Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансирование театров

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВСФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Эволюция финансовыхотношений в сфере культуры
1.2 Государственныерасходы, порядок и формы финансирования культурной деятельности
1.3 Бюджетное и проектноефинансирование, федеральные и региональные целевые программы учрежденийкультуры
2. ОСОБЕННОСТИФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРОВ
2.1 Театр как учреждениекультуры, показатели деятельности
2.2 Особенностифинансирования театров
ЗАДАНИЕ 2. ВАРИАНТ6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемойлитературы

ВВЕДЕНИЕ
Финансовые отношения государства со сферойкультуры в целом и организациями культуры складывались десятилетиями. Характерэтих отношений в различные периоды отечественной истории во многом определялсяих встроенностью в функционирующую систему экономических отношений вгосударственном секторе экономики. С момента формирования этого сектора всевходящие в его состав хозяйствующие субъекты оказались разделенными на двегруппы. Первую составили организации, полностью или частично покрывающие своирасходы на выпуск продукции и реализацию услуг за счет доходов от собственнойпроизводственной деятельности, вторую — организации, полностью или частичнокомпенсирующие указанные расходы за счет государственных средств, выделяемых имиз бюджетов различных уровней. За первыми экономическая наука закрепила статуспредприятия с различными модификациями, за вторыми — учреждения, также сразличными модификациями.
Теоретики плановой экономики внесли своиуточнения в эту группировку, введя в отечественный научный оборот по отношению кпредприятиям понятие хозяйственного расчета.
Таким образом, в структуру государственногосектора экономики включались три группы организаций: хозрасчетные предприятия,предприятия на неполном хозяйственном расчете, учреждения.
В системе культуры в первую группу вошли цирки,эстрадные организации и коллективы, киностудии, кинотеатры, конторыкинопроката, издательства, производственные предприятия, выпускающие продукциюдля отрасли и др. Ко второй группе предприятий были отнесены театры, концертныеорганизации и коллективы, получившие статус «театрально-зрелищных предприятий»,а также парки культуры и отдыха, городские сады и зоопарки,производственно-хозяйственная деятельность которых была организована на началахнеполного хозяйственного расчета. Группу учреждений составили библиотеки,музеи, все виды клубных учреждений, методических центров и отраслевых учебныхзаведений.
Актуальность исследования – современная сферакультуры является индустрией с многомиллионными рабочими местами, она выходитза пределы той или иной страны на глобальные рынки через сети обменаинформацией, развития коммуникаций, теле-, медиа-, кинопроизводства. Тенденциясовмещения производства сочетается с усилением конкуренции, общественный секторкультуры тесно взаимодействует с бизнесом в интересах достижениясоциокультурных целей государства.
Таким образом,цель данной работы — рассмотреть особенности бюджетного финансирования театров,как учреждений культуры. В соответствии с целью исследования былисформулированы задачи:
— рассмотретьфинансовые отношения в сфере культуры и финансировании театров;
— рассмотретьособенности бюджетного и проектного финансирования театров, состав и структурурасходов бюджетов различных уровней на социально-культурные мероприятия;
— изучитьособенности финансирования муниципальных театров.
Объектисследования – театр, как учреждение культуры. Предмет исследования – процессбюджетного финансирования культуры.
Теоретическойосновой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов проф.Г.Б.Поляка, М.В.Романовского и др.
Информационнойбазой работы учебные пособия и учебники по бюджетной системе РФ и экономикекультуры, муниципальному управлению и финансам, монографии и научные статьи впериодических изданиях.
При написанииработы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ,Федеральные Законы, инструктивно-методический материал, а также данные годовыхотчетов и статистические данные по Российской Федерации и Брянской области.
1.ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1Эволюция финансовых отношений в сфере культуры
До начала 1960-х гг. в структуру государственногосектора экономики включались три группы организаций: хозрасчетные предприятия,предприятия на неполном хозяйственном расчете, учреждения. Эволюция системыхозяйствования в каждой из этих групп носила вялотекущий поверхностныйхарактер. Хозяйственная реформа 1965 г. была направлена на усилениестимулирующего воздействия прибыли для развития производства. Ее значительнаячасть направлялась на нормирование фондов материального стимулирования коллективов,предприятий и на развитие собственного производства. В равной степени этареформа затронула и хозрасчетные организации культуры.
Финансовые отношения с государством учреждений,входящих в сферу культуры, существенно не отличались от отношений,установленных для учреждений других отраслей социальной сферы. Лишенныехозяйственной самостоятельности учреждения культуры, находящиеся на бюджетномсодержании, полностью зависели от государственных разнарядок. Необходимыефинансовые ресурсы выделялись им из бюджета по смете, постатейно утверждаемой ипостоянно контролируемой органами управления культурой и финансовыми органами.Библиотекам, клубам, музеям диктовались кроме художественных принципов всепараметры экономической жизни, они должны были существовать в жестких границахсметы, тратить средства исключительно по регламенту. Возможность полученияучреждениями дополнительных внебюджетных доходов была сведена к минимуму иисчерпывалась поступлениями от реализации билетов на платные мероприятия музееви клубных учреждений. Расходовать полученные средства учреждения могли толькона те цели, которые были предусмотрены в утверждаемой финансовыми органамисмете специальных средств. Такая система финансирования функционировала впрактически неизменном виде до 1989 г.
Более сложно складывались финансовые отношениягосударства с организациями культуры, осуществляющими свою производственнуюдеятельность на началах неполного хозяйственного расчета. Финансирование этихорганизаций из бюджета в течение десятилетий рассматривалось не как необходимоеусловие их жизнедеятельности, а как нагрузка на бюджет, следствиенеудовлетворительной работы коллективов и их руководителей. Наиболее остро врешениях правительства критиковалась деятельность театров, концертныхорганизаций и коллективов, не покрывающих свои расходы доходами от продажибилетов. В целях иллюстрации приведем примеры из послевоенной практики.
Позиция государства в отношении финансированияискусства была сформулирована в известном постановлении Совета Министров СССР№537 от 4 марта 1948 г. «О сокращении государственной дотации театрам и мерахпо улучшению их финансовой деятельности». Совет Министров СССР, отмечалось впостановлении, считает порочной практику, укоренившуюся в театрах, когдаосновным источником финансирования их деятельности стали не доходы, получаемыеот продажи билетов, а дотация театрам из государственного бюджета. В целяхликвидации иждивенческой практики в работе театров Совет Министров постановилснять с 15 марта 1948 г. с государственной дотации и перевести на полнуюсамоокупаемость 646 театров союзного, республиканского и местного подчинения.Одним росчерком пера большинство театров страны были лишены государственнойподдержки. И последствия не заставили себя ждать. Страна вышла из ВеликойОтечественной войны, сохранив 766 театральных коллективов из 908 довоенных, а в1950 г. их осталось 545, в 1960 г. — 502, в 1963 г. — 482[1].Миллионы граждан страны на долгие годы были лишены права на доступ ктеатральному искусству.
Аналогичный подход к финансированию искусства былеще раз продемонстрирован почти четверть века спустя в известной записке министрафинансов СССР в правительство и вновь повторен в 1982 г. Обращаясь в СоветМинистров СССР, Министерство финансов СССР письмом от 20.12.82 г. просилопоручить Министерству культуры СССР и Советам Министров союзных республикразработать мероприятия по упорядочению деятельности театрально-зрелищных предприятий,усилению режима экономии в расходовании государственных средств на эти цели стем, чтобы в ближайшие 2-3 года ликвидировать убыточность театрально-зрелищныхпредприятий и концертных организаций. И хотя то предложение не было принято,дотация творческим коллективам была в очередной раз сокращена. Придаваягосударственной поддержке театрально-зрелищных предприятий и отдельных видовкультурно-просветительных учреждений исключительно финансовый смысл,государство вместе с тем не наделило их экономическими инструментами дляповышения заинтересованности самих творческих коллективов в результатах своеготруда[2].
Первые шаги в этом направлении были предпринятылишь после осуществленной в стране хозяйственной реформы 1965 г. ираспространения в 1969-1971 гг., на государственные театрально-зрелищныепредприятия, парки культуры и отдыха, городские сады и зоопарки основныхположений «О социалистическом государственном производственном предприятии».Существенно расширив права этих предприятий в области планирования, финансов,труда и заработной платы, капитального строительства и капитального ремонта,государство в этих документах сохранило без изменений характер их финансовыхотношений с бюджетом. Вопрос о социальной сути финансирования культуры осталсявне зоны внимания государственных органов. Объем дотации еще долгие годызависел не только от экономической конъюнктуры в стране, но и от субъективнойпозиции руководителей экономических ведомств. Что же касается финансированиякаждого конкретного коллектива, то тут безраздельно господствовал принциппланирования от «достигнутого уровня».
Порочность этого метода планированияобщеизвестна. Его применение не способствует формированию материальных стимуловдля экономного расходования средств на производственные нужды, наращивания доходовот реализации продукции и услуг и повышения рентабельности производства. Болеетого, такая практика бюджетного планирования порождает иждивенческие настроенияу слабых, незначимых в творческом отношении коллективов. Нередко дотация этимколлективам увеличивалась за счет соответствующего ее сокращения тем, ктонапряженным трудом добивался высоких художественных результатов и финансовогоуспеха.
Отметим, однако, что при всех недостаткахдействующей в те годы системы финансирования организаций культуры, состоящих нанеполном хозяйственном расчете, было у нее одно неоспоримое преимущество.Ассигнования на покрытие превышения расходов этих организаций над доходами(убытка) выделялись им из бюджета (дотация) одной строкой и использовалисьорганизацией по своему усмотрению.
Поиск научно-обоснованных принципов планированиядотации начался в 1970-е гг. Его инициаторами стали Министерство культуры иВсероссийское театральное общество (ВТО). Созданный научный коллектив тщательноизучил отечественную практику бюджетного планирования и существующий зарубежныйопыт. Результаты анализа продемонстрировали отсутствие как общеготеоретического решения, так и экономически обоснованного практического подходак модернизации системы финансирования культуры в рамках централизованногопланирования. Разработанные новые идеи и предложения с порога отвергалисьфинансовыми органами. И лишь тогда, когда кризис этой системы достиг своегоапогея, появилась возможность изменения финансовых отношений в сфере культуры.
Реальное начало этому было положено в двухлетнемэксперименте по совершенствованию управления и повышению эффективностидеятельности театров, проведенном в стране в соответствии с постановлениемСовета Министров СССР от 8 июля 1986 г. Проверенные в ходе эксперимента подходыполучили дальнейшее развитие при подготовке в конце 1980-х гг. перевода сферыкультуры на новые условия хозяйствования[3].
Формирование новых условий хозяйствования шлопараллельно в Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при СоветеМинистров СССР для всей непроизводственной сферы, а в аппарате министерствкультуры Союза ССР и Российской Федерации — для сферы культуры. К этой работебыли привлечены научные учреждения отрасли, специалисты органов культуры, практическиеработники театров, концертных организаций, учреждений культуры. В ходедискуссии большинство специалистов склонялось к тому, что в условиях новойсистемы хозяйствования необходимо прежде всего решить вопрос о расширении праворганизаций культуры. Их нормальная деятельность может быть хорошо организованалишь в том случае, если эти организации получат всю полноту прав иответственности за решение производственных и социальных задач, включаявыполнение своих обязательств перед государством. В результате прошедшихобсуждений был сформулирован и другой важный вывод: признано недопустимым привнедрении нового хозяйственного механизма снижение величины бюджетной поддержкиорганизаций культуры путем ее замещения доходами от увеличения платных услугнаселению.
В итоге в основу формирования новых условийхозяйствования в сфере культуры были положены следующие принципы:
— развитие самостоятельности коллективов врешении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;
— установление тесной зависимости материального иморального стимулирования коллективов, размеров фондов производственного исоциального развития организаций и оплаты труда каждого работника от конечныхрезультатов, качества и эффективности труда;
— изменение системы бюджетного финансированияорганизаций, переход от выделения средств на их содержание к финансированиюдеятельности по долговременным стабильным нормативам, без регламентации поотдельным статьям расходов;
— сочетание бюджетного финансированиядеятельности организаций с развитием платных услуг населению, выполнением работпо договорам с другими предприятиями;
— широкое использование различных формхозяйствования, а также распространение гибких форм организации, оплаты ирежимов труда[4].
Основным источником финансирования организацийкультуры — было сказано в отраслевых положениях служат средствагосударственного бюджета, выделяемые по стабильным нормативам на пятилетнийпериод. Именно так, по сути, впервые, была предпринята попытка отказа отволюнтаристского подхода к определению размера бюджетных средств, выделяемых накультуру, и его замены нормативным методом текущего финансирования организацийкультуры. При этом проблема определения самих нормативов в новых условияххозяйствования фактически не рассматривалась и стала предметом дальнейшихдискуссий.
Вторая идея по изменению принципов финансированиякасалась характера и размера бюджетных средств, получаемых каждой организацией.Отныне бюджетные ассигнования должны были выделяться организациям не напокрытие разницы между их расходами и доходами, а направляться в доходыорганизаций и вместе с доходами от платных форм культурной деятельности идругими поступлениями составлять общий объем их финансовых ресурсов. Врезультате организации культуры перестали считаться финансово-убыточными, абюджетные средства приобрели социальный смысл.
Третья идея, зафиксированная при разработке новыхусловий хозяйствования, касалась права организаций культуры вступать вдоговорные отношения с предприятиями и учреждениями любыхорганизационно-правовых форм и получать доходы от неосновной деятельности. Покаеще с некоторой осторожностью, но здесь уже открывался путь для поиска иных,внебюджетных источников финансирования организаций культуры. Средства,полученные из данных источников, не должны были уменьшать ассигнования избюджета.
По поручению правительства. Комиссия посовершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР 22 ноября1988 г. одобрила перевод на новые условия хозяйствования театров страны, 6 декабря1988 г.- концертных организаций, а 25 мая 1989г. — культурно-просветительныхучреждений. На этом этапе эволюции финансовых отношений, подчеркнем это ещераз, изменился характер бюджетного финансирования сферы культуры. Оно потерялохарактер узкофинансового инструмента и приобрело социальный смысл. С переходомотрасли на новую систему хозяйствования наступил короткий по времени, ноплодотворный по содержанию новый этап финансовых взаимоотношений сферы культурыи государства. В связи с происходившей в конце 1980-х — начале 1990-х гг.ломкой политических, экономических и социальных устоев общества государство несразу обратилось к проблемам культуры[5].
Но уже 31 мая 1991 г. правительство РСФСР принялопостановление, которым утвердило «Положение о театре в РСФСР» и «Положение опринципах государственного финансирования государственных и муниципальных театровв РСФСР». В этих положениях правительство суверенной России подтвердило, чтотеатры обладают всеми правами, обеспечивающими свободу творческой деятельности,пользуются независимостью в выборе художественных направлений, репертуара,самостоятельно формируют свою экономическую программу, определяют порядокреализации билетов, других услуг и продукции, устанавливают на них цены.«Положением о театре в РСФСР» было установлено: право каждого театрапокрывать свои расходы не только за счет бюджетных средств и сборов от продажибилетов, но и за счет поступлений по договорам за проведение работ и оказаниеуслуг юридическим лицам, добровольных взносов, даров и субсидий, процентов отвкладов в банки, других поступлений. При этом было признано, что бюджетное финансированиегосударственных и муниципальных театров является одним из важнейшихсоциально-экономических обязательств государства как гаранта развитиятеатрального искусства.
Принятые нормативные документы имелипринципиальное значение не только для театра. Выступая гарантом развития театральногоискусства, государство тем самым подтвердило свою ответственность и за развитиедругих видов искусства и сферы культуры в целом. Экономические аспектыправоотношений государства с организациями культуры и искусства занялизначительное место в принятом Верховным Советом РСФСР в октябре 1992 г. законе«Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Им посвящен VIII раздел закона«Экономическое регулирование в области культуры». Включенные в этот раздел статьирегулируют условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организацийкультуры, права и обязанности учредителя (учредителей), вопросы собственности иприватизации в области культуры, финансирования культуры и культурнойдеятельности, формирования и использования финансовых ресурсов организацийкультуры, организацию предпринимательской и внешнеэкономической деятельности вобласти культуры, вопросы цен и ценообразования, трудовых отношений и принциповоплаты труда работников культуры, а также их социальной защиты[6].
С принятием этого акта многие правовые нормы, наоснове которых была сформирована система хозяйствования в области культуры в1988-1989 гг., получили законодательное подтверждение. Главные среди них — узаконивание самостоятельности организаций культуры в осуществлении своейтворческой, производственной, экономической деятельности, социального развитияколлектива в пределах имеющихся творческих и хозяйственных ресурсов и задач,предусмотренных уставом, а также обязанность органов власти всех уровней иучредителей некоммерческих организаций культуры финансировать культурнуюдеятельность по установленным нормативам.
Хозяйственная самостоятельность организацийкультуры, их широкие права в области определения направлений деятельности ифинансирования получили подтверждение в утвержденном постановлениемправительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. «Положении об основаххозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства»[7].В третьем разделе этого положения, распространившего свое действие наорганизации культуры, находящиеся в федеральной собственности, обозначеныфинансовые обязательства государства по отношению к организациям культуры. Встатье 21 перечислены цели, на которые выделяются бюджетные ассигнованияорганизациям культуры: оплата труда работников; содержание зданий;комплектование фондов, коллекций и т.п.; материальное обеспечение художественноговоплощения творческих замыслов; оснащение организаций современными техническимисредствами и оборудованием; проведение капитального ремонта; реставрацияпамятников; другие затраты, связанные с основной деятельностью организациикультуры.
Кроме того, в Положении подчеркнуто, чтопоступление средств из внебюджетных источников не является основанием дляуменьшения размеров бюджетных ассигнований организации культуры. Вышедшее в1995 г. Положение было, как показывает анализ последующих законодательныхактов, последним из серии документов, отстаивающих экономические праваорганизаций культуры. Реализация нормативных правовых актов и решений, принятыхв 1988-1995 гг., закрепила отношение государства к финансированию культуры какк его важнейшей социальной функции, позволила существенно повысить качество работы,заинтересовать работников в результатах своего труда, улучшить в рамкахвозможного их финансовое положение, привлечь дополнительные финансовые ресурсыи тем самым повысить выживаемость культуры в трудный период 90-х гг.
Становилась реальностью многоканальная системафинансирования культурной деятельности. Начало возрождаться загубленное за годысоветской власти меценатство. С появлением законов, регулирующих правоотношенияв сфере культуры, завершился второй этап эволюции финансовых отношений в этойсфере.
В ноябре 1994 г. были приняты первая частьГражданского кодекса Российской Федерации, а в июле 1998 г. Бюджетный кодексРоссийской Федерации, определившие начало третьего этапа. К сожалению, в них ненашлось места правовым нормам, регулирующим деятельность государственных имуниципальных организаций культуры, находившихся ранее на неполномхозяйственном расчете, все они были отнесены к бюджетным учреждениям, лишеннымправа вести самостоятельную хозяйственную деятельность, наращивать за счет неевнебюджетные доходы, материально стимулировать своих работников. В результате многиеорганизации культуры, прошедшие сложный путь переустройства менеджмента,самостоятельного управления своим экономическим развитием, оказалисьотброшенными в прошлое и вновь попали в тиски директивной экономики.
Теперь в соответствии с Бюджетным кодексом доходыгосударственного и муниципального учреждения включаются в доходы соответствующихбюджетов. Практическая реализация данных положений лишает большинствоорганизаций культуры заинтересованности в выявлении всех источниковфинансирования. Использование бюджетных средств должно происходить лишь всоответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. По окончании финансовогогода неизрасходованные средства изымаются из оперативного управленияучреждения.
Бюджетный кодекс закрепил принцип казначейскогоисполнения бюджетов и описал механизм его действия. С зачислением всех доходовна единый лицевой счет казначейства и финансированием всех расходов с негорегламентируется вся цепочка прохождения бюджетных средств. Это позволяеторганам казначейства осуществлять непрерывный контроль за исполнением бюджета.На органы казначейства также возлагается управление счетами бюджетов и бюджетнымисредствами, осуществление платежей за счет бюджетных средств от имени и попоручению бюджетных учреждений. Такой механизм движения бюджетных средств неучитывает специфику деятельности театров и концертных организаций, парков,других организаций культуры, имеющих доходы от основной деятельности,существенно замедляет финансовые операции, не позволяет оперативно решатьвозникающие проблемы.
Право самостоятельного распоряжения своимифинансовыми ресурсами, которое было закреплено российским законодательством за учреждениямикультуры в течение предшествующего десятилетия, сужается новыми положениямиБюджетного кодекса Российской Федерации. Для любой организации культурытворческие планы имеют приоритетное значение, и финансовая сторона вопроса недолжна им препятствовать. Лишая эти организации самостоятельности в распоряжениизаработанными средствами, новые положения могут отрицательно повлиять натворческие процессы.
Данное в кодексе определение бюджетногоучреждения как «организации, деятельность которой финансируется изсоответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда наоснове сметы доходов и расходов, утвержденной вышестоящим органом с учетомисполнения такой сметы за отчетный период», исключает возможность определенияобъема их финансирования на основе установленных этим органом заданий напредоставление государственных или муниципальных услуг и норматива затрат наединицу этих услуг. В результате традиционная система сметного финансированияостается господствующей, хотя и является малоэффективной, не связанной срезультатами деятельности учреждений.
Практика применения Бюджетного кодекса выявила идругие его изъяны, среди них — несовершенство бюджетной классификацииРоссийской Федерации и бюджетного учета, неупорядоченность процедур составленияи рассмотрения бюджета, межбюджетных отношений, ограниченность сферы примененияпрограммно-целевых методов планирования, нечеткость установленногонормативно-правовыми актами правительства Российской Федерации порядкаразработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ. Меры попреодолению этих и других изъянов в бюджетном законодательстве, повышениюрезультативности бюджетных расходов, оптимизации управления бюджетнымисредствами начали приниматься правительством Российской Федерации уже спустяполтора года после вступления в силу Бюджетного кодекса.
Первым таким шагом стало принятие 15 августа 2001г. Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 г.[8]и уточненной редакции этой программы в феврале 2004 г. [9]Затемв 2004 г. правительством были одобрены принципы реструктуризации бюджетного секторав 2003-2004 гг. и на период до 2006 г., а в мае 2004 г. принята Концепцияреформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. [10]Реализациямер, предусмотренных в этих нормативных правовых актах, составит содержаниечетвертого этапа эволюции финансовых отношений в бюджетной сфере в целом и вобласти культуры в частности.

1.2Государственные расходы, порядок и формы финансирования культурной деятельности
Государственная поддержка в виде прямогофинансирования производства и потребления продуктов культуры (и/или в видесоответствующих налоговых льгот) осуществляется только для тех из них, которыеотносятся к социальным, смешанным и смешанным коммунальным культурным благам. Данныебюджетной статистики приведены в табл. 1.
Таблица 1 — Доля ассигнований из бюджета в общейсумме доходов[11] Ассигнования из бюджета, в % к величине доходов 1998 2001 2004 Учреждения культуры Библиотеки 94,4 93,8 95,0 Дома культуры и клубы 87,6 88,0 89,2 Музеи 71,1 73,8 71,3 Парки культуры и отдыха 40,7 37,6 40,9 Всего 83,7 83,2 84,2 Учреждения исполнительских искусств Филармонии и самостоятельные музыкальные коллективы 60,1 64,9 70,2 Театры 66,4 60,9 65,0 Всего 66,1 61,8 66,2 /> /> /> /> /> />
Данные, приведенные в этой таблице,свидетельствуют о том, что объем государственной поддержки организаций культурыбольше там, где выше социальная полезность. Услуги библиотек, например,обеспечиваются финансированием из бюджета в пределах 95%, сельских клубов идомов культуры — в пределах 90%, филармоний, театров и музеев — в пределах 70%,а парков культуры и отдыха, где превалирует развлекательная деятельность, — впределах 40%[12].
Руководствуясь Конституцией Российской Федерациии признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализацииличности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов,закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый в1992 г., установил, что государственное финансирование является основой государственныхгарантий сохранения и развития культуры, реализации конституционных правграждан в области культуры. Обязанность государства путем прямогофинансирования и проведения соответствующей налоговой политики поддерживатьразвитие библиотечного дела, хранение и использование музейных предметов имузейных коллекций, входящих в состав музейного фонда РФ, обеспечиватьсохранение, популяризацию и государственную охрану объектов культурногонаследия. Финансовым источником выполнения этих обязательств являютсяфедеральный, региональные (субъектов РФ) и местные (муниципальных образований)бюджеты, последние составляют в совокупности консолидированный бюджет субъектовРФ, а совместно с федеральным бюджетом — консолидированный бюджет страны.
Социальная направленность консолидированныхбюджетов субъектов Российской Федерации очевидна. Непосредственно насоциально-культурные мероприятия в субъектах РФ расходуется около 40%, а сучетом целевых бюджетных фондов, также направляемых в основном на социальныенужды, более 50% всех денежных ресурсов. Расходуя на поддержку отдельныхотраслей экономики — промышленности, транспорта, сельского ижилищно-коммунального хозяйства еще более одной трети имеющихся средств,региональные и муниципальные органы власти также способствуют положительномурешению многих социальных проблем.
Иной характер носит федеральный бюджет. В качествеприоритетных направлений выделяют: государственное управление,правоохранительная деятельность, обеспечение госбезопасности и национальнаяоборона. На это уходит треть всех ресурсов. Еще треть направляется наобслуживание государственного долга и выполнение перераспределительной функции- финансовую помощь бюджетам других уровней. Эти затраты существенно сокращаютвозможности федерального бюджета расходовать средства на социально-культурные мероприятияи поддержку отдельных отраслей экономики. Затраты бюджета насоциально-культурные мероприятия включают расходы на образование, культуру,средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальноеобеспечение и социальную помощью. Уровень и динамика этих расходов являютсянаиболее емкой характеристикой любой экономической системы, социальной политикигосударства. При положительной динамике такую политику можно признать социальноориентированной, направленной на повышение уровня и качества жизни граждан, ихнравственного и физического здоровья, высокого уровня образования и культуры,информационной осведомленности и социальной обеспеченности на всех этапахжизни. Принимаемые в РФ стратегические и среднесрочные программы социально-экономическогоразвития страны ориентированы на достижение указанных целей. Однако на практикезамедленные темпы роста национального дохода, стремление сохранить сложившиесяпропорции его распределения существенно замедляют продвижение к этим целям[13].
В сопоставимых ценах и условиях расходы консолидированногобюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия составили в1998 г. — 199,1 млрд. руб., в 1999 г. — 191,1 млрд. руб., в 2000 г. -199,4 млрд.руб., в 2001 г. — 225,3 млрд. руб. Расходы на культуру, искусство икинематографию — соответственно 8,4 млрд. руб., 9,4 млрд. руб., 10,6 млрд. руб.и 12,0 млрд. руб. Пи этом накануне дефолта, в 1997г., затраты на социально-культурныемероприятия занимали 38,0% консолидированного бюджета России, в последующиегоды они снижались до 34,8% в 1998 г., 30,2% — в 1999 г., 25,6% — в 2000 г. ивыросли до 27,1% в 2001 г.[14]
За пять лет консолидированный бюджет России втекущих ценах увеличился в 3,8 раза, а расходы на социально-культурныемероприятия -лишь в 2,7 раза, в том числе на культуру, искусство икинематографию — в 2,4 раза. В результате доля расходов на культуру, искусствои кинематографию в федеральном бюджете сократилась с 0,66% в 1997 г. до 0,53% в2001 г. при нормативе затрат на эти цели, установленном «Основамизаконодательства Российской Федерации о культуре» в размере 2,0%. Вконсолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации расходы на культуру,искусство и кинематографию снизились с 2,34% в 1997 г. до 1,63% в 2001 г. принорме финансирования, установленной тем же законом, в размере 6%[15].
Государственная поддержка культурной деятельностиосуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерациии местных (муниципальных) бюджетов, исходя из тех предметов ведения иполномочий в области культуры, которые возложены на соответствующие органывласти и органы местного самоуправления Конституцией Российской федерации,конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, федеральными ирегиональными законодательными актами, нормативными правовыми актами органовместного, самоуправления.
Вот как, например, определены полномочия органоввласти субъектов Российской Федерации в области культуры федеральным законом от4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Обобщих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов РФ»», которые они осуществляютсамостоятельно за счет средств своего бюджета:
— охрана и сохранение объектов культурного наследиярегионального значения;
— организация библиотечного обслуживаниянаселения библиотеками субъекта Российской Федерации;
— создание и поддержка государственных музеев (заисключением федеральных);
— организация и поддержка учреждений культуры иискусства (за исключением федеральных);
— поддержка народных художественных промыслов (заисключением организаций народных художественных промыслов, перечень которыхутверждается правительством Российской Федерации).
Этим же законом установлено, что часть этихгосударственных полномочий может быть передана органам местного самоуправленияс передачей им соответствующих материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, объем финансирования культурнойдеятельности из бюджетов разного уровня связан как с необходимостью финансовогообеспечения отдельных полномочий в области культуры, так и с составом и числом учрежденийкультуры, имущество которых находится в федеральной, региональной илимуниципальной собственности. С учетом этих факторов доля федерального бюджета врасходах на культуру составляет 18-20% общих затрат государства на эти цели,доля бюджетов субъектов Российской Федерации 31-33%, местных бюджетов — 41-47%[16].
Формирование и исполнение бюджета культуры навсех уровнях бюджетной системы осуществляется на основе единых принципов,установленных Бюджетным кодексом РФ. Реализация этих принципов возможна лишьпри условии единой для бюджетной системы группировки доходов и расходов,используемой для составления и выполнения бюджетов, названной в бюджетномзаконодательстве бюджетной классификацией. Состав бюджетной классификацииизложен в Бюджетном кодексе и подробно расшифрован в ФЗ «О бюджетнойклассификации РФ». Группировка расходов бюджетов всех уровней включает ихфункциональную экономическую и ведомственную классификацию.
В соответствии с бюджетной классификацией,введенной с 2005 г., расходы на культуру, кинематографию и средства массовойинформации объединены в один раздел бюджета, которому установлен код 03. вкачестве подразделов выделены расходы на: культуру — код 0801, кинематографию — код 0802, телевидение и радиовещание — код 0803, периодическую печать ииздательство — код 0804, прикладные научные исследования в области культуры,кинематографии, средств массовой информации — код 0805, другие вопросы вобласти культуры, кинематографии, средств массовой информации — код 0806. Последниепо времени изменения и дополнения в бюджетную классификацию были внесены вдекабре 2004 г Характер и число внесенных поправок свидетельствуют, чтозаконодатель принял новую идеологию построения экономической классификациирасходов бюджета. В ней предусмотрено не только существенное сокращение групп,статей и подстатей расходов, но и иное содержание четырех групп, одиннадцатистатей и девятнадцати подстатей расходов.
При планировании расходов бюджета, смет доходов ирасходов учреждений культуры и соответственно отчетов об их исполнениииспользуются не все элементы классификации, а только те из них, которые связаныс особенностями сферы культуры, кинематографии и средств массовой информации.
Предоставление бюджетных средств нафинансирование культурной деятельности может осуществляться в формеассигнований на содержание бюджетных учреждений, выделения средств на оплатутоваров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственными муниципальным контрактам, а также в форме субвенций и субсидий. В формегосударственного или муниципального контракта, т.е. договора, заключаемогоорганами государственной власти, органами местного самоуправления, другимиуполномоченными ими органами и организациями, а также бюджетными учреждениями,осуществляется финансирование мероприятий, предусмотренных:
— в федеральных и региональных целевых программахв области культуры;
— в планах централизованных мероприятийфедеральных, региональных и муниципальных органов культуры на: создание ипостановку произведений театрального, музыкального искусства, киноискусства,заказ произведений изобразительного искусства и выставочную деятельность,проведение фестивалей, конкурсов, смотров, организацию гастролей театральных иконцертных коллективов и другие цели, учтенные в бюджете.
В форме субвенций, т. е. бюджетных средств,предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществленияопределенных целевых расходов, могут финансироваться организации культуры, неявляющиеся по организационно-правовому статусу учреждениями. Эти же организациимогут финансироваться и в форме субсидий, т.е. бюджетных средств, выделяемых наусловиях долевого финансирования целевых расходов. В сфере культуры на основесубсидий финансируются организации кинематографии и цирки, а такжепредоставляются гранты на реализацию конкретных проектов.
В соответствии с Бюджетным кодексом все получателибюджетных средств, т.е. бюджетные учреждения или иные учреждения, имеющие правона получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью насоответствующий год, свои отношения с бюджетом осуществляют через главногораспорядителя бюджетных средств. В сфере культуры на федеральном уровне в этомкачестве действовали Министерство культуры Российской Федерации, другиефедеральные органы, имеющие в своем ведении федеральные учреждения культуры.
В связи с осуществленной в 2004 г,административной реформой в качестве главных распорядителей бюджетных средств всфере культуры выступают находящиеся в ведении Министерства культуры и массовыхкоммуникаций РФ Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства всфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральноеагентство по культуре и кинематографии, Федеральное архивное агентство. Федеральноеагентство по печати и массовым коммуникациям. В состав главных распорядителейсредств федерального бюджета включаются также отдельные наиболее значимыеучреждения культуры и средств массовых коммуникаций — Государственный академическийБольшой театр России, Государственный Эрмитаж, Госфильмофонд, ИТАР-ТАСС[17].На региональном и муниципальном уровнях главный распорядитель бюджетных средствв сфере культуры определяется при утверждении бюджета на соответствующий год.Бюджетным кодексом предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств:
— устанавливает задания по предоставлению государственныхи муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателейбюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
— утверждает сметы подведомственных бюджетныхучреждений;
— составляет бюджетную роспись, устанавливающуюраспределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств,распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям иполучателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
— осуществляет контроль получателей бюджетныхсредств в части целевого использования средств бюджета и своевременного ихвозврата, выполнения заданий по предоставлению государственных и муниципальныхуслуг;
— представляет сводный отчет об исполнениибюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а такжеотчет о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальныхуслуг.
Права и обязанности получателей бюджетных средствтакже установлены Бюджетным кодексом. В частности, они обязаны своевременноподавать заявки и иные документы на получение бюджетных средств, эффективно ихрасходовать по целевому назначению, своевременно представлять отчет об итогахсвоей финансовой деятельности. Получатели бюджетных средств имеют правопринимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей иоформлять соответствующие документы в пределах утвержденной сметы доходов ирасходов и доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.
1.3Бюджетное и проектное финансирование, федеральные и региональные целевыепрограммы учреждений культуры
Бюджетное финансирование государственных имуниципальных учреждений культуры.
В соответствии с Бюджетным кодексом деятельностьучреждения культуры финансируется из соответствующего бюджета на основаниисметы доходов и расходов. В этом финансовом документе должны быть отражены вседоходы учреждения культуры, получаемые как из бюджета, так и от осуществленияпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотреннойуставом учреждения, в том числе от оказания платных услуг, другие доходы,получаемые от использования государственной или муниципальной собственности направе оперативного управления. Утверждается смета доходов и расходов главнымраспорядителем средств после представления бюджетной заявки учреждения,составленной на основе прогнозируемых объемов предоставления государственныхили муниципальных услуг, установленных финансовых нормативов на ихпредоставление и с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетногопериода. В бюджетную заявку, а затем и в смету могут быть включены статьи,предусмотренные экономической классификацией на текущие и капитальные расходы,включая:
— оплату труда в соответствии с заключеннымитрудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размеры заработной платысоответствующих категорий работников;
— перечисления страховых взносов в государственныевнебюджетные фонды;
— социальные трансферты, которые выплачиваютсянаселению в соответствии с федеральными за конами, законами субъектовРоссийской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
— командировочные и иные компенсационные выплатыработникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— оплату товаров, работ и услуг на сумму свыше200 минимальных размеров оплаты труда по государственным или муниципальным контрактам,а при оплате товаров, работ и услуг на меньшую сумму — без заключенияконтрактов в соответствии с утверждёнными сметами.
Одновременно со сметой доходов и расходов побюджетным средствам учреждения культуры составляют смету доходов и расходов повнебюджетным источникам. В доходной части этой сметы указываются виды(источники) средств, планируемые к получению от предпринимательской и инойприносящей доход деятельности, а также целевые, добровольные взносы и иныепоступления. В расходной части — расходование внебюджетных средств в структурестатей и подстатей экономической классификации расходов Российской Федерации.
Полученные бюджетные средства учреждение культурыимеет право использовать только в соответствии с утвержденной сметой доходов ирасходов. Но при этом оно самостоятельно в использовании внебюджетных средств.Расходование бюджетных и внебюджетных средств федеральными учреждениямикультуры осуществляется исключительно через лицевые счета учреждения, которыеведутся Федеральным казначейством, а учреждениями культуры субъектов РоссийскойФедерации и муниципальными учреждениями — в порядке, установленномсоответствующими органами власти и органами местного самоуправления. Бюджетныесредства, не использованные на 31 декабря, закрываются, а остатки средств,полученных из внебюджетных источников на ту же дату, зачисляются на вновьоткрываемый учреждению лицевой счет.
Направленность услуг и система показателей их измеренияпредставлена в таблице 2. Центральным звеном реструктуризации бюджетногосектора является уточнение правоспособности бюджетных учреждений и/или ихреорганизация на основе разделения этих учреждений на две группы — учреждения,способные функционировать в рыночной среде и учреждения, оказывающиегосударственные и муниципальные услуги на нерыночной основе.
Таблица 2 – Услуги учреждений культуры ипоказатели их измеренияВид учреждений Услуги населению Услуги государству Вид Показатель измерения Вид Показатель измерения Библиотеки Удовлетворение потребностей населения в библиотечном и информационном обслуживании Число книговыдач, информационных услуг Сохранение и преумножение культурного наследия Норматив затрат на библиотеку Музеи Осуществление просветительской и образовательной деятельности музейными средствами Число выставок, массовых мероприятий, объем услуг Выявление, собирание, изучение и хранение музейных предметов и коллекций Норматив затрат на музей Учреждения исполнительских искусств Удовлетворение потребностей населения в театральном, цирковом, музыкальном и др. видах искусств Число спектаклей, концертов, представлений. Объем услуг (число билетов, поступивших в продажу) Развитие театрального, музыкального, циркового и др. видов исполнительских искусств Норматив затрат на создание нового и прокат текущего репертуара на учреждение Культурно-досуговые учреждения Удовлетворение потребностей населения в проведении культурного досуга и самодеятельном творчесвте Число массовых мероприятий, любительских объединений и кружков Организация общественно полезных форм культурного досуга. Сохранение и популяризация народного творчества Норматив затрат на учреждение
Учреждения, отнесенные к первой группе,предлагается преобразовать в некоммерческие организации иныхорганизационно-правовых форм, существенно расширить их права в частираспоряжения финансовыми ресурсами, осуществления предпринимательскойдеятельности и распоряжения доходами от нее. Но при этом государство снимает ссебя обязанности гарантированного финансирования таких организаций на основаниисметы доходов и расходов и субсидиарную ответственность за принятые имиобязательства. Участие государства в финансировании услуг, ранеепредоставляемых бюджетным учреждениям, планируется осуществлять в формахнормативно-подушевого финансирования, государственного (муниципального) заказаи других бюджетных инструментов.
Учреждения, отнесенные ко второй группе, останутсяв составе бюджетной сферы и будут гарантированно финансироваться государствомна основе сметы доходов и расходов. Но при этом предлагается существенно ограничитьих правоспособность и лишить права самостоятельно распоряжаться средствами извнебюджетных источников. Таковы жесткие условия выбора стратегиижизнедеятельности, поставленные перед учредителями бюджетных учреждений и ихколлективами.
Проектное финансирование культурной деятельности.
Финансирование культуры может направляться как натекущую деятельность организаций, так и на отдельные культурные проекты. Проект-это совокупность взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижениеопределенной цели и реализуемых в пределах определенных временных рамок[18].В приведенном лаконичном определении подчеркнуты основные характеристикипроектов вообще и культурных в частности: ориентация на определенные цели;наличие временных рамок; фиксирование точно обозначенного начала и завершенияработ; наличие системы взаимосвязанных действий.
Строго говоря, проекты в культуре существовали иреализовывались всегда. Проектами являлись и являются выпуск кинофильмов,создание спектаклей, организация выставок, проведение гастролей и т.п. Однако XXI в. отличается повышенныминтересом к проектной деятельности. Его можно называть веком проектов вообще и культурныхв частности. Такой интерес к проектам связан с многообразием культурной жизни,возродившемся в стране в 1990-е гг., когда в России стали постепенносоздаваться условия для свободы творчества, развития всех видов искусства,любых инноваций в культуре, а значит — для самоурегулирования творческой жизни.В этих условиях определенные подвижки происходят и в экономической стратегиигосударства по отношению к культуре. Постепенно уходят в прошлое запреты на«многоукладность», свободное развитие инициатив, новаторских проектов,организаций различных видов собственности. Это позволяет наиболее полноудовлетворить многообразные потребности населения в сфере культуры, поддержатьдуховное «многоголосие» общества — залог его цивилизованного развития.
По целям деятельности проекты делятся накоммерческие и некоммерческие. Коммерческие проекты нацелены на получениеприбыли. Поэтому чаще всего они ориентированы на массовый зрительский спрос илина спрос высокоплатежных групп потребителей. Естественно, что ценовая политикаорганизаторов таких проектов связана не с идеей общедоступности, а состремлением увеличить доходы от реализации данного проекта. Некоммерческие проекты,наоборот, не преследуют в качестве основной цели получение прибыли и нераспределяют ее между участниками. Они направлены на реализацию социально-культурныхцелей, удовлетворение соответствующих потребностей общества.
По характеру деятельности проекты можно разделитьна инновационные и традиционные. Без первых, не всегда принимаемых широкойпубликой, невозможны эксперимент, поиск в искусстве, освоение новых технологийв кинематографии и сценографии, библиотечном деле и экспозиционно-выставочнойдеятельности музеев. Без вторых, направленных на сохранение и преумножениекультурного наследия —  невозможно сохранить национальную самобытность народовРоссии. Удачные проекты сами часто становятся основой для создания новыхорганизаций, как правило, негосударственных. Примеров организаций, рожденных внедрах проектов, можно привести немало. Это и ассоциация «Золотая Маска»,созданная в связи с проведением одноименного фестиваля и награждением высшейнациональной театральной премией, и Пушкинский театральный центр в С.Петербурге,созданный на базе проекта В.Э. Рецептера[19].
Существуют также проекты, реализуемые постояннодействующими организациями. Их примером является выпуск инновационныхспектаклей старейшим коллективом России — Большим театром. Один из последнихпроектов подобного рода — подготовка оперы «Дети Розенталя» по либретто В.Сорокина на музыку современного композитора Л. Десятникова. Для осуществленияновых идей, реализации инновационной проектной деятельности, поисковдополнительных источников ее финансирования в Большом театре создан специальныйпроектно-продюсерский отдел. К проектам такого рода, безусловно, можно отнестии постановку на сцене Московского театра оперетты ряда мюзиклов, открывших этотжанр искусства для отечественной публики.
Реализация проекта невозможна без целевоговыделения финансовых средств. Если финансирование постоянно действующейорганизации культуры в основном поступает на ее содержание, часто внезависимости от художественных и экономических результатов деятельности, топроектное финансирование предполагает привлечение средств для творческихначинаний, т.е. тесную увязку выделяемых финансовых ресурсов с результатамидеятельности.
Источники финансирования культурных проектовразнообразны и не отличаются от аналогичных источников финансированияорганизаций культуры, в частности от государственных и муниципальных. Это такжемогут быть средства государственного и муниципального бюджета, средства,поступающие от непосредственных потребителей культурных услуг, средства спонсоров(коммерческих структур, благотворительных организаций, физических лиц). Причемдолевое участие в финансировании проектов разных источников зависит не только ине столько от содержания проекта и его художественной значимости, сколько отнацеленности менеджеров на работу с определенными потребителями результатовпроектной деятельности: государственными органами, населением, спонсорами. Так,например, Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль в Пскове в основномфинансируется из государственного бюджета. За счет этого же источника живет иразвивается постоянно действующий фестиваль «Балтийский Дом», доходы которогоза последние пять лет более чем на 95% состоят из средств федерального ирегионального (Санкт-Петербург) бюджета[20].
Небольшие культурные проекты часто проводятся насредства благотворительных организаций. Но количество грантодающих организаций — а это в основном зарубежные организации, нацеленные на российский культурныйрынок, — достаточно ограничен. В борьбе за их ресурсы существует жесткаяконкуренция. Так, еще в недавнем прошлом в конкурсах по культурным проектам,объявляемых Институтом «Открытое общество» (Фондом Сороса), удовлетворялосьлишь 5-10% поданных заявок. Наиболее жизнеспособным, влияющим на долголетиепроекта, представляется его ориентация на несколько источников поступлениясредств, на смешанное финансирование, предполагающее выход на несколько групппотребителей.
Важнейшим источником финансирования проектов вобласти культурного развития по-прежнему является федеральный и региональныебюджеты. На эти цели из федерального бюджета в последние годы направляется до30% средств, предусмотренных на финансирование культуры, искусства икинематографии. В государственных бюджетах субъектов Российской Федерации нареализацию проектов используется от 5 до 10% средств, выделяемых на культуру.
Конкурсный отбор проектов диктует необходимостьподробного обоснования их актуальности и направленности на решение ключевыхпроблем федеральной и региональной культурной политики. К участию в конкурсахдопускаются как государственные, так и негосударственные организации культуры,творческие союзы и другие общественные организации, независимые творческиеколлективы и участники самодеятельных объединений. На государственную поддержкумогут рассчитывать и частные коммерческие организации, работающие в сферекультуры, в случае осуществления ими важных для общества, социально значимых,некоммерческих культурных проектов.
Финансирование культуры в рамках федеральных ирегиональных целевых программ.
В условиях, когда общие вопросы воспитания,образования, науки, культуры, физической культуры и спорта в соответствии сКонституцией Российской Федерации находятся в совместном ведении федеральных ирегиональных органов власти, именно через долгосрочные целевые программыобеспечивается проведение в стране единой государственной политики. Особенноважно использование программно-целевых методов в социальной сфере, т.к. онопомогает системно перераспределять ресурсы на основе заранее определенных ичетко сформулированных целей, критериев, возможных форм и направленийиспользования данных ресурсов. В отличие от других методов планированияпрограммирование позволяет четко определить проблему, наметить сроки еерешения, определить адресата получения ресурсов и государственные органы,ответственные за решение этой проблемы. Здесь должны быть намечены ивзаимосвязаны все составляющие: цели — ресурсы — мероприятия — сроки — результат. Разработка и реализация программ позволяют в полной мереиспользовать не только финансовые, но и иные виды ресурсов, в том числе организационные,представляющие собой систему мероприятий и форм их контроля.
Первая федеральная целевая программа «Сохранениеи развитие культуры и искусства Российской Федерации на 1993-1995 гг.» быларазработана сразу же после принятия Основ законодательства о культуре. Впоследующие годы такие программы были утверждены на 1997-1999 гг. на 2001-2005гг. С учетом приоритетов культурной политики, обозначенных в федеральныхпрограммах, в регионах страны было разработано и принято большое число концепцийи программ сохранения и развития различных сфер культурной деятельности. Срединих: программы сохранения культурного наследия, развития искусства,кинематографии, укрепления материально-технической базы и кадрового потенциалаучреждений культуры, формирования информационной базы библиотек и музеев. Всегоза 3 года такие программные документы были приняты в 21 субъекте РФ.
Реализация первых двух программ происходила вусловиях глубокого экономического кризиса 1990-х гг. Так, первая федеральнаяцелевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства» былапрофинансирована из бюджета всего на 29%, вторая — на 44%. Финансированиерегиональных программ из государственных бюджетов субъектов РФ также непревышало 50% планового уровня. Негативные последствия кризиса сказались и нафинансировании программ из внебюджетных источников. В результате эффективностьпрограмм оказалась значительно ниже ожидаемой, хотя и позволили в основномсохранить культурный потенциал большинства субъектов РФ, предотвратить массовоезакрытие государственных учреждений культуры, продолжить накопление фондовмузеев, библиотек, создать немало новых профессиональных и самодеятельныхтеатров, музыкальных и танцевальных коллективов.
Третья федеральная целевая программа «КультураРоссии. 2001-2005 гг.» была принята правительством Российской Федерации 14декабря 2000 г. Составленная в полном соответствии с требованиями Бюджетногокодекса РФ программа была сформирована с учетом прогнозасоциально-экономического развития РФ и отдельных регионов на указанные годы иопределенных на основе этого прогноза приоритетов.  Кодекс предопределил иструктуру программы, включающую: технико-экономическое обоснование; прогнозожидаемых результатов; наименование заказчика; сведения о распределении объемови источников финансирования по годам. В структуру программы включены триподпрограммы: «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России»,«Кинематография России» и «Архивы России». Сохраняя преемственность сфедеральными целевыми программами 1993-1999 гг., разработчики программыопределили ее основные цели:
— сохранение культурного потенциала и культурногонаследия страны, обеспечение преемственности развития Российской культурынаряду с поддержкой многообразия культурной жизни;
— обеспечение единства культурного пространства, равныхвозможностей доступа к культурным ценностям для жителей различных территорийстраны и представителей разных социальных групп, создание условий для диалогакультур в многонациональном государстве;
— формирование ориентации личности и социальныхгрупп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.
В части реформирования отрасли эта программапризвана обеспечить:
— гарантированную поддержку государствомпрофессионального творчества, создание условий для его развития и участияграждан в культурной жизни;
— сохранение культурного наследия России;
— развитие и укрепление инфраструктуры отрасли,обеспечение условий для доступа граждан к культурным благам и информационнымресурсам государственных музейных, библиотечных и архивных фондов, включениеРоссии в мировое информационное пространство;
— достижение устойчивого развития кинематографии;
— повышение роли культуры в укреплении институтовгражданского общества, формировании социально активной личности;
— концентрацию бюджетных средств на приоритетныхнаправлениях развития культуры.
Десятилетняя практика финансирования культуры наоснове федеральных и региональных программ подтвердила целесообразностьдальнейшего расширения этого метода управления процессом культурного развития; нонакопленный здесь опыт показал, что программные, проектные методы экономическойподдержки культуры не могут заменить сметное финансирование текущейдеятельности учреждений культуры.

2.ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРОВ
2.1Театр как учреждение культуры, показатели деятельности
Культура — это социальная сфера способствующаяповышению интеллектуального потенциала общества, формированию ценностныхориентиров и норм поведения индивидуумов, создает предпосылки для модернизацииэкономики, социальной активности личности. Результаты культурной деятельностивыражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и не всегда поддаютсяобычным статистическим измерениям. Современная сфера культуры являетсяиндустрией с многомиллионными рабочими местами, она выходит за пределы той илииной страны на глобальные рынки через сети обмена информацией, развитиякоммуникаций, теле-, медиа-, кинопроизводства. Тенденция совмещенияпроизводства сочетается с усилением конкуренции, общественный сектор культурытесно взаимодействует с бизнесом в интересах достижения социокультурных целейгосударства.
К учреждениям культуры и искусства относятсямузеи, дома, дворцы культуры, театры, организации кинематографии, средствамассовой информации (телевидение, радиовещание, периодическая печать ииздательства, концертные организаций (эстрадные, филармонические), библиотеки,учебные заведения. В городах наиболее популярными объектами культуры являютсяпарки, театры, цирки.
Профессиональный театр (театр-студия) — творческийколлектив работников искусства, имеющий в своем составе профессиональнуютруппу, находящуюся на самостоятельном балансе. Театры подразделяются намузыкальные, оперы и балета, музыкально-драматические, драматические, детские,юного зрителя и пр. Показателями развития служат материальная база театра,коммерческая вместимость зрительного зала, число спектаклей, численностьзрителей, сумма сборов. Сводные показатели деятельности театров разрабатываютсяпо территории и жанрам театров.
Состояние и уровень развития подразделенийкультуры определяются абсолютными и относительными показателями.
Абсолютные показатели определяют соотношениемежду количеством учреждений культуры и численностью населения:
— число массовых библиотек, клубных учреждений,киноустановок на 10 тыс. человек населения;
— число книг, журналов и брошюр в массовыхбиблиотеках, мест в зрительных и лекционных залах клубных учреждений икиноустановок на 1000 человек населения.
Рассчитываются показатели, характеризующиепосещаемость учреждений культуры: численность посетителей музеев, зрителей втеатрах на 1000 человек населения, а также число посещений киносеансов всреднем одним жителем.
Вместимость зрелищного учреждения характеризуютдва показателя: общая вместимость (число всех посадочных мест, в том числеслужебных) и коммерческая вместимость (число мест, поступающих в продажу, безслужебных).
К основным относительным показателям относятсяобращаемость библиотечного фонда, читаемость, посещаемость зрелищногопредприятия, наполняемость зрительного зала.
Посещаемость зрелищного предприятия — показательчисленности зрителей на спектакле, концерте и других представлениях.Устанавливается по числу проданных билетов, определяется по каждому спектаклю,концерту, киносеансу, а также зрелищному предприятию или группе их в абсолютноми относительном выражении (на 1000 человек населения).
Наполняемость зрительного зала театра — отношениепосещаемости театра к общей пропускной способности, умноженное на 100.
Анализ показателей служит основанием для оценкидостигнутого уровня развития различных подразделений культуры в сравнении спотребностями по научно обоснованным нормативам.
По данным Министерства культуры и массовыхкоммуникаций РФ, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2тыс. государственных музеев, в которых сосредоточено более 60,2 млн единицхранения, фонд 51 тыс. массовых библиотек приближается к миллиарду книг, сотнимиллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тыс. государственных имуниципальных архивах, на государственной охране находится около 85 тыс.недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционирует более 50тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций,64 цирка, 48 зоопарков, 18,3 тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.
В сфере электронных и печатных средств массовойинформации работают 43850 периодических печатных изданий и 1290 электронныхпериодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11000 издающихорганизаций, 6000 полиграфических предприятий.
Потребность в объектах культуры и искусствамуниципальных, образований определяется по клубам или учреждениям клубноготипа, библиотекам, паркам культуры и отдыха, музеям, выставочным залам,театрам, концертным залам в соответствии с Методикой, одобренной распоряжениемПравительства РФ № 1683-р от 19 октября 1999 г.
Многообразие направлений в сфере культуры(театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решениестоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органовгосударственной власти всех уровней, общественных объединений и другихсубъектов культурной деятельности.
В соответствии с Законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправления» произошли существенные изменения в перечневопросов местного значениям сфере культуры, которые относятся к компетенцииместного самоуправления. Функции по организации и поддержке учреждений культурыи искусства между региональными и местными бюджетами распределяются следующимобразом (табл. 3).
Таблица 3 –Распределение функций между бюджетамиВид расходного обязательства Бюджет Охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения региональный Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа местный Организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ региональный Организация библиотечного обслуживания населения местный Создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством РФ) региональный Поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ) региональный Поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности региональный Обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта местный Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры местный
Всоответствии с Законом «Основы законодательства Российской Федерации окультуре» (№ 3612-1 от 9 октября 1992 г.) на развитие культуры должнонаправляться не менее 2% федерального и 6% территориальных бюджетов. Финансовоеобеспечение предусматривается также Федеральным законом «О благотворительнойдеятельности и благотворительных организациях» (№ 135-ФЗ от 11 февраля 1995г.), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Государственной Думы иПравительства РФ. Этими документами определены принципы финансирования расходовна культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческойдеятельности. Финансирование осуществляется на основе нормативов бюджетнойобеспеченности, которые отражают уровень бюджетных расходов на содержание иорганизацию работы учреждений культуры, находящихся в государственной имуниципальной собственности, филиалов, представительств, а также на проведениепрочих мероприятий в системе культуры и искусства:на региональном уровне на муниципальном уровне
— на содержание и организацию работы библиотек; музеев; театрально-концертных учреждений;
— проведение прочих мероприятий (в расчете на одного жителя).
— на содержание и организацию работы дворцов, домов культуры, других учреждений клубного типа;
— организацию работы сельских киноустановок;
— на содержание библиотек, музеев и постоянных выставок, театров;
— на проведение прочих мероприятий (в расчете на одного жителя).
Кроме того, рассчитываются нормативы на одногожителя муниципального образования: на строительство, содержание и организациюработы муниципальных учреждений культуры (домов культуры, библиотек, театров,кинотеатров); на создание условий для деятельности учреждений культуры, средствмассовой информации; на организацию зрелищных, культурных мероприятий; наорганизацию и содержание муниципальной информационной службы; на сохранениепамятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; нареставрацию и содержание местных памятников истории и культуры — по смете накаждый конкретный местный памятник истории культуры; на содействие сохранению иразвитию местных традиций и обычаев.
В расчет нормативов включаются расходы назаработную плату, исчисленные на основе тарифных ставок (окладов), введенных всоответствии с законодательством для работников организаций бюджетной сферы сучетом доплат и надбавок, установленных законодательством Российской Федерации(доплаты и надбавки, установленные законодательством области, не учитываются). Прирасчете нормативов материальные затраты определяют с применениеминдексов-дефляторов, установленных в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, на текущий и прогнозируемый финансовые годы.
Расчет нормативов на учреждение в системекультуры проводится по единой формуле независимо от уровней бюджета: Ну=(Рот +Мз*Идп*Идт): Чу
где Ну — норматив на содержание иорганизацию работы учреждения областной (муниципальной) собственности в системекультуры; Рот — расходы на оплату труда, включая начисления на заработнуюплату, работников учреждений областной (муниципальной) собственности в системекультуры; Мз — материальные затраты учреждений областной (муниципальной)собственности в системе культуры; Идт — индекс-дефлятор на текущийфинансовый год; Идп — индекс-дефлятор на прогнозируемый финансовыйгод; Чу — число учреждений областной (муниципальной) собственности в системекультуры.
Расчет норматива на проведение прочих мероприятийв системе культуры и искусства проводится по формуле: Нм = Мз*Идт*Идп: Чж,
где Нм — норматив на проведение прочихмероприятий в системе культуры и искусства на областном (муниципальном) уровне;Мз — материальные затраты на проведение мероприятии в системе культуры иискусства на областном (муниципальном) уровне; Чж — численностьжителей области (муниципального образования).
Нормативы бюджетной обеспеченности в системекультуры на муниципальном уровне определяются путем дифференциации полученныхрасчетных нормативов по группам и их усреднения внутри данных групп.
Расходы консолидированного бюджета на содержаниеучреждений в системе культуры на областном или муниципальном уровне определяютсяумножением утвержденного норматива на число учреждений действующей сети исуммированием полученных результатов, а на проведение мероприятий в системекультуры и искусства — умножением утвержденного норматива на численностьжителей области (муниципального образования) и суммированием полученныхрезультатов.
Например, в Московской области установленыследующие нормативы на областном уровне, руб. на одно учреждение в год — содержаниеи организация работы театрально-концертных учреждений — 4257100.
Нормативы на одно учреждение по существупредставляют собой смету расходов. Хотя многие элементы затрат для учрежденийкультуры однотипны, все же целесообразнее на областном и муниципальном уровнеиспользовать сметное, а не нормативное планирование.
2.2Особенности финансирования театров
Культура, как и образование, — один из основныхпретендентов на средства государственного бюджета. В то же время культурарасполагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом егоиспользовании может внести существенный вклад в развитие экономики. Сочетаниебюджетного финансирования культуры с элементами хозяйственного расчета вполневписывается в структуру современного рыночного механизма. Например, театральныеколлективы с помощью своего творчества как удовлетворяют эстетическиепотребности населения, так и активно влияют на психологию и подсознаниезрителей, формируя общественное мнение. При этом значительная часть затрат насодержание театров покрывается за счет доходов от реализации билетов наспектакли.
Действующее законодательство в сфере культурыпредусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечениюдоступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ. Сэтой целью государство:
В соответствии с бюджетной классификацией затратына культуру отражаются в двух главных разделах: «Культура и искусство», включаякинематографию, — раздел 1500, «Средства массовой информации», включаятелевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства, — раздел 1600.Кроме того, осуществляется распределение расходов по целевым и экономическимстатьям, поэтому действует не нормативный, а постатейный принцип выделениябюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется свояспецифическая методика.
При расчете объемов бюджетного финансирования потеатрам и концертным организациям прежде всего определяются объёмыпредполагаемого поступления доходов, которые зависят от количестваобслуживаемых зрителей и средней цены билета Количество зрителей рассчитываетсякак произведение вместительности зрительного зала, количества планируемыхспектаклейи их средней посещаемости. Все спектакли распределяютсяна утренние, дневные и вечерние. Цена билетов зависит от времени проведенияспектакля. Приведем пример расчета доходов по театру с количеством 500посадочных мест. Предположим, что в год количество утренних спектаклей составит70, дневных — 40, вечерних — 220, а средняя заполняемость зрительного зала — 75%. При цене билета от 2,1 до 2,8 руб. объем доходов от спектаклей составит 317,6тыс. руб.
Расчет доходовот спектаклей по театру__________ на 200__ г.Наименование Спектакли утренние дневные вечерние всего Количество мест 500 500 500 500 Количество спектаклей 70 40 220 330 Средняя заполняемость зрительного зала, % 75 75 75 75 Количество зрителей 26250 15000 82500 123750 Средняя цена билета, руб. 2,1 2,1 2,8 х Доход от спектаклей, тыс. руб. 55,1 31,5 231,0 317,6
Кроме доходов от спектаклей театры могут иметьдоходы от оказания других услуг населению. Методика расчета расходов поосновным предметным статьям не имеет каких-либо особенностей. Заработная платаартистического и художественного персонала подразделяется на фонд оплаты трудаштатных работников и приглашенных. Затраты на новые постановки, на реализациюбилетов, рекламу, другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетныесредства, как правило, выделяются не на конкретные предметные статьи, а вкачестве субсидий. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящийиз двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделеучитываются доходы от сборов по основной деятельности, прочие доходы, бюджетныесубсидии; во втором – все расходы независимо от источников их покрытия.
В настоящее время Министерство культуры РФ финансируетфедеральные учреждения и организации. Их перечень определяется ПравительствомРФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, которые имеютособую культурную значимость для России, а их деятельность — в сфере культуры иискусства. Например, из федерального бюджета финансируется Государственныйакадемический Большой театр и др. В каждом субъекте Российской Федерации такжеимеются организации культуры, имеющие общероссийское значение. Главнымисточником их финансирования выступают региональные бюджеты, посколькуфедеральные органы не являются собственном этих организаций. Как федеральные,так и региональные Центры культуры и искусства обладают всей полнотойтворческой и хозяйственной самостоятельности. Финансовая самостоятельность в отношениибюджетных средств при целевом финансировании сведена до минимума.
Массовая сеть государственных упреждений культурыфинансируется за счет муниципальных бюджетов. В зависимости от местарасположения библиотеки, музеи, театры, дома и дворцы культуры, другиеучреждения отличаются по масштабам деятельности, числу работников, охватунаселения. Значительное количество малых учреждений культуры, расположенных всельской местности, ориентировано преимущественно на бюджетное финансирование ине имеет расчетных счетов. Крупные муниципальные учреждения культуры имеют всепризнаки юридического лица: самостоятельную смету и банковский счет. Исходя изэтого и финансирование муниципальных объектов культуры может быть как сводным,так и индивидуальным.
В последние годы в жизнь органов управления иорганизаций культуры внедряется принцип применения так называемогосоциально-творческого заказа. При этом способе финансирования для всехсубъектов культурной деятельности также создаются равные возможности наполучение бюджетных средств. Таким образом, какой бы способ финансирования нибыл выбран, все они основаны на нормативно-сметном расчете с личнымимодификациями. Главную роль в этих расчетах играет метод прямого счета сприменением таблиц, называемых сметами расходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях усиливающейся стандартизациикультурной деятельности, вызванной общими процессами глобализации, актуальнымстановится обеспечение непрерывности развития культуры и искусства посредствомформирования эффективной среды для новаторства, внедрения новых технологий,распространения и потребления продуктов культуры, всестороннего участия-гражданв культурной жизни, государственной поддержки профессионального творчества.Нужны структурные изменения основных фондов отрасли на основе широкоговнедрения информационных технологий и насыщения современным оборудованиемсубъектов культурной деятельности. Сохранение культурного наследия народовРоссии является важной задачей культурной политики государства, в т.ч. в силуочевидной недостаточности ресурсов, выделяемых на нужды культуры в предыдущиегоды. Эта задача решается с учетом особенностей территорий, интересов изапросов разных категорий населения, культурного потенциала региона приусилении адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов наприоритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Ключевымнаправлением культурной политики в условиях расширения прав регионов иобъективной локализации рынка культурных благ становятся сохранение единогокультурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурныхблаг и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населенияпродуктами культурной деятельности.
Реализация этого направления требует поддержкигастрольной и выставочной деятельности. В ситуации быстрого распространенияинформационно-коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи,связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, атакже электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных длясамых широких слоев населения. На фоне нарастающей глобализации особуюзначимость приобретает обеспечение непрерывности воспроизводства и обновлениятворческого потенциала посредством выявления и поддержки творческой молодежи,сохранения и развития всемирно известной российской системы художественногообразования. Для этого реализуются мероприятия по поддержке фестивалей,конкурсов и т.д.
Активизация рыночных отношений требуетструктурной реорганизации государственного сектора в отдельных отраслях,создания условий для развития конкуренции и роста потребительского спросапосредством финансовой поддержки организации и проведения фестивалей, конкурсови выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение иформирующих единое культурное пространство, поддержки создания культурнойпродукции. С другой стороны, требуется адресная компенсация негативноговоздействия на культуру рыночных механизмов, повышение доступности услуг сферыкультуры для населения. Это также связано с реализацией мер государственнойподдержки распространения отечественных произведений искусства, включаякультурные и образовательные программы в электронных СМИ, проведением жесткойполитики в области защиты авторских прав.
Многообразие направлений в сфере культуры(театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решениестоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органовгосударственной власти всех уровней, общественных объединений и другихсубъектов культурной деятельности. Необходимо не только достойноефинансирование, но и поиск путей саморазвития культуры. Например, доходы отиспользования культурных ресурсов должны возвращаться в сферу культуры иупотребляться для последующих мероприятий по охране культурных ценностей. Вналаживании такого процесса основная роль отводится государству, которое должноиграть координирующую роль при взаимодействии заинтересованных сторон,способствовать созданию правовой среды, обеспечивающей развитие отрасли.

Списокиспользуемой литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации. – М.: АСТ Астрель, 2005.-158 с.
2. Бюджетныйкодекс РФ (по состоянию на 15 апреля 2005 года). – Новосибирск, 2005. – 219 с.
3. Гражданскийкодекс РФ (по состоянию на 15 сентября 2004 г.) Новосибирск, 2004. – 495 с.
4. Налоговыйкодекс РФ (по состоянию на 1 января 2006 года) Новосибирск, 2005. – 672 с.
5. Федеральныйзакон от 15.08.96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (сизм. и доп.)
6. АлександровИ.М. Бюджетная система Российской федерации: учеб. – М. «Дашков и К», 2007. –486 с.
7. АфанасьевМ.П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие – М.: ГУ ВШЭ, 2004, 243 с.
8. БаранчиковВ.А. Муниципальное право: учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 390 с.
9. БежаевО. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условияхмуниципальной реформы// Муниципальная власть, № 3 (май-июнь) 2006 г. – С. 52-57.
10. БондарьИ.С. Муниципальное право Российской Федерации: Учеб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА Закон иправо, 2002. – 559 с.
11. Брянскаяобласть в цифрах: Статистический сборник 2003. – Брянск.: Брянский обл. комитетгосударственной статистики, 2003.–120 с.
12. БюджетныйКодекс Российской Федерации (по состоянию на 15.03.2004). – Новосибирск:Сиб.унив. изд-во, 2004. – 187 с.
13. Бюджетнаясистема России: Учебник для вузов \ под. ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-550 с.
14. Бюджетнаясистема России: Учебник для вузов \ под. ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-540 с.
15. Бюджетнаясистема Российской Федерации: Учебник для вузов \ под. ред. М.В.Романовского. — М.: Юрайт-М, 2000.-615 с.
16. ГиляровскаяС.В. О самостоятельность бюджетов в Российской Федерации// Финансы №2 2007 г.С.16-19.
17. ГодинА.М. Бюджет и бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2002. –340 с.
18. ГодинА.М. Бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2006. – 568 с.
19. ДадашевА.З., Черник Д.Г.  Финансовая система Росссии: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М,2001.-248 с.
20. ЕгоровВ.В. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособие  – М.: ИНФРА – М,2001. – 184 с.
21. ПолякГ.Б. Территориальные финансы: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006, 479с.
22. Россияв цифрах, 2004: Крат. Стат. сб./ Федеральная служба государственной статистики–М.: Финансы и статистика, 2004.– с. 450.
23. Российскийстатистический ежегодник 2004 г. Стат.сб./Росстат – М., 2005, 806 с.
24. СажинаМ.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд.,перераб. и доп.-М.: Норма. 2005. с. 672: ил.-(Классический университетскийучебник).
25. СелезневА. Государство и экономика// Экономист 2003 №10, С. 20-25
26. Финансы/подред. проф. М.В.Романовского – М.: Юрайт-М, 2002, 504 с.
27. Финансы:Учеб./под ред. проф. Л.А.Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2002. — 527 с.
28. Финансы,деньги, кредит: Учеб./под ред. Соколовой О.В. – М.: Юристъ, 2000. – 784 с.
29. Экономикакультуры: Учеб. – М.: Изд-во «СЛОВО», 2005. – 608 с.
30. Экономикамуниципального сектора: учеб. пособ./под ред. А.В.Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007. – 464 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.