Реферат по предмету "Социология"


Формирование общественного мнения

Введение
 
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большимтрудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтомусуществует множество точек зрения на проблему его определения. Только вотечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.
Общественное мнение зависит от того общества, в котором оноформируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностейи степени демократизации общественного строя.
Изучение общественного мнения – очень актуальная проблема так, какобщественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходятв обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами приобъективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции егоизменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками,узнать реальную расстановку политических сил.
Анализ общественного мнения имеет не только большое практическое,но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе.


1.Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объекти субъект общественного мнения
Общественное мнение – это оценочные суждения большинства членовбольших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессамдействительности.
Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли вгосударственной жизни уделено много места в знаменитом трактате «Государь»итальянского мыслителя и государственного деятеля Н. Макиавелли. В XVII–XVIII вв. словами«общественное мнение» обозначалось представление о политическом мнении публики иизбирателей, проявляющееся вне парламента в противоположность их гласномуобсуждению политических вопросов в парламенте. С конца XVIII в. этот термин сталобщепринятым.
В Новое время общественное мнение анализировалось в работаханглийских философов Т. Гоббса, Ф. Бэкона и Дж. Локка. В работе«Опыт о человеческом разуме» Локк выделил три группы законов, которым долженподчиняться человек в своем поведении: божеские, человеческие и общественногомнения. Он рассматривал общественное мнение как проявление нравственности исчитал, что люди при оценке своих поступков обращаются не только к религиознымзаповедям, гражданским законам, но и к общественному мнению. Положение Локка обобщественном мнении как мере «нравственного» и «безнравственного» позволило вдальнейшем социологам исследовать роль общественного мнения в нравственнойжизни, а также обосновать такую специфическую особенность мнения какоценочность. Т. Гоббссчитал, что мнение есть отражениеопределенных социальных потребностей. Поступки и деятельность людей обусловленыих мнениями, и если эффективно управлять мнениями людей, это приведет кэффективному управлению их деятельностью, что позволит добиться мирного решениясоциальных проблем. Гегель, подразделив общество на «гражданское общество» и«государство», стремился доказать, что только государство способно решатьпроблемы, затрагивающие интересы всего общества. Народ наделен субъективныммнением, государство же имеет своим определением объективные, а не субъективныемнения. Общественное мнение есть неорганический способ обнаружения того, чтонарод хочет и что он думает. То, что, действительно, проявляет себя вгосударстве, должно, разумеется, действовать органически, и это имеет место вгосударственном строе, – писал Гегель.
Французский социолог Г. Тард, считал, что общественноемнение творит публика. границы которой весьма расплывчаты, а основная чертапублики есть движение мнений, которое она порождает. Тард отмечал, чтообщественное мнение представляет собой определенную совокупность размышлений иответов на вопросы современности. Мнение – это статистическая система,управляемая и логикой, и чувствами и разделяемая разным количеством человек отнескольких десятков до нескольких миллионов. Тард писал, что мнение – этомгновенная и более или менее логичная группа суждений, которые отвечая наактуальные вопросы, воспроизводятся во множестве экземпляров у людей одной итой же страны, одного времени и одного общества. Высказанное индивидом суждениераспространяется на все общество и становится общим. В.М. Хвостовсвязываетпроцесс зарождения общественного мнения с интересами классов и социальныхгрупп. Он придавал особое значение роли народа в создании общественного мнения.Так как выражение отношения в форме одобрения или осуждения, пожелания илитребования составляет один из важных признаков общественного мнения, Хвостовопределяет общественное мнение как отношение, которое общество принимает ккакому либо вопросу или событию, причем члены общества сознают своюсолидарность в воззрениях по данному вопросу.
Общественное мнение отражает все или почти все стороны жизниобщества. Оно включает в свое содержание те же рациональные, волевые иэмоциональные моменты, что и специфические формы общественного сознания. Так,если мнение высказывается по политическим или нравственным вопросам, то оно темсамым включает в себя и политические, и нравственные идеи, т.е. рациональныемоменты.
Общественное мнение широко охватывает также сферу чувств, так каконо оценивает поступки людей, одобряет, или осуждает их. Чувства расположения,симпатии или гнева, ненависти всегда присутствуют в общественном мнении.
Ключевыми понятиями феномена «общественное мнение» являютсяпонятия объекта и субъекта. Объектамиобщественного мнения выступаютфакты, события и процессы. Субъект общественного мнения – это доминирующеебольшинство того или иного общества. Субъектом общественного мнения выступаетне любая группа людей, а большие человеческие общности.
Мнения – это суждения людей, выражающие их отношения к фактам,явлениям, процессам действительности, их оценку. Особенность мнений как оценочныхсужденийсостоит в том, что в них выражается и субъективное отношениелюдей к объекту. Для выяснения специфики мнения важно рассматривать его какнеобходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, вотношении человека, социальной группы с окружающим миром. В процессе такоговзаимодействия высказываются оценочные суждения, которые выступают в качестверегулятора отношений поведения людей. Специфика состоит в том, что в суждениивыражается отношение к чему-либо в форме одобрения или осуждения, пожеланияили прямого требования. Возникает данное отношение в связи с наличиемпротиворечивых суждений и высказывается общественностью. [8]
Мнение зависит не только от знаний, но и от интересов людей, ихмировоззрения. Выражение отношения в формах одобрения или осуждения, пожеланияили требования составляет один из важных признаков общественного мнения. Вобщественном мнении всегда выражается определенное отношение людей к решениютех или иных вопросов общественной жизни, к деятельности правительства,политических партий, к отдельным личностям. Как мнению большинстваобщественному мнению присуще внутреннее единство.
Другим важным признаком общественного мнения является то, что оноформируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникаетв связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам. Важнымпризнаком общественного мнения является не только то, что оно публичновысказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено.
Общественное мнение как суждение, выражающее обыкновенное сознаниелюдей, не основывается на научных положениях, однако нельзя рассматриватьналичие в общественном мнении ложных представлений его специфической чертой.
Мнения весьма подвижны. Особенность их такова, что сизменением условий, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинствасегодня может стать мнением большинстве или единодушным мнением, и наоборот.Изменчивость, подвижность мнений делает необходимым анализ всей их совокупности.
В процессе социологического изучения общественного мненияфиксируется прежде всего направленность мнения (положительное илиотрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляетсястепень интереса к проблеме, ее дискуссионность. Ставится задача определить нетолько отношение людей к какой-либо проблеме, но и их суждение о возможных,наиболее эффективных путях решения этой проблемы. Подобные исследованияявляются необходимым элементом принятия управленческих решений. [7]

2.Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественныммнением
Формирование общественного мнения осуществляется стихийно исознательно. Эволюция и развитие общественного мнения начинается с установлениясемейного очага, образования клана и племени.
Если раньше до образования этих союзов действиями человекаруководил исключительно эгоизм, то с этих пор начинается впервые регуляциядействий человека с точки зрения интересов союза. Руководством такогорегулирования везде и всюду является так называемое общественное мнение,определяющее добро и зло с точки зрения интересов общества, а не с точки зренияодних личных стремлений.
Позднее был создан аппарат суда, но суд не устранил силы изначения общественного мнения, играющего огромную роль как в примитивныхобществах, так и в развитых социальных организациях. При этом общественноемнение является более тонким инструментом в оценке человеческой деятельности,нравственных поступков, помыслов и нравственных чувств человека, которые немогут быть оценены судом вообще. Общественное мнение выносит свою совершенноопределенную оценку нравственному поведению.
С общественным мнением связываются и такие общественные явления,как популярность, известность, которые являются для многих побудителем кдействиям, имеющим общественный характер и общественный интерес.
К причинам или движущим силам общественного мнения следует отнестимассовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей. [8]
С процессом становления общественного мнения связаныэкономические, духовные и социальные потребности.Потребности людей нетолько влияют на динамику общественного мнения, но выступают в качестве ееглавного фактора, так как заключают в себе испытываемые людьми глубокиепобуждения к достижению определенных условий жизни и развития. Стремление кудовлетворению потребностей и выражается через оценки, умонастроения, суждения.
В результате складывается общественное мнение, в которомотражается содержание и характер той потребности, которая вызвала его к жизни. Осознанныемассовые потребности людей выступают причиной зарождения и формированияобщественного мнения в силу того, что выступают в качестве мотивов различныхобщественно-психологических процессов внутренне присущих самой природе этогомнения.
Возникая на основе потребностей и сохраняя с ними тесную связь,интересы выражают специфическое отношение людей к тем объектамдействительности, которые представляют для них большую значимость иэмоциональную привлекательность. По сравнению с потребностями они выступаютболее сильным побудительным мотивом для возникновения общественного мнения. Тесобытия и явления действительности, которые вызывают к себе интерес не толькоотдельных людей, но и порождают массовый интерес, становятся центромобщественного внимания, оценок и эмоций.
Помимо потребностей и интересов на содержание и направленностьобщественного мнения большое влияние оказывают ценностные ориентации.Ценностныеориентации представляют собой соединение рассудочного и чувственного отношенияк предмету общественного мнения. Формирование общественного мнения идет на двухуровнях: эмоциональном и рациональном. Наиболее действенным и устойчивымявляется то мнение, которое захватывает как сферу чувств людей, так и сферуразума. В нем могут быть выражены не только ненависть или надежда, но ирационально обоснованная позиция его субъекта.
Таким образом, общественное мнение как публично выраженное ираспространенное мнение является выразителем общих интересов людей.Егоформирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений, поскольку небывает полного совпадения интересов людей, их желаний и устремлений.
Общественное мнение подвержено манипулированию в силу того, чтоскладывается не только сознательно, но и подсознательно, включая и своесодержание как суждения здравого смысла, и предрассудки, мифы. Для него могутбыть характерны эмоциональная взвинченность, психическая неустойчивость. Манипулированиеразрушает основы, на которых держится общественное мнение: определенную системуценностей, установки, стереотипы. Сегодня средства массовой информации объединяютлюдей вокруг себя и творят их сознание по своему подобию. Мнение формируемоеподобным образом, выступает не мнением большинства, а мнением некой новоймассы. С наступлением массового общества телевидение и пресса становятся основнымсредством формирования общественного мнения, которое создается, или меняется вугоду социального заказчика. При этом зритель не может ни возразить, ни узнать,как много людей разделяют его мнение. [8]
Общественное мнение проявляется в действии сознательных ибессознательных (иррациональных) факторов. Бессознательная составляющаяобщественного мнения включает в себя: проявления интуиции, инстинктов,неосознанных волевых импульсов, мифов, традиций, стереотипов, символов и т.д.Поэтому большое влияние на его формирование оказывают различные феноменымассовой психологии, в первую очередь различного рода слухи. Слухиотносятсяк числу наиболее влиятельных и активно циркулирующих явлений духовной жизнилюдей и остаются объективно неизбежным атрибутом межличностной коммуникации.Слух – информативное сообщение, основу которого составляют правдивые или ложныесведения о реальных или вымышленных фактах, событиях, явленияхдействительности. Процессу формирования общественного мнения под воздействиемслухов присущи противоречивость и стихийность. Он протекает довольно быстро, исложившееся общественное мнение существует относительно недолго. Общественноемнение под воздействием слухов может принимать форму не столько обычногооценочного суждения, сколько прямого жесткого требования. Общественное мнениеразличается в зависимости от того, под влиянием какого типа слухов оносформировалось. Так, общественное мнение, сформировавшееся под воздействием стихийныхслухов, возникает спонтанно при активизации таких факторов, как жалость,ненависть и т.д. Подобное общественное мнение скоротечно и противоречиво.
Общественное мнение, сформировавшееся под влиянием предупреждающегослуха, направлено на предостережение людей о нежелательном явлении или событии.В отличие от мнения, возникшего под воздействием провокационногослуха,в нем практически отсутствует агрессивность.
Мнение, сложившееся под воздействием правдоподобного слуха,содержит некоторые элементы достоверных фактов, правда, вместе с домыслами и догадками.
Выделяют «слухи-желания», «слухи-пугала», агрессивные слухи.Мнение, сформировавшееся под влиянием «слухов-желаний», укрепляет в людяхнадежду на что-либо или усиливает разочарование. Мнение, сформировавшееся подвлиянием «слухов-пугал», является формой массового возбуждения,сопровождаемое деятельностью людей по избавлению от возможной опасности.Наиболее негативным по своим последствиям является мнение, сложившееся подвлиянием агрессивного слуха, так как характер функционирования этого мнения определяетсяненавистью, подозрительностью, враждебностью.
Особое место в процессе формирования общественного мнения занимаетвера.Познание душевных основ бессознательного открывает возможности длявоздействия на содержание общественного мнения, его направленность, тенденцииизменения. [8]
Становление общественного мнения есть процесс очень сложный. Онопределяется не только влиянием движущих сил деятельности людей, таких, какпотребности, интересы, ценности, установки, стереотипы. На содержание иинтенсивность формирования общественного мнения влияют все массовидныедуховно-психологические образования, существующие в обществе. Кроме того, наформирование и динамику развития общественного мнения влияют экономическиеполитические, правовые, нравственные и другие условия.3. Понятия «субъект общественногомнения»; «выразитель общественного мнения»; «мнение общества»
Субъект общественного мнения – этобольшая устойчивая общность людей, которой принадлежит то или иное мнение, спозиций интересов которой оно высказывается.
Выразителем общественного мненияявляется любое объединение людей, выступающее его носителем, в томчисле инициатором его формирования. В качестве его выразителя, инициаторавыступает, как правило, общественность, за которой всегда стоят социальныегруппы, классы с их интересами. [8]
Сегодня на роль выразителей общественного мнения претендуютразличные общественные организации, политические партии. Однако, присовременной политической ситуации зачастую такие организации аппелируютпонятием «общественное мнение» необоснованно. Исследования общественного мнениятакими организациями нередко представляют собой средства манипулирования этиммнением. Такие организации могут по-своему корректировать выражаемое ими мнениев соответствии с собственными интересами.
В каждый данный момент в обществе существует множество мнений,принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемым по самымразличным вопросам. Для обобщения всей совокупности мнений в социологическихисследованиях принято употреблять понятие «мнение общества». Еслиобщественное мнение – это мнение большинства, то мнение общества включает всебя как мнение большинства, так и мнения отдельных групп общества. Такаясовокупность мнений представляет особый интерес для исследователейобщественного мнения, так как любое из этих мнений в любой момент подвоздействием определённых факторов может стать мнением большинства,общественным мнением.

Заключение
Общественное мнение – это состояние массового сознания,заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, кдеятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражаетпозицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам,регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждаетопределенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества вцелом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значениеобщественного мнения определяются характером социальной структуры общества,уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод.Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствахмассовой коммуникации, опросах населения и др. [4]
Объектамиобщественного мнениявыступают факты, события и процессы. Субъектом общественного мнения являетсядоминирующее большинство того или иного общества. Выразителем общественногомненияявляется любое объединение людей, выступающее его носителем.
К причинам или движущим силам общественного мнения относятсямассовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.
Общественное мнение как публично выраженное и распространенноемнение является выразителем общих интересов людей.Его формированиепроисходит в процессе борьбы противоположных мнений.
Социологические исследования общественного мнения сегодня являютсянеобходимым элементом принятия управленческих решений во всех сферахобщественной жизни.

Списоклитературы
1.Андрющенко Е.Г. Общественное мнение и гласность в системе управленияобществом. – М., 1988
2.Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. –М., 1998.
3.Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическаякатегория и социальный институт. – СПб, 1995.
4.Горшков М.К. Общественное мнение. – М., 1988;
5.Каменская Е.Н. Социология: Конспект лекций. – Ростов-на-Дону,2005.
6.Коробейников B.C. Авторитет общественного мнения. – М., 1989.
7.Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. – М., 2000.
8.Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.