Реферат по предмету "Культура и искусство"


Эллинистическая культура

Содержание
 
Введение
1. Культура Греции конца 4 – 1 вв. дон.э.
2. Культура Малой и Средней Азиипериода эллинизма
3. Культура эллинистического Египта
Заключение
Литература

Введение
 
Этап в истории странВосточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334—323до н. э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30г. до н. э.подчинением Египта, называется эллинизмом. Термин «эллинизм» введён висториографию в 30-х гг. 19 века немецким историком И.Г. Дрейзеном и трактуетсякак конкретно-исторический этап, характеризующийся взаимодействием греческих иместных элементов в социально-экономических отношениях, политическойорганизации и культурном развитии в конце 4—1 вв. до н. э.
История эллинизма малопривлекала историков, и до середины XIX в. она совершенно не была разработана.После великих достижений культуры Афинской рабовладельческой демократии V векався последующая история Греции представлялась бледной, малосодержательной, нестоящей внимания. От обаятельной классической Греции историки предпочитали перейтик республиканскому Риму. Только Александр Македонский, великий завоеватель, поразившийвоображение не только современников, но и последующие поколения, занимал вистории античности подобающее место. К тому же недостаточность источников итрудность их истолкования и согласования, чрезвычайная сложность политическойистории эллинизма отпугивала исследователей.
Между тем эллинизм — целая эпоха в истории древности. Можно сказать, что история эллинизма — этовсемирная история того времени. В ней зародились новые научные, философские,этические, религиозные тенденции, которые веками владели миром. Произошлизначительные сдвиги в экономике, политических формах, в общественном сознании.Культура этого периода представляла собой синтез элементов древнегреческой идревневосточной цивилизаций, который дал качественно новуюобщественно-экономическую структуру, политическую надстройку и культуру.
Эллинистическая культуранадолго пережила эллинистические государства и вызвала у историков иллюзии,будто в созданных эллинизмом культурных ценностях и заключается его подлиннаясущность. Эллинизм означал серьезные изменения в различных сферах жизниобщества. Изменения послужили основой для создания и распространения культурыэтой эпохи.
Трудно переоценитьзначение эллинистической культуры для всей мировой цивилизации. Огромный вкладвнесла эпоха эллинизма в развитие мировой культуры. Потому актуальность темыданной работы не вызывает сомнений.

1.Культура Греции конца 4 -1 вв. до н. э.
 
В результате походовАлександра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский полуостров,острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Среднейи часть Центральной Азии до нижнего течения Инда. Впервые в истории такаяогромная территория оказалась в рамках одной политической системы. В процессезавоеваний были основаны новые города, проложены новые пути сообщений иторговли между отдаленными областями. Однако переход к мирному освоению земельпроизошел не сразу; в течение полувека после смерти Александра Македонского шлаожесточенная борьба между его полководцами — диадохами (преемниками), как ихобычно называют — за раздел его наследия.
В первые полторадесятилетия сохранялась фикция единства державы под номинальной властью ФилиппаАрридея (323—316 гг. до н. э.) и малолетнего Александра IV (323—310? гг. до н.э.), но в действительности уже по соглашению 323 г. до н. э. власть в важнейших ее регионах оказалась в руках наиболее влиятельных и талантливыхполководцев: Антипатра в Македонии и Греции, Лисимаха во Фракии, Птолемея вЕгипте, Антигона на юго-западе Малой Азии. Пердикке, командовавшему главнымивоенными силами и фактическому регенту, подчинялись правители восточныхсатрапий[1]. Но попытка упрочить своеединовластие и распространить его на западные сатрапии закончилась гибельюПердикки и положила начало войнам диадохов. В 321 г. до н. э. в Трипарадисе произошло перераспределение сатрапий и должностей: Антипатр сталрегентом, и к нему в Македонию из Вавилона была перевезена царская семья,Антигон был назначен стратегом-автократом Азии, командующим всеми находившимисятам войсками, и уполномочен продолжить войну с Евменом, сторонником Пердикки. ВВавилонию, утратившую значение царской резиденции, сатрапом был назначенкомандир гетайров Селевк.
Смерть в 319 г. до н. э. Антипатра, передавшего регентство Полиперхонту, старому, преданному царской династииполководцу, против которого выступил сын Антипатра Кассандр, поддержанныйАнтигоном, привела к новому усилению войн диадохов. Важным плацдармом сталиГреция и Македония, где в борьбу были втянуты и царский дом, и македонскаязнать, и греческие полисы (города); в ходе ее погибли Филипп Арридей и другиечлены царской семьи, а Кассандру удалось упрочить свое положение в Македонии. ВАзии Антигон, одержав победу над Евменом и его союзниками, стал самыммогущественным из диадохов, и сразу же против него сложилась коалиция Селевка,Птолемея, Кассандра и Лисимаха. Началась новая серия сражений на море и на сушев Сирии, Вавилонии, Малой Азии, Греции. В заключенном в 311 г. до н. э. мире хотя и фигурировало имя царя, но фактически о единстве державы уже не было речи,диадохи выступали как самостоятельные правители принадлежащих им земель. Новаяфаза войны диадохов началась после умерщвления по приказу Кассандра юногоАлександра IV. В 306 г. до н. э. Антигон и его сын Деметрий Полиоркет, а затеми другие диадохи присваивают себе царские титулы, тем самым признавая распаддержавы Александра и заявляя претензию на македонский престол. Наиболее активностремился к нему Антигон. Военные действия развертываются в Греции, Малой Азиии Эгеиде. В сражении с объединенными силами Селевка, Лисимаха и Кассандра в 301 г. до н. э. при Ипсе Антигон потерпел поражение и погиб. Произошло новое распределение сил:наряду с царством Птолемея I (305—282 гг. до н. э.), включавшем Египет,Киренаику и Келесирию, появилось крупное царство Селевка I (311—281 гг. до н.э.), объединившее Вавилонию, восточные сатрапии и переднеазиатские владенияАнтигона. Лисимах расширил границы своего царства в Малой Азии, Кассандрполучил признание прав на македонский престол. Однако после смерти Кассандра в 298 г. до н. э. вновь разгорелась борьба за Македонию, длившаяся более 20 лет. Поочередно ее престолзанимали сыновья Кассандра, Деметрий Полиоркет, Лисимах, Птолемей Керавн, ПиррЭпирский. Помимо династических войн в начале 270-х гг. до н. э. Македония иГреция подверглись вторжению кельтов-галатов. Только в 276 г. Антигон Гонат (276—239 гг. до н. э.), сын Деметрия Полиоркета, одержавший в 277 г. победу над галатами, утвердился на македонском престоле, и при нем Македонское царство обрелополитическую стабильность. Полувековой период борьбы диадохов был временемстановления нового, эллинистического общества со сложной социальной структуройи новым типом государства.
В деятельности диадохов,руководствовавшихся субъективными интересами, проявлялись в конечном счетеобъективные тенденции исторического развития Восточного Средиземноморья иПередней Азии— потребность в установлении тесных экономических связей глубинныхрайонов с морским побережьем и связей между отдельными областямиСредиземноморья и вместе с тем тенденция сохранения этнической общности итрадиционного политического и культурного единства отдельных районов,потребность в развитии городов как центров торговли и ремесла, в освоении новыхземель, чтобы прокормить возросшее население, и, наконец, в культурномвзаимодействии. Несомненно, что индивидуальные особенности государственныхдеятелей, соперничавших в борьбе за власть, их военные и организаторскиеталанты или их бездарность, политическая близорукость, неукротимая энергия инеразборчивость в средствах для достижения целей, жестокость и корыстолюбие —все это осложняло ход событий, придавало ему острую драматичность, нередкоотпечаток случайности. Тем не менее, можно проследить общие черты политикидиадохов. Каждый из них стремился объединить под своей властью внутренние иприморские области, обеспечить господство над важными путями, торговымицентрами и портами. Каждый стоял перед проблемой содержания сильной армии какреальной опоры власти. Во всех областях, кроме Македонии, стояла проблемавзаимоотношений с местным населением. В решении ее заметны две тенденции:сближение греко-македонской и местной знати, использование традиционных формсоциальной и политической организации и более жесткая политика по отношению ккоренным слоям населения как к завоеванным и полностью бесправным, а такжевнедрение полисного устройства. В отношениях с дальними восточными сатрапиямидиадохи придерживались сложившейся при Александре практики (возможно,восходящей к персидскому времени): власть была предоставлена местной знати наусловиях признания зависимости и выплаты денежных и натуральных поставок.
Важнейшим наследиемэллинистического мира была культура, получившая широкое распространение в рядеобластей Азии и Африки и оказавшая огромное влияние на развитие римскойкультуры (особенно восточных римских провинций), а также на культуру другихнародов древности и средневековья.
В результате объединениядревнегреческого и древневосточного мира в рамках одной системы создалосьсвоеобразное общество и культура, которые отличались как от собственногреческого (если исходить из особенностей Греции V—IV вв. до н. э.), так исобственно древневосточного общественного устройства и культуры, и представлялисплав, синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации, которыйдал качественно новую общественно-экономическую структуру, политическуюнадстройку и культуру.
Однако эллинистическуюкультуру можно рассматривать как цельное явление: всем ее местным вариантамсвойственны некоторые общие черты, обусловленные, с одной стороны, обязательнымучастием в синтезе элементов греческой культуры, с другой— сходными тенденциямисоциально-экономического и политического развития общества на всей территорииэллинистического мира. Развитие городов, товарно-денежных отношений, торговыхсвязей в Средиземноморье и Передней Азии во многом определяло формированиематериальной и духовной культуры в период эллинизма. Образованиеэллинистических монархий в сочетании с полисной структурой способствоваловозникновению новых правовых отношений, нового социально-психологическогооблика человека, нового содержания его идеологии. В эллинистической культуреболее выпукло, чем в классической греческой, выступают различия в содержании ихарактере культуры эллинизированных верхних слоев общества и городской исельской бедноты, в среде которой устойчивее сохранялись местные культурныетрадиции.
Ко времени становленияантичной (эллинской) художественной деятельности успели возникнуть исформироваться основные известные и в наше время виды изобразительногоискусства: архитектура, скульптура, живопись, рельеф, вазопись, и др. В ДревнейЭлладе они получили дальнейшее развитие, что обусловило своеобразие инесходство древнегреческих и древнеегипетских памятников. В искусстве греков вто же время нельзя не заметить много нового, в частности, в отношении кматериалам. Одним из основных новшеств стало широкое использование мраморавзамен созвучных ощущению вечности крепких пород камня (гранит, базальт,диорит), к тому же цветных, усиливавших этим отвлеченность египетских образовот реальности. Получили у эллинов распространение и новые, помимо инталии, видыглиптики, такие, в частности, как камея; во множестве возникали и стеклянныесосуды, весьма популярным стало искусство терракоты.
Инструментами эллинскимваятелям служили шпунт, скарпель, траянка, рашпиль, бурав. Первоначальнаяобработка производилась шпунтом, от ударов острого конца которого наповерхности оставались грубые следы. Затем каменный блок обрабатывался болеетщательно скарпелью, по которой, как и по шпунту, били молотком, так что отострого и плоского рабочего конца скарпели оставался след, напоминающийдорожку. Последующая отделка велась траянкой, оставлявшей мелкие параллельныенасечки. Затем шла полировка камня рашпилем или песком. Для выделыванияуглублений — ушных раковин, ноздрей, складок одежды и т. д. — эллинские мастераприменяли бурав.
В искусстве эллинов напервом по своему значению месте всегда стояла скульптура. Даже формыархитектуры (например, Парфенон) были пластичны. Очень слаборазвитая фресковаяживопись на плоскости мало интересовала греков, ее оттеснили в годы расцвета (Vв. до н. э.) рисунки на сферических поверхностях сосудов.
В конце VII-начале VI в.до н. э. в греческом искусстве происходит сдвиг. Человеку начинают уделятьосновное внимание, и его образ приобретает все более реальные черты. Появляетсямонументальная скульптура, главная тема которой — человек. Именно он сталосновой восприятия в искусстве эллинов. Создание обобщенного человеческогооблика, возведенного к прекрасной норме-единству его телесной и духовнойкрасоты, — почти единственная тема искусства и главное качество греческойкультуры в целом. Это обеспечило ей редчайшую художественную силу и ключевоезначение для мировой культуры в будущем.
Если в искусстве Востокапреобладали умозрительность, а порой не вполне ясная отвлеченность,таинственность (кстати, обнаружившиеся позднее и в искусстве средневековья), тосозданный эллинами образ (архитектурный, скульптурный, философский,поэтический, мифологический, живописный) всегда предельно конкретен, оннастолько явствен, что, кажется, его можно потрогать рукой.
Пластичность восприятиямира — это стержень, сущность античного, преимущественно эллинского искусства.В римском уже будут заметны предпосылки перехода к новому — средневековому, каки до античности, более умозрительному, отвлеченному осмыслению бытия ичеловека.
Законченность ицельность, завершенность художественного образа была характерна для искусствадревних эллинов. Ощущение двойственности, неопределенности исключалось.Греческому искусству чуждо сильно развившееся в средневековье чувство радостистрадания, в нем не поощрялось воплощение взаимоисключающих, но переплетающихсяэмоций. Красота, в эллинском искусстве всегда должна была быть логично выраженахудожником и также ясно, без недомолвок, воспринята зрителем. Искусство длядревнего грека не было к тому же просто украшением, в нем заключался некийболее серьезный, нравственно глубокий смысл, необходимый человеку в егореальной жизни. В эстетичности создаваемых образов греки всегда хотели видетьэтические, нравственные элементы. Логическая четкость художественных образов,определенность и законченность их форм, так же как пластичность, составляютодно из важнейших качеств эллинского искусства.
Еще одна, весьма важная,возможно, даже основная особенность эллинского искусства — исключительносильная метафоричность образов. В Элладе возникает и развивается новый,сосуществующий с культовым принцип художественного отражения мира. Естественно,ее проявления эволюционируют в течение долгого времени, многие ранниепроизведения эллинов еще сохраняют высеченные на мраморных поверхностяхпространные посвящения изображенным на них божествам. Позднее в классике этатенденция исчезает, и невозможно уже представить на ноге АполлонаБельведерского или Афродиты Мелосской выбитые многострочные обращения кбожеству. Статуя начинает восприниматься не только как дар паломникавсесильному олимпийцу, но прежде всего как художественное произведение. Этотпроцесс, активно развивавшийся в течение всей эллинской истории, привел,собственно, к рождению искусства.
Также важные открытиябыли сделаны и в отраслях науки, где прослеживается взаимовлияние накопленныхранее знаний в древневосточной и греческой науке (астрономия, математика,медицина). Наиболее ярко совместное творчество афро-азиатских и европейскихнародов проявилось в области религиозной идеологии эллинизма.
Анализ средств массовойинформации и предпочтений читателей показывает, что на рубеже XX—XXI веков общество находится на подъёме интереса кантичному наследию. По всему миру ведутся интенсивные археологические поиски, иих результаты немедленно становятся предметом общественного обсуждения. В нашевремя античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной иумственной деятельности. К нему обращаются современные историки, социологи,культурологи. Несмотря на тысячелетия, отделяющие нас от древних эллинов, мы вомногом живем и дышим их сознанием мира, их отношением к бытию, окрашенным иобогащенным к тому же великими идеями христианства, сложившегося в рамкахпоздней античной культуры.
2.Культура Малой и Средней Азии периода эллинизма
 
Эллинистические городарассеяны по всему Средиземноморью, но больше всего их было и сохранилось вМалой Азии или, иначе, в Анатолии, на территории современной Турции. Города,известные своими масштабными архитектурными ансамблями, лежали в долинах и насклонах гор. Когда топография позволяла, делали прямоугольную планировку агор[2]и кварталов. Она сочеталась со свободно лежащими на рельефе линиями другихэлементов плана. Многие и многие города, поглощенные новыми перестройками,навсегда утрачены. Но некоторые сохранились. Кое-где кварталы опустились вморе, в других случаях море отступило. И вот такие города, давно покинутыежителями, оказываются сейчас особенно интересными. Это Приена и Милет, некогдастоявшие на противоположных берегах большого залива, это Эфес, Галикарнас,Пергам, Афродизия, Ксантос, можно долго перечислять имена древних городовАнатолии. Рассмотрим некоторые из них, хотя греки традиционно (и несправедливо)считают античные города Малой Азии чем-то второстепенным по отношению кпамятникам Афин, Олимпии, Эпидавра.
Разнообразие инеповторимость композиций внутри города соответствуют бесконечной вариантностипространственных композиций городов. Одна из лучших — композиция Эфеса. Основуее составляет сложная пространственная ось, ведущая от одного архитектурногоузла к другому. Она начиналась мощенной плитами улицей с колоннадами по обеимсторонам. Перспективу ее замыкала открытая чаша огромного театра, лежащего насклоне холма. Улица была торговой, обстроенной лавками, и вела она к агорам,лежавшим у подножия театра. Под прямым углом к Торговой улице, от театра шлавторая, Мраморная улица, продолжавшая пространственную ось. Угол между Торговойи Мраморной улицами занимали агоры. Второй перелом оси отмечен зданиембиблиотеки. Сейчас ее фасад восстановлен из руин.
 Последний отрезоккомпозиционной оси свободно лежит в лощине между двумя холмами, слегкаизгибаясь, уходит вверх от библиотеки и через полкилометра приводит ко второмуобщественно-административному центру, где сосредоточены гимнасиум, одеон (покане установлено, был это театр или зал собраний), стадион, храмы. Улица, носящаяназвание Куретес, особенно интересна. С обеих сторон к ней сбегали с холмовпереулки, застроенные жилыми домами. Вдоль самой улицы стояли богатые дома,перемежавшиеся с небольшими святилищами, фонтанами, термами. Вдоль части улицывблизи второго центра стоит глухая стена. Она служила фоном для установкистатуй выдающихся людей Эфеса. Обычай ставить такие статуи существовал порой ив других греческих полисах.
 Как крупныйторговый, ремесленный и административный центр Эфес существовал долго, со 2-готысячелетия до н. э. и до средних веков. Однако композиционное формирование егопроизошло в классический и эллинистический периоды развития греческойархитектуры. Римское время добавило лишь репрезентативные сооружения, стадион,гимнасии, термы[3], воздвигнутые вокругобщественного центра. Каким было население Эфеса, пока неясно. Называют цифрыот 30 до 300 тыс. Что правильнее, можно будет сказать только послеширокомасштабных раскопок.
Неразгаданный покафеномен Эфеса заключается в том, что некоторые ключевые точки его расположенына расстоянии 2-3 километров друг от друга. Именно такая дистанция отделяетобщественный центр с гаванью, театром и агорами от знаменитого храма АртемидыЭфесской, стоящего у подножия обрывистого холма, казалось бы, самой природойпредназначенного быть акрополем[4]. В начале нашей эры Эфеспризнавался одним из красивейших и крупнейших городов Римской империи наряду сАлександрией и Пергамом.
Отличие Пергама отМилета, Приемы, Эфеса было в том, что он был не демократическим полисом, а столицейтирании. Отличие это существенным образом сказалось на композиции города. Еслив городах античных демократий центром композиции были группы общественныхзданий и сооружений, свободно и удобно вросшие в природную среду, то в Пергамекомпозиционным центром стал дворец тирана, вознесенный на вершину крутой горы.
Пергам представлял собойуникальный образец эллинистического градостроительного искусства. В отличие отбольшинства городов этого периода Пергам не имел регулярной планировки улиц, асвободно развивался у подножья акрополя. Пергам был хорошо благоустроеннымгородом. Улицы шириной 10 метров были замощены камнем и снабжены водостоками.Город был окружен стенами с несколькими воротами, среди которых главными былиюжные ворота. В городе имелось две площади — Верхний и Нижний рынки, а такжетри гимнасии и прекрасная библиотека, вторая после Александрийской по числукниг. Главная улица-дорога, начинавшаяся у южных ворот, следуя складкамрельефа, вела к акрополю. Пройдя рынок нижнего города и гимнасий, расположенныйна трех террасах, она поднималась на верхнюю агору, находившуюся на высоте 250 метров над уровнем моря. Преодолев подъем еще в 40 метров, дорога подходила к входу в акрополь,за которым она продолжалась и оканчивалась у царских садов, позднее занятыхарсеналом. По правую сторону от дороги располагались царские дворцы,славившиеся своим внутренним убранством и великолепными мозаичными полами. Полевую сторону дороги располагалось святилище Афины с монументальным входом ввиде пропилей. С севера к святилищу Афины примыкала Пергамская библиотека,уровень пола которой находился на уровне второго этажа галереи, окружавшейсвятилище. Спустившись из святилища на 25 метров ниже, можно было попасть на террасу, на которой располагался Большой алтарь Зевса, воздвигнутый пергамскимцарем Атталом I в первой половине II в. до н. э. Алтарь был построен в памятьпобеды пергамских войск над племенами галатов. Он был украшен прекраснымскульптурным фризом протяженностью 120 метров и высотой 2,5 метра с изображением битвы богов с гигантами.
Таким образом, Пергамскийакрополь представлял собой несколько совершенно изолированных друг от другаансамблей, однако благодаря превышению одного над другим и возможностиобозрения создавалась иллюзия пространственной целостности этих ансамблей.Пергамский акрополь являлся завершающим звеном в развитии греческих акрополей,вершиной монументального градостроительного искусства.
Не менее чем Пергам иЭфес, известен античный город Галикарнас. Этот греческий город на побережьеМалой Азии, родина «отца истории» Геродота, был столицей Карийского царства.Город был знаменит огромным храмом Ареса, украшенным статуей работы Леохарда, ихрамом Афродиты со священным источником, которому приписывались волшебныесвойства.
В этом городе в первойполовине 4 века до н.э. началось строительство сооружения, ставшего одним изчудес света – усыпальницы царя Мавсола и царицы Артемизии. Усыпальницусоздавали лучшие архитекторы — Пифей и Сатир, и лучшие скульпторы – Скопас,Леохард, Бриаксид, Тимофей. Это сооружение, подобно большинству чудес света, недошло до нашего времени и известно лишь по античным описаниям и результатамархеологических раскопок. Это было грандиозное строение – высотой 46 метров с прямоугольным основанием, сочетавшее в архитектуре греческий и восточный, точнееегипетский стили (ступенчатые пирамиды в основании и в верхней части и ордерныйстиль в средней.) Мавзолей был богато декорирован скульптурами и фризами.Внутри усыпальницы находились статуи Мавсола и Артемизии.
Усыпальница строиласьнесколько десятилетий – ее закончил внук Мавсола.
Красота, соразмерность,величественность этого сооружения, а также особое, духовное его назначениесделали усыпальницу одним из чудес света. Более того, с тех пор все сооруженияподобного рода стали называть мавзолеями.
Вплоть до 15 векапростояла усыпальница, пережив почти все другие чудеса, кроме пирамид. Менялисьправители, религии, государства, но Мавзолей, хотя и поврежденныйземлетрясениями, был окружен суеверным почитанием. И лишь в 15 веке, спустя1800 лет невежественные крестоносцы уничтожили Мавзолей, построив из егообломков крепость.
Синтез восточных игреческих элементов охватил все сферы жизни древнегреческого и древневосточногообщества и распространился вплоть до Северной Индии. На пространстве Ближнего иСреднего Востока можно привести немало ярких примеров этого сплава культур.
Согдиана (современныйСамарканд) занимала территорию современного Таджикистана, южного Узбекистана исеверного Афганистана. Согдианское искусство олицетворяло взаимосвязь ивзаимовлияние культур стран Средней Азии, Индии, Пакистана, Ирана, Афганистана.Согдианские шедевры древнего и средневекового искусства — это синтезтворческого гения узбеков, таджиков, иранцев, индусов, азербайджанцев, уйгур,афганцев, туркмен и других народов, которые совместным трудом внесли весомыйвклад в развитие мировой культуры.
Архитектурные памятникиСогдианы, площади, улицы — это каменные страницы истории, перелистываякоторые, мы имеем возможность углубиться в славное прошлое города. И хотябезжалостная рука времени коснулась большинства великолепных зданий, но и внаши дни эти творения вызывают справедливое восхищение.
Мы не можем невосторгаться руинами некогда величественной мечети Биби Ханым, бирюзовымкуполом мавзолея Гури-Эмир. Эти и многие другие шедевры занимают выдающеесяместо в истории мировой архитектуры и по своим художественным достоинствамстоят в одном ряду со знаменитыми памятниками зодчества Египта, Индии, Ирана,античной Греции и древнего Рима.
Историки и географыпрошлого сообщают, что улицы и площади современного Самарканда были вымощеныкамнем за многие столетия до того, как мостовые вообще появились в Париже иЛондоне. И эти свидетельства подтверждены новейшими археологическимиизысканиями на городище Афросиаб.
Тончайшая, своебытная настеннаяжанровая живопись, обнаруженная во время последних раскопок в Самарканде, атакже керамические изделия и глиняная скульптура свидетельствуют о том, что ужев древности город был богат незаурядными и даже выдающимися талантами. В своихтворениях художники добивались поразительного совершенства рисунка, легкости иживости расцветок, изящества и продуманности орнаментальных узоров.
Свои керамическиеизделия, стены домов, панели дворцов правителей, потолки храмов они расписывалиудивительно тонко цветами, побегами, листьями, а нередко и стилизованнымиизображениями диких зверей, птиц, рыб, часто фантастическими.
До того времени, когда вСамарканде вместе с арабскими завоевателями утвердился Ислам, категорически воспрещавшийизображение живых существ, самаркандские скульпторы создавали изумительные изваяниялюдей и животных.
Уже в самых старинныхисторических документах и летописях Самарканд прославляется как средоточиенаучной мысли и культуры. История города связана с именами выдающихся ученых ипоэтов Востока — Рудаки, АлишераНавои, Джами, ОмарХайама, и, особенно, вошедшего наравне с Птоломеем, Галилеем,Джордано Бруно, Коперником в историю астрономии мученика науки, выдающегося ученогоУлугбека.
На протяжении вековдревний город постоянно вовлекался в водоворот бурных событий. Периодыблестящего расцвета науки и культуры, искусства и ремесел сменялись под ударамиполудиких, алчных завоевателей полным упадком. Бывали десятилетия, когдаСамарканд лишался почти всего населения, но могучие жизненные силы вновьпробивались на поверхность, и город фениксом вставал из пепла и руин.
На основе синтеза местныхи заимствованных элементов в 4—3 вв. до н. э. сформировалась самобытнаяхудожественная культура Хорезма. В изобразительном искусстве первых вв. н. э.проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан.Отличительные черты архитектуры древнего Хорезма — массивность и лаконичностьобъёмов, скупость наружного декора — обусловлены преобладанием стройматериаловиз лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялисьбалочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, срегулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенамисо стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр). В отдельных кварталах илидворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой длясвященного огня. Дворцы включали парадные дворы, залы и многочисленные комнаты,соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около15 и 25 метров). Погребальные сооружения представлены башнеобразнымипостройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 в. до н. э.) ицилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4—3 вв. до н. э.). Сельскиедома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонамкоридора или дворика.
Живопись и скульптураХорезма развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеямипрославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти(Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписиминеральными красками). Широко распространены терракотовые статуэтки: богиниплодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики[5],фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В 4—3вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологическогосодержания.
Кушанское царство,несмотря на крупную роль в истории древнего мира, изучено слабо. Общие контурыполитической истории Кушанского царства вырисовываются из сообщений китайских иримских авторов и из анализа кушанских монет и немногочисленных надписей.Точная хронология истории Кушанского царства пока не установлена.
Кушанское царствовозникло приблизительно на рубеже н. э., спустя более чем сто лет послеразгрома Греко-Бактрийского царства кочевниками, образовавшими ряд отдельныхкняжеств. Одно из таких княжеств в Бактрии, возглавленное племенем или родомкушан, стало ядром Кушанского царства.
Характерной чертойкушанской культуры является тесная связь с городами и распространениеурбанизированной культуры в сельской местности.
В кушанской архитектуре,скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли трихудожественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийскойкультуры с ее большими достижениями в области монументальной архитектуры.Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство, глубокие корни которогов Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов,так и проникновением эллинистических традиций в местную среду. Наконец, третьимкомпонентом было искусство Индии.
В кушанской архитектуре,как свидетельствуют раскопки, внешняя монументальная парадность дворцовых ихрамовых комплексов сочеталась с пышностью внутреннего убранства. Живописные искульптурные композиции последовательно и с большой детализацией развёртывалина стенах храмов и дворцов религиозные сцены и групповые портреты членовцарской семьи в окружении воинов и слуг.
Рассматривая Парфянскуюкультуру как пример синтеза восточной и греческой культур, можно сказать, что,очень высокого развития достигла парфянская архитектура: несмотря на явноепреобладание в ней эллинистических приемов и традиций, «лицо»парфянской архитектуры определяет их сочетание с древневосточным архитектурнымнаследием (купольные своды особой конструкции, большое развитие открытых водвор помещений под сводом или на столбах).
В изобразительномискусстве разных областей Парфии местные черты часто выглядят как бысглаженными — прежде всего потому, что художники в далеких областях Парфянскойдержавы часто следовали одним и тем же эллинистическим образцам, наполняя их,однако, своим содержанием (как это было, например, с изображениями божеств вХатре). Широкое распространение определенного набора эллинистических сюжетов иобразов (особенно популярна была, например, фигура Геракла), чисто внешнихатрибутов нередко переосмысляемых изображений характерно в это время дляогромной территории — от Средиземноморья до Индийского океана. Одни области, как,например, Парс, оказались в меньшей степени затронутыми этими веяниями эпохи,другие — в большей.
Эллинистические города — это одно из самых ярких впечатлений, остающихся от того периода, их интенсивноестроительство является показателем развития эллинистической экономики.
3.Культура эллинистического Египта
 
В рамки эллинистическогомира включаются мелкие и крупные по территории государственные образования отСицилии и Южной Италии на западе до Северо-Западной Индии на востоке, от южныхберегов Аральского моря до первых порогов Нила на юге. Иначе говоря, в составэллинистического мира вошла территория классической Греции (включая ВеликуюГрецию и Причерноморье) и так называемый классический Восток, т. е. Египет,Передняя и Средняя Азия (без Индии и Китая). Наиболее характерные чертыэллинизма как синтеза греческих и восточных начал во всех областях жизни,производства и культуры проявились на Ближнем Востоке и в Египте.
Несмотря на внедрениеэллинизма в различные регионы, в них все же сохранялось своеобразие местнойкультуры. Так было и в Египте. Причем особое значение в египетской культуреприобрел культ Исиды. В начале II в. до н.э. Птолемей Сотер решил укрепить своюцарскую власть, введя культ божества, которое бы признавалось как верховное игреками, и римлянами. Успех новому культу был обеспечен благодаря значительномуавторитету Исиды и Осириса (древнеегипетского бога мертвых). Исида,древнеегипетская богиня. Согласно древнему мифу, она дочь бога земли Гебаи богини неба Нут, а также сестра и одновременно супругаОсириса, мать его сына Хора. Египтяне отождествляли всех своих фараоновс Хором; поэтому каждый фараон считался сыном Исиды и законнымнаследником Осириса. Со временем образ Исиды вобрал в себя образымногих других богинь, и, что особенно важно, образ богини жатвы Рененут(Термутис). Исиду часто отождествляли с Хатхор, богиней планеты Венеры.Из-за того, что в мифе Исида выступает как верная супруга Осириса,сумевшая уберечь от всех напастей младенца Хора, люди считалиее источником магической силы, и чаще всего именно к нейобращались за помощью в случае болезни или другой беды. Исида былаособенно популярна в Нубии, области, располагавшейся к югуот Египта. Главный ее храм на живописном острове Филы затопленАсуанским водохранилищем. В эллинистический период(4 в. до н.э. — 1 в. до н.э.) культ Исидыраспространился по всему Средиземноморью, а еще через четыревека — несмотря на противодействие римских властей —по всем уголкам Римской империи.
Вместе с тем, династияПтоломеев, образовавшаяся после ожесточенной борьбы за власть преемниковАлександра Македонского, была постоянным проводником греческой культуры.Искусство североафриканской монархии Птолемеев называют александрийским.Основной центр его располагался в городе Александрии, построенном в устье Нила.Специфика александрийского искусства, развивавшегося в пределах III—I вв. до н.э., состоит в тесном слиянии греческих форм с местными, египетскими.
В годы раннего эллинизма(конец IV — середина III в. до н. э.) в искусстве Александрии преобладаличерты, присущие греческому искусству. Однако в период высокого эллинизма(середина III — середина II в. до н. э.) местные элементы художественноготворчества отодвинули эллинские на второй план. Протекавшая с середины II в. дон. э. до 30 г. до н. э. династическая борьба привела к обнищанию страны и кпостепенному застою в художественной жизни птолемеевского Египта.
Александрия представляласобой крупнейший эллинистический центр культуры. Сюда съезжались ученые,архитекторы, скульпторы, художники со всех концов античного мира.
Одна из главныхдостопримечательностей Александрии – Александрийская библиотека. Идею основаниябиблиотеки подсказал правителю Египта греческий философ Деметрий Фалерский,который был хорошо знаком с устройством библиотеки в Афинах. Строительствозавершилось в начале третьего века до нашей эры.
Издательская программаАлександрийской библиотеки предусматривала переписывание, подробноефилологическое комментирование сочинений греческих авторов, разделениепроизведений на секции и последовательное введение систем пунктуации иакцентуации. Под руководством Каллимаха был составлен каталог, позднеерегулярно пополнявшийся.
Почти все, что касаетсявозникновения и гибели библиотеки, покрыто тайной. Как утверждают некоторыеисторики, Александрийская библиотека после основания практически сразу сталасоперничать с другим выдающимся культурным центром того времени – библиотекой вПергаме. Предполагается, что в Александрийской библиотеке насчитывалось более700000 папирусных свитков. (Для сравнения, в XIV веке в библиотеке Сорбоннынаходилось самое большое собрание книг – 1700 экземпляров). Известна легенда оправителях Египта, которые стремились пополнить свою коллекцию любым способом:они даже приказывали своим воинам обыскивать каждый приходящий в порт корабль,чтобы найти какие-либо рукописи. Если таковые находили, то оставляли их у себя,а владельцам возвращали копии.
 Согласно другой легенде,когда из Афин Птолемею III были на время привезены бесценные оригиналыклассических греческих драм для того, чтобы переписать их, он пообещал дажезаплатить залог и после завершения работ вернуть эти ценные рукописи. Однако,заполучив их, царь отказался дать залог и, оставив у себя оригиналы, обратноотправил копии.
В библиотеке и МусейонеАлександрии того времени работали великие мыслители: Эратосфен, Зенодот,Аристарх Самосский, Каллимах и др. Ученые в Александрии славились своимитрудами по геометрии, тригонометрии и астрономии, а также языкознанию,литературе и медицине. Предание гласит, что здесь 72 ученых из еврейскогонарода переводили Еврейские Писания на греческий язык.
В библиотеке хранилисьпроизведения на самых разных языках. Считалось даже, что в мире не существуетни одного ценного произведения, копии которого не было бы в Александрийскойбиблиотеке. В хранилище находились не только свитки, но и каменные и вощеныетаблички с клинописью и иероглифами. Александрийская библиотека была открытадля всех желающих и считалась святым местом, не уступающим по значимости многимрелигиозным храмам. Перед вхождением в ее хранилище совершался обряд очищения.
Однако славуАлександрийской библиотеке принесло не столько количество собранных свитков, идаже не то, что вскоре после создания она стала собранием работ философов иученых со всего мира, в том числе Архимеда, Герона, Евклида и Гиппократа. Самойлегендарной страницей истории библиотеки стала ее гибель.
Существует много легенд огибели Александрийской библиотеки. Некоторые исследователи считают, что многиеиз ее сокровищ были утеряны во время пожара, устроенного воинами Юлия Цезаря, в 47 г. до н.э. в период Александрийской войны.
Гибель Александрийскойбиблиотеки приписывали и преемнику Цезаря – императору Августу. Существуеттакже версия, что во времена религиозных распрей, в период с III по VI век н.э. в Александрии часто происходили столкновения на религиозной почве: язычники,евреи и христиане часто конфликтовали друг с другом по поводу вероучений. В 391 г. н.э. часть древних рукописей, вместе с языческим храмом Серапеума, пристроенным ккнигохранилищу, были якобы уничтожены религиозными фанатиками.
Самая популярная версиягибели знаменитой библиотеки относится ко времени арабского завоевания.Источники свидетельствуют, что она погибла в грандиозном пожаре во время взятиягорода Александрии турками-османами. По легенде, покорив Египет, полководец АмрИбн Аль-Ас спросил у халифа Омара, что делать с библиотекой. Тот ответил, что,даже если книги, хранящиеся в библиотеке, согласуются с Кораном – они не нужны.Если же противоречат ему – они нежелательны, а значит, их следует уничтожить влюбом случае.
Среди специалистов нетединого мнения о гибели библиотеки, и ученые по-прежнему спорят, как и когдаона исчезла.
Какой бы ни была причинаисчезновения библиотеки, ее гибель, в первую очередь, означала потерю огромнойсокровищницы знаний. Навсегда исчезли сотни тысяч работ греческих драматургов,а также труды по греческой историографии за 500 лет, кроме некоторых работГеродота, Фукидида и Ксенофонта.
В 2002 году уникальноекнигохранилище, погибшее 1600 лет назад, было восстановлено. Александрийскаябиблиотека сегодня – это сооружение из гранита, стекла и алюминия. В еефутуристическом облике нет ничего античного. Собранная коллекция современнойАлександрийской библиотеки пока состоит из полумиллиона томов, среди которыхесть и уникальные образцы – ценнейшие арабские манускрипты 7-8 веков ифаксимильная копия атласа мира Клавдия Птоломея.
Александрия была самымбогатым городом своего времени, поэтому в ней возводилось много замечательныхсооружений, к которым принадлежит Александрийский маяк на скалистом островеФорос близ дельты Нила.
Основным строительнымматериалом для маяка послужили известняк, мрамор и гранит. Маяк состоял из трехбашен, поставленных одна на другую. Высота маяка по одним данным была 120 метров, по другим — 130 — 140 метров
Основание нижней башнибыло квадратное, с длиной стороны 30,5 метров. Нижняя башня высотой 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящной скульптурной работой. Средняя,восьмигранная, башня высотой в 40 метров, облицована беломраморными плитами.Верхняя башня — фонарь круглая, с куполом, установленном на гранитных колоннах,была увенчана огромной бронзовой статуей покровителя морей Посейдона. Наверхушке башни в объемной бронзовой чаше постоянно тлел древесный уголь, припомощи сложной системы зеркал отблеск углей отражался на 100 миль, указывая местонахождение гавани.
Кроме своей основнойфункции маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Здесь же имелисьфлюгер, часы и астрономические приборы.
Маяк, воздвигнутый наострове Форос, простоял около 1500 лет. Маяк дважды страдал от землетрясений,его восстанавливали, но все равно крепкие морские ветры окончательно разрушилистарые стены. Позже на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.Название острова превратилось в символ; слово «Форос» стало означать «маяк», отнего образовалось и современное слово «фара».
В эпоху эллинизма наострове Родос была создана колоссальная статуя бога Солнца — Гелиоса (КолоссРодосский). Этот монумент свидетельствует о том, с какой силой нарастала в товремя гипертрофия пластических форм. Такого увлечения большими размерамиизваяний не знала в прошлом даже тирания архаической Греции, его не превзойдетгигантомания таких римских императоров, как Нерон.
В эллинистическихгосударствах связи между человеком и государством ослабевали, вместо греческогопонятия «гражданин» появилось понятие «подданный». На рольутешительницы и руководительницы в жизни стала претендовать философия, котораязанялась преимущественно этическими проблемами, отыскивая путь к душевномуспокойствию и счастью человека.
Центром философских школи направлений по-прежнему продолжали оставаться Афины. Там существовалаАкадемия Платона и перипатетическая школа Аристотеля. Но их влияние отошло навторой план перед новыми учениями — стоицизмом, эпикуреизмом и кинизмом.
Приверженцы стоическойшколы выдвинули свой идеал мудреца, который руководствуется только доводамиразума, контролирующего все его чувства и желания. «Только мудрец богат исвободен»,- учили стоики, подразумевая духовные богатство и свободу ипризывая «жить согласно природе». Они пропагандировали идею«мирового государства», объединяющего все человечество, но вместе стем говорили о «разумности всего существующего». Стоическая философияс ее запутанной и противоречивой этикой, с ее политической, социальной ирелигиозной терпимостью была популярна в самых различных кругах общества.
Киническая философия былаоснована Диогеном из Синопы. Диоген и его последователи, странствующиенаставники истины, проповедовали упрощение, довольство малым, необходимостьсбросить оковы цивилизации, уродующей людей. Эти проповеди, обычно строившиесяв форме непринужденной беседы со слушателями, более всего были популярны срединизов населения. Меткие изречения киников, их остроумные шутки; обличительныесатирические выступления, в которых чередовались стихи и проза (менипповасатира), встречали живой отклик в народе.
Из многочисленныхфилософских направлений эллинистического периода материалистическим был лишь эпикуреизм,получивший свое название по имени основателя школы, афинского философа Эпикура(341-271 гг. до н.э.). Эпикур продолжил и развил атомистическую теориюДемокрита. На ней было основано его учение о природе.
Большой интерес вкультуре эллинистического Египта представляет такое явление, как фаюмскийпортрет, получивший название по месту обнаружения первых его экземпляров вселении близ Фаюма (Средний Египет). Он совместил в себе египетские иевропейские традиции.
Египтяне практиковалибальзамирование тел. В соответствии с египетским погребальным ритуалом лицо илиголову обернутой пеленами мумии покрывали маской, представлявшей собойидеализированные черты лица усопшего. Однако в воспринятые египетскиепогребальные традиции были внесены новые элементы. Переосмысление римлянамизначения египетской погребальной маски привело к замещению ее портретами,написанными красками на дощечках. Портреты хранились в рамках в доме заказчика,однако после смерти изображенного на них, портрет (или его копию) клали на лицомумии, фигурно закрепляя его слоями погребальных бинтов (это было изменениедревней египетской традиции помещения на лицо мумии скульптурной маски); приэтом портреты, «подгоняемые» под нужный размер, нередко грубо обрезались.Женщины и мужчины, запечатленные на портретах, изображены в одеждах по римскоймоде того времени. Обычный цвет мужской одежды — белый; у женщин — белый икрасный, но также зеленый, голубой. Прически, как и женские, так и мужскиеследуют (правда, с опозданием) столичной моде, задаваемой императорской семьей.
Портреты преимущественновыполнялись на дощечках из кедрового или кипарисового дерева в размере 43 на 23 см при толщине около 1,6 мм. Многие экземпляры I-II веков выполнены в реалистических традицияхримского портретного искусства. Кроме этого сами портреты дают определенноепредставление об уровне античной живописи, практически нами утраченной.
В IV в. с утверждением вЕгипте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умершихфаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенноисчезают.
В Египте после походовАнтиоха IV вновь начались народные движения и одновременно острая династическаяборьба, перешедшая в настоящую внутреннюю войну, опустошавшую страну. Темвременем римляне всячески содействовали внешнеполитическому ослаблению Египта.В 96 году к Риму была присоединена Киренаика, в 58 — Кипр. Римляне вплотнуюподошли к границам Египта, лишь гражданская война в самом Риме отсрочила егоподчинение. В 30 г. до н. э. было завоёвано это последнее эллинистическоегосударство. Эллинистический мир как политическая система был поглощён Римскойимперией, но элементы социально-экономической структуры и культурные традиции,сложившиеся в эллинистическую эпоху, оказали огромное воздействие на дальнейшееразвитие Восточного Средиземноморья и в значительной мере определили егоспецифику.

Заключение
 
Эллинизм как историческоеявление представляет собой сочетание греческих и восточных элементов вэкономике, социальных отношениях, государственности и культуре. В разных частяхэллинистического мира это сочетание выражалось в разных формах: основание новыхгородов полисного типа, дарование полисных привилегий городам восточного типа, внедрениегреческих приемов хозяйственной жизни в традиционную экономику, рациональныхметодов контроля и управления при сохранении старой структуры, как в Египте.Различен был и объем восточных и греческих элементов в разных странах, отпреобладания восточных традиций в государстве Птолемеев до господства эллинскихформ в Балканской Греции, Македонии или Великой Греции.
Синтез разнородных началв каждом эллинистическом государстве породил дополнительные импульсы для ростаэкономики, создания более сложной социальной структуры, государственности икультуры. Новым фактором развития стало появление системы эллинистическихгосударств, включавшей обширные территории от Сицилии на западе до Индии наВостоке, от Средней Азии на севере до первых порогов Нила на юге.Многочисленные войны разных эллинистических государств, сложная дипломатическаяигра, активизация международной торговли и широкий обмен культурнымидостижениями в рамках этой обширной системы государств создавали дополнительныевозможности для развития эллинистических обществ.
Строятся новые города,осваиваются ранее пустующие территории, появляются новые ремесленныемастерские, прокладываются новые торговые пути, как по суше, так и по морю. Вцелом можно сказать, что внедрение греческих форм экономики и социальнойструктуры усилило рабовладельческие основы ближневосточной экономики в III—Iвв. до н. э.
Однако двойственнаяприрода эллинистических обществ, оплодотворяя и стимулируя процессисторического существования в III в. до н. э., во II в. до н. э. сталапроявлять и свою непрочность. Слияние греческих и восточных начал оказалосьнеполным, их сосуществование стало порождать напряженность, которая выливаласьв разные формы этнических и социальных столкновений, неповиновение центральнойвласти. Эллинистическая государственность не справляется с общими задачамиподдержания порядка и стабильности внутри страны, охраны ее внешнейбезопасности. Династические распри в правящих царских домах, многочисленныевнешние войны истощают силы и средства эллинистических государств, высасываютсоки из их подданных, еще более накаляют внутреннюю напряженность. К серединеII в. до н. э. эллинистические государства внутренне дряхлеют и начинаютраспадаться на составные части (государство Селевкидов, Греко-Бактрийскоецарство). Этим процессом внутреннего ослабления и политического беспорядкаумело пользуются две великие державы того времени — Рим на западе и Парфия навостоке. Во II — первой половине I в. до н. э. одно за другим эллинистическиегосударства Средиземноморья до Евфрата захватываются Римом. Парфия прибирает крукам восточноэллинистические государства Средней Азии, Ирана, Месопотамии, иее западная граница выходит к Евфрату. Оккупация Римом Египта в 30 г. до н. э. означала конец эллинистического мира, эллинистического этапа исторического развитияДревней Греции.
Если включениеэллинистических стран Средиземноморья до Евфрата в состав Римского государстваусилило рабовладельческий характер производства и общества в этих частях, то встранах восточного эллинизма, завоеванных Парфией, зарождаются элементы новыхобщественных отношений, отношений восточного варианта феодального строя.
Многие достиженияэллинистической науки и культуры были унаследованы Византийской империей иарабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

Литература
 
1. Виппер В.Р. Искусство древнейГреции. – М., 1972.
2. Ионина Н.А. Сто чудес света. –М.,1999.
3. Лосев А.Ф. История античнойэстетики: Поздний эллинизм. – М., 1980.
4. Лосев А.Ф. История античнойэстетики: Ранний эллинизм. – М., 1979.
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайтов:
dic.academic.ru
www.prosvetlenie.org
www.landart.ru
www.booksite.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.