Институтэкономики и управления в медицине и социальной сфере
Контрольнаяработа № 1
Наименованиедисциплины:
Методикаисследования в социальной работе
Специальность:
Социальная работа
Зуй ЕленаВладимировна
Годпоступления: 2007г.
Срок обучения4 года.
Вариант 8
Тема:
Обработка и анализсоциологической информации. Подведение итогов, апробация, экспертиза ивнедрение результатов исследования результатов исследования в социальнойработе.
Содержание:
Введение
1. Понятие обработки информации
1.1 Этапы и механизмы обработкиданных
1.2 Средства математической обработкиданных
2. Анализ данных, его методы
3. Подведение итогов и внедрениерезультатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Определение термина«операционализация основных понятий»
Введение
Методология любой научнойдисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собойопределенную оптику — взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая впринципе поддастся рациональному познанию. Предположение об абсурдности мираделает учение о методе ненужным. Методология — это техника получения знания.Кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, техническийинструментарий включает способы аргументации и представления результатовработы. Не менее важное значение имеет этика — нормы поведения в научномсообществе, в соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводствознания. Методика социологического исследования должна выполняться по правиламдаже в том случае, когда в обществе правила перестают соблюдаться. Припроектировании социологического исследования нужно решить семь задач:
1) составить словарьпеременных;
2) определить единицыисследования и объект;
3) построить пространствопризнаков;
4) сформулировать гипотезы;5) перевести концептуальные определения в операциональные;
6) разработать проектвыборки;
7) обработать ипроанализировать социологическую информацию, подвести итоги и внедритьрезультаты. Именно характер и суть седьмой задачи я хочу раскрыть в своейконтрольной работе. Целью работы является анализ социологической информации,выявление итогов, а также построение и внедрение результатов в социальнойработе. Объектом исследования является социологическая информация. Предметом –обработка, анализ и внедрение результатов соц. исследования.
Задачи работы: — раскрытьпонятие обработки данных, выявить их этапы и механизмы; — установить какиематематические средства обработки данных существуют в статистическом анализе; — выявить каким образом подводятся итоги соц. исследования, какова структураотчёта, и как составить рекомендации к исследованию.
1.Понятие обработки информации
1.1Этапы и механизмы обработки данных
Главнаязадача заключительного этапа социологического исследования — анализ иинтерпретация полученных данных, обобщениевыводов и выдачарекомендаций по совершенствованию или изменений работы изучаемого социальногомеханизма.
Послепроведения исследования осуществляются заключительные этапы, истолкованиеполученных данных. Вначале информация проходит стадию предварительнойподготовки к обработке. Она включает в себя проверку методическогоинструментария на точность, полноту и качество заполнения, происходит выбраковканекачественно заполненных анкет. Данные, полученные в социологическомисследовании на стадии: сбора эмпирического материала, как правило, обрабатываютсяна ЭВМ. Современная технология обработки включает целый ряд этапов:редактирование данных, кодирование данных, контроль данных и исправлениеошибок, выбор средств математической обработки данных, анализ данных [1, с. 122– 127].
Редактирование.Цель этого этапа — подготовка информации, заключенной в вопроснике, дляперевода на машинный носитель.
Анкеты,полученные в результате опроса, могут содержать множество ошибок, неточностей ивсякого рода погрешностей необходимо по возможности избегать их. Наиболеетипичные ошибки:
1.Нарушение полевых процедур опроса: использована не та форма вопросника; опрошенне тот респондент; отсутствуют шифры, идентифицирующие вопросник.
2.Неполнота заполнения вопросника.
3.Противоречивость ответов
4.несуществующие коды ответов;
5.неверная интерпретация вопросов, респондентом или интервьюером.
Часть изэтих ошибок, если они замечены на стадии сбора данных, может быть исправлена врезультате беседы с интервьюером, часть — путем повторного обращения креспонденту. Если этого сделать нельзя, зачастую приходится принимать решениеоб исключении данной анкеты из дальнейшей обработки.
Процессредактирования данных в одних исследованиях (как правило, больших) может бытьочень длительным, сложным и многоэтапным, в других — сведен к простомупросмотру анкет. Однако в любом случае должен быть в явной форме разработандокумент — инструкция по редактированию, который бы указывал, на какого рода возможныеошибки следует обратить внимание и что с ними делать в случае обнаружения.
Кодирование.Цельэтого этапа — преобразование собранной информации в числовую форму,которая в свою очередь предназначена для запоминания в ЭВМ в машиночитаемойформе. Для запоминания информации в ЭВМ используют перфокарты, перфоленты,магнитные ленты и магнитные диски.
Вбольшинстве случаев анкеты кодируются на стадии их создания, и респондентнепосредственно отмечает тот код, который соответствует его ответу. Однако и втаких анкетах возможна и открытая форма вопросов, требующих последующегокодирования. Бланка интервью могут полностью состоять из открытия вопросов итребовать специального кодирования после проведения опроса.
Частопроцесс кодирования совмещается с редактированием. Существует много способовкодирования информации в анкетах. Выбор того или иного из них предопределяетсяглавным образом спецификой той программы для ЭВМ, которой располагаетисследователь при анализе данных.
Важнойсоставной частью подготовки данных к анализу является всесторонний контрольданных и исправление найденных ошибок. Источники ошибок кроются во всехпредыдущих этапах исследования от сбора информации до ее ввода в ЭВМ.Практически очень трудно исправить все ошибки в данных, особенно если этоисследование достаточно обширно. Исследователь должен решить, какого родапроверки и исправления наиболее важны для него, а какими ошибками можнопренебречь. Процедура исправления данных состоит из трех этапов: выявленияошибок, нахождения истинных величин данных или кодов в исходных документах —анкетах, бланках, исправления данных.
1.2 Средстваматематической обработки данных
Статистический анализполученной социологической информации можно обработать следующими видамиматематической обработки данных:
— Статистическая группировка — это классификация или упорядочение данных по признакуподобия или различия. Организация фактов в систему осуществляется всоответствии с описательной гипотезой о ведущем признаке группировки иликлассификации. Основное назначениегруппировки состоит, во-первых, в установлении численности каждой отдельно взятойчасти совокупности, расчленённой в соответствии со значениями определенногопризнака (или нескольких признаков), и, во-вторых, в изучении влияния причин изависимости явлений.
— Рядыраспределения. Результат группировки единицнаблюдения по какому-либо признаку называется статистическим рядом. Повариационному ряду количественного признака можно подсчитать, как часто каждоезначение этого признака встречается в совокупности.
— Статистические таблицы – обобщают исходные данные. Вдальнейшем составляют более сложные таблицы, позволяющие сопоставлять рядыраспределений, и, наконец, комбинационные таблицы, в которых три или болеепризнака перекрещиваются, комбинируются. По таким таблицам устанавливаются, измеряютсяи анализируются связи между признаками исследуемой совокупности объектов.
Построение таблицы подчинено определенным правилам.Основное содержание таблицы должно быть отражено в названии. Таблицы бываютпростые, групповые и комбинационные. Простые таблицы представляют собойперечень, список, отдельных единиц совокупности о количественной (иликачественной) характеристикой каждой из них в отдельности. В групповых таблицахсодержится группировка единиц совокупности по одному признаку, а вкомбинационных — по двум и более признакам.
— Гистограмма — это графическое изображениеинтервального ряда. По оси абсцисс откладывают границы интервалов, на которыхстроят прямоугольники с высотой, пропорциональной плотностям распределениясоответствующих интервалов (пропорциональной числу единиц совокупности, приходящейсяна единицу длины интервала). При равных интервалах плотности распределения пропорциональны частотам, которыеи откладываются по оси ординат.
— Кумулятивные кривые. Кумулята округляетиндивидуальные значения признака в пределах интервала и представляет собойвозрастающую ломаную линию.
— Полигоны. Для построения полигона величина признакаоткладывается на оси абсцисс, а частоты или относительные частоты — на осиординат. Из точек, соответствующих значениям признака, восстанавливаютсяперпендикуляры, равные по высоте частотам. Вершины перпендикуляров соединяютсяпрямыми линиями [2, с. 127 – 150].
2. Анализ данных, его методы
Методы, применяемые социологами для анализа данных,многообразны. Выбор конкретного метода зависит, в первую очередь, от характераисследовательских гипотез, т. е. от того, на какие вопросы мы хотим получитьответ. Если целью является описание одной характеристики выборки в определенныймомент времени, разумно ограничиться одномерным анализом, т. е. описаниемраспределения наблюдений вдоль оси интересующего нас признака. Разнообразные техникимногомерного анализа позволяют одновременно исследовать взаимоотношения двух иболее переменных и в той или иной форме проверять гипотезы о причинных связяхмежду ними. Различия между этими методами неабсолютные. В реальном исследованиикаждое уточнение исходных гипотез или выдвижение новой гипотезы в ходе анализарезультатов приводит к необходимости выбора новой техники анализа данных.Помимо характера исследовательских гипотез на выбор методов статистическогоанализа влияет и природа полученных социологом данных.
Методы, используемые для анализа связи между двумя номинальнымипеременными, также будут отличаться от методов анализа связи между номинальнойпеременной и переменной, измеренной на интервальном уровне. Таким образом,выбор той или иной статистики будет зависеть и от целей анализа, и от уровняизмерения исследуемых переменных.
Существует два основных класса задач, решаемых с помощьюстатистических методов анализа. Задачей дескриптивной (описательной) статистикиявляется описание распределения переменной-признака в конкретной выборке.Методы дескриптивной статистики позволяют также анализировать взаимосвязь междуразличными переменными. Другой класс задач, связанный с необходимостью вывестисвойства большой совокупности, основываясь на имеющейся информации о свойствахвыборки из этой совокупности, решается с помощью методов индуктивнойстатистики, или теории статистического вывода, основанной на вероятностномподходе к принятию решений. Воспользовавшись какой-то моделью для анализаполученных выборочных данных, социолог обычно также применяет некоторые методыстатистического вывода, позволяющие определить, выполняются ли обнаруженные импри анализе данных отношения на уровне большой совокупности, из которой былаизвлечена выборка.
Целью в анализе данных будет скорее качественное,содержательное понимание сути этих методов, основанное лишь на самыхэлементарных математических представлениях и, в некоторых случаях, наинтуитивном понимании «физического смысла» статистических моделей. Такоепонимание может служить определенным фундаментом для более глубокого изученияприкладной статистики. Кроме того, оно совершенно необходимо для того, чтобысамостоятельно формулировать задачи анализа данных и ориентироваться всуществующем разнообразии методов и техник, используемых другимиисследователями при решении этих задач [3, с101 – 103].
3.Подведение итогов и внедрение результатов исследования
Послетого как вся содержательная работа проделана, можно приступать к составлениюотчета. Структура отчета выглядит так: программа исследования; характеристикавыборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в каком количестве,сведения о социально-демографических «паспортных» характеристиках респондентов,связи между ними и т.д.); представление, анализ и интерпретация полученныхданных, результатов исследования; практические рекомендации; основные выводы;приложения (таблицы, графики, схемы, диаграммы). Соответственно содержанию тогоили иного конкретного исследования объем отчета может быть различным: от несколькихдесятков до нескольких сотен страниц. Характер отчета во многом зависит от типаисследования — проводилось оно в соответствии с научными либо прикладными целями[4, с. 160 – 162].
Требованияк отчету:
1) вотчете должны быть отражены все группы проблем в соответствии с логикойнаучного поиска, что требует обобщения, анализа результатов;
2) вкаждой главе отчета необходимо стремиться выделить две части:
а)проблемы и результаты,
б)выводы;
3)для анализа и отчета результаты отдельных анкетных вопросов должны максимальнообобщаться;
4)правильное оформление отчета.
Длятого чтобы правильно использовать полученные социологические данные, необходимоучитывать важные методологические положения:
•характер оценки и интерпретации социологических данных большей частью ужепредопределен на стадии концептуального оформления исследования, когдавыяснились качественные характеристики изучаемого явления;
•интерпретация и логическая обработка полученных данных зависят от глубинызнания исследователем объекта и предмета;
•большое значение для интерпретации социологических данных имеет социальный опытисследователя [5, с. 53 – 56].
Грамотнопроведенный анализ результатов социологических исследований позволяетэффективно использовать их в управленческой деятельности, планировании,прогнозировании социальных процессов.
Важнойформой использования является защита результатов исследования предсоответствующими руководителями предприятий. Еще одной распространенной формойиспользования результатов является публикация материалов социологическихисследований в различных сборниках статей, научных журналах, средствах массовойинформации.
Непременнымкомпонентом всякого отчета является подготовка рекомендаций, представляющихсобой перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных.Рекомендации носят сугубо утвердительный характер, и в них вносится лишь толькото, что подлежит внедрению в научную или практическую деятельность. При этомследует иметь в виду, что в случае сомнения в правильности или необходимостивыдвинутых рекомендаций заинтересованные лица должны иметь возможность найтинеобходимые обоснования в контексте отчета. Если же и в аналитические разделыпо каким-то причинам не внесены нужные расчеты и обоснования выдвинутыхпрактических предложений, то должно быть указано, какие дополнительныеисследования необходимо провести.
Рекомендации должны бытьдоведены до сведения коллектива работников изучаемого объекта. При этом могут идолжны быть использованы средства массовой информации в показе результатовработы. Более того, в соответствии с рекомендациями желателен выпусксоответствующих распорядительных документов по предприятиям [1, с. 421].
Заключение
В ходе контрольной работыудалось установить, каким образом происходит обработка и анализ социологическойинформации, а также по каким правилам делается отчёт об исследованиях всоциальной работе.
Итак,подводя итоги, можно сказать, что, обработка данных – это заключительный этапсоциологического исследования, где проводится анализ и интерпретация данных. Онсостоит из: редактирования (предварительная подготовка информации), кодирования(преобразование собранной информации в числовую форму), всестороннего контроляданных и исправления найденных ошибок (выявление ошибок, нахождение истинныхвеличин в исходных документах, исправление данных), статистической группировки(распределение изучаемой совокупности на однородные группы по существеннымпризнакам), рядов распределения а также графической интерпретации эмпирических зависимостей(статистические таблицы, гистограммы, кумуляты, полигоны). После заключениясоциологического исследования проводится подведение итогов, иными словами,составляется отчёт о социологическом исследовании. Отчёт имеет несколькоразделов и составляется в связи с особыми требованиями.
Такжеотмечу, что, внедрение результатов социологического исследования в социальнуюработу – это защита результатов исследования пред соответствующимируководителями предприятий. Еще одной распространенной формой использованиярезультатов является публикация материалов социологических исследований вразличных сборниках статей, научных журналах, средствах массовой информации.
Операционализация основныхпонятий – это специфическая научная процедура установления связи междуконцептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием. Этоне только переход от одного типа знаний к другому, теоретического кэмпирическому, но и переход от одного средства получения знания к другому, отконцептуального аппарата исследования к его методическому инструментарию.
Список использованныхисточников:
1. Рабочая книга социолога /Под общ.ред. Г.В. Осипова. – М.: Изд-во УРСС, 2003.
2. Тавокин Е.П. Основы методикисоциального исследования: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 239 с.
3. ДевяткоИ. Ф. Методы социологического исследования. — Екатеринбург: Изд-во Урал,ун-та, 1998.- 208 с
4. Зборовский Г.Е. Общая социология:Учебник. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2004. — 592 с.
5. Филатова О.Г. Методикаи техника социологического исследования: Конспект лекций. – СПб.: Изд-воМихайлова В.А., 2000 — 48с.
6. Ядов А.В. Стратегиясоциологического исследования: описание, объяснение, понимание социальнойреальности / В.Я. Ядов в сотрудничестве с В.В. Семёновой; Рос. академ. наук,Ин-т социологии. – М.: Добросовет6 Кн. дом «Ун-т», 2006. – 596 с.