Реферат по предмету "Социология"


Социологическая школа

Культурология
Социологическаяшкола

Содержание
социологическаяшкола сорокин вебер
Введение
1. Основоположникисоциологической школы, её сущность
1.1. КонцепцияТомаса Стернза Элиота
1.2. КонцепцияМакса и Альфреда Вебера
1.3. КонцепцияТолкотта Парсонса
1.4. КонцепцияПитирима Сорокина
Список литературы

Введение
Культурология (лат.cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч.λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру,наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входитосмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законовеё функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась всамостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Термин «культурология»был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом(1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной наукив комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферойзнания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, языкознания,этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения. Однако, взарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку невыделяют[1].Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно всоциально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурнаяантропология.
Предмет культурологии —исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, которыйвоплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности,передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов,интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права.Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровнекультуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровнязнания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и историческогопознания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата иметодами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры.Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные еёподсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с цельюпрогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологическихпроцессов.
Основные направления ишколы в культурологии XX в. сложились на базе всего предшествующего знания,обогащенного достижениями новых наук. Стремясь открыть самые сокровенные истокикультуры, определить ее сущность, выявить наиболее общие законы развития, многиевыдающиеся представители новых отраслей знания стали претендовать на созданиеобщей теории культуры, своей собственной культурологи. Так появилисьразнообразные школы с определенной научной «доминантой», отражавшейспецифический исследовательский интерес.
Разнообразие точекзрения на культуру отражает многоаспектность и сложность этого понятия, котороевключает в себя все материальное и духовное богатство мира, созданногочеловеком. Культурология, наряду с другими науками, стремится создать некуюединую теорию культуры, которая содержала бы в себе интегративное знание,опирающееся на достижения самых различных наук XX в., которые так или иначеисследуют культуру со своих специфических сторон.
Безусловно, следуетиметь в виду, что деление на школы весьма условно и границы между ними часторазмыты, так как каждая школа нередко использует взгляды и достижения своихпредшественников. И все же можно выделить основные направления в культурологии:
1. Общественно-историческое;
2. Натуралистическое;
3. Социологическое;
4. Структурно-функциональное;
5. Символическое.
Рассмотримсоциологическую школу.

1. Основоположники социологической школы, её сущность
 
Социологическая школаобъединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не висторическом или «естественном» развитии человеческого духа. Не в психике и нев биологической предыстории человечества, а в его общественной природе иорганизации. В центре внимания этого направления находится само общество, егоструктура и социальные институты (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс).Особенностью мировоззрения П. Сорокина, Т. Элиота, А. Вебера и прочих,—является уверенность в том, что все способы человеческого существованиянавязаны индивидууму обществом — следовательно, варианты объяснениядеятельности «человека разумного» просто обязаны лежать в плоскости изучениямеханизмов общежития больших групп людей. Вопросы же развития человеческогодуха или божественного вмешательства в ход истории только мешают чётко пониматьприроду культуры. Специфический облик той или иной страны, Вебер, например,связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеютобщечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальныедостижения, объединенные понятием «культура», являются результатомобщественно обусловленных действий на уровне двух систем — социальной икультурной. Эту школу Н.А. Бердяев охарактеризовал так: «Социология утверждает,что человек есть животное, подвергшееся муштровке, дисциплине и выработке состороны общества. Все ценное в человеке не присуще ему, а получено от общества,которое он принужден почитать как божество». Естественно, социологическая школане отгорожена китайской стеной от других, рассматриваемых нами направлений, иконцепции ее отдельных представителей часто пересекаются и взаимно дополняются,в рамках общих усилий по созданию единой теории культуры.
Одним из представителейсоциологической школы является Т. С. Элиот (1888 — 1965) англо-американскийпоэт и критик модернизма, автор книги «Заметки к определению культуры» (1948).
1.1 Концепция Томаса Стернза Элиота
 
«Под культурой, — писалЭлиот в книге «Заметки к определению культуры», — я понимаю преждевсего то, что имеют в виду антропологи: образ жизни данного народа, живущего водном месте. Мы видим проявления этой культуры в его искусствах, его социальнойсистеме, его привычках и обычаях, его религии. Но все эти вещи, вместе взятые,не составляют культуры, хотя мы часто ради удобства выражаемся так, будто этоимеет место. Эти вещи — лишь части, на которые культура может быть рассечена —как человеческое тело в анатомическом театре. Но так же как человек есть нечтобольшее, чем собрание различных составных частей его тела, так и культура естьбольшее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований».
Отмечая кризистрадиционных ценностей западного общества в середине XX в., утрату еюнравственных и интеллектуальных богатств в результате всеобщей стандартизации иузко утилитарного подхода к жизни, — черты, свойственные современной массовойкультуре, — Элиот приходит к мнению, что это ведет к подавлению в человекетворческого начала. Элиот считал, что сохранить созидательную энергиючеловечество может, лишь преодолев «массификацию» и поддержав культурную«элиту».
Элиот особо подчеркивалзначение элитарного подхода не только в сфере политики, но и в сфере культуры.Подобно своему современнику и соотечественнику Тойнби, Элиот делил общество надуховную элиту и непросвещенную массу, причем лишь первая способна накультурное созидание. Творческая элита, по Элиоту, отнюдь не принадлежит ккакому-нибудь определенному классу и должна постоянно пополняться из социальных«низов». Однако для ее возникновения и формирования необходимо богатство ипринадлежность к определенному привилегированному слою.
1.2 Концепция Макса и Альфреда Вебера
 
В ряду представителейсоциологической школы следует назвать и имена немецких социологов Макса Вебера(1864—1920) и его брата Альфреда Вебера (1868—1958). Макс Вебер назвал тонаправление, которое он разрабатывал, «понимающей социологией», еесуть — в установлении культурных смыслов социальной деятельности людей.Наиболее ценная для развития культурологической мысли работа — «Протестантскаяэтика и дух капитализма», в которой М. Вебер дает образец анализа влияниякультурных ценностей и норм, сформированных в рамках определенной религиознойсистемы, на хозяйственную культуру, на выбор тех или иных направлений социально-экономического развития.
Другим ценным аспектомвеберовского наследия явилась концепция идеального типа. И хотя первым это понятиеввел немецкий правовед Г. Еллинек, целостное воплощение эта идея получилаименно у М. Вебера (впервые в работе ««Объективность»социально-научного и социально-политического познания»). Исследователи до сихпор пользуются этой методологией для анализа явлений социокультурной жизни, таккак она позволяет вырабатывать понятийные конструкции, способствующиеупорядочению, типологи-зации огромного историко-культурного и любого другогоматериала, с которым имеет дело каждый ученый.
Альфред Вебер — автортруда «Принципы социологии, истории и культуры» (1951) выдвинулоригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающихпо разным законам процесса: социальный (формирование социальных институтов),цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификациицивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия).Правильно определить общий уровень той или иной национальной культуры можнотолько при рассмотрении ее по этим отдельным отраслям. Народ страны, в которойотлажена система государственно-правовых отношений и экономически процветающей,нередко оказы- вается с точки зрения культуры, особенно духовной иэстетической, на сравнительно низком уровне. Так, если придерживаться концепцииА. Вебера, то за последние два века в США, например, преобладали социальные ицивилизационные процессы в ущерб культурным, а в России XIX в. наоборотпроявился «золотой век» русской культуры на фоне социального консерватизма инаучно-технической отсталости. Европейские страны в своем большинстве сохранялиопределенное «равновесие» между тремя процессами, а в Японии и другихэкономически развитых «драконах» Юго-Восточной Азии цивилизационный процессполучил бурное развитие лишь после второй мировой войны. Специфический облик тойили иной страны или эпохи Вебер связывал прежде всего с культурными факторами,а не с социальными или цивилизационными. Движение культуры, по Веберу,иррационально, а его творцом является духовно-интеллектуальная элита.
1.3 Концепция Толкотта Парсонса
 
Образцысоциологического анализа культуры содержатся в работах Толкотта Парсонса(1902—1979), американского социолога, одного из создателей так называемогоструктурно-функционального направления в социологии. Упрощенно его теориякультуры сводится к следующему: все духовные и материальные достижения людей,которые мы объединяем понятием «культура», являются результатом общественнообусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственнокультурной. Им была создана теория социального действия, в котором культуразанимает одну из четырех подсистем человеческого действия наряду сорганизмической (биологической составляющей действия), личностной(индивидуальные психические черты, потребности, эмоции, воля), социальной(социальные роли, функции, поведенческие ожидания). Культура в этой системевыражена в ценностях, предпочтениях, представлениях, сформированных культурнымопытом. Каждая из подсистем имеет свои функции: биологическая направлена наадаптацию, личностная — на постановку жизненных целей, социальная- наинтеграцию в сообщество, культурная «отвечает» за поддержаниекультурного образца. При этом реализация этих функций осуществляетсяпосредством исторически сложившихся социальных институтов: экономических,политических, правовых, религиозных и т. п. Разумеется, это довольно узкоепонимание культуры, когда она интерпретируется как часть социальной системы, нов этом и суть структурно-функционалистского взгляда на культуру. Тем не менее,идеи Т. Парсонса оказали существенное влияние на неоэволюционизм и былииспользованы исследователями в качестве методологической основы для макродинамических исследований культуры.
1.4 Концепция Питирима Сорокина
 
К представителямсоциологической школы принадлежит и наш бывший соотечественник,русско-американский социолог и историк Питирим Александрович Сорокин (1889 — 1968). Сорокин представил человечество единым организмом, имеющим универсальныедля народов институты тех или иных ценностей — в разные периоды истории центрытворческих устремлений человечества перемещаются в географическом пространстве;но, при этом, не рвётся нить преемственности культурного строительства.
Разделяя теориюдуховной элиты как ведущей силы общества, Сорокин подчеркивал неразрывную связьпроцессов, происходящих в обществе, с общим развитием культуры. В работе«динамика общества и культуры» (1937 — 1941) и др. он рассматривал историючеловечества как смену в разной степени целостных социо-культурных суперсистем,объединенных определенным единством ценностей и значений. Исторический процессвиделся ему не как прямое поступательное движение, а как «циклическаяфлуктуация», т. е. идущая законченными циклами смена перетекающих друг в другатипов культуры, каждый из которых имеет в основе собственное отношение кдействительности и методам ее познания. П. Сорокин выделял три типа культуры:
1) Чувственный типпредставляет собой ценности первобытных людей, выражающиеся в ранней мифологиии способах жизни родовых групп; в нем преобладает эмпирически-чувственноевосприятие и оценка действительности преимущественно с утилитарной игедонистической точки зрения, т. е. преобладает «истина чувств» и «истинанаслаждений»;
2) Идеациональный тип — когда идеальные сущности вроде Брахмы, Дао и прочих наделены способностьюсверхразума, тесно связанного с бытием человечества; где преобладают поклонениенекоему Абсолюту — Богу (или Идее), т.е. «истина веры» и истина самоотречения;
3) Идеалистический тип– основан на принципах непознаваемости человеком надмирной МноголикойБесконечности, которая вбирает в себя все мыслимые и немыслимые формы жизни.Кроме того, что эта Бесконечность существует сама по себе, она также вмещает всебя и первые две суперсистемы. Являясь, таким образом, системой интегральной,она представляет некий синтез «чувственного» и «идеационального» типов, гдечувство уравновешивается интеллектом, вера наукой, эмпирическое восприятие — интуицией. По выражению Сорокина, «человеческими умами будет руководить истинаразума».
Своеобразие каждого изпредложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке,религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Ихрадикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами иреволюциями. Анализируя историю европейской культуры и искусства статистическимиметодами, П. Сорокин относил к периодам расцвета «чувственной» культурыгреко-римскую цивилизацию с III в. до н. э. по IV в. н.э., т.е. периода ееразложения и упадка, а также всю западную культуру последних пяти веков — сэпохи Возрождения до нашего времени. К «идеациональному» типу относиласьраннесредневековая культура христианского Запада (с VI по XIII в.), а к«идеалистическому» — культура эпохи Возрождения.
Кризис современнойкультуры, лишенной абсолютных идеалов, веры в Бога, и в целом устремленной кчувственному наслаждению и потреблению, П. Сорокин связывал с развитиемматериалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовнымценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем мире. Какчеловек верующий, П. Сорокин видел выход из нынешнего кризиса и неизбежномвосстановлении «идеациональной» культуры с ее религиозными идеалами.

Список используемойлитературы
1. Берестовская Д.С. Культурология:Учеб. пособие. — Симферополь, 2003.
2. Есин А. Б. Введение в культурологию:Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
3. Казанцева С. А. Культурология. — М.:Издательство «Экзамен», 2005 .
4. Кононенко Б.И. Основы культурологии:Курс лекций. — М., 2002.
5. Культурология: Учеб. для студ. техн.вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред.Н.Г.Багдасарьян.—.4-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2002.
6. Культурология: Розин В.М. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003.
7. Мамонтов С.П. Основы культурологии:М.: Олимп, 1999.
Размещенона www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.