Реферат по предмету "Социология"


Сбор социологической информации

Министерство общего ипрофессионального образования
Российской Федерации
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
 
Кафедра Информационных технологий
Д о к л а д
на тему:
Сбор социологической информации.
Sorryза орфографию,
написал за два вечера.
 Студентов II-АИТ-7  Синяева М.Г.
Савиновой С.В.
Научный руководитель: Рожанский Э.Л.
Самара, 1998

            Послетого как определены объект и предмет социологического исследования, установленыте их стороны и черты, которые требуют особого внимания. После этого встаётзадача выявления количественных параметров этих сторон и черт. Для этого,говоря языком социологов, необходимо пройти через полевой этап исследования.Название данного этапа удачно отражает сущность этого процесса.
            Входе полевого этапа исследования для сбора социологической информации могутприменяться разного рода методы. Каждый из них имеет свои особенности,предполагает определённые требования. В чём они состоят и какими приёмами надоовладеть, чтобы умело использовать эти методы на практике? Рассмотрению этихвопросов и посвящён наш доклад.
1. Метод опроса.
Как ни коротки слова: “да”, “нет”, всёже они требуют самого серьёзного размышления.
Пифагор

            Методопроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где дляполучение информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеетдело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течениеболезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестическиеопросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуютсяметодом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможностиоценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социальногообеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод дляполучения интересующей их информации.
            Спецификаметода состоит прежде всего в том, что при его использовании источникомпервичной социологической информации является человек (респондент) –непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формойобщения с респондентами –анкетирование и интервьюирование. В их основе лежитсовокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуютпервичную информацию.
Каждый вариант опросапредставляет собой одну из наиболее сложных разновидностейсоциально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств:содержанием анкеты или интервью, то есть перечнем вопросов, в которыхреализован предмет исследования; качеством работы анкетёра или интервьюера;сосредоточенной работы респондента над предложенными вопросами; психологическимсостоянием респондента в момент проведения опроса.
Метод опроса, опирающийся надостаточное число обученных анкетёров или интервьюеров, позволяет в максимальнокороткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов  и получать различную по своей природеинформацию.
Однако, всегда следуетучитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, связанноес особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики всознании людей.


1.1Анкетирование.

            Наиболеераспространенный в практике прикладной социологии вид опроса — анкетирование.Оно может быть групповым или индивидуальным.
            Групповыманкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (местаработы, учёбы и т.д.).
            При индивидуальноманкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по местужительства респондента. В последнее время широкое распространение получилединовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
            Социологическаяанкета — объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов,направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта ипредмета анализа. Ее предназначение — дать достоверную информацию. Для этогонадо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а такжеособенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, чтовопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическимгруппам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
            Всевопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, офактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые,прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).
            Вопросыо фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий,планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки,действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондентавыявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).
            Закрытымвопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный наборвариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, которыйсовпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные инеальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентомвсего одного варианта ответа, а неальтернативные — нескольких вариантовответов.
            Открытыевопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Онидают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайшихподробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чемзакрытые вопросы.
            Прямые икосвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критическогоотношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительностии т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, илисодержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователюприходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагаетсявоображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельствего деятельности.
            Основныевопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.Неосновные — на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры),проверку искренности ответов (контрольные вопросы).


1.2Почтовый опрос.

            Почтовыйопрос — разновидность анкетирования и правомерно рассматривается какэффективный прием сбора первичной информации. В наиболее общем виде онзаключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.
            Важноепреимущество почтового опроса — простота организации. Нет надобности в подборе,обучении, контроле за деятельностью большого количества анкетеров. Еще однимпозитивным свойством является возможность выбора респондентом наиболее удобногодля него времени заполнения анкеты.
            Вместе стем почтовый опрос имеет и свои недостатки. Основной из них — неполный возвратанкет, то есть не все респонденты заполняют анкеты и отправляют ихисследователям, поэтому может получиться так, что мнения ответивших несовпадают с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе.
            Разновидностьпочтового опроса — прессовый опрос. В этом случае анкета печатается в газетеили журнале. Существует два вида такого опроса. Один — когда редакцияобращается к анкетированию с целью получения данных о своих читателях и ихмнений о работе данного печатного органа. Второй — когда через печатный организучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.


1.3 Интервьюирование.
            Приинтервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется припомощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем,организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксируетполученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затратвремени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежностьсобираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнениивопросников.
            Особенностиинтервью по-разному проявляются в различных его организационных формах.Рассмотрим их.
            Интервьюпо месту работы, занятий, то есть в служебном помещении. Оно наиболее целесообразно,когда изучаются производственные или учебные коллективы, а предмет исследованиясвязан с производственными или учебными делами.
            Интервьюпо месту жительства. Оно становится предпочтительным, если предмет опросакасается таких проблем, о которых удобнее поговорить в неофициальнойобстановке, свободной от влияния служебных или учебных отношений.
            Вприкладной социологии различают три вида интервью: формализованное,фокусированное и свободное.

            Формализованноеинтервью — самая распространенная разновидность интервьюирования. В этомслучае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детальноразработанными вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. Прииспользовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировоквопросов и их последовательности.

            Фокусированноеинтервью — следующая ступень, ведущая к уменьшению стандартизации поведенияинтервьюера и опрашиваемого. Оно имеет своей целью сбор мнений, оценок поповоду конкретной ситуации, явления, его последствии или причин. Респондентов вэтом виде интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительнозаготавливают и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюераобязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждомувопросу должен получить информацию.

            Свободноеинтервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этотвид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь приступает копределению проблемы исследования. Свободное интервью проводится без заранееподготовленного вопросника или разработанного плана беседы; определяется толькотема интервью.


2. Метод анализаинформации.

            Анализдокументов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора и анализапервичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают социумобщества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельностичеловека; вследствие этого документальная информация представляет большойинтерес для социологов.

            Видыдокументов. К этому понятию в прикладной социологии относятся в первуюочередь различного рода материалы (документы), предназначенные для хранения ипередачи информации.
            Существуетряд оснований для классификации документов. По статусу документы различают наофициальные и неофициальные; по форме изложения – письменные (более широко –вербальные) и статистические. По своим функциональным особенностям документыклассифицируются на информационные, регулятивные, коммуникативные икультурно-воспитательные.
            Принципиальноезначение для исследователя имеют официальные документы, которые отражаютобщественные, социальные и экономические связи в обществе. Все эти документысоставляются и утверждаются государственными или иными органами, учреждениями имогут выступать в качестве юридического доказательства.
            Большоезначение имеет изучение неофициальных документов. Среди них выделяютсяличные документы, такие как дневники, мемуары, личная переписка, запискипрофессионального характера. Неофициальные документы позволяют вскрыть глубинныесоциально-политические механизмы образования ценностных ориентаций, понятьисторическую обусловленность стереотипов поведения, найти основу для выделениясоциальных типов в обществе.
            Следуетвыделить ещё одно основание для типологии документов – их целевое назначение.Выделяют: документы созданные независимо от исследователя, и документы“целевые”, то есть подготовленные точно в соответствии с программой, задачамисоциологического исследования. К первой группе относятся те документы,существование которых ни прямо, ни косвенно не обусловлено техникой проведениясоциологического исследования: связанные с темой исследования официальныедокументы, статистические сведения, материалы прессы, личная переписка и т.д.Вторая группа документов включает: ответы на открытые вопросы анкеты и текстыинтервью, записи наблюдений, отражающих мнения и поведение респондентов;справки официальных и иных организаций, выполненные по заказу исследователей;статистическую информацию, собранную и обобщённую в ориентации на определённоесоциологическое исследование.
            Информацию,содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную.В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещениидеятельности отдельных субъектов социума. Вторичная информация носит болееобобщённый, аналитический характер; в ней, как правило, отражены более глубокоскрытые социальные связи.

            Критерииотбора документов для изучения. Самостоятельные этапы анализа документов –отбор источников информации и комплектование выборочной совокупности подлежащиханализу материалов. Основой для этого служит программа исследований.
            Вкачестве средства проверки надёжности, достоверности информации и одновременноанализа их содержания является “внешнее” и “внутреннее” исследование документов.Внешний анализ – это изучение обстоятельств возникновения документа, егоисторического и социального контекста. Внутренний анализ – это и естьсобственно изучение содержания документа, всего того, о чём свидетельствуеттекст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщаетдокумент.

            Видыанализа документов. Во всём многообразии исследовательских приёмов,используемых при изучении документов, выделяют два основных вида: качественныйанализ (иногда его называют традиционным) и формализованный, носящий ещёназвание контр-анализа. Два эти подхода к изучению документальной информациихотя и различаются во многом, однако могут в достаточно высокой степенидополнять друг друга, так как два этих метода вместе дадут всесторонний взгляд напроблему.
            Качественныйанализ зачастую служит предпосылкой последующего формализованного изучениядокументов. Как самостоятельный метод особое значение он приобретает приизучении уникальных документов: их число всегда крайне мало и поэтому нетнадобности в количественной обработке информации. Поэтому суть традиционногоподхода заключается в углублённом логическом исследовании содержаниядокументов.
            Стремлениев максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическомизучении и обобщении большого объёма информации, ориентация на использованиесовременной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели кстановлению метода формализованного, качественно-количественногоизучения документов (контент-анализ).
            При этомметоде содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нёмсведений, оценок, объединённых в некую совокупность единой концепцией,замыслом.
            Процедураформализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа:смысловых (качественных) и единиц счёта. Цель исследования –отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой дляанализа, и раскрывающие содержание текстовой информации.
            Плодотворнымоказывается при анализе текстов деятельностный (проблемный) подход. Вэтом случае весь текст рассматривается как описание конкретной проблемнойситуации, в которой есть ряд субъектов и отношения между ними. Приформализованном анализе документов всесторонне рассматривают саму деятельность,а также выделяют её субъекты, цели и мотивы поступков, совершаемых ими;обстоятельства, причины, породившие потребность в той или иной деятельности(бездеятельность – это тоже вид деятельности); объект её направления.


3. Метод экспертной оценки.

            Такиеформы сбора первичной социологической информации, как анкетирование,интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью, безличностный опрос спомощью возможностей InterNetили E-mail предназначены прежде всего для массовыхопросов. Их особенность заключается в том, что они направлены на  выявления информации, которая отражаетзнания, мнения, ценностные ориентации и установки резидентов, их отношения ккаким-либо явлениям действительности. И то, что эта информация основывается наиндивидуальном интересе респондента и может быть весьма субъективна, отнюдь непротиворечит научнообразному способу её получения. Наоборот, цель массовогоопроса заключается в том, чтобы при помощи соответствующего инструментарияполучить достоверные сведения о предмете и объекте исследования.
            Вышеуказаннымипроблемами и занимаются эксперты. Эксперт – это компетентное лицо,имеющее глубокое знания о предмете или объекте исследования.
            Каксформировать группу экспертов? На самом первом этапе обора в качестве критериевцелесообразно использовать два признака: род занятий и стаж работы поинтересующему нас профилю. При необходимости учитываются также уровень,характер образования, возраст. Центральный среди критериев отбора экспертов –их компетентность. Для определения применимы, с той или иной степенью точности,два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетностиэкспертов.
            Наиболеепростая и удобная форма самооценки экспертов – совокупный индекс, рассчитанныйна основании оценки экспертами своих знаний, опыта и способностей по ранговойшкале с позициями “высокий”, “средний” и “низкий”. При этом первой позицииприсваивается числовое значение “1”, второй – “0,5”, третий – “0”. В такомслучае совокупный индекс –коэффициент уровня компетентности экспертавычисляется по формуле:


где k1 –числовое значение самооценки экспертом уровня своих теоретических знаний, k2 — числовое значениесамооценки практического опыта и k3 – числовое значение самооценкиспособности прогноза. Коэффицент уровня компетентности коеблется в интервале от0 до 1. Обычно в группу экспертов принято включать тех, у кого индекскомпетентности не менее среднего 0,5 и выше –1.
            Метод коллективной оценкиприменяется для формирования группы экспертов в том случае, когда они иеютпредставление друг о друге как специалисты. Такая ситуация характерна дляучёных, творческих деятелей, политииков, эономистов.

            Прогноз. В нём наиболеенаглядно проявляется отличие экспертной оценки от информации, получаемой врезультате массового опроса. Оно заключается в стремлении к согласованности,единообразию суждений и оценок, высказываемых эспертами. Действительно, взможноли использовать дя пракических целей, скажем, мнение тидцати экспертов, еслиони включают 5-7 взаимоисключающих прогностических оценок? Далее достоверностьданных в массовом опросе как и некоторых среднестатистических показателей темвыше, чем больше совокупность опрошенных. В принципе прогностическая экспертнаяоценка осуществима для любых социальных процессов и явлений.
            Вприкладной социологии разработанряд приёма опросов экспертов, используемых для получения прогностическойоценки. При этом уместно заметить, что некоторые технические и методическиеприёмы, широко используемые в массовых опросах, теряют свою значимость приопросе такой спецефической аудитории, как эксперты. Как правило, массовыеопросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, ибоэксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходеисследования с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять в экспертнойанкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приёмы,имеющие своей целью выявить “скрытые” позиции респондента. Более того,использование таких приёмов может нанести заметный ущерб качеству экспертнойоценки. Эксперт в полном смысле этого слова – активный участник научногоисследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, такимобразом, в пассивный источник информации, чревата потерей его доверия корганизаторам исследования.
            Основной инструментарий экспертногоопроса – анкета или бланк-интервью, разработанные по специальной программе.
            В отличие от массового опроса,программа прогнозированного опроса экспертов не столь детализирована и носитпреимущественно концептуальный характер. В ней прежде всего однозначноформулируется подлежащее прогнозу явление, предусматривается в виде гипотиз возможныеварианты его исхода.
            Весьма часто применяется вприкладной социологии и такой метод экспертного прогноза, как “дельфинийскаятехника”[1].Он заключается в выработке согласованных мнений путём многократного повторенияопроса одних и тех же экспертов. После первого опроса и обобщения результатовего итоги сообщаются участникам экспертной группы. Затем проводится повторныйопрос, в ходе которого эксперты либо подтверждают свою точку зрения, либоизменяют оценку в соответствии с мнением большинства. Такой цикл содержит всебе 3-4 прохода. В ходе подобной процедуры вырабатывается оценка, но при этомисследователь, конечно, не должен игнорировать мнение тех, кто посленеоднократных опросов остался на своей точке зрения.

            Оценка степени достоверностирезультатов массовых опросов. В процессе выработки управленческих решенийпри помощи социологических исследований зачастую возникает вопрос одостоверности массового исследования и соответственно о правомерностисформулированных на их основе выводов. Словом, речь идёт об оценкикомпетентности мнений, высказанными респондентами.
            Для этого составляется анкетаэксперта, включающая в основном закрытые вопросы, по структуре идентичныевопросам, сформулированным в анкете репондента. Задача эксперта – с учётомобъективной ситуации и интересующих исследователя факторов всказать попоставленным вопросам непредвзятую, весторонне взвешенную оценку.

            Аттестация членов коллектива.В последние годы в практике исследования состояния идейно-воспитательной работышироко применяется такая разновидность метода экспертной оценки, какаттестация. При этом в роли экспертов вступают руководители коллектива,общественных организаций или специальная аттестационная комиссия.


4. Методэксперемента.

            К числусамых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информацииотносится эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкоезвучание, завораживает и вызывает особое уважение.
            Экспериментлучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу в небольших(до нескольких десятков) группах обследуемых. Объект, с помощью которого нопроводиться часто выступает только как средство для создания экспериментальнойситуации.
            Вэксперименте исследователь имеет достаточно большую свободу выбораэкспериментальных групп, хотя и обязан придерживаться определённых критериев ихвыбора. В качестве критериев выступают прежде всего характеристики самогообъекта, устойчивость или изменение которых предусмотрено требованиями иусловиями эксперимента.
            Общаялогика эксперимента состоит в том, чтобы при помощи выборе некоторойэкспериментальной группы (или групп) и помещения её в необычную(экспериментальную) ситуацию (под воздействие определённого фактора) проследитьнаправление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователяхарактеристик, которые могут быть названы контрольными.
            Успех экспериментав огромной степени зависит от создания соответствующих условий. Здесь следуетиметь в виду, как минимум, три момента:
·    вкачестве контрольных выбираются характеристики, самые важные с точки зренияизучаемой проблемы, создания экспериментальной ситуации;
·    изменениеконтрольных характеристик должно зависеть от тех характеристикэкспериментальной группы, которые вводятся или изменяются самим исследователем;
·    напротекание эксперимента не должны оказывать воздействие те явления, которые неотносятся к экспериментальной ситуации, но но потенциально способны изменить еёсостояние.

            Видыэксперимента и методы отбора экспериментального отбора групп. Экспериментыразличаются как по характеру экспериментальной ситуации, так и по логическойструктуре доказательства гипотез.
            Похарактеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на “полевые” илабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится вестественных условиях своего функционирования. В условиях лабораторногоэксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальныегруппы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомленыоб эксперименте.
            Пологической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельныйэксперименты:
·        Линейный экспериментотличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющейсяконтрольной (её первоначальное состояние), экспериментальной (её состояниепосле изменения каких-либо её характеристик). То есть ещё до началаэксперимента чётко фиксируются все контрольные, факторные и нейтральныехарактеристики изучаемого объекта.
·        В параллельном экспериментеодновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их составдолжен быть идентичен по всем контрольным, а также по нейтральнымхарактеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристикиконтрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, аэкспериментальной – изменяются.
            Методпопарного отбора используется преимущественно в параллельном эксперименте.Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности выбираются двегруппы таким образом, чтобы они были идентичны по нейтральным и контрольным, норазличались по факторным характеристикам. После этого для обеих групп одинаковыеусловия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путём фиксациии сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.
            Влинейном и в параллельном эксперименте можно использовать метод структурноймодификации. В этом случае в линейном эксперименте группа отбирается так, чтобыона представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным иконтрольным характеристикам.
            Методслучайного отбора идентичен ранее рассмотренным методам вероятностной выборки сзаранее заданным объёмом. Как правило, его используют в полевых экспериментахпри большой (до нескольких сот) численности экспериментальной группы.

            Планированиеи логика осуществления эксперимента. Подготовка и проведение экспериментапредполагают последовательное решение ряда вопросов:
1.   Определение цели эксперимента;
2.   Выбор объекта, используемого в качествеэкспериментальной группы;
3.   Выделение предмета эксперимента;
4.   Выбор контрольных, факторных инейтральных признаков;
5.   Определение условий эксперимента исоздание экспериментальной ситуации;
6.   Формулировка гипотез и определениезадач;
7.   Выбор индикаторов и способа контроляпротекания эксперимента;
8.   Определение метода фиксации результатов;
9.   Проверка эффективности эксперимента.


5. Измерение социальных установок.

            Впоследнее время в связи с бурным всплеском социальной, в том числе иполитической, активности населения особую актуальность приобрели исследованиявзаимоотношений различных групп общества (национальных, политических и т.д.), атакже отношениями между этими группами и социальными институтами (органамивласти, ассоциациями, средствами массовой информации и др.).
            Часто воснове таких, порой конфликтных взаимоотношений лежит различие интересов,ценностных ориентаций или мировоззренческих представлений, выступающихпобудительным мотивом массового поведения, не всегда принимающего социальноблагоприятную форму.
            Учитываяназревшую актуальность использования точных и эффективных методик для изученияновых социальных явлений и процессов, порождённых перестройкой общественнойжизни страны, в настоящем разделе расскажем о правилах конструирования наиболееэффективных шкал для измерения установок.

            Шкаласамооценок. Это наиболее простой вид шкалы измерения установки. Она можетбыть сконструирована в форме обычного вопроса или в виде числовой оси сположительными и отрицательными градациями.
При конструировании шкалысамооценки в форме “традиционного” вопроса её позиции обязательно располагаютсясимметрично и состоят из равного числа положительных и отрицательных оценок,разделённых “нейтральной” позицией.

            Шкаларанжирования. Она отличается той особенностью, что результаты измеренияустановок при её помощи анализируются в соответствии с правилами, применимымидля ранговых шкал.
            Наиболеепростой приём измерения установок по правилам такой шкалы – ранжированиереспондентами тех объектов, отношение к которым с их стороны интересуетисследователя. Так, для выявления шансов на успех того или иног


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.