Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения
Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
Таможенные пошлины РФ
Выполнил: студент группы
Проверил: к. э. н., доцент
Бубнов В.А.
Иркутск 2009
Содержание:
Введение
1. Понятие, виды и классификация таможенных пошлин.
1.1 Виды таможенных пошлин
1.2 Классификация таможенных пошлин
2. Таможенные тарифы и методы определения таможенной стоимости
2.1 Таможенный тариф
2.2 Методы определения таможенной стоимости
3. Нужно ли снижать сумму таможенной пошлины?
3.1 Повышение таможенных пошлин на автомобили
Заключение
Список литературы:
Введение
Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой которого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним экономические отношения.
Некоторые страны влились во всемирное хозяйство в связи с потребностями их собственного развития, другие же были втянуты в международное разделение труда и международные экономические отношения до становления своих национальных рынков. Естественно, что эти обстоятельства обусловили специфику взаимоотношений национальной и мировой экономик в каждом конкретном случае, но, несмотря на наличие характерных черт, существует общее направление международных экономических отношений, которое не обошло на сегодняшний день стороной, вероятно, ни одно государство в мире, — международная торговля товарами и услугами. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.
Таможенная политика государства играет решающую роль в развитии экономических отношений России с другими странами. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики оказывают огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.
Актуальность темы заключена в том, что таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Особенно эта тема вызывает интерес в свете вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Это потребует значительных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения ввозных платежей, уравнивания условий функционирования на российском рынке отечественных и зарубежных производителей.
На сегодняшний день в импорте, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: РФ пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование и поддержание экспорта.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).
Цель курсовой работы – оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.
Для достижения целей нужно рассмотреть понятие, виды и классификацию таможенных пошлин, методы определения таможенной стоимости и исследовать проблемы повышения таможенных пошлин.
При написании курсовой работы использовались нормативные документы («Консультант+»), проблемные статьи и Интернет ресурсы.
Понятие, виды и классификация таможенных пошлин
1.1 Экономическая сущность и виды таможенных пошлин
Таможенные пошлины — это денежный сбор, взимаемый государством через сеть таможенных органов с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях таможенные платежи, в том числе и таможенные пошлины, удерживаются государственным предприятием связи.
Таможенная пошлина (определение из п.5 ст.5 Закона РФ «О таможенном тарифе») – обязательный взнос, взимаемый Таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Таможенные пошлины относятся к числу налогов на потребление. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства промышленно развитых стран. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка. В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как средство бюджетных поступлений.
Рис. Виды таможенных пошлин (составлен автором)
В налоговой и таможенной практике различают:
Импортную таможенную пошлину — сбор в связи с ввозом иностранного товара в страну. Применение этой пошлины способствует повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами;
Экспортную таможенную пошлину — сбор в связи с вывозом отечественного товара за границу. Применение этой пошлины обеспечивает увеличение доходов государственного бюджета за счет развития экспорта и стимулирование поставок товара на внутренний рынок за счет снижения прибыли при экспорте;
Транзитную таможенную пошлину — сбор при провозе иностранного товара через территорию страны. Международный транзит — это перевозки иностранных грузов, при которых пункты направления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства. Благодаря географическому положению важными странами транзита являются Германия, Швейцария, Россия и ряд других. Было время, когда транзитные пошлины были существенным источником дохода, но сейчас они почти повсеместно ликвидированы в соответствии с международными договорами.
По способу исчисления различают следующие виды таможенных пошлин:
Адвалорную пошлину, взимаемую с грузовладельца в процентах от таможенной стоимости облагаемого товара. В современной таможенной политике роль адвалорных пошлин растет (например, в Японии большинство пошлин в таможенном тарифе адвалорные), и к настоящему времени 70—80% всех таможенных пошлин приходится на их долю. Адвалорные пошлины более приемлемы при импорте Машино-технических изделий, для которых характерна значительная дифференциация производимой продукции. Эта пошлина чутко реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты от попыток избежать налогообложения;
Специфическую пошлину, взимаемую с грузовладельца по твердым ставкам в зависимости от физических характеристик товара (веса, количества, площади, объема и т. п.). Так, на основании веса устанавливаются пошлины на кофе, табак и др.; на основании длины в метрах — на игровые фильмы; на основании количества в литрах — на вино, коньяк и др. При применении специфических пошлин требуется более детальная разбивка товаров по позициям с тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения. Их практическое использование не связано с техническими сложностями. Специфическими являются по преимуществу экспортные таможенные пошлины на сырьевые товары, т. е. стандартные, большие по объему товарные массы;
Альтернативную, или комбинированную, пошлину, взимаемую по ставкам, сочетающим оба вышеприведенные метода начисления. Такая пошлина устанавливается в зависимости от стоимости, но не менее фиксированной величины за единицу товара. Перспективным направлением развития импортных таможенных пошлин является расширение номенклатуры товаров, в отношении которых будут применяться комбинированные ставки.
Применение комбинированных ставок препятствует потерям, которые возникают при занижении таможенной стоимости со стороны импортеров. В России комбинированными пошлинами облагается ввоз автомобилей, готовых мясных продуктов, чая в розничной упаковке, одежды, автомобильных шин, телевизоров и видеомагнитофонов, меховых изделий, мебели, часов. В зависимости от способа установления различают:
Конвенционные пошлины, устанавливаемые в соответствии с международным соглашением (конвенцией). Как правило, эти пошлины взимаются по пониженным ставкам и не могут изменяться в течение срока действия соглашения, без обоюдного согласия сторон;
Автономные пошлины, устанавливаемые страной самостоятельно независимо от каких-либо международных документов. По этим пошлинам устанавливаются, как правило, повышенные ставки. В рамках регулирования таможенными пошлинами ценовых пропорций конкретная страна может устанавливать:
Специальные пошлины — пошлины, применяемые как защитная мера, если товары ввозятся на территорию данной страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные ущемляющие интересы лиц-резидентов, действия других государств или их союзов;--PAGE_BREAK--
Антидемпинговые пошлины — дополнительные пошлины на импорт, которыми облагаются товары, импортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен страны, в которую эти товары импортируются. Антидемпинговые пошлины применяются: если ввоз таких товаров наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;
Компенсационные пошлины — пошлины повышенного размера, призванные уравнять внутренние и импортные товары путем компенсации разницы в ценах. Эти пошлины — форма защиты внутреннего рынка от субсидированного другими странами производства или ввоза товаров.
В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза отдельных товаров применяются сезонные таможенные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не используются.
В РФ сезонные пошлины устанавливаются федеральным правительством, причем срок их действия не может превышать шести месяцев в году.
Существует много видов таможенных пошлин, что позволяет их классифицировать.
1.2 Классификация таможенных пошлин
Рис. Классификация таможенных пошлин (составлен автором)
1.В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на:
фискальные, выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;
протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров;
антидемпинговые (разновидность протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;
преференциальные — льготные, устанавливаемые на определенный товар или на весь импорт по договору и др.
2. По объекту обложения:
импортные. Накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны.
экспортные пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.
транзитные пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.
3. По способу взимания:
специфические. Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1 тонну груза). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.
адвалорные. Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);
альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора.
На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.
4. По происхождению:
автономные. Вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
конвенционные устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений;
преференциальные пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.
5. По типам ставок:
постоянные. Таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.
переменные. Таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
6. По способу вычисления:
номинальные. Таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
эффективные. Реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
7.По характеру:
В целях защиты экономических интересов страны к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин:
антидемпинговые;
специальные;
сезонные;
компенсационные.
Антидемпинговая пошлина применяется в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Антидемпинговая пошлина действует в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли российской экономики, причиненного демпинговым импортом товара.
Срок действия антидемпинговой пошлины не должен превышать пять лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования. Необходимость продолжения взимания антидемпинговой пошлины или пересмотра ее ставки определяется Правительством РФ на основании результатов повторного антидемпингового расследования.
Специальная таможенная пошлина применяется в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные негативные действия других государств или их союзов.
В случае, если срок действия специальных защитных мер превышает три года, не позднее чем через полтора года после их введения должно быть проведено повторное расследование, в результате которого специальные защитные меры могут быть отменены или продлены. Специальная пошлина на сельскохозяйственный товар может вводиться без проведения расследования только на срок до окончания календарного года, в котором введена указанная пошлина, и в размере, не более чем на одну треть превышающем ставку таможенной пошлины на такой товар.
Сезонная пошлина применяется в целях оперативного регулирования ввоза отдельных товаров. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. В Российской Федерации сезонная пошлина устанавливаются Правительством РФ, причем срок ее действия не может превышать шести месяцев в году.
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.
Вывод: На территорию РФ ввозят различные товары, которые облагаются таможенными пошлинами, именно поэтому нужно выделять различные виды таможенных пошлин. Исходя из видов, пошлины можно классифицировать, т.к. нельзя облагать одной и той же пошлиной различный товар. Основной классификацией является классификация по объекту обложения (импорт, экспорт, транзит).
Таможенные тарифы и методы определения таможенной стоимости
2.1 Таможенный тариф
Таможенный тариф Российской Федерации — свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории (ст. 2 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Взимание таможенных пошлин производится в соответствии с таможенным тарифом — систематизированным по группам товаров, перечнем пошлин, взимаемых в данной стране с ввозимых или вывозимых товаров. Таможенный тариф содержит код товара, наименование товара, единицу налогообложения и ставку пошлины. Он является основой всей системы регулирования внешней торговли.
Основными целями таможенного тарифа являются:
1)рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Федерацию;
2)поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории Российской Федерации;
3)создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации;
4)защита экономики Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; продолжение
--PAGE_BREAK--
5)обеспечение условия для эффективной интеграции Российской Федерации в мировую экономику (ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Для большинства таможенных тарифов характерен более низкий уровень ставок пошлин (или отсутствие пошлин) на промышленное сырье и более высокий на изделия обрабатывающей промышленности (в особенности, на относительно простые и трудоемкие — текстильной, швейной, обувной и других отраслей легкой промышленности). Высокие ставки установлены на многие виды продукции сельского хозяйства, в том числе продукты пищевой промышленности. Это обусловлено спецификой торговой и аграрной политики развитых государств.
Помимо пошлин таможенный тариф содержит таможенные сборы — дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных пошлин при перемещении через таможенную границу данной страны. К таможенным сборам относятся, в частности, статистический, марочный, лицензионный, бандерольный таможенные сборы, сборы за пломбирование, складирование и сохранность. В таможенные сборы включается также стоимость таможенных процедур, которая взимается при совершении таможенными органами операций по разрешению перемещения товара через границу.
Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении товаров через таможенную границу РФ не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Существует три основных типа таможенного тарифа:
— двойной таможенный тариф — тариф с максимальными и минимальными ставками таможенной пошлины по каждой товарной позиции. Выбор ставки зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной;
— запретительный тариф — высокий таможенный тариф (например, свыше 20%), призванный оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенного товара;
— дифференцированный таможенный тариф, который позволяет отдавать предпочтение определенным товарам или не пропускать их в зависимости от того, в какой стране они изготовлены. Таможенный тариф обычно имеет несколько ставок пошлин на один и тот же товар (их называют соответственно двухколонными, трехколонными и т. д.), поскольку многие страны применяют дифференцированные ставки на товары, импортируемые из государств — участников региональных экономических объединений, развивающихся государств и государств, на которые распространяется и не распространяется режим наибольшего благоприятствования.
Экономическая интеграция приводит к образованию таможенных межгосударственных союзов, т. е. к появлению общей таможенной территории двух или более стран с единым таможенным тарифом в отношении третьих стран и полной отменой пошлины во взаимных отношениях. Например, государства Западной Европы, которые входят в Европейский Союз ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция — имеют единый таможенный тариф для третьих стран. Договоры об ассоциации с Европейским Союзом заключили Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Турция, Чехия. Если товар ввезен на территорию любой страны — участницы Союза, то, пройдя все таможенные формальности, он может быть беспошлинно поставлен в другие страны этой группировки.
Порядок взимания таможенных импортных пошлин и их размеры установлены Законом РФ «О таможенном тарифе». Импортные таможенные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров и оплачиваются в рублях или в валюте. При этом таможенная стоимость товара указывается в грузовой таможенной декларации, а также в прилагаемой к ней декларации таможенной стоимости.
2.2 Методы определения таможенной стоимости
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:
по цене сделки с ввозимыми товарами;
по цене сделки с идентичными товарами;
по цене сделки с однородными товарами;
вычитания стоимости;
сложения стоимости;
резервного метода.
Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.
В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных в пункте 1 настоящей статьи методов.
При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности (ст. 18 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами
1. Таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).
При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:
а) расходы по доставке товара до, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации:
стоимость транспортировки;
расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
страховая сумма;
б) расходы, понесенные покупателем:
комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;
стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с Товарной номенклатурой они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров:
сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других);
инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непосредственно необходимых для производства оцениваемых товаров;
г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
д) величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.
2. Указанный метод не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:
а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением:
ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;
ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
в) данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
г) участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих признаков:
один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
участники сделки являются совладельцами предприятия;
участники сделки связаны трудовыми отношениями;
один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее пяти процентов уставного капитала;
ба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
участники сделки или их должностные лица являются родственниками (ст. 19 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Метод по цене сделки с идентичными товарами
1. При использовании метода оценки по цене сделки с идентичными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении условий, указанных в настоящей статье. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
физические характеристики;
качество и репутация на рынке; продолжение
--PAGE_BREAK--
страна происхождения;
производитель.
Незначительные различия во внешнем виде не могут служить основанием для отказа в рассмотрении товаров как идентичных, если в остальном такие товары соответствуют требованиям настоящего пункта.
2. Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
а) проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
б) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров:
в) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ее обоснованность.
3. Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с идентичными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов, указанных в статье 19 Закона РФ «О таможенном тарифе».
Корректировка должна производиться декларантом на основании достоверных и документально подтвержденных сведений.
4. В случае, если при применении настоящего метода выявляются более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них (ст. 20 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Метод по цене сделки с однородными товарами
1. При использовании метода оценки по цене сделки с однородными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми, при соблюдении условий, указанных в настоящей статье. При этом под однородными понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменимыми.
При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:
качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
страна происхождения;
производитель.
2. При использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами применяются положения пунктов 2-4 статьи 20 Закона РФ «О таможенном тарифе».
3. При использовании методов таможенной оценки на основании положений статьи 20 и 21 Закона РФ «О таможенном тарифе»:
а) товары не считаются идентичными оцениваемым или однородными с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется ни идентичных, ни однородных товаров, произведенных лицом — производителем оцениваемых товаров;
в) товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование опытно-конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации(ст. 21 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Метод на основе вычитания стоимости
1. Определение таможенной стоимости по методу оценки на основе вычитания стоимости производится в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния.
2. При использовании метода вычитания стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
3. Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:
а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;
б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;
в) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
4. При отсутствии случаев продажи оцениваемых, идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, по просьбе декларанта может использоваться цена единицы товара, прошедшего переработку, с поправкой на добавленную стоимость и при соблюдении положений пунктов 2 и 3 ст.22 Закона РФ «О таможенном тарифе». (ст. 22 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Метод на основе сложения стоимости
При использовании метода оценки на основе сложения стоимости в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
а) стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
б) общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны вывоза товаров того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы Российской Федерации, и иных затрат;
в) прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров (ст. 23 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Резервный метод
1. В случаях, если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных в статьях 19-23 Закона РФ «О таможенном тарифе» методов определения таможенной стоимости либо если таможенный орган аргументированно считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.
При применении резервного метода таможенный орган Российской Федерации предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию.
2. В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:
а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
б) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
в) цена на внутреннем рынке Российской Федерации на товары российского происхождения;
г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара (ст. 23 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Нужно ли снижать сумму таможенной пошлины?
Законодательство предусматривает несколько возможностей для снижения таможенной пошлины. Возможно как полное освобождение от ее уплаты, так и тарифные преференции и льготы.
От пошлины освобождаются:
а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;
б) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных российскими лицами судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;
в) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации;
г) валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;
д) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
е) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;
ж) товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия);
з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран;
и) товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
к) оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами исполнительной власти; продолжение
--PAGE_BREAK--
м) пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации для обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации;
н) оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
Освобождение от уплаты таможенной пошлины производится только в случаях, когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
п) приобретенное за счет целевых средств федерального бюджета оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами или правительствами иностранных государств. Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввезенное (ввозимое) на таможенную территорию Российской Федерации в целях реализации федеральной целевой программы
«Развитие индустрии детского питания» президентской программы «Дети России»;
р) товары (оборудование, включая комплектующие и запасные части к нему) в соответствии с утверждаемым Правительством Российской Федерации перечнем, ввезенные (ввозимые) на таможенную территорию Российской Федерации по договорам (соглашениям, контрактам), финансирование которых было открыто до 1 августа 1998 года включительно и осуществлялось за счет связанных кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, привлеченных под гарантии Правительства Российской Федерации (ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:
происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой периодически, но не реже, чем один раз в пять лет, Правительством Российской Федерации (ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
При осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации;
вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Российская Федерация;
вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного
производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определяемом Верховным Советом Российской Федерации.
3.1 Повышение таможенных пошлин на автомобили
Ввоз импортных товаров призывает отечественных производителей к конкурентной борьбе. Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Но некоторые российские товары не могут достойно конкурировать. Для примера можно взять повышение таможенных пошлин на автомобили иностранного производства.
12 января 2009 года вступает в силу Постановление правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. № 943 “О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования”.
В данном постановлении речь идет об увеличении таможенных пошлин на все ввозимые частными или юридическими лицами автомобили. Юридические лица в большей мере пострадают от повышения пошлин на новые иномарки, тогда как к физическим лицам в большей степени относится подорожание, и очень существенное, таможенных пошлин на ввозимые подержанные иномарки старше пяти лет.
Обладая некоторыми статистическими данными, можно подсчитать в первом приближении доходы государства от таможенных пошлин. Средняя цена иномарки в России в 2007 году составляла около $20 000, а в 2008 году на уровне $22 000. Средняя таможенная стоимость одного автомобиля, ввезенного в 2007 году в Россию, составила $13 483, что выше показателя 2006 года примерно на 10% ($12 285). Такие данные приводит аналитическое агентство “Автостат”. В 2008 году, очевидно, средняя таможенная стоимость одного автомобиля повысится еще примерно на 10% и составит около $15 000. Количество проданных в 2008 году иномарок приближается к 2 миллионам. Из них примерно 500 000 – это иномарки местной, российской сборки. Причем здесь учитываются не только полноценные производства, но и упрощенная сборка, или простое прикручивание колес в Калининграде для всех BMW российских чиновников. Кроме того, в 2008 году был ввоз около 400 000 подержанных иномарок, основная масса которых укладывается в возраст от трех до семи лет. Разделим поровну ввозимые автомобили в возрасте от трех до пяти лет (200 000) и от пяти до семи лет (еще 200 000).
Таким образом, на старых таможенных пошлинах в 2008 году государство собрало приблизительно:
с новых иномарок, ввозимых юридическими лицами: порядка $7250 с машины (пошлина, акциз, НДС), или $10,9 млрд. c 1 500 000 провезенных через таможню авто;
c подержанных автомобилей от трех до пяти лет, ввозимых физическими лицами: порядка $3800 с машины (если принять автомобиль с двигателем объемом 1,8 литра за средний автомобиль), или $760 млн. с 200 000 автомобилей;
с подержанных авто от пяти до семи лет, ввозимых физическими лицами: порядка $3800 с машины (таможенные ставки на автомобили от трех до пяти и от пяти до семи лет на автомобили с двигателем одного объема были одинаковыми), или $760 млн. Таким образом, таможня в 2008 году должна была отправить в российский бюджет порядка (по очень приблизительным оценкам) $10,9 млрд. за ввезенные новые иномарки и около $1,5 млрд. за подержанные.
2009 год обещает быть для страны куда более тяжелым, и продажи автомобилей будут идти ни шатко ни валко. Прогнозы специалистов называют цифры падения продаж новых автомобилей от 20 до 30%. Не последнюю роль в спаде потребления автомобилей сыграют и новые таможенные пошлины.
Причем спад произойдет главным образом за счет подорожавших импортируемых иномарок. Таким образом, количество новых иномарок, пересекающих границу, составит в 2009 году около 1 050 000 – 1 200 000 штук.
Средняя цена продаваемых на нашем рынке иномарок упадет до $20 000, также упадет и средняя таможенная стоимость ввозимых автомобилей. Можно предположить, что с учетом падения платежеспособности населения ввозиться будут более дешевые модели, которые до взимания таможенных пошлин будут стоить около $13 000. Изменятся и характеристики ввозимых иномарок, они будут меньше по размерам и с меньшими моторами.
Ввоз подержанных автомобилей обещает вообще упасть чуть ли не до нуля – скорее всего, ввоз составит 100 000 подержанных машин (примерно пополам от трех до пяти лет и от пяти до семи лет), и все они будут с гораздо меньшими двигателями, чтобы нивелировать таможенные платежи.
Таким образом, на новых таможенных пошлинах в 2009 году государство соберет по приблизительной оценке:
с новых иномарок, ввозимых юридическими лицами: порядка $7000 с машины (с учетом уменьшения средней таможенной цены авто до $13 000), или от $7,3 млрд. до $8,4 млрд.;
с подержанных автомобилей возрастом от трех до пяти лет, ввозимых физическими лицами: порядка $6400 (было $3800) с автомобиля (1,8 литра), или $320 млн.;
с подержанных авто от пяти до семи лет, ввозимых физическими лицами: порядка $8900 (было $3800) с автомобиля (1,8 литра), или $445 млн.
По приблизительным оценкам, таможенные сборы в 2009 году составят от $7,3 млрд. до $8,4 млрд. за ввезенные новые иномарки и около $0,7 млрд. за подержанные. То есть введение новых таможенных пошлин не несет государству никаких денежных дивидендов. Наоборот, в следующем году таможенники перечислят в госбюджет на $4-5 млрд. меньше по сравнению с 2008 годом.
Правительство объясняет непопулярные меры по введению новых высоких таможенных пошлин необходимостью поддержать отечественный автопром. При этом на поддержку российского автопрома из бюджета планируется выделить порядка 10 млрд. руб. (около $300 млн.), которые не столько поднимут российскую автопромышленность, сколько продлят ее незавидное существование. Морально отечественная продукция уже мертва. АвтоВАЗ выпускает модели рождения 1980 года – “классика”, 1984-го – семейство “Самара”, 1995-го – “десятки” и “Приоры” и 2004-го – “Калина”.
Пытаясь создать для отечественной промышленности сверхкомфортные условия без реальной конкуренции, мы придем к ситуации, когда можно задирать цены, производить и продавать небольшое количество автомобилей с высокой прибылью и иметь еще очередь из страждущих покупателей на пять лет вперед. При таком раскладе создавать что-то новое абсолютно не имеет смысла.
Если говорить о реальной помощи российскому автопрому, то те миллиарды, которые собираются таможенниками, можно направить на разработку новых конкурентоспособных моделей автомобилей. Ведущие западные автокомпании тратят около $1 млрд. на создание и запуск в серию абсолютно новой модели автомобиля. Четыре-пять новых современных и конкурентоспособных моделей сегодня нашему автопрому гораздо нужнее, чем сохранение конвейерной жизни автомобилям из прошлого века.
Еще одним примером можно рассмотреть таможенно-тарифное регулирование в области импорта продовольственных товаров, которое меняться не будет.
«Законодательство, принятое в этой области, хорошо продумано. Если мы снизим пошлины, то к нам хлынет поток субсидированных другими странами продуктов. Наше производство не будет развиваться, а, например, шведское, будет расти. Нам надо продержаться 2-3 года. Тогда мы сможем полностью обеспечить себя мясом птицы, свинины. Это наше качество, наши рабочие места», — сказал В.Зубков
При этом он отметил, что при снижении таможенных пошлин продукты в магазинах дешевле не будут. «Торговля цены выровняет, торговля цены никогда не снижала», — заметил он.
Заключение
Таможенные пошлины являются одним из старейших видов косвенных налогов. Они взимаются государством с товаров при ввозе и вывозе их по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.
Исстари таможенные пошлины были основным средством торговой политики государства. С их помощью ограничивался ввоз иностранных товаров, что обеспечивало защиту и поощрение развития отечественного производства и внутреннего рынка, а также стимулировало вывоз национальных товаров за рубеж. Уже те времена проявлялась регулирующая функция налогов, которая оказывала серьёзное влияние на экономику.
Между странами нередко возникали таможенные войны, когда каждая из сторон была заинтересована в повышении ставок пошлин на отдельные импортные товары, используя это как меру давления на противоположную сторону. Таможенные войны нашли широкое применение в конкурентной борьбе за мировые рынки между высоко развитыми странами.
Россия не может достойно конкурировать с другими государствами, и чтобы помочь отечественным производителям повышает таможенные пошлины. Но государство кроме своих производителей должно думать и о своих гражданах. Ведь при поднятии таможенных пошлин, соответственно поднимается и цена товара, что влияет на расходы граждан, при неизменном уровне заработной платы, стипендий и пенсий.
Список литературы:
Алексадров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник / И.М Александров – М.: Дашко и К, 2006. – 318 с.
Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Е. Н. Евстигнеев – СПб.: Питер, 2006. – 282 с.
Налоги и налогообложение: учебник / Д. Г. Черник и др. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 415 с.
Миляков И.В Таможенная политика – М.: Финансы и статистика, 2004. – 256с.
Ржаницына В.С. Таможенное оформление и таможенные платежи при импорте товаров / Ржаницына В.С. // Журнал Бухгалтерский учет. – 2008. — №12. – С. 48 – 54
Федотов Б.Г. Таможенные пошлины в доходах федерального бюджета / Федотов Б.Г. // Журнал Финансы. – 2007. — №1. – С. 36 – 42
Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2009. – 688 с.
Таможенный кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Проспект, 2008. – 272 с.
Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе»
www.kommersant.ru
www.Autonews.ru
www.interfax.ru
www.minfin.ru
www.nalog.ru
www.Drum.ru
www.rusimpex.ru Ссылки (links):
www.kommersant.ru/www.autonews.ru/www.interfax.ru/www.minfin.ru/www.nalog.ru/www.Drum.ru/www.rusimpex.ru/