Реферат по предмету "Социология"


Социальное парнерство

Содержание
Введение. 2
1. Понятиеи принципы социального партнерства. 3
2 Социальное партнерство как инструмент разрешениясоциальных конфликтов  6
3 Социальное партнерство как форма профилактики разрешениясоциальных конфликтов. 9
Заключение. 13
Список использованных источников. 14
Введение
Заинтересованность занятых ввысокой заработной плате и хороших условиях труда так же законна, как изаинтересованность предпринимателя в производстве продукции с меньшимииздержками и более высокого качества, поскольку от этого зависит ееконкурентоспособность. Как справедливо отмечал Тухтвельд, нельзя отрицатьпротивоположность интересов наемных работников предпринимателей, но не меньшейошибкой была бы их абсолютизация. Для решения проблем с пользой для обеихсторон следует выбрать кооперацию в социальных отношениях.
В этом и состоит смыслсоциального партнерства. По мнению А. Нестеренко, «социальное партнерство– это перерастание рыночных отношений за границы собственно экономики в сферусоциальных отношений: продавцы и покупатели рабочей силы договариваются обусловиях „сделки“ как равноправные участники (социального)контракта».
В качестве одной из главнейшихпроблем, стоящих перед обществом, сторонники теории социального рыночногохозяйства рассматривают массовую безработицу. Она, по их мнению, оказываетнегативное влияние на экономику, общество и политику. В индивидуальном планебезработица представляет собой грубое нарушение человеческого достоинства.
Особенно опасна она средимолодежи, ибо чаще приводит к негативным последствиям (алкоголь, наркотики,преступность). В экономическом плане безработица есть худший вариант растратыресурсов – рабочей силы, что мешает народному хозяйству достичь оптимальныхрезультатов.
1. Понятие и принципысоциального партнерства
Социальное партнерство — системавзаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями(представителями работодателей), органами государственной власти, органамиместного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересовработников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иныхнепосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти иорганы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в техслучаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей,уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, атакже в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Сторонами социальногопартнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных вустановленном порядке представителей.
Основными принципами социальногопартнерства являются:
1) равноправие сторон;
2) уважение и учет интересовсторон;
3) заинтересованность сторон вучастии в договорных отношениях;
4) содействие государства вукреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
5) соблюдение сторонами и ихпредставителями законов и иных нормативных правовых актов;
6) полномочность представителейсторон;
7) свобода выбора при обсуждениивопросов, входящих в сферу труда;
8) добровольность принятиясторонами на себя обязательств;
9) реальность обязательств,принимаемых на себя сторонами;
10) обязательность выполненияколлективных договоров, соглашений;
11) контроль за выполнениемпринятых коллективных договоров, соглашений;
12) ответственность сторон, ихпредставителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Система социального партнерствавключает следующие уровни:
1) федеральный уровень,устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РоссийскойФедерации;
2) региональный уровень,устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъектеРоссийской Федерации;
3) отраслевой уровень,устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли(отраслях);
4) территориальный уровень,устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальномобразовании;
5) уровень организации,устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда междуработниками и работодателем.
Социальное партнерствоосуществляется в формах:
1) коллективных переговоров поподготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
2) взаимных консультаций(переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иныхнепосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых правработников и совершенствования трудового законодательства;
3) участия работников, ихпредставителей в управлении организацией;
4) участия представителейработников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Представителями работников всоциальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иныепрофсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов,или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренныхТрудовым Кодексом Российской Федерации.
Интересы работников организациипри проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективногодоговора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализацииправа на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споровработников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация илииные представители, избираемые работниками.
Интересы работников припроведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений,разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменениясоглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формированиии осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовыхотношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальныеорганизации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальныхорганизаций профессиональных союзов.
Работники, не являющиеся членамипрофсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организациипредставлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.
При отсутствии в организациипервичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации,объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции)работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзнойорганизации либо иному представителю.
Наличие иного представителя неможет являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своихполномочий.
Работодатель обязан создаватьусловия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствиис Трудовым Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.
Представителями работодателя припроведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективногодоговора являются руководитель организации или уполномоченные им лица всоответствии с Трудовым Кодексом, законами, иными нормативными правовымиактами, учредительными документами организации и локальными нормативнымиактами.
При проведении коллективныхпереговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективныхтрудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формированиии осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовыхотношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.
Объединение работодателей — некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателейдля представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношенияхс профсоюзами, органами государственной власти и органами местногосамоуправления.
Особенности правового положенияобъединения работодателей устанавливаются федеральным законом.
Представлять работодателей — государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемыеиз соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органыместного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательствомили работодателями. 2 Социальное партнерство как инструмент разрешениясоциальных конфликтов
Внешним признаком разрешенияконфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временноепрекращение. Устранение, прекращение инцидента — необходимое, но недостаточноеусловие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие,люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причину. И тогдаугаснувший было конфликт вспыхивает вновь.
Разрешение социального конфликтавозможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменении может приниматьразличные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации,позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.
Возможно также разрешениесоциального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идетна уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.
Конфликты могут принимать самуюразную форму — от простой ссоры двух людей до крупного военного илиполитического столкновения с участием миллионов. Всем конфликтам присущи четыреосновных параметра: — причины конфликта; — острота конфликта; — длительностьконфликта; — последствия конфликта.
Причина конфликта является темпунктом, вокруг которого разворачивается конфликтная ситуация. Можно выделитьследующие типы причин.
1) Наличие противоположныхориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный наборценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни.Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления кудовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которыхпытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентацииприходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.
Конфликты по причинепротивоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острыеконфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятииситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служатпротивоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических,политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.
2) Идеологические причины.Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частнымслучаем конфликта противоположности ориентаций. разница между ними состоит втом, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении ксистеме идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации,доминирования и основополагающие мировоззрения у различных групп общества.
3) Причины конфликта,заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этоттип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей междуиндивидами и ли группами. Неравенство в распределении ценностей существуетповсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства,которая расценивается как весьма значительная.
4) Причины конфликтов, лежащие вотношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются врезультате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе,организации или упорядоченной социальной группе.
Для обеспечения регулированиясоциально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовкипроектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также дляорганизации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всехуровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии изнаделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На федеральном уровне образуетсяпостоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированиюсоциально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется всоответствии с федеральным законом. Членами Российской трехсторонней комиссиипо регулированию социально-трудовых отношений являются представителиобщероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединенийработодателей, Правительства Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерациимогут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовыхотношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законамисубъектов Российской Федерации.
На территориальном уровне могутобразовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовыхотношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законамисубъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемымипредставительными органами местного самоуправления.
На отраслевом уровне могутобразовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовкипроектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевыекомиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровнесубъекта Российской Федерации.
Соглашения, предусматривающиеполное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются приобязательном участии представителей соответствующих органов исполнительнойвласти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
На уровне организацииобразовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовкипроекта коллективного договора и его заключения. 3. Социальное партнерство как форма профилактикиразрешения социальных конфликтов
Представители работников иработодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению иизменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативупо проведению таких переговоров.
Представители стороны,получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективныхпереговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней содня получения уведомления.
Участники коллективныхпереговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовыхотношений.
При наличии в организации двухили более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительныйорган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проектаколлективного договора и его заключения. Формирование единого представительногооргана осуществляется на основе принципа пропорционального представительства взависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен бытьопределен от каждой профсоюзной организации.
Если единый представительныйорган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективныхпереговоров, то представительство интересов всех работников организацииосуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половиныработников.
Если ни одна из первичныхпрофсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общеесобрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичнуюпрофсоюзную организацию, которой поручается формирование представительногооргана.
В случаях, предусмотренныхчастями третьей и четвертой настоящей статьи, за иными первичными профсоюзнымиорганизациями сохраняется право направить своих представителей в составпредставительного органа до момента подписания коллективного договора.
Право на ведение коллективныхпереговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне РоссийскойФедерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляетсясоответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии насоответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждомуиз них предоставляется право на представительство в составе единогопредставительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого сучетом количества представляемых ими членов профсоюзов.
При отсутствии договоренности осоздании единого представительного органа для ведения коллективных переговоровправо на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов),объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).
Стороны должны предоставлятьдруг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запросаимеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Участники коллективныхпереговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, недолжны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемойзаконом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица,разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной,административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке,установленном федеральными законами.
Сроки, место и порядокпроведения коллективных переговоров определяются представителями сторон,являющимися участниками указанных переговоров.
Если в ходе коллективныхпереговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, тосоставляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходеколлективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора,соглашения, производится в порядке, установленном Трудовым Кодексом РоссийскойФедерации.
Лица, участвующие в коллективныхпереговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения,освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок,определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.
Все затраты, связанные сучастием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленномзаконодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов,специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное небудет предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников,участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть безпредварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство,подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволеныпо инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудовогодоговора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым КодексомРоссийской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено увольнение сработы.
Заключение
Социальное партнерство — системавзаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями(представителями работодателей), органами государственной власти, органамиместного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересовработников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иныхнепосредственно связанных с ними отношений.
Разрешение социального конфликтавозможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменении может приниматьразличные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтной ситуации,позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.
Для обеспечения регулированиясоциально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовкипроектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также дляорганизации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всехуровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии изнаделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
Представители работников иработодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению иизменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативупо проведению таких переговоров.
Список использованных источников
1.Общая социология.: Учебное пособие / Под. Общей ред. проф.А.Г. Эфендиева. -М.:ИНФРА-М, 2005-654с.
2.Волков Ю.Г., Мостовая И.В… Социология. Учебник для вузов. – М.: Гардарики. 2000.– 432 с.
3.Хохлова Т.П. Организационное поведение: учебное пособие – М.: Экономистъ, 2005.– 167с.
4.Шамхалов Ф. Государство и экономика. Основы взаимодействия: Учебник – М.: ЗАО«Издательство „Экономика“, 2005. – 727с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.