Реферат по предмету "Разное"


«У зим бывают имена…». И не только. Еще у них есть характеры, судьбы и лики. Зима это начало и конец

Четырнадцать ликов Зимы «У зим бывают имена…». И не только. Еще у них есть характеры, судьбы и лики. Зима – это начало и конец. Ожидание снега, чистоты, света, елки и , одновременно, тоска сумерек и ледяной холод вьюг, обнажение и умирание. Это радость Рождества и раздумья великого поста. А когда это сложное, яркое и могучее явление выступает в союзе с личностью творца, художника, остро мыслящего, чувствующего и созидающего, получаются великие произведения, такие разные и неповторимые. Наслаждайтесь ими, вспоминайте поэтические строки о зиме, философские метафоры, узнавайте все новые и новые лики Зимы. Лик 1.^ Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593)Зима.1573. Х., м. Лувр. Вблизи картина кажется причудливым натюрмортом из коряг, сухих грибов, рогожки. Но если несколько отступить назад , возникают очертания человеческой головы. Это – Зима, образ старости и пугающей таинственности. Арчимбольдо, создавая свои загадочные образы, использовал изображение фруктов, овощей, горшков, кастрюль и даже рабочих инструментов. Это был особый антропоморфизм, присущий творчеству художника. Антропоморфизм – уподобление человеку, наделение человеческим обличьем и человеческими качествами предметов и явлений неживой природы, растительного и животного мира. Этот прием является очень древним, мы можем видеть его в произведениях первобытных художников, встречается он и в позднейшем искусстве – от эпохи Возрождения до символизма и сюрреализма. Наиболее важные произведения Арчимбольдо были написаны в Праге, где он находился на службе у императоров из династии Габсбургов. Кроме живописных работ, художник исполнял и другие придворные обязанности – создание декораций для праздников, приобретение произведений искусства для императорской коллекции, а также проектирование и устройство водных сооружений. Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Серию картин «Времена года», среди которых была и наша «Зима», Арчимбольдо подарил императору Максимилиану к Новому году. Позднее он исполнил портрет нового императора Рудольфа из сочетания великолепных плодов, цветов и овощей. Картины Арчимбольдо считались странноватыми, хотя им нередко подражали. Признание художник получил только тогда, когда сюрреалисты увидели в нем своего единомышленника, любившего зрительные каламбуры. Лик 2.^ Хендрик Аверкамп (1585-1634)Зимний пейзаж.1608. Дерево, масло, Рейксмузеум, Амстердам. Нидерландский художник Хендрик Аверкамп был великолепным мастером зимнего пейзажа, стал известнейшим живописцем этой темы во всем европейском искусстве. Кажется, будто все население города высыпало на замерзшую улицу развлечься катанием на коньках. Живопись замечательно передает холодное небо северной зимы. Внимание к деталям в изображении оживляет сцену – вот девочка бежит навстречу матери, лает собаку, растянулся на животе упавший мужчина, служанка тянет ведро из проруби. Говорят, Аверкамп был глухим – отсюда его острое зрение и неправдоподобная способность к передаче мельчайших подробностей в картинах. Такие жанровые картины малого формата были очень востребованы в Голландии. Их охотно покупали не только коллекционеры, но и горожане с достатком для украшения жилища. Его картины высоко ценились за тонкую передачу эффектов освещения. Он был одним из родоначальников реалистической пейзажной живописи XVII века.В музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина тоже есть зимний шедевр Аверкампа. Стоит сходить и посмотреть этого мастера в оригинале.Лик 3^ Никола Пуссен (1594-1665)Зима. (Всемирный потоп)1660-1664. Х., м. Лувр Великий французский художник-классицист Никола Пуссен часто работал в жанре аллегорического пейзажа. Его творческий путь завершает прославленный пейзажный цикл «Времена года» . Цикл в прямом и точном своем значении. Здесь обобщены размышления о жизни и смерти, о судьбах человека и человечества. Здесь представлены друг в друге бытие природы, человеческая история и жизненный путь индивидуума. Существует иерархия - жизнь отдельного смертного представляет собой минимальный цикл и как бы вписано в раму истории человеческого бытия в целом, а последнее в еще более грандиозных масштабах воспроизводится в космическом бытии Вселенной, представляющей максимальный жизненный цикл. В картине «Зима. Всемирный потоп» мы видим, как хаос овладел миром. Гибнет все живое. Мир лишился цвета. Но над всем этим присутствует некий абсолютный логический порядок, строгая организованность. В композиции все упорядочено: по планам построено пространство (контрастируют затененная авансцена и освещенные дальние планы), уравновешены объемы скал, красив и ритмичен рисунок рук и фигур. Если мир изображаемый погружается в хаос, уходит в небытие, то мир изображающий – мир, исполненный гармонии линии и красок, - сохраняет свой нерушимый строй. Это воплощение борьбы Хаоса с Космосом – эффект, который древние называли «катарсисом» Катарсис от греческого «очищение». Согласно воззрениям древних музыка, драма, искусства способны «очистить страсти», освободить душу и дух человека своим благотворным влиянием. Страдания очищают душу. Зима знаменует конец жизненного цикла, но она же и начало новой жизни. ^ Лик 4Питер Брейгель Старший (1525-1569)Охотники на снегу. (Зима). 1565. Дерево, масло. Музей истории искусства. Вена. Произведение поражает естественностью открывающегося зрителю пейзажа. Но какой холодный этот мир! Здесь нет теней, ибо нет солнца. Снег покрыл землю и небольшие растения, а на заднем плане громоздятся гигантские обледеневшие горы. В картине господствуют два «холодных» тона: белый цвет снега и бледно-зеленый – неба и льда. Все живое – люди, деревья, собаки, птицы – изображено темными цветами и это усиливает ощущение холодной неподвижности. Хотя нет: жизнь продолжается, дети, несмотря на мороз, резвятся на льду. На переднем плане понурые фигуры усталых охотников и озябших собак. Возле дома разведен костер, на котором опаляют свиную тушу. Забой домашней скотины на фоне зимнего дня – традиционный сюжет нидерландской живописи XVI века. Брейгель смягчает его, делая как можно менее «кровавым». Жаркий огонь с летящими красными и золотыми искрами усиливает ощущение холодного зимнего дня. Эта картины входит в серию «Месяцы» («Времена года»), заказанную Брейгелю брюссельским банкиром Николасом Йонгелинком. Сохранилось лишь пять работ этой серии. Соотносится данная работа, скорее всего, с январем. Заснеженная панорама на заднем плане заставляет вспомнить об альпийских пейзажах, глубоко поразивших художника во время его путешествия в Италию. О жизни художника мы знаем мало подробностей, известно лишь где он работал, учился, кто были его заказчики. Вместо подробного жизнеописания нам остались его прекрасные работы, среди которых «Падение Икара», «Слепые», «Нидерландские пословицы», «Игры детей». Рассматривайте их, и они расскажут вам о мастере гораздо больше сухих слов биографии.Лик 5^ Каспар Давид Фридрих (1774-1840)Зимний пейзаж. 1811. Х.,м. Государственный музей, Шверин. Фридрих был крупнейшим пейзажистом раннего немецкого романтизма. Его интересовали экстремальные ситуации в природе, погоде, во взаимоотношениях человека и окружающего мира. В картинах художника есть стихийная мощь, грозная и почти мистическая беспредельность мироздания, тайна. Его пейзажи всегда наполнены рассеянным, таинственным мерцающим или вспыхивающим освещением (чаще лунным, чем солнечным).. . Источники света в них – чаще всего закаты коротких зимних дней, когда рассветные сумерки незаметно переходят в вечерние. Однажды о Фридрихе написал его друг – художник, философ, естествоиспытатель и врач Карл Густав Карус: “Сумерки были его стихией». Его пейзажи почти всегда печальны Друзья и недруги часто упрекали Фридриха в том, что в его картинах совсем отсутствует веселье. Он ответил в одной из заметок, что не веселье движет человеческой душой в ее стремлении к высшему. У него вечно повторяются и комбинируются одни и те же мотивы: дикие горные тропы, пустынные морские побережья, безлюдные пашни, кладбища и древние гуннские могилы, и – корабли: корабли в утреннем тумане, корабли в сумерках, корабли в открытом море, корабли во льдах. Но их объединяет общее правило: человек всегда один на фоне бесконечной природы и невероятно мал, потому что видим с высоты. Его фигуры всегда обращены к зрителю спиной. Люди напряженно вглядываются вдаль. Ищут, ждут… В этом страшноватом пейзаже не по сезону одетый человек, сгорбленный и усталый, стоит среди умерших деревьев. Большинство из них срублено, огромное дерево на переднем плане падает от старости, обломанные ветви другого напоминают о какой-то буре. В мире умирает все – природа и человек. Безгранично, глубоко, насыщенно лишь небо, мерцающие краски которого объединяют все тональности картины, вбирают их в себя. Одиночество человека в земном мире, но открытость мира вышнего – вот главный мотив творчества Фридриха. Лик 6^ Иван Иванович Шишкин (1832-1898).«На севере диком…»1891. Х., м. Киевский государственный музей русского искусства. К 50-летию со дня смерти Михаила Юрьевича Лермонтова петербургским издателем П. П. Кончаловским было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Иван Иванович Шишкин, создавший иллюстрации к двум стихотворениям: «Родина» и «На севере диком...». Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать и картину маслом «На севере диком…». Когда ее увидел художник Бялыницкий-Бируля, человек весьма требовательный, он сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив». В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз выезжал в Мери-Хови, поместье на берегу Финского залива, где жила его дочь. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты чрезвычайно заинтересовали Шишкина. На мызе у дочери им были написаны не только «На севере диком…», но и «Морозный день», «К вечеру». По композиции, технике исполнения и световым эффектам картина не совсем типична для творчества И.И.Шишкина. Он был трезвым реалистом, а когда создавал поэтические обобщенные образы, они были наполнены эпическим духом. Здесь же явное романтическое настроение. Однако оно спровоцировано не только духом лирики Лермонтова, но и увлечением романтическими пейзажами А.Куинджи, которые поразили общество в 1880-х годах.Лик 7^ Клевер Юлий Юльевич (1850-1924)Зимний закат в еловом лесу. 1889.Х.м. Иркутский областной художественный музей. Юлий Клевер сейчас почти совсем забыт. А ведь в конце XIX века он был одним из самых популярных и востребованных живописцев. Когда ему было всего 23 года, две его картины были куплены в личную императорскую коллекцию. Позднее две его работы приобрел П.М.Третьяков, девять находятся в Русском музее. Любовь императорской семьи к его творчеству повлекла за собой моду на живописца, на него посыпался золотой дождь важных заказов, академические чины и прочие блага, не всегда полезные для художника. Клевер не стремился к точности изображения и свободно жертвовал ею ради выразительности картины в целом. Он охотно писал осень и зиму с их суровыми и резкими декоративными эффектами. В отличие от пейзажистов своей эпохи (кроме А.И. Куинджи), он ценил выразительность подчеркнутого пятна, силуэта, контура: они часто играли большую роль в его картинах. Современники Клевера, его почитатели, утверждали, что художник пишет ново, смело, самобытно, а произведения его заставляют сильнее любить север отечества. В его картинах присутствовала понятная сказочность, такой же понятной, песенной была придуманная драматургия пейзажа. Не случайно, до революции, с его произведений так любили делать рождественские открытки. Лик 8^ Суриков Василий Иванович (1848-1916).Взятие снежного городка. 1891. Х., м. ГРМ На картине представлена народная удалая игра на масленичной неделе: всадник должен был разрушить ледяную стену, в то время как защитники крепости отбиваются хворостинами, пугая его лошадь. Сюжет из сибирского быта хранил традиции глубокой старины, столь близкие художнику: «Написал я тогда бытовую картину «Городок берут». К воспоминаниям детства вернулся, как мы зимой через Енисей в Торгашино ездили. Толпа была, и конь черный прямо мимо меня проскочил. Важно, чей конь первый сквозь снег прорвется. Там в санях справа мой брат Александр сидит. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез». Это картина народного веселья, созданная в безрадостный жизненный период (двумя годами ранее художник похоронил горячо любимую им жену). Здесь – живописная яркость, свет, удаль, свежесть; это поиск новых сил, жизненной опоры; это тяга к возрождению. Именно с этого произведения начнется новый период в художественной биографии Сурикова – от трагически осмысленных исторических сюжетов к позитивному освещению героических страниц национальной истории. Лик 9^ Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897).Сухарева башня. 1872. Х.,м. ГИМ А.К.Саврасов был основоположником «пейзажа настроения» в русской живописи. И.Левитан писал, что «с Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».    Городские московские пейзажи Алексея Саврасова вместе с созданными им изображениями ближних окрестностей родного города представляют собой уникальную страницу отечественного художественного "москвоведения". В отличие от произведений большинства других живописцев, они несут в себе поэтическое чувство связи архитектуры древней столицы и природы. К лучшим московским картинам относится и «Сухарева башня", написанная Саврасовым к двухсотлетию со дня рождения Петра I.  В связи с юбилейными торжествами проводился конкурс, в котором должны были принять участие московские художники. Алексей Кондратьевич Саврасов задумал написать для этого конкурса картину. Проезжая почти каждодневно вблизи Сухаревской башни, он все больше и больше склонялся к мысли, что хорошо бы изобразить это готическое остроконечное здание, столь дерзко возвышающееся над небольшими каменными и деревянными домами. Эта идея казалась ему удачной: ведь башня непосредственно связана с памятью о Петре. Это оригинальное сооружение было построено по указу Петра Первого в честь командира единственно оставшегося ему верным стрелецкого полка Лаврентия Сухарева.     Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной. Запечатлев красно-белую башню на фоне розоватого предвечернего неба со стаями птиц, летящих на ночлег над заснеженными крышами домов и покрытыми инеем деревьями, художник сумел передать ее гармоническую связь с природой и в то же время гордый порыв ввысь.Лик 10^ Добужинский Мстислав Валерианович(1875-1957).Петербург. 1914. Х., м. ГРМ Мстислав Валерианович Добужинский был сыном офицера, поэтому семья его часто переезжала из города в город. Но, мальчиком поселившись в Петербурге, он полюбил этот город особенно, в этой любви было восхищение и почти языческий страх одновременно. Город был средоточием великой культуры, но он был и скопищем трущоб, страшных дворов-колодцев и дымных труб фабрик. Петербург становится главной темой его творчества. Чаще всего художник изображал город зимой. Для этого, «самого умышленного» города на свете не была характерна цветность. Зимой обнажалась его линейная строгость, резкость, контурность. « Но не только эта единственная красота Петербурга стала открываться моим глазам — может быть, еще более меня уколола изнанка города, его “недра” — своей совсем особенной безысходной печалью, скупой, но крайне своеобразной живописной гаммой и суровой четкостью линий. Эти спящие каналы, бесконечные заборы, глухие задние стены домов, кирпичные брандмауэры без окон, склады черных дров, пустыри, темные колодцы дворов — все поражало меня своими в высшей степени острыми и даже жуткими чертами. Все казалось небывало оригинальным и только тут и существующим, полным горькой поэзии и тайны», - писал Добужинский в своих воспоминаниях «Петербург моего детства». Там же он подробно описывает вид из казенной квартиры, где жила его семья, во двор Михайловского училища. Этот двор – не просто часть петербургского пейзажа, в нем мечты, фантазии и страхи ребенка. Затейливы узоры веток, теней, следов, в которых можно увидеть глубокий смысл только детским неторопливым взором. Лик 11^ Кандинский Василий Васильевич (1866-1944)Казаки. 1910-11. Х.м, Лондон, галерея Тейт. В этой полуабстрактной, необъяснимо притягательной композиции очертания холмов и фигуры казаков с саблями включаются в движение отвлеченных форм, контуров и цветовых пятен. Изломанная линия ландшафта, снег, отражающий синеву неба, красные пятна папах, рифмующихся с другими красными пятнами (крови?). Грязно-желтые отблески солнца, черные мятущиеся, колющие линии, и вдруг – все соединяющая - радуга. Соединяющая всю цветность картины, пренебрегающая несвоевременностью (радуга - зимой), выполняющая свою библейскую роль – завета. Я прочитала это так, а как вы? Кандинский считал, что подлинный художник стремится к выражению исключительно внутреннего, сущностного видения. А значит абсолютно субъективного, индивидуального. Получив первоначально юридическое образование, Кандинский вскоре осознал, что его настоящее призвание – искусство, и стал одним из выдающихся первооткрывателей «чистой» абстрактной живописи. После длительного пребывания в Мюнхене он вернулся в Россию, где в 1914-1922 годах занимался педагогической деятельностью, основал Российскую академию художественных наук. Влияние русской культуры сказалось в его обращениях к иконописи, к мотивам народного творчества. Некоторое время он преподавал в Баухаузе, прославленной школе современного дизайна. Кандинский осознал значение абстрактного искусства, когда обнаружил в нем «необычайную красоту, излучающую внутренний свет», еще не поняв, что то был свет его собственного творчества, увиденного изнутри, в обратной перспективе.Лик 12^ Кончаловский Петр Петрович (1876-1956).Окно поэта. 1935. ГТГ П.П.Кончаловский, блестящий русский художник, один из основателей общества «Бубновый валет». С одной стороны, он очень трепетно относился к традициям реалистической русской живописи, восприняв ее глубину, задушевность. Любимым его русским автором был В.И.Суриков, он не только воспринял уроки его мастерства, но и породнился с ним, женившись на его дочери. С другой стороны, он был открыт новшествам современного ему, авангардного искусства, любил П.Сезанна, экспериментировал с цветом и формой. Чаще всего он работал в жанре портрета и натюрморта. Были и особенно любимые темы, например образ А.С.Пушкина. В 1935 году он написал картину «Пушкин. Вдохновение», где изобразил поэта, сидящего с поджатыми ногами на разобранной постели, грызущего перо и смотрящего в морозное окошко своего дома в Михайловском. Критики разбранили картину, по их словам, она не соответствовала величию образа национального гения. Художнику пришлось «причесать» полотно, но вдохновение ушло, это уже не был его Пушкин. Тогда-то и появилась незатейливая картина «Окно поэта» . Это то, что видит Пушкин, что он любит, что его вдохновляет. Это честное, лирическое и, по-пушкински, изящное произведение.Лик 13^ Остроумова-Лебедева Анна Петровна(1871-1955).Летний сад в инее. 1942. Б., акварель. Пермская государственная художественная галерея. А. П.Остроумова-Лебедева - русская художница, представительница русского модерна, выдающийся мастер видовой гравюры. Была членом объединения «Мир искусства», всю жизнь прожила в Петербурге. Этот город был главной ее темой.Строгая красота города, его гармоничные образы, памятники архитектуры, Летний сад – запечатлены на ее акварелях, литографиях и гравюрах.Случалось, что она несколько раз возвращалась к одному и тому же виду. Изгиб Фонтанки у Пантелеймоновского моста, рядом с Летним садом и Михайловским замком, появляется на ее акварели 1929 года. Зима легкая, свежая и прозрачная, выбеляющая мрачные краски домов и мутную реку. Тот же фрагмент она повторяет в 1942 году. Блокадный Ленинград, который она не покинула. Зима тяжелая, морозная, все остекленело вокруг. Нет света, исходящего от снега, напротив, тревожная обесцвеченность, муть, охватившая прекрасный город.Почитайте «Автобиографические записки» этой прекрасной художницы. В них столько глубочайшего понимания души и поэзии Петербурга, которого она знала всяким - и парадно-торжественным, и игривым, и романтическим, и пугающим, и умирающим. Лик 14^ Маврина Татьяна Алексеевна (1902-1996).Звенигород. 1969. Бумага, темпера, гуашь. Татьяна Алексеевна Маврина - русская художница, мастер графики и книжной иллюстрации. Первые ее работы относятся к 1920-м годам, когда она вместе со своим мужем Н.В.Кузьминым была членом группы «Тринадцать» (1929-1931), где преобладали художники, стремившиеся отстоять принципы артистизма, независимого от идеологии новой власти. В 1930-е годы много работала как художник книги, писала экспрессивно-живописные станковые вещи в духе «тихого искусства». Хотя Маврина часто обращалась и к живописи маслом, ее излюбленными техниками были рисунок тушью, а также акварель, гуашь и темпера. Главным источником мотивов со временем стали впечатления от поездок и прогулок по Загорску (ныне Сергиев Посад), Угличу, Ростову Великому, Александрову, Суздалю, Переславлю-Залесскому , Звенигороду, составившие многолетний цикл По старым русским городам (1942-1968). Параллельно шла работа над иллюстрированием сказок (оформление детских пушкинских книжек Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, 1949; Руслан и Людмила, 1960; У лукоморья, 1961, а также сборников — По щучьему веленью, 1958; Русские сказки, 1963). В 1960-е годы обе линии, пейзажная и сказочная, слились в общее русло, породив новый стиль, впитавший наряду с повседневным бытовым жанром, массу мотивов из лубка, изразцов, расписных прялок, пряничных досок. Любимым автором Т.Мавриной был Ю.Коваль, с которым она сделала множество книг. Среди них одна из самых блестящих – «Снег». Это удивительно чистое, детское, трепетное восхищение русской зимой. Церковь Успения на Городке в Звенигороде является главным стержнем нашего пейзажа, центром притяжения всех линий, цветовых пятен, фигур. Это высокая гора, которая вместе с ярким голубеющим снегом, излучает свет радости и преображения, доброго и радостного покоя.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.