Реферат по предмету "Социология"


Фамилизм и феминизм как теоретические течения в изучении семьи. Немоногамные модели брака и семьи

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ИУПРАВЛЕНИЯ В МЕДИЦИНЕ И
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Контрольная работа № 1
Тема: Фамилизм и феминизмкак теоретические течения в изучении семьи
Специальность: Социальнаяработа
Фамилия: Зуй Имя: Елена Отчество:Владимировна
Дата поступления работы
Рецензент: Крапивка И.А.

Содержание
 
Введение
1 Фамилизм и феминизм как теоретические течения визучении семьи
1.1 Понятие термина «фамилистика», егоопределение в социологической науке о семье
1.2 Феминология как наука и учебнаядисциплина
2 Немоногамные модели брака и семьи
2.1 Понятие определение «полигамный брак», формыполигамии. Альтернативные модели семьи
2.2 Проблемы и противоречия полигамного брака
Заключение
Список использованных источников

Введение
 
В социологиисемьи существует множество подходов и критериев определения семьи как объектасоциологического изучения, что вполне согласуется с его сложностью имногокомпонентностью.
Самое простоеопределение, понятное даже на уровне обыденного сознания, легко сформулировать:семья — отношения между супругами, родителями и детьми. Члены этойконкретно-исторической системы связаны родственными отношениями, общностьюбыта, взаимной моральной ответственностью.
Пониманиесемьи предполагает ее пространственную локализацию — жилище, совместноепроживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместноеимущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организациюбыта и потребления. Семья — это социально-биологическая общность, основанная натриедином отношении — супружества, родительства, родства.
Цельюконтрольной работы является анализ фамилизма и феминизма как теоретическоготечения в изучении семьи, а также немоногамных моделей брака и семьи.Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующихзадач:
— определитьпонятие термина «фамилистика»;
— охарактеризовать феминологию как науку, и как учебную дисциплину;
— датьопределение понятию «полигамный брак», установить возможные формы полигамногобрака;
— отразитьпозитивные и негативные взгляды на полигамный брак, в частности намногожёнство.

1 Фамилизм и феминизм кактеоретические течения в изучении семьи
 
1.1 Понятие термина«фамилистика», его определение в социологической науке о семье
Фамилистика —это отраслевое направление социологии семьи, наука о семье, выделившаяся в60-70-е годы XX в. Фамилистика — одна из самых молодых наук, возникших в процесседифференциации социологической науки. Это междисциплинарное направление всоциологии, так как изучение проблем брака и семьи предполагает анализэкономических, исторических, этнографических, юридических, демографических, тендерных,педагогических, психологических, медицинских и прочих аспектов [1, с. 6].
Социологическаянаука о семье имеет древнейшие истоки. Издревле все попытки осмысленияобщественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейнойорганизации. В древности слово «фамилия» означало семья, род отлатинского familia — хозяйственно-юридической единицы, в состав которой входиликровные родственники и рабы. Впоследствии фамилия стала обозначать родовоенаименование, приобретенное при рождении. Семья возобновляет и сохраняет жизньпоколений, поэтому интерес к ее изучению никогда не ослабевал.
Фамилистическаяметодология связана с комплексным подходом к изучению семьи и брака. Любоеявление изучается социологией через призму отношения «человек — общество»или «личное и общественное», составляя основной вопрос социологии какнауки.
Социальнаясущность семьи выражается прежде всего в ее посреднической роли между личностьюи обществом. Исследование посреднической сущности семьи составляет спецификусоциологического подхода к изучению семьи.
Многозначностьсемьи как социального феномена заключается в сочетании функций социальногоинститута с автономной целостностью семьи как малой социальной группы. Это самопо себе определяет такой методологический принцип, как рассмотрение всего кругафамилистических проблем на макро- и микроуровнях социологического анализа.
Теоретическоеполе исследования семьи связано с широким кругом проблем соотношения семьи собществом и другими социальными институтами, взаимосвязи семьи и личности всоциальном контексте, а также на уровне первичных, межличностных отношений.Комплексный подход к изучению семьи требует создания таких научных моделей,которые в состоянии отразить диалектику макро- и микропроцессов, происходящихкак на уровне общества, так и индивидуального, личностного семейного поведения,т.е. осуществить анализ семьи как системы.
Фамилистическийаспект раскрывает связь функционирования семьи прежде всего с нормами иценностями культуры, с экономической сферой, демографическими изменениями,государственными институтами, физиологическими процессами, психологическойдинамикой внутрисемейных отношений [2, с. 5 – 13].
 
1.2Феминология как наука и учебная дисциплина
 
Феминология- это наукао положении и роли женщины в обществе. Она выступает в двух ипостасях: какнаука и как учебная дисциплина. Феминология как наука о жизнедеятельностиженщины в обществе отражает объективные закономерности ее существования ислужит основой гуманной деятельности, цель которой — проведение в жизньпринципа равенства между мужчиной и женщиной. Эта наука ставит перед собойзадачу научного изучения взаимоотношения полов, анализа причин существующихпротиворечий между ними. Она призвана помочь объективно оценить характер этихвзаимоотношений в различных сферах жизни общества. Феминология исследует всюсовокупность социально-политических, экономических и духовных закономерностей,условий преобразования общества на основе эгалитарной системы — полногоравенства мужчин и женщин в возможностях, изменения статуса женщины во многихсферах [3, с. 9].
Феминологиякак учебная дисциплина не противостоит накопленным знаниям и предметным полямбазовых и других традиционных дисциплин. Изучение феминологии необходимобудущим специалистам, призванным активно заниматься разрешением широкогоспектра социальных проблем, как на общем, так и на индивидуальном, частном,уровне [3, с.11].
Проблемы правженщин в современной России тесно связаны с проблемой формирования устойчивойбазы демократии, включения в демократические процессы всех без исключениячленов общества. Права женщин следует рассматривать в общем контексте правчеловека в соответствии с принятыми международными нормами.
Задачафеминологии — дать целостную концепцию, в которой должны быть отражены,во-первых, социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщины всовременном обществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в общественномразвитии; в-третьих, сущность гражданской позиции женщины.
Говоря офеминологии, принято различать биологический и социальный пол. Биологическийпол означает биологические различия между мужчинами и женщинами. Социальный полопределяется совокупностью норм поведения для мужчин и женщин, связанных ссоциальными ролями и социальным статусом.
Радикальныйфеминизм трактует противоречие между полами как вариант классовой борьбы.Угнетение женщин носит универсальный характер во всех известных человеческихобществах. Основа радикального феминизма — смещение акцента с биологическогопонятия пола на социальный [4, с. 45]. Феминология — самостоятельная наука,имеющая свой предмет и объект исследования. Объектом исследования являетсяженщина со всеми социальными связями и противоречиями. Предметом феминологииявляется:
-изучение социально-политических и экономических закономерностейрешения женского вопроса;
-определениесоциального статуса женщины в обществе;
-анализтендерного подхода к проблеме власти;
-сущность дискриминации женщины и ее социально-политическиепоследствия
Подводяитоги, можно сказать, что феминология изучает существующие общественныеотношения, которые складываются между полами, женскими и мужскимиорганизациями, партиями, степень поддержки женского движения со стороныпатриархальной власти; ищет пути ликвидации дискриминации женщин, изменениястереотипа мышления у представителей обоих полов; предсказывает пути решенияженского вопроса на ближайшее время и перспективу, вырабатывая рекомендации оформах и средствах вовлечения женщин в активную общественную деятельность.

2 Немоногамные моделибрака и семьи
 
2.1 Понятие определение«полигамный брак», формы полигамии. Альтернативные модели семьи
Дляроссиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованнойформы супружества — моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной (водно время). Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамият.е. формы брака, при которых существует более одного партнер в супружестве.Полигамный брак (Polygamy от греч. Poly — много + Gamos – брак) — многобрачие;форма брака, разрешающая иметь более одного супруга [5, с. 50]. Теоретическивозможны три формы полигамии. Во-первых, групповой брак, при котором несколькомужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачныхотношениях. Очень редкой формой полигамного брака является полиандрия, когдаженщина имеет несколько мужей. Наиболее распространенной формой полигамногобрака является полигиния, или многоженство (Polygyny от греч.Polys — многочисленный + Gyne – жена).
Впервобытную эпоху существовал групповой брак, когда каждый мужчина определеннойгруппы племени считался мужем каждой женщины другой его группы. Подавляющеебольшинство современных жителей Земли предпочитает моногамную форму брака –союз одного мужчины с одной женщиной, наиболее соответствующий потребностям ивозможностям человека как личности. В последние десятилетия в Америке и странахЗападной Европы появились альтернативы моногамному браку – групповые («бракикоммун»), открытые (допускающие супружескую неверность по соглашению междусупругами) и пробны браки. Преимущество таких браков не доказано. Напротив, вседанные говорят о том, что именно полноценный моногамный брак, в отличие отфиктивного, является условием сохранения и развития личности, поскольку, какправило, его отличает атмосфера любви и уважения, способность супругов ксотрудничеству в решении жизненных проблем, к духовному взаимообогащению [8].
Существуютальтернативные семьи, такие как:
Одиночество.Этукатегорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е.существующие в моноварианте. В настоящее время у молодых людей в целомустановка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет.
Незарегестрированноесожительство. Этаформа неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в Россиипод наименованием «гражданский брак», что терминологически является неверным,так как именно законный, юридически оформленный брак и есть гражданский, что ификсирует запись акта гражданского состояния (ЗАГС).
Сознательно-бездетныйбрак. 10%женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России — до 1%.Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России жеболее характерна массовая абортизация.
Повторныебраки. Достаточнораспространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Какправило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае созданияновой семьи возникает проблема отчимов. Отчимы оценивают себя в роли отцанесколько ниже, чем отцы по крови, они занимают более пассивную роль поотношению к ребенку, считая последнего менее счастливым.
Открытыйбрак. Главнойего особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни.Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близостии свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличениеоткрытости, самовыражения и аутентичности отношений, увеличение толерантностипартнеров друг к другу.
Внебрачныйсекс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимногохарактера. Однако первый предполагает (допускает) некоторое участие всовместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связьмужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют комкубинатом.Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться можетдолго (порядка 10 лет), вместе с тем при ее наличии очень высок уровеньблизости и доверия в первичной паре.
Свингерство.Свингерствомназывают обмен брачными парами. В данном случае две супружеские пары образуюттак называемую «шведскую» семью.
Гомосексуальныепары. Воснове таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся всексуальном влечении к лицам своего пола. Однополая любовь покоится на тех жепсихофизиологических предпосылках, что и гетеросексуальная, а итоговоесоотношение и того и другого определяется лишь в процессе индивидуальногоразвития.
Групповойбрак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный ичасто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповымсексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилыесообщества и коммуны (коллективные семьи).2.2Проблемы и противоречия полигамного бракаПроблема нынешняя связана с тем, что у насмоногамная семья и полигамная биологическая природа. Это неразрешимый конфликт.У людей может быть потребность жить вместе и иметь детей, но брак не являетсячеловеческой потребностью. Это то, что называется инициативой сверху, врезультате возник религиозно-государственно-юридический институт. В его структуресодержится довольно много моментов, которые и вызывают кризис. В частности,требование хранить верность. Широко распространено глупое рассуждение: мужчинаполигамен, женщина моногамна. Тот, кто это повторяет, плохо учился в школе:один вид животных не может разделяться на моногамную и полигамную части [9].Тема многожёнства заслуживает более серьёзноговнимания и её нельзя сводить к взаимным упрёкам. Наступившее XXI столетие несётс собой огромный разрушительный потенциал. Накопившиеся проблемы, конфликты,трения, противоречия не могут быть решены в одностороннем порядке, безразумного диалога, поиска компромиссов, умения слушать и слышать друг друга.Существуют аргументы, которые выдвигаются за и против многожёнства.Первый и самый простой аргумент против,заключается в том, что многожёнство – это аморальная форма брака, которуюбольшинство психологически отторгает. При всей своей силе, этот аргументдействует лишь на уровне бытового сознания. Ему сразу можно найти несколькоконтр-доводов. Во-первых, понятие морали в некоторых своих аспектах не являетсяабсолютным. Как раз многожёнство и демонстрирует это. В обществе, основанном нахристианских ценностях, полигамия действительно считается недопустимой формойбрака. А вот ислам не ставит многожёнство под моральный запрет и разрешаетсвоим последователям эту форму брака. Во-вторых, общество уже созрело до тойстадии, когда в нём обсуждается тема однополых семей и постепенно общественноемнение склоняется к тому, чтобы по крайней мере смягчить моральные претензии ктакого рода “бракам”. Почему же полигамный брак должен быть исключением? Еслисила моральных аргументов не действует, то в ход идут идеологические аргументы.В этом случае многожёнство рассматривается не просто как аморальное явление, акак общественно вредное явление, “социальный порок”.Одна из точек зрения восходит к представлениямо том, что многожёнство — это признак отсталости и унижения женщины. Один изклассиков марксизма — Ф.Энгельс дал такое объяснение: “… многожёнство — привилегия богатых и знатных...” и оно является “… результатом рабства...”.Таким образом, борьба с многожёнством приобретает не просто характер борьбы саморальным поведением, но и “классовой” борьбы.Когда общество попадает в “ненормальную”ситуацию — например, в состояние войны или какой-то другой катастрофы — прикоторой численность мужчин резко и единовременно сокращается, многожёнство,признаём мы его официально или нет, становится чуть ли единственным социальныммеханизмом регулирования демографических процессов. Какой-то процент женщин неизбежнобудет вступать в незаконные или полу-законные браки с женатыми мужчинами. Этотфакт невозможно оспорить. Известно, что после Великой Отечественной войнынеофициальное многожёнство было довольно широко распространено на всей территорииСоветского Союза.Ещё более обоснованный, более уважительныймотив — бездетность, тяжёлая болезнь жены, иногда к этому набору добавлялосьотсутствие сыновей. Для среднеазиатского, “мусульманского” общества отсутствиедетей вообще и сыновей в частности — это не просто беда, это трагедия, скоторой нельзя мириться и которую человек обязан избежать. Обусловленное такими“нормальными” причинами многожёнство никогда не было и никогда не будетвсеобщим явлением. Это очевидный факт, поскольку число мужчин и женщин вобществе примерно одинаковое [10].
ЗаключениеЦелью контрольной работы являлся анализфамилизма и феминизма как теоретического течения в изучении семьи, а такженемоногамных моделей брака и семьи. Анализ результатов позволяет сделать следующиевыводы:1) В ходе исследования удалось выявить, чтофамилистика — это отраслевое направление социологии семьи, наука о семье,междисциплинарное направление в социологии.2) Изучение показало, что феминология как наукаотражает жизнедеятельность женщины в обществе, объективные закономерности еесуществования и служит основой гуманной деятельности, цель которой — проведениев жизнь принципа равенства между мужчиной и женщиной. Феминология как учебнаядисциплина не противостоит накопленным знаниям и предметным полям базовых идругих традиционных дисциплин.3)Установлено, что полигамный брак это — многобрачие; форма брака, разрешающая иметь более одного супруга. Теоретическивозможны три формы полигамии, это групповой брак, полиандрия и полигения.4) Выявлены позитивные и негативные взгляды намногожёнство. Аргументы «против»: это аморальная форма брака. Аргументы «за»: впериод аномальных ситуаций в стране это социальный механизм регулированиядемографических процессов, а также бездетность в семье.Теоретическая значимость исследования состоит втом, что его результаты, основные выводы и обобщения способствуют болееглубокому пониманию предмета семьеведение.

Список использованныхисточников
 
1. Черняк Е.М.Семьеведение: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков иК°», 2009. – 320 с.
2. Психология семейныхотношений с основами семейного консультирования. Учебное пособие. Под. Ред.Е.Г. Силяевой 4-е изд. – М.: «Академия», 2006. – 192 с.
3. Зуйкова Е.М.Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. – 300 с.
4. Черняк Е.М. Социологиясемьи: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашкови К°», 2007. – 248 с.
5. Карабанова О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебноепособие. – М.: Гардарика, 2006. – 320 с.
6. Фролов с.с. Социология семьи. URL://http:www.i-u.ru/biblio/archive/frolov%5Fsoc/soc_frol11(дата обращения: 3.09.2010)
7. URL://http:glossary.ru/cgi-bin/gl_exs2.cgi?E.08*Bwgqo (датаобращения: 3.09.2010)
8. В. Зорин. «Евразийская мудрость от а до я»,толковый словарь, брак URL://http:terme.ru/dictionary/470/word/%C1%D0%C0%CA (дата обращения: 11.08.2010)
9. Михаил Лабковский. «Полигамный человек.Моногамный брак. Проблемы и противоречия». URL://http:www.labrys.ru/node/6156(дата обращения: 3.09.2010)
10. Абашин С. Многожёнство: запретить нельзяразрешить? URL://http:www.genderedu.freenet (дата обращения: 3.09.2010)
11. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. пособие /Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф. Карабанова. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. — 384с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вплив іонизуючого опромінення на тварин 2
Реферат Вплив нітратів на людський організм
Реферат Вплив мотивацiї на продуктивнiсть пам ятi пiдлiткiв
Реферат Татаро-монгольское иго 2 Образование державы
Реферат Подготовка будущих педагогов к восприятию субъектности учащихся в обучении
Реферат А. Блок и Э. Т. А. Гофман: традиции романтизма в символистской поэтике
Реферат Анализ произведений М.Ю. Лермонтова, Е.А. Баратынского, А.В. Вампилова
Реферат Коммерческие банки как фундамент кредитной системы
Реферат The Lottery Essay Research Paper At the
Реферат Social Stratification Essay Research Paper In Manifesto
Реферат История процессоров
Реферат Оцінка і аналіз майнового стану підприємства
Реферат Геологія
Реферат Особенности оценки рыночной стоимости коммерческого банка
Реферат Теоретические основы организации внешнеэкономической деятельности предприятия