Реферат по предмету "Таможенная система"


Характеристика таможенно-правовых отношений

Характеристика правовых отношений, являющихся частью «общественных отношений,участники которых выступают как носители субъективных прав и обязанностей», составляетсуть любой правовой теории». Таможенное правоотношение Рассолов М.М. определяет как отношениепо поводу правового регулирования таможенного оформления товаров и транспортныхсредств, взимания таможенных платежей, таможенного и валютного контроля и др… Е.А. Достанко утверждает, что таможенное право как комплекснаяотрасль права исследует общественные отношения, связанные с деятельностью таможенныхорганов как внутри страны, так и на международном уровне. Правоотношения таможенногохарактера проявляются не только внутри государства, но и во внешней торговле, иони всегда осложнены присутствием иностранного элемента, поскольку современная практикаосуществления внешнеэкономических связей имеет дело с двумя уровнями регулирования:национальным и международным.
Регулированиетаможенных отношений с помощью права осуществляется посредством установления определенныхтаможенно-правовых норм, то есть путем установления правил поведения субъектов таможенныхотношений и применения норм таможенного права. Нормы таможенного права регулируютвзаимоотношения таможенных органов, граждан, организаций, их взаимные права и обязанностии, вследствие этого, придают данным регулируемым отношениям особый таможенно-юридическийхарактер – характер таможенно-правовых отношений; субъекты указанных отношений выступаютв качестве носителей специфических, таможенных прав и обязанностей.
Статья 1ТК устанавливаети определяет круг общественных отношений в сфере таможенного дела и в сфере таможеннойполитики Республики Беларусь. Правоотношения касаются порядка и условий перемещениячерез таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взиманиятаможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля и других средствпроведения таможенной политики в жизнь.
Любая норма таможенного права претворяется на практике толькопосредством таможенно-правовых отношений: обязывая одних участников (субъектов)этих отношений к совершению конкретных действий и предоставляя конкретным лицамправо требовать их реализации, руководить данными действиями, таможенное право устанавливаетспецифические таможенно-правовые коммуникации между участниками правоотношений,то есть таможенно-правовые отношения между людьми. Следовательно, к таможенно-правовымотношениям относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах таможенногоправа и регулируются ими.
Таможенные отношенияв рамках права характеризуются совокупностью следующих специфических признаков:наличием специальных субъектов таможенной деятельности; наличием специальных объектовтаможенной деятельности; опосредованностью через таможенные правоотношения указанныхсубъектов и объектов.
Таможенные правоотношения подразделяются на активные таможенныедействия (например, активное выражение участником правоотношения намерения о перемещениитоваров), пассивные таможенные действия (например, пассивное выражение указанногонамерения), посредническую таможенно-правовую работу (например, деятельность таможенныхагентов), вспомогательные таможенные действия (принятие какого-то предварительногорешения), а также на организационные правоотношения (допустим, определение компетенциитаможенного органа). Основаниями возникновения таможенных правоотношений могут выступатьположения Конституции Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента РеспубликиБеларусь, правовые акты Парламента и Правительства Республики Беларусь, приказыГТК.
В области таможенного права правоотношения могут подразделятьсяи на другие виды, в частности, в зависимости от особенностей правового регулированиятаможенных отношений (в административном аспекте), можно выделить две группы таможенно-правовыхотношений:
а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу таможенноговоздействия («субъект – объект» таможенных отношений), в которой отчетливо проявляетсявластная природа государственно-таможенной деятельности. Это собственно властеотношения;
б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственного таможенноговоздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.
Названные группы таможенно-правовых отношений характеризуютсякак основные и неосновные таможенные связи. Первые прямо выражают сущность таможеннойдеятельности, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первымотносятся таможенно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой «команда– исполнение». Это отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями ГТК, междудолжностными лицами – руководителями и подчиненными им по службе работниками, междуисполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, и т.п.
При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируетсяна том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере таможенной деятельности,но не имеют своим прямым назначением непосредственное таможенное воздействие субъектана объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, работающими в сфере таможенногоконтроля, но не связанными между собой соподчиненностью. Так, ГТК Беларуси можетвступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правовогоакта или согласования взаимных международно-правовых вопросов и т.п.
В теории таможенного права выделяют также субординационные и координационныетаможенно-правовые отношения. Субординационные построены на авторитарности юридическихволеизъявлений субъекта таможенных отношений. Координационными связями называютте, в которых эта авторитарность, якобы, отсутствует. При этом делается ссылка наотношения, например, между несоподчиненными (ГТК – таможня) органами. Такой подходбыл бы приемлемым, если бы содержание координации (то есть согласования) трактовалосьоднозначно. Но для этого достаточных оснований не имеется. Координация входит вперечень основных проявлений государственно-таможенной деятельности, то есть фактическисовпадает с ее юридически-властными проявлениями. Так, Правительство РеспубликиБеларусь координирует деятельность таможенных органов Республики, которыми руководитПрезидент Беларуси. Координационные полномочия подобного рода реализуются в формеправительственных актов по таможенному делу, то есть в форме юридически-властныхволеизъявлений.
Интерес представляет классификация таможенно-правовых отношенийпо юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием,поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальныеправоотношения.
Вертикальные отношения в наибольшей степени выражают суть таможенно-правового регулированияи типичных для таможенной деятельности субординационных связей между субъектом иобъектом таможенного дела. Их называют властеотношениями. Возникают они между соподчиненнымисторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовыхотношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальномсмысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридическиеполномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо ихобъем меньше (например, у таможенного поста).
При характеристике таможенно-правовых отношений невозможно ограничитьсяприведенными категорическими утверждениями и выводами, так как практически проявлениятаможенной вертикальности многозначны. Соответственно в сфере таможенного праваможно обнаружить несколько вариантов таможенно-правовых отношений, которые по всемсвоим основным показателям относятся к числу вертикальных. Об этом, в частности,свидетельствуют многие признаки, характерные для такого вида урегулированных таможенно-правовыминормами общественных отношений:
а) безоговорочность тезиса о неравенстве сторон в таможенных отношенияхкак показателя вертикальности данного вида правовых отношений;
б) неравенство сторон логически предполагает подчинение однойстороны («объект таможенных отношений») другой («субъект таможенных отношений»).Отсюда – бытующая формула «власть-подчинение», используемая, как правило, для характеристикитаможенно-правовых отношений именно вертикального типа (скажем, ГТК – таможня);
в) подчиненность (соподчиненность) в таможенно-правовых отношенияхобычно не имеет четко выраженного проявления. Например, гражданин или негосударственноеформирование (коммерческая структура и т.п.) организационно не подчинены таможенныморганам;
г) многие таможенно-правовые отношения вертикального типа возникаютмежду несоподчиненными их участниками. Но и в подобных случаях одна из сторон (ГТК)в силу своей компетенции правомочна издавать юридические акты, обязательные дляисполнения организационно не подчиненной ей другой стороной данного правоотношения(низовые таможенные органы);
д) субъекты таможенных отношений в соответствии с требованиямисоответствующих правовых норм вправе адресовать свои юридические волеизъявлениягражданам, объединениям, которые ни в какой подчиненности у названных субъектовне находятся.
Общие черты неоднозначных вертикальных таможенно-правовых отношений– это осуществление в их рамках прямого регулятивного воздействия и приоритет юридическивыраженной воли одной стороны.
Горизонтальными таможенно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактическии юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридические веленияодной стороны, обязательные для другой. Такого рода правоотношения весьма распространеныв сфере таможенной деятельности.
Сущность таможенно-правовых отношений в обществе можно охарактеризоватьследующим образом:
во-первых, они определяются объективными экономическими отношениями,основанными на многообразии форм собственности и представляющими собой общественныеотношения таможенных органов, граждан, предприятий;
во-вторых, это отношения граждан, таможенных органов, организаций,определенные и урегулированные нормами таможенного права, выражающими идеи законностив таможенно-правовой сфере;
в-третьих, они являются средством решения задач в области формированияединого таможенно-правового пространства России, Белоруссии и стран СНГ, защитыправ товаропроизводителей, товарообмена, укрепления экономической безопасности имногих других.
Таможенно-правовые отношения обладают рядом особенностей, которыепозволяют выделить эти правовые отношения среди других видов правоотношений.
Основная особенность, которая определяет и другие отличительныечерты рассматриваемых правоотношений, выражается в том, что они возникают в процессеосуществления государственной деятельности. Например, в соответствии со статьёй1 ТК, таможенное дело относится к ведению Президента, Парламента и ПравительстваРеспублики Беларусь. В связи с этим, возникновение таможенных правоотношений обусловленодеятельностью органов государственной власти по установлению порядка и условий перемещениячерез таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств, взиманиятаможенных платежей, таможенного оформления, проведения таможенного контроля.
ТК содержит многочисленные нормы, имеющие властный характер. Так,ст. 20 содержит положения о запрещении ввоза в Республику Беларусь и вывоза из нееотдельных видов товаров и транспортных средств, в ст. 21 установлены ограниченияна ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров и транспортныхсредств, ст. 49 определяет высокие требования к таможенным складам и их владельцам,ст.ст. 119,120 устанавливают жесткие сроки и строгий порядок уплаты таможенных платежейи т.д.
Властный характер, присущий таможенно-правовым отношениям, предопределяетособое положение одной из сторон такого правоотношения, которая наделяется правомтребования, в то время, как другая сторона должна подчинится этим требованиям.
Другой отличительной чертой таможенно-правовых отношений являетсято, что одной из сторон выступает государство, то есть в их реализации находит выражениепублично-правовой характер. Государственный интерес выражается, прежде всего, втом, чтобы обеспечить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможеннуюграницу, среди которых могут оказаться товары, запрещенные или ограниченные к ввозув Республику Беларусь исходя из соображений государственной безопасности, защитыобщественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защитыживотных и растений, охраны окружающей природной среды и т.д.
Важной частьютаможенного правоотношения является обязанность лица, перемещающего товары и транспортныесредства через таможенную границу, уплатить в определенных случаях ввозные или вывозныепошлины, налоги, которые поступают в бюджет.
Таможенные отношения в рамках права характеризуются совокупностьютаких особых признаков, как наличие специальных субъектов таможенной деятельностии специальных объектов таможенной деятельности.
В качестве субъектов таможенного правоотношения выступают конкретныелица, которые могут участвовать в таком правоотношении. В зависимости от характератаможенного правоотношения число их может быть самое разное, но не менее двух, посколькулюбое правоотношение реализуется через взаимные права и обязанности его участников.Участники таможенного правоотношения определены в ТК (ст. 8, 18); ими являются таможенныеорганы, а также другие лица(юридические и физические).
Таможенные правоотношения возникают не только между таможеннымиорганами, с одной стороны, и, например, лицами перемещающими товары – с другой.Такие правоотношения возникают и между самими таможенными органами, образующимиопределенную систему. В данном случае выступают как организационные; и в ст. 8 ТКопределяется структура таможенных органов (ГТК и таможни), а ст. 10 описывает ихосновные функции.
Присутствие в таможенном правоотношении в качестве обязательнойстороны таможенного органа ни в коем случае не связывается с тем, что таможенноеправоотношение возникает лишь по инициативе таможенного органа. Многие таможенныеправоотношения возникают по инициативе обеих сторон, например, предоставление отсрочкиили рассрочки таможенных платежей возможно по инициативе плательщика платежей итаможенного органа. В ряде случаев инициатором возникновения правоотношения можетвыступить одна сторона, например, при ввозе товаров и транспортных средств на таможеннуютерриторию перевозчик уведомляет таможенный орган о пересечении таможенной границы.Инициатива третьих лиц также может вызвать возникновение таможенного правоотношения,например в соответствии со ст. 118 ТК любое заинтересованное лицо вправе уплатитьтаможенные платежи.
Физическое лицо, чтобы стать участником таможенного правоотношения,должно обладать правоспособностью. Основные права и обязанности личности закрепленыв Конституции Республики Беларусь, гарантирующей равенство прав и свобод человекаи гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественногои должностного положения, места жительства, религиозной принадлежности, убеждений.Таможенное законодательство конкретизирует данные положения Конституции РеспубликиБеларусь применительно к таможенно-правовым отношениям.
Однако наличие правоспособностиеще не достаточно; чтобы стать реальным участником таможенного правоотношения. Дляэтого необходимо, чтобы правоспособный субъект был дееспособен, то есть лицо должнобыть способно самостоятельно своими действиями приобретать права и обязанности иосуществлять их, что, в свою очередь зависит от ряда факторов.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданин Беларусиможет самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18лет, то есть определенного возраста. Однако ТК не содержит указания на возраст,по достижении которого субъект может самостоятельно осуществлять права и обязанности,установленные таможенным законодательством. Вместе с тем, Кодекс Республики Беларусьоб административных правонарушениях (далее – КоАП) предусматривает, что субъектомадминистративного правонарушения может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.При рассмотрении данного вопроса, очевидно, следует принять во внимание положение,содержащиеся в статьях Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), которыйопределяет содержание и объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14до 18 лет.
На дееспособность физических лиц в определенных случаях можетоказывать влияние состояние их здоровья. Так, гражданин, который вследствие психическогорасстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, можетбыть признан судом недееспособным. В соответствии с КоАП физическое лицо, котороево время совершения нарушения таможенных правил находилось в состоянии невменяемости,не является субъектом административной ответственности.
Положения о правоспособности и дееспособности полностью относятсяи к юридическим лицам. Возникновение правоспособности и дееспособности юридическоголица начинается с момента его государственной регистрации и прекращается с его ликвидациейпосле внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическоелицо действует на основании устава и других учредительных документов, предусмотренныхГК, в котором должен быть определены предмет и цели деятельности, определяющие объемправоспособности. Права и обязанности юридическое лицо приобретает через свои органы,порядок назначения и избрания которых определяется законом и учредительными документами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяетсязаконом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения(лицензии). Таможенное законодательство предусматривает, что наличие лицензии требуетсяпри учреждении склада временного хранения, магазина беспошлинной торговли, свободногосклада, на переработку товаров на таможенной территории, на осуществление деятельностив качестве таможенного агента.
Таможенное правоотношение определяет поведение его субъектов,которое должно соответствовать установленным правам и обязанностям, то есть поведениесубъектов выступает объектом правоотношения, на которое оно должно воздействоватьв нужном направлении. Поведение участников правоотношений имеет большое значение.Если оно соответствует предписаниям закона, то соблюдаются права другого участникавозникшего правоотношения или публичные интересы; если оно нарушает такие предписания,то возникают неблагоприятные последствия, которые могут привести, например, к значительнымэкономическим потерям для государства, а значит, и для его граждан. Ввоз в РеспубликуБеларусь запрещенных товаров и транспортных средств может отрицательно повлиятьна окружающую природную среду, жизни и здоровье населения.
Возникновение, развитие, изменение и прекращение таможенных правоотношенийвызываются юридическими фактами. В качестве последних выступают обязательства, которыемогут их вызвать. Юридическим фактом, влекущим возникновения таможенного правоотношения,является, в частности, поступление таможенной декларации. В большинстве случаевв качестве юридических фактов выступают действия субъектов, в ряде случаев такимифактами являются события.
Действия – это результат волевого проявления субъектов, которыемогут быть правомерными, то есть влекущими возникновение у субъектов законных прави обязанностей, и неправомерными, то есть не соответствующими предписаниям правовыхнорм. В таможенном законодательстве в качестве неправомерных действий выступаютпроступки, другими словами – административные таможенные правонарушения, понятиекоторых дается в ст. 224 ТК.
События – это юридические факты, которые наступают независимоот воли субъектов. Событием может быть действие непреодолимой силы, например, стихийноебедствие, вызвавшее утрату товаров.
В КоАП (ст. 227) указаны обстоятельства, в которых производствопо делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежитпрекращению, в частности, если лицо на момент совершения административного правонарушенияне достигло шестнадцатилетнего возраста; невменяемости лица, совершившего противоправноедействие или бездействие; в случае издания акта амнистии, если он устраняет применениеадминистративного взыскания и т.д. Вышеуказанные обстоятельства действуют на таможенныеправонарушения, изложенные в ст. 224 ТК.
Таким образом,таможенные правоотношения исследуются: как общественные отношения, представляющиесвязь прав одного лица с корреспондирующими им обязанностями другого лица; как средство,при помощи которого осуществляется действие юридических норм; как средство воздействияна общественные отношения; как объект социального регулирования; как юридическоесредство обеспечения определенного поведения обязанных лиц, обусловливающее дляуправомоченного лица реальную, гарантированную материальными условиями жизни общества,возможность собственных действий; как условие и способ конкретизации общественногоотношения; как определенная форма, в которой абсолютная норма права приобретаетсвое реальное бытие, воплощаясь в реальном, конкретном общественном отношении; какформа, содержанием которой является общественное отношение, существующее неразрывно;как форма осуществления права.
В силу этого,сущность таможенных отношений заключается в отношениях таможенных органов, граждани иных организаций, которые урегулированы нормами таможенного права и выражают идеисоблюдения законности в таможенной области.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реализация эвристического обучения учащихся на уроках математики
Реферат Обробка зображень розпізнавання образів
Реферат Федеральный бюджет 2010 года
Реферат Воздействие финансов на экономику и социальную сферу
Реферат Грамадска-палітычнае жыццё БССР у 20-30 гг. XX ст.
Реферат В чем сложность налога на добавленную стоимость (в определении и собирании)
Реферат Анализ и управление себестоимостью продукции на примере ОАО \"Владивостокский рыбокомбинат\"
Реферат Федеральный бюджет и его роль в регулировании доходов нижестоящих бюджетов
Реферат Понятие о статистической таблице
Реферат The Amateur Scientist Essay Research Paper I
Реферат 1. Сущность и ф-ии цен в рыночной экономике
Реферат Арабские числа и А. С. Пушкин
Реферат Финансирование туристской сферы
Реферат Финансирование театров
Реферат Фиктивный и денежный капитал. Акции. Облигации