Введение
Актуальность темы исследования.Россия переживает период социально-экономических и политических преобразованийуже более десятилетия.
Одним из результатовтрансформационных процессов, начавшихся в России в конце 80-х годов, сталовозникновение общественных движений, инициированных «снизу», рядовымигражданами страны. Именно эти движения и их организации (получившие официальноеназвание «неправительственные, некоммерческие» – НПО) представляют собой первыеячейки формирующегося гражданского общества. Они стали теми социальными актерами,которые стремятся участвовать в процессе принятия и реализации общественнозначимых решений, содействуя этим развитию публичной политики в нашей стране.Они являются носителями и выразителями интересов различных социальных групп иосуществляют представительство этих интересов на всех уровнях – федеральном,региональном, локальном. Трансляция информации о современном положении,ожиданиях и потребностях населения через его организованную часть в лице НПО –одна из реальных возможностей властей узнать о том, как складывается ситуация вдействительности и скорректировать вектор реформ в нужном направлении. Болеетого, НПО могут стать тем звеном в реализации реформ, которое сделает ихпонятными для граждан страны, а это будет способствовать успешному продвижениюсоциальных инноваций. Именно в связи с этим представляется важным исвоевременным определить, что собой представляют российские общественныедвижения сегодня и каковы этапы их развития, а также сравнить эти движения сзападными. Такое сравнение позволит лучше оценить достигнутые результаты иупущенные возможности, выявить ограничения, возникающие на пути развитиядвижений. Для иллюстрации основных выводов мы рассмотрим конкретный примерразвития профсоюзного движения – массового, хотя нетипичного представителя социальныхдвижений в России.
Понятие общественногодвижения
Определенную роль вформировании и функционировании политической системы играют общественныеорганизации и движения. Их деятельность можно рассматривать как условие и формыпроявления политической активности граждан. В этом случае следует иметь в видуобщую деятельность, объединение людей, которые различаются идейными основаниямии доктринами, целями и способами их реализации, численностью и внутреннейструктурой, ролью в политической жизни и т.д.
Общественные движения –это формы объединения людей, характеризующие их совместные стремления косуществлению общих целей. Обретая определенные структуры, они перерастают ворганизации.
Общественно-политическиедвижения и организации, в зависимости от их связи с политической системой,могут быть институционализированными (формальными) инеинституционализированными (неформальными).
Процессыинституционализации определяют обычно как становление относительно устойчивыхформ организации социальной жизни, обеспечивающих постоянность связей иотношений в рамках общества. Это достаточно продолжительный и сложный процесспревращения какого-либо социального явления в организованное учреждение,формализованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархиейвласти на различных уровнях и другими признаками организации: дисциплиной,правилами поведения, принятыми нормами и т.д. Первые, или ранние формыинститутов возникают на уровне общественного самоуправления и самоорганизующихстихийных процессов, когда в них возникают упорядоченные, направленныедействия, появляются лидеры, способные их возглавить, организовать, а затем ипостоянные руководящие группы. Само явление, в результате актуализации которогоидут процессы институционализации начинает быть управляемым.
Неформальныеорганизации возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным её.Это – неформальные организации.
Общественные движенияразличаются по многим другим признакам: по своим целям, функциям, которые онивыполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению кгосударственной власти по месту деятельности; по видам и методам деятельности;по характеру возникновения, по способам организации и т.д.
По критерию целиобщественно-политические движения разделяются на реформаторские иконсервативные, революционные и контрреволюционные,национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферамдеятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные,религиозные, научные, просветительские и др. По месту деятельности: местные,региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте(фракции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, всистеме учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характерувозникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации:клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу:молодежные, женские, профессиональные.
Этапы протеканияобщественных движений в России
В XIX в. вобщественно-политической жизни Российской империи сложились три направления:охранительное (консервативное), либеральное, революционное. Первое из нихотражало интересы консервативной части официальной власти, помещиков, стоявшихна почве незыблемости крепостничества и самодержавия. Это направление сложилосьраньше других. Второе направление отражало интересы передовой части русскогодворянства и интеллигенции, которая стала основным участником общественногодвижения страны. Третье направление выражало интересы широких масс крестьянстваи других слоев населения, выступавших за ликвидацию самодержавия и крепостногоправа. Общественное движение России прошло ряд этапов.
Общественное движение вРоссии в первой четверти XIX в. прошло путь от поддержки реформаторскихначинаний императора Александра I и его окружения до зарождения планов инеудавшейся попытки уничтожения самодержавия в России.
Важнейшей особенностьюпослевоенного периода правления Александра I было нарастание общественногодвижения в стране. «Гроза 1812 года» сплотила российское общество, нолишь на время. Народ, героически защищая свое Отечество от Наполеона, надеялсяполучить освобождение от крепостного права. Заграничный поход русской армии в1813-1814 гг. познакомил значительную часть офицерства ссоциально-политическими изменениями в Европе после Французской революции концаXVIII в. и обогатил их новыми впечатлениями, идеями и практическим опытом.Либеральные западнические идеи обострили чувство протеста представителейзнатных родов, породив такое явление, как декабризм.
Общественное движениево второй четверти XIX в. имело ряд особенностей, проявившихся в том, что:
· развивалосьоно в условиях жесткого режима императора Николая I;
· оформиласьсобственная идеология консервативного направления;
· появилисьлиберальные и социалистические течения;
· образовалиськружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения;
· главноевоздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы.
В середине 50-х — начале 60-х гг. важнейшим вопросом политической жизни страны был крестьянский,связанный с проблемой дальнейшего развития страны. Все основные силыобщественного движения выступали за отмену крепостного права.
В этот период былисделаны попытки создания программных документов, объединяющих все либеральныесилы. Главными положениями этого документа были свобода человека от крепостнойзависимости: свобода совести; гласность суда; открытость действийправительства; свобода преподавания и др. Для либерального движения характерныразногласия, появившиеся в силу разных причин.
В свою очередь,консерваторы пытались влиять на правительственные круги, стремясь не допуститьосновных перемен. Главной целью консерваторов было стремление оградить властьот влияния чиновников-либералов и сохранить интересы дворянства. Консерваторыдобились определенных успехов: из правительства были выведены главныеразработчики крестьянской реформы.
Однако оба направленияобщественного движения России не имели широкой поддержки в российском обществе.
Деятельностьреволюционеров была связана с теорией «общинного социализма»,разработанной А.И. Герценым. Идейным вдохновителем революционного движения сталН.Г. Чернышевский, который выступал за крестьянскую революцию и созданиереволюционной организации.
Широкое распространениеполучило народничество как политическое движение русской радикальнойинтеллигенции. Оно было представлено тремя течениями: анархистским, пропагандистскими заговорщическим.
Во второй половине 60-х- 70-х гг. усиливается движение народников, главной целью которых сталаподготовка крестьянской революции в стране. Они неоднократно меняли методыборьбы, что было связано с приобретением ими практического опыта. С середины70-х гг. представители народничества идут в народ, чтобы в его сознание вноситьидеи справедливого общественного строя. Однако пропагандистская тактика итеррор революционеров не вызвали активных действий со стороны крестьянства вподготовке социальной революции.
В конце 70-х гг.начался новый подъем либерального движения, вызванный русско-турецкой войной1877-1878 гг. Лидеры движения призывали правительство к углублениюреформаторских преобразований в России. Земцы-либералы подавали адреса вправительственные органы с требованием введения «гражданских свобод»и др. Земские деятели сделали попытку договориться с революционерами осовместных действиях, но переговоры не увенчались успехом.
В 80-х — начале 90-хгг. произошла новая расстановка общественно-политических сил в стране. Послеубийства императора Александра II изменилась атмосфера в российском обществе.Народники начали искать новые теории революционной борьбы. Под влияниеммарксизма часть из них пересмотрела свои взгляды на вопросы о революционностикрестьянства и социалистической сущности общины.
Либеральное движениеприняло новые формы. Основное внимание либералов теперь было обращено напроблемы личности. Земцы отказались от немедленного введения конституции иперестроили свою деятельность в интересах общества. Либералы ушли из политики,но не выступали против нее. Политическую арену после них заняли консерваторы иреволюционеры.
В правление АлександраIII консерватизм стал ведущим направлением всей политики правительства, главнымидеологом которого был ближайший советник императора К.П. Победоносцев. Основойконсервативного направления стали идеи незыблемости самодержавной власти и еебожественного происхождения.
Природа общественных движенийв российском обществе
Переход отиндустриального к постиндустриальному информационному обществу, для которогохарактерны деидеологизация и фрагментация интересов, преобразованиеколлективных ценностей и их замена индивидуальными приоритетами, падениезначимости любых видов власти, ведет к трансформации политических институтов. Внастоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главнымсвязующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние сдругими социальными субъектами, прежде всего, общественными движениями.
Важностьинституционального аспекта трансформации социальных субъектов признаетсявсевозрастающим числом исследователей. В частности, в России идет процесссубъективации и институционализации общественных движений. Выделим основныекомпоненты данного явления:
· появлениесоциальной потребности в новых общественных движениях;
· интернализацияучастниками общественных движений новых социальных норм, ценностей,формирование на их основе новых потребностей, ценностных ориентации и ожиданий;
· созданиематериальной, финансовой, ресурсной базы, то есть организационную оформленностьобщественных движений;
· распространениеинституционализированных форм деятельности (к таковым относятся: митинги,демонстрации, выборы, предвыборные кампании);
· признаниезаконности общественных движений в системе государственной власти, ихлегитимность в массовом сознании.
Различные общественныедвижения служат ключевой характеристикой современного общества, являются формойучастия граждан в общественной жизни и не должны противопоставлять себяполитической системе. Общественные движения не выступают в качестве прообраза формыгражданского участия, призванной заменить собой институциональные структурыпредставительной демократии. Они призваны обеспечивать жизнеспособностьдемократической политической системы посредством привнесения в публичную сферуновых тем для обсуждения на основе изменяющихся интересов и новых ценностей,способствуя воспроизведению консенсуса.
В России общественныедвижения переживают настоящий бум. В стране существуют и конструктивно работаюттысячи общественных объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные,молодежные, экологические, культурные и иные объединения; однако ихколичественный рост опережает рост качественный. Далеко не все ониориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части организаций вРоссии приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельныхзарубежных фондов, для других – обслуживание сомнительных групповых икоммерческих интересов. Некоторые организации появляются как ответ насиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков, дольщиков), другиес самого начала носят открыто ангажированный политический характер («ЖенщиныРоссии», партия пенсионеров). Контроль над подобными объединениями со стороныгосударства значительно облегчается, а многие из гражданских инициатив,становясь предметом политического торга, утрачивают свою альтернативность иобщезначимый характер. Тем самым нивелируются основные черты гражданскогообщества: неполитический характер, противоречивость и альтернативностьполитической системе. Самоуправляющиеся структурные элементы начинают строитьсяпо принципу все расширяющего свои функции государства — иерархии.
Характерная особенностьсовременных массовых общественных движений и организаций состоит в том, чтоони, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенновлияют на качество деятельности политических институтов. Скажем, международноедвижение за мир породило такое специфическое явление нашего времени, какнародная дипломатия, позитивная роль которой в мировой политике общеизвестна.
Общественно-политическиедвижения и организации, в зависимости от их связи с политической системой,могут быть институционализированными (формальными) инеинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать,преданы политической системой в качестве ее составного элемента и функционируютв соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют внесистемы, по правилам, не предписанным ею. Это так называемые неформальныеорганизации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике.Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальныедвижения и организации прекращаются в формальные и даже в политические партии.Такова диалектика многих неформальных организаций.
Общественные иобщественно-политические движения и организации в отличие от партий болееразнородны по своему социальному составу. Они возникают как на классовой, так ина классово-подобной межклассовой основе.
Например, по критериюцели бывают общественно политические движения и организации революционные иконтрреволюционные, реформаторские и консервативные,национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферамдеятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные,религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности:местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие впарламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческихструктур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. Похарактеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способуорганизации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальномусоставу: молодежные, женские, профессиональные.
Какими бымногоразличными ни были общественные движения и организации, все они так илииначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализациягрупповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы илисообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, вреализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причинывозникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенностьгрупповых потребностей и интересов через деятельность институтовгосударственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурамивласти и управления экономических и социокультурных проблем.
Правовой статусобщественных движений
Правовое положениеобщественных движений в Российской Федерации закреплено Федеральным законом «Обобщественных объединениях». В целом правовой статус общественного движенияидентичен статусу общественной организации, за исключением отсутствия членства:вхождение лиц в участники общественного движения может не оформлятьсяиндивидуальными заявлениями или иными документами (если иное не определеноуставом конкретного движения).
Высшим руководящиморганом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание.Также каждое движение должно иметь постоянно действующий руководящий органобщественного движения — выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции)или общему собранию.
Общественные движения,как и другие формы общественных объединений, могут регистрироваться в порядке,предусмотренном статьёй 21 Федерального закона «Об общественных объединениях»,и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственнойрегистрации и приобретения прав юридического лица. В случае государственнойрегистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий органосуществляет права юридического лица от имени общественного движения иисполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Права общественныхобъединений (и, в том числе, общественных движений), закреплены в статье 27закона «Об общественных объединениях». В частности, предусматривается правоучаствовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации.
Общественно-полезнымицелями, которые преследуют общественные движения, могут быть: социальные,благотворительные, культурные, образовательные, научные, развития физическойкультуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностейграждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ.
Реальное положениеобщественных движений (как зарегистрированных, так и незарегистрированных) вроссийском правовом поле претерпевает постоянную эволюцию, проходя различныеэтапы. С начала 1990-х годов XX века в России периодически изменяются степеньконтроля государства за деятельностью общественных движений и уровень ихгосударственной поддержки.
В целом, законодательноправовое положение общественного движения не отличается от других видовобщественных объединений (за исключением политических партий). Так, могутсуществовать:
· молодёжныеобщественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 14лет);
· детскиеобщественные движения (участниками которых могут быть граждане, достигшие 8лет).
По территориальнойсфере деятельности могут создаваться и действовать следующие виды общественныхдвижений:
· общероссийские(осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями натерриториях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там своиструктурные подразделения — организации, отделения или филиалы ипредставительства);
· межрегиональные(осуществляют свою деятельность в соответствии с уставными целями натерриториях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там своиструктурные подразделения — организации, отделения или филиалы ипредставительства);
· региональные(деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется впределах территории одного субъекта Российской Федерации);
· местные(деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется впределах территории органа местного самоуправления).
В соответствии сфедеральным законом «О политических партиях», общероссийские общественныедвижения (равно как и общероссийские общественные организации) могутпреобразовываться в политические партии, что является одним из двух предусмотренныхзаконом форм создания политических партий.
В этом случае съездобщероссийского общественного движения принимает решения о преобразованииданного общероссийского общественного движения в политическую партию, опреобразовании его региональных подразделений в субъектах Российской Федерациив региональные отделения политической партии, о принятии устава политическойпартии и о принятии её программы, о формировании руководящих иконтрольно-ревизионных органов политической партии. Новая политическая партиясчитается созданной со дня внесения соответствующей записи в Единый государственныйреестр юридических лиц.
Вместе с тем, послевступления в силу в 2001 году Федерального закона «О политических партиях»,имел место обратный процесс: политические партии, не соответствовавшие жёсткимтребованиям данного закона (в частности, по количеству членов и региональныхотделений) часто преобразовывались в общероссийские общественные движения.
общественноедвижение политический
Общественные движения вРоссии на примере движения «Россия молодая»
Движение «Россиямолодая» — российская молодёжная организация, созданная в 2005 году. Идеологиядвижения — гражданский национализм. Движение известно митингами протеста уиностранных посольств, политическими уличными акциями, социальными проектами.
До сентября 2010 годадвижение возглавлял депутат Государственной Думы Максим Мищенко, затем егосменил Антон Демидов. Максим Мищенко стал главой вновь зарегистрированногоОбщероссийского Общественного Движения «Россия Молодая», которое действует вовсероссийском масштабе. Кроме того, плотно сотрудничает с несколькимидвижениями на территории Украины, Приднестровья, Молдовы и Эстонии. С Августа2007 года Движение проводит молодежный образовательный лагерь«ОСТРОВ», место проведения: Костромская область, Горьковскоеводохранилище, 500 км от Москвы.
История
Организация создана вапреле 2005 года группой студентов и аспирантов Московского государственноготехнического университета имени Баумана. В манифесте движения говорилось, чтоего деятельность направлена против «западной экспансии, терроризма икоррупции».
В марте 2009 годаМаксим Мищенко заявил, что движение сосредоточится на других направлениях: наборьбе с сектами сайентологов, продаже подросткам алкоголя, наркомании. Также«Россия молодая» взяла на себя инициативу по донорству, помощи детским домам,помощи студентам. Помимо этого — курирует инновационный центр «И5». МаксимМищенко сказал, что «после выборов президента основной враг ослабил своевлияние, теперь США не будут использовать „оранжевые“ технологии, вмешиваясь вдела нашей страны. А нам надо готовиться к мирной жизни и перераспределитьресурсы».
Движение сотрудничает сразличными организациями на территории Украины: Всеукраинское молодежноеДвижение «Украина Молодая»,«Донбасская Русь», Центромрусской культуры «Рось»… На территории Приднестровско — Молдавскойреспублики: Военно — спортивным клубом «Лутич». На территорииМолдовы: «Лига Русской Молодежи»
Акции движения
· «Донорство»— акция по сбору донорской крови. По замыслу организаторов должна проводитьсяна Триумфальной площади в Москве каждый последний день месяца. Автор проекта,Максим Мищенко, пояснил агентству РИА Новости: «Мы проводили и будем проводитьдонорские акции на Триумфальной площади каждый последний день месяца — будь то31 число, или 30, или 28 или 29 февраля».
Донорскую акциюподдержал «Российский Красный Крест». По словам очевидцев, на акцию по сбору кровипришло более 200 человек.
Движение проводитмногочисленные акции и мероприятия по различным тематикам:
· антинаркотическиемероприятия (создан антинаркотический спецназ),
· противпродажи табака и спиртного несовершеннолетним,
· детскиедома,
· инновационныйцентр И5,
· АлександрКашин (инвалид из Владивостока, которого в 1998 году сбил на машине американскийконсул Даглас Кент),
· выездныетренинги для студентов различных вузов.
· международныемероприятия
Основными целями Движенияявляются:
· участиев политической жизни общества
· содействиеформированию в общественном сознании приоритета прав человека иобщечеловеческих ценностей
· содействиеразвитию предпринимательства, инициативы и новых технологий
· содействиеразвитию России как великой научной и индустриальной державы и переходу ееэкономики в постиндустриальную стадию.
· содействиеуглублению демократизации жизни общества, построению сильного, правового,эффективного государства, экономическое процветание которого строится набогатстве его граждан;
· содействиесохранению и развитию Российской Федерации как многонационального ифедеративного государства
· содействиеобеспечению условий для развития предпринимательства, инициативы и новыхтехнологий;
Общие положения
1. Общероссийскоеполитическое общественное движение «Россия Молодая» (далее по текстуДвижение) является общероссийским политическим общественным объединением,политическим движением, созданным гражданами Российской Федерации длядостижения общих целей, указанных в настоящем Уставе.
2. Движениеосуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации и действующим законодательством Российской Федерации, на основенастоящего Устава и Программных документов Движения.
3. Движение являетсяюридическим лицом с момента государственной регистрации, открывает счета вбанках, имеет обособленное имущество, круглую печать, штампы, бланки со своимнаименованием, символику и иные необходимые реквизиты, утверждаемые изарегистрированные в установленном законом порядке.
4. Движение может отсвоего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нестиобязанности, выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейскихсудах.
5. Движениеосуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территорияхболее половины субъектов Российской Федерации.
6. ДеятельностьДвижения основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления,законности, гласности, уважения к правам, чести и достоинству личности,отрицания тоталитаризма, насилия, неприятии национальной и классовойисключительности, религиозной нетерпимости.
7. Местонахождение ПолитическогоСовета Движения (далее Политсовет Движения), постоянно действующегоруководящего органа Движения — г. Москва.
Задачами Движенияявляются:
· участиев избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации о выборах;
· выдвижениекандидатов (списка кандидатов) при проведении выборов в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления;
· содействиегражданам Российской Федерации в использовании всех предусмотренныхзаконодательством форм участия в управлении государством, организации местногосамоуправления;
· участиев проведении референдумов в соответствии с федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации;
· проведениесобраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетировании;
· информированиеграждан Российской Федерации о своей деятельности и оценке решений, принимаемыхгосударственными органами, общественными объединениями;
· поддержкаобщественных инициатив, созвучных с целями Движения;
· организацияи поддержка международных контактов, заключение соглашений с иностранными негосударственными организациями и объединениями.
Участники Движения, ихправа и обязанности
1.Участниками Движения могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18лет, принимающие участие в деятельности Движения и признающие настоящий Устав,кроме лиц, не имеющих права быть участниками политических общественныхобъединений в соответствии с действующим законодательством. Участники Движенияимеют равные права и несут равные обязанности.
2.Прием в состав Движения осуществляется правлениями региональных и местныхотделений Движения на основании письменного заявления вступающего.
Вслучае отсутствия в субъекте Российской Федерации отделения Движения прием всостав участников Движения осуществляется Политсоветом Движения.
3.Участие в Движении может быть прекращено в случаях — добровольного выхода изсостава Движения; исключения из состава Движения.
Добровольныйвыход из состава Движения осуществляется путем подачи письменного заявления ворган, осуществивший прием в состав Движения.
4.Участник Движения может быть исключен из состава Движения органом, принявшимего в состав участников Движения, в случаях нарушения им настоящего Устава,прямого противодействия выполнению решений руководящих органов Движения.
Исключение из составаучастников Движения может быть обжаловано в вышестоящие руководящие органыДвижения.3.4. Участники Движения имеют право:
· приниматьучастие в проводимых Движением мероприятиях и акциях;
· участвоватьв подготовке решений по всем вопросам деятельности Движения;
· избиратьи быть избранным в руководящие и контрольно-ревизионные органы Движения;
· обращатьсяво все органы Движения с заявлениями, предложениями, получать информацию поразличным вопросам деятельности Движения;
· участвоватьв деятельности общественных движений и организаций, принципы и деятельностькоторых не противоречат целям и задачам Движения;
· свободновыйти из состава участников Движения.
Участники Движенияобязаны:
· соблюдатьУстав Движения;
· активнои добросовестно участвовать в работе органов Движения, в которые они избраны, ив реализации решений, в выработке которых принимали участие;
· воздерживатьсяот действий, наносящих Движению моральный и материальный ущерб.
Высшим руководящиморганом Движения является Съезд Движения.
Съезд созывается нереже одного раза в два года. Время и место проведения Съезда и нормыпредставительства на Съезд определяются Председателем Движения.
Внеочередные Съездысозываются по решению Председателя Движения. Внеочередной Съезд проводится вдвухмесячный срок после принятия решения Политсовета Движения, подачисоответствующих решений региональными отделениями Движения в ПолитсоветДвижения о созыве Съезда. В случае проведения внеочередного Съезда Движениядействуют те же нормы представительства, что и на предыдущем Съезде Движения.
Съезд Движениясчитается правомочным в случае присутствия на нем более половины избранныхделегатов, представляющих более половины региональных отделений Движения.Решения Съезда Движения принимаются простым большинством голосов присутствующихна нем избранных делегатов. Форма голосования определяется Съездом Движения.
Дата регистрации устава17 декабря 1998 года (N 3631)
Председатель — НЕМЦОВБорис Ефимович
Заключение
В последние десятилетияроссийское общество переживает период социальной и политической нестабильности.Появляются и начинают активно действовать новые социальные группы и слои. Можносказать, что в это время в обществе проходит процесс взаимной идентификациимежду различными социальными слоями и теми общественными объединениями, которыепредставляют их интересы. Подобную ситуацию можно охарактеризовать ситуациейидентификационного поиска.
В ситуации структурнойнеопределенности российского общества представляется возможным применение кнашей действительности тех направлений теории общественных движений, которыепозволяют учитывать специфические особенности данного явления и рассматриваютобщественные движения в качестве организованных взаимодействий, активнодействующих в социальном и политическом пространстве.
Наиболее значимыми дляисследования оказываются «устойчивые» общественные движения, имеющиеотносительно стабильное воспроизводство лидерского «ядра», их организационнойструктуры и идеологических ориентации. Примеривая на нашу действительность идеитеории структурации Э.Гидденса и теории «мобилизации ресурсов», выделяемследующие признаки российских движений: мобильность; определенную структуру,позволяющую им первыми реагировать на изменения в обществе, ставить те или иныепроблемы, предлагать пути их решения; организационную оформленность; наличиелидерского «ядра»; разделение ролей; наличие устава и программы; обязательнуюрегистрацию; активное участие в политической сфере в 90-е гг.; использованиедля создания популярности и известности движения какой либо актуальнойпроблемы, участие движений в формировании устойчивых социальных субъектов —политических партий.
Список использованныхисточников
1 Российская социологическаяэнциклопедия: – М.: НОРМА-ИНФА-М, 1999.
2 зБольшой толковый социологическийсловарь (Collins): – М.: Вече, АСТ, 2001.
3 Вебер, М. Избранные произведения. /М.Вебер – М .: Центр, 1990.
4 Димитров Р. Организация, движение,институт. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы./ Р.Димитров — М.: Логос, 1990.
5 Здравомыслова Е.А. Парадигмы и моделисоциологии общественных движений. Социология общественных движений: концептуальныемодели исследования./ Е. А. Здравомыслова — М.: Наука, 1992.
7 Гордон Л.А.Новые Социальные движения вРоссии / Л.А. Гордон — М.: 1993.
8 Бро Ф. Политология/ Ф. Бро — М.: 2002.
9 Вятр Е. Социология политическихотношений/Е. Вятр — М.: 2002.
10 Электронная версия газеты «Вестиобразования» [Электронный ресурс] / — Электрон. дан. /интервью В.Гинзбург: Интервью «Вести образования» 27 июля 2007; Web-мастерСемененко С.А. — — Режим доступа: edunews.eurekanet.ru/vesti/info/1268,свободный. — Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
11 Фролов,С.С. Социология / С.С. Фролов – М.: Логос, 2001.