Реферат по предмету "Экономика"


Ординалистская теория поведения потребителя

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙУНИВЕРСИТЕТ

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине «Микроэкономика»
натему: «Ординалистская теория поведения потребителя»
 
 

           

г.Харьков
2007 г.

Ординалистская (порядковая) теория полезности.
Ординалистская (порядковая) полезность — субъективнаяполезность (удовлетворение), которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковойшкале.
Ординалистская (порядковая) теория полезности являетсяальтер­нативой кардиналистской (количественной) теории полезности.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложилианг­лийскийэкономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швей­царскийсоциолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик  И.Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теорияприобрела завершенную фор­му и по настоящее время остается наиболеераспространенной. Согласно этой теории, предельную полезность измеритьневозможно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность на­боровблаг. Измеримости поддается только порядок предпочтения на­боров благ. Критерийординалистской (порядковой) теории полезно­сти предполагает упорядочениепотребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизируетвыбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляетему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее удовлетворение и т. д.Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтенияхпотребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления оразличиях удовлетворения данными набора­ми благ. Иными словами, с практическойточки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, ноне может определить, насколько один набор лучше другого.
Ординалистская (порядковая) теория полезности основана нанескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительноколичества и названия аксиом… Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Выделимследующие аксиомы.
1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя.Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двухнаборов благ лучше другого, или признать их равноценными.
 2. Акснома транзитивности предпочтений потребителя означает,  что дляпринятия определенного решения и его осуществления  потребитель долженпоследовательно переносить предпочтения  с одних благ и их наборов на другие.
3. Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегдапредпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому неподходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку по­нижают уровеньблагосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровеньполезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривыеи карта безразличия. Графически систе­ма предпочтенийпотребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервыеиспользованных Ф. Эджуортом в 1881 г.
 
Кривая и карта безразличия.
Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которымипотребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот жеуровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображаетальтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности
Рис. 1.1. Кривая безразличия.
На рис.1.1 на одной оси отложено число единиц одежды, надругой — число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В, С, получим кривуюU1, каждая точка которой показывает возможныекомбинации единиц одежды и продуктов пита­ния, дающие одинаковое удовлетворение.Кривая U1 называется кривой безразличия, которая. указывает, чтопотребитель безразличен к этим тремнаборам продуктов, т. е. потребитель нечувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 еди­ниц продуктов питания иполучив 20 единиц одежды при пе­ремещенииот набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует Аи С, т. е. может отказаться от 10 еди­ниц одежды, чтобы получить 20 единиц продуктовпитания.
На рис. 8.1 кривая безразличия идет вниз слева направо. Чтобы понять,почему это так, допустим вместо этого, что кри­вая безразличия идет вверх, отточки А по направлению к D. Это противоречит допущению, что чембольше потребитель­ских товаров, тем лучше. Поскольку набор D содержит боль­шеи продуктов питания, и одежды, чем набор А, его должны предпочесть А и,следовательно, он не может находиться на той же кривой безразличия, что и А. Любой набортоваров, лежащий выше и справа от кривой безразличия U1 на рис. 1.1,предпочтительнее любого набора на U1.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
1.  Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кри­вой,является более предпочтительной для потребителя.
2.  Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, иборационально действующие потребители будут предпочитать боль­шее количестволюбого набора меньшему.
3.  Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленнуюуменьшающимися предельными нормами замещения.
4.  Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показы­ваютуменьшающиеся предельные нормы замещения блага на другое благо.
5.  Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат,более предпочтительны наборам благ, расположенным на менее удаленных от началакоординат кривых.
Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктовпитания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, котороеназывается картой кривых безразличия.
Карта кривых безразличия — способ графического изображения функ­цииполезности для некоторого конкретного потребителя (рис. 1.2).
На рис. 1.2 показанычетыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривыхбезразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат,доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чемнаборы на менее удаленных кривых. На рис. 1.2. U4> U3> U2> U1.
Рис. 1.2. Карта кривыхбезразличия.
Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретногопотребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровняхпотребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусыпотребителей, то имеется в виду вся карта кривых без­различия, а не текущеесоотношение единиц двух благ. На карте кри­вых безразличия каждая криваяобъединяет точки с одинаковой по­лезностью.
Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) тео­рииполезности считается предельная норма замещения (МRS).
 
Предельная норма замещения.
 
Предельная норма замещения (МRS)показывает, от сколькихеди­ниц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрестидополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соот­ношениепредельной полезности двух благ.
Предельная норма замещения измеряет желание обменять одно благо накаждую единицу другого, при этом не приобретая и не теряя полезность. Предельнаянорма замещения представляет собой норму, в соответ­ствии с которой одно благоможет быть замещено другим без выигры­ша или потери для удовлетворенияпотребителя.
Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, таккак увеличение количества приобретенных единиц одного блага пред­полагаетуменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки. Посколькувыпуклость кривой безразличия направлена вниз, к началу координат, топредельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличенияпотребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейсяпредельной нормой замещения.
Рисунок 1.3 показывает,что, перемещаясь от набора потребитель­ских товаров А к набору В, потребительготов отказаться от шести еди­ниц одежды, чтобы получить одну единицу продуктовпитания. Дви­гаясь от набора В к набору С, он готов поступитьсятолько четырьмя единицами одежды, чтобы получить дополнительную единицу про­дуктовпитания, а при перемещении от С к  Dон откажется лишь от двухединиц одежды ради одной единицы продуктов питания. Чем больше одежды и меньшепищи потребляет человек, тем больше он готов отказаться от одежды радипродуктов питания.
 
Рис. 1.3. Уменьшение предельных норм замещения вдоль кривойбезразличия
 
Бюджетное ограничение потребителя.
 
Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могутбыть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетноеограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличениеили уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.
Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) — это пря­мая, точкикоторой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратитсяполностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающихмаксимально возможные ко­личества благ, которые можно приобрести на данныйдоход при опре­деленных ценах. Для каждой бюджетной линии можно строить кри­вуюбезразличия, которая будет иметь точку касания с бюджетной линией.
На рис. 1.4 бюджетная линия первоначально занимает положение КL. Точки пересечениябюджетной линии с осями координат получаются следующим образом. Предположим,что потребитель весь свой доход I потратит лишь на приобретение блага X, тогда он сможет купить I/ РXединиц этого блага.Исходя из этого допущения длина отрезка ОLравна I/РY.
 
Рис. 1.4. Бюджетная линия
Все наборы благ, соответствующие точкам на бюджетной линии, стоятровно 1 грн. и поэтому доступны для потребителя. Все наборы благ, расположенныевыше и правее бюджетной линии, стоят более 1 грн. и таким образом недоступныдля потребителя. Следовательно, бюджетная линия ограничивает сверху множестводоступных для по­требителя наборов благ.
Как изменяется бюджетная линия, когда меняются доход и цены наблага? Предположим, что доход потребителя сократился до I' > I, цены на благанеизменны. Наклон бюджетной линии не изменится, так как он зависит лишь отпропорций цен. В этом случае произойдет параллельный сдвиг бюджетной линиивниз. Она займет положение К'L'. При росте дохода инеизменных ценах наблюдается параллельный сдвиг бюджетной линии вверх. Допустимтеперь, что доход и цена товара Xнеизменны, цена же блага Y уменьшилась до P'yРy. В данном вари­анте точка L не изменит своегоположения, ибо оно обусловлено неиз­менными Iи Рx. Левый же конец бюджетнойлинии сдвинется вверх и займет положение К".

Равновесиепотребителя.
 
Равновесие потребителя — точка, в которой потребитель максими­зируетсвою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.
Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы ку­пить,а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могутответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки приограниченном бюджете. Кривые безраз­личия и бюджетная линия используются дляграфической интерпре­тации ситуации, когда потребитель максимизируетполезность, полу­чаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.
Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двумтребованиям:
•   находиться на бюджетной линии;
•   предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.
Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный вы­борточки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюд­жетную линию накарту кривых безразличия, как это показано на рис. 1.5.
Рис. 1.5.Равновесие потребителя.
Потребитель может свободно выбрать любую точку на линии NМ. Точки, расположенныеправее и выше М, недоступны, ибо им соответ­ствует доход больший, чемрасполагает потребитель. Точки, располо­женные левее и ниже NМ, не отвечают условию, согласнокоторому весь доход должен тратиться.
Потребитель выбирает ту точку, в которой он получает наибольшееудовлетворение. Она расположена на кривой безразличия на наибо­лее высокомуровне из возможных. На рис. 1.5 такой точкой является точка В. В точке Вбюджетная линия только касается, а не пересекает кривую безразличия U3. В точке касания нормазамещения равна от­ношению цен РF/РсТакая точкакасания, в которой бюджетная линия лишь соприкасается, но не пересекает линиюбезразличия, соответ­ствует наивысшему уровню полезности, доступномупотребителю. В соответствии с графиком потребитель достигает равновесия там,где наклон бюджетной линии точно равен наклону кривой безразли­чия. Именно вточке В данные наклоны совпадают. Таким образом, наиболее предпочтительныйиз доступных для потребителя набор на­ходится в точке В.
Итак, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюд­жетнаялиния касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещенияпотребителя точно равна наклону бюджетной линии.
Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:
PF/PC= норма замещения= MUF/ MUC.
ЭДЖУОРТ Фрэнсис Исидро (1845-1926), английский экономист и статистик,представитель математической школы в политической экономии. Окончил Оксфордскийуниверситет (1869 г.). Профессор политической экономии в Кингс-колледже вЛондоне (1889-1891 гг.). и Оксфордском университете (1891-1922 гг.). Большоезначение в фор­мировании теоретических взглядов Эджуорта имели У. Джевонс и А.Маршалл. Сторонник активного применения математики в эконо­мической науке. Одиниз первых ввел в экономическую теорию поня­тие «кривых безразличия», которые,по мнению Эджуорта, иллюстри­руют выбор потребителем полезности различных благ.Подчеркивал роль функционального анализа при исследовании зависимостей междуотдельными элементами экономической системы, отрицая необхо­димость анализапричинно-следственных связей между экономиче­скими явлениями.
ФИШЕР Ирвинг (1867-1947), американский экономист и статистик, один изсоздателей и первый президент (1931-1933) Международного _эконометрическогообщества. Образование получил в Йельском уни­верситете. Там же в 1893-1935 гг.преподавал политическую эконо­мию. Сторонник количественной теории денег.Широкую известность получил благодаря работам по экономико-математическомуанализу, теории денежного обращения и кредита, теории индексов. Фишер от­рицалнеизбежность кризисов при капитализме, в своей модели рыноч­ного равновесиясводил их к колебаниям конъюнктуры, которые, как он полагал, можно элиминироватьпосредством изменения покупа­тельной силы денег и регулируя их количество вобращении. В своих трактовках процента, прибыли, капитала, стоимости развивалвзгляды представителей математической школы буржуазной политической эко­номии.Некоторые его работы — «Краткое введение в исчисление беско­нечно малых»,«Покупательная сила денег», «Построение индексов» — переведены на русский языксоответственно в 1922,1925,1928 гг. в Москве.
АЛЛЕН Рой Джордж Дуглас (р.1906), английский экономист-мате­матик. Работы Аллена — в основном учебныепособия по математиче­ской экономии, посвященные систематизации и анализуматематических методов, используемых при изучении различных экономических про­блем.Аллен в своих теоретических позициях исходил из взглядов аме­риканскихэкономистов и учения Дж. М. Кейнса. Исходным пунктом исследования он считал непроизводство, а получение дохода. Аллен пытался установить математическуюзависимость между доходом, сбе­режениями и потреблением.
Задача 1.
Для потребителя каждаядополнительная единица товара является менее ценной и поэтому дешевлепредыдущей на 5%.
Фирма, которая на ряду сконкурентами предлагает рынку данный товар, считает, что каждая дополнительнаяединица продукции может быть реализована по цене на 10% больше предыдущей.
Цена первой единицытовара для потребителя                    21
Цена первой единицытовара для производителя               6
На основании  данных:
1.       Определитеграфически равноважную цену товара, на которую ориентируются  потребитель ифирма, принимая решение о закупке и производстве товара.
2.       Покажитена графике «излишек производителя» и «излишек потребителя».
3.       Объясните,как повлеяет на «излишек потребителя» и «излишекпроизводителя»  принятое правительством решение о снижении цены товара на20% по сравнению с рыночной ценой. Отобразите изменения графически.
Решение:
На основании данных рассчитаем цену товара для потребителя ипроизводителя .ед. начальная -20% Цена ед. для потреб. Цена ед. для производ. Цена ед. для потреб. Цена ед. для производ. 1 21,00 6 16,8 4,8 2 19,95 6,6 15,96 5,28 3 18,95 7,26 15,16 5,81 4 18,00 7,98 14,40 6,39 5 17,10 8,78 13,68 7,03 6 16,25 9,66 13,00 7,73 7 15,44 10,63 12,35 8,5 8 14,67 11,69 11,73 9,35 9 13,93 12,86 11,14 10,29 10 13,24 14,15 10,59 11,32 11 12,57 15,56 10,06 12,45 12 11,94 17,11 9,55 13,69 13 11,35 18,83 9,08 15,06 14 10,78 20,71 8,62 16,57 15 10,24 8,19 16 9,73 7,78 17 9,24 7,39 18 8,78 7,03 19 8,34 6,68 20 7,92 6,34 21 7,53 6,03 22 7,15 5,73 23 6,79 5,44 24 6,45 5,17 25 6,13 4,91
Построим на основании этих данных график.
/>
Задача 2.
Рассчитайте переменные (VC), средние постоянные (AFC), средние переменные (AVC), общие средние (ATC) и предельные издержки (MC), постройте графикпроизводственных расходов.
Опираясь на правило максимилизации дохода, определите, до какогомомента фирме целесообразно увеличивать объем производства продукции.
Даны:
Q- объем производства
MR- предельный доход
TC- общие издержки
Решение.
Рассчитаем переменные и постоянные.
Q
1
2
3
4
5
6
7
8
MR
140
100
80
60
40
20
-30
TC
320
410
490
560
620
690
770
810
910 FC 320 320 320 320 320 320 320 320 320 MC 90 80 70 60 70 80 40 100 VC=TC-FC 90 170 240 300 370 450 490 590 AFC=FC/Q 320,00 160,00 106,67 80,00 64,00 53,33 45,71 40,00 AVC=VC/Q 90 85 80 75 74 75 70 73,75 ATC=ТC/Q 410,00 245,00 186,67 155,00 138,00 128,33 115,71 113,75 MC при 0
  1 410-320= 90
  2 490-410= 80
  3 560-490= 70
  4 620-560= 60
  5 690-620= 70
  6 770-690= 80
  7 810-770= 40
  8 910-810= 100
  /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Построим графики.
/>
/>
/>

Литература.
1.        Г.С.Вечканов,Г.Р.Вечканова «Завтра экзамен.» Микроэкономика 7-е изд.«Питер» 2006.
2.        Г.С.Вечканов,Г.Р.Вечканова «Учебное пособие» Микроэкономика 7-е изд.«Питер» 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.