Реферат по предмету "Социология"


История Нежинского государственного Университета имени Н.В. Гоголя

Нежинскийгосударственный университет имени Н.В. Гоголя.
Мысль об открытии налевобережье высшего учебного заведения давно волновала передовых людей Украины.Это хотели сделать и Иван Мазепа, и Кирилл Разумовский. Был даже разработанпроект, строительства университета в Батурине. Но смерть императрицы Елизаветыне дала осуществиться этим планам. Только в начале ХlХвека в Украине были открыты университет в Харькове, Высшая Волынская гимназия вКременце, Киевская гимназия, Ришельевский лицей в Одессе. В этом ряду стоит иНежинская гимназия высших наук.
История Нежинскойгимназии связана с именем князя Александра Безбородко, канцлера Екатерины ll, и его брата, графа Ильи Безбородко. Именно племянник братьев БезбородкоВиктор Кочубей, который был весьма влиятельной фигурой при дворе Александра l,рекомендовал построить университет в Нежине. «Малороссия университетов неимеет, а Нежин — место весьма хорошее для сей благородной цели». БратьяБезбородко пожертвовали на строительство этого учебного заведения более 600тысяч рублей – колоссальную по тем временам сумму. Открылась Нежинская гимназиявысших наук 4 сентября 1820 года, а первым ее директором стал известный ученыйВасилий Кукольник.
Нежинский юридическийлицей.
Нежинский юридическийлицей князя А.А. Безбородко, высшее учебное заведение в городе Нежине, открытоев память канцлера Российской империи светлейшего князя А.А. Безбородко.Существовал под разными названиями в 1820 – 1875 годах. Впоследствии –Нежинский историко-филологический институт князя А.А. Безбородко, нынеНежинский государственный университет имени Н.В. Гоголя.
Гимназия высших наук(1820 – 1832).
Высочайший рескрипт обосновании гимназии был подписан императором Александром 19 апреля(1 мая) 1820года.
Срок обучения вгимназии был 9-летним и был разбит на разряды по три класса в каждом.Выпускники гимназии в зависимости от успехов в учебе имели право на чин 12-14классов по «Табели о рангах».
В гимназии высших наукучились: Н.В. Гоголь (1821 – 1828), Н.В. Кукольник (1821 – 1829), Н.Я.Прокопович, А.С. Данилевский, Е.П. Гребенка (1825 – 1831), А.С. Афанасьев –Чужбинский (1829 – 1835), Н.И. Миклуха.
Нежинскийфизико-математический лицей (1832 – 1840).
Согласно новому уставу,утвержденному 7 (19) октября 1832 года, гимназия была переименована вфизико-математический лицей. При этом гимназические классы были закрыты иоставлены только три высших. Штат лицея состоял из 6 профессоров, преподававшихматематику и прикладную математику, физику, химию, технологию, русскуюсловесность, естественную историю, русскую историю со статистикой, двухлекторов по французской и немецкой литературе и законоучителя, преподававшегоЗакон Божий.
Нежинский юридическийлицей (1840 – 1875).
Высочайшим указомимператора Николая от 24 апреля (6 мая) 1840 года лицей изменил профиль своейработы. Отныне главной целью лицея становилось «распространение основательныхсведений по части отечественного законодательства», то есть обучение СводуЗаконов Российской Империи. В это время в лицее преподавал И.А. Максимович,автор нескольких трудов, используемых и в наше время историками юриспруденции.Он читал курсы уголовных и полицейских законов.
При лицее вновь былаоткрыта гимназия. По высочайше утвержденному мнению Государственного совета от20 ноября (2 декабря) 1874 года Нежинский юридический лицей был преобразован вИсторико-филологический институт Князя А.А. Безбородко. Преобразование былоосуществлено в следующем 1875 году.
Как Нежинскийисторико-филологический институт князя А.А. Безбородко бывший лицей существовалдо 1919 года. В 1919 году на его базе создан Научно-педагогический институт,переименованный впоследствии в Институт народного образования, а с 1934 года вНежинский педагогический институт (в 1939 году получивший имя Н.В. Гоголя) В2004 году преобразован в Нежинский государственный университет имени Н.В.Гоголя.
В Нежинский лицейпринимали только дворян, учились там девять лет. Выпускников гимназии-лицея,как и тех, кто оканчивал университет, освобождали от экзаменов по производствув высшие чины. Лицей находился в ведении попечителя Харьковского округа(Царскосельский лицей подчинялся непосредственно министру народногопросвещения), но содержали его на средства учредителей.
В уставе, утвержденномАлександромI, было записано:«Управление гимназии есть четырех родов: 1) нравственное, 2)учебное, 3)хозяйственное, 4) полицейское». Полицейский подход к воспитанию нравственности,как правило, рождает весьма тривиальный продукт – розги. Их применяли и встенах Нежинской гимназии. Пороли и «Никошу» Гоголя–Яновского, отданного отцомв лицей в 1821 году после окончания им Полтавского поветового (уездного)училища. Нестор Кукольник, учившийся вместе с Гоголем в Нежине, вспоминал, чтово время порки Гоголь пронзительно кричал. «До того искусно притворялся, — писал Кукольник, — что мы все были убеждены в его помешательстве».
Впрочем, первый директорзаведения Иван Семенович Орлай весьма редко и крайне неохотно прибегал кподобным воспитательным мерам. Как свидетельствовал тот же Кукольник, он «дажехворал, подписывая приговор». А вообще-то Орлай был в полном смысле этого словазамечательным человеком. Выходец из Венгрии, он нашел в России вторую родину иотдал ей свои таланты и знания. В 19 лет он являлся уже профессором, слушаллекции в Вене и Львове, в Кенигсбергском университете, где философию читали «потетрадкам Канта». Одно время он состоял даже гофхирургом при Павле I,участвовал в войне 1812 года и оперировал раненых. Когда Орлай стал директоромв Нежине, он имел звания и доктора медицины, и доктора философии. Страстныйпочитатель языка Горация, он зазывал к себе учеников, угощал их обедом и застолом беседовал с ними на латинском языке. В лицее Орлай стремился внедритьметоды Песталоцци, весьма популярного тогда в Европе педагога, главным, всистеме которого было положение о необходимости установления взаимопониманиямежду учащимися и учителями. Подбирая педагогов, Орлай за некоторым исключениемнаходил, прежде всего, людей образованных, мыслящих, способных привить своимученикам ценности европейской культуры. Многие из нежинских преподавателей(среди них были русские, греки, венгры, французы, итальянцы, швейцарцы) имелипо два высших образования, причем многие из них оканчивали в свое времяуниверситет, знали по несколько языков и были энциклопедически образованны.Именно такими педагогами являлись младший профессор немецкой словесности ФедорИванович Зингер и профессор французской словесности Иван Яковлевич Ландражин,которые не только отлично знали свой предмет, но и давали воспитанникам читатькниги из своих личных библиотек, принимали их у себя дома, где проходилилитературные и ученые собеседования, читали в подлиннике французских и немецкихклассиков, переводили Шиллера, немецких романтиков а то и самого Вольтера.Среди выдающихся нежинских преподавателей – Казимир Варфоломеевич Шапалинский,одинаково блестяще знавший и математику, и русскую литературу, и профессорботаники Никита Федорович Соловьев.
О стиле управленияОрлая говорит выписка из «Журнала конференции» Гимназии высших наук»: «Г-ндиректор изъявил свое желание, чтобы каждый из присутствующих в заседаниях насчет управления гимназии объявлял свои мысли свободно и вольно, хотя быслучилось то против какой-либо меры, предлагаемой самим Господином Директором,и чьи окажутся основательнейшими суждениями, записывать в параграф журнала подего именем». лицей гимназия университет
Пожалуй, самым большимбогатством гимназии была библиотека, начало которой положил почетный попечительграф А.Г. Кушелев-Безбородко, внучатый племянник А.А. Безбородко. Он старалсяполагаться на опыт Царскосельского лицея (который сам и окончил). Граф подарилгимназии две с половиной тысячи томов. То были по преимуществу книги переводныеи исторические.
Недаром в гимназии таклюбили именно историю – это было влияние эпохи. Представители образованныхслоев общества находились под впечатлением выхода в свет одиннадцати томов«Истории государства Российского» Карамзина (они тоже стояли на полкахлицейской библиотеки) и романов Вальтера Скотта. Гимназисты образовали дажеисторическое общество, где самостоятельно переводили произведения иностранныхязыков и составляли свод всемирной истории на основе компиляций исамостоятельных изысканий.
В такой обстановкеучился и воспитанник «Никоша». Приходилось ему зачастую несладко, особенно впервые годы. Здесь было все: и насмешки (нередко злые) однокашников, итрудности в учебе, особенно в изучении языков, и столкновения с преподавателями(некоторые из них Гоголя откровенно преследовали). Правда, и сам Гогольприлежным не был и к тому же имел нелегкий характер. Но здесь же формировалсяего великий талант: В годы учебы Гоголь создал свои первые литературныепроизведения: стихотворную балладу «Две рыбки», трагедию «Разбойники»,«Славянскую повесть», «Братьев Твердиславичей», идиллию «Ганц Кюкельгартен», атак же «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан». Ближайшими друзьями Гоголяна всю жизнь стали его соученики А.С. Данилевский и Н.Я. Прокопович. Впоследние годы учебы в Нежине будущий писатель принимал активное участие вжизни гимназии: издавал рукописные журналы, исполнял обязанности библиотекаря,играл на сцене гимназического театра, который с разрешения Орлая появился в1824 году. Открытие театра завертело какой-то праздничный вихрь, которыйзакружил и «Никошу». Гоголя приняли в группу и предложили ему роль Креона втрагедии В. Озерова «Эдип в Афинах». В общем, понятно, почему она досталасьГоголю: Креон был некрасив, самолюбив и одинок.
С театра, кстати,начались все неприятности Нежинского лицея. Вернее, он стал формальным поводомдля возникновения этих неурядиц. В мае 1825 года в гимназии появился профессорестественного права Николай Григорьевич Белоусов. В 15 лет он окончил Киевскуюдуховную академию, затем поступил в Харьковский университет, считавшийся лучшимучебным заведением в Украине (Харьков тогда называли украинскими Афинами)Особенно силен был в университете философский факультет, на котором с 1804 по1816 год читал лекции профессор Иоганн Шад, рекомендованный в Харьков Гете иШиллером. Два аттестата, выданные Белоусову по окончании университета,свидетельствовали, что он «с отличными успехами» обучался на, этико-филологическомотделении философского факультета и на юридическом факультете.
Орлай предложилБелоусову преподавать естественное и гражданское право, которым раньшезанимался Билевич. Билевич затаил на Белоусова злобу и стал ждать удобногоповода, чтобы подсидеть молодого профессора. Тем более что ситуация томублагоприятствовала: в декабре 1825 года произошли известные события наСенатской площади, а характер уроков Белоусова, его методы преподавания иотношения с учениками позволяли выставить профессора вольнодумцем, растлителемюношества и чуть ли не сообщником декабристов. В августе 1826 года Орлай ушел вотставку. Период его директорства стали считать временем беспорядков. Но именноиз-за этих «беспорядков», из-за свободы общения профессоров с директором, аучащихся с профессорами и родился дух лицея, который не так-то легко быловытравить. Однако желающих искоренить его оказалось предостаточно. Через четыремесяца после ухода Орлая в конференцию гимназии поступило прошение, вернее,донос от Билевича, в котором тот сообщал (как о выведанной им новости) осоздании театра, где «воспитанники пансиона будут представлять разныетеатральные пьесы без особого дозволения высшего учебного начальства). Такимстал первый выпад против Шапалинского, занявшего место Орлая, и Белоусова,которому покровительствовал новый директор, назначивший его на должностьинспектора. Билевичу конечно, было известно, что разрешение на создание театрадал Орлай. Но при Иване Семеновиче он молчал, зная о связях того при дворе.
Новый донос поступил вконференцию гимназии 16 апреля 1827 года. Это был рапорт профессора Никольскогоо недозволенных чтениях, которым предаются воспитанники. Речь шла о театре, закоторый придется отвечать «в случае каких-либо по одному предмету востребованийправительства». Белоусов вынужден был произвести осмотр личного имуществапансионеров и отобрать у них запрещенные сочинения. Среди них оказались поэмыПушкина «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыган», «Братьяразбойники», а так же «Горе от ума» Грибоедова, «Исповедь Наливайки» и«Войнаровский» Рылеева. Книги и рукописи Белоусов, однако, не сдаладминистрации гимназии, а оставил у себя.
Но не успелаконференция обсудить рапорт Никольского, как пришла новая бумага от Билевича.Поминался среди них и пансионер Гоголь-Яновский. Билевич писал: «Приметил унекоторых учеников некоторые основания вольнодумства, а сие, полагаю, можетпроисходить от заблуждения в основаниях права естественного, которое, хотя, ипредписано преподавать здесь по системе г-на Демартина, он, г-н младшийпрофессор Белоусов, проходит оное естественное право посвоим запискам, следуя воснованиях философии Канта и Шада». Так начало фигурировать словечко«вольнодумство», которое переросло в конце в «Дело о вольнодумстве».
Белоусов читал лекциипо своим записям, а не по учебнику. Но «преступление» состояло даже не в том, ав самой трактовке естественного права, которую давал Белоусов. Осенью 1827 годаначались допросы гимназистов о характере лекций крамольного педагога. Большинствопоказаний было в пользу профессора. Гоголь тоже говорил, что Белоусов на уроках«давал объяснения по книге», то есть по учебнику. Билевич не унимался, пошлислухи о существовании какого-то общества, «Братьев Шапалинского». Звучали именадругих «вольнодумцев» — Зингера и Ландражина, первый из которых жил за границейи читал в подлиннике Канта, а второй воевал в армии Наполеона против русских ивообще мог оказаться французским агентом. «Дело о вольнодумстве» завершилосьувольнением виновных в 1829 году, уже после отъезда гоголя из Нежина.
Стремясь не допуститьраспространения революционных идей среди молодежи, власти решили изменитьпрофиль гимназии. В 1832 году ее реорганизовали в физико-математический лицей,а в 1840 году – в юридический лицей. Их выпускниками являлись известныйукраинский баснописец Л.И. Глибов, украинский и русский писатель и этнографА.С. Афанасьев (Чужбинский), основатель новой белорусской реалистическойлитературы Ф.К. Богушевич, поэт и переводчик Н.В. Гербель, известные инженеры,основоположники русской школы мостостроения Д.И. Журавский и П.И. Собко.
Распорядок дня вНежинской гимназии был такой, что в пору действительно, было сбежать. Вставалив полшестого утра. Умывались и строем шли в церковь, чтоб перед урокамиотслужить молебен. Потом, скорее, в столовую попить чайку и на уроки – с девятидо пяти часов вечера. Обед, разумеется, был. Ужин в восемь, а в девять, послевечерней молитвы, сразу спать. В теплое время года можно было еще побыть впарке, а вот куда денешься зимой? И когда учить уроки? А предметов было оченьмного: Закон Божий, литература, русский, латынь, греческий, немецкий,французский, физика, математика, политические дисциплины, география, история,военное искусство, рисование, танцы.
В Нежинской гимназиивысших наук существовала тайная «библиотека свободного чтения». Это былипроизведения авторов, запрещенных имперской цензурой; Дж. Байрона, Ф. Вольтера,Ш. Монтеське, Ж. Ж. Руссо и т.д. Хранил эти произведения гимназист Н. Гоголь,будущий писатель. В гимназии тайно издавались и распространялись рукописныежурналы, в которых гимназисты писали свои произведения с критикой имперскихпорядков. Большой популярностью в их среде пользовались идеалы Французскойреволюции конца 18 века. Гимназисты часто пели гимн революционной Франции«Марсельезу», а иногда и насмешливую народную песню – пародию на царский гимн,в котором подчеркивалась необходимость уничтожения императорской династииРомановых. Возглавляемое И. Орлаем руководство гимназии относилось к увлечениямсвоих учеников достаточно спокойно, не каралось их и «не замечало» их занятий.
На свободолюбиегимназистов влияли передовые идеи, которые распространялись среди нихнекоторыми профессорами гимназии. В частности, профессор М. Белоусов, выпускникХарьковского университета, неоднократно критиковал самодержавно–крепостническиепорядки в империи, выступал за переустройство общества на принципах свободы,равенства и братства. Профессор Ф. Зингер обсуждал с учениками на своихзанятиях революционные события в Европе.
В 1875 году на базеюридического лицея был создан Нежинский историко-филологический институт,который готовил учителей классических языков, русского языка и истории длясредних учебных заведений.
Сюда разрешилипоступать крестьянам, мещанам и представителям других сословий. Из стенинститута вышли известные ученые Е.Ф. Карский, Н.С. Державин, Н.Н. Петровский,И.Н. Кириченко, В.И. Резанов, художник Н.С. Самокиш, педагог П.К. Волынский идругие. В 1920 году учебное заведение реорганизовали в Нежинский институтнародного образования, в 1934 году – в Нежинский педагогический институт.Сегодня это Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя. Оннаходится в том же здании с «белым лебедем» и девизом laboreetzelo.Здесь же расположены музей великого русского писателя и коллекция картинрусских и западно-европейских художников 16 – 18 веков. На стене здания в 1909 годуустановлена мемориальная доска: «Здесь учился Гоголь с мая 1821 по июнь 1828года».
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Field Of Dreams Essay Research Paper The
Реферат Ben Franklin Essay Research Paper Benjamin FranklinThe
Реферат Мифологические мотивы в поэме В. Иванова Прометей
Реферат 1. Проведите опыт. Возьмите стальную, чугунную пластину или гвоздь попробуйте согнуть, сложить, надавить, провести линию ручкой
Реферат Ординалистская теория поведения потребителя
Реферат Предмет і метод мікроекономіки
Реферат Філософія київського кола
Реферат Понятие малого бизнеса и особенности его развития
Реферат Предпринимательство в период НЭПа
Реферат Предприятия в современной экономической системе
Реферат Понятие, уровни и процессы планирования
Реферат Розслідування самовільного зайняття земельної ділянки та самовільного будівництва
Реферат Природа инфляции, ее последствия и пути преодоления
Реферат Царица поцелуев
Реферат Авітаміноз. Отруєння рослинами. Травматичні ушкодження