Реферат по предмету "Социология"


Формирование семейной идентичности мужчины и женщины

Эссе на тему: Формирование семейной идентичности мужчины и женщины.
По предмету: Феминология
Подготовила: студентка ФСП и П, ЗФО
Специальность: Социальная работа (медико- социо- пихологическая деятельность).
2007-2008уч.год
Введение
Профессиональная или семейная идентичность мужчин, кажется, в какой-то мере связана с тем, до какой степени они склонны принимать профессиональный или, по крайней мере, не вполне традиционный образ женщины.
Гендерная идентичность
Гендерная идентичность представляет собой специфический тип социальной идентичности индивида и группы. Она не является врожденной, хотя, несомненно, базируется на врожденных половых различиях людей, их заданной биологической программе. Разные исторические эпохи, культуры, цивилизации конструировали гендер и гендерную идентичность по-разному. Российский ученый М.Губогло предложил понимание процесса формирования и функционирования гендерной идентичности как «триединую стратегию: во-первых, как постоянно пополняемый гладезь представлений о гендере, состоящих в свою очередь из гендерного самосознания и гендерного сознания, во-вторых, набор разнообразных форм поведения, реализуемых при исполнении социальных и гендерных ролей, и, наконец, в-третьих, обладание багажом гендерных установок и предрассудков». Ниже мы рассмотрим указанные элементы.
Гендерное сознание можно рассматривать как совокупность представлений о противоположном поле и взаимоотношениях полов на основе исторически сложившихся в данном обществе традиций и норм, а также принятых в нем законов, наделяющих женщин и мужчин определенными правами и обязанностями. Гендерное самосознание включает в себя претензии, ожидания, представления каждого пола о себе и другом поле, понимание гендерных ролей в данном обществе и установки на принятие или непринятие этих ролей, желание или нежелание включаться в социальную жизнь в соответствии с имеющими место в обществе неписаными гендерными «правилами игры». Гендерное поведение соответствует реальному «проигрыванию» принятых на себя каждым полом совокупности гендерных ролей. На него большое влияние могут оказывать конкретные социальные ситуации, а также традиции и нормы того или иного общества. Естественно, все эти три компонента находятся в постоянном изменении, и чем больше общество подвержено глобальным политическим и культурным воздействиям, тем скорее в нем изменяются гендерные роли, гендерное сознание и самосознание.
Можно использовать данное определение для описания тех или иных гендерных различий, эмпирическим путем установленных в исследованиях идентичности белорусского населения. Самостоятельных «чисто гендерных» различий в этих вопросах было выявлено мало, поскольку более важными переменными в социокультурных вопросах выступают возраст и образование. Более того, эти три переменные «работают» только в комбинации, так что можно говорить о гендерной специфике в проявлении социокультурной идентичности белорусов с определенной долей условности.
Выделяют несколько особенностей в проявлении социокультурной идентичности белорусского населения по гендерному признаку. Прежде всего, это религиозная идентичность: степень ее проявления среди мужчин и женщин. Среди тех, кто исповедует религию, в значительной мере преобладают женщины, особенно старших возрастных групп: количественно, женщины на 15-20% превышают число мужчин. По результатам опросов, большинство людей, посещающих храмы, – женщины. Сами женщины значительно чаще мужчин считают себя людьми религиозными. Имеющиеся гендерные различия в проявлении религиозности белорусов весьма характерны для всего постсоветского пространства и отражают современные тенденции в гендерных отношениях к социальным институтам. Женщины в постсоветских странах, включая Беларусь, чаще мужчин считают, что церковь дает ответы человеку на главные проблемы в разных сферах жизни: социальной, моральной, семейной. В среднем, гендерная разница в ответах составляет от 7% по социальным проблемам до 15% в проблемах морали. Общей является только иерархия проблем, по которым мужчинами и женщинами оценивается роль церкви и религии: на первом месте – духовные потребности, далее идут моральные проблемы, семейная жизнь и, наконец, социальные проблемы, где роль церкви признается минимальной по сравнению с другими оцениваемыми сферами.
Следующее различие касается уровня доверия населения к церкви: он выше среди женщин, чем среди мужчин. Например, в национальном опросе (2000 год) из шести институтов, получивших позитивный рейтинг доверия, церковь заняла третье место. Одна из причин доверия к церкви состоит в том, что церковь не была напрямую связана с прежним коммунистическим режимом. Многие связывают с церковью надежды на обретение новой системы верований, с культурными традициями своего народа, его духовным подъемом. Тот факт, что возрождение церкви шло одновременно с переходом общества от коммунизма к плюрализму и демократии, также способствовал росту ее авторитета в глазах простых людей. Поэтому, в отличие от многих других социальных институтов, церковь имеет высокий рейтинг доверия у населения (+0.24), конкурируя за первенство с доверием системе образования (+0.42) и армии (+0.245). Так, 20 % опрошенных полностью доверяют церкви, 44% – скорее доверяют, и только 10% – совсем не доверяют.
Больше всего население доверяет православной церкви. В 2004 г. уровень доверия православной церкви составлял 58%, причем разница между женщинами и мужчинами составляла 10% [2]. В то же время, значительно меньше опрошенных выражали доверие католической и протестантской церкви (большинство просто затруднились с ответом, доверяют ли они этим конфессиям). По опросам, уровень доверия церкви среди белорусов оказался выше, чем в среднем по Восточной Европе.
Есть и другие гендерные различия социокультурной самоидентификации белорусов, представляющие практический интерес.
Третье гендерное различие – поколенческое. Оно менее существенно, но тоже является значимым: женщины чаще мужчин отождествляют себя со своим поколением (разница в ответах составила 7%): 43% мужчин против 50% женщин. Данные различия больше проявляются на эмоциональном уровне, они подтверждаются показателями гендерного сознания и самосознания, а не гендерного поведения. Судя по данным опросов, женщины и мужчины в вопросах самоидентификации часто используют иные, не гендерные критерии, тогда как возраст, образование и материальный достаток являются значимыми в большем количестве вопросов. Для лиц моложе 30 лет в самоидентификации более важна общность по образованию, по профессии, для людей старше 50 лет – религия, соседи, место их проживания В России некоторые исследователи отмечают, что в поколении молодежи гендерные различия имеют тенденцию к нивелированию, что проявляется, в частности, в растущих женских амбициях в бизнесе, в стремлении занимать высокие статусные позиции в управлении, и, следовательно, в сближении показателей профессиональной, образовательной идентичности [см. 6].
В остальных вопросах, включая политические и национальные показатели, значимой гендерной разницы, подтверждаемой эмпирическими данными, не было выявлено. Возможно, что отсутствие значимых гендерных различий по указанным критериям – результат современного (в основном, городского) образа жизни и социализации советских и постсоветского поколения граждан, которых воспитывали изначально на идее признания юридически закрепленного гендерного равенства в обществе. Поэтому такие критерии, как социальный и семейный статус, соседская и территориальная общность, больше не разделяют сообщества мужчин и женщин социокультурными барьерами. И это – историческое достижение белорусского народа и общества.
Однако практически по всем дифференцирующим критериям духовно-нравственной культуры женщины проявляли несколько больше активности, чем мужчины: на 5% больше женщин чаще идентифицировали себя с людьми общих нравственных принципов, сходных читательских вкусов, на 4% — с людьми, ведущими сходный образ жизни, и т.п…
По данным межэтнических исследований, проведенных в других странах, внутри каждого этноса имеют место свои специфические гендерные различия, связанные с культурным и историческим развитием этноса. Однако ввиду того, что в исследованиях, проводимых в Беларуси, преобладали этнические белорусы, пока не представляется возможным статистически подтвердить или опровергнуть подобные гендерные различия.
В заключение подчеркнем, что, поскольку гендерные проявления идентичности во многом проявляются под влиянием воспитания и образования, постольку на государственном уровне необходимо уделять достаточно много внимания их сознательному формированию, соответствующему государственной национальной идеологии. Государство должно заботиться как о предоставлении обоим полам равных социальных возможностей в развитии и самореализации личности, всех видов социокультурной идентичности, так и о поддержании жизнеспособности и нормального развития семейной идентичности.
Семейная идентичность белорусов
Никому, похоже, пока еще не приходило в голову проблематизировать семейную идентичность беларусов. На первый взгляд, она не представляет никакой политической проблемы. Такие национальные ценности, как белорусский язык, суверенное государство, в рамках этнонационализма признаются самоочевидными.
Вопрос о формировании семейной идентичности белорусов уже на уровне здравого смысла расценивается как псевдопроблема. Ориентация в собственном семейном положении предполагается по умолчанию. Точно так же здравый смысл национализма не предполагает сомнений в правомерности национального государства и языка. Однако национальная идентичность оказывается предметом формирования и преобразования, целью которого является она же сама, но в некоем улучшенном варианте.
А ведь профессиональная, возрастная, гендерная идентичность для индивида уж не менее важна, чем национальная. Своя семья ближе и роднее, чем нация, понятая в общем смысле.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотация к курсу «Введение в языкознание»
Реферат Турецкая республика Северного Кипра
Реферат 1. Негізгі құзыреттілік туралы түсінік
Реферат Schindlers List Essay Research Paper Schindlers List
Реферат Политические программы эпохи московской централизации.
Реферат 15 по 20 февраля
Реферат международных корпораций и их роль в мировом хозяйстве
Реферат Population Redistribution Essay Research Paper Population redistributions
Реферат Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации
Реферат Организация производства на предметно-замкнутом участке (непоточное производство)
Реферат «У зим бывают имена…». И не только. Еще у них есть характеры, судьбы и лики. Зима это начало и конец
Реферат The Symbol Of The Sun In The
Реферат Принцип состязательности в уголовном процессе
Реферат The Impact Of The Use Of A
Реферат Тема "втрачених ілюзій" в творах Оноре де Бальзака. "Втрачені ілюзії" та Гюстава Флобера "Виховання почуттів"