платы Зосн, куда входят зарплатапо тарифу Зт, надбавки за классность Зкл, премии из фондазаработной платы Зпр, доплат за экспедирование Зэксп, дополнительнойзаработной платыЗдоп, руб/час.
Затраты по заработной плате определяются по формуле:
/> (28)
Для водителей грузовых автомобилей, работающих по “сдельному” тарифу,заработная плата сдельная, руб/час, определяется по формуле:
/> (29)
где Ст, Сткм –расценки соответственно за 1 тоннугруза и за 1 ткм, руб.
/> —
часовая производительность автомобиля, т (30)
/>
/> -часовая производительность автомобиля, ткм (31)
/>
/>Сдельные расценки за тоннуСт и тонну-километр сткм определяются по нормативам всоответствии с типом и грузоподъёмностью автомобиля, видом грузов, способомвыполнения погрузо-разгрузочных работ, условиями эксплуатации подвижногосостава с учётом поправочных коэффициентов при работе автомобилей с прицепом,полуприцепом или загрузке в обоих направлениях.
Средняя сдельная расценка за 1 тонну, руб/т:
/> (32)
где Стi – сдельная расценказа 1 т i –го класса груза, руб.
/>
Средняя сдельная расценка за 1 ткм, руб/ткм:
/>/> (33)
/>
/>
Надбавка за классность, руб/ч, для водителей грузовых автомобилейопределяется по формуле:
/>(34)
где Сч – часовая тарифная ставка водителя, руб/ч.
/>
Доплата за экспедирование грузов, если водитель выполняет обязанностиэкспедитора, руб/ч, определяется по формуле:
/> (35)
где Пэксп – процент доплаты за экспедирование грузов ( взависимости от вида экспедируемого груза принимается до 30%).
/>
Премии для водителей, руб/ч, определяются по формуле:
/> (36)
где Ппр – процент премии (принимается до 40% для водителейгрузовых автомобилей, 50-100% для водителей автобусов).
/>
Дополнительная заработная плата Здоп, руб/ч, определяется поформуле:
/>
де Пдоп – процент дополнительной заработной платы (принимается9-10% к основной или расчётной).
/>.
Затраты на зарплату водителей составляют:
/>
Начисление на социальное страхование, руб/ч, определяется по формуле:
/> (38)
где 26 – процент начислений по социальному страхованию на заработнуюплату.
/>
Накладные расходы (руб/ч) определяются сметой издержек производства. Дляупрощения расчётов среднечасовых накладных расходов на один автомобиль можновоспользоваться нормативами расходов на один автомобиль, сложившимися впрактике деятельности автотранспортных предприятий.
/> (39)
где Ннр – норматив накладных расходов на 1 автомобиль, руб.
/>
Затраты на заработную плату руководителей, специалистов и служащихсоставляют:
/>.
Ф=4224000руб.
/>
/>
По ремонтным и вспомогательным рабочим определяют часовую зарплату исходяиз оклада:
/>
/>
/>
/>
Таким образом, постоянные затраты за 1час (руб/ч) эксплуатации дляавтомобилей определённой марки определяются по формуле:
/> (40)
/>
Используя результаты расчетов среднечасовых постоянных расходов всреднечасовой производительности автомобиля в ткм, определяются калькуляционныесоставляющие себестоимости на 1 ткм, пасс-км по постоянным расходам, руб/ткм(руб/пасс-км) по формуле:
/> (41)
где /> -эксплуатационная скорость автомобиля, км/ч.
γ=γдин – для грузовых автомобилей;
γ=γн – для автобусов.
/>
/>
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1 ткм по переменнымрасходам, руб/км (руб/пасс-км), определяются по формуле:
/> (42)
/>
Общая себестоимость по каждой марке автомобилей определяется как суммарассчитанных составляющих, руб/ткм (руб/пасс-км), определяется по формуле:
/> (43)
/>
Пассажирские перевозки:
Затраты по заработной плате определяются по формуле:
/>
Для водителей автобусов заработная плата по тарифу равна часовой тарифнойставке (руб/ч):
/>
где Сч – часовая тарифная ставка, руб/ч.
/>
Для водителей автобусов надбавка за классность, руб/ч, определяется поформуле:
/> (44)
/>
Премия для водителей автобусов определяется по формуле (36):
/>
Дополнительная заработная плата определяется по формуле (37):
/>
Затраты на заработную плату водителей автобусов составляют:
/>
Начисление на социальное страхование определяется по формуле (38):
/>
Среднечасовые накладные расходы на один автобус, руб/ч, определяются поформуле (39):
/>
Затраты на заработную плату руководителей, специалистов и служащихсоставляют:
/>
/>
По ремонтным и вспомогательным рабочим определяют часовую зарплату исходяиз оклада:
/>
/>
/>
/>
Таким образом, постоянные затраты за 1час (руб/ч) эксплуатации дляавтомобилей определяются по формуле (40):
/>
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1 ткм по постояннымрасходам, руб/км (руб/пасс-км), определяются по формуле (41):
/>
/>
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1 ткм по переменнымрасходам, руб/км (руб/пасс-км), определяются по формуле (42):
/>
Общая себестоимость по каждой марке автомобилей определяется как суммарассчитанных составляющих, руб/ткм (руб/пасс-км), определяется по формуле (43):
/>
Результаты расчётов себестоимости сводятся в таблицу 3.
Таблица 3
Расчёт себестоимости перевозокНаименование статей расхода Затраты на 1км и на 1час по маркам, руб Затраты по грузовому автомобилю Затраты по автобусу ЗИЛ-130 ЛАЗ-699Н на 10 ткм, руб % к итогу на 10 пасс-км, руб % к итогу 1 2 3 4 5 6 7 Переменные затраты: 1.Топливо 5,5 6,7 24,21 34,4 3,7 20,1 2.Смазочные и эксплуатационные материалы 0,7 1,16 3,1 4,4 0,64 3,48 3.Износ и ремонт шин 0,32 0,6 1,4 1,9 0,33 1,8 4.ТО и эксплуатационные работы ПС 0,017 0,033 0,07 0,1 0,02 0,12 5.Амортизационные отчисления 3,6 13,5 15,82 22,4 7,41 40,3 Всего: 10,14 22 44,6 63,2 12,1 65,8
Постоянные затраты:
6.Заработная плата:
-водителей 105,2 109,94 11,8 16,7 2,93 15,9 — ИТР 20,1 18,5 2,3 3,3 0,49 2,7 -ремонтных рабочих 35,3 35,3 4,0 5,7 0,94 5,1 — вспомогательных рабочих 23,5 23,5 2,6 3,7 0,63 3,4
7.Начисления на зарплату:
— водителей 27,35 28,58 3,07 4,2 0,76 4,1 — ИТР 5,2 4,81 0,57 0,8 0,13 0,7 — ремонтных рабочих 9,2 9,2 1,03 1,4 0,24 1,3 -вспомогательных рабочих 6,1 6,1 0,68 0,93 0,16 0,87 8.Накладные расходы: 0,43 0,89 0,05 0,07 0,02 0,13 Всего: 232,38 236,82 26 36,8 6,3 34,2
Итого: 242,52 258,82 70,6 100 18,4 100
Штатное расписание работников АТП
Наименование должности
Количество работников, чел.
Средне- месячный
оклад, руб.
Годовая зарплата, руб.
Общее руководство Директор 1 20000 240000 Главный инженер 1 16000 192000 Зам. начальника по эксплуатации 1 16000 192000 Зам. начальника по экономике 1 16000 192000
Планово- экономический отдел Начальник отдела 1 14000 168000 Экономист 1 10000 120000
Отдел труда и заработной платы Начальник отдела 1 14000 168000 Инженер по труду и заработной платы 1 10000 120000
Бухгалтерия Главный бухгалтер 1 14000 168000 Зам. главного бухгалтера 1 12000 144000 Старший кассир 1 10000 120000 Кассир 1 9000 108000 Экономист 1 8000 96000
Материально – техническое снабжение Начальник отдела 1 14000 168000 Агент по снабжению 2 6000 144000 Экономист 1 7000 84000 Техник 1 6000 72000
Комплектование и подготовка кадров Начальник отдела 1 14000 168000 Инженер по кадрам 1 10000 120000
Делопроизводство Делопроизводитель 1 5000 60000
Эксплуатационная служба Начальник отдела 1 14000 168000 Руководитель группы по организации и анализу перевозок 1 9000 108000 Старший диспетчер 1 6000 72000 Линейный диспетчер 1 5000 60000 Инженер 1 7000 84000 Техник 2 5500 132000 Инженер по БД и ТБ 2 9000 216000
Техническая служба Начальник отдела 1 12000 144000 Инженер 1 7000 84000 Слесарь 1 6000 72000 Электрик 1 6000 72000 Уборщик 1 4000 48000 Охрана 2 5000 120000
Всего: 37 4224000
1.4 Определение доходов от автомобильных перевозок
Доходы представляют собой объём денежных выплат автотранспортномупредприятию за выполненные им транспортные и другие услуги.
По грузовым перевозкам, планируемым в тоннах и тонно-километрах,применяют три вида тарифов: сдельные тарифы, тарифы на перевозку отправкамимассой до 5 т в междугородном, межреспубликанском сообщениях, исключительныетарифы на перевозку массовых навалочных грузов.
Для определения доходов за транспортную работу необходимо выбрать видытарифов за перевозку грузов автомобилями проектируемого автотранспортногопредприятия, обосновать их выбор, распределить общий объём перевозок в тоннахпо группам, в соответствии с тем, по какому виду тарифов будут выполненыперевозки. Результаты распределения объёмов перевозок по группам сводятся втаблицу 5 и используются для определения доходов.
По группам грузов, оплачиваемых по сдельным тарифам, доходы, руб,определяются по формуле:
/> (45)
где Qi – годовой объём перевозок грузаi –го класса, т;
Тi – тариф заперевозку 1 т груза i –го класса, руб.
/>
Средняя доходная ставка dср (руб/10ткм, руб/10пасс-км)определяется делением суммы валовых доходов за транспортную работу на годовойгрузооборот или пассажирооборот по формуле:
/> (46)
Средняя доходная ставка по грузовым перевозкам:
/>
Таблица 5
Определение доходов по сдельным и исключительным тарифам
Класс груза
Среднее расстояние перевозки, км
Объём перевозок, т.
Тариф за 1 т груза, руб.
Сумма валовых доходов, руб. По группе сдельных тарифов 1 104,52 48644 410 19944040 2 160,68 52536 720 37825920 3 48,19 38915 401 15604915 4 61,32 54482 558 30400956 Всего 194577 103775831
Доходы за перевозки пассажиров в городах и пригородном сообщении (руб.)определяются умножением тарифа за перевозку одного пассажира на количествоперевезённых пассажиров:
/> (47)
где Тг — тариф за перевозку одного пассажира в городе, равный10руб.;
Q – объём перевозок пассажиров, пасс.
/>
Средняя доходная ставка определяется по формуле (46):
/>
1.5 Расчёт и распределение прибыли автотранспортного предприятия
Прибыль от выполнения перевозок, руб., определяется по формуле:
/> (48)
где /> -годовые затраты на транспортную работу, руб. (49)
Грузовые перевозки:
/>
/>
Пассажирские перевозки:
/>
/>
1.6 Определение уровня производительности труда
Производительность труда на автомобильном транспорте принято измерятьколичеством транспортной работы, приходящейся на одного среднесписочногоработника эксплуатационного контингента (водителя) или на одногосреднесписочного работающего в автотранспортном предприятии.
При натуральном методе производительности труда:
/> (50)
/>, (51)
где Nс – среднесписочное количествоработающих в автотранспортном предприятии, чел.
При стоимостном методе производительность труда рассчитывается в рубляхвалового дохода:
/> (52)
Общее среднесписочное количество работающих Nсв автотранспортном предприятии складывается из численности основных категорийработников: водителей Nвод, ремонтных итранспортных рабочих Nрем, руководителей,специалистов и служащих Nитр:
/> (53)
Среднесписочное количество водителей определяется по формуле:
/> (54)
где 1,05 – коэффициент, учитывающий подготовительно — заключительноевремя, предрейсовый медосмотр;
Фр.в. — годовой фонд рабочего времени.
Численность ремонтных и вспомогательных рабочих можно условно принятьравным 0,32 человека на один списочный автомобиль.
Грузовые перевозки:
/>
/>
Пассажирские перевозки:
/>
/>
Численность Nитр определяется всоответствии с нормативами численности.
Расчёт численности ИТР и служащих производится по следующим формулам:
1. Общее руководство
N1=0,2924Х10,0899 ·Х30,2949, (55)
где Х1 — количество автомобилей в приведённом виде, ед.;
Х3 – среднесписочная численность работающих, чел.
2. Технико – экономическое планирование
N2=0,1364Х10,1709· Х30,3124 (56)
3. Труд и зарплата
N3=0,0883Х30,5180 (57)
4. Бухучёт и финансы
0,1899Х30,5510 (58)
5. Материально-техническое снабжение
N5=0,0011Х11,173 ·Х41,055, (59)
где Х4 – режим работы автомобилей (Тн), ч.
6. Комплектование и подготовка кадров
N6=0,0198Х30,7234 (60)
7. Делопроизводство и хозяйственное обслуживание
N7=0,1059Х10,4258 (61)
8. Эксплуатационная служба
N8=0,0196Х10,8328 ·Х20,2602·Х40,773, (62)
где Х2 – коэффициент выпуска автомобиля (αв).
9. Техническая служба
N9=0,11Х10.5477 ·Х50,3, (63)
где Х5 – численность ремонтных рабочих, чел.
Грузовые перевозки:
Х1=80 ед.
Х2=0,72
Х3=119+26=145 чел.
Х4=10 ч.
Х5=0,7·26=18 чел.
N1=2 чел.
N2=1 чел.
N3=1 чел.
N4=2 чел.
N5=2 чел.
N6=1 чел.
N7=0 чел.
N8=4 чел.
N9=3 чел.
Nспис=161 чел.
/>
/>
/>
Пассажирские перевозки:
Х1=120 ед.
Х2=0,52
Х3=129+38=167 чел.
Х4=10 ч.
Х5=0,7·39=27 чел.
N1=2 чел.
N2=1 чел.
N3=1 чел.
N4=3 чел.
N5=3 чел.
N6=1 чел.
N7=1 чел.
N8=5 чел.
N9=4 чел.
Nспис=188 чел.
/>
/>
/>
Результаты расчётов сводятся в таблицу 6.
Таблица 6
Результаты производственно – хозяйственной деятельности АТПНаименование показателей Грузовые перевозки Пассажирские перевозки 1. Объём перевозок, тыс. т (тыс. пасс.) 194,577 15601,560 2. Грузооборот, пассажирооборот (тыс. ткм/ тыс.пасс-км) 18741,635 87212,720 3. Доходная ставка (руб/10ткм; руб/10пасс-км) 55 17,9 4. Себестоимость (руб/10ткм; руб/10пасс-км) 70 18,4 5. Валовые расходы, руб. 131191445 160471405 6. Валовые доходы, руб. 103775831 156015600 7. Прибыль, руб. — 27415614 — 4455805 7. Производительность труда на одного работающего: т (пасс) 1208,55 82987 ткм (пасс-км) 116407,67 463897,45 руб 644570,39 829870,2
2. Организационно-технические мероприятия
В результате производственно-хозяйственной деятельности АТП пассажирскиеперевозки и грузовые перевозки приносят убытки, соответственно -4455805руб. и-27415614руб.
Чтобы улучшить показатели производственно – хозяйственной деятельности погрузовым и пассажирским перевозкам необходимо провести ряд организационно-техническихмероприятий.
Эффективная работа подвижного состава зависит от многих технико-эксплуатационныхпоказателей. Улучшение каждого из этих показателей значительно, но по-разномувоздействуют на снижение себестоимости перевозок грузов и пассажиров.
Снижение себестоимости перевозок является одним из направленийэффективной деятельности АТП.
Для улучшения показателей работы перевозок выберем следующее мероприятие:- повысим коэффициент использования пробега Я.
грузовой пассажирский перевозка экономический
3. Расчёт экономической эффективности от внедрения мероприятий погрузовым перевозкам
Увеличим коэффициент использования пробега Я с 0,65 до 0,95.
Расчёт производственной программы проводим по формулам (5)-(8):
/>
/>
/>
/>
Расчёт производственной программы за год по всему парку проводим поформулам (14)-(20):
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Определение себестоимости перевозок
Переменные затраты
Нормативный расход топлива на 1км, л:
/>
/>
Нормативные затраты на смазочные материалы, руб/км:
/>
Значения Сш =0,32руб/км, Сто и тр=0,017руб/км, Сав=3,6руб/кмостаются неизменными.
/>
Постоянные затраты
/>
Среднечасовые накладные расходы на один автомобиль руб/ч:
/>
Таким образом, постоянные затраты за 1 час, руб/ч, эксплуатации:
/>
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1ткм по переменнымрасходам, руб/ткм:
/>
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1ткм по постояннымрасходам, руб/ткм:
/>
Общая себестоимость, руб/ткм:
/>
Доходы от автомобильных перевозок
По группам грузов, оплачиваемых по сдельным тарифам, доходы, руб:
/>
Средняя доходная ставка, руб/10ткм:
/>
Расчёт и распределение прибыли
/>
/>
Определение уровня производительности труда
/>
/>
3. Расчёт экономической эффективности от внедрения мероприятий попассажирским перевозкам
Увеличим коэффициент использования пробега Я с 0,69 до 0,74.
Расчёт производственной программы проводим по формулам (9)-(12):
/>
/>
/>
/>
Расчёт производственной программы за год по всему парку проводим поформулам (14)-(20):
/>
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Определение себестоимости перевозок
Переменные затраты
Нормативные затраты по пассажирским перевозкам остаются неизменными
Нормативные затраты на топливо на 1 км, руб./км:
/>
/>
Нормативные затраты на смазочные материалы, руб/км: />.
Затраты на восстановление износа и ремонт шин на 1 км пробега, руб/км: />
Затраты на техническое обслуживание и эксплуатационные ремонтыавтомобилей на 1 км пробега, руб./км: />
Амортизационные отчисления на полное восстановление подвижного состава:
/>
/>
Постоянные затраты
Так как для водителей автобусов тарифная ставка остаётся прежней,следовательно, затраты по заработной плате водителей автобусов не меняются.
/>
/>
/>
Среднечасовые накладные расходы на один автомобиль руб/ч:
/>
Таким образом, постоянные затраты за 1 час, руб/ч, эксплуатации:
/>
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1ткм по переменнымрасходам, руб/пасс-км:
/>
Калькуляционные составляющие себестоимости на 1ткм по постояннымрасходам, руб/пасс-км
/>
Общая себестоимость, руб/пасс-км:
/>
Доходы от пассажирских перевозок
/>
Средняя доходная ставка, руб/10пасс-км:
/>
Расчёт и распределение прибыли
/>
/>
Определение уровня производительности труда
/>
/>
Расчёт экономического эффекта
Таким образом, в результате изменения маршрутизации перевозокэкономический эффект составляет:
по грузовым перевозкам
/>
по пассажирским перевозкам
/>
После завершения расчётов экономической эффективности по каждомумероприятию все данные обобщают и сводят в таблицы 7,8,9,10 в которых отражаютосновные показатели и себестоимость до и после внедрения мероприятий.
Таблица 7
Изменение значений основных показателей по грузовым перевозкам, накоторые влияют мероприятия
Мероприятие
Перечень основных показателей, на которые влияет мероприятие
Ед. измерения
Значение показателей
Результаты (экономический эффект)
До внедрения
После внедрения Маршрутизация перевозок 1.Коэффициент использования пробега 0,65 0,95 29600884 2.Объём перевозок т 194577 260698 3.Транспортная работа ткм 18741635 25111066 4.Пробег с грузом км 5354866 7140276 5.Количество ездок с грузом ед. 63072 84096 6.Себестоимость руб/10ткм 70,6 54,5 7.Валовые расходы руб. 131191445 136855308 8.Валовые доходы руб. 103775831 139040678 9.Доходная ставка руб/10ткм 55,4 55,4 10.Прибыль руб. -27415614 2185370
Таблица 8
Изменение значений основных показателей по пассажирским перевозкам, накоторые влияют мероприятияМероприятие Перечень основных показателей, на которые влияет мероприятие Ед. измерения Значение показателей Результаты (экономический эффект) До внедрения После внедрения Маршрутиза-ция перевозок 1. Коэффициент использования пробега 0,69 0,74 10868706 2. Объём перевозок пасс 15601560 16649256 3. Транспортная работа пасс-км 87212720 93069569 4. Пробег с пассажирами км 3260954 3497255 5. Количество ездок автобусов ед. 341640 364416 6. Себестоимость руб/ 10пасс-км 18,4 17,2 7. Валовые расходы руб. 160471405 160079658 8. Валовые доходы руб. 1560156600 166492560 9. Доходная ставка руб/10ткм 17,9 17,9 10. Прибыль руб. -4455805 6412902
Таблица 10
Изменение структуры себестоимости от внедрения отдельных мероприятий поповышению эффективности производства по грузовым перевозкам
Наименование статей расходов
Затраты на 10ткм
До внедрения
После внедрения
% изменения
Руб.
%
Руб.
%
1. Топливо 24,21 34,4 17,44 32 2,4 2. Смазочные материалы 3,1 4,4 2,22 4,1 0,3 3. Восстановление износа и ремонт шин 1,4 1,9 0,96 1,8 0,1 4. Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт а/м 0,07 0,1 0,05 0,1 5. Амортизационное отчисление на полное восстановление 15,82 22,4 10,83 19,8 2,6
Переменные затраты, всего:
44,6
63,8
31,5
57,8 6,0 1. Зарплата водителей 11,8 16,7 11,85 21,7 5,0 2. Зарплата ИТР 2,3 3,3 1,34 2,5 0,8 3. Зарплата рем. рабочих 4,0 5,7 3,02 5,5 0,2 4. Зарплата вспом. рабочих 2,6 3,7 2,01 3,7 5. Начисления на з/п водителей 3,0 4,2 3,08 5,7 1,5 6. Начисления на з/п ИТР 0,57 0,8 0,35 0,6 0,2 7. Начисления на з/п рем. рабочих 1,0 1,4 0,79 1,5 0,1 8. Начисления на з/п вспом. рабочих 0,68 0,93 0,53 0,94 0,01 9. Накладные расходы 0,05 0,07 0,03 0,06 0,01
Постоянные затраты, всего:
26,0
36,8
23,0
42,2 5,4
Итого:
70,6
100
54,5
100
Таблица 11
Изменение структуры себестоимости от внедрения отдельных мероприятий поповышению эффективности производства по пассажирским перевозкам
Наименование статей расходов
Затраты на 10ткм
До внедрения
После внедрения
% изменения
Руб.
%
Руб.
%
1. Топливо 3,7 20,1 3,44 20,0 0,1 2. Смазочные материалы 0,64 3,48 0,6 3,5 0,02 3. Восстановление износа и ремонт шин 0,33 1,8 0,31 1,8 4. Техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт а/м 0,02 0,12 0,017 0,1 0,02 5. Амортизационное отчисление на полное восстановление 7,41 40,3 6,933 40,3
Переменные затраты, всего:
12,1
65,8
11,3
65,7 0,1 1. Зарплата водителей 2,93 15,9 2,739 15,92 0,02 2. Зарплата ИТР 0,49 2,7 0,46 2,72 0,02 3. Зарплата рем. рабочих 0,94 5,1 0,88 5,12 0,02 4. Зарплата вспом. рабочих 0,63 3,4 0,586 3,41 0,01 5. Начисления на з/п водителей 0,76 4,1 0,712 4,1 6. Начисления на з/п ИТР 0,13 0,7 0,12 0,71 0,01 7. Начисления на з/п рем. Рабочих 0,24 1,3 0,229 1,33 0,03 8. Начисления на з/п вспом. рабочих 0,16 0,87 0,152 0,88 0,01 9. Накладные расходы 0,02 0,13 0,022 0,13
Постоянные затраты, всего:
6,3
34,2
5,9
34,3 0,01
Итого:
18,4
100
17,2
100
По результатам разработки и расчёта мероприятий производится оценкаэкономической эффективности работы АТП в целом за счёт изменения всех ТЭП, накоторые повлияли разработанные мероприятия. Результаты расчётов сводятся втаблицу 11.
Таблица 12
Анализ изменения показателей работы АТП в результате внедрениямероприятий по повышению эффективности производства
Наименование
показателей
Ед.
Измерения Значение показателей до внедрения после внедрения
Абсолютное увеличение,
уменьшение % изме-нения
1
2
3
4
5
6
1. Среднесписочное
количество ПС ед.
80
120
80
120
-
-
-
- 3. Объём перевозок
тыс. т
тыс. пасс.
194,577
15601,560
260,698
16649,256
66,121
1047,696
33,98
6,7 4. Транспортная работа
тыс. ткм
тыс. пасс-ткм.
18741,635
87212,720
25111,066
93069,569
6369,431
5856,849
33,98
6,7 4. Общий пробег тыс.км
5354,866
3260,954
7516,080
4726,020
2161,214
1465,066
40,35
44,9 5. Автомобиле- часы работы тыс. ч
210,240
227,760
210,240
227,760 -- - 6. Численность работающих, в том числе: чел. 161 188 161 188 - водителей - 119 129 119 129 - - рем. рабочих - 26 38 26 38 - - руководителей, специалистов и служащих - 16 21 16 21 - - 7. Себестоимость
руб/10ткм
руб/10пасс-км
70,6
18,4
54,5
17,2
-16,1
-1,2
22,8
6,5 8. Валовые расходы тыс. руб
131191,445
160471,405
136855,308
160079,658
5663,853
391,747 9. Валовые доходы тыс. руб
103775,831
156015,6
139040,678
166492,560
35264,847
10476,96
33,98
6,7 10. Доходная ставка
руб/10ткм
руб/10пасс-км
55,4
17,9
55,4
17,9 -- -- 11. Прибыль тыс. руб
-27415,614
-4455,805
2185,370
6412,901
29600,884
10868,706
12. Производи-тельность труда одного
работающего: т/пасс.
1208,55
82987
1619,2
88560
410,6
5573
33,98
6,7
ткм,
пасс-км
116408
463898
155969
495051
39561
31153
33,98
6,7 руб.
644570
829870
863607
885599
219037
55729
33,98
6,7
Заключение
В данном проекте были рассчитаны основные показатели работы АТП, доходы,прибыль, себестоимость перевозок. В результате производственно – хозяйственнойдеятельности АТП пассажирские перевозки и грузовые перевозки приносят убытки,соответственно -4455805руб. и -27415614руб.
Чтобы улучшить показатели производственно–хозяйственной деятельности погрузовым и пассажирским перевозкам необходимо провести ряд организационно –технических мероприятий.
Эффективная работа подвижного состава зависит от многих технико-эксплуатационныхпоказателей. Улучшение каждого из этих показателей значительно, но по-разномувоздействуют на снижение себестоимости перевозок грузов и пассажиров.
Снижение себестоимости перевозок является одним из направлений эффективнойдеятельности АТП.
Для улучшения показателей работы перевозок выберем следующее мероприятие:повысим коэффициент использования пробега Я.
Затем проведен расчет по предложенному мероприятию для грузовых ипассажирских перевозок. Прибыль по грузовым перевозкам составила 2185,370руб,по пассажирским 6412,901руб. Перевозки стали прибыльными.
/>
/>
/>
Литература
1. Справочные и нормативные материалы к курсовым работам и дипломномупроектированию. СГТУ. 1990г.
2. Гудков В.А. и др. Технология, организация и управление пассажирскимиавтомобильными перевозками М. Транспорт, 1997 г. 254 с.
3. Экономика автотранспортного предприятия. Методические указания повыполнению курсовой работы для студентов дневной формы обучения.
4. Составитель: канд. экон. наук, доцент Т.А. Малетина.- Иркутск. 1996.- 15с.