Реферат по предмету "Социология"


Социально-культурные технологии формирования культуры семьи

Министерство культуры РоссийскойФедерации
ФГОУ ВПО «Пермский государственныйинститут искусства и культуры»
Факультет культурологии
Кафедра социально-культурнойдеятельности
Курсовая работа
Социально-культурныетехнологии формирования культуры молодой семьи
Исполнитель: студентка
группы МК-31
Уржумцева М.А.
Научный руководитель:
Доцент Топеха Т.А.
Пермь 2010

Содержание
Введение
ГлаваI. Исторический анализ формированиякультуры семьи
I.1 Социально-культурные условияформирования культуры семьи в контексте исторического развития
I.2 Формирование культуры молодойсемьи: состояние и перспективы
ГлаваII. Технологии социально-культурнойработы с молодой семьей
II.1 Технологии социально-культурнойработы по формированию культуры молодой семьи
II.2 Анализ деятельности некоммерческогопартнерства «Семейная корпорация «Фортуна» г. Пермь по реализации технологийформирования культуры молодой семьи, использование новых технологий работы смолодыми семьями
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложения

Введение
 
Актуальность темыисследования заключается в кардинальных социальных переменах. Сегодня институтсемьи утрачивает свою главную функцию – социализации подрастающего поколения.На это есть несколько причин. Во-первых, ускорение социально-культурныхпроцессов в обществе, заметное отхождение от принципов традиционного укладакультуры семейных отношений. Во-вторых, научно-технический прогресс и процессглобализации, активно способствующие растворению принципов и обычаев культурыотношений в семье. И наконец, эмансипация женщин и детей сегодня приводит ксоциально-экономическим и нравственным переменам. По этим весомым причинамнынешнее поколение характеризуется снижением рождаемости, отчуждением молодежиот семьи, потерей веками сложившегося ореола святости брака. Сегодня, из-за заметнонизкой динамики рождаемости, возникает серьезная угроза депопуляции русскойнации. Молодежь, при создании семейного очага, сталкивается с рядом проблемморально-этического и экономического характера. Поэтому за последние годырекордного уровня достигла разводимость, а с ними и детская преступность идругие формы асоциального поведения детей и молодежи. Отсюда возникаетпотребность в выработке и применении особых мер по укреплению института семьи,поддержание культуры семьи на должном уровне и просвещение современной молодежив вопросах формирования семьи и ее культуры.
Социальная значимостьпроблемы высока, ведь сегодня один из основополагающих общественных институтов– институт семьи – пребывает в растерянном переходном состоянии. Развитиекультуры семьи необходимо для улучшения материального,нравственного и духовного состояния. В контексте данного утверждения необходимоотметить проблему отсутствия жилья, трудоустройства молодых специалистов. Крометого молодым семьям сегодня присуща нравственная потерянность, так как время ихвзросления выпадает на перестроичный период. Духовная безосновательность такжеодна из причин нестабильного положения данного института. У молодежиотсутствует опыт воспитания внутри религиозно образованной семьи. Неполноценностьтехнологий и форм социально-культурной работы по формированию культуры молодойсемьи рождает потребность в выработке новых технологий.
Целью данной работыявляется анализ и выработка социокультурных технологий по формированию культурысемьи.
Задачи:
— проанализировать этапы формированиякультуры семьи в историческом аспекте;
— выявить социокультурные факторы,влияющие на формирования культуры семьи;
— проанализировать технологии работы смолодыми семьями;
— рассмотреть состояние и перспективыразвития технологий формирования культуры молодой семьи на базе Некоммерческогопартнерства «Семейная корпорация «Фортуна», г. Пермь;
— внедрить новую технологиюсоциокультурной деятельности с молодой семьей.
Объект: молодаясемья.
Предмет:технологии формирования культуры семейных отношений.
Основныеиспользованные в работе методы - это методыизучения теоретических основ, описания, сравнения, анализа типов семьи в ееисторическом развитии. Также при сборе информации и ее последующем анализе былииспользованы сборники научных статей, авторефераты диссертаций, периодическиеиздания, научно-методические и учебные пособия, материалы сети internet, такили иначе связанные с проблемами молодых семей сегодня. В практической частиработы был использован анализ технологий социокультурной работы, используемых впрактической деятельности Некомерческого партнерства «Семейная корпорация«Фортуна», г. Пермь.
Степень разработанности проблемыдовольно высока. Данная проблема представляет собой интерес для исследования,поскольку существует достаточно много информационных источников по даннойтематике. Типологии и характеристикам исторических типов семьи посвящены трудыЛ. Моргана, Ф. Энгельса, Б. Малиновского. Особенности семейного укладаразличных исторических эпох подробно рассмотрели в своих работах С.И. Голод, А.Г.Харчев, В.И. Медков. Некоторые постулаты и заповеди книг «Библия» и «Домострой»также необходимы для анализа культурного развития семьи и традиционного типа семейныхотношений. При рассмотрении данной темы важно изучение законодательных,правовых документов по вопросам семьи и молодой семьи в частности. Сегодняшниепроблемы культуры семьи, исходя из типологии детоцентрической и супружескойсемьи, четко отразил известный социолог-демограф А.Г. Вишневский и социолог Э.Арутюнянц. Проблемы, с которыми сталкиваются молодые семьи сегодня, подробноописали Ю. Гаспарян, Н. Орлова.
Структура курсовой работы. Работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
 

Глава I.Исторический анализ формирования культуры семьи
В данной главе рассмотрено движениесемейно-брачного института в ходе культурно-исторического развития.Представлена историческая типология, предложенная С.И. Голодом, котораяотражает изменения культуры взаимоотношений внутри малой социальной группы. Выделеныидеальные типы семьи – патриархальный, детоцентрический и супружеский. Подробнорассмотрено как менялись культурные ценности семьи в ходе истории. А такжепредложено сегодняшнее положение института семьи, его трансформация в современнойРоссии. Рассмотрены основные проблемы культуры молодой семьи в частности ихсвязь с политикой в отношении современной семьи в целом.
I.1Социально-культурные условия формирования культуры семьи в контекстеисторического развития
В параграфе рассмотрены основныеконцепции формирования культуры семьи второй половины XIX– начала XX вв. Рассмотрен ходформирования культуры семьи в контексте исторического обновления типов семьи.Выделен основной тип традиционной семьи – патриархальный, его модернизация всегодняшних условиях.
Начиная со второй половины XIXв., теоретические проблемы семьи, культурно-историческая типология семьи, атакже вопрос культуры семьи так или иначе, находились в поле зрения рядапервоклассных антропологов и социологов.
Понятие семья имеет множество дефиниций.По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой такую систему отношений,которая объединяет не только супругов, но и других родственников или близкихлюдей и друзей, необходимых супругам. Семья – это «исторически конкретная системавзаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы,члены которой, связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, ивзаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которойобусловлена потребностью в обществе в физическом и духовном воспроизводственаселения. Уникальность семьи кроется в их эмоциональном и родственномпотенциале»[1].
С.И. Голод находит это определениеперегруженным и предлагает свое, лаконичное и четкое, определяя семью каксовокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видовотношений: кровного родства, порождения, свойства´.[2]При этом доминирование одного из названных отношений и его характер могутслужить критериями, определяющими исторический этап эволюции моногамии. Исходяиз этой логики С.И. Голодом были сконструированы идеальные типы: патриархальныйили традиционный, детоцентрический или современный, супружеский илипостсовременный.
Этимология слова культура еще болеебогата. В нашем случае, определим культуру как воспитание,образование, развитие морали, этики, нравственности; развитие духовной сферыжизни, искусство, творчество[3]. Такимобразом, культура семьи – это воспитание, образование, развитие морали, этики инравственности в рамках малой социально-психологической группы, члены которойсвязаны общностью быта, взаимной помощью, нравственной ответственностью.
Каждая эпоха имела свойморально-нравственный уклад, свою специфику отношений внутри семьи. В основесмещения культурных традиций семьи лежит перемещение центра лидерства внутриинститута. Зарождение и становление культуры семейных отношений прослеживаетсяво многих работах этнографов, социологов и философов. Так американский этнологЛ. Морган рассматривал культуру семейных отношений через два основных типа социальнойорганизации – родовое (свойственное первобытному обществу) и классовое(политическое). По его мнению, «идея семьи» эволюционировала, проходя рядпоследовательных стадий, причем моногамия была последней формой в этом ряду[4].Здесь в брак вступает отдельная пара и на всю жизнь. По утверждению Л. Моргана,именно этому типу семьи суждено прогрессивно эволюционировать и дальше, пока небудут признаны культура равноправия полов и брачных отношений.
Работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи,частной собственности и государства» обращается к типам культурно-историческихмоделей семьи с материалистической точки зрения. По оценке Ф. Энгельса:«Ниспровержение материнского права было всемирно историко-культурным поражениемженского пола. Муж стал господствоавать и в доме, а жена была закабалена,превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения. Первый результатустановившегося единовластия мужчин обнаруживается в формирующемсяпромежуточном типе семьи — патриархальном»[5].Моногамия, по мысли Ф. Энгельса, первый культурно-исторический тип семьи, воснове которого лежали не естественные, а экономические предпосылки. Апожизненное единобрачие он считал несомненным фактом экономического и культурногопрогресса.
Наиболее подробно связь и влияние природына мир культуры, на культуру семьи в частности, обозначил Б. Малиновский.Поэтому особенно интересно остановиться на его воззрениях о становлениикультуры семьи. Проводя параллель с животным миром, он выявил формированиеособого типа человеческих связей – семью. По его утверждению, аналога данногоинститута в животном мире не существует. Этносоциолог был непримиримымоппонентом эволюционизма культуры семьи, а следовательно его взгляды не схожи спозицией Л. Моргана и Ф. Энгельса. Опираясь на сведения, полученные врезультате продолжительного включенного наблюдения примитивных народов, онотрицал существование на заре человеческой истории любых форм группового бракаи отстаивал патриархальную семью как колыбель культуры, базовую единицуобщества. Семья, по мнению исследователя, единственная социальная группа,воспринятая человеком от животных. Однако, в процессе «перехода» эта ячейкафундаментально изменяется по своей природе и составу. Устойчива лишь форма –родители и дети – постоянство материнской связи и отношения отца к своимотпрыскам. Именно это указывает на примечательную аналогию между человеческойкультурой и миром высших животных.
Семейная жизнь млекопитающих никогда незавершается с рождением потомства. Длительное созревание детеныша требуетдостаточно продолжительной заботы и обучения со стороны обоих родителей. Однакони у одного вида животных связь не растягивается на всю жизнь. Только у людейобнаруживаются новые элементы. Так, кроме нежной заботы, диктующейся природой,обычаем и традицией, проступает закономерность усвоения культурных ценностей.Человек обречен обучать своих детей навыкам ручной работы и знанием в искусствеи ремеслах, языку и морали, нормам и этикету. Реализация всех названных задачнаилучшим образом осуществляется в рамках кооперации между поколениями: старшим– хранителем, и младшим – потребителем информации. Говоря словами антрополога,«семья – мастерская культурного развития и трансмиссии традиций»[6].Малиновский подчеркивает, что для этого института функция сохранения ипереемственности традиций столь же важна, как и продолжение рода. Не подлежитсомнению, что человек не мог выжить вне культуры, в свою очередь, культура немогла бы функционировать без продолжения рода.
На основании этих научных концепцийкультуры семьи, можно говорить о выделении общепризнанного традиционного укладакультуры семейных отношений — патриархального. Этот уклад характеризуетсяглавенствующей ролью мужчины в семье. От него зависел процесс и результатусвоения необходимых знаний, умений и навыков подрастающим поколением.
Согласно типологии, предложенной С.И.Голодом в своей работе «Семья и брак: историко-социологический анализ»,наиболее архаичный тип семьи именно патриархальный. Ведущие отношения в нем –кровнородственные, прослеживается явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей.В классических работах Л. Моргана и Ф. Энгельса патриархальная семьявычленяется как переходный институт от парной к моногамной модели.
Одна из кардинальных характеристикпатриархальной семьи – взаимоотношения мужа и жены. Главенство мужа замыкает кругзависимого положения женщины. Это проявляется главным образом в сосредоточенииэкономических ресурсов в его руках.
Уникальный памятник литературы XV-XVIвв., свод морально-нравственных законов существования семьи – Домострой, –например, много внимания уделяет распределению ролей в семье и тому, каксделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу. Термин семьяв ее современной трактовке Домострой не знает. Он использует слово «дом»,обозначая его как некое единое культурное, хозяйственное и духовное целое,члены которого находятся в отношениях господства-подчинения, но являютсянеобходимыми для нормальной жизни домашнего организма. Из текста следует, что вкультуре семейных отношений осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословиеи срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…».[7]Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, также как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считаетсязабота о духовном развитии чад. По своему культурно-правовому положению в семьедети здесь ближе к слугам, чем к родителям. Однако, там же утверждается, чтоглавная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве июности и забота о них в старости. «Избивающий родителей подлежит церковномуотлучению и смертной казни»[8].
Здесь просматривается другая центральнаяось семьи – отношения родители-дети. В патриархальной семье на протяжениимногих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарнаясистема воспитания. Малейшее нарушение этих принципов приводило к неотвратимымсанкциям. Согласно Уложению 1649 г., дети не имели права жаловаться народителей, убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремнымзаключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывалказнить «безо всякие пощады». Это неравенство было устранено только в 1716 г.,причем Петр I собственноручно приписал к слову «дитя» добавление «вомладенчестве», ограждая тем самым жизнь новорожденных и грудных детей. [9]
По свидетельству Р.Я. Внукова, «вкрестьянском мировоззрении отсутствует пункт об ответственности родителей переддетьми, но зато ответственность детей перед родителями существует впреувеличенном виде. Отсюда особое почтение крестьян к пятой заповеди: «Чтиотца своего и мать свою»[10]. Такиеотношения отражали господствующую в обществе иерархичность. Противоречивымпримером может являться зависимое положение молодого крестьянина в российскойдеревне начала XX в. До тех пор,пока он не вступал в брак. В социальном статусе «неженатый» были скрытыущемленность его прав и социальная неполноценность. Однако прейти в статусвзрослого, то есть женатого, также невозможно было без воли родителей.
Сегодня существует модернизированныйвариант патриархата. Стержень традиционной семьи – патрилинейность. Эта системапередачи материальных и фамильных ценностей наследникам по мужской линии оказываетнеосознаваемое давление многовековых традиций на желание иметь в роду мальчика.И, конечно, такие традиции занимают в теле культуры твердую нишу.[11]«Когда речь идет о кризисных явлениях в культуре семьи и семейных отношенийсегодня, надо иметь ввиду патриархальную модель семьи», – утверждает С.И.Голод. Эмансипация женщин и все сопутствующие ей социально-экономические инравственные перемены подорвали основы авторитарности. Отсюда все актуальныепроблемы современной семьи: рост числа разводов, внебрачная сексуальнаяпрактика, асоциальное поведение молодежи.
I.2Формирование культуры молодой семьи: состояние и перспективы
В параграфе обозначены типыдетоцентрической, демократической и супружеской семьи – по мнению многих ученыйкультурный тип семьи будущего. Также представлена сегодняшняя модель культурымолодой семьи, представляющая собой совокупность проблем духовно-нравственногохарактера. В параграфе можно ознакомиться с основными государственнымипрограммами дальнейшего развития культуры молодой семьи.
Представления о культурной моделимолодой семьи сегодня есть нечто абстрактное. Н. Орлова в своем исследованииутверждает следующее: «Чтобы выявить очертания данной модели, необходимоответить на основные вопросы: Есть ли сегодня семья? Необходима ли она? Важнали? Выживет ли? Да и нужно ли ее выживание?»[12] И такоймногосложный вопрос автора неслучаен. Все больше вновь созданные семьи отходятот традиционного уклада культуры семейных отношений.
Современную семью известный социолог-демографА. Г. Вишневский охарактеризовал как «детоцентрическую», потому что с рождениемребенка жизнь семьи не просто меняется, она целиком подчиняется его интересам.[13]
На рубеже XIX-XXвеков общество медленно шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срокобязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональныхработников и устанавливая право подростка на плоды своего труда.[14]Социальной эмансипации ребенка сопутствовало формирование нового типа семьи –детоцентрическая. Ему присуще возвышение роли частной жизни, интимности иценности детей. Равноправие в отношениях мужа и жены приводят к осознанию того,что сексуальность, практикуемая в браке, не сводима только к прокреации. Этоприводит к регулированию сроков и частоты зачатия. Обычай многодетности здесьсебя исчерпывает. Социализация приобретает иной смысл. Во-первых, нарушаютсягоризонтальные отношения (нет брата/сестры), во-вторых, желанный ребенокпревращается в объект родительской заботы и стойкой привязанности.[15]Освобождение детей от родителей, женщин от мужчин содействовало возникновениюпостсовременного типа семьи. Обозначенная семья именуется супружеской. В этомтипе стратегические отношения определяются не родством (как в патриархальном) ине порождением (как в детоцентрическом типе), а свойство́м.Супружеская семья – своеобразная кооперация, так как в границах одногосемейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами ипоколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.[16]
Но существует еще один тип культурысупружеских отношений, характеризующийся Э. Арутюнянц [17]как демократическая семья. Культура такой семьи основывается на взаимномдоверии, принятии и автономности членов. Воспитательное воздействие –«горизонтальное», диалог равных – родителей и ребенка. В культуре такойсемейной жизни всегда учитываются интересы ребенка, причем, чем старше ребенок,тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоениеребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах иобязанностях, свободе и ответственности, развитие активности,самостоятельности. Вместе с тем, у этих детей возможно отсутствие навыкаподчинения социальным требованиям, усвоенное как демократическая свобода, вразличных его проявлениях. Этот тип представляет собой пример культуры семьибудущего, что являет собой отнюдь не положительный ее прообраз.
Семейная жизнь – культурно-историческийпроцесс, который разворачивается во времени и идёт в социальном окружении.Несмотря на смену семейных ролей в этом социальном институте в течении историиее становления, семья остается одним из самых консервативныхсоциально-культурных институтов. Она противится изменениям извне. Ноформирование новой семьи для многих сегодня представляется сложным процессом,влекущим за собой множественные проблемы. Это отрицательно сказывается навоспитании детей, а также на моральном состоянии мужчин и женщин, их трудовой иобщественной активности. Общество не может безучастно относиться к этимявлениям. В особой заботе нуждаются молодые семьи, они нуждаются в подготовке ксемейной жизни, в формировании культуры молодой семьи.
Юридически термин молодая семья впервыебыл определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865. Это не означает, что сформировался какой-то особый тип семьи. Её проблемы входятсоставной частью в круг проблем современной семьи. Поэтому отношение к молодойсемье определяется той социальной политикой, которая проводится в отношенииинститута семьи в целом.
Вместе с тем нельзя не учитывать особогозначения и особой функции молодой семьи в жизни общества. Это необходимо видетьи понимать при определении её инновационного потенциала, стиля жизни,деятельности и культуры семейных взаимоотношений.
Молодая семья – это брачный союз при условии,что ни один из супругов не достиг 35-летнего возраста.[18]
Культура семьи – это воспитание,образование, развитие морали, этики и нравственности в рамках малойсоциально-психологической группы, члены которой связаны общностью быта,взаимной помощью, нравственной ответственностью.
Социально-экономический кризис в стране,слабость государственной политики, которая не способствует укреплениюбрачно-семейных отношений, приводит к тому, что накопленный опыт культурысемейных взаимоотношений утрачивается.[19]
Демографический кризис также можнонаглядно проследить на примере отсутствия культуры молодой семьи: уменьшениеколичества заключённых браков, увеличение числа разводов, рост количестваодиноких матерей, внебрачной рождаемости, рост количества несовершеннолетнихматерей – все это следствие культурной безграмотности в отношении формированиясемьи.
Социальное положение молодой семьи такжекрайне плачевное. Эта малая группа – одна из самых незащищённых группнаселения. Высокий процент молодых браков – следствие наступившей беременностиили даже рождения ребёнка. Среди молодёжи «бытует» искажённое представление обраке, семье, сексе. Каждый четвертый молодой человек готов на свободныеотношения, без брака, но осуждает свободную сексуальную жизнь.[20]Искаженные и неоднозначные представления о культуре семьи связаны с периодомперестроичного типа политики, с потерей прежних культурных ценностей и невыработкойновых.
В настоящее время отмечается низкийпроцент студенческих семей в связи с изменением социально-экономическойситуаций в стране, снижением уровня жизни, появлением платного образования,отсутствием финансирования для осуществления государственной политики в областисемьи. Это также отражается на утере культурного опыта предшествующих поколенийпо формированию культуры семьи.
Изменились духовно-нравственныеориентиры молодежи на получение образования, престижную работу, отодвинулсявозраст вступления в брак. С этим связано и расширение возрастных границ впонятии «молодежь». Повлияло также искажение культуры отношений между полами:личное счастье, удовлетворение семейными и интимными отношениями становятсяжизненными приоритетами для молодежи. Возрастает ориентация на эмоциональнуюсферу личности, его чувства, настроения, стремления.
Как считает Н.Орлова, в современномобществе происходит смена социально-культурных приоритетов в сторонуориентированности не на семью, а на индивида. Если раньше доминантными былиинтересы семьи, то теперь отдается предпочтение культурным потребностяминдивида, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейныекультурные ценности. Прослеживается одностороннее негативное влияниефинансового состояния семьи на культуру отношений в целом. Большаяэкономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большейличностной самостоятельности каждого из них. Отсутствие взаимозависимости вданном случае разрушает традиционные культурные связи супругов. А ослабление культурно-эмоциональныхсвязей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценногородительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новыхсоциально-культурных проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличениевнебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в тоже время не является правовым институтом.
Трансформация культуры семьи влияет и навзаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том,что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми,дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяютим и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.[21]
Молодая семья — семья, возраст каждогоиз супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая изодного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного иболее детей []. Такое определение следует из Постановления ПравительстваРоссийской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 865. На сегодняшний деньвозрастные рамки увеличены до 35 лет.
Развитие молодой семьи — процессстановления субъектно-объектных отношений молодой семьи в государстве иобществе, в результате которого она получает необходимые условия и выполняетсоциальные функции и репродуктивные установки.
Главные ориентиры государственнойполитики в отношении молодой семьи определяются основными направлениямигосударственной семейной политики, закрепленными Указом Президента РоссийскойФедерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственнойсемейной политики».[22] Исходяиз положений этого документа, субъектами государственной политики в отношениимолодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всехуровней, работодатели, общественные объединения, политические партии,профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды,международные организации, юридические и физические лица. Объектомгосударственной семейной политики является семья, в том числе и — молодаясемья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной ролимолодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенностановиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственнойсемейной политики.
Сегодня мы наблюдаем попыткиправительства благотворно повлиять на положение молодой семьи и на культурусемейных отношений в целом путем создания правовой и рекомендательной базы.Среди основополагающих сегодня: Федеральная целевая программа «Молодежь России(2001-2005 годы)», Постановление Правительства Российской Федерации от 31декабря 2005 г. № 865, в котором впервые была определена категория «молодаясемья», Областная целевая программа «Семья и дети Прикамья» на 2006—2010 годы, Концепциягосударственной политики в отношении молодой семьи (2007 г.) и выработка Модели благополучной молодой семьи. Нормативно-правовое обеспечение реализацииКонцепции предполагает изменение и дополнение Указа Президента РоссийскойФедерации № 712 от 14 мая 1996 г. «Об основных направлениях государственнойсемейной политики». Необходимы также разработка и принятие ПостановленияПравительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки молодойсемьи».[23]
Культура молодой семьи сегодня – понятиедостаточно инертное. Ведущие специалисты в области социологии и культуры семьисегодня едины в понимании зависимости семьи от общественного строя. Кризиссемьи сегодня – это не крушение института воспроизводства человека вообще, атолько одной из ее разновидностей – патриархального. Трансформацияобозначенного типа отношений приводит к новым разновидностям семьи будущего, воснове которой гармонический союз супругов и поколений. Характерная чертатакого союза – приоритет ценностей супружества. Постсовременные модели культурысемейных отношений, ведущие теоретики характеризуют по-разному, однако все ониимеют под собой идею концентрации семейной жизни вокруг брака, а не вокругдетей, акцентируя тем самым рост значимости супружеских отношений.
В современном обществе происходит сменасоциально-культурных приоритетов в сторону индивида, и, как следствие,ориентация личности на внесемейные культурные ценности. Термин «молодая семья»в российском политическом мире принят относительно недавно, что свидетельствуето появлении духовно-нравственных проблем именно у этой социальной группы. Это указываетна переходный характер понятия «культуры семьи» в целом. Попытка выработкиновых семейных ценностей прослеживается в законодательных и проектных планахправительства страны.
Правовая и рекомендательная базаПравительства Российской Федерации направлена на повышение культурывнутрисемейных отношений. Первостепенными задачами являются материальныегарантии, экономические и жилищные условия, и лишь потом педагогическая,социально-психологическая и рекреационная поддержка культуры молодой семьи. Экономическоеблагополучие видится для правительства основополагающим фактором становлениякультуры семьи.
Жилищная, правовая, юридическая помощьважны для молодых семей, однако необходимо понимать, что в работе с каждойконкретной семьей важно не просто «обуть, одеть», но и научить саму молодуюсемью присвоить ценность «семья», понять, что они в ответе за свою жизнь и жизньсвоих детей. Ответственность за свою судьбу и судьбу своих близких есть главныйпоказатель успешности процесса первичной социализации и социализации в целом.

Глава II.Технологии социально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи
Глава предоставляет информацию отехнологическом процессе и системе технологий, применяемых для работы с молодойсемьей, по формированию культуры семейных отношений. Также в данной главе можноознакомится с деятельностью Некоммерческой организации «Семейной корпорации«Фортуна» по реализации социокультурных технологий. Автором в главе предложенодополнение к технологии-программе «Школа родительской культуры» на базеНекоммерческой организации «Семейной корпорации «Фортуна».
II.1Технологии социально-культурной работы с молодой семьей
В параграфе определена категория «технологиясоциально-культурной работы». Дана структура технологии социально-культурнойработы исходя из специфики направленности работы. Представлена подробнаяклассификация технологий и среди них выделены технологии наиболее подходящиедля практической деятельности по формированию культуры семьи.
Технологический процесссоциально-культурной деятельности – это целостная система, в которойвзаимодействуют все компоненты социально-культурной работы, преобразуясьсогласно своему характеру, содержанию и структуре. Целостная система технологийсоциокультурной работы в учреждениях культуры понимается по-разному. Какотмечает А. Левинсон, «под технологией следует понимать набор приемов трудакультпросветработника, организацию этого труда, использование инструментов иприспособлений. Как и везде здесь мы можем увидеть труд ручной, кустарный,индивидуальный, кооперативный, труд технически оснащенный и т.д.»[24]Используя этот термин можно сравнить технологию социально-культурной работы вучреждениях культуры с технологией на производстве.
Однако технология социально-культурнойработы достаточно специфична. Ее структура представляется как система, саматехнология социально-культурной работы разбита на несколько подсистем. Онисвязаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов.Организационная подсистема включает в себя управление, финансирование, штатноерасписание, должностные инструкции, отделы, сектора, участки работ. Существуеттакже методическая подсистема, представляющая собой сценарий, сценарныеразработки, методические рекомендации, описание опыта. Режиссерская подсистемасостоит из режиссерского замысла, плана репетиций, прогона, показа мероприятия.Существует еще одна – психологическая подситема. Это мотивированная сфера,учитывающая структуру личности посетителя, особенности социокультурныхпредпочтений участников социально-культурной работы, а также совокупностьотношений между сотрудниками, профессиональное знание, мастерство специалистов.[25]Весь этот механизм – совокупность приемов и операций, необходимых длядостижения цели. Последовательное их выполнение влияет на качество выполняемойработы.
Технология социально-культурнойдеятельности – это сложный, многоплановый, противоречивый процесс, поскольку онрешает основные задачи социально-культурной деятельности:
– создание социокультурных программ;
– поиск оригинальных решений втрадиционных формах социокультурной деятельности;
– выдвижение новых форм на основесовместного творчества специалистов и инициативных участников (посетителей,зрителей, членов клуба «Молодая семья» и т.д.)
На сегодняшний день существует широкийспектр современных социально-культурных технологий. [см. приложение] Ихразнообразие связано со сменой социокультурной парадигмы, а также с обновлениемсодержания, подходов, менталитета социально-культурной работы с населением вцелом. Появление новых технологий также может быть обусловлено необходимостьюосвоения современного информационного, культурного, образовательного и профессиональногопространства.
В связи с этим, классификация технологийсоциально-культурной деятельности достаточно распространенная. Выделяя основныетехнологии, следует отметить, что количество их увеличивается, а разнообразиевозрастает с созданием новых. Характерной чертой всех технологийсоциально-культурной работы является многообразие средств, форм и методов и ихкомплексное использование в реализации технологии.
Для оптимального осуществлениясоциально-культурной работы по формированию культуры молодой семьи, наиболееподходящими из существующих сегодня являются культуротворческие и социальные технологии.Они имеют воплощение в социокультурных программах, разрабатываемых и проводимыхпод патронажем органов местного самоуправления, или по заказу федеральногоправительства. Программы достаточно разнообразны по формам. Сегодня наиболеераспространенные и доступные формы беседы, встречи, психологические тренинги,совместные занятия детей и родителей. При этом часто в ходе проведения данныхмероприятий, наблюдателем выступает психолог, дающий совет или пожеланиеучастникам по окончании.
Технологии направления родители-дети. Совместныезанятия, посвященные детско-родительским отношениям, положительно сказываютсяна взаимопонимании поколений и сплочении семьи, а значит, и повышают культуруотношений внутри социально активной семьи. При совместной работе с детьми,развитие получают игровые формы и различные виды терапии, в том числеарт-терапия, музыка-терапия, песочная терапия.
Еще одна эффективная форма оптимизации отношенийв семье – творческий семейный концерт. Такие мероприятия организуются в рамкахотдельных социально значимых культурных событий, будь то День матери, Деньзащиты детей или Фестиваль клубов молодых семей на городском, краевом илифедеральном уровне. А могут иметь частный локальный характер, напримерорганизация Юбилея дедушки, в которой принимает участие вся семья.
Технологии направления мужчина-женщина. Потребностьв гармонизации семейных отношений может быть осознанной. Молодые люди,состоящие в браке, сегодня имеют беспрепятственную возможность решить волнующиеих вопросы на платных семинарах и консультациях для семейных пар.Психологические тренинги, «семейные гостиные» и выездные мероприятия на природеорганизуются также в рамках реализации социально-культурных проектов и имеютбесплатную основу.
Семейное клубное движение сегодня имеет широкоераспространение на территории города и края. Такого рода объединения помогаютразвитию гражданской активности среди молодежи, сами клубы создаются с целью комплексногои эффективного решения актуальных проблем юридического, экономического ипсихологического характера, с которыми сталкиваются молодые семьи. В ходеобщения внутри клуба предлагаются пути решения задач молодых семей и выхода изтех или иных трудных жизненных ситуаций. Деятельность клуба поддерживаетсяместными властями и общественными организациями подобных направлений (органысоциальной защиты, центры планирования семьи, психологические центры, Дворцытворчества).
Семейное движение ширится и набираетсилу в Пермском крае. Все большее количество семейных клубов и объединенийсоздается при дворцах молодежи, библиотеках, ЗАГСах, школах, детских садах идругих учреждениях в поселениях края.
Помимо плановой молодежной и семейнойполитики на местах, распространение получает и общественная инициатива.Проектной деятельности уделяется много внимания со стороны государства, ведьдемократический строй предполагает активное участие в организациижизнедеятельности граждан, самих граждан.
Учреждаемые органами правительствагранты, стимулируют молодежь к созданию и реализации новых идей, в том числе всфере оптимизации культуры семейных отношений. Районные администрациизаинтересованы в том, чтобы население, и в первую очередь молодежь, активновключалось в решение проблем территорий, поэтому они с готовностьюпредоставляют помещения для проведения обучающих встреч, оказывают помощь сорганизацией публикаций в местных СМИ. В процессе реализации проектов, кучастию в программах и мероприятиях привлекаются заинтересованные общественныеи некоммерческие организации, представители бизнес-структур, все те, ктозаинтересован в позитивных социальных измененях в сфере молодежной и семейнойполитики.
Такие проекты служат толчком для роста игражданской и социальной активности благополучных молодых семей, которые желаюти способны обучаться, и готовые объединить вокруг себя молодежь и другиемолодые семьи для решения своих насущных проблем. Благополучныецелеустремленные семьи становятся примером для остальных и побуждают участниковмолодежных объединений к оптимизации отношений внутри семьи, сплочению семьи напути к высокой цели.
Наиболее результативными и достойнымиматериальной поддержки со стороны государства, сегодня становятся проекты,целью которых является создание Клубов молодых семей или молодежныхобщественных организаций, деятельность которых направлена на объединениемолодых семей, осуществление комплексных программ, направленных на оказаниепсихологической помощи в формировании гармоничных семейных взаимоотношений иосознанного родительства, организацию досуга, оказаниеинформационно-консультативных услуг, приобретение навыков в решении социальныхпроблем при успешном взаимодействии с органами власти, общественнымиорганизациями и бизнес-структурами.
Основные социально-культурные проекты,реализуемые на территории Перми и Пермского края, осуществляются при поддержкеМинистерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края. Среди основных –Краевой конкурс поддержки общественных и гражданских инициатив. Практикагосударственного заказа также имеет место в системе грантовой поддержки. Заказына проекты поступают из Комитета социальной защиты населения г. Перми,Администрации г. Перми, Фонда поддержки социальных инициатив «Содействие».Большинство реализуемых проектов – часть социальных целевых программ: Краевойцелевой программы «Семья и дети Пермского края на 2006-2010 годы», Концепциидемографической политики Российской Федерации на период до 2025 года,утвержденной указом Президента России Владимира Путина, Концепциигосударственной политики в отношении молодой семьи и др.
II.2Анализ деятельности некоммерческого партнерства «Семейная корпорация «Фортуна»г. Пермь по реализации технологий формирования культуры молодой семьи,использование новых технологий работы с молодыми семьями
Рассмотрим реализацию технологий социально-культурнойработы по формированию культуры молодой семьи, осуществляемой на базеНекоммерческого партнерства «Семейная корпорация «Фортуна», г. Пермь.
Семейная корпорация «Фортуна» является уникальнойплощадкой в г. Перми и Пермском крае, имеющей многолетний опыт работы смолодежью и семьей. Она организует познавательные и культурно-массовыемероприятия для молодежи и молодых семей, реализует социальные проекты семейнойнаправленности, в том числе, для семей с ограниченными физическимивозможностями. В сферу деятельности также входят информационно-консультативные,образовательные и психологические услуги с использованием авторских технологий.
Большой интерес представляют социальныепроекты, сочетающие возможности туризма и отдыха с образовательнымипрограммами. «Фортуна» активно сотрудничает с органами законодательной иисполнительной власти на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.Налажены дружеские связи и деловое сотрудничество с общественными,коммерческими организациями и средствами массовой информации Пермского края.Многолетние партнерские отношения связывают семейную корпорацию «Фортуна» собщественными организациями и объединениями из Москвы, Санкт-Петербурга,В.Новгорода, Роттердама, Дрездена.
В сферу деятельности семейной корпорации«Фортуна» входит организация таких масштабных мероприятий, как проведениеежегодных краевых фестивалей «Прикамская семья», реализация социально значимыхпроектов по заказу Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермскогокрая, таких как «Региональная школа гражданской активности молодых семей» (приподдержке Общественной палаты Российской Федерации), Краевой конкурс социальныхпроектов «Все начинается с семьи», проект «Семейные инициативы в действии»,программы для женщин «Возрождение Богини» и семей в кризисном состоянии «Второедыхание», международный молодежный проект «Взгляд в будущее» и многое другое.
Сегодня деятельность Партнерства, впервую очередь, направлена на помощь и создание условий для социальногостановления, всестороннего развития и самореализации семьи, детей и молодёжи. Внастоящее время в составе «Фортуны» успешно развиваются 4 профильныхнаправления:
·         Центрсоциального партнерства
·         Краевойцентр молодой семьи
·         Институтсемьеведения
·         Клубразвития семьи
По словам Ольги ВалентиновныАлександровой, вице-президента корпорации «Фортуна», психолога высшейкатегории, семейного консультанта: «Каждый день в «Фортуне» рождаются новыезамечательные идеи, разрабатываются уникальные авторские программы,направленные на укрепление института семьи, помощь в создании условий для ростасоциальной и гражданской активности молодых семей и их самореализации.«Фортуна» — это пространство, куда приходят те, кто стремится к личностномуросту, познанию себя и окружающего мира, совершенствованию межличностных исемейных взаимоотношений».
Деятельность корпорации четкоспланирована, сетка основных мероприятий на год разнообразна по формам,тематике и местам проведения. В годовом плане регулярно производятсядополнения. Изменения связанны с участием «Фортуны» в незапланированныхмероприятиях городского, краевого, федерального и международного уровня. Ксписку также по ходу работы приписываются мероприятия, реализующиеся в рамкахновых социальных проектов и программ, получивших грантовую поддержку фондов иконкурсов, или бюджетное финансирование.
Данная организация по юридической формеявляется некоммерческим партнерством. Некоммерческим партнерством признаетсяоснованная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и(или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлениидеятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных,культурных, образовательных целей, а в нашем случае и для удовлетворениядуховных и иных нематериальных потребностей молодых семей, защиты их прав.[26]Учитывая специфику юридической формы, деятельность партнерства направлена нарешение уставных задач и дополнительных, приносящих доход, за счет которогореализуются новые идеи и проекты.
Одной из основных социальных технологий,реализуемых семейной корпорацией «Фортуна» является программа «Школародительской культуры». Эта программа успешно реализуется на базенекоммерческого партнерства ежегодно по заказу Комитета социальной защитынаселения г. Перми.
Технология социально-культурной работыпо формированию культуры молодой семьи как социальная технология будет иметьряд специфичных признаков. По сфере применения данная технология являетсяинформационной и образовательной. По механизму осуществления – педагогической,психологической и правовой. По степени общности – конкретно-социальной, так какпрограмма направлена на работу с молодежью и молодыми семьями с детьми. А поцеленаправленности – консультативная и социализационная.
Социальная технология – способорганизации и упорядочения целесообразной практической деятельности,совокупность приемов, направленных на определение и преобразование социальногообъекта (в нашем случае молодая семья) и достижение заданного результата(формирование культуры отношений внутри семьи).[27]Специфика социальной технологии состоит в том, что она алгоритмизируетсоциальную деятельность и может быть не только тиражирована (многократноиспользована), но и использована для решения сходных задач, то естьиспользована многообразно.
Появление данной социальной технологиисвязано с потребностью быстрого и крупномасштабного «тиражирования» семейныхценностей в молодежной социальной среде.
Построение социальной технологииосуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции,процедуры, при условии глубокого понимания природы и специфики той области, вкоторой развертывается практика.
Традиционно участниками программы «Школародительской культуры» являются молодые семьи, имеющие детей дошкольного ишкольного возраста. Однако стоит заметить, что участниками такого родамероприятия должны быть и потенциальные будущие родители, то есть подросткистаршего школьного возраста.
Ведущими блоков программы выступаютвысокопрофессиональные специалисты в области семейной психологии, педагогики иинновационных технологий социально-культурной работы: арт-терапии, песочнойтерапии, медиадрамы.
Возникновение эмоциональных нарушений удетей в дошкольном и школьном возрасте связано с психическими травмами. Анализбольшинства исследований показывает, что в детском возрасте основной причинойэмоциональных нарушений являются не острые, а затяжные психические травмы,которые непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем,как взаимодействуют между собой дети и родители. Существует определеннаявзаимозависимость родительских и детских проблем. Поэтому одним из эффективныхспособов взаимодействия между родителями и детьми являются их занятия впрограмме «Школа родительской культуры».
Данная программа основывается накомплексном подходе к оказанию психологической поддержки семей в развитиисупружеских взаимоотношений и воспитании детей. Занятия в программе «Школародительской культуры» позволяют родителям пересмотреть сложившиеся моделисобственного поведения, разобраться в тонкостях семейных (детско-родительских)взаимоотношений, глубже осознать мотивы «трудного» поведения их детей, улучшитьсвои собственные «воспитательные» методы. Это все поможет родителям и их детямнайти взаимопонимание и начать получать радость от общения друг с другом.
Создание блока занятий дляподростков-старшеклассников является важной частью дополнения данной социальнойтехнологии. Поскольку подростки также являются ценностно-дезориентированнымслоем общества, уязвимым и легко поддающимся на негативное воздействие массовойкультуры, вторичной среды социализации, возникает потребность в социализацииданной возрастной категории в рамках программы. «Сегодня подростки — завтрародители» — тематический блок, логично дополняющий структуру программы «Школародительской культуры».
В ходе реализации данного мероприятияосуществляется воспитательная деятельность, а именно социализация – болееширокое понятие, включающее воспитание, а также стихийные процессы,происходящие в обществе и влияющие на формирование культуры семейных отношений,объяснение которым дает специалист. Воспитание осуществляется в группе,происходит совместная коммуникация воспитателя и воспитуемых. По направлениювоспитательная деятельность является нравственной, направленной на воспитаниенравственных чувств, взглядов, морали поведения.
Главной целью данного мероприятияявляется укрепление статуса и роли семьи в глазах подростка, представлениесемьи как института первичной социализации человека.
Форма вечера вопросов и ответов являетсянаиболее подходящей для организации диалога между подростками — будущимиродителями, — и практикующим специалистом, семейным психологом О.В. Александровой.В ходе мероприятия запланировано чаепитие.
Специалист, ставя риторические и вполнеконкретные вопросы, выводит подростков на разговор. Включаясь в беседу, онистановятся частью одной большой семьи. Применяя методы ролевой игры,релаксационных упражнений и групповых тренингов, ведущий создает комфортнуюдружественную атмосферу, после чего выводит присутствующих на разговор оценности такого явления общественной жизни, как семья. Делая совместные выводы,присутствующие знакомятся с судьбами благополучных, инициативных и счастливыхсемей города и края в виде наглядной презентации с комментариями. Использованиеметода убеждения в презентации на основании примера, контраста и сравнения,должно оказать влияние на сознание и жизненные установки группы.

Заключение
В ходе выполнения курсовой работы быливыполнены основные задачи, стоящие перед исследователем вначале. Цель работы,анализ и выработка социокультурных технологий по формированию культуры молодойсемьи, достигнута.
Проанализировав основные этапы формированиякультуры семьи в первой главе, мы выделили идеальные исторические типы семьи — патриархальная, детоцентрическая и супружеская. В данной типологии четкопрослеживается изменение культуры взаимоотношений внутри социального института,и выявляются причины сегодняшнего растерянного положения молодой семьи.Представлен ряд основных проблем молодежи и молодой семьи и законодательнаябаза, направленная на предотвращение этих сложностей. Определены в главе такжеи основные категории, связанные с культурой молодой семьи.
Анализ технологического процесса работыс молодой семьей показал, что перечень технологий по работе с молодой семьейдостаточно богат, разнообразен и имеет свои специфичные черты. Наиболееприменяемыми на сегодняшний день технологиями повышения культуры семьи являютсякультуротворческие и социальные технологии, имеющие разнообразные направления, формы,методы и средства реализации.
Работа Некоммерческого партнерства«Семейная корпорация «Фортуна» в городе Перми является планомерна исистематизирована. Помимо решения уставных задач, участие в конкурсахсоциально-культурных проектов и выполнения муниципальных и государственныхзаказов, корпорация ведет активную коммерческую деятельность: платные программыдля населения, Институт семьеведения.
В рамках социальной технологии –программы «Школа родительской культуры» – автором были внесены предложения подополнению курса занятиями для подростков. Вечер вопросов и ответов «Сегодняподростки, завтра – родители» позволит выполнить функцию социализации в рамкахвечера-семинара, посредством коммуникации группы подростков и специалиста вобласти семьеведения, практикующего психолога.

Списокиспользованных источников
1.Антонов А.И. Судьба семьи в России 21 века / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. – М.:Издательский дом «Грааль», 2000. – 416 с.
2.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1997г.
БерельсонБ.Некоторые заметки о регулировании процессов народонаселения // Проблемынародонаселения. – М.: Прогресс, 1977.
3.Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. Пособиедля вузов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
4.Вдовина М. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М. Вдовина// Социологические исследования. – 2005. — №1. – С. 102-105
5.Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. — М., 1982.
6.Вишневский А.Г. Демографические отношения и демографические процессы. //Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. М., «Наука», 1988.
7.Внуков Р.Я. Противоречия старой крестьянской семьи. — Орел, 1929.
8.Вопилова С.Ф. Организационно-педагогические основы формированиясоциально-психологической самозащиты подростков в социально-культурной сфере: автореф.Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.05 / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств. – М.,2000. – 21 с.Орлова Н. Эволюция семейных отношений, автореф.дис…источник www.humanities.edu.ru/db/msg/28844
9.Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века / Ю.А. Гаспарян; под ред. К.Н. Хабибулина.– М.: Петрополис, 1999. – 320 с.
10.Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК«Перополис», 1998.
11.Горева Л.В. Социально-культурные условия развития творческой активности детей впроцессе этнохудожественной деятельности: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук:13.00.05 / Горева Л.В., Тамбов. Гос. Ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2001.– 26 с.
12.Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учеб. Пособие. – М.: Просвещение,1991. – 157 с.
13.Гукаленко, О.В. Воспитание в современной России / О.В. Гукаленко // Педагогика.– 2005. — №10. – С. 3-17
14.Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики / С.В. Дармодехин. –М., 1998. – 206 с.
15.Домострой. – Л., 1992.
16.Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: КСП, 1997. – стр. 69.
17.Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учебник / Под науч. ред. А.Д.Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК,1998.
18.Зверева О.Л. Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб.Пособие. – 2-е изд. – М.: Академия, 2000. – 158 с.
19.Иванова В.Ф. Современная семья: проблемы духовной жизни и культуры: автореф.Дис. …канд. Философ. Наук: 22.00.06 / В.Ф. Иванова. – Екатеринбург, 1992. – 20с.
20.Каптерев П.Ф. О семейном воспитании: учеб. Пособие / сост. И.Н. Андреева. – М.: Академия, 2000. – 168 с.
21.Климов Е.Н. Семья в современном обществе: метод. Пособие / Е.Н. Климов, А.Е.Климов. – Пермь, 1997. – 42 с.
22.Князева Н.И. Взаимодействие учреждений дополнительного образования с семьей внравственном воспитании детей дошкольного возраста: автореф. Дис. … канд. Пед.Наук: 13.00.05 / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств. – М., 2001. – 22 с.
23.Кузнецова Т.В. Оптимизация развития личности ребенка в условияхсоциально-культурной среды: автореф. Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.05 / МГУК.– М., 1999. – 24 с.
24.Левинсон А. Интенсивную технологию клубу // Культурно-просветительная работа. –1986. – №2.
25.Леденев В.В.Оптимизация социально-культурного уровня семьи / В.В. Леденев //Ориентиры культурной политики. – 2000. — №7. – С. 122-123
26.Лисичкин Г. Семья – недоступная роскошь / Г. Лисичкин // Родина. – 2000. — №3.– С. 10-12
27.Лисовский В., Вебер Л. Книга молодой семьи. — Л.: Лениздат, 1990г.
28.Методика работы социального педагога с семьей // Организация и методикакультурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками. – Пермь, 1997. –С.70-83
29.Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса отдикости через варварство к цивилизации. Л: Ин-т народов Севера, 1934.
30.Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русскойтрадиционной культуре в современных социокультурных условиях: автореф. Дис. …канд. Пед. Наук: 13.00.05 / Моск. Гос. Ун-т культуры и искусств. – М., 2001. –20 с.
31.Орлова Э.А. Семья и первичная группа: механизмы сохранения и трансляциикультуры // Морфология культуры. Структура и динамика. – М., 1994. – С. 363-379
32.Педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов пед. Специальностей. –Ростов н/Д: Март, 2002. – 320 с.
33.Российское законодательство X-XX вв. – М., 1984. – 116 С. – стр.33.
34.Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половинаXVIII в. — Л., 1982.
35.Семья как изначальный социально-культурный институт // Киселева Т.,Красильников Ю. Основы СКД. – М., 1995. – С.53-61
36.СКД: история, теоретические основы, сфера реализации, субъекты, ресурсы,технологии: учебная программа для студентов вузов культуры и искусства. – М.:изд-во МГУК, 2001. – 136 с.
37.Современная технология СКД: учеб. Программа по специальности 05.31.00. –Пермь, 1999. – 20 с.
38.Технологии социальной работы: учеб. Пособие. – М.: Инфра-М, 2002. – 399 с.
39.Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие / М.В. Фирсов, Е.Г.Студенова. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2007. – 511 с.
40.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. – М.:Мысль, 1979.
41.Цатурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. – М., 1991. – 82 с.
42.Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до началанового времени. – М.: Наука, 1996. – стр. 340.
43.Шевченко И. Большая семья – какая она? / И.Шевченко, П. Шевченко //Социологические исследования. – 2005. — №1. – С. 95-101
44.Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. – М.:Прогресс, 1991, — стр. 60.
45.Интернет-источник. Журнал «Глинские чтения», июль-август 2007 г. – Режимдоступа: www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=112
46.Интернет-источник. Понятие (категория) культура. – Режим доступа: dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/4672
47.Интернет-источник. Термин молодая семья. – Режим доступа: www.realtymag.ru/terms/56
48.Интернет-источник. Указ президента «Об основных направлениях государственнойсемейной политики» – Режим доступа: svao.dsmp.mos.ru/programs/law/detail.php?ID=1886
49.Интернет-источник. Э.Арутюнянц. – Режим доступа: www.studd.ru/lib/2/59/13
50.Интернет-источник. Юридическая форма некоммерческое партнерство. – Режимдоступа: www.consultant.ru/popular/nekomerz/71_1.html#p55м

Приложения
Приложение 1
Программа «Школа родительской культуры»и расписание занятий:
№ занятий
Содержание Занятие № 1
Презентация программы
Знакомство с преподавателями, презентация их занятий. Знакомство участников (игры на знакомство, общение). Решение организационных моментов. Занятие № 2
Психологический тренинг для родителей
«Моя семья — путь к мечте». Знакомство, работа с мечтой. Мои ценности и ценности семьи — двигаемся вместе. Семья — почва для реализации моей мечты. Домашнее задание — подготовить коллаж о своей семье (традиции, ценности, цели ваши мечты). Занятие № 3
Лекция-семинар
Развитие детей: от зачатия к зрелости. Психофизиологические особенности развития ребенка. Условия полноценного физического развития ребенка. Здоровое питание. Уход за ребенком на разных возрастных этапах. Профилактика и коррекция физического развития. Занятие № 4
Психологический тренинг для родителей
«Опыт взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Раскрытие мужского и женского начала — путь к гармонии в семье». Занятие № 5
Психологический тренинг для детей
Песочная терапия с детьми дошкольного и школьного возраста. Диагностика психологических особенностей детей, коррекция, гармоническое развитие через песочную терапию. Индивидуальные рекомендации психолога по воспитанию и развитию детей с учетом их личностных особенностей. Занятие № 6
Медиа-психологический тренинг «Ценности семьи»
Просмотр видеофильма, медиадрама и обсуждение. Цель — проработка глубинных психологических аспектов взаимоотношений в семье, раскрытие новых ресурсов личностного роста и развития семьи. Занятие № 7
Психологический тренинг-семинар
«Позитивное воспитание детей», «Воспитание мальчика и девочки в семье», «Роль мужчины и женщины в формировании отношения ребенка к самому себе и миру». Занятие № 8
Лекция — семинар
Детско-родительские отношения. Конфликты внутри семьи: супружеские, детско-родительские. Их истоки и причины. Эффективные способы преодоления конфликтов. Занятие № 9
Занятие-семинар по каланетике
«Здоровый дух и тело в семье». Обучение родителей и их детей комплексу развивающих упражнений, знакомство с техникой саморегуляции и гармонизации личности и отношения к миру. Занятие № 10
Психологический игровой тренинг «Веревочный курс»
Развитие навыков позитивного взаимодействия детей и их родителей в семье, умение взаимодействовать, договариваться, принимать решения, доверять друг другу. Занятие № 11
Мастер-класс по изготовлению кукол-оберегов
«Творческая семейная мастерская». Семейная арттерапия. Домашнее задание: Подготовка творческого праздника КАМ (конкурс актерского мастерства), подарков. Занятие № 12
Творческий праздник КАМ (конкурс актерского мастерства«)
Подведение итогов. Обмен подарками. Чаепитие.

Приложение 2
Дополнение к программе «Школародительской культуры»
План мероприятия «Сегодня подростки –завтра родители», вечер вопросов и ответов
Организатор НП «Семейная корпорация «Фортуна», г. Пермь
Место и время проведения Рабочая, 19, офис 14, дата проведения уточняется, 16:00-19:00
Участники Подростки старшего школьного возраста, представители школьных делегаций города
Ведущая О.В. Александрова, психолог высшей категории, семьевед
Цель мероприятия Укрепление статуса и роли семьи в глазах подростка, представление семьи как институт первичной социализации человека.
Структура вечера 16:00-16:15 Встреча ребят в холле, 16:15-17:00 Чаепитие и игры на знакомство
17:00-18:00 Расположение ребят в кабинете-студии, начало тренинга «Дочки-матери».
Обозначение ведущей тематики встречи, постановка основных вопросов: Есть ли семья сегодня? Каковы ее основные функции? Можно ли выразить себя через семью? Кто сегодня в семье главный? и попытка совместного нахождения ответов.
Ситуационная игра, ведущая приводит ситуации, потенциально происходящие в семье и предлагает найти выход. За корректные ответы и логичные обоснования своего поведения в ситуации, ребята получают «дочек» и «сыночков» — бонус за соответствующий социально-культурным установкам ответ. По итогам выбирается лучший папа и мама. 18:00-18:30 презентация «Семья – залог успеха» Истории семей, добившихся успеха в любимом деле. 18:30-19:00 подведение итогов встречи, совместные выводы, приглашение к сотрудничеству.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.