Реферат по предмету "Право"


Формы государственного управления и устройства

Волгоградская академия государственной службы Реферат Формы государственного управления и устройства Подготовила студентка группыЮВ-303 ПенкинаН.В. Волгоград1997 годПод формой государствамы понимаем совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием.В науке конституционного права различают две основные формы государства - формуправления и форму государственного устройства, которые весьма разнообразны.

Главнейшие причины разнообразияформ государства - историческая традицияразвития национальной государственности - исторические особенностистановления самой национальной государственности - национальный составнаселения данной страны - в молодых странах, освободившихсяот колониальной зависимости влияние метрополии.Форма правления - организацияверховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношенияорганов власти между собой и с населением.

Форма правления - это та сторона организациивласти, в которой выражаются принципы организации верховной, суверенной власти вгосударстве, правовое положение главы государства.В зарубежных странах существуютдве основные формы правления - монархия и республика.Монархия - форма правления, прикоторой верховная государственная власть принадлежит одному лицу, осуществляющемуэту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно ибезответственно.

Монархия может быть - абсолютной СаудовскаяАравия, Катар, Оман, ОАЭ - конституционной, котораяв свою очередь подразделяется на дуалистическую Иордания, Кувейт, Марокко и парламентарную Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, НоваяЗеландия и др. .Абсолютная монархияхарактеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается

вся полнота государственнойвласти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административнойдеятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, посколькумонарх не наделил их какими-то правами ине отобрал

эти права.Дуалистическая монархия- первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Она характеризуется определенными признаками - одновременное существованиедвух политических учреждений - монархии и парламента, которые делят между собойгосударственную власть - юридическая и фактическаянезависимость монарха от парламента в сфере исполнительной власти - формальный характерзаконодательных полномочий парламента, сильно урезанных монархом, которому предоставляетсяправо вето, право назначения в верхнюю

палату, право роспуска парламента.Парламентарная монархиясуществует обычно в высокоразвитых государствах. Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементовдуалистического государственного режима.Признаки парламентарноймонархии - ограниченность властимонарха не только в области законодательства,

но и в сфере государственного управленияи контроля над правительством - отсутствие фактическойответственности министров и правительства перед монархом - центральное место правительствав системе государственных органов и его ответственность перед парламентом.Рядом специфических чертобладает монархическая форма правления в странах, которые являются доминионами,входящими в Содружество наций Канада, Австралия, Ямайка, Новая

Зеландия, Барбадоси др Доминионы состоят в отношениях личной унии с Соединенным Королевством Великобританиии Северной Ирландии и собственных монархов не имеют. Английская королева являетсякоролевой каждого из доминионов, но в ее отсутствие функции главы государства вдоминионе осуществляет генерал-губернатор, который назначается королевой по представлениюправительства доминиона из числа его жителей. Республика - форма правления,при которой все высшие органы государственной

власти либо избираются, либо формируютсяобщенациональным представительным учреждением, а потому верховная власть являетсясрочной и юридически ответственной.В зарубежных странах существуютдва основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарнаяреспублика.Дуалистическая президентская республика - форма правления, которая характеризуется соединением в руках президентаполномочий главы государства и главы правительства.

Теоретически она строится попринципу жесткого разделения властей. Отличительные особенности - отсутствие должностипремьер-министра - внепарламентский методизбрания президента - внепарламентский методформирования правительства - отсутствие институтапарламентской ответственности - отсутствие у президентаправа роспуска парламента.Судебная власть контролируетконституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение

правопорядкакак законодательной, так и исполнительной властью.Президентские республикираспространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторыхстранах Азии и Африки. Правда, подчас в этихстранах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности,латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями

как суперпрезидентские. В последние 10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран сталаменяться и приближаться к конституционному эталону.Парламентарная республикахарактеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которымправительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Отличительныеособенности - наличие должности премьер-министра - парламентский методизбрания главы государства - парламентский методформирования правительства из числа лидеров партии, располагающей большинством

внижней палате - политическая ответственность правительства перед парламентом.Обширные полномочия, которымипорой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются,как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента. Для парламентарнойреспублики в значительной степени характерен разрыв между юридическим и фактическимположением всех высших органов государственной власти.Чисто парламентарных республикне так уж много.

К ним можно отнести Италию, Германию, Австрию, Швейцарию, Финляндию, Исландию,Израиль, Ливан, Турцию, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие.Смешанная полупрезидентская республика сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарнойреспублики. Но сочетание это бывает различным.Например, по КонституцииФранцузской

Республики 1958 г. Президент избирается гражданами и руководит правительством, что характернодля президентской республики. В то же время назначаемое им правительство должно пользоватьсядоверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускатьНациональное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формыправления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающеесяна парламентское большинство, и Президентпридерживаются одной политической ориентации. В противном случае между Президентом с одной стороны и Премьер-министром и парламентскимбольшинством - с другой может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.В целом ряде стран президентизбирается гражданами, что

характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможностьактивно вторгаться в политический процесс,однако на практике он ими не пользуется. Примером могут служить Австрия, Ирландия,Исландия.Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство назначаетсяпарламентом и подотчетно ему, однако политическаяответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена,и государственный

режим, следовательно, дуалистический.Существуют и такие формыправления, которые сочетают в себе элементы президентской и парламентарной республики Колумбия по конституции 1991 г абсолютной и конституционной монархии Кувейт ,монархии и республики например, в Малайзии .В современных условияхесть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, апереизбирается через определенный промежуток времени.

Такая система существует вМалайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях.В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближаетглаву государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской.Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может бытьизбран любой гражданин,

удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиямдля президента, а только один из местных монархов - правителей составныхчастей федерации.В Малайзии 9 из 13 субъектовфедерации возглавляются наследственными султанами управление в четырех других организованоиначе , и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главугосударства. Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монархатоже существенно ограничена особенно

после конституционной реформы 1983-1984 гг. .Малайзия - парламентарная монархия.Иначе обстоит дело в ОАЭ.Высший совет семи эмиров - субъектов федерации обладает всей полнотой власти - онпринимает законы. Национальное же собрание, назначенное эмирами каждый эмир назначаетопределенное число членов, установленное Временной конституцией 1971 г и зависящееот размеров эмирата , имеет лишь консультативный характер. Высший совет эмиров избираетглаву государства раз в 5 лет.

Несмотря на такие выборы, основные полномочия главыгосударства сосредоточены у Совета эмиров. В ОАЭ действует по существу коллективныймонарх.Форма государственного устройства- это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаясяпринципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов властимежду собой и государством в целом.Форма государственногоустройства показывает - из каких частей состоитвнутренняя

структура государства - каково правовое положениеэтих частей и каковы взаимоотношения этих органов - как строятся взаимоотношениямежду центральными и местными государственными органами - в какой государственнойформе выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.По форме государственногоустройства государство может быть унитарным простым и федеративным сложным .Унитарная форма государственногоустройства является преобладающей

Великобритания, Франция, Италия, Швеция,Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинствостран Латинской Америки и Африки, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран . Основныепризнаки - единая конституция,нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений - единая система высшихорганов государственной власти - единое гражданство

- единая система права - единая судебная система - территория унитарногогосударства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые немогут обладать какой-либо политической самостоятельностью.Присущая унитарным государствамцентрализация может проявляться в разных формах и в разной степени. Различия в степении формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами самоуправлениядают определенные основания для деления унитарных государств на централизованные

Франция, Турция, Япония и децентрализованные Великобритания, Новая Зеландия .В настоящее время существует несколько унитарных государств, которые характеризуютсяналичием административной автономии для некоторых структурных подразделений территории Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, области Италии, Аландские островав Финляндии и др. .Федеративная формагосударственного устройства в отличие

от унитарной сложна и многолика и в каждомконкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федерация являетсядостаточно распространенной формой государственного устройства США, Канада, РеспубликаАргентина, Бразилия, Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ,Австрия, Индия, Федерация Малайзия и др. Федерация - сложное союзное государство, состоящее из государственных

образований, обладающих юридической иопределенной политической самостоятельностью.Характерные признаки - территория федеративногогосударства в политико-административном отношении не представляет собой единогоцелого и состоит из территорий субъектов федерации - субъект федерации, какправило, наделяется учредительной властью имеет право принятия собственной конституции - субъекты федерации наделяютсяв пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов - субъект

федерации можетиметь свою собственную правовую и судебную систему - наличие двойного гражданства союза и соответствующего государственного образования - двухпалатная структурасоюзного парламента бикамерализм Федеративная форма в молодыхгосударствах отличается высокой степенью централизации.В некоторых зарубежныхстранах в том или ином виде существует административнаяавтономия, предоставляемая их структурным подразделениям, обладающим существенныминациональными, этническими, географическими или

историческими особенностями Дания,Испания, Финляндия, Португалия, Шри-Ланка, Индия . Обычно это страны с унитарнойформой государственного устройства.Общие положения об автономииустанавливаются конституциями соответствующих стран и специальными парламентскимизаконами.Отличительные особенности - более широкие права,чем у муниципальных органов обычных административно-территориальных единиц - представительные учрежденияи органы более самостоятельны по отношению к центральной

власти, чем обычные муниципалитеты - объем полномочий значительноменьше, чем у субъектов федерации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.