Саратовский Государственный Технический Университет
Кафедра социологии
Реферат
на тему:
«Роль личности в развитии общества»
Выполнила: студент группы ПБС-41
Факультета ЭТиП
Спеченков А.В.
Проверила: доцент кафедры
социологии Дубровская Е.И.
Саратов 2001
Понятием «индивид» обычнообозначается человек как единичный представитель той или иной социальнойобщности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку,поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества.Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностныеориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношениюк обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это тоспецифическое, что отличает одного человека от других, включая какбиологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.
Личность является не только следствием, но и причинойсоциально этических действий, совершаемых в данной социальной среде.Экономические, политические, идеологические и социальные отношения историческиопределенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяясоциальное качество каждого человека, содержание и характер его практическойдеятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрируетсоциальные отношения окружающей среды, а с другой— вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющимсоциальные качества человека, относятся социально определенная цель егодеятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли;ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е.культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; системазнаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования испециальной подготовки; социально-психологические особенности; активность истепень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупностиповторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих вкакую-либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный типличности». Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведениеиндивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное,типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системесоциальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы,социального института и социальной организации, к которым принадлежитличность. Когда речь идет о личностях как членахсоциальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются ввиду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человекимеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства.Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественныхотношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей.При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, апрежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношениек ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное)ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивныхдействиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получаюторганичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в нейинтересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовыедостижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего вкачестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов.Личность — это инициатор последовательного ряда жизненных событий. Достоинстволичности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся онили не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он самсебе вменяет. Существует только один род общезначимых норм, действительных длявсех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как «нелги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен, прежде всего,возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этомнравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида,развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное,преемственно-последовательное «поступание».
Выделяют несколько крупных социальных типовличности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества:
«Деятели» — для таких главное — активное действие, изменение мира и других людей, включая исамого себя, «мыслители» — это люди, которые по словам Пифагора, приходятв мир не для того, чтобы соревноваться и требовать, а смотреть и размышлять,люди чувств и эмоций — которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Р. Гейне)проходит через их сердца, гуманисты и подвижники — отличаются обостреннымчувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» внего, облегчая душевное и телесное страдании.
В основных культурах и цивилизациях Землисложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада.Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизацииЗапада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенныеразличия. В европейской модели личность понимается как определеннаяцелостность, а для японцев более характерно восприятие личности и ее поступковкак совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору,родителям, друзьям, самому себе и т.д.
Наконец, существующие мировые религии выработали свойнормативный идеал личности, который отражает сущность и догматический стержень каждой религии. Так, христианский идеал личности в основе своейимеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламскоймодели личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личностивоспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех«благородных» истине и готовность следовать «восьмеричному» пути достиженияпросветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типыличности и пути ее совершенствования.
Формирование общества, кто или что определяет цепочку событий больших и малых вразных исторических масштабах, что оказывает ключевое, направляющее влияние наход развития общества — один из главных и неоднозначных вопросов которыйинтересует историков и не только их, а многих людей, деятельность которыхсвязана не только напрямую, но даже вообще, казалось бы, не связана систорической наукой. Более того, этот вопрос интересует почти каждогочеловека. Если рассматривать процесс развития общества как результатдеятельности системы управления складывающийся в какой то мере случайно, а вкакой то закономерно под влиянием множества физических, природных иобщественных факторов то закономерен вопрос о роли каждой части этой системы впроцессе. Сама по себе система управления состоит из ряда подсистем каждая изкоторых также является некоторой системой со своими внутреннимивзаимоотношениями и правилами. Но поскольку отдельные подсистемы являютсячастью реального мира и их существование в таком виде во многом определяется нетолько их внутренней деятельностью но и также внешними взаимосвязями то однимиз актуальных вопросов становится вопрос о влиянии каждой из них в отдельностина общий процесс функционирования системы частью которой она является.
Само по себе управление является замкнутой системой. Оно всегда предусматриваеткакую то главную цель на достижение которой направлена деятельность подсистемсвязанных в систем. Фактором определяющим работу такой замкнутой системыявляется использование сравнения реальной раскладки фактов с той которая должнабыть в соответствии с целями и реагирование на результат этой разницыизменением формы и степени воздействия на систему, иными словами в замкнутойсистеме контролю достижения цели служит обратная связь. Но результат такогосравнения во многом определяется преобразованиями, произведенными надинформацией и воздействием подсистемами этой цепочки управления, а именно еслидля управления используется какая либо стратегия, то результат во многомопределяется тем как остальные подсистемы воспринимают воздействие и что онивозвращают на выходе. Одной из крупных подсистем в этой цепочке являетсяобщество и группы людей наиболее активно участвующих в деятельности системыуправления. Так какова же роль общества и личности в этой цепочке ?
Существуют разные взгляды на роль личности в развитии общества как наширокую, многоплановую проблему. Интересны также многочисленные существующиеразмышления над этой проблемой, тем более, что она в значительной степенизатрагивается в литературе.
Проблема связи личности и развития в смысле их влияния друг на друга ивзаимодействия прослеживается на протяжении всей жизни человечества. Многиевека назад, когда только начиналось расселение человечества на Земле изменениежизненных укладов происходило в основном под действием природных условий, вэтот период эволюция человека шла медленно. В первобытный период роль личностипрослеживается с формальной точки зрения достаточно просто — это наличие вождейв племенах, которые в процессе своего становления завоевывали авторитет силой,ловкостью и мудростью и превращались в общепризнанных авторитетов. И это былодостаточно понятно, так как приходилось бороться за существование, аобъединяясь вместе, сохраняя и передовая опыт это удавалось легче. Напротяжении веков, при крайне малой населенности Земли, влияние племен друг надруга было очень мало и тогда исторические периоды очень сильно растягивалисьво времени.
Итак, на первобытном периоде развития можно сделать вывод, что складываласьтрадиция выделять личность и приписывать ей роль в развитии общества. Современем население увеличивалось и влияние групп населения друг на другапроявлялось все сильнее. К тому времени, как сформировались народы, населяющиебольшие территории отношения между людьми вышли на новый уровень, онизначительно расслоились по уровням, появилась многоплановость в видесформировавшихся сфер отношений, таких как государство с множеством подсистемотношений в нем. Стало значительно трудней не только сказать кто определяет ходразвития, но и выделить цепочку и последовательность событий этого развития.Можно сделать предположение, что лидерство, главенствующая роль в ходе развитияличности — одна из древнейших, подсознательных традиций.
Литература:
1. ИльенковЭ.В. Что такое личность? — М.,1991
2. ИльенковЭ.В Философия и культура — М.,1991
3. Д. Хьелл,Д. Зиглер Теории личности — М.,1997
4. Социология- М.,1990