Реферат по предмету "Разное"


Андрэ Моруа

Андрэ Моруа. Письма незнакомке ---------------------------------------------------------------------- Перевод Я. 3. Лесюка Из книги Моруа Андрэ. Байрон. Письма незнакомке. Открытое письмо молодому человеку о науке жить. Издательство "Олимп": Москва, 1998, стр. 454-575 OCR & spelchecked by Zhanna Marina, 19 June 2001 ----------------------------------------------------------------------Об одной встрече .............................. 454 О пределах нежности ........................... 456 О неизменности человеческих чувств ............ 458 О необходимой мере кокетства .................. 460 О даме, которая все знает ..................... 462 Об одной молоденькой девушке .................. 465 О мужской половине рода человеческого ......... 466 О любви и браке во Франции .................... 469 Об относительности несчастий .................. 470 О детской впечатлительности ................... 472 О правилах игры ............................... 474 Умение использовать смешные черты ............. 476 О сценах ...................................... 478 О золотом гвозде .............................. 480 О прибытии лектора ............................ 482 О холостяках .................................. 485 О романах ..................................... 486 О минуте, определяющей судьбу...... ........... 488 Одеть тех, кто гол ............................ 491 Мрачный рубеж ................................. 493 О несовместимости в браке ..................... 495 Театральные истории ........................... 497 Тайная суть супружества ....................... 499 О другой женщине .............................. 501 О другой женщине. Письмо второе ............... 505 О другой женщине. Письмо третье ............... 507 О выборе книг ................................. 512 Советы молодой женщине, которая страдает бессонницей ................................... 514 Об оптимизме .................................. 516 О положении женщины в обществе ................ 518 Не готовьте для себя ненужных сожалений ....... 521 После спектакля "Царь Эдип" ................... 523 О пределах терпения ........................... 525 Hoc Клеопатры ................................. 527 Хронофаги ..................................... 529 Против учтивости .............................. 530 Кто вы -- вещь или личность? ................... 532 Женщина и профессия ........................... 534 Женщина и профессия. Письмо второе ............ 536 Нежная, как воспоминание ...................... 539 Принимать то, что дано ........................ 541 Принимать то, что дано. Письмо второе ......... 543 Витамин "ПР" .................................. 545 В манере Лабрюйера ............................ 547 Существуют ли еще эгерии? ..................... 549 Первая любовь ................................. 551 Дивная музыка ................................. 553 Кинуться в воду ............................... 555 О пожилых супружеских парах ................... 557 Так где же счастье? ........................... 559 О воспитании детей ............................ 561 Об отпусках и о любви ......................... 563 Две различные манеры любить ................... 567 О бесплодном раскаянии ........................ 568 Человек, который захотел стать королем ........ 570 Пора праздничных подарков ..................... 572Вы существуете, и вместе с тем вас нет. Когда один мой друг предложилмне писать вам раз в неделю, я мысленно нарисовал себе ваш образ. Я создалвас прекрасной -- и лицом, и разумом. Я знал: Вы не замедлите возникнутьживой из грез моих, и станете читать мои послания, и отвечать на них, иговорить мне все, что жаждет услышать автор. С первого же дня я придал вам определенный облик -- облик редкостнокрасивой и юной женщины, которую я увидал в театре. Нет, не на сцене -- взале. Никто из тех, кто был со мною рядом, не знал ее. С тех пор вы обрелиглаза и губы, голос и стать, но, как и подобает, по-прежнему осталисьНезнакомкой. В печати появились два-три моих письма, и я, как ожидал, стал получатьот вас ответы. Здесь "вы" -- лицо собирательное. Вас много разныхнезнакомок: Одна -- наивная, другая -- вздорная, а третья -- шалунья инасмешница. Мне не терпелось затеять с вами переписку, однако я удержался:вам надлежало оставаться всеми, нельзя было, чтоб вы стали одной. Вы укоряете меня за сдержанность, за мой неизменный сентиментальныйморализм. Но что поделаешь? И самый терпеливый из людей пребудет вернымнезнакомке лишь при том условии, что однажды она откроется ему. Меримедовольно быстро узнал о том, что его незнакомку зовут Женни Дакен*, и вскореему позволили поцеловать ее прелестные ножки. Да, наш кумир должен иметь иножки, и все остальное, ибо мы устаем от созерцания бестелесной богини. Я обещал, что стану продолжать эту игру до той поры, пока буду черпатьв ней удовольствие. Прошло больше года, я поставил точку в нашей переписке,возражений не последовало. Воображаемый разрыв совсем не труден. Я сохраню овас чудесное, незамутненное воспоминание. Прощайте. А. М. _________________________________________________________________^ Об одной встрече. В тот вечер я был не один в "Комеди Франсез". "Давали всего-навсегоМольера", но с большим успехом. Владычица Ирана* от души смеялась; РоберКемп, казалось, блаженствовал; Поль Леото* притягивал к себе взоры. Сидевшая рядом с нами дама шепнула мужу: "Скажу по телефону тетушкеКлемансе, что видела Леото, она обрадуется". Вы сидели впереди, закутавшись в песцовые меха, и, как во временаМюссе, покачивалась предо мною подобранная "черная коса на дивной гибкойшее". В антракте вы нагнулись к подруге и оживленно спросили: "Как статьлюбимой?". Мне в свой черед захотелось нагнуться к вам и ответить словамиодного из современников Мольера: "Чтобы понравиться другим, нужно говорить сними о том, что приятно им и что занимает их, уклоняться от споров опредметах маловажных, редко задавать вопросы и ни в коем случае не дать имзаподозрить, что можно быть разумней, чем они"*. Вот советы человека, знавшего людей! Да, если мы хотим, чтобы наслюбили, нужно говорить с другими не о том, что занимает нас, а о том, чтозанимает их. А что занимает их? Они же сами. Мы никогда не наскучим женщине,коль станем говорить с нею о ее нраве и красоте, коль будем расспрашивать еео детстве, о вкусах, о том, что ее печалит. Вы также никогда не наскучитемужчине, если попросите его рассказывать о себе самом. Сколько женщинснискали себе славу искусных слушательниц! Впрочем, и слушать-то нет нужды,достаточно лишь делать вид, будто слушаешь. "Уклониться от споров о предметах маловажных". Доводы, излагаемыерезким тоном, выводят собеседника из себя. Особенно когда правда на вашейстороне. "Всякое дельное замечание задевает", -- говорил Стендаль. Вашемусобеседнику, возможно, и придется признать неопровержимость ваших доводов,но он вам этого не простит вовеки. В любви мужчина стремится не к войне, а кмиру. Блаженны нежные и кроткие женщины, их будут любить сильнее. Ничто такне выводит мужчину из себя, как агрессивность женщины. Амазонокобожествляют, но не обожают. Другой, вполне достойный способ понравиться --лестно отзываться о людях. Если им это перескажут, это доставит имудовольствие и они в ответ почувствуют к вам расположение. -- Не по душе мне госпожа де..., -- говорил некто. -- Как жаль! А она-то находит вас просто обворожительным и говорит обэтом каждому встречному. -- Неужели?.. Выходит, я заблуждался на ее счет. Верно и обратное. Одна язвительная фраза, к тому же пересказаннаянедоброжелательно, порождает злейших врагов. "Если бы все мы знали все то,что говорится обо всех нас, никто ни с кем бы не разговаривал". Беда в том,что рано или поздно все узнают то, что все говорят обо всех. Возвратимся к Ларошфуко: "Ни в коем случае не дать им заподозрить, чтоможно быть разумней, чем они". Разве нельзя одновременно и любить, ивосхищаться кем-то? Разумеется, можно, но только если он не выражает своепревосходство с высокомерием и оно уравновешивается небольшими слабостями,позволяющими другим в свой черед как бы покровительствовать ему. Самый умныйчеловек из тех, кого я знал, Поль Валери, весьма непринужденно выказывалсвой ум. Он облекал глубокие мысли в шутливую форму; ему были присущи иребячество, и милые проказы, что делало его необыкновенно обаятельным.Другой умнейший человек и серьезен, и важен, а все же забавляет друзей своейнеосознанной кичливостью, рассеянностью или причудами. Ему прощают то, чтоон талантлив, потому, что он бывает смешон;и вам простят то, что вы красивы,потому, что вы держитесь просто. Женщина никогда не надоест даже великомучеловеку, если будет помнить, что он тоже человек. Как же стать любимой? Давая тем, кого хотите пленить, веские основаниябыть довольными собой. Любовь начинается с радостного ощущения собственнойсилы, сочетающегося со счастьем другого человека. Нравиться -- значит идаровать, и принимать. Вот что, незнакомка души моей (как говорят испанцы),хотелось бы мне вам ответить. Присовокуплю еще один -- последний -- совет,его дал Мериме своей незнакомке: "Никогда не говорите о себе ничего дурного.Это сделают ваши друзья". Прощайте._______________________________________________________^ О пределах нежности. Поль Валери превосходно рассуждал о многом, и в частности о любви; емунравилось толковать о страстях, пользуясь математическими терминами: Он вполне резонно считал, что контраст между точностью выражений инеуловимостью чувств порождает волнующее несоответствие. Особенно пришласьмне по вкусу одна его формула, которую я окрестил теоремой Валери: "Количество нежности, излучаемой и поглащаемой каждодневно, имеетпредел". Иначе говоря, ни один человек не способен жить весь день, а уж темболее недели или годы в атмосфере нежной страсти. Все утомляет, даже то, чтотебя любят. Эту истину полезно напоминать, ибо многие молодые люди, равнокак и старики, о ней, видимо, и не подозревают. Женщина упивается первымивосторгами любви; ее переполняет радость, когда ей с утра до вечера твердят,как она хороша собой, как остроумна, какое блаженство обладать ею, какчудесны ее речи; она вторит этим словословиям и уверяет своего партнера, чтоон -- самый лучший и умный мужчина на свете, несравненный любовник,замечательный собеседник. И тому и другому это куда как приятно. Но чтодальше? Возможности языка не безграничны. "Поначалу влюбленным легкоразговаривать друг с другом... -- Заметил англичанин Стивенсон. -- Я -- этоя, ты -- это ты, а все другие не представляют интереса". Можно на сто ладов повторять: "Я -- это я, ты -- это ты". Но не на сто тысяч! А впереди -- бесконечная вереница дней. -- Как называется такой брачный союз, когда мужчина довольствуетсяодной женщиной? -- Спросил у американской студентки некий экзаменатор. -- Монотонный, -- ответила она. Дабы моногамия не обернулась монотонностью, нужно зорко следить за тем,чтобы нежность и формы ее выражения чередовались с чем-то иным. Любовную чету должны освежать "ветры с моря": общение с другими людьми,общий труд, зрелища. Похвала трогает, рождаясь как бы невзначай,непроизвольно -- из взаимопонимания, разделенного удовольствия, становясьнеприменно обрядом, она приедается. У Октава Мирбо есть новелла*, написанная в форме диалога двухвлюбленных, которые каждый вечер встречаются в парке при свете луны. Чувствительный любовник шепчет голосом, еще более нежным, чем луннаяночь: "Взгляните... Вот та скамейка, о любезная скамейка!" Возлюбленная вотчаянии вздыхает: "Опять эта скамейка!" Будем же остерегаться скамеек,превратившихся в места для поклонения. Нежные слова, появившиеся иизливающиеся в самый момент проявления чувств, -- прелестны. Нежность взатверждениях раздражает. Женщина агрессивная и всем недовольная быстро надоедает мужчине; но иженщина невзыскательная, простодушно всем восторгающаяся не надолго сохранитсвою власть над ним. Противоречие? Разумеется. Человек соткан изпротиворечий. То прилив, то отлив. "Он осужден постоянно переходить отсудорог тревоги к оцепенению скуки", -- говорит Вольтер. Так уж созданымногие представители рода человеческого, что они легко привыкают бытьлюбимыми и не слишком дорожат чувством, в котором чересчур уверены. Одна женщина сомневалась в чувствах мужчины и сосредоточила на нем всесвои помыслы. Неожиданно она узнает, что он отвечает ей взаимностью. Она счастлива, но, повторяй он сутки напролет, что она -- совершенство,ей, пожалуй, и надоест. Другой мужчина, не столь покладистый, возбуждает еелюбопытство. Я знавал молоденькую девицу, которая с удовольствием пела передгостями; она была очень хороша собой, и потому все превозносили ее до небес.Только один юноша хранил молчание. -- Ну а вы? -- Не выдержала она наконец. -- Вам не нравится, как я пою? -- О, напротив! -- Ответил он. -- Будь у вас еще и голос, это было быпросто замечательно. Вот за него-то она и вышла замуж. Прощайте._______________________________________________________^ О неизменности человеческих чувств. Я вновь в театре; на этот раз, увы, вас там нет. Я огорчен за себя и завас. Мне хочется крикнуть: "Браво, Руссен, вот славная комедия!"* Одна сценаособенно позабавила публику. Некий юноша наградил ребенком секретаршу своегоотца. У него ни положения, ни денег, она же умница и сама зарабатывает себена жизнь. Он делает ей предложение и получает отказ. И тогда мать молодогоотца горько жалуется: "Бедный мой мальчик, она его обольстила и бросила...Скомпрометировала и отказывается покрыть грех!". Классическая ситуация навыворот. Но ведь в наши дни экономическиевзаимоотношения обоих полов частенько, так сказать, вывернуты наизнанку. Женщины зарабатывают гораздо больше, чем в прошлом. Они меньше зависятот желаний и прихотей мужчин. Во времена Бальзака лучше замужества труднобыло что-то придумать, во времена Руссена -- это еще вопрос. В "Непорочной"Филиппа Эриа юная девушка обращается к науке с просьбой помочь ей родитьребенка без помощи мужчины. В действительности наука еще бессильна исполнить это необычное желание,хотя биологи уже приступили к весьма странным и опасным экспериментам. Всвоей книге "Прекрасный новый мир" Олдос Хаксли* попробовал нарисовать, какименно будет появляться на свет потомство через сто лет. В этом лучшем измиров естесственное зачатие исключается. Хирурги удаляют женщине яичники,они хранятся в надлежащей среде и по-прежнему вырабатывают яйцеклетки,оплодотворяемые осеменением. Один яичник может дать жизнь шестнадцатитысячам братьев и сестер -- группами по девяносто шесть близнецов. Любовь? Привязанность? Романтика отношений? Правители лучшего из мировиспытывают глубокое презрение к этому обветшалому хламу. Им жаль бедняг изХХ века, у которых были отцы, матери, мужья, возлюбленные. По их мнению,нечего удивляться, что люди прошлого были безумцами, злобными и ничтожными.Семья, страсти, соперничество приводили к столкновениям, к комплексам.Предки-горемыки волей-неволей все глубоко переживали, а постоянная остротачувств мешала им сохранять душевное равновесие. "Безликость, Похожесть, Невозмутимость" -- вот триединый девиз мира,где нет любви. К счастью, это всего лишь фантазия, и человечество не идет по этомупути. Человечество вообще изменяется куда меньше, чем думают. Оно как море:на поверхности бурлит, волнуется, но стоит погрузиться в пучину людских душ-- и налицо неизменность важнейших человеческих чувств. Что поет наша молодежь? Песню Превера и Косма*: "Когда ты думаешь,когда ты полагаешь, что молодость твоя продлится вечно, о девочка, тызаблуждаешься жестоко!.." Откуда пришла эта тема? Из стихотворения Ронсара,которому уже четыре века: Вкушайте юности услады! Не ждите в старости отрады: Краса поблекнет, как цветок(1). Почти все мотивы поэтов Плеяды или, скажем, Мюссе все еще звучат исегодня; на их основе можно было бы сочинить немало песен на любой вкус дляСен-Жермен-де-Пре. Поиграйте-ка в эту игру: она проста, занятна и пойдет вамна пользу. Незнакомка dе mi alma (души моей), вам следует на что-торешиться. Надменная секретарша из пьесы Руссена в конце концов выходит замужза свою "жертву", а вы -- все еще копия своих сестер из XVI столетия.Прощайте._________________________________________________________^ О необходимой мере кокетства. "Клевета, сударь! Вы просто не понимаете, чем решили пренебречь",--говорит один из персонажей "Севильского цирюльника"*. Меня частенько так иподмывает сказать слишком доверчивой и непосредственной в любви женщине: "Кокетство, сударыня! Вы просто на понимаете, к чему относитесьсвысока". Кокетство было и есть поразительно мощное и опасное оружие. Этот наборискусных уловок, так внимательно изученный Мариво, заключается в том, чтобысначала увлечь, затем оттолкнуть, сделать вид, будто что-то даришь, и тут жеотнять. Результаты этой игры поразительны. И даже зная заранее обо всех этихловушках, все равно попадешься. Если хорошенько подумать, это вполне естественно. Без легкогококетства, порождающего первую робкую надежду, у большинства людей любовь непросыпается. "Любить -- значит испытывать волнение при мысли о некоейвозможности, которая затем перерастает в потребность, настойчивое желание,навязчивую идею". Пока нам кажется совершенно невозможным понравитьсятакому-то мужчине (или такой-то женщине), мы и не думаем о нем (или о ней).Не терзаетесь же вы от того, что вы не королева Англии. Всякий мужчинанаходит, что Грета Гарбо и Мишель Морган на редкость красивы, и восторгаетсяими, но ему и в голову не приходит убиваться от любви к ним. ---------- (1)Ронсар.П.К. Кассандре. Для своих бесчисленных поклонников они всего лишь образы, живущие наэкране. И не сулят никаких возможностей. Но стоит нам только принять на свой счет чей-либо взор, улыбку, фразу,жест, как воображение помимо нашей воли уже рисует нам скрывающиеся за нимивозможности. Эта женщина дала нам повод -- пусть небольшой надеяться? С этойминуты мы уже во власти сомнений. И вопрошаем себя: "Вправду ли она интересуется мною? А ну как она меня полюбит?Невероятно. И все же ее поведение..." Короче, как говаривал Стендаль, мы "кристаллизуемся" на мысли о ней,другими словами, в мечтах расцвечиваем ее всеми красками, подобно тому каккристаллы соли в копях Зальцбурга заставляют переливаться все предметы,которые туда помещают. Мало-помалу желание превращается в наваждение, в навязчивую идею. Кокетке, которой хочется продлить это наваждение и "свести мужчину сума", достаточно прибегнуть к старой как род людской тактике: убежать, давперед этим понять, что она не имеет ничего против преследования, отказать,оставляя, однако, проблеск надежды: "Возможно, завтра я буду ваша". И ужтогда незадачливые мужчины последуют за нею хоть на край света. Эти уловки достойны осуждения, если кокетка употребляет их, дабывывести из равновесия многочисленных воздыхателей. Такое поведениенепременно заставит ее быть нервной и обманывать, разве только она чертовскиловка и умудриться, никому не уступая, не задеть самолюбия мужчин. Но изаписная кокетка рискует в конце концов исчерпать терпение своих обожателей.Она, как Селимена у Мольера, погнавшись за несколькими зайцами сразу, вконечном счете не поймает ни одного. Раз вы не можете в счастливой стороне, Как все нашел я в вас, все обрести во мне, Прощайте навсегда! Как тягостную ношу, С восторгом наконец я ваши цепи сброшу(1). Напротив, кокетство совершенно невинно и даже необходимо, если его цель-- сохранить привязанность мужчины, которого любят. В этом случае женщина вглубине души не испытывает никакого желания кокетничать. "Величайшее чудо любви в том, что она исцеляет от кокетства". По-настоящему влюбленной женщине приятно отдаваться без оглядки ипритворства, часто с возвышенным великодушием. Однако случается, что женщинавынуждена слегка помучить того, кого любит, так как он принадлежит к числутех мужчин, которые не могут жить, не страдая, и которых удерживаетсомнение. Тогда даже целомудренной, но влюбленной женщине не зазорно притворятьсякокеткой, дабы не потерять привязанность мужчины, подобно тому как сестремилосердия приходится иногда в интересах больного быть безжалостной. Уколболезнен, но целителен. Ревность мучительна, но она укрепляет чувство. Есливы, моя незнакомка, когда-либо позволите мне узнать вас, не будьте кокеткой.Не то я непременно попадусь в сети, как и всякий другой. Прощайте.__________________________________________________________^ О даме, которая все знает. -- Как! Вы мой сосед, доктор? -- Да, один из двух ваших соседей, сударыня. -- Я в восторге, доктор; мне давно уже не удавалось спокойно поболтатьс вами.__________________________________________ Мольер. Собр. соч.: В 4т. Т.2.С.394.М.: Искусство,1965.-- Я тоже очень рад. -- Мне надобно получить у вас уйму советов, доктор... Это не будет вамв тягость? -- Говоря по правде, сударыня... -- Прежде всего моя бессонница... Помните, какая у меня бессонница? Ночто я вижу, доктор? Вы принимаетесь за суп? -- А почему бы нет? -- Да вы с ума сошли! Нет ничего вреднее для здоровья, чем потокжидкости в начале трапезы... -- Помилуйте, сударыня... -- Оставьте подальше этот крепкий бульон, доктор, прошу вас, идавайте-ка вместе изучим меню... Семга годится... В рыбе много белков.Пулярка тоже... Так-так, нужный нам витамин "A" мы получим с маслом; витаминC -- с фруктами... Вот витамина B вовсе нет... Какая досада! Вы не находите,доктор? -- На нет и суда нет. -- Скажите, доктор, сколько нужно ежедневно калорий женщине, которая,как я, ведет деятельный образ жизни? -- Точно не скажу, сударыня... Это не имеет ровно никакого значения. -- Как это не имеет никакого значения? Вы еще, пожалуй, скажете, чтоуголь не имеет никакого значения для паровоза, а бензин -- для автомобиля!..Я веду такой же образ жизни, как мужчины, и мне необходимы три тысячикалорий, не то я захирею. -- Вы их подсчитываете, сударыня? -- Подсчитываю ли я их!.. Вы, видно, шутите, доктор?.. У меня всегда ссобой таблица... (Открывает сумочку. ) Смотрите, доктор... Ветчина -- тысячасемьсот пятьдесят калорий в килограмме... Цыпленок -- тысяча пятьсот...Молоко -- семьсот... -- Превосходно. Но как узнать, сколько весит это крылышко цыпленка? -- Дома я требую взвешивать все порции. Тут, в гостях, я прикидываю наглазок... (Она издает вопль. ) Ах, доктор! -- Что с вами, сударыня? -- Умоляю вас, остановитесь!.. Это так же непереносимо, как скрежетножа, как фальшивая нота, как... -- Да что я сделал, сударыня? -- Доктор, вы смешиваете белки с углеводами... Ах, доктор,остановитесь!.. -- Эх! Шут меня побери, я ем то, что мне подают... -- Вы! Знаменитый врач!.. Но ведь вы прекрасно знаете, доктор, чтообычная трапеза рядового француза -- бифштекс с картофелем -- это самыйопасный яд, какой только можно приготовить? -- И тем не менее рядовой француз благополучно здравствует... -- Доктор, да вы сущий еретик... Я с вами больше не разговариваю...(Чуть слышно. ) А кто мой другой сосед? Я слышала его фамилию, но он мненезнаком. -- Это важный чиновник из министерства финансов, сударыня. -- Правда? Как интересно! (Энергично поварачивается направо.) Как тамнаш бюджет, сударь? Вы уже свели концы с концами? -- Ах, сударыня, смилуйтесь... Я сегодня битых восемь часов говорил обюджете... И надеялся, что хоть за обедом получу передышку. -- Передышку!.. Мы вам дадим ее тогда, когда вы утрясете наши дела... Иведь это так просто. -- Так просто, сударыня? -- Проще простого... Наш бюджет составляет четыре триллиона? -- Да, приблизительно так... -- Превосходно... Урежьте все расходы на двадцать процентов... (Врач и финансист, точно сообщники, обмениваются за спинойдамы-всезнайки взглядом, полным отчаяния.) У вас, моя драгоценная, хватаетздравого смысла ничего не знать. Вот почему вы все угадываете. Прощайте.____________________________________________________________^ Об одной молоденькой девушке. -- Покорить мужчину... -- Говорит она. -- Но женщине не дано покорять.Она -- существо пассивное. Она ждет нежных признаний... Или обидных слов. Неей же проявлять инициативу. -- Вы описываете видимость, а не реальность, -- возражаю я. -- БернардШоу уже давно написал, что если женщина и ждет нежных признаний, то так же,как паук ждет муху. -- Паук ткет паутину, -- отвечает она, -- а, что, по-вашему, делатьбедной девушке? Она или нравиться, или нет. Коли она не нравится, ее жалкиестарания не способны преобразить чувства мужчины. Думаю, она скорее добьетсяобратного: Ничто так не раздражает юношу, как притязания девушки, к которойон равнодушен. Женщина, которая сама себя навязывает и делает первый шаг,добьется презрения мужчины, но не любви. -- Это было бы верно, -- говорю я, -- если бы женщина действоваланеумело и было бы очевидно, что инициатива исходит от нее; но искусство какраз в том и заключается, чтобы сделать первые шаги незаметно. "Она бежит подсень плакучих ив, но хочет, чтобы ее увидели..." Отступая, заманитьпротивника -- вот старая, проверенная военная хитрость, она немало послужилаи девицам, и солдатам. -- Это и в самом деле испытанная хитрость, -- соглашается она, -- но,если у неприятеля нет ни малейшего желания преследовать меня, мое бегство ник чему не приведет, я так и останусь в одиночестве под сенью плакучих ив. -- Вот тут-то вы, женщины, и должны постараться пробудить в мужчинежелание преследовать вас. Для этого разработана целая тактика, и вам оназнакома лучше, нежели мне. Надо ему кое-что позволить, притвориться, будтоон вас сильно занимает, потом неожиданно "все поломать" и решительнозапретить ему то, что еще вчера он считал прочно завоеванным. Контрастныйдуш -- встряска суровая, но под ним и любовь, и желание растут как надрожжах. -- Вам-то легко говорить, -- возражает она, -- но такая тактикапредполагает, во-первых, хладнокровие у той, что приводит замысел висполнение (а как подвергнуть испытанию человека, чей голос заставляет вастрепетать? ); во-вторых, необходимо, чтобы испытуемый мужчина уже началобращать на нас внимание. В противном случае катайте, сколько хотите, клубокниток, котенок отказывается играть. -- Ни за что не поверю, -- говорю я, -- что молоденькая и хорошенькаядевушка не в силах заставить мужчину обратить на нее внимание; для началадостаточно завести речь о нем самом. Большинство представителей сильногопола кичатся своей специальностью. Терпеливо выслушивайте ихразглагольствования о профессии и о них самих -- этого вполне достаточно,чтобы они сочли вас умницей и почувствовали желание снова увидеться с вами. -- Стало быть, надо уметь и поскучать? -- А как же, -- подтверждаю я. -- Это уж само собой разумеется.Касается ли дело мужчин или женщин, любви или политики, в этом мирепреуспеет тот, кто умеет и поскучать. -- Ну, а тогда я предпочитаю не преуспевать, -- замечает моясобеседница. -- Я тоже, -- соглашаюсь я, -- и, бог свидетель, уж в этом-то мы с вамипреуспеем. Вот такой разговор, querida (дорогая), произошел у меня вчера содной молоденькой девушкой. Ничего не поделаешь! Вас ведь рядом не было, ажить-то все-таки нужно. Прощайте.____________________________________________________________^ О мужской половине рода человеческого. На днях я прочел в одной американской газете статью, которая бы васпозабавила. В ней одна американка обращается к своим сестрам, женщинам. "Вы сетуете на то, -- пишет она, -- что не можете найти себе мужа? Выне обладаете той неотразимой красотой, к какой Голливуд, увы, приохотилнаших мужчин? Вы ведете замкнутый образ жизни, редко бываете в обществе?Словом, у вас почти нет знакомых мужчин, а те, среди которых мог быоказаться ваш избранник, не обращают на вас внимания? Позвольте же дать вам несколько советов, которые мне самой оченьпригодились. Я полагаю, что вы, как и многие из нас, живете в небольшомкотедже; вокруг -- лужайка, неподалеку -- другие такие же дома. По соседствус вами, без сомнения, обитает несколько холостяков. -- Ну конечно! -- Скажете вы мне. -- Да только им и дела до меня нет. -- Так-так! Тут-то как раз и подойдет первый мой совет. Приставьте кстене своего домика лестницу; влезьте на крышу и принимайтесь за установкутелевизионной антенны. Этого довольно. Тотчас же к вам устремятся, точношершни, привлеченные горшочком меда, все мужчины, живущие окрест. Почему?Потому что они обожают технику, любят что-нибудь мастерить, потому что всеони считают себя умелыми и искусными... а главное, потому, что им доставляетогромное удовольствие показать женщине свое превосходство. -- Да нет же! -- Скажут они вам. -- Вы не знаете, как за это взяться.Позвольте-ка сделаю я... Вы, разумеется, соглашаетесь и с восторгом взираете на то, как ониработают. Вот вам и новые друзья, которые к тому же признательны вам за то,что вы дали им случай блеснуть. Для стрижки газона, -- продолжает американка, -- у меня имеется каток сэлектрическим мотором; я без труда управляюсь с ним, двигаясь вдоль лужайки.До тех пор пока все в порядке, ни один мужчина не появляется на горизонте.Стоит же мне захотеть, чтобы соседи мною заинтересовались, нет ничего проще-- я вывожу мотор из строя и делаю вид, будто озабоченно ищу причинуполомки. Тут же справа от меня появляется один мужчина, вооруженный клещами,а слева другой, с ящиком инструментов в руках. Вот наши механики и взападне. Та же самая игра на автостраде. Остановитесь, поднимите капот машины инаклонитесь с растерянным видом над свечами. Другие шершни, охочие допохвал, в свой черед остановятся и предложат вам свои неоценимые услуги. Имейте, однако, в виду, что замена колеса или накачивание шины для нихзанятие мало привлекательное. Эта работа хоть и не хитрая, но затотрудоемкая и почета не сулит. А для мужчины, владыки мира, самоеглавноевыказать свое всемогущество перед смиренными женщинами. Сколькоподходящих женихов в одиночестве катят по дорогам и, сами того неподозревая, желают только одного -- найти себе спутницу жизни вроде вас --простодушную, несведующую и готовую восхищаться ими! Дорога к сердцумужчины, как вехами, отмечена автомашинами. Я полагаю, что эти советы и впрямь полезны, когда речь идет обамериканцах. Будут ли они столь же действительны применительно к французам?Пожалуй, нет; но у нас есть свои уязвимые места. Нам нравится восхищатьречами и звонкими фразами. Попросить профессионального совета у финансиста,политического деятеля, ученого -- один из способов покорить мужчину, и онтак же расчитан на неистребимое тщеславие мужской половины родачеловеческого. Уроки ходьбы на лыжах, уроки плавания -- превосходные силкидля мужчин -- спортсменов. Гете в свое время заметил, что нет ничего привлекательнее, чем занятиямолодого человека с девушкой: ей нравиться узнавать, а ему обучать. Этоверно и по сей день. Сколько романов завязывается за переводами из латыниили за решением задачи по физике, когда пушистые волосы молоденькой ученицыкасаются щеки ее юного наставника! Попросите, чтобы вам разъяснили сложнуюфилософскую проблему, слушать объяснение с задумчивым видом, повернувголовку так, как вам особенно идет, затем проникновенно сказать, что вы всепоняли,--кто способен устоять перед этим! Во Франции путь к сердцу мужчиныпроходит через его ум. Отыщу ли я путь к вашему сердцу? Прощайте._______________________________________________________^ О любви и браке во Франции. Чтобы лучше понять, каковы взгляды французов и француженок на любовь ибрак, следует прежде вспомнить историю нежных чувств в нашей стране. В нейлегко обнаружить два течения. Первое, мощное течение -- любовь возвышенная. Именно во Франции всредние века родилась куртуазная любовь. Поклонение женщине, желание ейпонравиться, слагая песни и стихи (трубадуры) или совершая подвиги (рыцари),-- неотъемлемые черты элиты французского общества той поры. Ни одналитература не придавала такого значения любви и страсти. Однако наряду с этим течением существовало второе, весьмараспространенное. Его описывает Рабле. Любовь плотская, чувственнаявыступает тут крупным планом. Брак при этом скорее вопрос не чувства, а лишьудобная форма совместной жизни, позволяющая растить детей и блюсти обоюдныеинтересы. У Мольера, например, муж -- немного смешной персонаж, которогожена, если может, обманывает и который сам ищет любовных похождений настороне. В XIX веке господство зажиточной буржуазии, придававшей огромноезначение деньгам и передаче их по наследству, привело к тому, что бракпревратился в сделку, как это видно из книг Бальзака. В таком браке любовьмогла родиться позднее -- в ходе совместной жизни -- из взаимныхобязанностей супругов, вследствие сходства темпераментов, но это несчиталось необходимым. Встречались и удачные браки, возникшие на основетрезвого расчета. Родители и нотариусы договаривались о приданом и обусловиях брачного контракта прежде, чем молодые люди знакомились друг сдругом. Сегодня мы все это переменили. Состояние теперь уже не играетопределяющей роли при выборе спутника жизни, так как образованная жена,которая служит, или муж с хорошей специальностью ценятся несравненно больше,чем приданое, чья стоимость может резко упасть. Возвышенные чувства, тяга кромантической любви -- наследие прошлых веков -- также утратили былоемогущество. Почему? Во-первых, потому, что женщина, добившись равноправия,перестала быть для мужчины недосягаемым, таинственным божеством, а сталатоварищем; во-вторых, потому, что молоденькие девушки теперь немало знают офизической стороне любви и более верно и здраво смотрят на любовь и на брак. Нельзя сказать, что юноши и девушки совсем не стремятся к любви; но ониищут ее в прочном браке. Они с опаской относятся к браку по страстной любви,так как знают -- страсть недолговечна. Во времена Мольера брак знаменовалсобою конец любви. Сегодня он -- лишь ее начало. Удачный союз двоих сегодняболее тесен, чем когда-либо, ибо это одновременно союз плоти, души иинтеллекта. Во времена Бальзака мужа, влюбленного в свою жену, находилисмешным. Сегодня развращенности больше на страницах романов, чем в жизни.Нынешний мир непрост, жизнь требует полной отдачи и от мужчин, и от женщин,а потому все больше и больше брак, скрепленный дружбой, взаимным тяготением


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Некоторые вопросы проведения судебной реформы в Сибири в 60-е - 80-е гг. XIX в.
Реферат Языкознание в системе наук
Реферат Fate Essay Research Paper Webster defines fate
Реферат Зависимость свободы героя от его привязанности к миру к месту к вещам - в произведениях СДовлатова
Реферат Функциональное обследование предприятия. Разработка маркетингового плана предприятия.Проектирование, размещение и продвижение web-сайта предприятия
Реферат Физическое, психомоторное развитие и состояние иммунной реактивности у детей, в зависимости от характера вскармливания на первом году жизни
Реферат Граф А. А. Аракчеев. Современный взгляд на личность на основе анализа и сравнительной характеристики исторических источников и литературы
Реферат Жизнедеятельность П.А. Кропоткина и ее место в развитии мировой общественной мысли
Реферат Ахматова а. - Пушкинская тема в творчестве а. ахматовой
Реферат G gilmanova@mail ru Вопросы к олимпиаде школьников по региональному туризму «Время отдыхать в Башкортостане!»
Реферат Ресурсы производства
Реферат How To Improve Memory Essay Research Paper
Реферат История литературы Соединенных Штатов Америки
Реферат Разработка системы автоматического контроля и регулирования расхода вентиляционного воздуха
Реферат Понятие и сущность правового государства