Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование читательских умений у младших школьников

Содержание
Введение
1. Теоретическоеобоснование проблемы формирования читательских умений
1.1 Психолого-лингвистическиеосновы формирования у младших школьников читательских умений
1.2 Понятие «читательскиеумения» и их формирование у младших школьников в методической литературе
2. Экспериментальнаяработа по формированию читательских умений у младших школьников
2.1 Диагностика сформированностичитательских умений у младших школьников
2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников
2.3Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младшихшкольников
Заключение
Список используемойлитературы
Приложения

Введение
Актуальность исследованияобусловлена тем, что, однойиз главных задач обучения в начальной школе является формирование у младшихшкольников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагаетсянемало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическаяпрактика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируетсянедостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытываютсущественные затруднения при работе с вербальной информацией, требующейбольшого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадаетинтерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовымгуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать нетолько узкопредметные задачи, но и общие для всехпредметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детейработать с произведением, необходимо сформировать специальные читательскиеумения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы идостаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать,понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разныхжанров.
По мнению Н. Сметанниковой, не могут оставить равнодушнымирезультаты изучения сформированнсти навыка чтения у школьников и студентовразных стран мира, проведенного в последнее десятилетие Международнойассоциацией чтения (IRA). Россия участвовала в этих исследованиях в 2000 и 2003гг… Российские пятнадцатилетние школьники по качеству чтения заняли в 2000 г.27-е место из 32 стран и 33-е место — из 40 стран в 2003 г. При этом выявлено,что в России только 3 % учащихся этого возраста находятся на самом высоком,пятом, уровне качества чтения. (Для сравнения: таких учащихся в Великобритании15 %, по 10 % учащихся в Австрии, Канаде, Финляндии, Новой Зеландии).
По даннымВЦИОМ, в 2000 г. людей, не читающих книг, было 34 %. Еще на ПервомВсероссийском конгрессе в поддержку чтения, состоявшемся в Москве в 2001 г.,было отмечено, что эта проблема становится государственно важной.
Методологическую основу исследования составили: труды по психологическойтеории речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), способность к осмысленному чтению(А.П. Нечаев), очерки психологии обучения детей чтению (Т.Г. Егоров).
Объект исследования – читательские умения.
Предмет исследования – приемы формирования читательскихумений.
Цель курсовойработы — обосновать приемы формирования читательских умений у младшихшкольников.
Исходя изцели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
·         Изучитьпсихологические основы формирования у младших школьников читательских умений.
·         Раскрытьпонятие «читательские умения» и их формирование у младших школьников.
·         Продиагностировать сформированность читательских умений умладших школьников.
·         Подобрать приемы формирования читательских умений у младшихшкольников и апробировать их на практике.
Цели и задачиобусловили выбор следующих методов экспериментального исследования: анализ теоретической литературы, по проблеме исследования.
Опытно-экспериментальнаяработа проводилась на базе 3 класса Муниципального общеобразовательногоучреждения «Средней общеобразовательной школы с. Птичник».

Глава 1. Теоретическое обоснованиеметодики формирования читательских умений
1.1     Психолого-лингвистическиеосновы формирования у младших школьников читательских умений
Д.Б. Эльконин считает, что чтение на начальном этапе формированияесть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической(буквенной) модели [30; 329] Н.И. Жинкин считал, что на буквенном этапе обучениянеобходимо учитывать позиционный принципрусской графики, означающий, чтопри чтении учитывается позиция буквы в слове по отношению к соседней букве. Всвязи с этим очень важно сформировать у детей т.н. механизм упреждения, т.е.опережающую ориентацию на букву гласного при чтении открытого слога (илислога-слияния). Для этого необходимо:
1) Формировать у детей четкое различение гласных и согласныхзвуков.
2) На буквенном этапе в первую очередь вводить буквы гласных.Можно делать это по-разному: попарно а -я, у -ю и т.д.; группами: 1-ягруппа — а, о, у, ы, э. 2-я группа – я, ё, ю, и, е: каждую букву в отдельности.
3) Отработать чтение слогов-слияний с ориентацией на буквугласного (побуквенное чтение недопустимо).
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегкообучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя.Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще незначит стать читателем. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М.Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект,эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное —организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, аразвивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источникедальнейшего развития. [24; 14]
Внастоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальныхфункций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды,углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствоватьличность. Чтение есть воссоздание неизвестной звуковой формы. Дети должны уметьсоставлять слова из букв разрезной азбуки или писать их по заданию учителя наоснове фонемного анализа слов. Но письмо слов под диктовку не приводит кчтению. Главным действием, на основе которого происходит воссоздание звуковойформы слова при упреждающей ориентации на гласную букву и фонему, являетсяпреобразование слов путем изменения гласных. Именно изменение гласных буквприводит к такой ориентации. Анализ процесса чтения позволил выяснить основноймеханизм, с помощью которого воссоздается звуковой образ слова по егографической (буквенной) модели. Центральным элементом этого механизма являетсяупреждающая ориентация, состоящая из двух звеньев: а) ориентации на гласнуюбукву и определения твердости или мягкости предшествующей согласной фонемы и б)ориентации на гласную фонему, определяющей позиционный вариант предшествующейсогласной фонемы. Первоначальное обучение чтению и должно состоять, преждевсего, в формировании такой ориентации. На ее основе должно возникать чтение. [39;62]
Всоответствии с этой основной задачей система обучения состоит из трехвзаимосвязанных этапов:
1)первый этап (подготовительный) — формирование фонемного анализа слов и общейориентировки в фонемной системе языка;
2)второй этап — освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами иформирование ориентации на гласные буквы и фонемы;
3)третий этап — освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами иформирование основного механизма чтения.
Накаждом этапе отрабатывается определенное действие самого ребенка: на первомэтапе — последовательное интонационно подчеркнутое произнесение фонем,составляющих целое слово; на втором этапе — трансформация; на третьем этапе —преобразование буквенной модели слова в другую буквенную модель. Каждоедействие отрабатывается так, что из развернутого оно постепенно превращается всокращенное умственное действие. [39; 64]
Чтение является сложным психическим процессом, и,прежде всего процессом смыслового восприятия письменной речи, ее понимания.Сложность этого процесса обуславливается, прежде всего, его неоднородностью: содной стороны, чтение – процесс непосредственного чувственного познания, а сдругой – представляет собой опосредованное отражение действительности. Чтениенельзя рассматривать как простое действие; оно является сложной деятельностью,включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие ивнимание, память и мышление.
В процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны — техническую,т.е. скорость, правильность икачество озвучивания букв, и смысловую, т.е. понимание содержания прочитанного. [25; 121]
С точки зрения когнитивной психологии можно предположить, чтополноценный процесс чтения обеспечивается совместной работой отдельныхкогнитивных структур, одни из которых — когнитивно-двигательные — осуществляютзрительную и слухоречедвигательную регуляцию процесса чтения, а другие —вербально-смысловые — обеспечивают понимание читаемого. Применительно к актучтения существенное значение приобретает современное представление рядапсихологов о многоуровневой организации когнитивных структур. В соответствии сним вышеназванные традиционно выделяемые стороны акта чтения (скорость (темп) ипонимание) могут рассматриваться как функции вышележащих уровней соответствующихкогнитивных структур. На базовых же, нижележащих, уровняхкогнитивно-двигательной структуры, участвующих в акте чтения, протекаютпроцессы, связанные с артикуляционной (речедвигательной) его стороной, и когнитивныепроцессы, образующие непосредственно-чувственную его основу, которыеобеспечивают восприятие и распознавание воспринимаемого буквенного материала икак результат — скорость и правильность чтения. В когнитивных структурах, обеспечивающихпонимание прочитанного вербального материала, на нижележащих уровнях протекаютне только базовые процессы по различению значений слов, но и выполняютсяразнообразные мыслительные операции, являющиеся инструментом смысловойобработки вербальной информации.
Недостатки процесса чтения могут быть обусловлены дефектностьюформирования любого уровня обеспечивающих его психологических когнитивныхструктур, однако в педагогической практике при объяснении причин низкогокачества чтения до сих пор не просто недооценивают вклад нижележащих уровнейкогнитивных структур в осуществление акта чтения, но даже и не принимают их вовнимание при организации педагогических коррекционных воздействий. [24; 15] Всвязи с этим даются рекомендации, являющиеся на деле малоэффективными: еслиученик медленно читает и нечетко произносит звуки, советуют читать больше,добиваясь нужной скорости и качества прочтения; если плохо понимает прочитанноесодержание, то рекомендуют ученику делать соответствующие умственные усилия.
Из высказываний А.П. Нечаева [17; 316] ясно, чтоспособность к осмысленному чтению предполагает наличие определенного уровнядушевного (психологического) развития ребенка: процессов восприятия, речи,мышления, воображения, понимания, догадливости; преждевременное обучение чтениюнеподготовленного к этому ребенку может оказаться для него вредным, вызвав нетолько отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веруребенка в собственные силы. А.П. Нечаев считал необходимым, прежде чем обучатьдетей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессечтения психические процессы. В случае же низкого общего развития детейнеобходимо предварительно, до обучения их чтению, выполнять с ними на занятияхпо разным предметам систему упражнений, стимулирующую их психологическоеразвитие.
Наиболее важными для этой цели он считал занятия природоведением,в ходе которых дети учатся воспринимать окружающее, знакомятся с егосвойствами, пытаются судить о них, строить разнообразные предположения.Одновременно с этим у детей развивается речь, так как им приходится связывать своспринимаемыми явлениями их названия, выражать словами возникающие у них принаблюдении мысли. Для подготовки к чтению необходимо развитие речи детей,воображения, суждений и восприятия, чему способствует показывание разныхпредметов и картин, рассказывание детям сказок, беседы о событияхдействительной жизни, о пережитых ими явлениях, предложение изложить и оценитьэто.В плане подготовки к овладению не только письмом, но и чтениембольшое значение имеют занятия рисованием. Срисовывание с натуры иливоспроизведение каких-либо предметов по памяти позволяет углубить восприятие,суждения, соображение, что и составляет основу процесса чтения. Наконец, дляуспешного овладения грамотой, в том числе и чтением, важная роль, по мысли А.П.Нечаева, принадлежит подвижным играм и другим физическим упражнениям, заставляющимдетей преодолевать инертность своего внимания, менять его направление взависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с принятыми на себяигровыми функциями.
Рассматривая рекомендации А.П. Нечаева о содержании подготовкидетей к чтению с точки зрения наших представлений о психологических причинахразного рода трудностей, возникающих у детей при овладении чтением [17; 129], мынаходим, что они не только согласуются друг с другом, но и могутрассматриваться в контексте психопрофилактики возможных в будущем трудностейпри овладении чтением, поскольку именно эти рекомендуемые упражнения, ипозволяют заложить психологическую основу сложнейшего умения — умения читать.
В настоящее время существует два направления обучения чтению детеймладшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературекак особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать этинаправления при организации уроков литературного чтения.
Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личностиавтора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, сосвойственной ему гаммой чувств, ощущений жизни и отношением к ней — непременноесвойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие илинепринятие его позиции — истинная культура чтения.
Творческим чтением движет любознательность. Назначение работыучителя — способствовать перерастанию любопытства в любознательность, впознавательную деятельность, помогать читателю, не останавливаться назапоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.
Таким образом, постепенно формируется привычка и навыкполноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.
Учителю важно помнить, что чтение, мотивированноелюбознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо,потому что становится для детей занятием приятным и желанным. [29; 69]
Таким образом, анализ психолого-лингвистической литературыпо проблемам формирования процесса чтения у младших школьников показал, чтоприменительно к акту чтения существенное значение приобретает современноепредставление ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур;анализ процесса чтения позволил выяснить основной механизм, с помощью котороговоссоздается звуковой образ слова по его графической (буквенной) модели; впроцессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны — техническую, т.е. скорость, правильность икачество озвучивания букв, и смысловую, т.е. понимание содержания прочитанного; считаянеобходимой подготовку детей к овладению чтением, А.П. Нечаев придавал решающеезначение формированию психологической основы навыка чтения, в качестве которойон рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственнойсферы детей; сформировать интерес к чтению — значит, прежде всего, обеспечитьхорошую сформированность самого умения читать.
1.2     Понятие«читательские умения» и их формирование у младших школьников в методическойлитературе
Читательскиеумения – это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии сцелями и условиями, в которых приходится действовать. Они направлены на анализязыка, сюжета, композиции, образов и способствуют постижению идеи произведения.
Современноелитературоведение рассматривает художественное произведение как сложноесистемное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа.Умение анализировать художественное [6; 29], произведение следует рассматриватькак сложное умение, представляющее собой систему частных умений,ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частейхудожественного целого.
Рассмотримчастные читательские умения.
1.Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка всоответствии с их функцией в художественном произведении.
Основойдля верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных средств языкапослужит представление о слове как о средстве создания художественного образа ивыражения авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализатекста. Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительныесредства, с которыми он встречается при чтении, то есть, вникая в построениефразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.
2.Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Данное умение впервые было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я.Гришиной «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости отбогатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опытпредставляет материал, из которого создаются построения фантазий», — отмечалЛ.С. Выготский [5; 10]. При недостатке впечатлений образ художественной действительностибудет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображениячитателя и учить младших школьников направлять и корректировать своевоображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализпроизведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на самужизнь.
3.Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развитиядействия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликтав драме. [6; 30].
Данноеумение направлено на постижение композиции. «Композиция — это членениепроизведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей,порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования» [2; 182].Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция»в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций,зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и егоэлементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и ихролью в раскрытии идеи.
4.Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание влирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
Вхудожественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит образамгероев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у читателя возникаетэмоциональное отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствияпоступков героя, видит развитие образа, становление характера персонажа.Формирование данного умения опирается на представление о том, что, изображая героев, автор высказывает свою точку зренияна решение какого – либо вопроса.
5.Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
Данноеумение можно рассматривать как составную часть каждого из перечисленных вышеумений, но в учебных целях его полезно выделить. Это позволит направитьвнимание читателя на постижение авторской позиции в самой ткани художественногопроизведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция всегдаприсутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствуетавторской оценки, то знакомство с художественным произведением обогащает егознанием еще одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманиюжизни.
6.Умение осваивать художественную идею произведения.
Включениеданного умения в систему читательских умений обусловлено тем, что освоение идеи– это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой тканихудожественного произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано наустановлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего ирождается более глубокое его восприятие. Полноценное восприятие не сводится кформулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагаетпереживание, принятие или непринятие авторской позиции [6; 42].
Вреальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают другдруга. В основе полноценного восприятия лежит умение восприниматьизобразительно – выразительные средства языка. Только постигнув их образнуюокраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображенииописанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздаватькартины способствует воссозданию образа – персонажа. Умение осваивать идеюпроизведения вбирает в себя все умения. А освоив идею,читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажейпроизведения.
Такимобразом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения,образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новомупроизведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только врезультате взаимодействия всех элементов системы.
Развитиеречи на уроках чтения – система речевых умений.
Санализом художественного произведения теснейшим образом связано и второенаправление литературного развития младших школьников – воспитание «маленькогописателя» (М.А. Рыбникова).[28;64] Эстетический подход к изучению литературытребует отказа от привычного для начальной школы пути развития речи детей засчет обучения различным видам пересказа. Целесообразнее обучать детей созданиюсобственного высказывания.
Входе анализа художественного произведения дети вместе с учителем наблюдают, каконо «сделано», знакомятся со способами выражения эмоций, характеристикиперсонажей, с назначением отдельных элементов текста. При этом идет работа надвсеми сторонами текста – содержательной, структурной, языковой – в их единстве.Такая работа требует опоры на элементарные литературоведческие знания и назнания по речеведению, получаемые на уроках русскогоязыка. Затем перед ребенком ставится речевая задача и идет поиск средств еерешения. При этом дети используют средства, аналогичные тем, с которымизнакомились на уроке чтения, для воплощения своего речевого замысла.
Такимобразом, происходит взаимосвязанное формированиечитательских и речевых умений. Каждому читательскому умению соответствуетречевое умение.
Системаречевых умений включает 6 умений:
1.Умение отбирать и использовать для воплощения собственного речевого замыслаязыковые средства, аналогичные изученным.
2.Умение передавать свои жизненные впечатления с помощью создания словесногохудожественного образа.
3.Умение выстраивать композицию собственного высказывания, исходя из речевойзадачи.
4.Умение раскрыть авторский замысел через введение в текст образа – персонажа,создание пейзажа.
5.Умение подчинить авторскому замыслу все элементы текста.
6.Умение раскрыть основную мысль текста.
Речевыеумения формируются на основе читательских умений.
Приемыанализа текста – это средства постижения художественного произведения,формирования читательских умений, приобретения литературоведческихпредставлений и читательского опыта.[28; 73]
Овладениеполноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешногообучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение — один из основныхспособов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналоввсестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности чтение представляетчрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевогоразвития учащихся.
Сточки зрения современной науки о формировании читателя, основное качествопроцесса чтения – это уровень самостоятельности, к которому подготовленчитатель и при выборе книги- собеседника, и при озвучивании чужой речи, такимобразом, каким ее следует озвучивать, подчиняясь всем знаковым указаниям осмысле той беседы, которую предлагает читателю книга, и при решении вопроса отом, сколько нужно и можно читателю общаться с книгой сразу, за один присест,без перерыва. Чтобы осуществить любую деятельность, в том числе и читательскую,самостоятельно, не прибегая к непосредственной помощи других людей,- читатель(ребенок или взрослый), должен к моменту выполнения деятельности, во-первых,знать, какие книги-собеседники существуют на свете и в его ближайшем окружении,как узнать нужную ему книгу среди других книг, чтобы выбрать для чтения именноее; во-вторых, он должен уметь правильно, бегло, сознательно, выразительнопрочитать текст, выделить, обдумать и оценить предложенный ему в книге опыт,ориентируясь на себя, на свои личные потребности и, наконец, в-третьих, никтопри этом не должен его принуждать обращаться к книгам. Никто не должен даженапоминать ему о самой возможности обращаться в мир книг за какой-тоопределенной книгой, чтобы ответить «на возникшие в душе вопросы» и тем самымприблизиться к идеалу человека разумного, посоветовавшись с мудрецом,специально оставившим для него недостающий ему опыт.
Существуетеще одно обстоятельство, характеризующее процесс чтения и уровеньсамостоятельности читателя, а именно то, сколько времени ему полезно проводитьза чтением, чтобы оно его обогащало, а не одурманивало мозг. В этом отношениисовременные научные знания таковы: ребенок- первоклассник может продуктивнозаниматься чтением без перерыва не более 10-15 минут; для второклассника этанорма увеличивается вдвое; в III классе самостоятельное вдумчивое чтение книгиможет продолжаться от часа до полутора часов; в IV классе — не более 2 часовподряд; потом надо непременно сделать длительный перерыв, как бы не хотелосьпродолжить чтение.[36; 23]
Такимобразом, читательские умения – это готовность наиболее эффективновыполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых приходитсядействовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов испособствуют постижению идеи произведения.
Каждое читательское умение не формируется по отдельности, всеумения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждомуновому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигаетсятолько в результате взаимодействия всех элементов системы.

Глава 2. Экспериментальноеисследование уровней читательских умений у младших школьников
 
2.1Диагностика уровня сформированности читательских умений у младших школьников
Экспериментальноеисследование проходило в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняяобщеобразовательная школа с. Птичник» в 3 классе в течение двух месяцев сентябрь-октябрь 2008г.
Вэксперименте принимал участие 3 класс в составе — 21 ученика, разделенный надве группы: экспериментальную и контрольную в экспериментальную вошло 10человек, в контрольную группу — 11 человек.
Экспериментальноеисследование проходило в три этапа:
1.                  Констатирующий– целью, которого является определение уровня сформированности читательскихумений у младших школьников.
2.                  Формирующий– целью, которого является подобрать приемы формирования читательских умений умладших школьников.
3.                  Контрольный– цель его, определение эффективности влияния приемов формирования читательскихумений у младших школьников.
Для определения уровней сформированностичитательских умений применялись следующие приемы и упражнения: словесноерисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов собоснованием авторского выбора. Работа проводилась по стихотворению К.Бальмонта«Осень» см. приложение [1] и рассказа Н.Носова «Огурцы» см. приложение. [2]
Наконстатирующем этапе мы определяем уровень сформированности читательских уменийпо следующим критериям:
1.Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствиис их функцией в художественном произведении.
2.Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
3.Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развитиядействия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликтав драме.
4.Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание влирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.
5.Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
6.Умение осваивать художественную идею произведения.
Уровнисформированности читательских умений распределяются следующим образом:
1.Высокий уровень –когда у учащихся сформированы все шесть умений, т.е.: умение адекватновоспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются причтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем,способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев.Умение осваивать композицию произведения, увидеть авторскую позицию и освоитьидею произведения.
2.Вышесреднего — когда у учащихся сформированы от пяти до четырех читательских умений: умениеадекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которымивстречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни,созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствиядействий героев.
3.Средний уровень – когда сформированы три умения: умение адекватно восприниматьизобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении,могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способныеоценивать поступки героев.
4.Низкий уровень – когда сформированы два умения: умение адекватно восприниматьизобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении,могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем.
Данныеконстатирующего этапа отражены в таблице 1
Таблица 1
Уровничитательских умений на констатирующем этапе. Экспериментальная группа Высокий Выше среднего Средний Низкий Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % 4 40 1 10 4 40 1 10 Контрольная группа 5 45 2 18 3 27 1 9
Анализ таблицы показал, что как вэкспериментальной группе на высоком уровне сформированности читательских уменийвышло 4 чел., что составило – 40%, в контрольной группе на высоком уровнеоказалось 5 чел., что составило- 45%; выше среднего уровня в экспериментальнойгруппе 1чел.- 10%, в контрольной 2 чел.- 18%; на среднем уровне вэкспериментальной группе – 4 чел. – 40%, в контрольной группе – 3 чел., чтосоставило- 27%; на низком уровне сформированности читательских умений, вэкспериментальной и контрольной группе находится по 1 чел., что составляет вэкспериментальной группе 10%, а в контрольной 9% соответственно.
Наша задача повысить уровень читательских уменийв экспериментальном классе.
2.2 Приемы формирования читательских умений умладших школьников
Формирующийэксперимент проводился сэкспериментальной группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низкимуровнем воссоздания в воображении картин жизни, созданных писателем, пониманияавторской позиции, усвоения идеи произведения.
Формироватьсяумения будут, через следующие приемы и методы (словесное рисование, определениеавторской позиции, установление связи между всеми элементами произведения,определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленныхна повышение уровня восприятия художественного произведения), а также черезспециально подобранные упражнения см. приложение [3]
Мыиспользовали приём словесного рисования применительно к поэтическомупроизведению.
А.Твардовский
Лес осенью
Меж редеющихверхушек И, хвостом мелькая, белка
Показаласьсинева. Лёгкий делает прыжок.
Зашумела уопушек Стала ель в лесу заметней —
Ярко-жёлтаялиства. Бережёт густую тень.
Птиц неслышно. Треснет мелкий Подосиновик последний
Обломившийсясучок, Сдвинул шапку набекрень.
Словесноерисование данного произведения направлено на построение композиции рисунка последующим вопросам:
1)        Чтонарисуем на первом плане?
В данномслучае на первом плане можно изобразить редеющий край леса, т.е. несколькодеревьев в ярко-жёлтой листве, над которыми виднеется голубое небо.
2) Как обэтом сказано у автора?
Меж редеющихверхушек
Показаласьсинева.
Зашумела уопушек
Ярко-жёлтаялиства.
3) Что нужноизобразить неподалёку?
Можноизобразить небольшую ель, стоящую рядом с деревьями. Она будет ещё большеподчёркивать осенний пейзаж.
Стала ель влесу заметней –
Бережётгустую тень.
4) Что мы ещёне нарисовали?
Белку,прыгающую с дерева на дерево, подосиновик под одним из деревьев.
Следующимэтапом является подбор цветового решения. При этом очень важно уделить вниманиене столько цвету каждого элемента картины, сколько её общему колориту,выражающему настроение поэта. В иллюстрации к данному стихотворению нужнопоказать, с одной стороны, контраст ярко-жёлтой листвы с густой зеленью ели исиневой неба, и этим подчеркнуть красоту осеннего пейзажа, а с другой стороны –осеннюю тишину.
В заключениеможно предложить для обсуждения следующие вопросы:
1) Какимувидел поэт осенний лес?
2) С какимчувством он описывает его?
3) Какиеслова подсказывают нам это?
Оченьважно приучить детей вдумчиво выяснять логические связи, заложенные впроизведении:
— что является в рассказе самым главным;
— какие причины вызвали события;
— почему совершен тот или иной поступок;
— как следует оценить поведение действующего лица;
— какие чувства возникают при чтении рассказа;
— как автор относится к поступку главного героя произведения.
Одним из приемов помогающим вдумчиво выяснять логические связи, являетсяколлективный анализ художественного произведения. См. приложение [4]
Урок чтения и коллективного анализа художественного произведения состоитиз таких этапов:
1. Подготовка к восприятию текста.
2. Первичное восприятие текста.
3. Проверка первичного восприятия текста.
4. Чтение и анализ произведения.
5. Обобщение.
6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.
7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.
Такой урок принято называть комбинированным, так как он включает всебя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения:первичный синтез — анализ — вторичный синтез.
Если учебным материалом является крупнообъемное произведение, торабота над ним может быть построена по двум вариантам:
1-й вариант — произведение делится на 2 или 3 части, и каждаячасть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок попроизведению включает в себя все этапы работы);
2-й вариант — проводятся 3 (или 2) урока:
первый — знакомство с произведением (подготовительная работа,первичное восприятие, проверка первичного восприятия);
второй — анализ произведения (чтение и анализ по логическизаконченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения,осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения кчитаемому);
третий — обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работыучащихся по следам прочитанного).
Одной из важных задач начальной школы является создание условий,обеспечивающих умственное развитие детей, на уроках литературного ивнеклассного чтения передовые учителя используют смысловое прогнозирование(прием антиципации – предугадывание, предотвращение предположение, чемзакончится, о чем будем читать, какое название (после чтения). Уроки могутразличаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на такихуроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким образом, науроках чтения, а также на внеклассном чтении решаются основные проблемы начальногообучения — совершенствование навыка чтения и работа над пониманиемпрочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературногопроизведения.
2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательскихумений у младших школьников.
На данном этапе мы использовали те же задания, что и наконстатирующем этапе, но поменяли их содержание.
Данные контрольного этапа отражены в таблице 2
Уровни читательских умений на контрольном этапе.
Таблица 2Экспериментальная группа Высокий Выше среднего Средний Низкий Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % 7 70 2 20 1 10 Контрольная группа 6 54 2 18 3 27 1 9
Анализ таблицы показал, что как вэкспериментальной группе на высоком уровне сформированности читательских уменийвышло 7 чел., что составило – 70%, в контрольной группе на высоком уровнеоказалось 6 чел., что составило- 54%; выше среднего уровня в экспериментальнойгруппе 2чел.- 20%, в контрольной 2 чел.- 18%; на среднем уровне вэкспериментальной группе – 1 чел. – 10%, в контрольной группе – 3 чел., чтосоставило- 27%; на низком уровне сформированности читательских умений, вэкспериментальной группе нет ни одного человека 0- (0%), т.е. после проведеннойработы с учащимися экспериментальной группы, те кто находился на низком уровнесформированности читательских умений поднялся на уровень, выше. В контрольнойгруппе на низком уровне находится 1 чел., что составляет в контрольной 9%соответственно.
Данные экспериментального и контрольного этапов, можно сравнить ипроследить динамику сформированности читательских умений у младших школьников, втаблице 3.
Таблица 3
Динамика сформированности читательских умений по уровням. Высокий Выше среднего Средний Низкий Чел. % Д Чел. % Д Чел. % Д Чел. % Д На контрольном этапе экспериментальная группа 7 70 +3 2 20 +1 1 10 -3 -1 На констатирующем этапе экспериментальная группа 4 40 1 10 4 40 1 10 На контрольном этапе контрольная группа 6 54 +1 2 18 3 27 1 9 На констатирующем этапе контрольная группа 5 45 2 18 3 27 1 9
Анализтаблицы показал, что результаты формирующего эксперимента сказались на динамикесформированности читательских умений, что учащиеся экспериментальной группы всоставе 10 человек, с которыми проводились дополнительные занятия, наконтрольном этапе следующие показатели: 7 человек- (70%) достигли высокогоуровня с положительной динамикой +3; 2 человека – (20%), достигли уровня вышесреднего с положительной динамикой +1, что сказалось на среднем уровне остался1 человек- (10%) с отрицательной динамикой -3. Автоматически- низкий уровеньравен 0 с отрицательной динамикой -1. Что очень хорошо для учащихсяэкспериментальной группы.
Проследим,как менялась динамика сформированности читательских умений у учащихсяконтрольной группы в количестве 11 человек, на контрольном этапе следующиепоказатели: 6 человек – (54%) вышли на высокий уровень, с положительнойдинамикой +1; уровень выше среднего остаётся без изменений 2 человека – (18,2%)с нулевой динамикой; на среднем уровне также осталось 3 человека – (27%) снулевой динамикой; на низком уровне остался 1 человек- (9%), можно сказать, чтоучащиеся контрольной группы остались на том же уровне, что и на констатирующемэтапе.
Такимобразом, динамика сформированности показала, что учащиеся экспериментальнойгруппы достигли желаемого уровня и могут адекватно воспринимают изобразительно– выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздаватьв воображении картины жизни, созданные писателем, освоили композициюпроизведения, могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Следовательно,цель курсовой работы достигнута.

Заключение
 
В процессе изучения психолого-лингвистической литературыпо проблеме исследования получены следующие выводы:
— применительно к акту чтения существенноезначение приобретает современное представление ряда психологов о многоуровневойорганизации когнитивных структур;
-           впроцессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны — техническую, т.е. скорость, правильность икачество озвучивания букв, и смысловую, т.е. понимание содержания прочитанного;
-           считаянеобходимой подготовку детей к овладению чтением, А.П. Нечаев придавал решающеезначение формированию психологической основы навыка чтения, в качестве которойон рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственнойсферы детей;
Для выявления уровней сформированностичитательских умений у учащихся третьего класса был проведен констатирующийсрез. Констатирующий срез включал в себя следующие приемы и упражнения:словесное рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подборсинонимов с обоснованием авторского выбора, письменные ответы на вопросы исамостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали,что большинство учащихся не способны полноценно воспринимать художественноепроизведение. С целью повышения уровней сформированности читательских уменийпосредством использования различных методов и приемов, упражнений, был проведенформирующий эксперимент.
Результаты проведения формирующего экспериментадали положительные результаты. 70% учащихся экспериментального класса и 54,6%учащихся контрольного класса поднялись до высокого уровня. 45,4% учащихсяконтрольного класса, находившихся на уровне выше среднего, среднем, низком, неподнялись в своем развитии на более высокий уровень. Таким образом, динамикасформированности показала, что учащиеся экспериментальной группы достиглижелаемого уровня и могут адекватно воспринимают изобразительно – выразительныесредства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображениикартины жизни, созданные писателем, освоили композицию произведения, могутувидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Сравнение результатовпервого и второго срезов доказывает, что применение различных приемов и методовна уроках чтения и на внеклассном чтении взятыми за основу в данномисследовании, способствует повышению уровней сформированности читательскихумений у младших школьников.
Такимобразом, можно сделать следующие выводы:
1. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению,владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способамисамостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то естьчитательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определеннойначитанностью, нравственно – эстетическим, художественным,эмоциональным развитием.
2. Работа по формированию системы читательских уменийпродолжается.
3. Исследования на выявление уровня сформированностичитательских умений и уровня литературного развития будут проводиться в концекаждой четверти.

Список используемой литературы
 
1.        БеленькаяЛ.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение, 1969.
2.        ВасильеваМ.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучениячтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977.
3.        ВоюшинаМ.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классечетырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989
4.        ВоюшинаМ.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа – 1989 — №5
5.        ВыготскийЛ.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989
6.        ГамезоМ.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение,1982
7.        ГраблеваВ.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений//Начальная школа – 2000 — №11
8.        ЗимняяИ.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000
9.        КозыреваА.С. Виды работы над текстом на уроках чтения //Начальная школа. – 1990 — №3.
10.     КолесниковаО.И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературногочтения //Начальная школа. – 2000 №11.
11.     КочаровскаяЗ.Д. Краткий пересказ в начальных классах //Начальная школа. – 1981. — №5.
12.     КубасоваО.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. – 1985. — №12.
13.     КубасоваО.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения //Начальная школа. –1991. — №9 с.
14.     КудринаГ.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественноевосприятие у школьгиков М.: Просвещение, 1988.
15.     ЛевидовА.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета,1983.
16.     ЛевинВ.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994.
17.     ЛеонтьевА.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл, 1997.
18.     ЛеонтьевА.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение,1981.
19.     ЛипкинаА.И., Оморокова М.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения вначальных классах. – М.: Просвещение, 1967.
20.     ЛокаловаН.П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению//Начальная школа. – 2007.- №12
21.     ЛьвовМ.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка вначальных классах. – М.: Академия, 2004.
22.     ЛьвовМ.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.,Просвещение, 1975.
23.     МалаховаЕ.П. О восприятиии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детскойлитературы. М.: Детгиз., 1955
24.     Методическиеосновы языкового образования и литературного развития младших школьников. Подред. Т.Г. Рамзаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997
25.     МихалковС.В. Учись читать// Начальная школа. 2003. №3
26.     МолдавскаяН.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика,1976
27.     МорозоваН.Г. Психологические предпосылки понимания прочитанного младшими школьниками. –В кн.: Основы методики обучения русскому языку. Под ред. Н.С. Рождественского.М., 1965 – с.27.
28.     НиЛ.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу// Начальная школа. – 1997. — №5.
29.     НикифороваО.И. Психология восприятия художественной литературы. – М.: Книга, 1972.
30.     НечаевА.П. Когда следует начинать учить ребенка чтению?// Нечаев А.П. Психология ишкола/ Под ред. А.А. Никольской. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии»;Воронеж: НПО «МОДЭК», 1977
31.     ПетровскийА.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986.
32.     Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева.- 2-еизд.- М.: Дрофа, 1999.
33.     РамзаеваТ.Г., Львов М.Р. Методика Обучения русскому языку в начальных классах. – М.:Просвещение, 1979.
34.     РождественскийН.С. Методика начального обучения русскому языку. – М.: Просвещение, 19965.
35.     РубинштейнС.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999.
36.     Русскийязык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик.М.: Просвещение, 1993.
37.     СветловскаяН.Н. О некоторых нерешенных проблемах чтения. //Начальная школа. – 1965. — №7
38.     СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов – на — Дону: Феникс, 1999.
39.     ЭльконинД.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов//Эльконин Д.Б.Как учить детей читать. — М.: Знание, 1976.

Приложение1
К.Бальмонт
Осень
Поспеваетбрусника,
Сталидни холоднее.
Иот птичьего крика
Всердце только грустнее.
Стаиптиц улетают,
Прочьза синее море,
Вседеревья блистают
Вразноцветном уборе.
Солнцереже смеётся,
Нетв цветах благовонья.
СкороОсень проснётся
Изаплачет спросонья.

Приложение2
Задание№ 1:
1.Какое настроение создаёт это стихотворение?
2.Найдите слова и выражения, с помощью которых автор передает своё отношение кэтой поре года. Подберите к этим словам синонимы.
3.Найди в стихотворении то место, где о природе поэт говорит, как о живомсуществе (прием олицетворения).
Задание№ 2:
Словесноерисование.
Задание№ 3:
Составитьплан пересказа; озаглавить части рассказа Н. Носова «Огурцы».
Задание№ 4:
1.Проследите, за тем как взаимодействуют с друг-другом герои произведения,укажите стрелочками.
2.Как по-вашему мнению автор относится к своим героям, если положительнопоставьте (+), если отрицательно (-).
Задание№ 5:
Опишитев одном- двух предложениях, авторскую позицию, его отношение к жизненнойситуации в данном рассказе.
Задание№ 6:
Опишитев одном- двух предложениях, в чем заключается идея рассказа, принимаете ли выавторскую позицию, одобряете или осуждаете героев произведения.

Приложение3
 
1.Упражнения, которые помогут увеличить темп чтения.
1.Многократное прочтение
а) учителем
б) ученик (1минута отметить)
в) повторить(1 минута отметить)
2.Молния
Чередуетсяобычное чтение с очень быстрым по команде «молния»
3.Чтение «Слоговичков»
С помощьюлинейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно.
2.Упражнения над артикуляцией
1.Чтение чистоговорок
Жа-жа-жа –есть иголки у ежа
Ло-ло-ло — наулице тепло
Чи-чи-чи — удома кирпичи
2.Скороговорки
Утром, присевна пригорке, учат сороки скороговорки и т.д.
3. Чтениескороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп) 3. Упражнения для развитияграмматических навыков
1. «Втораяполовинка».
При чтениипроизносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходитпримерно посредине слова. Используйте это упражнение чаще, если ребенокискажает окончания слов при чтении.
Вышел изкухни, подойдут к сторожке, отбежала отсобаки, бегают по площадке.
Этоупражнение можно использовать на любых текстах.
2.«Догадайся»
Нужнодогадаться, каким должно быть окончание.
Выгляну…солны…. Обрадо… молод… синич… запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, чторано пташеч… запе…, еще будут моро…. Но синич… лишь хвости… вильну… и полете…за новостя…. Смотрит, стало в ле… тем…. Побежа… по ле… поземка. Налет… ветер,закача… дерев…. Полетели сугробики с елов… лап. Начал… пурга. Присмире… синич…сжалась в комоч…. Ветер рвет ее с вет…, ерошит перыш…, леден… голое тель….Сжалился дятел над синич…, пуст… ее в свое запасн… дупло. Поняла синич…, чтовью… да мете… под февраль полете….
(В. Бианки)
3. «Угадайконец фразы»
Дети ели ка….
На столележат бумага и кра….
В лесу растутгри….
У нас естьпетух и ….
4. «Добавьслово».
Распространениепредложений.
5. «Словаперепутались».
Восстановлениепредложений.
·         Дымок,идет, трубы, из.
·         Любит,медвежонок, мед.
·         Стоят,вазе, цветы, в.
6.«Пропавшие слова».
Сейчаспрочитаем рассказ, но некоторые слова потерялись. Догадайтесь какие.
Тишина царитв дремучем __________. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вотпойдет _________.
7. «Найдиошибку».
Зимой в лесурасцвели яблони.
В ответ якиваю ему рукой.
Скоро удалосьмне на машине.
Мальчикстеклом разбил мяч.
После грибовбудут дожди.
8.«Правильно или нет?»
Можно ли таксказать?
·         Когдахотят что-то купить, теряют деньги.
·         Поддомиком на опушке живут бабушка и дедушка.
·         Вполу лежит красивый ковер.
9. «Гденачало рассказа?»
Установитьпоследовательность событий по серии картинок.
10.«Рассказ по картине»
·         О чемэта картина?
·         Ктоглавный герой?
·         Чтопроисходит? И т.д.
11. «Подберирифму»
Два словарифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол — гол.
Подбери неменее трех рифм.
Каша –
Кошка –
Вой –
Кружок –
Снег –
4.Упражнения,направленные на увеличения объёма внимания.
1. По сигналу«внимание» детям показывают карточки, в течение 2 сек. Дети должны прочесть изаписать:
а)Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв.
         рбвл                              ктмц
         жкпрч                           дзнтк
         кптнсд                           шрвтвч
         дпв                                шгс
         бмдрклф                       мвхштст
         стпцгвдк                       жтвпрмтк
         мвпкшлчбх                           брнцдксчг
б)      стол                              ваза
         чашка                           плита
         машина                         солнце
         конфета                        чернила
         карандаш                     пистолет
         телевизор                     спектакль
         магнитофон                  автомобиль
         мотоциклист                 кондуктор
         командировка              велосипедист
в)      Ябегу.                          Что ты?
         Даймне.                       Я плыву.
         Дымидет.                     Лень мне.
         Дворчист.                    Один — воин.
         Чтоделать?                  Птица поет.
         Учение– свет.              Делу – время.
         Всепо колено.             Вода в решете.
         Работане волк.            Слово — серебро.
         Счастьев труде.          Всем не угодишь.
(Карточкирекомендуется показывать в порядке возрастания количества букв)
2.«Слушайвнимательно»
Дляконцентрации слухового внимания очень удобно проводить арифметические диктанты.
Например:Сейчас я буду тебе читать арифметические задания. Ты должен решать их в уме.Полученные числа тоже нужно держать в уме. Результаты запишешь только тогда,когда я скажу: «Пиши».
Даны двачисла 6 и 3. Сложи первое число, и второе… от полученного числа отними 2… затемотними еще 4. Пиши! (Ответ: 3)
3.Игра-соревнование «Кто лучше запомнит?»
Нужновнимательно рассмотреть несколько предметов в течение 1-2 мин, а затем ихподробно описать.
4. «Найдиспрятанное слово».
Средибуквенного текста вставлены слова. Нужно найти их и подчеркнуть.
Например: бсолнцеитранвстолрюджывтокногтщзпмашина
5.Упражнениядля развития словарного запаса
1. «Игра вслова».
Назови какможно больше слов обозначающих фрукты (овощи, цветы, транспорт и т. д.)
2. «Назовидействие».
Метель метёт,а гром …, ветер …, а снег …, дождь …, а солнце ….
3.«Признак».
4.«Сравни».
По вкусу –лимон и мёд.
По цвету –ромашку и гвоздику.
По ширине –дорогу и тропинку.
5.«Угадай-ка».
·         Отгадайзагадку.
·         Какты догадался, о чем речь?
6. «Слова– синонимы».
·         Какможно по-другому сказать о грустном человеке?
·         Каким,словом можно заменить слово конь? Врач?
·         Какоеслово лишнее?
Грустный,печальный, унылый, глубокий.
Храбрый,звонкий, смелый, отважный.
Слабый,ломкий, долгий, хрупкий.
7. «Слова– антонимы».
Холодный тупой                   поднять      зима           чистый       мокрый
Врач          день           толстый     светлый      утро           весна
8. «Один –много».
9. «Много– один».
10.«Уменьшение».
Скажи мне,как будет называться маленький предмет.
Маленький мяч– мячик.
Трава, рука,солнце, стул, книга, чашка.
11.«Закончи слово».
Отгадай, какоеслово я хочу сказать. ПО … и т.д.
12.«Объясни слово».
Что такоевелосипед? (шляпа, нож, мяч и т.д.)
13. «Найдислова».
Найди слова,в которых первый слог такой же, как в нашем слове.
Слова: слава,слоги, слоны, слова, снега, зима.
14. «Найдилишнее слово».
Мак, ромашка,роза, лук.
Кошка,воробей, собака, корова.
Береза, дуб,осина, малина.
Корова, лиса,волк, медведь.
15.«Лесенка»

Чтение,придумывание лесенок слов.Р
  Р
  Р
  Р
  Р Р. /> /> /> /> /> /> /> /> /> л а к
  л а п а
  л а м п а
  л а н д ы ш
  л ы ж н и ц а л у к о в и ц а
 
 
 
Примерызаданий, используемые на уроках.
Задание 1.«Узнавание слова», дополнение его нужными буквами.
П-РО                   В-РА                   Д-Р-ВО
Г-РА                    Н-ГА                   К-Л-НО
П-ЛЕ                   Л-ЖА
Т-ЛО
Задание 2.Чтение страницы текста с закрытием последних пяти букв всех строчек листомбумаги.
Задание 3.Чтение страницы текста с закрытием первых пяти бук всех строчек листом бумаги.
Задание 4.Чтение текста по строчкам с закрытием текста, который предстоит прочесть,листом бумаги и с ответом на вопрос «А что дальше?»
Задание 5.Чтение половины текста с попыткой «угадать» события, которые произойдут дальше.
Задание 6.Чтение текста учителем вслух отдельными строчками с постановкой вопроса «Чтопроизойдет дальше?»
Задание 7.Чтение учителем вслух незаконченных предложений, которые нужно завершить.
Задание 8.Детям дается «отправное» высказывание, которое служит исходной точкой дляразвития сюжета или рассказа. Организуется беседа с постановкой вопросов детьмии обсуждением ответа.
Пример:«Наконец они подошли к деревне. Вокруг все было тихо и спокойно…»
Задание 9.Собирание осмысленных предложений из рассыпанных слов.
1.        Зайца,мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал,волк.
2.        По,мотоцикл, а, шоссе, велосипед, заяц, на, волк, заводил, ехал.
3.        Почему,у, рождения, день, играм, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него,песенку, был.
Задание 10.Игра «Волшебный чемодан». Ребятам сообщается, что был найден чемодан с наборомпредметов. Перечисляются предметы. Предлагается установить владельца.
Задание 11.Закончить крылатые фразы:
Поди, туда –не знаю куда…
Скоро сказкасказывается…
Это всеприсказка…
Задание 12.Наблюдая за животными, люди замечают в них человеческие черты характера. Какможно сказать о человеке?
Голоденкак…(волк); хитер как…(лис); грязный как …(свинья); трусливый как…(заяц);здоров как…(бык); изворотлив как…(уж, змея); нем как…(рыба).[9]
На урокахвнеклассного чтения предлагаются учащимся следующие виды творческих заданий:
1. Передачапрочитанного в ролях.
2.Инсценировка отдельных сцен из прочитанной книги.
3.Иллюстрирование прочитанного.
4. Составлениедиафильмов.
5.Составление кроссвордов, ребусов к понравившимся историям.
6.Сочинительство стихов о полюбившихся героях.

Приложение 4
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»
Интегрированный урок. III класс
Цели: формировать умения анализировать литературное произведение-сказку,учить понимать главную мысль произведения, образы, раскрываемые средствамилитературы, музыки, изобразительного искусства; воспитывать в детях чувстводобра, неприятие зла, учить передавать настроение средствами языка, музыки,изобразительного искусства.
Оборудование: иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, портрет поэта,кросс-ворд, плакаты: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», «Сказкаложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!», проигрыватель, картина М. Врубеля«Царевна Лебедь».
Ход урока.
I. Учитель чтения. А. С. Пушкин — великий русский поэт, родился 6июня 1799 года в Москве в дворянской семье. Пушкина с детства приучили к чтениюкниг. В доме была большая библиотека. Он любил книги, они ему были верными друзьями.С раннего детства будущий поэт был окружен заботой и вниманием своей няни —простой крестьянки. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки.Маленький Саша очень любил свою няню, называл ее ласково Мамушкой. Вы помните,как её звали? (Арина Родионовна.)
Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на ихоснове создал свои произведения. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые,веселые. Давайте вместе вспомним их; я читаю начало сказки, а вы говорите ееназвание.
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился,
А царица у окна Села ждать его одна.
Жил был поп, Толоконный лоб.
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.
Ученики называют сказки.
— У «Сказки о царе Салтане.,.» интересная история. Тетрадь сзаписями сказок Арины Родионовны Пушкин показал Жуковскому, своему старшемудругу. Между поэтами произошло своеобразное соревнование. Каждый взял по одномусюжету и написал сказку: Пушкин — «Сказку о царе Салтане...», Жуковский —«Сказку о царе Берендее». Сказка Пушкина имела большой успех.
Что в «Сказке о царе Салтане...» вам запомнилось? Почему? Какойотрывок вам хочется прочитать вслух? (Чтение детьми понравившихся отрывков.)Чье чтение стихотворения вам больше понравилось? Почему?
И.Учитель музыки. Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку кэтой сказке. Музыка дает вторую жизнь литературным произведениям, делаетяркими, многогранными, обогащает их. Все вы теперь хорошо знаете сказку. Царицаи князь Гвидон оказались жертвами злой зависти: их разлучили с царем Салтаном.Гвидон тосковал по отцу, ему очень хотелось его увидеть. Скажите, смог ли оносуществить свое желание? Кто ему в этом помог? Сейчас вы послушаете музыку Н.А. Римского-Корсакова «Полет шмеля».
Какая это музыка по характеру? Что в ней вам особенно понравилось?(Музыка гудящая, шмелиная.)
Она звучит неназойливо, в ней ликование, радость. Почему?
III. У ч и т е л ь ч т е н и я. Как звучит отрывок о полете шмеляв стихах Пушкина? Прочитайте.
Какие три чуда были у Гвидона? Прочитайте о каждом. Что вызаметили? (Читать нужно по-разному.)
IV. Учитель музыки. А теперь послушайте к этим отрывкам музыкуРимского-Корсакова. Определите характер музыки «Белочки», «Тридцати трехбогатырей», «Царевны Лебеди».
Что общего в музыке и стихах о трех чудесах?               
V. Учитель чтения. Давайте проведем небольшую викторину.
Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во садули, в огороде...»)
Кого в сказке шмель ужалил в нос? (Баба-риху.)
Когда родился князь Гвидон? (На исходе сентября.)
Кто ведет учет орехам? (Дьяк.)
Как звали сватью? (Бабариха.)
Насекомое, которое стало орудием мести. (Комар.)
Кем были тетки Гвидона? (Ткачиха и повариха.)
Сколько братьев у царевны Лебеди? (33 богатыря.)
Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, Сними дядька… (Черномор.)
Пристают к заставе гости.
(Царь) Гвидон завет их в гости.
(Белка) песенку поет
Да орешки все грызет. (Ветер) но морю гуляет И кораблик подгоняет.
VI. Учитель изобразительного и с кус с тб а. Какими вы представилисебе героев сказки, когда читали ее? А когда слушали музыку? Какой выпредставили царевну Лебедь? А вот так ее изобразил художник.
Беседа о картине Михаила Александровича Врубеля «Царевна Лебедь».
— Кто хочет изобразить царевну Лебедь? Какие краски выиспользуете? Какие другие отрывки вам хочется нарисовать? Прочитайте иподумайте, какие краски можно взять, чтобы изобразить выбранный вами сюжет.
VII. Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся находят в сказке отрывоки рисуют к нему картинку сразу красками.
VIII. Выставка рисунков и исполнение «Финальной песни» (автор слов имузыки К. Шульга.)
Если очень захотеть, В сказке можно очутиться. У героев старыхсказок Можем мы всю жизнь учиться:
Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как вжитейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда!
Припев:
Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полнатепла иласки.' Читайте Пушкина всегда. — вот вам
подсказка, И пронесете сквозь года вы радость сказки!
I.Задание на дом: подготовиться к викторине по другим сказкам А С. Пушкина.

Приложение 5
А. Фет
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят…
Выйдешь — поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь, через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Задание№ 1:
1.Какое настроение создаёт это стихотворение?
2.Найдите слова и выражения, с помощью которых автор передает своё отношение кэтой поре года. Подберите к этим словам синонимы.
3.Найди в стихотворении то место, где о природе поэт говорит, как о живомсуществе (прием олицетворения).
Задание№ 2:
Словесноерисование.
Задание№ 3:
Составитьплан пересказа; озаглавить части рассказа К. Паустовского «Барсучий нос».
Озеро возле берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их былотак много, что мы не могли ловить
рыбу. Лески ложились на листья и тонули...
У нас на стоянке горел костер. жгли его весь день и ночь напролет,чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера...
Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером втраве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Онозабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но невысовывал из травы даже ушей.
Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, изверь, очевидно, прибежал на этот запах.
С нами был маленький мальчик. Он был выдумщик. Каждый день придумывалчто-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьиустроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины. Мы делали вид, чтоверили ему...
Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мызамолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольнотянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий насвиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травыпоказалась острая морда с чёрными пронзительными глазами. Наконец показаласьполосатая шкурка.
Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательнопосмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.
Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелоськрикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородкеи сунул в неё нос...
Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплембросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты иплевался от негодования и боли.
На озере и в лесу началось смятение. Без времени заоралииспуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечныйвыстрел, ударила пудовая щука.
Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только чтовидел, как барсук лечит свой обожжённый нос. Я не поверил...
Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне,что не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.
Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и средизарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.
Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень изасунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.
Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегали фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носомв живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.
Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрымиглазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будтопросил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.
Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом наносу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Япомахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в заросляхбрусники.
С тех пор я его больше не видел.
Задание№ 4:
1.Проследите, за тем как взаимодействуют с друг-другом герои произведения,укажите стрелочками.
2.Как по-вашему мнению автор относится к своим героям, если положительнопоставьте (+), если отрицательно (-).
Задание№ 5:
Опишитев одном- двух предложениях, авторскую позицию, его отношение к жизненнойситуации в данном рассказе.
Задание№ 6:
Опишитев одном- двух предложениях, в чем заключается идея рассказа, принимаете ли выавторскую позицию, одобряете или осуждаете героев произведения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.