--PAGE_BREAK--
10.
Понятие аномии.
Э.Дюркгейм под аномией понимал отсутствие четкой моральной организации действий людьми. Возникает этот эффект, когда происходит конфликт между различными функциями общественных элементов. Например, социальное неравенство объясняется существованием определенной общественной организации, для капитализма его времени – это классовое общество.
Понятие аномии очень тесно связано с поведением, которое отклоняется от привычных норм. Поэтому понимание аномии, согласно Р. Мертону, надо выводить из того, что происходит игнорирование норм общественного существования. Связано это с тем, что происходит конфликт между целями и средствами достижения поставленной цели в рамках определенных культурных норм, характерных для данного общества. Таким образом, понятие аномии можно использовать для характеристики явлений, выходящих за рамки культурных установок.
Современное понимание аномии не ограничивается только характеристикой культурных норм. Оно активно применяется для характеристики любого явления, выходящего за рамки правил его протекания. Таким образом, можно говорить об аномии в экономике, политике и т.д. Применительно к социологии можно использовать оценку Р. Мертона, но социальный процесс, как и любой другой имеет свои законы, которые тоже могут нарушаться, поэтому определение Р. Мертона не стоит абсолютизировать.
11.
«Идеальные типы» и «понимающая социология» М. Вебера.
Макс Вебер – виднейший немецкий социолог, историк, экономист и юрист конца XIX— начала XXвека. В отличие от Дюркгейма, Конта, Спенсера, Вебер разделял антинатуралистическую тенденцию социологического учения, то есть считал, что человеческую деятельность нельзя анализировать, применяя естественнонаучные методы. Средством обобщения многообразия социальной действительности у Вебера выступает «идеальный тип». Согласно Веберу задача социологии — установить общее правило событий безотносительно к их пространственно-временному определению. Вебер вводит термин «понимающая социология», то есть такая социология, которая рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. Таким образом, социология, по Веберу, изучает социальное действие и его влияние на социальную реальность. «Понятийным» является действие осмысленное, направленное на достижение ясно осознаваемых целей. Идеальным типом здесь является целерациональное действие.
Предмет социологии Вебер видит не в целом (обществе), а в отдельном рационально (осмысленно) действующем индивиде, а особенно — в результате этих действий. Вторым признаком социального действия (наряду с осмысленностью) Вебер называл ориентацию на другого индивида или группу индивидов. Вебер выделял действия 4 типов: целерациональное – где критерием рациональности является успех; ценностно-рациональное – критерием рациональности является соответствие ценности какого-либо рода; аффективное (эмоции); традиционное (привычка).
Всеобщей исторической закономерностью Вебер считал движение в направлении формальной реальности. Формальная реальность- это то, что поддается количественному учету, без остатка исчерпывается количественной характеристикой. Учение о формальной реальности – это, по существу, веберовская теория капитализма.
Один из источников рационализации западных обществ заключается в культурных изменениях, порождаемых протестантской эпохой, ибо протестантизм проповедует ценность индивидуального, рационального. Таким образом, Вебер противопоставляет культурный фактор экономическому детерминизму Маркса. Новейшие исследования творчества Вебера подчеркивают его вклад в социологию культуры и его критическую позицию по отношению к капиталистической модернизации.
12.
Феномен бюрократии по М. Веберу.
Корни бюрократии по М. Веберу более глубоки и лежат не столько в плоскости экономических отношений, а исходят из антологических потребностей человека в социальном структурировании.
М. Вебер разделял два типа бюрократии:
1. Патримониальную
2. Рациональную.
Термин патримониализм был заимствован из древнего Рима, что означало — личная казна императора. По Веберу патримониальная бюрократия классифицируется на три группы:
1. Преобладание военной силы управления.
2. Традиции.
3. Личная преданность вождю.
По мнению М. Вебера процесс рационализации истории в социальной, политической, религиозной, экономической и правовой сфере привел к снижению значимости патримониальной бюрократии и заменой её рациональной. Тем самым патримониальная бюрократия начинает рассматриваться как регрессивный и деструктивный элемент общества.
По мнению многих исследователей, концепция рациональной бюрократии М. Вебера является актуальной и в наши дни как один из элементов развития современного общества. По этой причине перечислим основные черты рациональной бюрократии:
1. Они (бюрократы) лично свободны и подчиняются безличным обязанностям.
2. Система управления организована в четко установленной иерархии должностей.
3. Каждый должен обладать строго определёнными полномочиями.
4. Чиновник занимает должность на основе добровольного соглашения.
5. Отбор кандидатов происходит из специально квалифицированных кадров.
6. Существует система продвижения в службе по старшинству или по заслугам.
7. Чиновник отделён от средств управления и не присваивает свою должность и.т.п.
Большое внимание М. Вебер уделяет противовесам бюрократии. В качестве противовесов по Веберу могут быть сильный политик и эффективный парламент.
В ХХ в. методы рассмотрения феномена бюрократии М Вебера остались основополагающими в теоретических и эмпирических исследованиях.
13.
Типология социального действия (поведения) по М. Веберу.
«Социальное действие», по Максу Веберу, отличается двумя признаками, которые и делают его социальным, т.е. отличным просто от действия.
Социальное действие:
1)обладает смыслом для того, кто его совершает,
2)ориентировано на других людей.
Смысл— это определенное представление о том, для чего или почему это действие совершается, это какая-то его осознанность и направленность.
М.Вебер высказался за интроективную социологию, т.е. за социологию, изучающую сознание человека. Понять событие — значит объяснить его. Познать же действие человека — значит вывести его из сознания данного человека — его целей, мотиваций, интересов и точек зрения.
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1. целерациональное— когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. От ценностно-рационального действия оно отличается рациональной постановкой цели и большей развитостью цепочек рассуждения;
2. ценностнорациональное— определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха. Является развитием и как бы следующим этапом именно так понимаемого традиционного действия. В нем могут уже присутствовать представления о выборе средств, анализ мотивов и другие элементы, характерные для целерационального действия. Только ориентировано оно не на цель, а непосредственно на ценность, потому и анализ последствий и даже результата может вообще не оказывать воздействия на форму поступка. Это действие из разряда тех, которые совершаются по формуле «делай как должно, и будь что будет”;
3. аффективное— определяется эмоциями. Не несет в себе никакого представления о целях и средствах;
4. традиционное— определяется традицией или привычкой.
14.
Основные направления современной социологии.
Основы социологического знания были положены еще в период Античности такими учеными, как Аристотель и Платон. Большой вклад в становление социологии как науки внесли европейские ученые, такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер и др. Однако колоссальный рывок в развитии социологии наблюдался в новейшее время и по наши дни. В XXвеке выделились несколько основных направлений социологического учения.
Первое из них – символический интеракционизм. Это направление было создано американским ученым Мидом. Мид утверждал, что социальная жизнь зависит от нашей способности представлять себя в других социальных ролях, а эта подмена ролей возможна благодаря нашему абстрактному мышлению, внутреннему диалогу самим с собой. Все социальные взаимодействия предполагают обмен символами. Например, такое социальное взаимодействие, как свидание мужчины и женщины, последователи символического интеракционизма рассматривают как сложный процесс улавливания и интерпретации символов, символического поведения, то есть поведения, «значащего что-то еще».
Второе направление современной социологии – функционализм. Функционализм направлен на объяснение одного вида социальной деятельности посредством анализа ее последствий в отношении какого-либо другого вида социальной деятельности, института или общества в целом. Это направление в XXвеке широко разрабатывалось в работах Парсонса и Мертона. Так, Мертон выделяет явные (подразумеваемые) и латентные (скрытые, побочные) функции социальной деятельности, а также функции и дисфункции (угрожают общественному единству).
Третье направление – структурализм. В основе этой социальной концепции лежит понятие социальной структуры и идея примата целого (общества) над частным (индивидом). Наиболее известным структуралистом является Леви-Стросс. Структурализм связывает социологический анализ и изучение языка. При изучении как языка, так и общества, нам предстоит раскрыть некие законы, которые мы знаем неявно, то есть лишь на основании практического использования.
Наконец, четвертое направление современной социологии – марксизм. Современные представители марксизма (Альтюссер), естественно, так или иначе аппелируют к работам К. Маркса, но предлагают множество интерпретаций его идей, адаптированных к современным отношениям. Для современной школы марксистской социологии характерен устойчивый интерес.
15.
Метод социологии и его специфика.
Значительное место в социологии занимает структурно-функциональный метод. С позиций этого метода общество рассматривается как функциональная система, которая характеризуется такой функцией любой системы, как устойчивость. Эта устойчивость обеспечивается за счет воспроизводства, поддержки равновесия системы элементов. Структурно-функциональный подход позволяет устанавливать общие, универсальные закономерности функционального действия социальных систем. В качестве системы может быть рассмотрен любой социальный институт или организация, государство, партии, профсоюзы, церковь. Структурно-функциональный подход характеризуется следующими чертами:
— в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;
— структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;
— функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или равновесия социальной структуры;
— динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» — принципа сохранения социального равновесия.
Дополнением и корректировкой структурно-функциональной методологии служит сравнительный метод. Этот метод опирается на предпосылку, что имеются определенные общие закономерности проявления социального поведения, поскольку в социальной жизни, культуре, политической системе различных народов много общего. Сравнительный метод предполагает сопоставление однотипных социальных явлений: социальной структуры, государственного устройства, форм семьи, власти, традиций и т. д. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследования, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов.
16.
Взаимосвязь социологии и права.
Появление социологии было обусловлено наличием общественных потребностей, интерпретации и разрешении проблем, возникающих в соц. системе, а также определенным уровнем теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих определенный уровень научного анализа. Под воздействием этих же факторов происходит и развитие социологии как науки. С углублением уровня научного анализа с усложнением общественных отношений возникла необходимость появления самостоятельных и взаимосвязанных отраслей социологической науки, одна из таких отраслей — социология права — изучает взаимосвязь социологии и права.
Социология права— отрасль социологии, изучающая влияние социальных условий на весь жизненный цикл нормы права — правотворчество, правоприменение и правоохрану, ибо правовые нормы возникают из фактически существующих общественных отношений. С другой стороны, социология права раскрывает механизм воздействия права на социальную практику, ибо реализация закона затрагивает не столько правовые отношения, сколько, опять-таки, действительные общественные в целом.
Помимо этого можно выделить следующие формы взаимодействия социологии и права, изучаемые социологией права:
• право относится к системе социальных норм, которые в совокупности определяют поведение личности в обществе и формируют структур) общественных отношений. Социология права изучает воздействие права на общественные отношения во взаимодействии с другими социальными регуляторами: обычаями, моралью и Т.д. Этот раздел социологии также рассматривает проблему о соотношении права и морали, права и традиций и т.п.
• социология изучает нормы права в их соответствии с функциями государства и его целями, которые оно ставило, придавая данным нормам юридическую силу. То есть социология права дает возможность оценить эффективность правоприменения.
• социология права как часть социологии рассматривает правовую область как одну из социальных подсистем, изучаемую сквозь призму социального действия и взаимодействия.
Социологический подход противостоит крайнему формализму в исследовании права и правовых явлений: он опирается на системный и функциональный методы и нацелен на широкоформатное изучение таких проблем, как нормотворчество, эффективность законодательства, неформальный механизм правосудия, мнение населения о праве и законодательстве, проблема формирования правосознания, правовая социализация и т.д.
Междисциплинарный хар-р социологии позволяет заниматься исследованием ее проблематики как юристам, так и социологам.
17.
Сущность идеалистического и материалистического понимания исторического процесса.
Идеалистическое понимание исторического процесса — понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению с общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. п. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. И. п. и. имеет глубокие социальные корни и причины. Это прежде всего классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Наряду с этим следует учитывать, что на основе и в рамках И. п. и. могли создаваться теории, отражающие прогрессивные для своего времени классовые интересы, а также чаяния народных масс, их мечты о лучшем будущем (социальные утопии), ибо до возникновения марксизма И. п. и. было не просто господствующим, но вообще единственным и единственно возможным пониманием истории. Концепции И. п. и. многообразны. С древних времен господствовал взгляд, согласно которому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты XVII—XVIIIвв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, которые по своей воле устанавливают социальные порядки. При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи (“мнение правит миром”). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде “абсолютной идеи”, “мирового разума” познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные (Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы. народничество и др.). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на общество биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни общества — географической среде, народонаселению (мальтузианство).
Исторический материализм (материалистическое понимание истории) — учение об обществе, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. И. м. составляет теоретическую и методологическую базу социологии и др. общественных наук. Все домарксистские философы, в т. ч. материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в обществе действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями. Ленин указывал, что сама идея материализма в социологии была гениальной. Ее реализация—создание И. м.— означала проникновение науки в сущность исторического процесса, открытие его законов. Создание И. м. позволило, с одной стороны, провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на общество, с др.— вскрыть материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех др. ее сторон. Признавая роль выдающихся личностей в истории, И. м. уделяет основное внимание действиям народных масс — подлинных творцов истории. Вскрывая материальную обусловленность общественно-исторического процесса, И. м. в противовес вульгарно-материалистическим теориям, отрицающим роль идей, политических и др. учреждений и организаций, подчеркивает их обратное, активное воздействие на породивший их базис и выявляет огромную роль субъективного фактора — действий людей, классов, партий, сознательности и организованности масс. И. м. несовместим с фатализмом и волюнтаризмом. Люди сами творят свою историю, но не могут творить ее по произволу, ибо каждое новое поколение действует в определенных объективных условиях, созданных до него. Эти условия и действующие на их основе законы открывают разнообразный возможности для деятельности людей. Реализация этих возможностей, а значит, реальный ход истории зависит от людей, их активности и инициативы, от организованности и сплоченности прогрессивных сил. Поскольку человек есть социальное существо, то научный анализ общества в И. м. дает ключ к пониманию развития человека в истории и взаимоотношения общества и личности в различные исторические эпохи. Впервые основные черты И. м. были изложены Марксом и Энгельсом в работе “Немецкая идеология”. Формулировка сущности И. м. дана Марксом в предисловии “К критике политической экономии”. Но “синонимом общественной науки” И. м. стал только со временем выхода в свет “Капитала”. Вместе с накоплением нового опыта исторического развития необходимо происходит развитие и обогащение И. м. И. м. тесно связан с осмыслением проблем современного общественного развития, с развитием наук.
18.
Общество как система. Основные сферы общественной жизни.
Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.
Социальная система
—
структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия.
В качестве социальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.
Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности.
Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социальной системы.
Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.
19.
Теория классовой борьбы, её истоки, генезис и современность-тоже спроси у него на консультации!
20.
Основные элементы социальной структуры общества.
Общество –
представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся, самовоспроизводящуюся. Структурный подход дает описание общества с точки зрения: взаимодействия и взаимосвязи основных составляющих его элементов (соц. институтов, групп и обществ), осуществляемых не механически (как шестеренки в часовом механизме), а посредством социальных ролей, обусловленных социальными статусами.
1) Социальные статусы
В социологии под статусомпонимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Люди могут иметь несколько статусов, но лишь один из них, считающийся основным определяет положение человека в обществе. Статус, унаследованный от рождения прирожденный называется приписанным (раса, возраст и пол). Статус, приобретенный индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым (звание, должность и т.д.).
2) Социальные роли
Статус предполагает осуществление определенных представительно-обязывающих действий, формирующих модель поведения – роль. Роли помогают мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом. Роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Исполнение роли равнозначно реализации социальной функции лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной, жизни часто встречается несоответствие между должным и фактическим поведением. Важно, что роль не является жестко фиксированной моделью поведения. В действиях индивида отображается его индивидуальное толкование собственной роли.
Совокупность ролей, соответствующих данному статусу (студент), называется: ролевой системой или ролевым набором (ученик, сокурсник, читатель библиотеки и т.д.). Наши роли определяются ожиданиями других людей. Некоторые ожидания, например, законы, являются формальными; другие, скажем, умение вести себя за столом, — неформальными. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает социальные поощрения.
3) Группы
Статусы и роли — это составные элементы более сложных социальных структур, включая группы. Группа — 2 или более индивида, которые имеют общие взгляды и связанны друг с другом относительно устойчивыми моделями социального взаимодействия. Группу образуют индивиды с соответственными ролями, если они взаимодействуют устойчиво в течение долгого времени.
4) Институты
Социальный институт
— совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Выделяют следующие группы потребностей общества, которым соответствуют группы институтов: 1) общение между членами общества (институты образования); 2) производство, распределение и потребление товаров и услуг (экономические институты); 3) защита членов общества и регуляция их поведения (политические институты); 4) воспроизводство общественной системы (семья).
5) Общества
Общество
— это объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, пополняемое в основном за счет внутриобщественного деторождения и обладающее политической независимостью.
21.
Сущность и последствия социальной мобильности.
Понятие социальной мобильности
означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса.
Существует два основных вида социальной мобильности — межпоколеннаяи внутрипоколенная, а также два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиций либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.
Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром. В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Так, например, различают:
— индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других,
— групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.
Социальная мобильность в открытом обществе порождает ряд явлений.
Статусная нестабильность.Общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения. В обществе с относительно открытыми границами между социальными слоями одни люди могут иметь высокую скорость социальной мобильности и сделать блестящую карьеру, другие же могут быть так деморализованы, что станут искать утешение в вине, наркотиках, сексе или других развлечениях.
Напряжение при принятии новых социальных ролей.
Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворенность. Кроме того, напряжение возникает из-за необходимости обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений.
Разрыв связей в первичных группах. Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких статусов, чем их родители.
Нисходящая мобильность также сможет вызывать крайне неприятные последствия для индивидов. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми.
Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности.
22.
Понятие социальной стратификации. Виды стратификации.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающимися во многих аспектах. Для описания системы неравенства между группами (общностями) людей в социологии широко применяют понятие «социальная стратификация». Само слово «стратификация» заимствовано у геологов. В английском языке его стали понимать как пласт, формацию (в геологии), слой общества (в обществознании); strata, stratification(стратификация) -деление на общественные слои («пласты»).
Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.
В теории стратификации постоянно обсуждается проблема равенства — неравенства. При этом под равенством понимают: равенство личностное; равенство возможностей достичь желаемых целей (равенство шансов), равенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.); равенство результатов.
В социологии известны четыре главных типа социальной стратификации — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые.
Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены.
Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества.
Кастой называют социальную группу, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Сословияпредшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IVпо XIVвек.
Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями
Класс понимают в двух смыслах — широком и узком.
В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
В узком значении класс — любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.
23.
Феномен «среднего класса» в современном обществе.
Средний класс — совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Это дает право многим авторам исследований говорить о нем во множественном числе: «средние классы», «средние слои». Различают средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, включающий управляющих, профессиональных работников умственного труда, — «белые воротнички» или менеджеры.
Старые средние слои — мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, представители свободных профессий, мелкое и среднее крестьянство, мелкие собственники товарного производства – подвержены разорению. Стремительный рост технологии и науки, всплеск сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали появлению на современной арене армии служащих, техников, интеллигенции, не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи собственной рабочей силы.
Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55-60%.
Средние классы выражают тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни, являются проводниками ценностей традиционной семьи, что сочетается с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношении. Эти классы представляют собой оплот ценностей современного общества, они — основные носители традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционное общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества.
В современном российском обществе средний класс находится в зародышевом состоянии. Продолжает развиваться социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых.
24.
Социальный статус: понятие и содержание.
Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).
Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный(достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины; детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы — структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. С этой точки зрения, социальная организация общества может быть представлена в виде сложной взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства.
Соотношение между социальными статусами, предписываемыми обществом индивиду вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), — существенная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальными статусами являются по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически в силу рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т. д.
Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального положения.
25.
Социальные группы, малые и большие, их признаки.
Социальная группа
– совокупность людей, выделенных по социально-значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие.
Социальная группа – это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа – это ещё и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы.
Все многообразие социальных групп можноклассифицировать в зависимости от:
размеров группы;
социально-значимых критериев;
типа идентификации с группой.
Номинальные группы. Их выделяют только для статистического учета населения, и потому у них есть второе имя – социальные категории.
Социальные категории – искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения, и потому такие группы и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.
Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существующие признаки:
-пол;
-доход;
-национальность;
-возраст;
-родство и брак;
-профессия;
-место жительства.
В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют три типа и называют их главными:
стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;
этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы;
территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.
Агрегаты –совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа болельщиков, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей.
Социальная организация – это искусственно созданная общность людей. Искусственной она называется потому, что организация создана кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например, производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и наказание). Промышленное предприятие, ресторан, банк, госпиталь, фирма и т. п. — виды социальной организации. По размерам они бывают очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от 100 человек до нескольких человек). По существу, социальные организации – промежуточный между большими социальными группами и малыми группами тип объединения людей. Иными словами, на них заканчивается классификация больших групп и начинается классификация малых.
Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии. К первичным относят только малые группы, а все другие – к вторичным.
Малые группы– небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
26.
Социальные институты: определение, содержание понятия.
Социальные институты
—
это совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений или приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Социология интересуется, в первую очередь, деятельностью главных социальных институтов, связанных с реализацией основополагающих потребностей общества (институты семьи и образования), обеспечения материальной жизнедеятельности (институт экономики), интеграцией социальных групп и коллективов (политические и государственно-правовые институты), поддержанием и сохранением духовных ценностей (институты культуры) и др. Понятию «социальный институт» отводится центральное место в системно-структурном анализе социальных явлений, оно подразумевает возможность обобщения абстрагированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт может быть определен как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого – индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех всего лишь 5, но ровно 5 и основных социальных институтов:
— потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
— потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
— потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
— потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, включая науку и культуру);
— потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
26. Классификация социальных институтов.
В зависимости от осуществляемых ими функций в различных сферах и отраслях общественной жизни. „Главные“ социальные институты: экономические, политические, воспитательные или культурные, социальные или общественные в узком значении этого слова и религиозные. В зависимости от сфер и отраслей общественной жизни, в рамках которых данные социальные институты функционируют. С социологической точки зрения следует выделить четыре основные группы социальных институтов: социальные институты сфер материального и духовного производства, политической и бытовой сфер.
По типу потребностей:
1.
Экономические – связанные с производством, распределением, потребителем (собственность, рынок и т.д.)
2.
Политические институты – связанные с борьбой за власть, её осуществлением (государство, армия, партия и т.д.)
3.
Институты культуры и социализации – семья, образование, наука и т.д.
Институты стратификации – закрепление социальных различий (титулы, награды, ритуалы, посвящения и т.д.)
27.
Функции социальных институтов.
Функцией
социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Стало быть, слово «функционирование» означает очень простую вещь — «приносить обществу пользу».
Напротив, если от института помимо пользы происходит вред, будем называть подобные действия дисфункцией. К примеру, функция (задача) института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс — в минус.
Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. К явным функциям школы относятся следующие: приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества.
1. забота, выхаживание и воспитание детей (семейно-брачные)
2. добывание пищи, одежды, жилья (экономические)
3. поддержание законов, правил и стандартов (политические)
4. содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры (религиозные)
5. социализация людей приобщение к базисным ценностям и практикам (образование)
Можно убедиться, что функции и дисфункции относительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида — явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. К примеру, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, а другим – завязать знакомства.
28.
Институализация как форма организации социальной жизни.
Институализация– процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, привидения их в систему, ориентированную на удовлетворение некоторых важнейших общественных потребностей
Социальные отношения, превратившиеся в упорядоченную систему социальных связей, норм и ролей, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества, называются социальными институтами. Социальные институты являются необходимыми предпосылками социальной стабильности и устойчивости общественного развития.
Становление социальных институтов – сложный и многоплановый процесс, называемый в социологии процессом институализации. Не все социальные явления в своем развитии превращаются в социальные институты. Общественная практика отбирает и закрепляет лишь те отношения между индивидами и социальными группами, которые становятся жизненно важными для функционирования общества как сложной социальной системы. Кроме того, процесс институализации отражает исторический процесс: в различные периоды истории на первый план могут выходить разные общественные потребности, что непосредственно отражается особенно на содержательной части социальных институтов. В процессе институализации происходит упорядочение хаотических социальных отношений, придание им смысла, содержания и определенной социальной направленности на выполнение необходимых и значимых для общества социальных функций.
Необходимо отметить, что процесс институализации – есть процесс возникновения нового согласно исторически сложившимся потребностям общества.
Формализуя процесс институализации, ученые выделяют несколько этапов, внутренне присущих становлению социальных институтов:
1.) Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2.) Формирование общих целей;
3.) Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4.) Появление процедур, связанными с нормами и правилами;
5.) Институализация норм и правил, процедур, т.е. принятие, практическое применение;
6.) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7.) Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Итогом процесса институализации принято считать установление четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса. Институционализация – это также и процесс поиска компромиссов и достижения согласия между различными социальными группами.
29.
Семья как социальный институт.
Семья – малая социальная группа.
Семья — основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Cемья является основой всех социальных институтов. В большинстве примитивных обществ семья — это единственный реально существующий институт.
Выделяют два типа семейной структуры:
Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.
Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции.
Репродуктивная функция призвана обеспечивать воспроизводство новых членов общества.
Воспитательная функция должна социализировать ребенка, то есть подготовить его к жизни в обществе, обеспечить его нормальное и полноценное развитие.
Рекреационная функция. Семья становится „оазисом“ спокойствия, уверенности и безопасности. она обеспечивает психологический комфорт и эмоциональное удовлетворение.
Экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, проблему распределения домашнего труда. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними, поэтому семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества.
30.
Социальные организации: их характеристика и виды.
Термин «организация» (от фр. organisation, позднелат. organise— сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:
1) как элемент социальной структуры общества;
2) как вид деятельности какой-либо группы;
3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.
В социологии ключевым понятием является элемент социальной структуры.
В этом плане социальная организация
понимается как система отношений, объединяющих какое-то число индивидов (групп) для достижения определенной цели.
Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников разных профессий и возрастов. Она выполняет интегративную функцию со стороны социальной системы.
В принципе организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах.
1. Организацией может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как автономный объект. В таком значении словом «организация» можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т.д.
2. Термин «организация» может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с понятием «управление», хотя и не исчерпывает его.
3. Под «организацией» может мыслиться характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта – это свойство, атрибут последнего. С таким содержанием термин употребляется, например, когда речь идет об организованных или неорганизованных системах, политической организации общества, эффективной и неэффективной организации и т.д. Именно это значение подразумевается в понятиях «формальная» и «неформальная» организация.
Типология социальных организаций.
Наиболее часто различаются формальные и неформальные
организации. Критерием этого разграничения, как следует из названных типов организаций, служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий и отношений.
Традиционный подход к типологии:
Первый – 1. предприятия и фирмы;2. учреждения; 3. общественные организации.
Второй – деление на экономические, социальные, культурные, управленческие.
Третий – административные (промышленно-хозяйственные, финансовые, научные и исследовательские организации, культурные) и общественные (добровольные общественные организации, творческие союзы и ассоциации)
Четвертый: 1. добровольные, 2. принудительные, 3. утилитарные – для достижения общих и индивидуальных целей.
Структура: иерархическая упорядоченность соц. позиций -> возникает лестница должностных зависимостей, социальный контроль (позитивные и негативные санкции), возможность карьерного роста, налаживание системы коммуникаций.
31.
Основные факторы, влияющие на развитие личности.
Человек — понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ— неделимый, конечный). Индивидуальность
можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях — биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятиеличность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как:
1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременными условиями этого развития являются:
1) биологические, генетически заданные предпосылки;
2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, — еще не человек в собственном смысле этого слова.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:
— с точки зрения ее структуры;
— с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.
Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реального носителя. Конечно же, личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:
1) изучение личности как элемента социальной системы;
2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);
3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.
32. Социализация личности.
Социализация – процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.
Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Она как бы раскрывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на коллективном.
Первичная социализация – непосредственное воздействие людей на личность
Вторичная – исходящее давление и воздействие на личность социальных институтов
Теория зеркального я (Кули) – 3 стадии построения – 1. наше восприятие другого; 2. наше восприятие его мнения о нас; 3. наши чувства по этому поводу. Рассматривал процесс формирования человеческого я как результат социального взаимодействия, отводя социальной группе решающую роль в социализации индивида. Но не учитывается личный опыт.
Теория обобщенного другого (Мид) – решающее значение – социальному взаимодействию, пытался раскрыть роль символов и жестов в процессе социализации.
Богословская теория, 3 стадии: человек связан с природой – уровень тела; душа и психика – пограничный; дух — самый глубокий.
33.
Статусное и ролевое поведение личности.
Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства – совокупность ограничений, которые касаются прежде всего поведения.
Иногда именно поведение становится наиболее ярким признаком проявления того или иного статуса, его отличительной чертой. Одежда, знаки, привилегии, имущество – все это можно передать от одного человека к другому, но изысканные манеры нельзя снять или надеть. Они воспитываются всю жизнь и характеризуют внутренне благородство человека. Даже скромно одетый, но изысканный в манерах человек обладает более высоким статусом, чем богатый и грубый. Чем выше статус, тем более жесткие ограничения накладываются на поведение человека.
Статусное поведение проявляется в трех сферах:
-приобретение статуса;
-поведение в статусном положении;
-потеря статуса.
Приобретение и потеря статуса действует на людей по-разному. Вновь достигнутый статус требует от человека более жесткого соответствия, чем статус давно приобретенный.
Присвоение социального статуса в традиционном и современном обществе происходит по-разному. В вождестве статусы присваивались на основании принципа старшинства.
продолжение
--PAGE_BREAK--