Реферат по предмету "Педагогика"


Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке, как средство развития творческих способностей старших дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕОБХОДИМОСТИРАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологическая характеристика особенностей развитиятворческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Методы и приемы обучения лепки в подготовительной группедетского сада
1.3 Использование декоративной лепки в работе с детьми старшегодошкольного возраста
1.4 Материалы, применяемы в декоративной лепке
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ НАЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕПКЕ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
2.1 Определение уровня сформированности технических навыков иумений на занятиях лепкой детей подготовительной группы
2.2 Развитие творческихспособностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе использованияДымковской игрушки
2.3 Эффективностьиспользования дымковской народной игрушки в развитии творческих способностейстарших дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
 
В формировании личностиребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческойдеятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их,создание различных конструкций из природного материала и т.д. Такие занятиядарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малышбудет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказывать о том,что узнал, увидел, пережил.
Изобразительнаядеятельность дошкольника как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный,творческий характер.
Изобразительнаядеятельность – это специфическое образное познание действительности, котороеможет идти разными путями.
Рисование, лепка иаппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой –образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна изсамых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, какписала Н.К.Крупская, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образомвыразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо датьвозможность ему, отмечала она, расширить область выражения складывающихся унего образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу,всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверкии обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы формеоно не выразилось.[16;22]
На занятиях рисованием,аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественнымматериалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности:планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессевыполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит обих настойчивости, способности к преодолению трудностей. [16;3]
Ознакомлениедошкольников с различными видами изобразительного искусства (живописью,графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством) оказывает влияние наизобразительную деятельность. Дети узнают жанры искусства, учатся видетьмногообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У нихпроявляется интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народнойигрушки.
Особое место занимаютнародные игрушки – жанр, наиболее близкий детям. Каждый вид народной игрушки по– своему необычен, в нем много шутки, юмора. При знакомстве с народной игрушкойважно показать детям, что народные мастера с любовью создавали этиобразы.[25;10]
Произведениядекоративно-прикладного искусства отличаются национальным колоритом, яркостью,красочностью, условностью, стилизованностью образцов, составляющих узор илиорнамент.
Вопросом ознакомлениядетей c декоративно-прикладнымтворчеством дошкольного возраста занимались Т.С.Комарова, А.А.Грибовская, Т.Н.Доронова, Н.Б.Халезова, Т.В.Черных, Т.Г.Казакова и др.
Изображать предметы,явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманноедети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительнойдеятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным,тем не менее, овладение правильной техникой необходимо.
Поэтому перед намистоит проблема: какие формы и методы ознакомления детей с дымковскойигрушкой на занятиях лепкой будут способствовать развитию творческихспособностей у детей старшего дошкольного возраста.
Недостаточнаяразработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием дляопределения цели исследования.
Цель исследования:на основе теоретического и практического исследования выявить степеньэффективности Дымковской игрушки на развитие творческих способностей старшихдошкольников.
Объект исследования:процесс развития творческих способностей на занятиях по лепке.
Предмет исследования: педагогическиеусловия, обеспечивающие успешность развития творческих способностей, в процессеиспользования на занятиях по лепке Дымковской игрушки.
В настоящемисследовании были поставлены и решались следующие задачи:
1) Обосновать идоказать возможность развития творческих способностей посредством Дымковскойнародной игрушки.
2) Определить сформированностьтехнических умений и навыков в процессе лепки у детей старшего дошкольноговозраста.
3) Определитьэффективность использования Дымковской народной игрушки на занятиях лепкой наразвития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследованияположена гипотеза, согласно которой использование педагогом на занятияхпо лепке Дымковской игрушкой будет способствовать наилучшему развитиютворческих способностей старших дошкольников.
В процессе работы надданным исследованием были использованы следующие методы исследования: изучениепсихолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольные этапы;педагогическое наблюдение, беседа, тестирование и изучение продуктов детскоготворчества; статистические методы обработки материалов.

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологическаяхарактеристика особенностей развития творческих способностей у детей старшегодошкольного возраста
Понятие«творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребеноксоздает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел,самостоятельно находя средство для его воплощения.[6; 3]
Говоряо формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе отом, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существуетгипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннеговозраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Делов том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первыегоды жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомическихсвязей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы ужесуществующих структур, так и от того, насколько стимулируется средойобразование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшейчувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших иширочайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для началаразвития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинаютразвиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы иусловия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чемближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
Еслисозревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идутсинхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко — с наивысшим извозможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок можетстать способным, талантливым и гениальным.
Однаковозможности развития способностей, достигнув максимума в «момент»созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, тоесть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенокне занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинаютутрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
БорисПавлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развитиятворческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое УгасаниеВозможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРСособенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв вовремени между моментом созревания структур, необходимых для формированиятворческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностейведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет кснижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитинаименно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнениео врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает,что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развитиятворческих способностей. И малое количество в обществе людей с высокимтворческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногиеоказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
Спсихологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодомдля развития творческих способностей потому, что в этом возрасте детичрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающиймир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их вразличные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Анакопление опыта и знаний — это необходимая предпосылка для будущей творческойдеятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышлениеболее взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно болеенезависимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детствотакже является сензитивным периодом для развития о творческого воображения.
Извсего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даётпрекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того,насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависетьтворческий потенциал взрослого человека.
1.2 Методы и приемыобучения лепке в подготовительной группе детского сада
 
Основная цель работы поизобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному,воспитание любви и интереса к изобразительному искусству.
К подготовительнойгруппе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепламускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получила речь, мыслительныепроцессы. Во время наблюдений дети 6 лет более полно воспринимают явленияокружающей действительности и форму предметов. Они лучше ориентируются впространстве и начинают понимать, как можно расположить предметы по отношениюдруг к другу. Изменения в развитии ведут к изменению характера изобразительнойдеятельности. У детей появляется желание точнее передавать форму, пропорции; ихначинает увлекать изображение деталей и предметов, дополняющих образ.
Дети понимают, что рукии ноги фигур для изображения шага и других действий можно не только расставлятьи поднимать, но и сгибать, в результате чего вылепленные фигурки делаютсявыразительнее. Кроме того, они могут сразу определить, в каком положении долженнаходиться изображаемый предмет и соответственно установить основную часть.Например, ребенок сразу определяет положение куска глины при изображениибегущего зайца, крадущейся лисы.
Значительно болеевысокие требования по технике лепки воспитатель предъявляет к детям подготовительнойк школе группы. Здесь он должен научить детей передавать характерные признакипредмета» четко, правильно изображать объемную форму предмета, точнее соблюдатьпропорции, прочно скреплять части предмета, вытягивать мелкие части из основногокуска глины [16; 41].
Дети должны научитьсяутяжелять нижнюю часть фигуры, прочно устанавливать фигуру на ногах, наподставке. Дети должны передавать в лепке некоторые позы, положения, движенияфигуры, соблюдать соотношение предметов в сюжете по величине, располагать их посмыслу. Нужно подвести детей к иллюстрации в лепке несложных эпизодов из сказокили рассказов, научить их самостоятельно намечать содержание лепки. Чтобыобеспечить выполнение этих программных требований, воспитатель учит детей пониматьхарактерные особенности строения предмета, объединять несколько предметов наодной подставке в определенных смысловых соотношениях.
Воспитатель учит детей,помимо установки фигур на ноги и на подставку, находить опору для вылепленнойфигуры в дополнительных точках (лыжник опирается на палки, мальчик в зимнейодежде — на снежный ком, дети держатся за руки).
Работу со стекойвоспитатель вводит здесь с первых занятий. Сначала учит использовать стеку дляпрорисовки деталей острым концом, затем примазывать мелкие части, позднее —разрезать кусок глины для выделения частей фигуры (ноги, лапы), вырезатьуглубления, чтобы расширить его, вынимать лишнюю глину. С середины года онпоказывает детям, как делать украшающие насечки, каким концом стеки и как ихнаносить для получения красивого орнамента, узора.
В этой группевоспитатель дает указание целиком, не повторяет его, но иногда задает детямвопросы о приемах и последовательности работы. Одним из наиболеераспространенных приемов обучения является словесное указание, напоминание, атакже частичный показ — показ способа передачи движения, изменения позы, новыхдеталей, новых приемов работы.
В этой группе во времясюжетной лепки, при иллюстрации сказок воспитатель подбирает такие темы, чтобыдетям встречались лишь хорошо знакомые образы, предметы, которые дети уженеоднократно лепили на занятиях. Фигуру человека, животного они учатсяизображать в разнообразных позах, движении, что позволяет им достаточновыразительно передавать несложные сценки, иллюстрировать в лепке эпизоды иззнакомых литературных произведений. В их работах персонажи сюжетной сценкиприобретают характерные черты, объединяются в определенной ситуации, выраженнойнаправлением, позой. Работа со стекой позволяет усилить выразительность,добиваться большего сходства, детализации, украшать ряд изделий.
В этих случаях основноевнимание детей обращено на композиционные и смысловые связи группы в сюжете.
Детям 6—7 летнеобходимо напоминать о соблюдении аккуратности в работе, требовать засучиваниярукавов, не допускать стряхивания сухой глины с рук на костюм, на стол, нужноследить и за позой ребенка, за положением его рук.
6—7-летние дети болеетребовательны сами к результатам своей работы; если малыш одинаково охотно илегко берется слепить и шарик и козу или корову, то ребенок 6—7 лет ужеспособен оценить свои силы, опасается технических трудностей, требователен и котделке, не за всякую работу легко берется.
Смелость в работевоспитывается параллельно освоению ребенком основных навыков и умений в лепке,и дети с каждым месяцем все легче берутся за новую для них тонкую работу, судовольствием украшают изображение, дополняют его многими мелкими деталями.
Воспитательпредоставляет детям еще большую свободу действий и замысла. Он показывает лишьте приемы, без которых работа может перестать удовлетворять возросшимтребованиям ребенка. Очень трудно поставить на тонкие ножки грибы — лисички,мухоморы. Воспитатель показывает, как объединить их на подставке. Еще труднейпоставить на ноги животное, человека — и здесь приходит на помощь советвоспитателя.
6—7-летним детям впроцессе занятия реже нужна техническая помощь воспитателя, обычно детиобращаются к нему лишь за советом — можно ли так украсить, как лучше добавить,пополнить. Однако и здесь воспитатель должен видеть затрудняющихся детей инемедленно приходить на помощь в тех случаях, когда видит, что этот ребенок ещенеспособен самостоятельно выйти из затруднительного положения, знает, чторебенок много дней отсутствовал в детском саду или недавно поступил в детскийсад.
Творческое решениезамыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатсяв основу их изображений. Для этого с детьми наблюдают и рассматривают предметы,свойственные данному предмету черты. Для выразительного изображения животныхдетям нужно знать их повадки, изменения, которые происходят в положении и формечастей туловища в зависимости от движения. Внимание детей направляют на то, каквытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинута голова укурицы, которая пьет воду, как вытянуты туловище и хвост в одну ровную линию уубегающей лисы или как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знаниядолжны помочь детям во время лепки сделать образ выразительным. Взрослыйиспользует любую возможность, чтобы показать животных в разных положениях.Иногда проводят целенаправленные наблюдения. Дети рассматривают форму туловища,сравнивают по размеру его части. Если перед подобными наблюдениями детейпредупреждают, что они будут рассматривать петушка, а потом лепить его изглины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят особенности животных. Вовремя наблюдений воспитатель задает детям вопросы, направляющие их внимание нато характерное, что поможет передать животное более выразительно. Можнорассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены вразных положениях.
Изображение человеканаиболее сложно для детей, поэтому воспитатель организует рассматривание разныхкукол (санитарка, космонавт, школьница и т. д.), проводит наблюдения людей на улице,детей во время прогулки: на катке или парке. Он обращает внимание детей наформу частей фигуры человека, пропорциональные отношения между частями,предлагает сравнить фигуру взрослого и ребенка. Организуя подобные наблюдения,воспитатель задает детям вопросы, например, «Кто выше: девочка или ее мама? Укого из них больше голова, длиннее руки, ноги» Выразительность готовых фигурбудет зависеть и от того, как дети передадут одежду. Поэтому воспитательпривлекает их внимание к тому, что на ногах у девочки – валенки, а у ее мамы –сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с пумпоном, а у ее мамы – большаямеховая шапка. Чтобы дети лучше поняли движение, можно прибегнуть к показу егосамими детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда мальчикбежит на лыжах, туловище мальчика и голова немного наклонены вперед, одна ногасогнута в колене и выставлена вперед, а другая нога, которой он отталкивается,сзади и выпрямлена; одна рука с палкой несколько согнута в локте и находитсяперед лыжником, а другая отведена назад.
Успешная передачадинамики в лепке зависит и от того, как она преподносится воспитателем. Лучшевсего, когда при объяснении действие расчленяется на составные части, напримерво время лепки по стихотворению Л. Воронковой «Маша-растеряша» воспитательговорит: «Для того чтобы заглянуть под стол. Маша-растеряша встала на колени,руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол».
Для рассматриваниядетям предлагают народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическоесодержание и оформление. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко,дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушкичасто оформляются налепами или углубленным рельефом. При рассматривании игрушкиособое внимание детей направляется на пластинку переходов от одной части кдругой, на то, какими способами они выполнены и оформлены. Для лучшегоознакомления детей с народной игрушкой проводятся дидактические игры: «Магазинигрушек» (где ребенок угадывает игрушку по описанию других детей) или «Устроимвыставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, детиотбирают лишь те, которые нужны для выставки).
Могут быть организованытакже выставки декоративных пластинок с доступным содержанием, керамическойпосуды. При рассматривании посуды воспитатель задает детям вопросы о формесосудов, о том, каким способом их сделать из глины. Знания детей можнодополнить рассказом о гончарных мастерских, где работают мастера, которые наспециальных станках лепят посуду. Хорошо сводить детей на выставку или в музейприкладного искусства.
В подготовительной кшколе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляяв остальном инициативу ребенку. В процессе занятия дети самостоятельнопланируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблюдает за тем,как лепят дети, и, если нужно, задает им вопросы. Например, во время лепки натему «Звери зоопарка» воспитатель видит, что ноги у слона, которого изобразилребенок, очень тонкие, а хобот короткий. Воспитатель предлагает вспомнить,какой толщины ноги у слона, и подумать сможет ли таким хоботом слон переноситьбревна.
При обучении детейпредметной или сюжетной лепке воспитатель может использовать художественнуюлитературу. Произведения подбираются так, чтобы персонажи оказывались в самыхразнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировалисьживые действенные образы. После чтения сказки ребятам предлагают подумать ивыбрать какой-либо персонаж или эпизод для изображения, продумать, какогоразмера должны быть персонажи по отношению друг к другу, в каком положении онинаходятся и какого размера должна быть подставка, чтобы все участники эпизодана ней уместились.
В подготовительной кшколе группе можно применять игровые приемы, например, провести игру вгончарную мастерскую. Воспитатель рассказывает о том, как мастера создаютпосуду и другие изделия, а дети, увлеченные рассказом, начинают лепить посудудля игры (в посудный магазин).
Возможно создание идругих увлекательных ситуаций. Например, детям предлагают вылепить декоративныеплитки, чтобы подарить их в День Победы бывшим фронтовикам или мамам кпразднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например фризиз бабочек. Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка –эскиза, который создается за день или два до занятия. Вся работа над пластинойведется в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливается пластинка. Этотехническая работа, которая требует от ребенка точности движений и аккуратности.Подготовленные пластинки завертываются в полиэтиленовую пленку и сохраняются доследующего занятия, на котором дети по эскизу будут делать рельеф. Так же, каки на сосудах, узоры на пластинках выполняются углубленным или высоким рельефом,а затем, если нужно, подвергается росписи ангобами.
Организация анализавозможна в разных формах: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает имвопросы; воспитатель вызывает к себе отдельных детей, и они анализируют чью-тоработу; все изделия размещаются на специальном столе, воспитатель и дети стоятоколо стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Формы анализа могутбыть и другие: они зависят от творчества воспитателя, от условий и обстановки,в которой он работает с детьми.
Развитие творческойактивности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детскомсаду, как продумывается и организуется процесс занятий. Если в старшей группе восновном воспитатель с дежурными подготавливали рабочее место для каждогоребенка, раздавая глину и оборудование, то в подготовительной группе каждыйребенок может сам взять себе то количество глины, которое ему нужно, и стекидля лепки. Лепят дети сидя за обычными столами, на доске или поворотныхстанках. В том случае если лепка связана с окраской ангобами, то занятиеделится на две части: первая часть занятия – лепка предметов, а вторая часть –окраска их.
На занятиях лепкойперед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества,вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса кданному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится такимобразом, чтобы подготовить детей к школе.
В системе эстетическоговоспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определенное место иимеет свои специфику.
Важно, чтобы детинаучились понимать и передавать в лепке характер изображаемого. Для этоговоспитатель должен подбирать для изображения предметы с ярко выраженнымичертами.
Дети 5-7 лет уже всостоянии проанализировать строение, форму предметов. Воспитатель, обводяжестом форму, предлагает ребятам рассказать о ней, дать описание ее характерныхособенностей. Если дети затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам.
Задача воспитателя –понять замысел ребенка и помочь ему, если это необходимо, в его осуществлении.Тем ребятам, которые неудачно выбрали способ лепки, нужно доказать, что естьдругой, наиболее удобный и подходящий.
Важно, чтобы дети измножества возможных способов научились выбирать наиболее эффективный, которыйпозволит создать выразительный образ.
Например, собаку иликошку можно вылепить способом вытягивания из целого куска глины или изотдельных частей.
Лепка из отдельныхчастей более длительна и в результате детского исполнения дает в основномстатичный образ, а из целого куска дает возможность сразу наметить основныедетали, установить их в нужном положении. Трудность вытягивания формы из целогокуска для ребенка заключается в том, что нужно на глаз определить количествоглины для той или иной части.
Кроме того, детям необходимочитать интересные рассказы, сказки, стихи, в которых ярко раскрывается тот илииной образ.
Иногда используютсязагадки, но надо подобрать тексты так, чтобы описание предмета больше касалосьперечисления частей формы, размеров, действий. Например:
С рожками, бородкой,
Хвост совсем короткий,
Забодает, если зол,
Кто же это? (Козел)
В конце занятиявоспитатель показывает детям их работы и предлагает оценить, как соблюденыпропорции, выполнены форма и движение. Ребята отвечают, а воспитатель дополняетих ответы. Важно, чтобы дети научились критически и доброжелательно оцениватьсвою лепку и работу товарищей.
В подготовительной кшколе группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умениюпланировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и егодинамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческойактивности. Здесь детям так же, как и в старшей группе, предлагается еще дозанятия обдумать содержание лепки, некоторые ее приемы изображения и дажематериал. Например, предлагается лепить по выбору зверей из зоопарка.Воспитатель дает детям задание – выбрать и обдумать содержание для изображения,форму пропорции, положение, а также количество глины, длину каркасов. Толькопосле этого ребята приступают к работе.
Важно, чтобыдошкольники овладевали изображением предмета в определенном положении, вдействии. Движение в лепке дается им легче, чем в рисунке, так как они реальнодействуют с частями предмета и им не нужно прибегать к условным способам изображения,как в рисунке.
Важно, чтобы ребенокхорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во время ходьбы, бега,прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит собака и т.д.
Отдельные приемы, как,например, изображение фактуры стекой, можно показать всем ребятам сразу, но восновном приходится подсказывать или показывать отдельно каждому.Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятияхпо изобразительной деятельности.
Фронтальный показспособов лепки используют ограниченно, так как все внимание педагог направляетна сохранение творческих проявлений у детей. Воспитатель наблюдает, как ребенокпланирует работу, с чего начал ее (заготовил части, разделив глину, илисобирается лепить из целого куска). Вопросами педагог направляет ребят направильное изображение характерной и выразительной формы и динамики. Например,он обращается к ребенку и предлагает: «Подумай, в каком положении у петуха шеяи голова, когда он поет? Какой толщины шея около головы и около туловища?».
Если ребята лепят не повоображению, а с модели, то тем, кто затрудняется, воспитатель предлагает ещераз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры)предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого анализаформы и пропорций предмета.
Стараясь развить вдетях большую самостоятельность, педагог, после того как определил задание идал необходимые указания, некоторое время остается в стороне и дает ребятамвозможность самостоятельно начать изображение. По мере того как они начинаютработать, он подходит к ним и дает необходимые указания.
Если предполагаетсяколлективная лепка, то воспитатель распределяет детей на группы и каждой даетзадание.
В конце занятия всеобсуждают вылепленные фигурки, сравнивают их с моделью или с тем, что когда-товидели.
В основном дети самидают оценку изделиям. В тех случаях, если работы мелкие, их помещают наспециальную доску с фамилиями, а если крупные (сюжетная лепка), то ребятам даютметки, и они прикрепляют их к своим работам. Приучая детей предварительнообдумывать замысел, можно иногда предлагать делать карандашные эскизы. Особенноэто целесообразно, когда они лепят бусы и декоративные пластинки.
Детям предлагают вовремя рисования изобразить будущую пластинку на бумаге карандашом, решив ееразмер, форму и содержание (узор, сюжет). На занятии ребенок должен вылепитьее, руководствуясь своим эскизом. Для того чтобы научить детей работать надэскизом, а затем по нему создавать пластинку, педагог проделывает всю работусам, а ребята наблюдают. Далее им дается задание – нарисовать пластинку с узороми на занятии ее вылепить.
Изготовлениедекоративных пластинок с рельефными изображениями можно начать с беседы о том,какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель,анализируя пластинки, объясняет детям, что они могут быть с изображением одногопредмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают,окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы они стали яркими,блестящими и прочными.
Ребятам объясняют, чтоони сами смогут сделать такие же, чтобы украсить ими комнату, а для этогопредлагают каждому придумать пластинку и во время занятия по рисованиюсоставить предварительный эскиз.
1.3 Использованиедекоративной лепки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
 
Одним из средствэстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладнымискусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикойнародных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птицс условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие иххудожественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятамнравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотнорассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо идругих изделий.
Наблюдая мелкуюдекоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут самисоздавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, дляукрашения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвескидля кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы длямелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могутиметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами игуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц срасписными крыльями и хвостами.
Декоративная лепкапозволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз ввиде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в видецветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическиморнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различныегеометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.),растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).
Полезно предлагатьдетям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.
Работа над декоративнойпластинкой учит детей обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, аглавное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементыможно наносить специальной стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата,треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты сошляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке,а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, которыйявляется наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа напластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент,несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепныморнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работатькончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.
Содержаниемдекоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки.Детям шести лет можно предложить все виды декоративной лепки, расширяя способывыполнения.
В подготовительной группедошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а такжеспособом кругового налепа, который заключается в постепенном примазывании колецко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины изцелой формы, пользуясь стекой-петлей.
 
1.4 Материалы,применяемы в декоративной лепке
 
Для организации занятийпо декоративной лепке с детьми 5-7 лет используют глину и пластилин.
Человек с древнихвремен знает, что из глины можно лепить, и с давних времен люди занималисьгончарным делом. Глина вошла в быт человека, из нее готовят посуду, глиняными,обожженными плитками покрывают крыши, стены и полы в домах. Глина – землистаямасса, которая при смешивании с водой превращается в пластичный материал.Высохшая глина сохраняет форму, которую ей придают, и, если ее обжечь, онастановится твердой. Эти особенности глины позволяют человеку использовать ее встроительстве, а также для изготовления керамических, глиняных изделий.
Глина, как правило,продукт разрушения горных пород. Добытая в разных местах, она имеет свой цвет:желтовато-коричневый, красноватый, серовато-белый, зеленовато-голубой, бурый.Окраска зависит от красящих веществ, которые входят в состав глины, кроме того,в ней имеются растворимые соединения железа, смолы, воск, часто бывает примесьпеска. Если песка немного, то глина считается жирной и более пластичной, еслимного, то она называется тощей (или суглинком). Лепить из тощей глины нельзя –она рассыпается. Глина очень выразительна как материал. Гончары понимают это и,работая над изделиями, стараются выявить ее красоту и пластичность.
Глина должна бытьосновным материалом для обучения детей лепке в детском саду прежде всегопотому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенкувозможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяетработать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что впластилине почти невозможно. Глина имеет еще одно преимущество передпластилином: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в муфельнойпечи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичногожелтка или темперой.
Использованиепластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что невсегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы. Происходитэто потому, что воспитатель не имеет возможности дать ребенку для развернутой,интересной лепки однотонный ком пластилина достаточного размера. Кроме того,это цветной материал, а цвет, как дополнительное изобразительное средство,часто отвлекает детей от изображения основного – формы. Все это затрудняетвыполнение важной задачи программы детского сада – научить детей видеть исоздавать основную форму предметов.
Пластилин хорошоиспользовать в работе в детьми 5-7 лет, у которых в достаточной мере развитымелкие мышцы руки и уже проявляется желание изображать мелкие детали предметов:украшения одежды фигур, изображать растительные формы в сюжетной лепке. Но и встарших группах пластилин следует использовать лишь на некоторых занятиях.
Таким образом, основнойматериал для работы с детьми – это глина. Где же можно доставать глину длязанятий лепкой?
Глину можно выбиратьпрямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек иручьев. Поэтому глину нужно искать летом.
А как подготовить глинудля лепки. На самом деле это не так трудно. Нужно лишь один раз правильно еезаготовить, и в течение всего года глина будет пригодна для работы.
Прежде всего, сухуюглину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд и заливаютводой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают состарыми детскими работами, которые не нужны для дальнейшего сохранения и неподвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два),то насколько возможно, нужно промешать ее палкой и, долив воды, хорошо перемятьруками, чтобы получилась густая глинистая масса, похожая на промешенное тесто,отстающее от рук (в подготовительной группе эту часть работы выполнить дети).Подготовленную таким образом глину надо сложить в полиэтиленовый бак, а еслиего нет, то в кусок полиэтиленовой пленки, плотно завязать, чтобы не проходилвоздух, и поместить в ящик, бочку, ведро и т. д. В таком состоянии глина можетхраниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.
К оборудованию длялепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочкиразной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображатьноги животных, делать фигуры, выполненные на каркасах, часто делают трещины,поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше осторожно удалить, чтобыдальнейшее высыхание шло без него.
В процессе лепки нужнопользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Деревянныелегко сделать самим. Самые простые формы стеки – это палочка, заостренная содной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля.
Стека применяется дляпроработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой же сформы снимается лишняя глина, делаются надрезы.
Качество работы ребенкаво многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешнойработы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые),которые размещаются на столе. Размер доски определяется величиной лепки. Еслифигура величиной 15х10 см, то доска может быть размером 22х35 см. если фигурабольше, то и доска должна быть большего размера.
Вместо досок можноиспользовать поворотные станки. Которые удобны во время работы и дают детям возможностьаккуратно повертывать изделие и прорабатывать его со всех сторон.
 

2. ИССЛЕДОВАНИЕЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙНА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫМКОВСКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
 
К концу пребывания вдетском саду дети должны достичь определенного уровня художественного развития:эмоционально воспринимать содержание произведения, запоминать и узнаватьзнакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечатьизобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств создавать образ врисунке, лепке, аппликации; оценивать то, что получилось, отмечатьвыразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричностьдекоративного узора, орнаментальной аппликации.
На занятиях лепкой передвоспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества,вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса кданному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится такимобразом, чтобы подготовить детей к школе.
Творческие способностидетей не будут развиваться, если ребенок не овладеет одним из важныхкомпонентов «ручной умелостью». Ручная умелость включает наличие у детейбазовых умений и навыков по технике лепки. Овладение техническими навыками важноне само по себе, а для создания разнообразных изображений.
Поэтому цельюконстатирующего эксперимента стало выявление у детей уровня сформированностиумений и навыков по технике лепки и разработка и апробация системы работы поразвитию творческих способностей.
Педагогическийэксперимент проходил на базе ДОУ № 60 г.Сызрани. Проходил он в три этапа:
1.        Констатирующийэксперимент;
2.        Формирующийэксперимент;
3.        Контрольныйэксперимент.
В педагогическомэксперименте приняли участие воспитанники подготовительной группы в количестве22 человек (Приложение 1).
2.1 Определение уровнясформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой детейподготовительной группы
 
Целью констатирующегоэтапа эксперимента стало определение уровня сформированности технических навыкови умений в декоративной лепки.
Эксперимент проходил вспокойной, естественной и доверительной для детей обстановке. Детям былопредложено выполнить задание, которое проходило в два этапа.
ЗАДАНИЕ
«Вылепи и распишиглиняную игрушку»
Цель: определитьуровень умения лепить, уровень расписывать глиняную игрушку в соответствии сособенностями народного промысла, уровень самостоятельности выполнения задания.
Оборудование: глина,стеки, досочки, вода в розетке, салфетки, гуашь, кисти № 3, печатки-тычки.
Ход задания:
1 этап.
Экспериментаторпредложил детям вылепить из глины две глиняные поделки: дымковскую ифилимоновскую игрушки.
2 этап.
Экспериментаторпредложил детям расписать вылепленные из глины игрушки в соответствии схарактерными особенностями промысла.
Критериисформированности технических навыков и умений в декоративной лепке.
Ø  Умениелепить предметы разной формы (птиц, животных, людей) по типу предложенныхнародных игрушек, используя усвоенные ранее приемы и способы;
Ø  Умениерасписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла;
Ø  Самостоятельностьвыполнения задания.
Каждое заданиеоценивалось по трехбалльной системе: 1-й (по месту за критерием) – 3 балла,2-й-2 балл, 3-й-1 балл, что соответствует высокому, среднему, низкому уровням .
Критерий «Умение лепитьпредметы разной формы (птиц, животных, людей) по типу предложенных народныхигрушек, используя усвоенные ранее приемы и способы»:
Ø  ребенокправильно передал форму дымковской и филимоновской игрушек. Учел характерныеособенности народного промысла. При лепке филимоновской игрушки пользовалсяпластическим способом, а при лепке дымковской игрушки- конструктивным способом,в лепке использовал стеку- 3 балла;
Ø  ребенокв основном правильно передал форму дымковской и филимоновской игрушек. Учелхарактерные особенности народного промысла. При лепке игрушек использовалразличные способы лепки. Пользовался стекой- 2 балла;
Ø  ребенокзатруднялся в передаче формы дымковской и филимоновской игрушек. Не всегдаучитывал характерные особенности народного промысла. Стекой не пользовался – 1балл.
Критерий «Умениерасписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла»:
Ø  ребенокрасписал игрушки в соответствии с характерными особенностями народной росписи:цвет, декоративные элементы, узор и т.д. При росписи использовал печатку-тычок– 3 балла;
Ø  приросписи игрушек ребенок допустил незначительные ошибки в передаче особенностейнародной росписи. При росписи изделий использовал печатку-тычок – 2 балла;
Ø  приросписи игрушек ребенок допускает значительные ошибки в передаче народнойросписи. При росписи не использовал печатку-тычок – 1 балл.
Критерий«самостоятельность выполнения задания»:
Ø  ребеноксамостоятельно лепил и расписывал игрушки-3 балла;
Ø  привыполнении задания ребенок иногда обращался к педагогу-2 балла;
Ø  привыполнении задания ребенок постоянно обращался к педагогу – 1 балл.
Все оценки показателейпо каждому ребенку суммировались. Наивысшее число баллов, которое мог набратьиспытуемый – 9 баллов, низшее – 3 балла, промежуточное число — 6 баллов. Исходяиз этого нами была составлена характеристика уровней сформированноститехнических навыков и умений в декоративной лепке.
Высокий уровень- 9-8баллов;
Средний уровень — 7-5баллов;
Низкий уровень – меньше5 баллов.
Кроме оценок уровнясформированности технических навыков и умений у детей на занятиях лепкой, мыпоставили перед собой задачу определить какой из критериев данного задания длядетей представляет особые затруднения. Для этого нами было определены уровнисформированности группой каждого критерия по отдельности. Наибольшее количествокоторое могла набрать группа по каждому критерию – 66 баллов, наименьшее – 22балла, средний показатель – 33 балла. Мы определили, что высокий уровеньсформированности каждого критерия будет составлять 66-44 балла, средний – 43-33балла и низкий 31-22 балла.

Таблица 1. Результатывыполнения задания констатирующего эксперимента.№ п/п Фамилия, имя ребенка Умение лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла Самостоятельность выполнения задания Сумма баллов 1 Бирюкова Елизавета 2 2 2 6 2 Волк Никита 1 1 1 3 3 Гаранина Полина 2 2 1 5 4 Гафурова Зарина 2 2 2 6 5 Грачев Павел 2 2 2 6 6 Еремина Юлия 1 1 1 3 7 Егошкин Максим 2 1 1 4 8 Калинина Наталья 2 2 1 5 9 Климина Марина 2 2 1 5 10 Максимов Кирилл 1 1 1 3 11 Малина Арина 2 2 1 5 12 Матвеева Татьяна 2 2 1 5 13 Муранов Дмитрий 1 1 1 3 14 Назаров Кирилл 1 2 1 4 15 Ноздряков Максим 1 1 1 3 16 Плохова Юлия 2 2 2 6 17 Потапкина Арина 2 2 2 6 18 Растягаева Алиса 2 2 2 6 19 Хабибулин Максим 1 2 1 4 20 Харитонова Алина 2 2 2 6 21 Черенков Павел 2 2 1 5 22 Шикалова Полина 1 2 2 5
Общее кол-во баллов по критериям
36
38
30

Как видно из таблицы №1 детей с высоким уровнем сформированности технических навыков и умений нет.Распределение детей по уровням приведено на рис.1
/>
Рис.1 Распределениедетей по уровням сформированности технических навыков и умений наконстатирующем этапе эксперимента.
Так, БирюковаЕлизавета, Гафурова Зарина, Грачев Павел и др. дети набравшие 6 баллов восновном знают характерные особенности промысла, в процессе лепки дети невсегда точно передали форму, строение и пропорциональное отношение предметов.Например, Харитонова Алина при лепке фигуры дымковской барыни, сделала длинные,не пропорциональные по отношению к размеру туловища руки, а Потапкина Аринавылепила короткие, по отношению к размеру туловища ноги. В процесседеятельности данные дети очень редко обращались за помощью педагога. Детивыполнили задание полностью.
Детям, набравшим менее5 баллов и находящимся на низком уровне сформированности технических навыков иумений в процессе лепки не всегда удавалось правильно передать форму предметов.Например, голова у человека овальная, туловище круглое; у птицы хвостмаленький, а голова большая; у коня короткие ноги, но длинные уши. Дети несмогли передать простейшие движения объектов. Реализация замысла у детейпроходила при активном напоминании педагога. В процессе работы дети очень частообращались за помощью педагога.
Если анализировать сформированностьдетей в целом по группе по каждому критерию отдельно, то можно увидетьследующее. (Рис.2)
/>
Рис.2. Анализсформированности каждого критерия в целом по группе.
Так, для большинствадетей наибольшую трудность представила возможность самостоятельно, без помощипедагога выполнить задания. Дети постоянно обращались за помощью к педагогу.Многие дети долго обдумывали, что им надо лепить, не могли выбрать предметлепки. Педагогу приходилось идти «на помощь» ребенку, направляя его дальнейшиедействия.
Большинство детейлепили игрушки комбинированным способом, забывая при этом, что при лепкефилимоновских игрушек нужно использовать пластический способ, а при лепкедымковской игрушки – конструктивный. В своей работе дети очень редкоиспользовали стеку, или применяли её не по назначению. 10 детей использовалисглаживание неровностей предмета без напоминания воспитателя. На предложениепедагога использовать воду и палец для сглаживания 5 детей никак неотреагировали, продолжали выполнять задание, 7 детей попросили педагогапоказать, как им это делать. Работы детей были однообразны, не всегдапривлекательны и технически неправильно выполненные.
Анализпроведенного с детьми эксперимента показал, что:
—   Малая, для своеговозраста, база знаний о народной игрушке;
—   У детейнедостаточно сформированы навыки и умения при изготовлении лепных фигур;
—   Некачественноевыполнение задания.
Длявыполнения дальнейшей исследовательской работы группа была разделена на двеподгруппы: контрольную и экспериментальную (Приложение 2). С экспериментальнойгруппой мы проводили работу в условиях эксперимента. Контрольная группапродолжала заниматься в обычных условиях воспитательно-образовательногопроцесса.
2.2 Развитиетворческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессеиспользования Дымковской игрушки
 
Цельюформирующегопедагогического эксперимента явился выбор наиболее эффективного способаформирования технических навыков и умений на занятиях лепки с использованиемДымковской игрушки, как средство развития творческих способностей.
ВыборДымковской игрушки не случайный, т.к. именно яркость, образность,выразительность данных игрушек наиболее привлекательна для детей. Ознакомлениес Дымковской игрушкой начинается на ранних ступенях художественно-эстетическоговоспитания и к подготовительной группе дети должны знать элементарныеособенности данного вида народного промысла.
Характернойособенностью раздела «Художественно-эстетическое воспитание» (подготовительнойк школе группы) Программы воспитания и обучения детей является расширениепредставления детей о разнообразии народного искусства, художественныхпромыслов, а также о формировании эстетического отношения кхудожественно-творческой деятельности.
Содержаниеформирующего эксперимента наметилось исходя из задач и методов, разработанных сучетом анализа констатирующего эксперимента.
В группе 22человека, это дети со средними способностями к лепке, поэтому в построении предстоящихзанятий мы исходили из реальных возможностей воспитанников. Сам вид декоративнойлепки для детей не новый, но требует от них больше внимательности, аккуратности,старательности, т.к. дети должны помнить особенности лепки дымковских игрушек,должны уметь лепить из глины и разукрашивать игрушку рисунком, характерным дляданного вида промысла.
Совместно своспитателями данной группы был разработан примерный план работы поиспользованию дымковской игрушки на занятиях лепкой с детьми 6-7 лет(Приложение 3). В каждом месяце мы запланировали по два занятия по дымковскойигрушке. Наша работа по формированию технических навыков и умений строилась наоснове этого плана.
Динамиказанятий идёт от простого к сложному, к выбору ребёнком тех или иных вариантов,предполагаемых воспитателем, к внесению ребёнком дополнений, обогащающихсодержание рисунка, лепки, и наконец, к работе творческого характера. В каждом циклезанятий предусмотрена совместная деятельность детей, что положительносказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельнораспределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь длядостижения хорошего результата.
Для подготовительнойгруппы подобранные занятия имеют большое практическое значение. Такого родазанятия, на которых дети работают коллективно, формируют у них навыки самооценкии контроля. Каждая новая программная задача повторяется в занятиях не менее двухраз на разном содержании, что способствует лучшему усвоению материала. Методиканаправлена не только на эстетическое развитие, но и на развитие мышления. На каждомзанятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализи синтез, сравнение и обобщение. На многих занятиях используются игровые приёмыдля объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно– дидактические игры. В конце некоторых занятий используется приём обыгрывания выполненного.Занятия построены так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своейработе или работе товарища, обосновывать свой выбор, у нас игрушки расписные «Мы- ребята мастеровые, у нас игрушки расписные» и т.д. В данном плане широко используетсяхудожественное слово – это стихи, загадки и потешки, которые обогащают словарьдошкольников.
Своспитателями была проведена консультация «Дымковская игрушка, ее история и значение» (Приложение 4 ).В книжном уголке мы разместили книги с иллюстрациями Ю. А.Васнецова, т.к. его стиль раскрашивания героев сказок, потешек сходен сросписью дымковских игрушек. Мы изготовили книгу –разукрашку по мотивам русскихнародных потешек и предложили детям разукрасить эту книгу. (Приложение 5 ) Для закрепления у детей представленияо характере и особенностях дымковской народной глиняной игрушки было проведенооткрытое занятие с приглашением родителей и воспитателей других групп.(Приложение 6).
Для лучшего усвоенияматериала мы использовали социоигровые приёмы, т.е. через игру, через общениедетей старались донести особенности дымковской игрушки. Дети работали поподгруппам, где можно было спросить у товарища, поучиться у него. Рабочий шумне возбранялся, главное, чтобы он был по делу. Игра « Палочка-всезналочка »(Приложение7 ) как мы её назвали, позволила закрепить знания об элементах дымки, о еёосновных цветах, фигурках, которые лепили дымковские умельцы. Взяли эту игру мыне случайно, т.к. многие дети отказываются от игры из-за неуверенности в себе, играперестаёт быть « страшной», когда можно воспользоваться ответом соседа и повторитьего. Игра с картинками основана на развитии внимания детей, в игре дети уяснили,какие дымковские игрушки бывают, чем отличаются; у детей развивается произвольнаяпамять, причём как зрительная, так и слуховая. В своём занятии использовали приём«договорились», который снимал с педагога лидерство взрослого, создал союз междувзрослым и ребёнком, если союза нет, то игра распадается и остаётся один труд, радостьот которого сведётся к ожиданию — «когда же тётя позволит». Поэтому, в концезанятия мы дали возможность каждому ребёнку похвалить себя и свою работу, т.к.здесь важен личный результат, пусть на первый взгляд незначительный и невидимыйдля нас, т.к. взрослые не могут оценить возможности каждого. Для некоторыхдетей уже достижение вылепить часть туловища или оттянуть хвост от туловища .
Своё эмоциональноесостояние, удовлетворённость или неудовлетворённость своей работой дети могливыразить через фишки, на которых нарисованы грустные и весёлые мордашки. Посколькуфишек с грустными мордашками оказалась только одна, то можно судить, чтобольшинство детей остались довольны результатом своей работы, а, следовательномы добились поставленной цели занятия.
Во времясамостоятельной деятельности дети рассматривали дымковские игрушки, которые мырасположили в книжном уголке.
Для усиленияи углубления образа использовали иллюстрации Ю. А. Васнецова к сказкам ипотешкам.
Не забывалимы познакомить родителей с нашими успехами. Устраивали выставки детских работ враздевальной комнате, где родители могли оценить творческие способности детей.
2.3 Эффективностьиспользования дымковской народной игрушки в формировании технических навыков иумений на занятиях по лепке
Завершивнамеченный план работы, был проведен контрольный эксперимент.
Цель — выявление результатов проведеннойработы по формированию технических навыков и умений на занятиях лепкой сиспользованием Дымковской игрушки.
Задачи:
1.       Закрепить знанияособенностей лепки дымковской народной игрушки;
2.       Закрепить умениядетей применять полученные навыки и умения в самостоятельной изобразительнойдеятельности;
3.       Побуждатьэмоциональные чувства, удовольствие и радость.
Для проверкиэффективности мы использовали тот же диагностический материал, что наконстатирующем этапе эксперимента.
Дети изэкспериментальной группы использовали те знания и практический опыт, которыеони получили на занятиях в формирующем эксперименте. Результаты представлены втаблице № 2 и № 3.
Таблица 2. Результатыконтрольного эксперимента в экспериментальной группе.№ п/п Фамилия, имя ребенка Умение лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла Самостоятельность выполнения задания Сумма баллов 1 Бирюкова Елизавета 3 2 3 8 2 Гаранина Полина 3 2 2 7 3 Грачев Павел 3 2 3 8 4 Егошкин Максим 2 2 2 6 5 Калинина Наталья 2 2 2 6 6 Максимов Кирилл 2 2 1 5 7 Малина Арина 3 2 2 7 8 Муранов Дмитрий 2 2 2 6 9 Ноздряков Максим 2 1 1 4 10 Потапкина Арина 3 3 3 9 11 Черенков Павел 3 2 2 7
Таблица 3. Результатыконтрольного эксперимента в контрольной группе.№ п/п Фамилия, имя ребенка Умение лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы Умение расписывать игрушку в соответствии с особенностями народного промысла Самостоятельность выполнения задания Сумма баллов 1 Волк Никита 1 1 1 3 2 Гафурова Зарина 2 2 2 6 3 Еремина Юлия 2 1 1 4 4 Климина Марина 2 2 1 5 5 Матвеева Татьяна 2 2 1 5 6 Назаров Кирилл 1 2 1 4 7 Плохова Юлия 2 2 2 6 8 Растягаева Алиса 2 2 2 6 9 Хабибулин Максим 1 2 1 4 10 Харитонова Алина 2 2 2 6 11 Шикалова Полина 2 2 2 6
Из таблицвидно, что в контрольной группе 3 детей повысили свой уровень до высокого, 1ребенок так и находится на низком уровне, а в контрольной группе лишь двоедетей немного улучшили свои результаты. Распределение детей по уровням развитияконтрольной и экспериментальной групп представлено на рис.3,4

/>
Рис.3Распределение детей экспериментальной группы по уровням.
/>
Рис.4.Распределение детей по уровням в контрольной группе.
Проанализировавработу контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы:
·       У детейконтрольной группы успехи незначительные. Такие результаты говорят о том, чтоформирование технических навыков и умений проводится без определенной системызанятий с детьми разного уровня развития. Работы детей не смогли достичьвысшего уровня, вследствие недостаточного усвоения основ формирования орнаментальногообраза.
·       У детейэкспериментальной группы заметно расширились знания. Многие дети, такие, какЛиза, Полина, Арина Малина, Павел сумели создать образ барышни с помощьюналепов для выразительности образа. Некоторые дети хотя и вылепили фигуры, нопридать им характерные, индивидуальные черты не смогли. Особенно удачными былиработы Лизы, Полины, Потапкиной Арины. Порадовали нас успехами и те дети,которые раньше не могли правильно лепить, самостоятельно выполнять работу. Уэтих детей появилось больше уверенности в себе. Дети стали самостоятельноописывать свою работу. Кирилл придумал такое описание: « У моего петухавытянута шея, корона на голове, перья из легкого пуха. Птица гордая, сильная,смелая. Она сама собой любуется и просит всех посмотреть на нее». Малина Ариналепила то же петуха по мотивам дымковской игрушки, но он у неё получилсяпечальный. На вопрос воспитателя, почему у тебя такой печальный петух,ответила: «У моего петуха налепы опущены вниз, хвост не распушенный, хохолокприжат, шея опущена».Такой вид анализа дал детям возможность рассказать о своемтворческом замысле, а также развил у них логическое мышление. К анализупривлекли и тех детей, работы которых были маловыразительными. Но мы даливозможность поверить детей в свои силы. Работа Ноздрякова Максима- самаяпростая, без украшений, налепы расположены только на гребешке. На предложениевоспитателя описать свою птицу Максим сказал: « Мой петух совсем один, он неочень красивый, налепы у него только на гребешке». Воспитатель тут жепредложила найти петуху друга. Максим сказал, что его петушок будет дружить спетушком Арины.
Динамикасформированности технических навыков и умений в экспериментальной и контрольныхгруппах представлена в рис. 5,6.

/>
Рис. 5. Динамикаформирования технических навыков и умений детей в экспериментальной группе всравнении общих баллов ( на материале констатирующего и контрольныхэкспериментов).
/>
Рис. 6. Динамикасформированности технических навыков и умений детей в контрольной группе ( наматериале констатирующего и контрольных экспериментов).
Такимобразом, эффективность проделанной работы подтверждена следующими результатами(таблица 4 и 5)

Таблица 4. Сравнительнаятаблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов вэкспериментальной группе ( в баллах).Фамилия, имя ребенка Средний результат констатирующего эксперимента Средний результат контрольного эксперимента Качественный уровень Бирюкова Елизавета 2,0 2,7 0,7 Гаранина Полина 1,7 2,3 0,6 Грачев Павел 2,0 2,7 0,7 Егошкин Максим 1,3 2,0 0,7 Калинина Наталья 1,7 2,0 0,3 Максимов Кирилл 1,0 1,7 0,7 Малина Арина 1,7 2,3 0,6 Муранов Дмитрий 1,0 2,0 1,0 Ноздряков Максим 1,0 1,3 0,3 Потапкина Арина 2,0 3,0 3,0 Черенков Павел 1,7 2,3 0,6 Средний результат 1,5 2,7 1,2
Таблица 5. Сравнительнаятаблица результатов данных констатирующего и контрольного экспериментов вэкспериментальной группе ( в баллах).Фамилия, имя ребенка Средний результат констатирующего эксперимента Средний результат контрольного эксперимента Качественный уровень Волк Никита 1,0 1,0 Гафурова Зарина 2,0 2,0 Еремина Юлия 1,0 1,3 0,3 Фамилия, имя ребенка Средний результат констатирующего эксперимента Средний результат контрольного эксперимента Качественный уровень Климина Марина 1,7 1,7 Матвеева Татьяна 1,7 1,7 Назаров Кирилл 1,3 1,3 Плохова Юлия 2,0 2,0 Растягаева Алиса 2,0 2,0 Хабибулин Максим 1,3 1,3 Харитонова Алина 2,0 2,0 Шикалова Полина 1,7 2,0 0,3 Средний результат 1,6 1,7 0,1
/>
Рис. 7Сравнительные показатели констатирующего и контрольного этапов эксперимента вконтрольной и экспериментальной группах.
Как виднокачественный уровень в экспериментальной группе составил 1,2 балла, а вконтрольной 0,1 балл, что подтверждает эффективность и результативностьпроделанной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дымковскаяглиняная игрушка — это чудо-ремесло. Работников дошкольных учреждений ивоспитанников, всегда привлекали яркие, забавные игрушки, сделанные рукамимастеров из села Дымково Кировской области. Изделия эти радуют глаз, поднимаютнастроение, раскрывают мир веселого праздника. Дымковские игрушки просты, носвоеобразны, наивны, но выразительны. Они дают возможность показать и фантазиюваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить в своей работеэстетическое видение и чувствование окружающего мира. Дымковская игрушка вошлав наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала любимым подарком и сувениром,желанной гостьей выставок и экспозиций. Поэтому, было организовано и проведеноисследование, направленное на выявление роли Дымковской игрушки на развитиетворческих способностей старших дошкольников.
Структураисследования состоит из 2-х частей: теоретической и практической.
В ходе практическойчасти нами были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческихспособностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использованияглиняной игрушки на занятиях по декоративной лепки.
Практическаячасть работы состояла из: констатирующего, формирующего и контрольногоэкспериментов. В процессе констатирующего эксперимента нами была проведенадиагностика сформированности технических навыков и умений на занятиях лепкой удетей старшего дошкольного возраста. Был выявлен ряд отрицательных моментов,которые были устранены в ходе формирующего эксперимента.
Наконтрольном этапе исследования были обнаружены положительные изменения вформировании технических навыков и умений на занятиях по лепке детейподготовительной группы в экспериментальной группе.
Подводя итогипроведенной исследовательской работы, появилась необходимость в рекомендациидля педагогов:
/>        систематизироватьдальнейшую работу по использованию народных игрушек не только на занятияхизодеятельности, но и в самостоятельной деятельности детей;
/>        чаще обращатьвнимание и оговаривать орнаменты рисунков народных промыслов, как на занятияхпо изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни.
Проведенноеисследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующиевыводы.
1.        Изучивтеоретические исследования по проблеме развития творческих способностей назанятиях по лепке, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно суверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с дымковской народнойигрушкой, которая способствует совершенствованию технических навыков и умений впроцессе декоративной лепки.
2.        Занятия поознакомлению с дымковским народным промыслом не только формируют исовершенствуют у детей технические навыки и умения, но и развивают эстетическиправильное отношение к предметам народного искусства.
3.        Проведениеобучения по экспериментальной методике является эффективным средствомформирования технических навыков и умений на занятиях по лепке и тем самымспособствует развитию творческих способностей детей.
4.        Использованиедымковской народной игрушки в дошкольном учреждении дает возможность решатьзадачи художественного развития и воспитания детей; постоянное продуманноезнакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписиигрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развиваету них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность;воспитывает интерес к народному творчеству.
5.        Эффективностьпедагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога(эрудиции, практических умений и навыков), от создания специальных условий вдошкольном учреждении.
В целомзадачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, чтоданная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических ипрактических разработок.
 

СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   Алексахин Н. Учимся лепить ирасписывать// Дошкольное воспитание.-1994-№ 9-23-27с.
2.   Величкина Г. А. Дымковская игрушка. — Мозаика-Синтез, 2004 – 24с
3.   Богуславская И. Я. Русская глинянаяигрушка. Альбом. — Л., 1975.
4.   Грибовская А. А. Обучениедошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий.-Скрипторий, 2003 – 2008- 151 стр.
5.   Грибовская А. А. Детям о народномискусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.–Скрипторий, 2005- 64 с.
6.   Казакова Т.Г. Развивайте удошкольников творчество. – М.: Просвещение, 1985-193с
7.   Комарова Т.С. Изобразительнаядеятельность в детском саду: Обучение и творчество. — М.: Педагогика, 1990-247с
8.   Комарова Т.С. Детское художественноетворчество.- М.: Мозаика-Синтез, 2006-136с.
9.   Коссаковская Е.А. Лепка в детскомсаду.- М.: Учпедгиз, 1961-145с.
10.   Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основыизобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностьюдетей. – М., 1987-223с
11.   Корчинова О.В. Детское прикладноетворчество.- Изд.: Феникс, 2005-63с.
12.   Кокуева Л.В. Духовно-нравственноевоспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическоепособие.- Изд.: АРКТИ, 2005 -143с
13.   Лыкова И.А. Изобразительнаядеятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методическиерекомендации. Подготовительная группа.-М.: Карапуз, 2007-140с
14.   Лыкова И.А. Дымковская игрушка,- Изд.Карапуз-Дидактика, 2005-56с
15.   Лыкова И.А. Пластилиновый ежик.Азбука лепки.- Изд.: Карапуз, 2005-20с.
16.   Методика обучения изобразительнойдеятельности и конструированию./Под редакцией Т.С.Комаровой – М.: Просвещение,1991-251с
17.   Народное искусство в воспитаниидетей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов,руководителей художественных студий. /Под редакцией Т.С.Комаровой.- М.:Российское педагогическое общество, 2000-156с
18.   Некрасова М.А. Народное искусствоРоссии в современной культуре. XX-XXI век — М., 2003 – 154 с
19.   Педагогическая диагностика развитиядетей перед поступлением в школу/ Под редакцией Т.С.Комаровой и О.А. Соломенниковой.– Ярославль: Академия развития, 2006-143с
20.   Пономарева Е.А., Иванова С.А.Дымковская игрушка. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста.-Изд.: Айрис-Пресс, 2008-8с.
21.   Сакулина Н.П. Рисование в дошкольномдетстве. – Изд. Просвещение — 1965-215с.
22.   Сакулина Н.П., Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, 1982-236с.
23.   Соломенникова О.А. Радостьтворчества: Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладнымискусством: Программа дополнительного образования.- М.: Мозаика-Синтез,2006-132с.
24.   Скоролупова О.А. Знакомство детейдошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством: Циклзанятий для детей старшего дошкольного возраста.- М: Скрипторий, 2003-128с.
25.   Федосова Е.С., Федосов Г.С. В Странегномов: Книга для развития способностей детей дошкольного и младшего школьноговозраста.- СПб: Союз, 2002-63с.
26.   Халезова Н.Б. Декоративная пластика идекоративная лепка в детском саду – Изд.Сфера, 2005-112с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :