Оглавление
Введение. 2
Глава I. Проблемысемей, имеющих детей с ограниченными возможностями. 4
1.1.Причины, приводящие к инвалидности. 4
1.2. Основные направления семей с детьми-инвалидами. 9
1.3.Социальная защита детей-инвалидов. 15
Глава II. Социальнаяреабилитация детей-инвалидов. 18
2.1 Системасоциальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. 18
2.2. Основные задачисемейного воспитания, где есть дети-инвалиды. 23
Заключение. 29
Литература. 31
Введение
Семья сребёнком-инвалидом — это семья с особым статусом, особенности и проблемыкоторой определяются не только личностными особенностями всех её членов ихарактером взаимоотношений между ними, но v-большей занятостьюрешением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитомобщения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное — специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Семья для ребёнка, как известно, является наименееограничивающим, наиболее мягким типом социального окружения. Однако ситуация,когда в семье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткогоокружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Более того,вполне вероятно, что присутствие ребёнка с нарушениями развития, вкупе сдругими факторами, может изменить самоопределение семьи, сократитьвозможности для заработка, отдыха, социальной активности.
Маленькие дети с недостатками развития живут не в изоляции. Семья,являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в болееширокий социальный контекст.
Экологическая модель включает индивидуальные параметры организмаи особенности среды вместе с социальными и психологическими характеристикамив единую систему. Системно-экологический подход позволяет оценить возможностисемьи выполнять функции реабилитации, а, с другой стороны, понять, что не всёбудет зависеть только от семьи.[1]
Цель данной курсовой работы заключается в том, что бы рассмотреть социальнуюработу с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Для достижения поставленной цели в работерешаются следующие задачи:
— показатьпроблемы семей, имеющихдетей с ограниченными возможностями;
— рассмотреть социальную защитудетей-инвалидов;
— охарактеризовать систему социальной помощисемье, имеющие ребенка с ограниченными возможностями;
-раскрыть задачи семейного воспитания, гдеесть дети-инвалиды.
Объектом исследованияявляется проблемы семей с детьми инвалидами.
Предметом –является основныенаправления социальной работы с семьями имеющими детей инвалидов
Гипотеза — Проблемадетской инвалидности является актуальной во всем мире. Семья,ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями (ОВ) —главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей,обучения, профориентации. Когда всемье есть ребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения,необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
В данной курсовой работе были использованыработы- Антонова А.И, Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Холостова Е.И и др. В которыхрассматриваются проблемы семей имеющих детей с ограниченными возможностями,основные направления семей с детьми-инвалидами, система социальной помощисемье имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Глава I. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями.1.1. Причины,приводящие к инвалидности.
Согласно Федеральному закону РФ «Осоциальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 г. № 181«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройствомфункций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм илидефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающеенеобходимость его социальной защиты».
«Ограничение жизнедеятельности — это полнаяили частичная утрата лицом способности или возможности осуществлятьсамообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться,контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовойдеятельностью», — поясняется в этом законе.
В соответствии с приказом Минздрава РФ от 4июля 1991 г. № 117 «О порядке выдачи медицинского заключения надетей-инвалидов» к детям-инвалидам относятся дети, имеющие«… значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие ксоциальной дезадаптации,вследствие нарушения развития и роста ребенка, его способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролюза своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем».
Это определение вытекает из современнойконцепции Всемирной организации здравоохранения: поводом для назначения инвалидностиявляются последствия болезни, травмы, проявляющиеся в виде нарушения той илииной психологической, физиологической или анатомическойструктуры или функции, приводящие к ограничению жизнедеятельности и социальнойдезадаптации.[2]
Социальнаядезадаптация — нарушение приспособления индивида к изменившейся социальнойсреде, в отношении детей-инвалидов — в результате социальнойнедостаточности или социальной дисфункции. Это такое нарушениежизнедеятельности, при котором ребенок может выполнять лишь ограниченно или не может выполнять совсемобычную для его положения роль в жизни и в обществе в зависимости от возраста, пола, социального икультурного положения(в соответствии с номенклатурой социальной недостаточности, IVраздел Международного руководства по оценке последствий болезни, ВОЗ,Женева 1989 г.):
- ограничениефизической независимости (неспособность вести себя независимо с другимлицом);
- ограничениеподвижности (передвигаться во времени и пространстве);
- ограничениеспособности заниматься обычной деятельностью;
- ограничениеспособности к получению образования, к профессиональной деятельности;
- ограничениеспособности к интеграции в обществе, не участие во всех видах повседневнойактивности наравне со сверстниками.
Нарушение способности осуществлять ту илииную деятельностьможет быть от рождения или приобретено позже, может быть временным или постоянным.
Особенностью современной патологии детскоговозраста является учащение перехода острых форм заболеваний врецидивирующие и хронические, а также нарастание хроническойпатологии внутренних органов.
В развитых странах показатель детскойинвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей и имеет тенденцию кувеличению. По данным ВОЗ, инвалиды составляют 10 % населения земногошара, из них 120 млн. — дети и подростки. Число детей-инвалидов вРоссийской Федерации на начало 1998 г. составило 563,7 тысяч и продолжаетувеличиваться (из них 57,7 % — мальчики, 42,3 % — девочки). Согласногосударственному докладу 2000 г. «О положении детей в РоссийскойФедерации» самая многочисленная группа — дети 10—14 лет (47,1 %),вторая по численности — дети 5 — 9 лет (29,4 %) и дети в возраскогда в семье естьребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения,необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Бте до 4 лет (14 %).
Инвалиды детства в РФ составляют более 12 %от общего числа всех инвалидов, впервые зарегистрированных ворганах социальной защиты, среди инвалидов до 39 лет — 55,6 %.
В связи с большой значимостью этой проблемы Генеральная Ассамблея ООН в 1982 г. приняла Всемирнуюпрограмму действий по оказанию помощи«дезабильным лицам» (т.е. имеющимограничение жизнедеятельности и социальных функций), в которой важноеместо уделяется профилактике здоровья, начинаяс раннего возраста. Ассамблея объявила 1983— 1992 гг. десятилетием инвалидов, день 5 декабря сталВсемирным днем инвалидов, привлекаявнимание мировой общественности к этой проблеме.
Слово «инвалид» в переводе с английскогоозначает больной, неполноценный, нетрудоспособный, слатинского — «беспомощный». В настоящее время постепенноутверждается противоположная точка зрения: инвалид — человек,имеющий определенные ограничения своих возможностей, который может достаточноактивно участвовать во всех сферах социальной деятельности, должен иметьравные права и возможности с остальными членами общества. Этомуспособствовало политическое движение во всем мире за независимостьлюдей с ограниченными возможностями с 1962 г. как меньшинства, права иобязанности которого ущемляются, ограничиваются. В России также возрастаетобщественное движение людей с ограниченными возможностями на защитусвоих прав на свободу выбора, самоопределение и открытый доступк участию во всех сферах жизни общества.[3]
Такой подход необходимо учитывать приорганизации социальной работы, которая должна быть направлена на самоопределениечеловека с ограниченными возможностями (ОВ) и стремлениесамому управлять своими жизненными ситуациями. С 1996 г. детямпосле прохождения медико-социальной экспертизы присваивается статусребенка-инвалида, дается медико-социальное заключение (форма № 080-у-96,утвержденная приказом МЗ и
МПРФ № 95 от 18 марта 1996 г.). В структуре детской инвалидностипреобладают: психоневрологические заболевания (более 60 %) — это умственнаяотсталость, другие психические заболевания; заболевания нервной системы(детский церебральный паралич, другие органические повреждения центральной ипериферической нервной системы). За последнее время, по данным государственногодоклада 1997 г. «О положении детей в Российской Федерации», отмечается ростврожденных уродств и заболеваний внутренних органов (до 20 %), заболеванийопорно-двигательного аппарата (9—10 %), нарушений зрения и слуха (17 %).
У каждого десятого инвалида отмечается полная или частичнаянеспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств иограничение социальных функций.
Серьезного внимания требуют проблемы задержки нервно-психическогоразвития детей до 1 года (группа риска по развитию детского церебральногопаралича); задержка умственного развития, которая в 30 —40 % случаев впоследующем приводит к неуспеваемости в школе, снижению трудоспособности, негодностипрохождения срочной воинской службы.
Многочисленные исследования показывают, что ведущиминеблагоприятными факторами, способствующими развитию осложнений беременности иродов, не вынашивания, выкидышей, асфиксии и родовой травмы, перинатанальной энцефалопатиии т.д., являются: экология (высокий уровень радиации, химические вещества, втом числе соли тяжелых металлов, нитратов), шум, вибрация, физическиеизлучения; вредные воздействия производственных факторов, которые способствуютформированию врожденных пороков развития, внутриутробной гибели плода. С 1995— 1997 годов доля женщин, занятых на работе с вредными и тяжелыми условиямитруда, не уменьшилась (из государственного доклада 1997 г. «О положении детейв Российской Федерации»).
Неполноценное питание беременной, высокое употребление жировживотного происхождения, недостаток кальция и ряда витаминов (фолиевойкислоты, тиамина, рибофлавина) приводит к рождению детей с малой массой тела.
Огромное значение для нормального вынашивания беременности ирождения здорового ребенка имеет нервно-эмоциональное и физическоеперенапряжение.
Отмечается рост наследственной и врожденной патологии. Ежегодно вРоссийской Федерации рождается около 30 тыс. таких детей (по: «Проблемы семьии детства в современной России» — растетдетский травматизм, высок уровень заболеваемости родителей, особенно матерей.[4]
1.2. Основныенаправления семей с детьми-инвалидами.
Семья, ближайшее окружение ребенка сограниченными возможностями (ОВ) — главное звено в системе еговоспитания, социализации,удовлетворения потребностей, обучения, профориентации.
Материально-бытовые, финансовые, жилищныепроблемы с появлением ребенка с ОВ увеличиваются. Жилье обычно неприспособленодля ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко — отдельная комната или специальные приспособления дляребенка.
В таких семьях возникают проблемы, связанныес приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простоймебели, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Семьине имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транспорта,дач, садовых участков, телефона.
Услуги для ребенка с ОБ в таких семьяхпреимущественно платные (лечение, дорогостоящие лекарства,медицинские процедуры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособленияи аппараты, обучение, оперативные вмешательства, ортопедическаяобувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все этотребует больших денежных средств, а доход в этих семьях складывается иззаработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.
Анализ показал, что среди семей с детьми сОВ самый большой процент составляют неполные материнские семьи. У 15 %родителей произошел развод по причине рожденияребенка-инвалида, мать не имеет перспективы вторичного замужества.Поэтому к проблемам семьи ребенка с ОВ прибавляются проблемы неполной семьи.[5]
Психологические проблемы.Психологический климат в семье зависит от межличностных отношений,морально-психологических ресурсов родителей и родственников, атакже от материальных и жилищных условий семьи, что определяетусловия воспитания, обучения и медико-социальную реабилитацию.
Выделяют 3 типа семей по реакции родителей напоявление ребенка-инвалида:с пассивной реакцией, связанной с недопониманиемсуществующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; сосредней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций, советов врачей, психологов.
В своей работе социальный работник долженопираться на позиции 3-го типа семьи.
Появление в семье ребенка с ОВ всегдатяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Частосемейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больногоребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семьясплачивается.
Отец в семье с больным ребенком —единственный добытчик. Имея специальность, образование, он из-занеобходимости большего заработка становится рабочим, ищетвторичные заработки и практически не имеет времени заниматьсяребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило,она теряет работу или вынуждена работать ночью (обычно — это надомный труд).Уход заребенком занимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение и реабилитация, топостоянная тревога, психоэмоциональное напряжениемогут привести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходепомогают старшие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, если в семье двоедетей с ОВ.
Наличие ребенка-инвалида отрицательно влияетна других детей в семье. Им меньше уделяется внимания, уменьшаются возможностидля культурного досуга, они хуже учатся, чаще болеют из-за недосмотрародителей.
Психологическая напряженность в таких семьяхподдерживается психологическим угнетением детей из-за негативногоотношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьмииз других семей. Не все дети в состоянии правильно оценитьи понять внимание родителей к больному ребенку, их постояннуюусталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейногоклимата.[6]
Нередко такая семья испытывает отрицательноеотношение со сторолы окружающих, особенно соседей, которых раздражаютнекомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия,тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственногоразвития или его поведение негативно влияет на здоровьедетского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ОВпрактически не имеют возможности полноценных социальных контактов,достаточного круга общения, особенно со здоровымисверстниками. Имеющаяся социальная деривация может привести кличностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), кзадержке интеллекта, особенно если ребенокслабо адаптирован к жизненным трудностям,социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениямкоммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представлениеоб окружающем мире. Особенно тяжело этоотражается на детях с ОВ,воспитывающихся в детских интернатах.
Общество не всегда правильно понимаетпроблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих.В связи с этим родители не берут детей с ОВ в театр, кино, зрелищные мероприятия ит.д., тем самым, обрекая их с рождения наполную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичнымипроблемами налаживают между собой контакты.
Родители стараются воспитывать своегоребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психическогоинфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию напоследующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических,психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобывыявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту,реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться,максимально самореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечаютих недостаток в воспитании ребенка с ОВ, отсутствуют доступнаялитература, достаточная информация, медицинские и социальные работники. Почтивсе семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях, связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному стакой патологией. Дети с ОВобучаются в обычных школах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам (общеобразовательной школы, специализированной,рекомендованной для данного заболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.
Медико-социальные проблемы.Медико-социальная помощь в нашей стране резко ухудшилась в связи сизменением социально-экономической обстановки. Медико-социальнаяреабилитация детей с ОВ должна быть ранней, этапной, длительной, комплексной, включать медицинские,психолого-педагогические, профессиональные, социально-бытовые, правовыеи другие программы с учетом индивидуальногоподхода к каждому ребенку. Главное — научитьребенка двигательным и социальным навыкам, чтобы в последующем он смог получить образование исамостоятельно работать.
Нет достоверного специального учета детей сОВ ни в государственных органах социального обеспечения, нив обществе инвалидов. Отсутствует координация в деятельности различных организаций, связанных смедико-социальным обеспечением таких семей.Недостаточна информационная работа по пропаганде целей, задач, льгот, законодательств, касающихсямедико-социальной реабилитации. Всясоциальная работа ориентирована на ребенкаи не учитывает особенности семей, а участие семьи в медико-социальной работе является решающим наряду соспециализированным лечением.
Иногда лечение, социальная помощь проводятсяпоздно из-за несвоевременной диагностики. Чаще всего диагнозустанавливаетсяна 1 или 2 — 3 году жизни; только у 9,3% (из 243 семей), диагноз поставлен сразу после рождения, в возрасте7 дней (тяжелые поражения ЦНС и врожденные пороки развития).[7]
Диспансерное медицинское обслуживание непредусматривает четко налаженной этапности (по показаниям) —стационарная, амбулаторная, санаторная. Этот принцип прослеживаетсяпреимущественно для детей раннего возраста.
Особенно низка амбулаторная медицинскаяпомощь. Она оказывается преимущественно при острыхзаболеваниях и неудовлетворительной профильной по случаюинвалидности. На низком уровне находится осмотр детей узкимиспециалистами, массаж, лечебная физкультура, физиолечение, диетологне решает вопросы питания при тяжелых формах диабета,почечных заболеваниях. Недостаточна обеспеченность медицинскимипрепаратами, тренажерами, инвалидными колясками, слуховымиаппаратами, протезами, ортопедической обувью.
Обдумывая вопросы планирования семьи, лишь немногие родители решаются родить повторно после рожденияребенка с ограниченнымивозможностями.
Остаются нерешенными многиесоциально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в томчисле неудовлетворительное оснащение медицинских учрежденийсовременной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учрежденийвосстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальнойработы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностьюв получении профессии и трудоустройстве, отсутствием массового производстватехнических средств для обучения, передвижения, бытовогосамообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке.
Проводимые в России государственные мерыдемографической политики, помощи семьям с детьми, в томчисле с детьми с ОВ носят разрозненный, малоэффективный характери не учитывают семей в комплексе.
1.3. Социальная защита детей-инвалидов
Учреждения, обслуживающие детей-инвалидов.Дети-инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети до 4 лет с поражениемопорно-двигательного аппарата и снижением умственногоразвития находятся в специализированных домах ребенка Министерстваздравоохранения РФ, где получают уход и лечение. Дети с нерезковыраженными аномалиями физического и умственного развитияобучаются в специализированных школах-интернатах Министерства общего ипрофессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают вдомах-интернатах системы социальной защиты населения. В 158 детскихдомах-интернатах находится 30 тыс. детей с тяжелыми умственнымии физическими недостатками, половина из них — дети-сироты. Отбор в этиучреждения осуществляют медико-педагогические комиссии (врачи-психиатры,дефектологи, логопеды, представители социальной защитынаселения), осматривая ребенка и устанавливая степеньзаболевания, затем оформляя документацию. На 1 января 1994г. в 150 детских домах-интернатах находилось 31907 детей; их обучалипо специально разработанным программам навыкам самообслуживанияи труду с 12 лет. Овладевая некоторыми профессиональными навыками(швеи, плотника, санитарки-уборщицы, дворника, грузчика и т.д.),получали педиатрическую, неврологическую, психиатрическуюпомощь.
Дети, которые не могут обслуживать себя сами,находятся в специализированныхдомах-интернатах системы социальной защиты населения, нуждаются в уходе. ВРоссии всего 6 таких учреждений, где на 1января 1994 г. находилось 506 детей от 6 до 18 лет.
Медицинская реабилитация оставляет желатьлучшего. В реабилитационных учреждениях дети обучаются попрограмме общеобразовательной школы. В соответствии сфедеральной целевой программой «Дети-инвалиды», президентскойпрограммой «Дети России» создаются территориальныереабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и территориальныецентры социальной защиты семье и детям.
В 1997 году в системе организаций социальнойзащиты действовало 150 специализированных центров, где находилось 30тыс. детей стяжелыми умственными и физическими недостатками и 95 отделений реабилитациидетей и подростков с ограниченнымивозможностями. 34,7 % этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детскими церебральнымипараличами; 21,5 % — с нарушениямиумственного и психического развития; 20 % — с соматической патологией; 9,6 % — с нарушением зрения; 14,1 % — с нарушением слуха.[8]
Федеральная целевая программа «Дети-инвалиды», входящая в президентскую программу «Дети России»,предусматривает комплексное решениепроблем детей с отклонениями в развитии. Она имеет следующие задачи:предупреждение детской инвалидности (обеспечениесоответствующей литературой, диагностическими средствами); скрининг-тест новорожденных на фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, аудиологический скрининг,совершенствование реабилитации(развитие центров реабилитации); обеспечениедетей техническими средствами для бытового самообслуживания; укрепление кадров с систематическимповышением квалификации, укреплениематериально-технической базы (строительстводомов-интернатов, реабилитационных центров, обеспечение их оборудованием,транспортом), создание культурных и спортивныхбаз.
В 1997 году в 70 регионах РФ действовалирегиональные программы. В ряде регионов создавалиськвотированные рабочие места для женщин, воспитывающих детей-инвалидов (Астрахань, Курск), в Москве создавались рабочие места дляподростков-инвалидов (профессиональное образование по 13специальностям) и т.д.
В последнее время снизился уровеньматериально-технической базы детских домов из-за недостатка финансирования, приостановлено строительство новых детских домов.
Глава II. Социальная реабилитация детей-инвалидов.2.1 Системасоциальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
Социальный работник является связующим звеноммежду семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности, исубъектами семейной политики (органы государственногоуправления, трудовые коллективы, общественные,общественно-политические, религиозные организации, профсоюзы,общественные движения). В функции социального работника входяторганизация юридической, медицинской,психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а такжестимулирование усилий семьи по приобретению экономическойнезависимости в условиях рыночной экономики.
Психолог занимается диагностикой проблемпсихологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологическогосостояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, понеобходимости — работой с окружающими.
Органы народного образования проводятобучение ребенка (составление и коррекция индивидуальныхпрограмм, анализ качества, организация общения ребенка со сверстниками), занимаются устройством других детей в детские учреждения,специальные детские сады, а также вопросами профориентации, трудоустройства,оформлением в специализированные учреждения.
Органы здравоохранения берут на учет,составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов;занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентациии трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлениюдокументов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения,реабилитацией.[9]
Органы социальной защиты вносят изменения идополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы иуслуги, организуютматериальную и другие виды помощи, санаторно-курортноелечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства(трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому;центра профориентации (профориентацияребенка с ограниченными возможностями).
Юристдает консультации по вопросамзаконодательства и права, правам семьи, льготам, нарушению прав,юридической защите, вопросам трудоустройства и организациисемейных предприятий.
Благотворительные организации, включаяобщество Красного Креста — материальная, натуральная помощь,организация общения; торговые организации — снабжениепродуктами питания, детскими товарами, мебелью, техникой, книгамии др.
Городская и районная исполнительная властьзанимается организацией семейных предприятий, семейногобизнеса, реабилитационных центров.
Соседи —частично решают проблемыобщественного мнения, общения, оказывают помощь.
Профсоюзы, турагентстваорганизуютотдых и оказывают материальную помощь.
Аналогичные семьи часто создают ассоциации сподобными семьямидля совместного решения проблем.
Предприятия работающих родителейоказываютматериальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуютнеполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающейматери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготыпо отпуску.
Федеральный закон «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ определяет основные льготы и преимущества инвалидам и семьям,имеющим детей-инвалидов.
В зависимости от степени расстройствафункций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицамдо 18 лет — категория«ребенок-инвалид».
Основные льготы и преимущества:
- бесплатное обеспечениелекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врачей;
- бесплатноесанаторно-курортное лечение (вторая путевка предоставляетсясопровождающему лицу);
- дети-инвалиды,их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход заними, пользуются правом бесплатного проезда на всех видахтранспорта общего пользования, городского и пригородногосообщения. В этом случае для детей-инвалидов основанием дляпредоставления этого права является справка, подтверждающая фактустановления инвалидности, выдаваемая учреждениемгосударственной службы медико-социальной экспертизы, форма которой утверждена Министерством социальной защиты от 18 сентября 1996г. № 230, либо справка ВТЭК и, крометого, для детей-инвалидов в возрастедо 18 лет медицинское или медико-социальное заключение на ребенка, выданное государственным или муниципальныммедицинским профилактическимучреждением здравоохранения. Родители детей-инвалидов пользуются этимправом на основании документов ребенка обустановлении инвалидности. Родителям, опекунам, попечителям исоцработникам органы социальной защиты поместу их жительства должны выдавать справку о праве на данную льготу;
- 50 %скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного,железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по15 мая (без ограничения числа поездок). Лица, сопровождающие ребенка-инвалида,приобретают билеты с указанной скидкой наосновании справки детей-инвалидов в каждой конкретной поездке в данный период;
- 50% скидка на стоимость проезда 1 раз в год (туда и обратно) с 16 мая по 30 сентября,а также бесплатный проезд 1 раз в год к местулечения и обратно. Основанием для предоставления данной льготы являютсялисты талонов, выдаваемые органами социальнойзащиты по месту жительства;
- согласност. 17 настоящего Закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов,нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учети обеспечиваются жилыми помещениями. Семьям, имеющим детей-инвалидов,предоставляется скидка не ниже 30 % на квартирную плату (в домахгосударственного, муниципального и общественного жилищногофонда) и оплату коммунальных услуг (независимо отпринадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центральногоотопления, на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм,установленных для продажи населению;
- согласност. 18 настоящего Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защитынаселения и органами здравоохраненияобеспечивают дошкольное, школьное, внешкольноевоспитание и образование детей-инвалидов, получение среднего и высшего профессионального образования в соответствиис программой реабилитации инвалида.
Согласно разъяснению Министерства труда РФ иФонда социального страхования РФ от 19 июля 1995 г. № 2/48 «Опорядке предоставления и оплаты 4 дополнительных выходных дней вмесяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для уходаза детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет», 4 дополнительных оплачиваемыхвыходных дня для ухода за детьми-инвалидами предоставляются вкалендарном месяце одному из работающих родителей (опекуну,попечителю) по его заявлению и оформляются приказом(распоряжением) администрации организации на основании справкиорганов социальной защиты населения об установлении инвалидностиребенку с указанием, что ребенок не содержится в специальномдетском учреждении, принадлежащем любому ведомству на полном государственномобеспечении. Работающий родитель также предоставляетсправку с места работы другого родителя о том, что на моментобращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом календарном месяцеим не использованы. В случаях, когда одним из работающихродителей указанные дополнительные выходные дни в календарноммесяце использованы частично, другому работающему родителю в том жекалендарном месяце предоставляются оставшиеся дополнительныеоплачиваемые выходные дни. Указанные справки предоставляются изорганов социальной защиты ежегодно, с места работы другого родителя —при обращении с заявлением о предоставлении дополнительныхоплачиваемых выходных дней. Суммирование дополнительныхоплачиваемых выходных дней, предоставляемых для ухода задетьми-инвалидами, за два и более месяцев не допускается.[10]
2.2. Задачисемейного воспитания, где есть дети-инвалиды.
Нельзя изучать ребёнка с ограниченными возможностями в отрыве отсемьи, и поэтому надо воспринимать все типы ролей и межличностныхвзаимоотношений в связи «ребёнок — мать — семья» (мать — отец, мать — ребёнок— инвалид, мать — здоровый ребёнок, отец — ребёнок-инвалид, отец — здоровый ребёнок,ребёнок — инвалид — здоровый ребёнок). Эта микросистема находится в постоянномвзаимодействии с другими микросистемами (медработники, соседи и друзья,воспитатели, учителя и др.).
Микросистема функционирует в контексте экосистемы — это индивиды,службы и организации, активно взаимодействующие с семьёй, специальныереабилитационные или образовательные программы. Значительная социальная,психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидовгруппами поддержки. Такие группы могут защищать права семей, оказывая влияниена социальную политику, внося конструктивные инициативы во властные структуры.Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только имеютбольшое значение в поддержке семьи — они все чаще инициируют новые формы, видыи технологии реабилитационной работы, помощи детям.
В экосистему входят те институты, в которые семья может невключаться непосредственно, но которые могут опосредованно оказыватьвоздействие на семью: средства массовой информации; система здравоохранения;система социального обеспечения; система образования.
Макросистема охватывает социокультурные, социально-экономические иполитические факторы. Это и влияние широкого социального окружения наформирование точки зрения, с позиции которой члены семьи смотрят наинвалидность своего ребёнка. Это и характер, и уровень ресурсов семьи. Это исостояние экономики, и политическая атмосфера региона или страны в целом,влияющие на содержание и качество программ, принимаемых в интересах инвалидови их семей.
Таким образом, усилия должны быть направлены на социальнуюреабилитацию семьи, а, с другой стороны, нужно создать условия дляподдержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями.Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать,а это может быть роль больного, роль здорового (ведущая к отрицанию факта своейинвалидности). И та, и другая роль негативны. С психологической точки зрениятолько в семье может быть выработана единственно правильная установка —адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитииребенка.
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод — инициативареабилитации ребёнка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самойсемьи. И здесь роль общественных объединений инвалидов, родителейдетей-инвалидов неоценима.[11]
Вторая точка приложения социальной работы по реабилитации ребёнкас ограниченными возможностями и семьи — состыковка нисходящих и восходящихпрограмм реабилитации. Что это такое? Нисходящая программа планируется,организовывается и контролируется главным образом государством, и ориентированана долгосрочное исполнение и весь массив и зачастую не учитывают конкретнуюсемью. Восходящие инициативы реабилитации из-за материальных трудностей,отсутствия методологии не находят поддержку и в лучшем случае сводятся корганизации ещё одного учреждения ведомственного характера, которое решаеткакую-то частную задачу.
Отсутствие общегосударственного подхода в реабилитации семьи нестимулирует заинтересованность власти на местах развивать технологиюсоциальной работы с детьми-инвалидами и их родителями.
Из всего вышесказанного вытекают конкретные задачи реабилитологов,социальных работников и представителей общественных объединений. Это:превращение семьи в реабилитационное учреждение; реабилитация самой семьи;состыковка восходящих и нисходящих инициатив. Говоря проще, это забота оправах инвалидов; предоставление конкретной помощи инвалиду, его семье;принятие участия в разработке программ социального обеспечения; стимулированиеусилий семьи по реабилитации ребенка-инвалида; интеграция инвалида и егосемьи в жизнь местного сообщества.
«Обобщённый» психологический портрет родителей детей-инвалидовхарактеризуется выраженной озабоченностью, высоким уровнем тревожности,слабостью, хрупкостью эмоциональных структур, социальной робостью,подозрительностью. По своей инициативе родители редко вступают в контакт снезнакомыми людьми, настороженно относятся кс всем, кто пытается общаться сдетьми. Жалость или удивление окружающих при виде их больного ребёнкаспособствует тому, что родителе начинают скрывать ребёнка от посторонних глаз:они стараются не бывать с ними в общественных местах, тем самым ещё больше способствуясоциальной дезадаптации ребёнка. В таких семьях больной ребёнок становитсяпричиной семейных конфликтов, приводят» нередко к дестабилизации семейныхотношений, распаду семьи, а неполная семья — это тормоз в физическом ипсихическом развитии ребенка. Дефект ребенка некоторые родители воспринимаюткак собственную неполноценность, ущербность, подавляющуюся в виде переживанияострого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.
По мере взросления ребёнка проблем не становится меньше, ониприобретают социальную окраску. Опросы родителей показывают, что если заботы ипроблемы родителей ребёнка дошкольного возраста связаны с его поведением,сном, ходьбой и обеспечением общего ухода за ним, то дальше во весь рост встаютпроблемы будущего ребёнка, его профессионального определения и его отношений сокружающими.
Ситуация в семье с появлением ребёнка с ограниченнымивозможностями усугубляется ещё и по причине трудностей материального порядка:возникает необходимость обеспечения платного ухода, медицинских консультаций,приобретения лекарств, дополнительного питания, реабилитационных средств.
Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что дефект,ограниченность ребёнка в развитии имеют два уровня компенсации, которыереализуются в соответствии с решением тех или иных задач семьи с ребёнком сограниченными возможностями: высокий — с активным преодолением и низкий,заключающийся в приспособлении к нему (к дефекту).
Воспитание ребёнка в соответствии с первой стратегией обеспечиваетудовлетворение потребностей ребёнка в признании, в самостоятельности, неограничивает его в общении и взаимодействии с другими детьми и взрослыми.
Если выбрана вторая стратегия, то ребёнку прививаетсяспецифический статус, который становится организующим фактором всей жизнисемьи. Роль больного, инвалида удовлетворяет потребность ребёнка в признании,любви, заботе, но существенно ограничивает его самостоятельность, развитиеспособностей к социальной адаптации. В связи с этим специалисты выделяютнесколько особых типов семейного воспитания. Наиболее часто в семьях, гдепроживают дети с ограниченными возможностями, имеет место такой стиль воспитания,как гиперопёка, которая проявляется в чрезмерной заботе о больном ребёнке, впреданности ему, что приводит к формированию у ребёнка эгоцентрическихустановок, отрицательно сказывается на проявлении у него инициативы, чувстваответственности и долга. Контакт с окружающими нарушается, что сказывается напоследующем приспособлении ребёнка к социуму. В 50 % случаев у родителейотмечается неуверенность в своих силах, воспитательных возможностях, и ониидут на поводу желаний и потребностей своего ребёнка. С сожалением приходитсяконстатировать тот факт, что «гиперопёка ведёт к возникновению выученнойбеспомощности».[12]
Реже, но наблюдается эмоциональное отвержение больного ребёнка.Родители, недопонимая сложившейся ситуации, пытаются компенсировать своёнегативное или пассивное отношение к ребёнку подчёркнутой заботой о егоздоровье и материальном благополучии. В этих семьях нет тесного эмоциональногоконтакта родителей с детьми. Часто родители обвиняют врачей в возникновении инеизлечимости болезни у ребёнка.
Благоприятным типом семейного воспитания считается «принятие илюбовь», где родители помогают ребёнку в таких делах, которые важны для него,поощряют, наказывают, одобряют независимость ребёнка. Если родители хотятпонять ребёнка и помочь ему, то они должны научиться сознавать, что, с однойстороны, они являются окружающей средой, в которой ребёнок живет и растёт, а,с другой, они оказываются непосредственными участниками становления ребёнка вборьбе с болезнью. При этом родители, как и специалисты, работающие сдетьми-инвалидами, должны опираться на те функции, которые у ребёнка остаютсясохранными, то есть в какой-то степени совершенными и лучшим образомразвитыми.
Очевидно, что во всех трех ситуациях должна проводитьсякропотливая серьезная работа с родителями. Необходимо: направить их усилия поболее оптимальному пути; обучить правильному пониманию своих тяжелыхобязанностей; вооружить хотя бы минимумом психологических, педагогических,медицинских знаний и раскрыть возможности их использования; помочь родителямпризнать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясностипо этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становитсясама семья.
Все услугидолжны быть скоординированы таким образом, чтобы помочь детям и их семьям,поддержать индивидуальное и семейное развитие и защитить права всех членов семьи.Помощь максимально возможно должна оказываться в естественном окружении ребенка,то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Работа вданном направлении — забота не только специалистов органов здравоохранения,образования, системы социальной защиты населения. Сами родители, общественныеорганизации и объединения должны воспитывать в обществе стремление моральноподдерживать семьи, имеющие ребёнка с недостатками развития, делать все длялучшего понимания их проблем, способствовать устранению всех препятствий,мешающих успешному социальному развитию, обучению, социальной адаптации иинтеграции ребенка-инвалида.[13]
Заключение
Таким образом, в последние годы наметилась тенденция улучшениясоциальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственнымивозможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укреплениеи расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержкисемей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определеннаятрансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявшихинвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центровреабилитации детей с ограниченными возможностями.
Особое внимание уделяется социальному обслуживаниюдетей-инвалидов, развитию социально-реабилитационных услуг. К началу 2004 годав системе органов социальной защиты населения РФ действовало 305 специализированныхреабилитационных центров и 680 отделений реабилитации в качестве структурныхподразделений в учреждениях социального обслуживания семьи. В рамкахфедеральной целевой программы «Дети-инвалиды» в 2001 году свыше 60 центровреабилитации детей с ограниченными возможностями получили необходимоереабилитационное оборудование и автотранспорт.
Но всё это мало отражается на решении внутренних психологическихпроблем родителей ребёнка-инвалида, особенно матери. Тесный эмоциональныйконтакт с матерью, начиная с первых дней жизни, её ласка и забота являются залогомполноценного психического развития любого ребёнка. Ребёнок — инвалид долженчувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже другихдетей, всегда готовы прийти на помощь]
Но кто-то должен прийти на помощь и семье, ведь больной ребёнокявляется постоянным стрессовым фактором, особенно для матери. Эмоциональныеперегрузки вызывают определённые изменения в ее поведении и здоровье, чтоотражается на ребёнке. Получается замкнутый круг: болезнь, инвалидностьребёнка вызывает стресс у матери, а последствия стресса усугубляют болезньребёнка.
Кроме того, хотелось быотметить, что основная цель ранней социально-реабилитационной работы связана собеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физическогоразвития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха враскрытии потенциала ребёнка для обучения. Другая важная цель — предупреждениевторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит в том,чтобы адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы этисемьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно.Социальная работа с семьей требует от профессионала отношения к родителям как кпартнёрам, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработкииндивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.
Проблема детской инвалидности являетсяактуальной во всем мире. Семья, ближайшее окружениеребенка с ограниченными возможностями (ОВ) — главное звено всистеме его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, профориентации. Когда в семье естьребёнок-инвалид, может повлиять на создание более жёсткого окружения,необходимого членам семьи для выполнения своих функций.
Литература
1. Антонов А. И. Семья — какая она и куда движется // Семьяв России. — 1999.-№ 1-2.-С. 30-53.
2. Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика.М., 2000.
3. Завет преподобного Серафима христианским супругам,родителям и детям. — СПб., 1997.
4. Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья вРоссии. — 1997. — №2.— С. 78 —90.
5. Конституция РФ. — М., 1993.
6. Материалы IXсъезда педиатров России и парламентских слушаний «Здоровье детей —проблема первоочередной важности» // Медицинская сестра. — 2001.— № 3 — С. 2 —4.
7. Методика и технологии работы социального педагога / Подред. М. А. Галагузовой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002.
8. О положении детей в Российской Федерации:Государственный доклад. — Калуга, 1997.
9. Отечественный журнал социальной работы. М., 2004. №3.
10. О положении семей в Российской Федерации 1994—1996 гг. —М., 1998.
11. Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М.,2002.
12. Организация работы детской поликлиники с семьями группысоциального риска: Методические рекомендации. — М., 1987.
13. Основы социальной работы. — М., 1998.
14. Проблемы семьи и детства в современной России: Материалынаучно-практической конференции: Ульяновск, декабрь 1991 г., ч.2. — М., 1992.
15. Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997. —Т. 2.
16. Семья в новых социально-экономических условиях:Материалы научно-практической конференции. — Н.Новгород, 1998.
17. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. — М., 1997.
18. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М.,1992.
19. Социальная работа. — Ростов н/Д, 2000.
20. Справочное пособие по социальной работе. — М., 1997.
21. Теория и методика социальной работы. — М., 1994. — Ч. 1,2.
22. Феминология, семьеведение. — М., 1997.