Реферат по предмету "Таможенная система"


Место таможенных органов в системе отраслей национальной экономики РФ

Содержание
Введение
1. Основные отрасли народногохозяйства
2. Место таможенных органов в системеотраслей национального хозяйства
2.1 Влияние таможенных пошлин наэффективность национальной экономики, состояние национального производства,доходы государства и внутренние цены
2.2 Принципы и факторы оптимальногоразмещения таможенных органов
2.3 Внешнеэкономические связиОренбуржья и стратегические направления внешнеэкономической деятельности
3. Прогноз развития внешней торговлиРоссийской Федерации до 2010 года
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Введение
Превращение таможенногодела из незначительного и второстепенного вида деятельности в народномхозяйстве в многоотраслевой финансово-экономический комплекс было объективнообусловлено изменениями, происшедшими во внешнеэкономической деятельности вконце XX века и новыми задачами,поставленными перед таможенными органами в XXI веке.
Цель моего исследования –выявить место таможенных органов в системе отраслей национальной экономики,особенности их деятельности в современных условиях, а также обосноватьтенденции и перспективы развития экономики России в будущем. В соответствии споставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
-рассмотреть современноесостояние основных отраслей народного хозяйства России;
-выявить влияние основныхинструментов таможенной политики, в частности, таможенных пошлин, на состояниеэкономики страны;
-определить принципыразмещения таможенных органов;
-проанализироватьсостояние внешнеэкономических связей конкретного региона – Оренбургскойобласти;
-определить тенденцииразвития внешней торговли России.
Учитывая характерпоставленных задач, курсовая работа включает в себя 3 главы. В первой главе«Основные отрасли народного хозяйства» рассмотрена структура отраслей экономикистраны, их современное состояние и специфические особенности.
Во второй главе «Местотаможенных органов в системе отраслей национального хозяйства» рассмотреновлияние таможенных пошлин на эффективность национальной экономики, определеныпринципы и факторы оптимального размещения таможенных органов.
Анализ состояниятаможенного дела в системе отраслей национальной экономики требует поэтапногоисследования не случайных наборов вопросов, а ответа на конкретные вопросы.Поэтому я в своей курсовой работе попыталась как можно полнее раскрыть чертысовременного состояния таможенного дела.
В третьей главе «Прогнозразвития внешней торговли Российской Федерации до 2010 года» отражены проблемысовременного состояния национальной экономики, методы их решения и прогнозразвития народного хозяйства.

1. Основные отраслинародного хозяйства
Россия занимает первоеместо в мире по размерам территории (17,1 млн. кв. км.), протяженности границ(58,6 тыс. км.) и числу стран – соседей. По численности населения (147 млн. чел.)мы находимся на шестом месте в мире. Уже эти самые общие сведения позволяютзаключить, что плотность населения у нас является относительно низкой, хотя поваловому продукту Россия входит в первую десятку государств.
Однако значительная частьтерритории нашей страны находится в экстремальных климатических условиях, взоне критического земледелия. Если сопоставить наши широты с американскими, тоокажется, что южные области России соответствуют северу США. Север же Россииотличается суровым климатом, люди там не могут существовать без систематическихпоставок предметов потребления. Некоторые эксперты выдвигают звучащую весьмапроблематично идею о том, что из-за низкой плотности населения и тяжелыхклиматических условий России самой со своим пространством не справиться. К томуже в последние годы в стране наблюдается минусовой прирост населения.
А вот геополитическоеположение страны весьма удачно. Наша территория компактна, имеет выходы к тремокеанам. Россия – это как бы становой хребет, связывающий Запад и Восток, Севери Юг евразийского континента. “Натуральное положение земель государстваРоссийского для коммерции за лучшее в Свете почитается” (П.И. Рычков, XVIII в.)./5/
Россия является одной изкрупнейших держав мира, обладающей мощной минерально-сырьевой базой. В странеоткрыто и разведано свыше 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Из них 37%введено в промышленное освоение.
Доля России в мировыхзапасах нефти составляет 12-13%, газа – 32, угля – 11, железа – 26, свинца –10, калийных солей – 31, кобальта – 21%. По разведанным запасам никеля, золота,серебра, платины, алмазов и ряда других полезных ископаемых Россия занимает 1-3место в мире. Однако качество руд ряда полезных ископаемых (урана, бокситов,олова, вольфрама, титана, циркония и некоторых других) существенно уступаетаналогичным зарубежным месторождениям.
Вместе с тем, потребностиРоссии в марганце, хроме, ртути, титане и ряде других полезных ископаемых почтиполностью обеспечиваются поставками из бывших союзных республик дальнегозарубежья. Например, ежегодно из Казахстана поступает значительное количествоугля, железной руды, предназначенной для металлургических заводов Урала иСибири. Доля импортных поставок в обеспечении сырьем алюминиевых заводовсоставляет до 80%.
Тенденции в сфере экспортаи импорта минерально – сырьевых ресурсов в последние три года с учетомсложившейся сырьевой базы, ее освоения и существующих производственныхмощностей по переработке позволяют выделить несколько групп полезныхископаемых, отличающихся друг от друга состоянием минерально-сырьевой базы,наличием производственных мощностей по добыче и переработке, экспортнымивозможностями целесообразностью импорта.
Первую группу экспортныхвидов полезных ископаемых с достаточно освоенной сырьевой базой развитыми производственнымимощностями (горнодобывающими и перерабатывающими) образуют нефть, газ, уголь,железные руды, медь, никель, золото, платиноиды, алмазы, апатиты, калийныесоли, асбест. Экспорт нефти и газа, в ближайшие годы, по-видимому, сохранитсяна достигнутом уровне. Что же касается угля, то в ближайшее время возможностейдля наращивания его экспорта не будет.
Доля металлов в общемобъеме российского экспорта составляет около 20%. В товарной структуре экспортачерных металлов более 90% приходится на прокат плоский из железа и стали,полуфабрикаты, чугун, ферросплавы, отходы и лом цветных металлов. В ближайшиегоды, вероятнее всего, Росси не выйдет за пределы нынешних 8-10% мировойторговли черными металлами, учитывая сложившийся характер мирового рынка.
Экспорт цветных металлов(алюминия, меди, никеля, а в последние годы – олова, вольфрама, молибдена) изРоссии имеет явно выраженный характер. Доля продукции глубокой переработки непревышает 10%. Основными потребителями российских цветных металлов являются европейскиестраны и США. В ближайшие годы с учетом имеющейся освоенной сырьевой базы ипроизводственных мощностей, объем поставок основных экспортных видов цветныхметаллов, сохраниться на современном уровне – никеля необработанного 200-220тыс. т., меди рафинированной – 530-630 тыс.т./3/
В последние 3-4 годаРоссия в больших количествах экспортировала олово необработанное, вольфрамовые,молибденовые концентраты. Сырьевая база этих полезных ископаемых довольнозначительна, имеются развитые горнодобывающие и перерабатывающие мощности.Однако, качество руд основных месторождений существенно ниже, чем за рубежом.Большая часть месторождений расположена в восточных труднодоступных районахстраны, что существенно снижает конкурентоспособность этих металлов на мировомрынке сырья. И если экспортные возможности по олову, вольфраму, молибдену былиобусловлены во многом невостребованностью их со стороны отечественнойпромышленности и накопленными складскими запасами, то со стабилизацией идальнейшим развитием отечественного производства целесообразность экспортасырья становится весьма проблематичной.
Экспорт алмазов иблагородных металлов в ближайшей перспективе, видимо, существенно не изменится.Особенно благоприятная ситуация складывается на рынке палладия, мировые цены накоторый резко возросли согласно прогнозам сохранятся на высоком уровне.
Среди неметалловнаибольшими экспортными возможностями обладают калийные соли, апатиты, асбест,располагающие устойчивой освоенной сырьевой базой и мощностями по переработкесырья.
Вторая группа экспортныхвидов минерального сырья имеет недостаточно освоенную (или практическинеосвоенную) сырьевую базу при развитых производственных мощностях переработкисырья. К ней отнесены алюминий, титан. Алюминий в слитках(первичный) составляетболее половины российского экспорта цветных металлов. В то же время свыше 60%сырья, перерабатываемого российскими алюминиевыми заводами, импортируется.Поставки глинозема из-за рубежа по толлингу обусловлены не только выгодностьюэтого вида отношений для заводов по переработке первичного алюминиевого сырья,но и острой нехваткой отечественного глинозема и бокситов.
Горнодобывающаяпромышленность по добыче титана в России практически отсутствует. В то же времяна ее территории размещены крупные предприятия по переработке импортируемого (восновном из Украины) титанового сырья (концентратов) и выпуску конечнойпродукции.
К третьей группе полезныхископаемых с недостаточно освоенной сырьевой базой и относительно неразвитымипроизводственными мощностями относятся цинк, свинец, редкие и рассеянныеэлементы, каолин, бентонит и ряд других полезных ископаемых.
Среди импортируемыхполезных ископаемых также выделяется несколько групп.
К первой группе относятсяполезные ископаемые, потребность отечественной экономики в которых в обозримомбудущем (2007 – 2010 г.г.) не может быть обеспечена за счет собственнойминерально-сырьевой базы: марганец, хром, бокситы. Для устойчивогофункционирования секторов экономики, связанных с их потреблением, необходимоукреплять и развивать взаимовыгодные экономические связи с зарубежными странами– продуцентами этих видов сырья.
Вторая группа полезныхископаемых – это уран, свинец, цирконий, редкие и рассеянные элементы.Неосвоенность отечественной сырьевой базы этих металлов диктует необходимостьдля импорта для покрытия дефицита. Период же необходимого освоения собственныхразведанных запасов и прогнозных ресурсов, а следовательно, определеннойзависимости российской экономики от импорта, составляет 5 – 15 лет.
В качестве возможныхпартнеров для заключения долгосрочных соглашений по поставке в Россиюдефицитных видов минерального сырья могут рассматриваться Украина (марганец,цирконий, титан, уран), Казахстан (хром, уран, свинец), Армения (молибден),Гвинея, Греция, Венгрия (бокситы).
Импорт полезныхископаемых третьей группы в определенной степени является наследиемпроизводственных и технологических связей, возникших между республиками бывшегоСССР, и продиктован не только экономическими, но и политическими соображениями.Это, в основном, крупнотоннажные поставки железных руд, угля, цемента. Их ввознеобходим для обеспечения потребностей отдельных предприятий с учетом ихгеографического расположения. При этом в каждом конкретном случае необходимоосуществлять оптимизационные расчеты, учитывающие не только себестоимостьпроизводства сырья, но и стоимость его перевозки и всевозможные таможенныесборы.
Рациональная с учетомконъюнктуры мирового рынка и уровней внутренней рентабельности государственнаяэкспортно-импортная политика в сфере минерально-сырьевых ресурсов будетспособствовать обеспечению национальной безопасности и значительной гибкости вовнутренних и внешних экономических связях. Такая политика, в которой доминируеттенденция самообеспечения при разумных объемах экспорта и вынужденного импорта,ориентирована на существенное повышение уровней душевого производства ипотребления минерального сырья и изготавливаемой из него продукции примаксимально полном использовании запасов минерального сырья с учетом ихневозобновляемости./10/
Составной частьюприродного комплекса являются лесные массивы. В России они традиционносчитаются огромными: лесами покрыто 45% территории страны, и наши запасысоставляют около 22% общемировых. Однако, в наших лесозаготовках илесопереработке явно прослеживаются два недостатка. Первый связан сиспользованием лесного фонда: в среднем вырубка не превышает нормативы, но в тоже время происходит уничтожение лесов Урала западных областей России. Второй –с индустриальной переработкой лесоматериалов. По производству фабрикатов издерева, бумаги и картона мы находимся в арьергарде. Россия производит бумаги икартона в 10 раз меньше, чем в США, в 4 раза меньше, чем к Канаде, в 5 разменьше, чем в Финляндии, и лишь немногим превосходит Тайвань.
Агропромышленный комплексвключает в себя три основных сферы: I – отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства; II – собственно сельского хозяйства; III – система отраслей по промышленнойпереработке и сбыту сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Негативной чертой АПКРоссии являются диспропорции буквально в каждой из его основных сфер. Так, всфере I производство силовых машин намногоопережает производство прицепных орудий к ним, производство удобрений – выпускмеханизмов для внесения их в почву и строительство складских помещений. В самомсельском хозяйстве(сфера II)резко отстает развитие кормовой базы животноводства, нерациональна структурапроизводства зерна. В сфере IIIнедостаточны емкости хранилищ, слабо развита тарная индустрия, не хватаетспециализированных транспортных средств, современного торгового оборудования.
По данным таможеннойстатистики, в январе-марте 2006 года внешнеторговый оборот России составил 91,4миллиарда долларов США, в том числе со странами дальнего зарубежья 77,7миллиарда долларов США, со странами СНГ – 13,7 миллиарда долларов США.
Сальдо торгового балансав январе-марте 2006 года сложилось положительное и составило 42,5 миллиардадолларов США.
Экспорт России составил66,9 млрд. долл., в том числе в страны дальнего зарубежья – 57,6 млрд. долл., встраны СНГ – 9,3 млрд. долл.
В товарной структуреэкспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес топливно-энергетическихтоваров составил 71,8% от всего объема экспорта в эти страны, металлов и изделийиз них – 12,4 %, продукции химической промышленности – 5,4%, машин иоборудования – 2,9%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий – 8,1%.
В 2006 г. физическиеобъемы экспорта нефти сырой сохранились на уровне прошлого года, при ростестоимостных объемов на 45,6%. Поставки нефтепродуктов в январе-марте 2006г посравнению с январем-мартом 2005г увеличились на 11,1%, в том числе дизельноготоплива- на 8,2%, мазута – на 15,3%. Выросли физические объемы экспортакаменного угля на 3,9%, природного газа – на 8,8%, азотных удобрений – на17,6%, калийных удобрений – на 16,8%, круглого леса – на 9,0%. Увеличилисьпоставки цветных металлов: алюминия необработанного – на 42,1%, никелянеобработанного – на 8,6%, меди – на 31,2%.
В товарной структуреэкспорта в страны СНГ в 2006г доля продукции топливно-энергетического комплексасоставила 50,3% от всего объема экспорта в эти страны, металлов и изделий изних – 9,7%, машин и оборудования– 17,2, выросли поставки топлива реактивного – в2,7 раза.
Основными торговымипартнерами России в январе-марте 2006г среди стран дальнего зарубежья былиГермания, товарооборот с которой составил 9,5 млрд. долл., Нидерланды – 7,3млрд. долл., Италия – 7,2 млрд. долл., Китай – 5,4 млрд. долл., Турция– 3,3млрд. долл., Польша – 3,3 млрд. долл., Соединенное Королевство – 3,2 млрд.долл., Швейцария– 2,8 млрд. долл., Финляндия – 2,8 млрд. долл., Франция – 2,7млрд. долл../12/

2. Место таможенныхорганов в системе отраслей национального хозяйства
2.1 Влияние таможенныхпошлин на эффективность экономики, состояние национального производства, доходыгосударства и внутренние цены
Внешнеэкономические связиявляются мощным фактором социально-экономического прогресса общества, они могутускорять этот прогресс или замедлять его. Положительное воздействие насостояние национальной экономики и ее эффективность внешнеэкономические связиоказывают при тех условиях, когда они стимулируют развитие экспортногопроизводства и экспорта наукоемкой продукции и продукции, получаемой на основеприменения передовых технологий глубокой переработки сырья, обеспечивают импортпродукции, необходимой для структурно-технологической перестройки страны, атакже первоочередное удовлетворения жизненно важных потребностей страны и еенаселения, не включают импорт экологически опасных, вредных для здоровья людейтоваров, морально устаревшей техники, продукции, подрывающей нравственные устоиобщества. Соображения государственной целесообразности в подобных случаяхдолжны превалировать над коммерческими интересами отдельных субъектов ВЭД.
Система таможенных пошлинпризвана всемерно содействовать целям и задачам ВЭД. При этом возможны такиеситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериямсоответствует интересам страны, но по другим критериям противоречит им инаносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие насоциально-экономическое состояние общества.
Политика государствадолжна быть направлена на получение максимального совокупного дохода от ВЭД иот национального производства.
Такая политика допускаетвозможность сокращения доходов государственной казны от ВЭД, если снижениепошлин или их отмена на определенные товары и услуги способствует росту доходовнациональной экономики и совокупного дохода общества. Но она предполагает и возможностьроста ввозных пошлин на определенные товары для ограничения их доступа нароссийский рынок, если этот импорт подрывает национальное производство иприносит вред экологии, нравственному и физическому здоровью населения.
Ориентация на повышениеэффективности экономики и рост совокупного дохода общества, на охранунравственного и физического здоровья населения страны и улучшение ееэкологического состояния как на главный критерий оценки эффективности системыввозных таможенных пошлин требует высокого уровня качественного анализа иприменения сложного математического аппарата при решении практических вопросов,возникающих при пересмотре ввозных пошлин на конкретные товары. Этимисредствами еще не вооружены наши государственные органы, решающие эти проблемы.Зачастую на практике используются более частные критерии оценки эффективностиизменения пошлин на отдельные товары.
В качестве указанныхкритериев на практике зачастую используются доходы государства и национальныевнутренние цены. Эффективность системы ввозных пошлин и мероприятий по ихизменению определяются по тому, в какой мере они влияют на динамикуотечественного производства соответствующих отраслей, доходов государственногобюджета от внешней торговли и динамику внутренних цен.
Изменение ввозных пошлинсказывается на состоянии внутреннего производства, поскольку пошлины регулируютимпорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов наотечественное производство, вытесняет отечественных производителей свнутреннего рынка. Но вместе с тем оно служит мощным фактором, побуждающимотечественных товаропроизводителей повышать эффективность иконкурентоспособность своего производства, снижать издержки производства иулучшать качество выпускаемых товаров. Противоречивость последствий измененияпошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найденооптимальное решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должномуровне состояние конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественныхтоваропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижатьиздержки, а с другой – не приводило бы к вытеснению отечественныхтоваропроизводителей с внутреннего рынка.
С вступлением России вВТО дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этоймеждународной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно,давая отечественным производителям возможность постепенно адаптироваться кболее низким ввозным пошлинам и более жестокой конкуренции со стороныиностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность консервациитехнической и организационной отсталости отечественного производства.
Этот подход необходимособлюдать и в тех случаях, когда возникает необходимость временного повышенияввозных пошлин на некоторые товары для защиты отечественныхтоваропроизводителей. Нельзя допускать того, чтобы эта защита стала постоянной.Целесообразно при повышении таможенных ввозных пошлин подчеркивать временныйхарактер этой меры и указывать сроки действия повышенных пошлин.
Пересмотр таможенныхпошлин изменяет доходы государства от ВЭД. Фискальная оценка пересмотра пошлиннеизбежна: государство должно заранее знать, как повлияет изменение ввозныхпошлин на его доходы. К сожалению, фискальный подход зачастую играет решающую рольпри оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано. Таможенныеорганы отвечают за полноту сборов таможенных пошлин, НДС и акциза, но не зауровень их ставок. Снижение ставок таможенных пошлин может не перекрыватьпотери бюджета за счет роста внешнеторгового оборота, поскольку этот рострегулируется сложным комплексом внутренних и внешних факторов, которые независят от качества работы таможенных органов.
Ввозные пошлины влияют науровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровеньпошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между нимисуществует прямая пропорциональная зависимость – снижение пошлин приводит кснижению внутренних цен, а повышение их – к росту цен.
На самом деле междутаможенными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественныезависимости.
Во-первых, ввозныепошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета рядадругих элементов цены – акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Этиэлементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставокввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменениемпошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены: при благоприятномдля продавцов соотношении между спросом и предложением рост цен можетопределить рост пошлин; при превышении предложения над спросом рост внутреннихцен может быть минимальным и не обеспечивать роста зависящих от пошлинэлементов цены пропорционально росту пошлин. Следовательно, прямая зависимостьмежду изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она невсегда принимает форму прямой пропорциональности.
Во-вторых, ввозныепошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спросаи предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы,что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.
Например, некоторыетовары могут не производиться в стране, и потребность в них обеспечиваетсятолько за счет импорта. Уровень пошлин и их изменение влияют на размеры импортаи соответственно, на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаевимпортируемый товар производится также и на национальных предприятиях внутристраны. Таможенные пошлины влияют на спрос и предложение двояко: они регулируютмасштабы ввоза и вместе с тем оказывают влияние на динамику внутреннегопроизводства. При оценке влияния ввозных пошлин на внутренние цены надопринимать во внимание оба этих фактора.
В-третьих, уровень пошлиноказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров.Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя темсамым влияние эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-,крупносерийного или массового) на динамику внутренних издержек. Этот факторимеет исключительно важное значение при оценке влияния пошлин на состояниевнутреннего производства и его эффективность, от которых в конечном счетезависят национальные издержки и цены.
Изменение ввозных пошлини оценка их влияний на внутренние цены не укладываются в рамки простыхпересчетов их элементов с использованием элементарного математическогоаппарата, описывающего связи между двумя величинами, находящимися в прямойпропорциональной зависимости. Как уже отмечалось, определение влияния ввозныхпошлин на внутренние цены требует более высокого уровня качественного анализаэтих зависимостей и более сложного математического аппарата для ихколичественной оценки.
Влияние ввозных пошлин навнутренние цены определяется не только общим уровнем этих пошлин, но и ихоптимальностью: система пошлин должна способствовать развитию и повышениюконкурентоспособности и эффективности внутренней экономики, что и должнообеспечить наиболее благоприятные для национальной экономики и потребителейстраны внутренние цены. Уровень и динамика внутренних цен будут определятьсясостоянием и эффективностью национальной экономики. Уровень пошлин можетрассматриваться в качестве одного из факторов, содействующих достижению этойэффективности. Оценка влияния пошлин должна производиться не путем определенияих влияния на отдельные элементы внутренней цены, хотя такой метод оценки какприближенный и сугубо ориентированный отнюдь не исключается, — а путем оценкивлияния пошлин на состояние внутренней экономики и ее эффективность, что иопределяет, в конечном счете, уровень внутренних цен. Для таких расчетов могутбыть применены методы оптимального планирования, которые долгое время и суспехом разрабатывались в нашей стране и были необоснованно забыты при переходек рыночным реформам. /4/
2.2 Принципы и факторыоптимального размещения таможенных органов
Элементом как внешней,так и внутренней политики государства является таможенная политика,представляющая собой комплекс политико-правовых, экономических, организационныхи иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер позащите национальной и решению ее фискальных задач./1/
Таможенная политикагосударства способствует расширению экономических связей, увеличению объемавнешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм, т.е.всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органовгосударства. Таможенная политика реализуется посредством разумного сочетанияполитики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя отиностранной конкуренции и политики и политики фритридерства (свободнойторговли), направленной на расширение внешнеторгового оборота страны иповышение уровня международного разделения труда.
В современной ситуациитаможенная политика призвана обеспечить «тонкую» настройку всего механизмаэкспорта и импорта на всех уровнях управления, нацелить его на интересыотечественного производства, не нарушая правил, признанных мировым сообществом.Таможенное дело – сфера деятельности таможенных органов, осуществляющихтаможенную политику. Важнейшими элементами организации таможенного делаявляются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения ееорганов на территории страны. Таможенная служба строится и функционирует, какединая система таможенных органов Российской Федерации. /2/
Согласно о положении ФТСРФ, Служба обязана обеспечить в пределах своей компетенции единство таможеннойтерритории России, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидироватьрегиональные таможенные управления и таможни, таможенные лаборатории,вычислительные центры, базы материально-технического снабжения,полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации,деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ.
Территориальноеразмещение производительных сил определяется способом производства. Каждойсоциально-экономической формации соответствуют специфические принципыразмещения и своя система территориальной организации общественногопроизводства.
Размещение таможенныхорганизаций по территории страны осуществляется на основе принципов, отражающихкак требования объективных экономических законов, так и политики государства –внешней, военной, экологической, санитарной и т. п.
Важнейшим принципомразмещения таможенного дела является планомерное размещение таможенныхорганизаций, обеспечивающее достижение наивысшей народнохозяйственнойэффективности в целом, то есть наиболее эффективное использование природных,трудовых, финансовых и других ресурсов всех республик и экономических районовРоссии.
Чтобы реализоватьперечисленные принципы размещения таможенных организаций на практике,целесообразно учитывать в совокупности всю систему природных, экономических,социально-исторических, санитарно-экологических, организационных и другихфакторов.
Группа экономическихфакторов включает: общественную потребность в таможенных услугах и возможностьее удовлетворения на основе имеющихся таможенных организаций; трудовые ресурсы;возможности научно-технического прогресса и осуществления строительства.
К природным факторамотносятся свойства территории: географическое положение, климат, рельеф,ценность земель и т. п.
Важнейшим изсоциально-исторических факторов считается уровень развития в районе непроизводственнойсферы.
В настоящее время около90% таможенного оформления товаров производится на внутренних таможнях.Находясь в местах расположения отправителей и получателей товаров, внутренниетаможни могут более эффективно проводить таможенный контроль, взаимодействоватьс налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля.В таможне существуют специальные подразделения, которые осуществляют проверкувнешнеэкономической деятельности получателей и отправителей товаров. Процесс оформлениягруза может потребовать времени: иногда требуются дополнительные документы,экспертиза и т.д. если все эти задачи решать непосредственно на границе, то еепропускная способность будет сведена к минимуму, так как пограничная таможня необладает таким запасом времени и теми возможностями, какими обладает внутренняятаможня.
Осуществление такихзадач, как валютный контроль, где требуется тесное взаимодействие с местнымиотделениями уполномоченных банков и необходимы проверки с выходом напредприятия-участники внешнеэкономической деятельности, было бы невозможно.
Совокупность связей междупредприятиями одного района — участниками ВЭД и обслуживающими их таможнямивыступает как единая система технологических, производственных, экономическихотношений. Чем теснее и длительнее эти связи, тем более закономерен и стабилених эффект.
Чтобы наиболее успешно ина высоком профессиональном уровне проводить политику таможенного оформлениятоваров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территорииРоссии, по месту расположения хозяйствующих субъектов – предприятий,осуществляющих внешнеэкономические связи, ФТС России были созданы внутри странытаможни и таможенные посты, максимально приближенные к крупным индустриальнымцентрам России. Это дало свои положительные результаты, так как повысиласьэффективность таможенного контроля и разгрузились пограничные пункты пропуска.
Критерием экономическойэффективности размещения таможенных организаций является повышениепроизводительности труда, то есть снижение суммарных затрат как овеществленноготруда, так и живого труда работников. Такое снижение может происходить привыборе наиболее оптимального варианта размещения создаваемой таможни.
Эффективность изменений вразмещении таможенного дела выражается системой качественных и количественныхпоказателей. К качественным показателям относится содействие таможенного деларосту экономического потенциала России.
Важнейшим показателемэффективности размещения таможенного дела должно быть снижение затрат натаможенное обслуживание участников ВЭД и транспортировку товаров.
Оптимальным вариантомразмещения и развития таможенного дела является такой вариант строительствановых, расширения, модернизации или ликвидации действующих таможенныхорганизаций, при котором в течение заданного периода времени выполняетсяцелевая функция таможенной системы, а ее значение достигает оптимальныхпараметров./8/
2.3 Внешнеэкономическиесвязи Оренбуржья и стратегические направления внешнеэкономической деятельности
Внешнеэкономическая политика,приобретающая в период коренных государственных преобразований особо важноезначение, зависит от многих факторов: экономических и социальных теорий,внешнеполитической целесообразности, индустриального развития и т. д. но какаябы она не была, таможенно — тарифное законодательство всегда является основнымее проводником и инструментом.
Для объективного анализасостояния внешней экономики, тенденций таможенного законодательства крайневажно применить принцип историзма. Это в полной мере относится к проблемамгосударственного регулирования внешней торговли, географической направленностивнешнеэкономической политики, аспектам регионализации.
У Оренбургской таможниболее чем 250-летняя история. В свои самые первые годы Оренбург уже былфорпостом русской торговли на Востоке, пополнял государственную казнувзимаемыми с купцов пошлинами.
Время не изменилоглавного приоритета в деятельности таможенной службы. Взимание пошлин иобеспечение их поступления в федеральный бюджет в полном объеме, было, есть ибудет в обозримом будущем основополагающей задачей таможенных органов.
Зона деятельностиОренбургской таможни включает 27 районов Оренбургской области и 5 городовобластного подчинения общей площадью 88 тыс. кв. км. (остальные 8 районов и 6городов областного подчинения общей площадью 36 тыс. кв. км. входят в региондеятельности Орской таможни).
В настоящее времяОренбургская область является самодостаточным регионом, с большим резервомэкспортной направленности, конкурентоспособной на мировых инвестиционных рынках.Запасы Оренбургского газоконденсатного месторождения составляют 6% запасов газаРоссии. Промышленный комплекс является лидером экономики Оренбургской области.В нем занято около 22% работающего населения области.
В экспорте товаровпреобладают поставки машиностроительной продукции, топливно-энергетическогокомплекса, продовольственных товаров. В товарной структуре импорта такжепреобладает продукция топливно-энергетического комплекса, черной и цветнойметаллургии, предприятий машиностроения.
По объему экспортаобласть занимает 6 место среди субъектов Приволжского федерального округа, а пообъему импорта – 2-е место после Самарской области.
Основными внешнеторговымипартнерами Оренбургской области являются среди стран СНГ – республикиКазахстан, Украина, Белоруссия, Узбекистан, дальнего зарубежья – Кипр,Финляндия, Иран, Дания.
Общий объемвнешнеторгового оборота товаров, учитываемых в статистике внешней торговли иоформленных в регионе деятельности Оренбургской таможни в 2004 г., составил 1,7млрд. долл. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего годана 378 млн. долл. или на 28%. Причем экспорт увеличился на 26% и составил 1,3млрд. долл. Доля импорта в общей сумме внешнеторгового оборота увеличилась на39% и составила 433 млн. долл. Сальдо внешнеторгового оборота по итогамотчетного 2004 периода было положительным и составило 810 млн. долл.
В становлении и развитиипромышленного потенциала области ведущая роль принадлежит инвестиционнойсоставляющей. Экономика области объективно способствует проведению эффективнойинвестиционной политики, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Упредприятий есть стремление осваивать новые технологии. За последние два годаоколо 50% внутренних инвестиций, полученных по контракту хозяйствующими субъектамиобласти, направлены на приобретение зарубежного оборудования, ноу-хау. Основныеинвестиции были получены из германии, США, Кипра, Швейцарии.
За счет привлеченныхинвестиций в области удалось увеличить добычу нефти, внедрить новые технологиипо ее глубокой переработке и получить высокоактивные неэтилированные бензины.Завершилась реконструкция металлургического производства ОАО «Уральская Сталь»для производства трубной заготовки. Кроме того, новые зарубежные технологиибыли направлены и на развитие социальной сферы. По объему инвестиций,приходящихся на душу населения, Оренбургская область занимает 28 место вРоссийской Федерации.
Мощныйторгово-экономический потенциал области и ее приграничное положение создаютусловия и возможности для развития внешнеэкономической деятельности. По объемувнешней торговли область занимает 16 место среди 89 субъектов РФ. Крупнейшимиэкспортерами области являются: подразделения Тюменской нефтяной компании, АОА«Оренбугнефть», ОАО «Уральская Сталь», ОАО «Орскнефтеоргсинтез», ООО«Оренбурггазпром», ОАО «Оренбургасбест», машиностроительный концерн «Ормето — ЮУМЗ», ОАО «Новотроицкий завод хромовых соединений», ЗАО «Южно Уральскаяпромышленная компания».
Для анализа экспортно –импортных операций конкретного предприятия я выбрала акционерное общество«Уральская сталь» города Новотроицка Оренбургской области.
Компания «Уральскаясталь», образованная на базе ОХМК, является крупнейшим металлургическимкомбинатом с полным металлургическим циклом. Являясь поставщиком таких крупныхотечественных предприятий, как «ГАЗ», «КАМАЗ», «БЕЛАЗ», Челябинскийтрубопрокатный завод, Первоуральский новотрубный завод, «Уральская сталь»экспортирует свою продукцию за рубеж. Так, в 2005 г. «Уральская сталь»поставляла:
— квадратную заготовку изуглеродистой стали – в Турцию, Иран, Корею, Вьетнам, Эквадор, Тайвань;
— толстый лист – в ЮжнуюКорею, Иран, Италию, Испанию, Эстонию, Германию, Бельгию;
— товарные слябы – вИран, Италию, Эквадор, Таиланд;
— полосовой прокат – вИталию, Великобританию, Турцию;
— предельный чугун – вЮжную Корею, Вьетнам, Испанию.
Новотроицкие металлургивозобновили договорные отношения с АО «Жайремский горно-обогатительныйкомбинат», АО «Алюминий Казахстана», АО «Казахогнеупор». АО «Уральская сталь»получило от АО «Испат-Кармет» (г. Караганда) более 85 тыс. тонн угольногоконцентрата, АО «Алаги» (г. Караганда) отгрузило ОХМК первую партию руды вколичестве 8,4 тыс. тонн. В свою очередь, АО «Уральская сталь» направленопартнерам из республики Казахстан металлопродукции на сумму более 37,4 млн.руб.
Подведены итоги работыкомпании «Уральская сталь» за август 2006г. Отмечено увеличение объемовпроизводства по всем основным показателям по сравнению с аналогичным периодом2005г. Так, производительность стали за отчетный период составила 328 470т. (+18,1%), чугуна – 235 882 т. (+ 14,2%), кокса 6%-ной влажности –163 500 т. (+15,9%), агломерата – 216 912 т. (+0,4%), прокататоварного – 264186 т.(+35,3%).
Таким образом,сравнительный анализ предприятия «Уральская сталь» показал развитие ирасширение его экспортно-импортных операций. Экспорт и импорт во многомопределяют значение предприятия как на внутреннем, так и на международномрынке./13/
Учитывая, чтоОренбургская область является приграничной территорией, в области проводитсяцеленаправленная комплексная работа по укреплению приграничного сотрудничества,нормативно – правовому оформлению и укреплению государственной границе.Завершено формирование приграничной инфраструктуры. Развернуты постыветеринарного, фитосанитарного, санитарно – эпидемиологического контроля иконтроля безопасности поступающих импортных грузов. Также Оренбургская областьпродолжает оставаться своеобразным «санитарным кордоном», сдерживающимпроникновение в Россию из азиатских государств нелегальной миграции, контрабандынаркотических средств.
Учитывая стольпротяженный участок российско-казахстанской границы, администрацией областибыли подготовлены предложения по дальнейшему совершенствованиюнормативно-правовой базы приграничных территорий. Для дальнейшего совершенствованияприграничной системы российско-казахстанской границы необходимы целевыеденежные средства. В этих целях следует перераспределять финансовые потоки,оставляя в приграничных субъектах РФ целевым порядком на обустройство границычасть таможенных платежей и штрафов.
В целом, Оренбургскаяобласть имеет устойчивые перспективы развития внешнеэкономического комплекса.По рейтингам зарубежных и российских финансово-инвестиционных компаний,Оренбургская область по инвестиционной привлекательности среди субъектов РФзанимает одно из ведущих мест.
Приоритетныминаправлениями для Оренбуржья в развитии внешнеэкономических связей являются:поддержка предприятий, выпускающих импортозамещающую продукцию; разработкакомплексной программы развития экспортоориентированных предприятий; применениенаиболее эффективной организационно – финансовой схемы привлечения иностранныхинвестиций.
Применительно к спецификедеятельности организации расширение этих направлений должно производиться сакцентированием на следующих моментах:
1. Экспорт: реализация навнешнем рынке товаров, имеющих международные технико-экономическиепреимущества; расширение масштабов производства и обеспечение занятости втехнологических процессах; создание предпосылок для повышенияконкурентоспособности продукции, производимой организацией.
2. Импорт: удовлетворениепотребностей в высококачественном сырье, не производящимися в рамкахнациональной экономики либо производящимися в недостаточном количестве(продовольствие, сырье для предприятий цветной металлургии и т. п.);обеспечение товарами, имеющими технико-экономические преимущества передпродукцией внутренних производителей (кроме важнейших товаров стратегическогоназначения, производство которых нужно поддерживать при любых условиях);модернизация производственного и технологического потенциала организации.
3. Иностранныекапиталовложения: расширение масштабов накопления, проведение реконструкции имодернизации производственной базы организации; создание предпосылок дляпереплетения отечественного капитала с целью укрепления позиций организации навнешних рынках и развития импортозамещающих производств; привлечение передовойтехнологии и опыта рыночного хозяйствования в экономическую систему региона.
4. Обеспечениеэкономической безопасности: создание системы защиты рынка сбыта организации отвозможных негативных воздействий международной конъюнктуры (цикловпроизводства, общих структурных сдвигов); обеспечение гарантированногоснабжения организации необходимым импортным сырьем и товарами; сохранение производства(возможностей быстрого наращивания производстваобеспечение гарантированного снабжения организации необходимым импортным сырьеми товарами; сохранение производства ()хозяйств) ряда важнейших товаровстратегического назначения (технологий аналогичного значения), невзирая наимпортную конкуренцию; дипломатическое обеспечение благоприятных условий длявнешнеэкономической деятельности организации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.