Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Методики синтетического и аналитического учета денежных средств и денежных документов в кассе предприятий

Содержание
1. Введение
2. Учет кассовых операций иденежных документов
2.1 Учет денежных средств в кассе
2.2 Базовые унифицированные формы первичной учетнойдокументации
2.3 Ревизия кассы
2.4 Санкции, предусмотренные за несоблюдение условийрасчета денежной наличностью
2.5 Учет кассовых операций
3. Учет операций по расчетным счетам
3.1 Документальное оформление и учет операций по расчетным счета
3.2 Формы расчетов за товарно-материальные ценности
4. Учет операций по специальным счетам организации
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение
В процессе осуществления своейдеятельности организации вступают в хозяйственные связи с разными, организациямии лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывноевозобновление многообразных расчётов. Расчеты могут быть как внешними, так и внутренними,а организации могут выступать как продавцами, так и покупателями. Наиболее распространённымивидами внешних расчётов являются: расчёты с поставщиками и подрядчиками за сырьё,материалы, товары, расчеты с покупателями и заказчиками. От состояния этих расчетовво многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционнаяпривлекательность. Из внутренних расчетов следует обратить особое внимание на расчетыс подотчетными лицами и на расчеты с персоналом по прочим операциям. Эти расчетыпроизводятся в основном наличными денежными средствами и связаны с оплатой расходовпредприятия.
Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства предприятияпредставляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных,валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековыхкнижках, переводах в пути и денежных документах.
Основными задачами учета денежных средств и расчетов являются:своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средстви расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе организации;использованием денежных средств по их целевому назначению; своевременностью расчетовс поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социальногострахования, рабочими и служащими и др.; своевременная проверка расчетов с дебиторамии кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.
Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборотахозяйственных средств. Скоростью их движения во многом определяется эффективностьвсей предпринимательской деятельности организации. Объемом имеющихся у нее денег,как важнейшего средства платежа по обязательствам, определяется ее платежеспособность- одна из важнейших характеристик финансового положения. Абсолютно платежеспособнымисчитаются организации, обладающие достаточным количеством денежных средств для расчетовпо имеющимся у них текущим обязательствам. Кроме того, организации необходимы определенныезапасы резервных денег для оплаты возможных непредвиденных обязательств, а такжедля осуществления неожиданных выгодных инвестиций. Но всякие излишние запасы денежныхсредств приводят к замедлению их оборота, то есть, к снижению эффективности их использования,а в условиях инфляции и к прямым потерям за счет их обесценивания.
Главной целью бухгалтерского учета денежных средств, расчетныхи кредитных операций является контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины,правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечениесохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономикибухгалтерия должна исходить из принципа, что умелое использование денег и денежныхсредств само по себе может приносить предприятию дополнительный доход. Поэтому нужнопостоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств дляполучения прибыли. Из этих целей вытекают следующие основные задачи бухгалтерскогоучета денежных средств, расчетных и кредитных операций:
· проверка правильности документального оформления и законности операцийс денежными средствами, расчетных и кредитных операций, сделок, оформляемых векселями,своевременное и полное отражение их в учете;
· обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всемвидам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности,средств в расчетах в иностранной валюте;
· своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств,документов и расчетах;
· обеспечение сохранности денежных средств, документов в кассе и другихместах их выдачи;
· изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежныхсредств, как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.
Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковскимкредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляетсяаудиторами.
Искусство управления денежными потоками заключается не в том,чтобы накопить как можно больше денег, а в оптимизации их запасов, в стремлениик такому планированию денежных потоков, чтобы к каждому очередному платежу по обязательстваморганизации ей было обеспечено поступление денег от покупателей или дебиторов присохранении необходимых резервов. Такой подход позволяет сохранять текущую (повседневную)платежеспособность и извлекать дополнительную прибыль за счет инвестиций временносвободных денег.
Все это придает особое значение анализу денежных средств какважнейшему инструменту управления денежными потоками, контроля сохранности, законностии эффективности использования денежных ресурсов, поддержания повседневной платежеспособностиорганизации.
Цели данной курсовойработы является:
· раскрытие действующего порядка ведения кассовых операций на предприятиях;
· изучение порядка документального оформления движения денежных средстви денежных документов в кассе предприятия;
· отражение действующей методики синтетического и аналитического учетаденежных средств и денежных документов в кассе предприятий;
· раскрытие методологии учета операций по расчетным, валютным и специальнымсчетам предприятий.
2. Учет кассовых операций и денежных документов2.1 Учет денежных средств в кассе
Все производственные предприятияобязаны хранить свои денежные средства на расчетных счетах в учреждениях банка.В то же время им разрешено незначительные суммы денежной наличности, необходимыедля текущих расходов, оставлять в своих кассах.
Учет денежных средств в кассе осуществляетсяв соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденнымрешением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. № 40.
Правила работы с наличными деньгами установлены Инструкцией ЦБРФ “Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации" от 04.10 93 г. № 18. (13, с.274)
Инструкция предписывает:
- хранение всех денежных средств в учреждениях банков РФ;
- расходование наличных денег, получаемых из банков, на цели, указанные в чеке;
- хранение наличных денег в кассе предприятия в пределах лимитов, установленныхучреждениями банков;
- порядок приема, выдачи наличных денег и оформления кассовых документов;
- рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранениии транспортировке;
- порядок оборудования помещений касс предприятия.
Для расчетов наличными деньгами каждоепредприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Приемналичных денег предприятиями при осуществлении расчетов производится с обязательнымприменением контрольно-кассовых машин.
Организации могут иметь в своих кассахналичные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителямипредприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банком ежегодновсем организациям, независимо от организационно — правовой формы и сферы деятельности,имеющим кассу и осуществляющим налично — денежные расчеты. Для этого организацияпредставляет в учреждение обслуживающего его банка расчет по форме. В случае еслиорганизация имеет несколько счетов в различных учреждениях банков, организация посвоему усмотрению обращается в одни из них с расчетом на установление лимита остаткаденежных средств в кассе. По организации, не представившей расчет на установлениелимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка,лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная организацией в учреждения банковденежная наличность — сверхлимитной. Лимит остатка кассы определяется исходя изобъемов налично-денежного оборота организации с учетом особенностей режима его деятельности,порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков. При необходимостилимиты остатков касс пересматриваются. Всю денежную наличность сверх установленныхлимитов остатка наличных денег в кассе организации обязаны сдавать в банк в порядкеи сроки, согласованные с ним.
Предприятия, имеющие постоянную денежнуювыручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплатутруда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции,скупку тары и вещей у населения. В то же время запрещено накапливать в кассе наличныеденьги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в томчисле на оплату труда.
Хранить в кассе наличные деньги (сверхустановленных лимитов) можно только для оплаты труда, выплаты пособий по социальномустрахованию и стипендий не свыше трех рабочих дней (для предприятий, расположенныхв районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до пяти дней), включаядату получения денег в банке.
Выдача наличных денег под отчет на расходы,связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихсякомандированным лицам на эти цели. Деньги выдаются при условии полного отчета данноголица по ранее выданному ему авансу. Передача этих денег другим лицам запрещается.Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих днейпо истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировкипредъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвестипо ним окончательный расчет.
Кассовые операции выполняет кассир,который назначается на эту должность приказом руководителя производственного предприятия.После издания приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу руководительпредприятия обязан под расписку ознакомить его с Порядком ведения кассовых операцийв Российской Федерации, после чего с кассиром заключается договор о полной материальнойответственности. Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полнуюматериальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб,причиненный организации, как в результате умышленных действий, так и в результатенебрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.
Кассиру запрещается передоверять выполнениепорученной ему работы другим лицам. На предприятиях, имеющих одного кассира, в случаенеобходимости временной его замены исполнение обязанностей кассира возлагается надругого работника по письменному приказу руководителя предприятия (решению, постановлению).С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности.
Кассу необходимо специально оборудовать.Это должно быть изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временногохранения наличных денег. Двери в кассу во время совершения операций следует запиратьс внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ееработе, воспрещается.
Руководитель отвечает за обеспечениесохранности денег в помещении кассы, а также при доставке их из банка и сдаче вбанк. В тех случаях, когда по вине руководителей организаций не были созданы необходимыеусловия, обеспечивающие сохранность денежных средств, при их хранении и транспортировке,они несут ответственность в установленном законодательством порядке.
Все наличные деньги и ценные бумагина предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах, а в отдельныхслучаях — в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончаниирабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от металлическихшкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленныхместах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.
Учтенные дубликаты ключей в опечатанныхкассирами пакетах, шкатулках и т.д. хранятся у руководителей предприятий. Не режеодного раза в квартал их проверяет комиссия, назначаемая руководителем предприятия;результаты проверки фиксируются в акте. При обнаружении утраты ключа руководительпредприятия сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленнойзамене замка металлического шкафа.
Хранение в кассе наличных денег и другихценностей, не принадлежащих данному предприятию, запрещается.
Перед открытием помещения кассы и металлическихшкафов кассир обязан осмотреть сохранность замков, дверей, оконных решеток и печатей,убедиться в исправности охранной сигнализации. В случае повреждения или снятия печати,поломки замков, дверей или решеток кассир обязан немедленно доложить об этом руководителюпредприятия, который сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимаетмеры для охраны кассы до прибытия их сотрудников. Руководитель, главный бухгалтер(лица, их заменяющие), а также кассир предприятия, получив разрешение органов внутреннихдел, проверяют наличие денежных средств и других ценностей, хранящихся в кассе.Эта проверка должна быть произведена до начала кассовых операций. О ее результатахсоставляется акт в четырех экземплярах, который подписывается всеми участвующимив проверке лицами. Первый экземпляр акта передается в органы внутренних дел, второйотсылается в страховую компанию, третий — в вышестоящую организацию (в случае ееналичия), а четвертый экземпляр остается у предприятия.
 2.2 Базовые унифицированные формы первичной учетнойдокументации
При ведении учета кассовых операцийбазовыми унифицированными формами учетной документации являются:
· Приходный кассовый ордер (форма № КО-1),
· Расходный кассовый ордер (форма № КО-2),
· Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма №КО-3),
· Кассовая книга (форма № КО-4),
· Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма №КО-5).
Эти формыутверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. № 88 по согласованиюс Минфином России и введены в действие с 1 января 1999г. (13, с.275).
Приходный кассовый ордер применяетсядля оформления поступления наличных денег в кассу предприятия как в условиях методовручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительнойтехники. О приеме денег лицу, сдавшему их, выдается квитанция к приходному кассовомуордеру за подписями главного бухгалтера (лица, на это уполномоченного) и кассира,заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата; сам же приходныйордер остается в кассе.
Расходный кассовый ордер применяетсядля оформления выдачи наличных денег из кассы организации. Выписывается в одномэкземпляре, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом,на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходныхкассовых документов. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерамдокументах (заявлениях, счетах и др.) имеется разрешительная надпись руководителяпредприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах необязательна.
Заготовительные организации могут выдаватьналичные деньги сдатчикам сельскохозяйственной продукции и сырья; при этом по окончаниирабочего дня они составляют общий расходный кассовый ордер на все выданные за деньсуммы по заготовительным квитанциям. Приходные кассовые ордера и квитанции к ним,расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены четкои ясно чернилами и шариковыми ручками или выписаны на пишущей (вычислительной) машинке.Подчистки, помарки и исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются.
В приходных и расходных кассовых ордерахуказывается основание для их составления, перечисляются прилагаемые к ним документы.Выдача приходных и расходных кассовых ордеров (заменяющих их документов) на рукилицам, вносящим или получающим деньги, запрещается. Прием и выдача денег по кассовымордерам может производиться только в день их составления.
При получении приходных и расходныхкассовых ордеров (заменяющих их документов) кассир обязан проверить: наличие и подлинностьподписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере — наличие разрешительнойнадписи (подписи) руководителя предприятия; правильность оформления документов;наличие перечисленных в документах приложений.
В случае несоблюдения хотя бы одногоиз этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления.Приходные и расходные кассовые ордера (заменяющие их документы) немедленно послеполучения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документыпогашаются штампом или надписью: приходные — «Получено», расходные — «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).
Журнал регистрации приходных и расходныхкассовых документов применяется для регистрации бухгалтерией приходных и расходныхкассовых ордеров или заменяющих их документов платежных (расчетно-платежных) ведомостей(заявлений на выдачу денег, счетов и др.) до передачи в кассу организации. Расходныекассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплатутруда и других, приравненных к ней платежей, регистрируются после их выдачи.
В централизованных бухгалтериях на общуюсумму выданной заработной платы составляют один расходный кассовый ордер, дата иномер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу кассирдолжен потребовать у лица предъявления документа (паспорта или другого документа),удостоверяющего личность получателя, записать наименование и номер документа, данныео том, кем и когда он выдан, получить подпись этого лица.
Выдача денег лицам, не состоящим в списочномсоставе предприятия, производится по расходным кассовым ордерам, выписываемым отдельнона каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров (например,договора строительного подряда).
Выдача денег лицам, привлекаемым насельскохозяйственные и погрузочно-разгрузочные работы, а также для ликвидации последствийстихийных бедствий, может производиться также по ведомости. Ведомости при этом составляютсяотдельно по каждой организации, работники которой были направлены на указанные работы,и заверяются подписями: руководителя и главного бухгалтера предприятия — организатораработ; уполномоченного соответствующей организации.
Оплата труда, выплата пособий по социальномустрахованию и стипендий производится кассиром по платежным (расчетно-платежным)ведомостям без составления расходного кассового ордера на каждого получателя. Натитульном (заглавном) листе платежной (расчетно-платежной) ведомости делается разрешительнаянадпись о выдаче денег за подписями руководителя и главного бухгалтера предприятияили лиц, на это уполномоченных.
В аналогичном порядке могут оформлятьсяи разовые выдачи денег на оплату труда (при уходе в отпуск, болезни и т.д.), а такжевыдача депонированных сумм и денег под отчет на расходы, связанные со служебнымикомандировками, нескольким лицам
Если деньги выдаются по доверенности,оформленной в установленном порядке, в тексте расходного кассового ордера послефамилии, имени и отчества получателя денег необходимо указывать фамилию, имя и отчестволица, которому доверено их получение. Если деньги выдаются по ведомости, перед распискойв получении денег кассир делает надпись: «По доверенности». Разовые доверенностиостаются в документах дня как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.
Книга учета принятых и выданных кассиромденежных средств ведется кассиром для учета денег, выданных из кассы довереннымлицам (раздатчика) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных денеги оплаченных документов.
По истечении установленных сроков оплатытруда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассир должен:
а) в платежной (расчетно-платежной)ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставитьштамп или сделать отметку от руки: «Депонировано»;
б) составить реестр депонированных сумм;
в) в конце платежной (расчетно-платежной)ведомости указать фактически выплаченные и подлежащие депонированию суммы, сверитьих с общим итогом по платежной ведомости и поставить свою подпись. Если деньги выдавалисьне кассиром, а другим лицом (раздатчиком), то на ведомости дополнительно делаетсянадпись: «Деньги по ведомости выдавал (подпись)». Выдача денег кассироми раздатчиком по одной ведомости запрещается;
г) записать в кассовую книгу фактическивыплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер№______».
Бухгалтерия проверяет отметки, сделанныекассиром в платежных (расчетно-платежных) ведомостях, и подсчитывает выданные идепонированные по ним суммы. Депонированные суммы сдаются в банк, и на них составляетсяодин общий расходный кассовый ордер.
Кассовая книга применяется для учетапоступлений и выдач наличных денег организации в кассе. Кассовая книга — это регистраналитического учета, защищающий интересы, как кассира, так и организации. Каждаяорганизация может иметь только одну кассовую книгу. Кассовая книга должна быть пронумерована,прошнурована и опечатана печатью на последней странице, где делается запись:«В этой книге пронумеровано и прошнуровано листов». Общее количество прошнурованныхлистов заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации.
учет денежное средство касса
Каждый лист кассовой книги состоит издвух равных частей: одна из них заполняется кассиром как первый экземпляр, вторая- как второй экземпляр с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагучернилами или шариковой ручкой. Первые и вторые экземпляры листов имеют одинаковыеномера. Первые экземпляры остаются в кассовой книге. Вторые должны быть отрывными.Они служат отчетом кассира и до конца операций за день не отрываются. Подчисткии неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправлениязаверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица,его заменяющего.
Записи в кассовую книгу должны производитьсясразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющемуего документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операцийза день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтериюв качестве отчета второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день)с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
При обеспечении полной сохранности документовкассовую книгу можно вести автоматизированным способом, при котором ее листы нормируютсяв виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» с указанием всех обязательныхреквизитов, характерных для данного учетного регистра. Одновременно с ней составляетсяведомость «Отчет кассира» с прилагаемыми к нему первичными кассовыми документами.Обе названные ведомости по существу имеют одинаковое содержание и назначение, аналогичноекассовой книге. Нумерация листов кассовой книги в этих ведомостях осуществляетсяавтоматически в порядке возрастания с начала отчетного года. По истечении месяцав ведомости «Вкладной лист кассовой книги» автоматически печатается общееколичество листов кассовой книги за каждый месяц, а в конце отчетного периода — общее количество за год.
Кассир после получения ведомостей«Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» обязан проверитьправильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассиравместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под распискуво вкладном листе кассовой книги.
В целях обеспечения сохранности и удобствапользования ведомости «Вкладной лист кассовой книги» кассир хранит отдельноза каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) этиведомости брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за годзаверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации, и книга сдаетсяв архив.
Бухгалтер, принимающий кассовый отчетот кассира, проверяет его и расписывается в кассовой книге. Принятый отчет кассираподвергают бухгалтерской обработке. Бухгалтерская обработка отчета заключается втщательной проверке правильности оформления приходных и расходных кассовых документов,соответствия записей в отчете данным прилагаемых к нему документов, подсчета итоговопераций за день и остатка на начало и конец рабочего дня. Должны быть сверены суммыполученной и сданной в банк наличности с соответствующими выписками банка по расчетномусчету и другим счетам организации. После проверки кассового отчета в нем проставляютсяномера корреспондирующих счетов в специальных графах, отведенных для этой цели.
Контроль за правильным ведением кассовойкниги возлагается на главного бухгалтера. Все производственные предприятия не режеодного раза в квартал обязаны проводить внезапную ревизию кассы с полным полистнымпересчетом всех денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе.
2.3 Ревизия кассы
Одной из особенностей бухгалтерскогоучета кассовых операций является ежемесячная взаимосверка данных бухгалтерскогоучета и фактического наличия денежных средств в кассе организации. В обязанностьруководителя входит правильная и надежная организация кассового узла, а кассира- полная материальная ответственность за правильное и своевременное оприходованиеи выдачу денежных средств, т.е. их сохранность.
В организации должна регулярнопроводиться ревизия (инвентаризация) кассы с полнымполистным пересчетом денежной наличности в кассе. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель.
Однако есть случаи, когда проведениеинвентаризации обязательно. Так, в обязательном порядке инвентаризация проводится:
· перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
· при смене кассира;
· если были выявлены факты хищения наличных денег;
· если наличные деньги были частично или полностью уничтожены из-застихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.
В организации могут также проводитьсявнезапные ревизии кассы. Такая ревизия возможна:
· по инициативе руководителя организации;
· по требованию налоговой инспекции.
Ревизия кассы производится всоответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденнымрешением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. N 18 (не менее одного раза в месяц). Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учетапо кассовой книге. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностейв кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы(почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в домаотдыха и санатории, авиабилеты и др.) (17, с.27-28).
Для производства ревизии кассы приказомруководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. В составкомиссии, как правило, включают представителей администрации предприятия, работниковбухгалтерии и других специалистов (например, старших кассиров, специалистов по контрольно-кассовыммашинам и т.д.).
Расписки на выданные суммы наличными,не оформленные расходными ордерами, в остаток по кассе не включаются. Хранение вкассе денежных средств, не принадлежащих организации, запрещается, и при обнаруженииони считаются излишками. Результаты ревизии оформляются актом.
На оборотной стороне акта материальноответственное лицо пишет объяснение излишков или недостач, установленных инвентаризациейкассы, а руководитель организации по результатам инвентаризации принимает решениеоб их списании. Выявленные излишки наличных денежных средств приходуются с последующимперечислением их в доход организации. В случае выявления недостачи суммы подлежатвзысканию с материально ответственного лица (кассира).
В условиях автоматизированноговедения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программныхсредств, обработки кассовых документов.
2.4 Санкции, предусмотренные за несоблюдение условийрасчета денежной наличностью
Согласно Кодексу РФ “Об административных правонарушениях"от 30.12.2001 №195 ФЗ, ст.15.1 нарушение порядка работы с денежной наличностью ипорядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями,организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельностьбез образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями,учреждениями сверх установленных предельных сумм — штраф в двухкратном размере суммыпроизведенного платежа;
- за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности- штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы;
- за несоблюдением действующего порядка хранения свободных денежных средств,а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — штрафв трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. (15, с.27)
На руководителей предприятий допустивших указанные нарушения,налагаются административные штрафы в размере от сорока до пятидесяти МРОТ.
Указанием Центрального банка РФот 14.11.01 № 1050-У «Об установлениипредельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическимилицами по одной сделке» установлен новый предел расчетов наличными деньгамимежду юридическими лицами. Теперь он составляет 60 000 рублей по одной сделке. Нормативприменяется к расчетам наличными деньгами одного юридического лица с другим за приобретенныетоварно-материальные ценности в один день. Причем не имеет значения, как производятсярасчеты — по одному или нескольким денежным документам. Указанием Центрального банкаРФ № 1050-У установлен предельный размер расчетов наличными только для юридическихлиц. Таким образом, расчеты с участием физических лиц, связанные с осуществлениемими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными денежными средствамибез ограничения суммы платежа.
Бухгалтер должен помнить, что за расчеты наличными денежными средствами сверхустановленных лимитов предусмотрен штраф. Он равен двукратному размеру суммы произведенногоплатежа. На руководителя предприятия налагается штраф в пятидесятикратном размереМРОТ (п.9 Указа Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексныхмер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»;в редакции от 25.07.2000 № 1358).
Штрафные санкции применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящемуплатеж в адрес другого юридического лица (письмо Банка России от 24.11.94 № 14-4/308).То есть штраф налагается только на покупателя.2.5 Учет кассовых операций
Для учета наличия и движения денежныхсредств в кассе организации используется активный счет 50 «Касса». Сальдосчета указывает на наличие денег организации на начало и конец месяца; оборот подебету — поступление в кассу, оборот по кредиту — выдача наличных.
Счет 50 «Касса» имеет следующиесубсчета:
50-1 «Касса организации»,
50-2 «Операционная касса»,
50-3 «Денежные документы».
Выделение субсчетов к счету 50 объясняетсянеобходимостью формирования информации об обороте наличных денежных средств в зависимостиот специфики функционирования организации.
На субсчете 1 «Касса организации»учитывают денежные средства в кассе. Если организация проводит кассовые операциис иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» открывают субсчета для обособленногоучета движения каждой наличной иностранной валюты.
На субсчете 2 «Операционная касса» учитывают наличиеи движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационныхучастков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассахпортов, вокзалов и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости.
На субсчете 3 «Денежные документы» учитывают находящиесяв кассе организации почтовые и вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории,оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.Денежные документы оформляются аналогично денежным средствам в кассе организациипо приходным и расходным кассовым ордерам, на основе которых составляется отчёто движении денежных документов. Денежные документы учитывают на счете 50 «Касса»в сумме фактических затрат на их приобретение. Бланки строгой отчетности (трудовыекнижки и вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта и т.д.) учитываютсяна забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности».
Учет поступления и выбытия денежныхдокументов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные кассовыхордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов, являющуюся регистроманалитического учета денежных документов. Аналитический учет денежных документовведут по их видам. Один-два раза в месяц кассир составляет в кассовой книге отчетпо поступившим и выбывшим документам.
При осуществлении внешнеэкономическойдеятельности, ведении переговоров с иностранными партнерами, а также для командировочныхрасходов за пределами РФ у организации может возникнуть необходимость в использованииналичной иностранной валюты.
Для учета операций в иностранной валютев организациях создается специальная касса, в которой устанавливаются лимиты в иностраннойвалюте. Кассы должны быть обеспечены всеми инструкциями, контрольными и справочнымиматериалами (справочниками по иностранной валюте, образцами дорожных чеков и еврочекови т.п.).
Кассиры обязаны строго соблюдать правиласовершения операций по приему и выдаче валюты из кассы.
При приеме от клиентов платежных документовв иностранной валюте кассир должен проверить их подлинность и платежеспособностьпо имеющимся контрольным материалам, а также полноту и правильность заполнения реквизитовдокументов.
В кассу принимается наличная иностраннаявалюта, не вызывающая сомнений в ее подлинности и платежеспособности. Денежные знаки,поврежденные, ветхие, вызывающие сомнение в платежеспособности, от клиентов кассиромне принимаются.
Фальшивые денежные знаки, а также вызывающиесомнение в их подлинности, клиенту не возвращаются. Они записываются в отдельныйреестр и возвращаются в банк с пометкой «Фальшивая» или «Вызывающаясомнение». Клиенту выдается квитанция о том, что принятая валюта является фальшивойили что она вызывает сомнение, с указанием в квитанции наименования валюты и еедостоинства.
Оплату товаров и услуг разрешается приниматьв нескольких иностранных валютах. Пересчет других видов валют в доллары осуществляетсяпо рыночному курсу, информация о котором присылается банком в кассу. Таблица пересчетадолжна быть доступной для посетителей.
При расчетах за валюту сдача выдаетсяобычно в валюте платежа. С согласия покупателей сдача может быть выдана в другойсвободно конвертируемой валюте. Выдача сдачи в рублях запрещается.
Для обособленного учета наличия и движенияналичной иностранной валюты к счету 50 «Касса» открывают соответствующиесубсчета.
В кассовой книге движение иностраннойвалюты отражается в двух суммах: в рублях и в валюте расчетов. При этом согласноПБУ 3/2006 иностранная валюта, находящаяся в кассе, подлежит пересчету в рубли поофициальному курсу ЦБ РФ. Такой пересчет осуществляется на дату совершения операциис иностранной валютой (ее оприходования или выдачи), на дату составления бухгалтерскойотчетности. В результате изменения курса иностранных валют по отношению к рублюза период нахождения валюты в кассе возникают курсовые разницы.
В целях контроля за использованием иностраннойвалюты в кассе организации ведется аналитический учет по каждому ее виду в карточках,ведомостях и др.
Синтетический учет денежных документовосуществляется в журнале-ордере № 1. Основанием для заполнения служат отчеты кассира.По окончании отчетного периода остатки по журналу-ордеру сверяют с данными книгидвижения денежных документов. Аналитический учет ведется по их видам.
3. Учет операций по расчетным счетам3.1 Документальное оформление и учет операций порасчетным счета
Все временно свободные денежные средства предприятия, за исключениемналичных денег в кассе, должны храниться на его расчетном счете, открываемом в банке.
Для хранения денежных средств и безналичныхрасчетов производственным предприятиям в соответствии с положением ЦБ РФ «Обезналичных расчетах в Российской Федерации» от 12 апреля 2001 г. № 2-П открывают расчетные и прочие счета в банках.
Для того чтобы открыть расчетный счет предприятие обязано предоставитьв отделение банка следующие документы: копии устава и учредительного договора организации,заверенные нотариально; свидетельства о постановке организации на учет в налоговойинспекции, в Пенсионном фонде РФ и других внебюджетных фондах; заявление на открытиерасчетного счета; протокол собрания учредителей об избрании руководителя организации;приказ о назначении главного бухгалтера (копия в одном экземпляре); карточку с образцамиподписей руководителя и его заместителя, главного бухгалтера и его заместителя;договор на банковское обслуживание, именуемый в ГК РФ «договор банковскогосчета». (16, с.166)
В случае отсутствияв организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись толькоруководителя организации. При временном отсутствии печати у созданной организациируководитель банка разрешает в течении срока, необходимого для изготовления печати,представлять в банк документы без оттиска печати.
Все документы, представляемыев банк для открытия счета, в том числе карточки с образцами подписей руководителяорганизации и главного бухгалтера (и их заместителей), остаются в банке. После проверкиуказанных документов банк открывает организации расчетный счет и присваивает емуномер. Информация об открытии счета в пятидневный срок передается банком в налоговуюинспекцию, в которой состоит на учете данная организация. Обслуживание организациив банке осуществляется согласно договору банковского счета, в котором определяютсяобязанности банка и клиента, порядок расчетов банка с клиентом, ответственностьсторон за обеспечение тайны по операциям расчетного и других счетов, а также указываютсяреквизиты сторон.
Количестворасчетных счетов, необходимое для осуществления расчетов, в соответствии с УказомПрезидента РФ от 21 марта 1995 года № 291 определяется самим предприятием. По своемуусмотрению предприятие выбирает и банки для их открытия.
На расчетный счет организации зачисляются выручка за реализованнуюпродукцию (работы, услуги) от покупателей, заказчиков и другие поступления. Наличныеденьги для зачисления на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ,услуг, не выданная заработная плата и др.) банк принимает от владельца счета.
Организациям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения(магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству владельцаосновного счета могут быть открыты расчетные субсчета для зачисления выручки и производстварасчетов по месту нахождения нехозрасчетных подразделений.
Банк выполняет поручения организации о перечислении или выдачесоответствующих сумм в оплату приобретенных товарно-материальных ценностей, по погашениюссуд банка и займов, обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщикамии другими кредиторами, для расчетов с членами трудового коллектива по оплате труда,на командировочные, хозяйственные и представительские расходы, приобретение горюче-смазочныхматериалов, другие цели в пределах остатка средств на счете и соблюдения очередности,предусмотренной законодательством.
Банк контролирует операции, совершаемыепо расчетному счету. В частности, проверяет, не проводит ли организация — владелецсчета операции, не соответствующие характеру его деятельности, предусмотренной уставом,нарушающие установленный порядок использования средств или правил расчетов.
При недостаточности денежных средствна счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности,определенной ГК РФ (ст.855):
1. по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежныхсредств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненногожизни и здоровью, а также о взыскании алиментов;
2. по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежныхсредств для расчетов по выплате выходных
пособий и оплате труда лиц, работающихпо трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскомудоговору;
3. по платежным документам, предусматривающимперечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами,работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по отчислениямв Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РоссийскойФедерации и фонды обязательного медицинского страхования;
4. по платежным документам, предусматривающимплатежи в бюджет;
5. по исполнительным документам, предусматривающимудовлетворение других денежных требований;
6. по другим платежным документам впорядке календарной очередности (14, с.42)
Списание денежных средств с расчетного счета по требованиям,относящимся к одной очередности, производится в порядке календарной очередностипоступления документов. Указанный порядок подтверждается Федеральным законом от18.11.98 № 173-ФЗ. В исключительных случаях банк производит принудительное списаниеденежных средств с расчетного счета. В бесспорномпорядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственныйбюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры,платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. В безакцептном порядкеоплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационныхорганизаций.
Ежедневно или в другие сроки, установленныепо соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложениемоправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетномсчете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильностьсумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этомбанк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получениявыписки.
Четкая организация расчетов способствует ускорению оборачиваемостиоборотных средств, позволяет предприятию избежать оплаты пени и неустоек в случаяхпросрочки платежей.
Организации обязаны информировать свою налоговую инспекцию обовсех открытых счетах. Одновременно такая же обязанность возложена на банки, в которыхбыли открыты счета.
Закрываются расчетныесчета по решению учредителей организации, суда или арбитражного суда. Расчетныесчета могут быть закрыты при признании организации банкротом, при принятии решенияо запрете деятельности данного юридического лица и в других случаях, предусмотренныхзаконодательством.
3.2 Формы расчетов за товарно-материальные ценности
Для оформления операцийпо расчетным счетам используются следующие расчетные документы: платежные поручения;платежные требования; инкассовые поручения; объявление на взнос наличными; чеки.
Расчетные документыдолжны содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа, его номер,число, месяц и год выписки; вид платежа; наименование плательщика, номер его счета,идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); наименование и место нахождениябанка плательщика (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета; наименованиеполучателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика(ИНН); наименование и место нахождения банка получателя (БИК), номер корреспондентскогосчета или субсчета; назначение платежа с выделением отдельной строкой налога, подлежащегоуплате, либо с указанием того, что налог не уплачивается; сумма платежа, обозначеннаяпрописью и цифрами.
Выбранная формарасчетов обычно фиксируется в договорах по приобретению товарно-материальных ценностей,выполнению работ, оказанию услуг или их реализации. Выбор наиболее рациональнойформы расчетов позволяет сократить разрыв между временем отгрузки и зачисления платежа.
При любой формерасчетов банк выступает посредником между организациями — партнерами. Обо всех измененияхрасчетного счета учреждение банка извещает своего клиента (организацию) выпискойиз расчетного счета, которая представляет собой копию записей по расчетному счетуконкретной организации. Форма выписки с расчетного счета в различных учрежденияхбанка зависит от технологии обработки банковской документации, однако независимоот форм выписки содержит следующие обязательные реквизиты: входящие и исходящиеостатки; дату; номер документа; шифры и коды совершаемых операций с указанием суммпо дебету или кредиту расчетного счета. Банк является должником организации, поэтомусписание или выдача денежных средств с расчетного счета отражается в выписке подебету, а поступление или взнос денег на расчетный счет, а также начальные и конечныеостатки — в выписке по кредиту. Обработка полученных с расчетного счета выписокпроводится в соответствии с прилагаемыми к ней документами, на основании которыхделаются записи на счетах бухгалтерского учета в регистрах, предназначенных дляотражения движения денежных средств. Периодичность получения выписки с расчетногосчета определяется количеством операций, совершенных банком за определенный промежутоквремени.
Расчеты платежнымипоручениями являются самой распространенной формой расчетов, т.к. используетсяв местных, одногородных и иногородних расчетах между организациями, за материальныеценности, работы и услуги, с бюджетной системой по всем видам налогов и платежей,с органами социальной защиты по отчислениям и полученным средствам.
При расчетах платежными поручениямивладелец счета (плательщик) дает обслуживающему его банку распоряжение, оформленноерасчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств,открытый в этом или другом банке. Платежное поручение составляется на бланке установленнойформы и принимается банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
Платежные порученияпринимаются к исполнению независимо от наличия средств на счете плательщика. Еслитовары уже получены или услуги оказаны, что подтверждается соответствующими документами(приходными ордерами, накладными, актами приемки выполненных работ), то банк принимаетплатежные поручения покупателя и при отсутствии средств на расчетном счете. В этомслучае принятые платежные поручения банк помещает в картотеку № 2 «Расчетныедокументы, не оплаченные в срок». Такие платежные поручения банк оплачиваетпо мере поступления средств на счет покупателя в установленной очередности.
Еще один вид безналичных расчетов — расчеты чеками. Чек представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем необусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммычекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которымион вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель — лицо, в пользукоторого выдан чек. Плательщик — это банк, в котором находятся денежные средствачекодателя.
Чек оплачивается банком за счет денежныхсредств чекодателя, причем последний не вправе отозвать чек до истечения установленногосрока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя,считается предъявлением чека к оплате.
На основании чеков наличные деньги выдаютсяна оплату труда, пособий по временной нетрудоспособности, премий, на командировочные,представительские и хозяйственные расходы, на приобретение горюче-смазочных материалови т.д. Чек заполняют от руки чернилами или шариковой ручкой. В нем указывают сумму,дату выдачи, наименование чекодержателя, а также сведения о назначении полученныхсумм. Чеки подписывают руководитель и главный бухгалтер организации и скрепляютпечатью организации. Какие-либо исправления не допускаются. Банк выдает деньги почеку после проверки подлинности подписей и печати.
Наличные средствабанк принимает на расчетный счет организации по объявлению на взнос наличными — письменному приказу владельца счета. Объявление заполняют в одном экземпляре суказанием источника вносимых средств (выручка за услуги, депонированная заработнаяплата и др.). Оно состоит из трех частей: верхняя остается в банке; средняя (квитанция)передается кассиру; нижняя (ордер) возвращается кассиру после проведения банкомсоответствующей операции вместе с банковской выпиской. На принятые суммы банк выдаеткассиру квитанцию, которая служит основанием для составления в бухгалтерии расходногокассового ордера и списания денежных средств в кассе.
Платежное требованиепредставляет собой требование поставщика к покупателю произвести оплату на основаниирасчетных и отгрузочных документов поставляемых товарно-материальных ценностей,выполненных работ и оказанных услуг.
Поставщик продукции(работ, услуг) выписывает платежное требование и сдает в банк на инкассо. Инкассо- это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиентаосуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании расчетныхдокументов.
Расчеты платежнымитребованиями осуществляются с предварительным акцептом и без акцепта. Акцептованнымсчитается платежное требование, по которому покупателем не заявлен в обслуживающийбанк обоснованный отказ от платежа в течение установленных для акцепта трех рабочихдней. Платежное требование подлежит оплате со счетов плательщика на следующий рабочийдень после истечения срока акцепта при условии наличия денежных средств.
Плательщик имеетправо отказаться от акцепта платежного требования полностью или частично в случаяхнарушения поставщиком условий договора поставки (некачественная продукция, изменениепродажных цен, арифметические ошибки в расчетных документах и т.д.). Отказ плательщикаот оплаты платежного требования оформляется заявлением об отказе от акцепта. Безакцептноесписание Денежных средств имеет место в случаях, установленных законодательством,и если такой порядок расчетов предусматривается условиями Договора банковского счета(за коммунальные услуги, электроэнергию, проценты за кредит, абонементную платуза телефон и др.). При этом в платежном требовании получатель средств проставляет«Без акцепта» и дает ссылку на основание, по которому взыскивается платеж.Списание денежных средств в бесспорном порядке со счетов плательщиков оформляетсяинкассовым поручением. Инкассовые поручения применяются:
· для взыскания денежных средств в соответствии с законодательствомконтролирующими органами;
· для взыскания по исполнительным документам;
· для списания денежных средств по договору с банком, предусматривающегоправо на списание денег со счета плательщика без его распоряжения.
Для бухгалтерскогоучета денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах используетсясчет 51 «Расчетные счета».
По дебету счета51 отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации, по кредитусчета 51 — списание денежных средств с расчетных счетов организации.
Регистром аналитического учета по учетуопераций на расчетном счете является выписка банка. К банковским выпискам при выдачеих клиентам на руки прилагаются оправдательные документы. Бухгалтер, получив выписку,сверяет суммы по выписке с суммами в оправдательных документах, проставляет бухгалтерскиепроводки на полях выписки рядом с каждой суммой. Оправдательные документы раскладываютсяв соответствии с суммами в выписке банка и сшиваются с ней.
На основе корреспонденции счетов, проставленнойна банковской выписке, составляется журнал-ордер №2 по кредиту счета 51 и ведомостьпо дебету счета 51 «Расчетный счет».
4. Учет операций по специальным счетам организации
Денежные средства производственногопредприятия, обособленно используемые по целевому назначению, учитываются на специальныхсчетах в банках. К вложениям денежных средств на определенные цели относятся аккредитивы,чековые книжки, депозитные, текущие и другие счета.
Счет 55 «Специальные счета в банках»предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валютеРоссийской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории РоссийскойФедерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах(кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах. На этом счете обобщаютсятакже данные о движении средств целевого финансирования в той их части, котораяподлежит обособленному хранению.
К счету 55 могут быть открыты следующиесубсчета:
55-1  «Аккредитивы»;
55 — 2 «Чековые книжки»;
55-3 «Депозитные счета».
Порядок осуществления расчетов при аккредитивной форме расчетоврегулируется ЦБ РФ.
Остаток средств на указанных субсчетах свидетельствует о суммах,не израсходованных по целевому назначению. Оборот по дебету — пополнение средств,по кредиту — использование по целевому назначению или перечисление остатка на расчетныйсчет организации.
На субсчете 55-1 учитывается движениесредств, находящихся в аккредитивах. Аккредитив представляет собой поручение банкапокупателя банку поставщика оплатить расчетные документы. При расчетах аккредитивамиплательщик поручает обслуживающему го банку за счет депонированных своих средствили кредита банка произвести оплату товарно-материальных ценностей, выполненныхработ, оказанных получателем, по предъявлении последним документов, соответствующихусловиям аккредитива.
Аккредитив предназначен для расчетовс одним получателем средств. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основномдоговоре (в связи с которым открыт этот аккредитив — например, договор поставки),где отражаются следующие условия: наименование банка-эмитента; наименование банка,обслуживающего получателя средств; наименование получателя средств; сумма аккредитива;вид аккредитива; способ извещения получателя средств об открытии аккредитива; способизвещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющимбанком; полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателемсредств; сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставкутоваров (выполнение работ, оказание ус луг), и требования к оформлению указанныхдокументов; условие оплаты (с акцептом или без акцепта); ответственность за неисполнение(ненадлежащее исполнение) обязательств.
В основной договор могут быть включеныиные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву.
Дт 55-1 Кт 51,52,66 — зачисление денежныхсредств в аккредитивы
Дт 60 Кт 55 — 1 — списание аккредитивов
Дт 51,52,66 Кт 55-1 — перечисление неиспользованныхсредств в аккредитивах
Аналитический учет по счету 55-1«Аккредитивы», ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву,суммам их использования, срокам открытия и закрытия, что дает возможность контроляза движением денежных средств по данному субсчету.
На субсчете 55-2 “Чековые книжки” учитывают движение средств,находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируетсябанком.
Расчетный чек — письменное поручение банку перечислить со счетачекодателя указанную в чеке сумму.
Чековые книжки организации могут получить в своем банке. В настоящеевремя чеки принимаются редко, так как не имеют достаточных степеней защиты.
Дт 55-2 Кт 51,52,66 — выдача чековых книжек банком за счет собственныхсредств организации или за счет краткосрочных кредитов.
Дт 60,76 Кт 55-2 — предъявленные к оплате в банк используемыечеки при приобретении материальных ценностей.
Дт 51,52 Кт 55-2 — суммы неиспользованных чеков и возвращенныхв кредитную организацию.
Суммы по чекам выданным, но не оплаченным банком, остаются насчете 55-2.
Аналитический учет по этому субсчетуведется по каждой полученной чековой книжке с целью контроля за движением денежныхсредств в чековых книжках, выданных работникам организации для расчетов с кредиторами.Синтетический и аналитический учет операций по субсчету 2 «Чековые книжки»ведется на основании выписок из банка в разрезе корреспондирующих счетов итогамипо однородным операциям в ведомостях, выходные данные которых используются для составленияведомости по счетам синтетического учета в условиях компьютерной технологии обработкиинформации.
На субсчете 3 «Депозитные счета»до 01.01.2003г. учитывали движение средств, вложенных организацией в банковскиеи другие вклады.
С 01.01.2003 г. депозитные вклады всоответствии с ПБУ 19/02 " Учет финансовых вложений" должны учитыватьсяв качестве финансовых вложений. (13, с 284). Аналитический учет по субсчету 55-3«Депозитные счета» ведут по каждому вкладу.
На отдельных субсчетах счета 55 учитывают движение обособленнохранящихся в банке средств целевого финансирования: средств, поступивших на содержаниеспециальных учреждений от родителей и других источников; средств на финансированиекапитальных вложений; субсидии правительственных органов и т.д.
Наличие и движение средств в иностранных валютах учитывают насчете 55 обособленно.
Аналитический учет по данному счету должен обеспечить получениеданных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках ит.п. на территории страны и за рубежом.
Аналитический и синтетический учет операцийпо счету 55 «Специальные счета в банках» организуется в журнале — ордере№3 на основании выписок банка по лицевым специальным субсчетам.
5. Заключение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что предприятиив условиях рыночных отношений имеют хозяйственные связи с другими предприятиями.Четкая организация расчетов способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств,своевременному поступлению денежных средств, а, следовательно, эффективной работепредприятия.
Целью данной курсовой работы было раскрытьсодержание учета денежных средств и расчетных операций. В работе подробно рассматриваются всевопросы, связанные ведением кассовых операций, операций расчетного счета и валютногосчета. Так при ведении учета кассовых операций и денежных документов организацииобязаны: хранить наличные денежные средства в кассе в пределах лимитов, установленныхучреждениями банков; соблюдать порядок приема, выдачи наличных денег и правильность,своевременность оформления кассовых документов; обеспечить сохранность денежныхсредств при их хранении и транспортировке; регулярно проводить ревизию кассы.
Все остальные денежныесредства организация обязана хранить на расчетных счетах в банках. Были подробнорассмотрены следующие расчетные документы: платежные поручения; платежные требования;инкассовые поручения; объявление на взнос наличными; чеки.
Ведение бухгалтерскогоучета валютных операций регулируется Приказом Минфина РФ от 27.11.2006г. №154н,в соответствии с которым организации могут осуществлять экспортно-импортные операции,должны учитывать курсовую разницу, возникающую при пересчете денежных средств навалютных счетах в рубли, обязаны продавать 10% от экспортной выручки.
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что учет денежныхсредств занимает одно из важнейших мест в системе бухгалтерского учета на предприятии.Так как в организации возникают взаимоотношения с персоналом, что влечет за собойрасчеты с работниками организации, с органами социального обеспечения. Все эти расчетыосуществляются в денежной форме. Между учреждениями и организациями расчеты производятсябезналично. При этом посредниками выступают учреждения банков.
В целях повышения эффективностиопераций в условиях рыночных отношений предприятиям необходимо выполнять основныезадачи, стоящие перед учетом денежных средств и расчетов. Прежде всего необходимообеспечить своевременное и правильное документирование операций по движению денежныхсредств и расчетов. Немаловажным является оперативный, повседневный контроль засохранностью наличных средств и ценных бумаг в кассе предприятия, а также контрольна использованием средств строго по целевому назначению, за правильными и своевременнымирасчетами с бюджетом, банками, персоналом, за соблюдением форм расчетов, установленныхв договорах c покупателями и поставщиками.
6. Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г.№ 129-ФЗ;
2. Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2;
3. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовых машин приосуществлении денежных расчетов с населением» от 30.12.01г. № 5215-1;
4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельностиорганизации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г.№ 94н;
5. Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1-23). — Н.: Сиб. унив. изд-во,2010г.;
6. Инструкция Банка России «О порядке ведения кассовых операцийв РФ» от 4.10.93г. №18;
7. Письмо Банка России от 22.09.1993 г. №40 «О Порядке ведениякассовых операций В РФ»;
8. Положение Банка России «О безналичных расчетах в РФ» от12.04.01г. №2-П;
9. Указ Президента РФ от 23.05.94 № 1006 «Об осуществлении комплексныхмер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей»;в редакции от 25.07.2000 № 1358);
10. Указание Банка России «Об установлении предельного размерарасчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами» от 14.11.01 № 1050-У;
11. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет. — М.: ЭКСМО, 2006г.
12. Ковалев В.В. Финансы. — М.: Проспект, 2006г.
13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. — М.: ИНФРА-М, 2007г.
14. Козлова Е.П., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в коммерческих банках.- М.: Финансы и статистика; 2000г.
15. Санин К.В., Санин М.К. Бухгалтерский учет. — СПб.: СПб ГУИТМО, 2005г.
16. Сапожникова Н.Г. Бухгалтерский учет. — М.: Кнорус, 2009г.
17. Швецкая В.М., Головко Н.А. Бухгалтерский учет. — М.: Дашков и К, 2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.