Реферат по предмету "Социология"


Положение молодёжи на рынке труда Республики Беларусь

ВВЕДЕНИЕ
 
Развитие рыночныхотношений в экономике и становлении политических сил в современной Беларусиобусловливает появление новых ролей и статусов, предлагаемых обществом индивиду,расширение спектра социальных требований к человеку, в том числеинициативности, предприимчивости, самостоятельности.Именно качественное развитие людских ресурсов ставится на первое место средивсех приоритетных условий достижения устойчивого развития современного ибудущего человечества. Таким будущим для Беларуси является молодежь. Насегодняшний день весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многиепредставители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в рядеслучаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1%всего контингента безработных [1]. Чтобы наиболее чётко представить даннуюпроблему, дадим пояснение основным понятиям, которые будут использованы вданной работе.
Под рынком трудамы понимаем – общественно-экономическую форму движения трудовых ресурсов (рабочейсилы), соответствующую товарной экономике. Как социально-экономическаякатегория рынок труда представляет собой систему производственных отношениймежду работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями(работодателями и государством), во-первых, по поводу обмена индивидуальнойспособности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочейсилы, и, во-вторых по поводу размещения работников в системе общественногоразделения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
Безработный — трудоспособныйгражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете потруду занятости и социальной защите Минского городского исполнительногокомитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защитегородского, районного исполнительного комитета, в целях поиска подходящейработы, ищет работу и готов приступить к ней[4].
Безработица — явление в экономике, при котором часть трудоспособного населения, желающегоработать на условиях трудового, гражданско-правового договоров или заниматьсяпредпринимательской деятельностью, не может применить свою рабочую силу.
Безработицу обычноразделяют на фрикционную, структурную и циклическую. Фрикционная — когдачасть людей находится в процессе смены работы. Структурная — вызываетсянаучно- техническим прогрессом и неравномерностью экономического развитиярегионов. Циклическая- возникает из- за спада производства вследствиенедостаточного спроса на продукцию.
Согласно Закону РБ озанятости населения РБ от15июня2006г. ,безработным признаётсятрудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, которыйзарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минскогогородского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости исоциальной защите населения городского, районного исполнительного комитета, вцелях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней
Занятость — деятельностьграждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественныхпотребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработнуюплату, доход. Вознаграждение за выполненную работу [4]. Как и любое социальноеобразование, рынок труда имеет свою структуру
Структура рынка трудаможет быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. Рассмотримстроение рынка труда, исходя из минимума компонентов, необходимых длявозникновения и функционирования современного цивилизованного рынка труда вшироком смысле. По выбранному критерию можно выделить следующие компоненты:
1. субъектырынка труда;
2. экономическипрограммы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;
3. рыночныймеханизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);
4. безработицаи социальные выплаты, связанные с ней;
5. рыночнаяинфраструктура.
Наличие этихкомпонентов, их взаимосвязь вполне достаточны для того, чтобы возник и началфункционировать рынок труда в современных условиях. Рассмотрим основныехарактеристики указанных компонентов.
Субъектырынка труда – наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели(предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Наемныеработники – это участники общественногопроизводства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства илиорганизатору производства – менеджеру (который сам может быть наемнымуправляющим у собственника средств производства, например, в акционерномобществе). Для защиты интересов наемных работников существуют различныеинституты. Наиболее массовые организации трудящихся – профсоюзы создаются, какправило, по общности социально-экономических интересов.
Работодатель– это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работуодного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являютсясобственниками средств производства. В крупных компаниях, а также нагосударственных предприятиях работодатели сами являются наемными работникамиакционеров или государства. В акционерных обществах работодателем выступаетменеджер. Он может иметь часть акции предприятия. На государственном предприятиируководитель не владеет средствами производства. Менеджеры и директорауправляют производством, принимают и увольняют персонала от имени акционеров игосударства.
Государство как субъектрыночных отношений представлено государственными, региональными органамивласти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качествесубъекта рынка рабочей силы оно выполняет следующие функции:
-социально-экономическая,связанная с обеспечением полной занятости, прежде всего путем стимулированиясоздания рабочих мест во всех секторах экономики;
-законодательная — связанная с разработкой основных юридических норм и правил;
-регулирование рынкатруда косвенными методами;
-защита прав всехсубъектов рынка труда;
-многогранная ролеваяфункция работодателя на государственных предприятиях.
Степень выполненияуказанных функций зависит от многих факторов (экономических, политических,социальных) и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.
 Второй компонент –экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынкатруда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты,нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка,четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализацииспособностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бысоциальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны вКонституции Республики Беларусь, Законе РБ о занятости населения РБ от15июня2006г.
Успешноефункционирование рынка также невозможно без создания соответствующихэкономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политикизанятости – разработки и осуществления Республиканской и региональных программсодействия занятости населения, программ подготовки и переподготовкивысвобождаемых работников и т.д.
Безработица исоциальные выплаты, связанные с ней, — необходимый компонент современного рынкатруда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлениюбезработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствияработы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения втрудовой процесс, законом «Закон РБ о занятости населения РБ от15июня2006г»предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнений,при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п.Следует подчеркнуть, что значительная безработица возникала еще в начале XIXв., а социальные выплаты появились лишь в XXв. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.
Рыночная инфраструктурапредставляет собой совокупность институтов содействия занятости,профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собойсеть фондов, центров занятости, центров подготовки и переподготовки рабочейсилы.
Основным элементоминфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости,включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, региональногои местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости(биржа труда молодежи, центры занятости, биржа труда для инвалидов и т.д.) [ 6,158-159 с.].
В работе освещены вопросы,связанные с понятием и содержанием экономических категорий занятости ибезработицы, проведен анализ состояния рынка труда нашей республики, а такжерассмотрены пути повышения занятости молодежи и сокращения уровня ее безработицы
Объектомданной работы является молодёжь как социально депривированная группа на рынкетруда
Предмет:специфика положения молодежи на рынке труда в современных условиях и еезанятости
Цель:изучение специфики занятости различных социально депривированных молодежных групп.в Беларуси
Задачи:
1. Датьхарактеристику основных теорий рынка труда
2. Выявитьспецифику занятости различных депривированных молодежных групп в современныхусловиях
3. Анализгосударственной нормативной системы решения проблем молодежной занятости
4. Анализдеятельности общественных организаций по содействию занятости молодежи
Методы:изучение научной, учебно-методической, статистической и иной литературы.

Глава 1.Основные теоретическиеподходы к изучению рынка труда и положению на нем молодежи
 
1.1. Характеристикаосновных теорий рынка труда
 
Существуют различныетеоретические подходы к изучению занятости и механизма функционирования рынкатруда в рамках ряда гуманирарных дисциплин (социологии, экономики, психологии ит.д.). Как правило, в экономической и социологической литературе выделяютсячетыре концептуальных подхода: классический, неоклассический, кейнсианский имонетаристский. А так же рассмотрим институционалистский и марксистский Мыдадим основные характеристики названных подходов
Классическая теориярынка труда. Основными представителями данной теориивыступают Д. Рикардо, Дж.С. Милль, А. Маршалл. Основные еёхарактеристики заключаются в следующем:
•Общее перепроизводство невозможно, поскольку предложение порождает свойсобственный спрос;
•Не может быть недостаточного уровня расходов для закупки продукции,произведенной при полной занятости;
•Если уровень общих расходов и окажется недостаточным, то довольно быстровключатся такие рычаги регулирования, как цена и заработная плата, в результатечего снижение общих расходов не повлечет за собой сокращения реального объемапроизводства, занятости и реальных доходов;
•Конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу. Любой желающийработать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найтиработу;
•Такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента и эластичностьсоотношения цен и заработной платы, способны поддерживать полную занятость вэкономике, они превращают полную занятость в неизбежность;
• Помощь государства вфункционировании экономики является излишней и вредной.
Марксистская подход. Представителемданной теории выступает К.Маркс. Она содержит в себе следующие идеи:
• Рынок труда отличаетот других рынков разница товара «рабочая сила» и физического капитала;
• Если рабочая сила впроцессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятсяна новую стоимость самим трудом;
• Рынок рабочей силы,хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенныеособенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства,будучи то­варом, может в то же время активно влиять на соотношение спроса ипредложения.
Неоклассический подход.Сторонникамиданной теории являются Дж. Перри, М. Фелдстайн, Р. Холл.
Суть данной теориизаключается в следующем:
•С помощью цены труда, или заработной платы, ре­гулируются спрос на рабочую силуи ее предложение поддерживается их равновесие;
•Цена на рабочую силу гибко реагирует на пот­ребности рынка, увеличиваясь илиуменьшаясь в зависимости от спроса и предложения;
•Безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие;
•Безработица носит добровольный характер;
•Причиной безработицы является отказ рабочих трудиться за меньшую заработнуюплату;
•Поиск рабочего места — это явление, вызывающее нестабильность рынка труда;
• Влияние профсоюзов,установление государством минимальных ставок заработной платы, отсутствиеинформации о вакансиях и свободной рабочей силе свидетельствуют о«несовершенстве» рынка труда.
Кейнсианский подход кизучению рынка труда. Дж. Кейнс, Р. Гордон. Онапредполагает:
•В экономике не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость;
•Полная занятость скорее случайна, чем закономерна;
•Воздействовать на рынок труда при помощи коле­бания ставок процента иэластичности соотношения цен и заработной платы невозможно;
•Цена рабочей силы жестко фиксирована и практически не меняется, особенно всторону уменьшения;
•Цена рабочей силы не является регулятором рынка труда;
•Роль регулятора рынка труда должно выполнять государство, которое, уменьшая илиувеличивая совокупный спрос, может ликвидировать неравновесие на рынке труда;
•Спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, асовокупным спросом или объемом производства;
• Безработица носитвынужденный характер, хотя в некоторой части может быть и добровольной.
Монетаристский подход кизучению рынка труда. Её представителями являются М.Фридмен, Ф. Кеген, Д. Майзельман, К. Бруннер, А. Мольцер, которые выдвинули рядследующих положений:
•Рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности,самоналаживанию;
•Если имеются диспропорции, нарушения рыночного хозяйства, то они возникаютпрежде всего в результате внешнего вмешательства;
•Государственное вмешательство ведет к нарушению нормального хода хозяйственногоразвития;
•Число государственных регуляторов необходимо сократить до минимума, исключаяналоговое и бюджетное регулирование;
•Установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позициипрофсоюзов, отсутствие информации о наличии вакансий и резервной рабочей силыусиливают рыночное неравновесие и являются негативными факторами рынка труда;
• Для уравновешиваниярынка труда целесообразно использовать такие рычаги, как учетная ставкацентрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетахцентрального банка.
Институционалистскаятеория рынка труда. Дж. Данлоп, Л. Ульман. Предложили этутеорию, основными положениями которой являются:
• Основное вниманиеуделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочейсилы и соответствующих уровней заработной платы;
• Прослеживается отходот макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностямидинамики отдельных отраслей, профессиональных демографических групп. Ни один изперечисленных выше подходов не дает полной и адекватной картины механизмафункционирования рынка рабочей силы, хотя они и отражают отдельные егоэлементы. Как видно из таблицы, каждая из названных теорий имеет своидостоинства и недостатки. В современной практике того или иного государстваможно проследить тяготение или к кейнсианству, или к монетаризму [16, с.180-185].
 
1.2. Специфика игарантии занятости депривированных групп молодежи в современных условиях
 
Получение полнойинформации о положении молодежи на рынке труда предполагает исследование проблемне только безработных, но и занятых, поскольку «занятые» и «безработные»- частиединого целого, «совокупной рабочей силой». И занятая и безработная молодежьпостоянно находится в условиях ожидания возможной смены социально-трудовойпозиции. В экономическом отношении молодежь составляет сегодня значительнуючасть населения, называемой «работающие бедные», так как доход «работающей»молодежи и той группы, которая зарегистрирована как «безработные», и получаетпособие по безработице, по своим размерам не намного отличается. [8, С.140-142].
Уровень занятостинаселения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности,экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооруженияи модернизации экономики, проводимой в этой области политики. Наиболеепредставительные социально — демографические формы регистрируемой безработицы –женская и молодёжная [15]. Рассмотрим основные факторы, которые существенновлияют на безработицу среди молодежи:
1.Демографические,обусловленные особенностями возрастной структуры населения. Преобладание вобщей численности населения удельного веса лиц молодого возраста приводит кповышению доли молодёжи среди безработных.
2. Экономические,когда реформирование экономики, сопровождаемое высвобождением работников, приводитк напряжённости на рынке труда. Процесс адаптации молодёжи к новым условиямпроисходит сложно. В качестве эталонов для молодёжи всё чаще выступают люди,зарабатывающие деньги сомнительным путем.
3.Образовательные,когда продолжается подготовка по профессиям и специальностям, которые вдальнейшем не пользуются должным спросом на рынке труда Наибольшую сложность втрудоустройстве испытывают ученики школ, ПТУ, ссузов, и вузов не имеющие опытаработы. К тому же, выпускники учебных заведений, выходя на рынок, требуютпрестижных рабочих мест, их соответствия полученной в учебном заведенииспециальности. Характерной особенностью белорусского рынка труда является такназываемая «интеллектуальная безработица», имеющая тенденциюувеличения как среди мужчин, так и среди женщин [15, с 51-55].
Низкий проценттрудоустройства выпускников общеобразовательных школ мотивируется нежеланиемработать по предложенным неквалифицированным специальностям. При этомокончившие ПТУ в большей степени, чем другие выпускники, связывают свойпрофессиональный выбор с возможностью трудоустроиться и стремятся на работу запределы республики (в основном Россию и Польшу), где заработки выше.
Обучение — дело нужное,но здесь возникает ряд проблем. Во-первых, выпускники школ получают свою первуюпрофессию за счет средств ГФСЗ на краткосрочных курсах, которые не могутзаменить систему профессионального образования, которая даёт возможностьприобрести универсальную профессию по полным учебным программам и спредоставлением первого рабочего места. Во-вторых, обучающиеся выпускники невыходят на рынок труда, поэтому большая их часть и не стремиться идти наработу. Многие после окончания курсов пишут заявление о снятии их с учёта вслужбе занятости.
Их цель — обучение,временная занятость до поступления в учебное заведения.
Ещё немаловажнойпроблемой является недостаточность учебных мест в профтехучилищах, особенно длядевушек, а их среди неопределившихся выпускников школ более 90%. Присогласовании планов набора учащихся в ПТУ служба занятости постоянно предлагаетувеличить группы набора на базе одиннадцати классов, но из-за недостаточнойматериальной базы училищ, вопрос о создании новых учебных мест не решается.Если не поступившие выпускники девятых классов имеют возможность продолжитьучёбу в школе, то одиннадцатиклассникам путь в безработные обеспечен .
Анализ результатовсоциологического исследования социально-профессиональных установок безработноймолодежи и выпускников учебных заведений г.Минска, а так же статистическихданных Пинского регионального центра занятости показывает, что основными причинамибезработицы среди молодежи являются отказ от работы по собственному желанию иневозможность трудоустроиться по окончании учебного заведения. Регистрируясь вслужбе занятости, молодое люди стремятся либо трудоустроится, либо получитпервую профессию или переобучиться на курсах [14, с.88-93.].
На сегодняшний деньвесьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многиепредставители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в рядеслучаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1%всего контингента безработных
С целью снижениямолодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке трудагосударство предоставляет им дополнительные гарантии занятости:обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года,организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальныхи профессионально-технических учебных заведений является их государственноераспределение: в 2008 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников.Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы струдоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлениюгосударственной службы занятости, получают возможность трудоустройства наспециально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено1 492 молодых человека. Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможностьподработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также навременных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственныхмастерских. В период летних каникул значительное число студенческихстроительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительныхорганизациях республики.
В 2008 годуорганизована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числастуденческой и учащейся молодежи [1].
Рассматривая спецификумолодёжной безработицы, хотелось бы уделить особое внимание проблеметрудоустройства такой категории молодежи, как молодые инвалиды, так как,на наш взгляд, это наиболее незащищенная социальная общность в системе трудовыхотношений.
И так в ЗаконеРеспублики Беларусь о Социальной защите инвалидов в Республики Беларусь от 11ноября1991г. № 1224-12(в редакции Закона от 14 июля 2000 г. № 418­З) (далее – Закон) даётся следующее определение понятию «инвалид»: Инвалидом — признаётся лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствиеналичия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи изащите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичнойутрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание,передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а такжезаниматься трудовой деятельностью [5].
В республике более 409тысяч инвалидов, что составляет свыше 4 % населения. Из них около 32 тысяч —инвалиды Великой Отечественной войны, более 29 тысяч – дети — инвалиды ввозрасте до 18 лет, в том числе свыше полутора тысяч — дети-инвалиды в связи счернобыльской катастрофой. В течение 2001г. впервые признаны инвалидами 55тысяч человек, в том числе более 4-х тысяч детей в возрасте до 18 лет. За 9.месяцев текущего года инвалидами в республике стали 37557 граждан старше 18лет, из них18694 — в трудоспособном возрасте (18-59 (54) лет), и 2720детей до 18 лет. Среди пожилых людей — старше трудоспособного возраста —инвалидами стали 18 тысяч человек [13].
Основными правамикаждого человека как члена общества являются закрепленные в КонституцииРеспублики Беларусь права на жизнь, жилище, труд, социальное обеспечение и др.Основной Закон государства возлагает на государственные органы и должностныхлиц обязанность защищать жизнь и деятельность каждого человека. Особую заботугосударство проявляет о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утратившихздоровье при защите государственных и общественных интересов, т.к. именно этакатегория граждан больше всего нуждается в его помощи и защите. Именно вопросамправового регулирования труда инвалидов, обеспечения равенства и полноправногоучастия их в жизни общества (поскольку они относятся к той категории граждан,которые не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда)законодатель уделяет большое внимание. Инвалиды обладают всей полнотойполитических, социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных вКонституции и иных актах законодательства. Они обладают неотъемлемым правом науважение их человеческого достоинства. Защита прав, свобод и законных интересовинвалидов обеспечивается в государстве в судебном или ином порядке,установленном законодательством Республики Беларусь.
Государственные органыРеспублики Беларусь призваны обеспечить условия для получения инвалидамиобразования, профессиональной подготовки (ст. 12 Закона). Инвалиды наравне сдругими лицами могут работать на производствах, в организациях и выполнятьработу, которая по состоянию здоровья им не противопоказана. Государствопринимает специальные меры по трудоустройству инвалидов, включающие в себякомплекс мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства инвалидов изаконодательное закрепление обязательств по оказанию финансовой помощи ипредоставлению льгот нанимателям, создающим рабочие места (в том числе специализированные)для использования труда инвалидов. Право на труд инвалидов должно бытьреализовано с учетом индивидуальных программ реабилитации.
В целях обеспечениязанятости инвалидов государственными органами с участием общественныхобъединений инвалидов нанимателям устанавливаются нормативы по бронированиюрабочих мест для инвалидов в размере не менее 5 % от численности работающих(если число работающих не менее 20 человек) (ст. 24 Закона). С учетомпотребностей инвалидов и местных особенностей государственная служба занятости,наниматели создают дополнительные рабочие места, специализированныеорганизации, цеха и участки для использования труда инвалидов. Дополнительныерабочие места – это рабочие места, созданные в соответствии с решениями местныхисполнительных и распорядительных органов за счет средств местных бюджетов,предоставления налоговых льгот, средств Государственного фонда содействиязанятости и других источников для трудоустройства инвалидов. В этом случаеуказанным лицам из Государственного фонда содействия занятости возмещаютсязатраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочихмест инвалидов в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующимипрограммами занятости населения. Трудоустройство инвалидов в счет установленнойброни осуществляется только по направлениям центров занятости населения. Приэтом следует иметь в виду, что ликвидация дополнительных рабочих мест,созданных в соответствии с заданиями местных исполнительных и распорядительныхорганов для инвалидов, осуществляется только по согласованию с указаннымиорганами. Кроме того, законодатель обязывает нанимателей выделять илиорганизовывать новые рабочие места для трудоустройства тех работников, которыепотеряли трудоспособность в результате несчастного случая на данномпроизводстве или получили профессиональное заболевание и вследствие этогопризнаны инвалидами. Инвалидам с учетом индивидуальных программ реабилитацииобеспечивается право работать у нанимателя с обычными условиями труда, а такжев специализированных организациях, цехах и на участках. При этом условия труда,оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительностьтрудового отпуска устанавливаются трудовым договором, коллективным договором,соглашением. Условия труда инвалидов, созданные нанимателем, не должны ухудшатьположение инвалидов и ограничивать их права по сравнению с другими работниками.Как правило, для всех работников при приеме на работу наниматель можетустанавливать предварительное испытание с целью проверки их деловых качеств.Что же касается установления испытательного срока при трудоустройствеинвалидов, то наниматель при заключении любого вида трудового договора суказанными лицами предварительное испытание устанавливать не вправе. Такаянорма закреплена в ст. 28, 287 Трудового кодекса Республики Беларусь. Законодательустанавливает определенные льготы для инвалидов при определениипродолжительности рабочего времени, условий труда и отдыха. Так, в соответствиисо ст. 111 ТК нормальной признается продолжительность рабочего времени, равнаяполной или сокращенной его норме, установленной законодательством.Продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю определяется какполная норма продолжительности рабочего времени. Вместе с тем для инвалидов I иII групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени неболее 35 часов в неделю, а ежедневной работы (смены) – не более 7 часов (ст. 28Закона). Наниматель также имеет право уменьшать инвалидам нормы выработки взависимости от состояния их здоровья. Привлечение инвалидов к сверхурочнымработам, работе в государственные праздники и праздничные дни, установленные иобъявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими днями, работе в выходныедни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такиеработы не запрещены им по состоянию здоровья. Не получив согласия работника­-инвалида,наниматель не может направить его в служебную командировку. Даже временно припроизводственной необходимости наниматель не может поручить инвалиду работу, необусловленную трудовым договором, контрактом.
Трудовоезаконодательство содержит определенные правила о прекращении трудового договорас инвалидами. Например, не допускается увольнение с работы по инициативенанимателя по мотивам инвалидности, за исключением случаев, когда по заключениюМРЭК состояние здоровья инвалида препятствует выполнению его профессиональныхобязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда других лиц. Недопускается также увольнение с работы по инициативе нанимателя инвалида,проходящего тот или иной вид реабилитации в соответствующих учрежденияхнезависимо от срока пребывания в них (ч. 3 ст. 283 ТК). При расторжениитрудового договора в случае сокращения численности или штата работников переднанимателем практически всегда возникает вопрос о преимущественном праве наоставление на работе. В ст. 45 ТК предусмотрено, что при сокращении численностиили штата работников преимущественное право на оставление на работе имеютработники с более высокой производительностью труда и квалификацией. Исключениеиз этого правила касается инвалидов, работающих в учебно­производственныхорганизациях обществ инвалидов, а также в цехах и на участках для использованиятруда инвалидов в других организациях, которые при сокращении численности илиштата работников имеют преимущественное право на оставление на работенезависимо от производительности труда и квалификации. На всех другихпредприятиях при равной производительности труда и квалификации именноинвалидам отдается предпочтение в оставлении на работе перед другимиработниками.
Определенные льготыустановлены для инвалидов при получении трудовых и социальных отпусков.Трудовой отпуск предназначен для отдыха и восстановления работоспособности,укрепления здоровья и иных личных потребностей работника. Под отпускомпонимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный периоддля отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработнойплаты. Право на трудовые и социальные отпуска закреплено как общее право всехнаемных работников. Право на отпуск может быть реализовано работником лишь приналичии определенных оснований, предусмотренных законом. Если продолжительностьосновного минимального отпуска не может быть менее 21 календарного дня, то всоответствии с п. 8 ст. 156 ТК и ч. 8 ст. 287 ТК продолжительность трудовогоотпуска инвалидов не может быть менее 30 календарных дней. Кроме того, в ст.189 ТК предусмотрена обязанность нанимателя предоставлять кратковременныйотпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарныхдней инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специальнопредназначенных для их труда, а также инвалидам, работающим в учебно­-производственныхорганизациях обществ глухих. Конкретная продолжительность этих отпусковопределяется по соглашению между работником-­инвалидом и нанимателем.Наниматель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда инвалидов накаждом рабочем месте, в случае необходимости предоставить таким работникам средстваколлективной и индивидуальной защиты, принять меры к обучению безопаснымметодам и приемам труда. Безопасные условия труда и надлежащее техническоеоборудование всех рабочих мест обеспечиваются путем:
-рациональногоиспользования производственных помещений;
-совершенствованиятехнологических процессов и модернизации технологического оборудования;
-механизации иавтоматизации технологических операций, связанных с транспортированием ииспользованием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и другимиспособами, отвечающими требованиям единых межотраслевых и отраслевых правил поохране труда, санитарным правилам и нормам, утвержденным в установленномпорядке.
Наниматель обязанинформировать всех работников (особенно это касается инвалидов) о состоянииусловий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске поврежденияздоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях поусловиям труда. Обязанности нанимателя по обеспечению охраны трудапредусмотрены в ст. 226 ТК и других актах законодательства.
Следует отметить, чтозащита инвалидов – одна из функций любого государственно-организованногообщества. Особую остроту эта проблема получает в период экономических кризисов.Поскольку в настоящее время в Беларуси наблюдается недостаток материальногообеспечения лиц пенсионного возраста и инвалидов, то, полагаем, что одной изпервостепеннейших задач государства должно стать создание надлежащих условийдля социальной защиты населения [12].
Как мы видим,государство прикладывает немало усилий для создания наиболее оптимальныхусловий труда для данной категории населения. Совершенствуетсянормативно-правовая база, создаются новые рабочие места, осуществляетсяфинансирование из различных средств государственного бюджета для созданияособых условий труда: закупается и устанавливается специальное оборудование,проводятся комплексные обследования и реабилитации.
Но как бы ни старалисьГосударственные органы Республики Беларусь, в настоящее время, данная проблемане теряет своей актуальности по большей части из-за отсутствия необходимых материальныхсредств.

ГЛАВА 2 Роль социальныхинститутов в оказании помощи безработной молодёжи.
 
1. .Государственная нормативная система решения проблеммолодежной занятости
 
Нашустрану отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то,чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры насокращение спроса на труд[1]. Для решения проблем молодежной безработицы вРеспублике Беларусь использовался опыт стран с развитой рыночной экономикой,был принят ряд программ, предусматривающих меры по трудоустройству молодежи: «Омерах по содействию в трудоустройстве студентов и учащихся в свободное от учёбывремя» (№ 736 от 18.06.97г.), постановление совета министровРеспубликиБеларусь от 19 декабря 2006 г. № 1681 «Об утверждении Положения о порядке и условияхпредоставления первого рабочего места выпускникам государственных учрежденийобразования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащимсрочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск ивоинских формирований Республики Беларусь», постановление Совета министровРеспублики Беларусь О Государственной программе содействия занятости населенияРеспублики Беларусь на 2009-2010 год [14, с.88-93.].
УказПрезидента Республики Беларусь от 12.05.05, № 222«О некоторых вопросахорганизации деятельности студенческих отрядов»[9], Постановление СоветаМинистров Республики Беларусь, от14.10.2000, № 1598 «О развитии системыпрофессиональнойориентации молодежи» [9], Закон Республики Беларусь от 9.11.99,№ 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественныхобъединений в Республике Беларусь»[9], Постановление Министерства трудаРеспублики Беларусь, от16.07.98, № 65 «Об утверждении Положения об организациивременной занятости безработной молодежи «Молодежная практика» [2, С.160—170.], Приказ Министерства финансов Республики Беларусь, от 12.12.97, № 185«Порядок зачисления, учета и расходования средств фонда социальной защитымолодежи»]; постановление Государственного комитета по делам молодежиРеспублики Беларусь от18.07.97 № 640; Министерства труда Республики Беларусьот9.07.97 № 165; Министерства образования Республики Беларусь от18.07.97 № 66 «Обутверждении Примерного положения о Центре трудовой занятости студенческой иучащейся молодежи 17], Постановление Министерства труда Республики Беларусь от27.02.96, № 18 «Об утверждении Положения о Центре профессиональной ориентациимолодежи» [17].
 Выпускники,не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а такжемолодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службызанятости, получают возможность трудоустройства на специально созданныеученические места по программе«Молодежная практика».(№65от 16.07.98).Так, в 2008 году на забронированные рабочие места принятона работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежнойпрактики» трудоустроено 1 492 молодых человека. Кроме того, учащиеся и студентыимеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда иотдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольныхучебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное числостуденческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных иремонтно-строительных организациях республики [10 ].
Программой социально-экономическогоразвития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. предусмотрена реализациясистемы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятостинаселения путем: повышения инвестиционной активности, обновления и улучшенияструктуры рабочих мест. Достижения сбалансированности спроса и предложениярабочей силы; стимулирования развития самозанятости населения, расширения егоделовой и предпринимательской инициативы; содействия профессиональнойориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессиональногообразования; усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения иминимизации ее негативных социально-экономических последствий. Дальнейшееразвитие получит система трудоустройства молодежи, профессиональнойориентации, профессионального обучения и повышения квалификации. Будетсовершенствоваться система содействия временной занятости учащейся истуденческой молодежи. Цель данной Государственной программы – дальнейшееповышение эффективности использования трудовых ресурсов [1].
Государственными заказчикамиГосударственной программы являются Министерство труда и социальной защиты,облисполкомы и Минский горисполком, координацию и контроль за выполнением еемероприятий осуществляет Министерство труда и социальной защиты.
Исполнителями Государственнойпрограммы являются, в первую очередь, Министерство труда и социальной защиты,Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство промышленности идругие заинтересованные министерства и ведомства.
Ответственность за своевременное икачественное выполнение мероприятий Государственной программы, эффективноеиспользование направляемых на их реализацию ресурсов несут государственныезаказчики.
Исполнители Государственной программыежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом,представляют информацию о ходе ее выполнения в Министерство труда и социальнойзащиты.
Министерство труда и социальнойзащиты ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом,представляет отчет о ходе выполнения Государственной программы в СоветМинистров Республики Беларусь[11, гл. 6].
Таким образом, можно сказать, чтореализацией политики в области содействия занятости населения, занимаются всегосударственные учреждения, что способствует улучшению положения молодёжи на национальноми местных рынках труда. Такое комплексное взаимодействие ускоряет темпыразвития политики в данной сфере.
 
2.2. Деятельность общественныхорганизаций по содействию занятости молодёжи
Так же в реализацииданной программы принимают участие различные молодежные организации, такие как:Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ), Белорусская молодёжнаяобщественная организация спасателей и пожарных, Белорусская республиканскаяпионерская организация и другие.
Общественное объединение «Белорусский республиканскийсоюз молодежи. Ее основныминаправлениями деятельности в области содействия занятости являются следующие:содействиев проведении государственной политики в области занятости молодежи; подготовкамолодежи к самостоятельному выходу на рынок труда, оказание содействия втрудоустройстве; улучшение материального благосостояния молодежи; организациядеятельности студенческих отрядов, производственных бригад, лагерей труда иотдыха, как в Республике Беларусь, так и за ее пределами, а также формированиеу молодежи гражданственности и патриотизма, посредством привлечения ее кобщественно значимому труду.
Основные направлениядеятельности.
-Трудоустройствостуденческой и учащейся молодежи, других категорий молодежи.
-.Формированиестроительных, педагогических, экологических,
сельскохозяйственных,волонтерских, сервисных отрядов, организация
индивидуальноготрудоустройства:
-комплектованиестуденческих отрядов и бригад;
-организацияпрохождения медицинского осмотра;
-проведение инструктажапо технике безопасности и охране труда;
-утверждениекомандиров, комиссаров студенческих отрядов;
-участие в договорнойкампании (заключение договоров, контроль за исполнением условий договоров).
-Разработка ивыполнение планов по вопросам трудоустройства молодежи..
-Участие в подготовке ипроведении массовых мероприятий в области занятости молодежи (Днипрофориентации и консультирования, Дни открытых дверей учреждения образования,ярмарки вакансий, субботники, и т.д.).
-Организацияобщественных трудовых акций.
-Внесение вустановленном порядке предложений по изменению существующих нормативныхдокументов по организации трудоустройства молодежи
Областной (Минскийгородской) штаб студенческих отрядов:
-проводит договорнуюкомпанию, в том числе, за пределами Республики Беларусь, осуществляет подборвакансий с целью содействия вторичной занятости молодежи;
-организует икоординирует деятельность студенческих отрядов своей области, города;
-координируетдеятельность ТШСО, ШТД УО;
-создает базу данныхмолодежи, желающих трудоустроиться, в том числе и за пределы РеспубликиБеларусь;
-утверждает командировстуденческих отрядов;
-утверждает начальниковТШСО, ШТД УО;
-формирует студенческиеотряды;
-осуществляет контрольза деятельностью студенческих отрядов;
-организует подготовкуучастников студенческих отрядов;
-осуществляет проверкуготовности принимающих организаций, оказывает практическую и методическуюпомощь студенческим отрядам;
-проводит слеты ифестивали студенческих отрядов;
-проводит областнойэтап республиканского конкурса на лучший студенческий отряд и лучшегонанимателя;
-информируетобщественность о деятельности Штаба в СМИ;
-организует икоординирует деятельность ТШСО, подводит итоги их деятельности.
Территориальный штабстуденческих отрядов.
-проводит договорнуюкомпанию, осуществляет подбор вакансий с целью содействия вторичной занятостимолодежи;
-организует икоординирует деятельность студенческих отрядов;
-создает базу данныхмолодежи, желающих трудоустроиться;
-формирует студенческиеотряды;
-утверждает командировстуденческих отрядов, предварительно согласовав с ОШСО (МГШСО);
-организует прохождениемедосмотра командирами и участниками студенческих отрядов;
-организует обучениеучастников студенческих отрядов по вопросам техники безопасности и охранытруда;
-осуществляет контрольза деятельностью студенческих отрядов; -информирует общественность одеятельности студенческих отрядов в СМИ;
-организует икоординирует деятельность ШТД УО, подводит итоги деятельности ШТД УО;
-осуществляет проверкуготовности принимающих организаций, оказывает практическую и методическуюпомощь студенческим отрядам;
-проводит региональныйэтап республиканского конкурса на лучший студенческий отряд и лучшегонанимателя [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 Таким образом, вусловиях обостряющейся тенденции к росту молодёжной безработицы, одним изстратегических направлений по её сокращению должно стать создание условий дляполучения профессии, пользующейся спросом на местном рынке труда. Овладениепрофессиональными и трудовыми навыками, получение квалификационного разрядаповышают конкурентоспособность молодых людей, в особенности выпускников школ,на рынке труда. Кроме того, очное обучение снижает спрос на рабочие места,уменьшает контингент незарегистрированной безработной молодежи. Всё это необходимоучитывать при разработке политики занятости, так как молодёжь являетсядостаточно ярко выраженной «группой риска» из-за перенасыщенности рынка трудадругими, более конкурентоспособными категориями населения. Осуществление мер посодействию в трудоустройстве возможно, как в рамках региональных программсодействия занятости несовершеннолетних, так и в рамках общих программсодействия занятости, социальной поддержки учащейся молодёжи. Задачагосударственной службы занятости и школ- своевременно информировать молодыхлюдей о ситуации на региональных рынке труда и рынке образовательных услуг,психологически подготовить к конкурентной борьбе за рабочие места, обучитьтиповым моделям поведения при трудоустройстве [14, с.88-93.]. В Беларуси назрела настоятельнаянеобходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест,главной целью которой должно быть государственное регулирование рынка труданаправленное, в первую очередь, подготовку и переподготовку рабочей силы. Приэтом социальная защита населения от безработицы должна стимулироватьбезработных на поиск работы и трудоустройства.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. .Витебскийобластной исполнительный комитет:http://www.vitebskregion.gov.by//ru/informday/ec0c24aabdeead9e.htm
2. Бюллетеньнормативно-правовой информации. – 1998. — № 17. – С. 160—170.]
3. Вололжинскийрайонный исполнительный комитет: www.volozhin.gov.by/den-informirovaniya/19-fevralya-edinyi-den-informirovaniya-bezrabotits.html
4. ЗаконРБ от 15июня 2006г. №125-3 О занятости населения РБ]
5. ЗаконРеспублики Беларусь о Социальной защите инвалидов в Республики Беларусь от 11ноября1991г. № 1224-12(в редакции Закона от 14 июля 2000 г. № 418­З
6. ЛипсицИ.В… Экономика: учебник для ВУЗов/ И.В, Липсиц.- «Омега-Л».2004. – 158-159 с.
7. Минскаягородская организация БРСМ: minsk-brsm.sml.by/stab_del.htm.
8. Молодёжьна рынке крупного города/Р.Р.Насибуллин//Социс. – 2007.-№11.-С.140-142.
9. Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. – 2005. — № 74, 1/6440
10. Официальныйсайт Лидского районного исполнительного комитета: www.lida.by/isp/87/120/doc/668.html
11.  Постановление Совета министровРеспублики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 314О Государственной программесодействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год гл. 6
12. Право:Законодательство Республики Беларусьhttp://pravo.kulichki.com/dop/otdk/otdk0288.htm
13. Пресс-службаМинистерства здравоохранения Республики Беларусь apt.by/press-center/press-release/031202.htm
14. Проблемытрудоустройства молодёжи в региональном разрезе/И.А.Андрос//Социс.- 2000.-№1.-с.88-93.].
15. Рыночныеотношения в Беларуси: от эволюции к инновациям/Г.Н.Соколова//Социс.- 2007.-№2.- с 51-55]
16. ЧепуринМ.Н., Киселева Е.А. «Курс экономической теории: учебник». – 5-е исправленное,дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005- с. 180-185
17. ЭталонБеларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Мн., 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Институт референдума в современном российском законодательстве
Реферат Информатика. Устройства ввода и вывода. Периферийные устройства
Реферат Безопасность жизнедеятельности на транспорте
Реферат Розподільча логістика
Реферат Сатирикон
Реферат Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига
Реферат Борьба держав на Венском конгрессе
Реферат Культ и церковь буддизма
Реферат Політичний портрет Тоні Блера
Реферат Экономическая история советской России.
Реферат Світові макроекономічні порівняння і оцінка місця України в них
Реферат Организация сбыта готовой продукции на ОАО заводе "Комета"
Реферат Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности Беларусь
Реферат Порівняльна ЕГХ Єгипту Нігерії та ПАР
Реферат Виховання наполегливості молодших школярів у процесі позакласної ігрової діяльності