Содержание
1. Понятие судопотока
2. Формы организации движения флота. Понятие грузовой линии
3. Виды технологических процессов работы флота
4. Список литературы
1. Понятие судопотока
На речном транспорте есть тривзаимосвязанных понятия:
1. ГРУЗОПОТОК
2. ТОННАЖЕПОТОК
3. СУДОПОТОК
Грузовой поток — количествоперевозимых однородных грузов на отдельном участке ВП (тыс. т).
Тоннаже поток — количество тоннтоннажа который числится на балансе пароходства и может быть использован втранспортном процессе (тыс. т. тоннажа).
Судовой поток — измеряетсячислом однотипных грузовых судов, которые отправляются за расчетный период изпункта с однородным грузом или порожнем в один пункт назначения (ед).
Судопоток характеризуется:
размером,
периодом отправления,
частотой,
интервалом.
Судопоток может быть груженый ипорожний.
Размер груженного судопотока:,ед.
SGi — количество перевозок i-гогруза за расчетный период;
Qэi — норма загрузки типовогосудна i-м родом груза.
В практике РТ имеет месторазличное сочетание гр. судопотоков прямого и обратного направления.
Одному груженному судопотокупрямого направления соответствует один груженый судопоток обратного направления:
Одному груженному судопотокупрямого направления соответствует несколько судопотоков обратного направления:
Нескольким груженным судопотокампрямого направления соответствует несколько груженных судопотоков обратногонаправления:
Во всех сочетаниях судопотокипрямого и обратного направления равны между собой.
Период отправления:
tотп = tэ — (tвв + tр + tвыв)
tотп — период отправления судовна линию;
tэ — общая продолжительностьнавигационного периода;
tвв — время ввода судов вэксплуатацию;
tр — продолжительностьпоследнего груженного рейса;
tвыв — время вывода судна изэксплуатации.2. Формы организации движения флота. Понятиегрузовой линии
В зависимости от условий работына РТ выделяются следующие формы организации работы транспортного флота:
линейная;
рейсовая;
экспедиционная.
Линейная. Это основная форма.
Она предусматривает следующее: Организациядвижения гр. флота при которой на линию закрепляются однотипные суда с учетомих эффективного использования; взаимоувязанную работу всех звеньевобслуживающих транспортный процесс, а так же расчетное выполнение планаперевозок на основе графика движения флота.
Рейсовая.
Ее используют в основном приэпизодическом завозе груза. При рейсовой форме организация движения судовосуществляется по нормативным графикам, а календарность их отправленияустанавливается в процессе оперативного диспетчерского руководства. В последниегоды рейсовая форма приобретает существенное значение в работе транспортногофлота в связи с сокращением перевозок грузов, а также сокращением отдельныхотправок.
Экспедиционная.
Экспедиционную форму применяютпо особо разработанному плану. Этот план определяет:
количество перевозок;
потребность во флоте;
сроки выполнения экспедиции.
Обычно экспедиционную формуиспользуют в начальный (весенний) период навигации при завозе грузов на боковыеи малые реки.
Под грузовой линией понимаюттранспортную связь, по которой осуществляется регулярное движение однотипныхгрузовых судов, по расписанию или графику с определенным интервалом отправления.
Грузовая линия характеризуетсяследующими параметрами:
номером линии,
пунктами отправления иназначения,
родом перевозимого груза,
типом судна и его загрузкой,
интервалом отправления судов,
продолжительностью работы,
временем кругового рейса илирейса,
количеством перевозок занавигацию,
количеством работающих судов.
Грузовая линия классифицируютсяследующим способом:
транзитные и местные;
постоянного действия ипериодического;
сухогрузные наливные и плотовые;
обслуживаемые самоходнымгрузовым и несамоходным флотом.
Линии постоянного действияорганизуются обычно для устойчивых гр. потоков где грузы к перевозкепредъявляются в течении всей навигации.
Линии периодического действияорганизуют для освоения сезонных грузопотоков (хлеб, с/х продукция).
В период интенсивного развитияРТ на ВВП действовали комплексные линии. Суть комплексных линий состоит вследующем: Такие линии организуют для мощных устойчивых гр. потоков спостоянным интервалом отправления. Суда на линиях работают по расписанию. Закаждой линией в пунктах отправления и назначения закрепляется конкретнаямеханизация.
Грузовые линии делятся намаршрутные и сборные.
Маршрутными называются линии накоторых гр. суда перевозят груз из одного пункта погрузки в один пункт выгрузкибез изменения веса состава в пути следования.
Сборные линии характерны длясоставов. На таких линиях в пути следования меняется состав, в связи с тем, чтопо условиям работы осуществляется подчалка или отчалка барж.3. Виды технологических процессов работы флота
В зависимости от состава рабочихпроцессов и операций выделяют три вида технологических процессов работытранспортных средств:
Рейс;
Круговой рейс;
Оборот.
Рейсом транспортного суднаназывается совокупность рабочих процессов, связанных с перевозкой грузов илипассажиров между двумя конечными пунктами.
Началом рейса судна принятосчитать момент выдачи капитану приказа о выполнении соответствующего рабочегопроцесса или постановку под погрузку несамоходного судна.
Концом рейса принято считатьмомент окончания оформления документов на сдачу выгруженного груза или сдачукапитаном рапорта о выполненных работах.
Различают рейсы:
вверх и вниз;
с грузом и порожнем;
составом или корпусом (легкачем)- для буксирных судов.
Круговой рейс — это совокупностьопераций, совершаемых судном между двумя последовательными подачами его подзагрузку (подход к груженному составу для буксировщика) в одном и том же пункте.
Оборотом тоннажа — называетсясовокупность рабочего процесса между двумя последовательными подачами судна подпогрузку.
Оборотом тяги — называетсясовокупность рабочего процесса между двумя последовательными подачамибуксировщика к груженному составу.
4. Список литературы
1. Технология и организацияперевозок на речном транспорте. Зачесов В. П., Филоненко В.Г. Учебное пособиедля ВУЗов — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 — 398 с.
2. Технология и организацияперевозок, управление транспортным процессом Кудачкин Н.И. Учебное пособие — М.:Альтаир-МГАВТ, 2004 — 75 с.
3. Технология и организацияперевозок, управление транспортным процессом (лабораторные и практическиеработы, примеры, задачи) Кудачкин Н.И. Учебное пособие — М.: Изд. Альтаир,МГАВТ, 2004-102 с.
4. График движения флота. Кудачкин Н.И.Методические указания по выполнению курсового проекта — М.: Изд. Альтаир,МГАВТ, 2004 — 49 с.