Реферат по предмету "Сексология"


Синдромообразование парафилий

1 Насильственность
Насильственность- аутохтонность девиантных переживаний и побуждений, возникающих вне жесткойзависимости от произвольных волевых усилий, приобретающих характер неодолимостии отчуждаемых личностью.
Органическаяприрода обсессивно-компульсивных расстройств (ОКР) на сегодняшний день неподвергается сомнению. T.R.Insel (1991) проводил сопоставление больных споражением лобных долей мозга с пациентами с ОКР. Первые обладают сниженнойрефлексией, грубым аффектом и отсутствием беспокойства. Вторые, обнаруживающиеусиленную активацию лобной доли с минимальными тормозящими эффектами на всюсистему, напротив, проявляют повышенную ригидную рефлексию (комплекс вины,например), интенсивное аффективное реагирование (депрессия) и склонность кбеспокойству с ожиданием негативных последствий. Стриатум оказывается такжеособо важным для посредничества автоматизированного, или«субкортикального» поведения, которое P.MacLean назвал«субрутинным». Эти типы поведения, которые могут включатьфилогенетически древние паттерны груминга, также как автоматизированныевидоспецифические навыки, оказываются зависимыми от стриальной активности.Предполагается поэтому, что усиленная активностькортико-стриально-таламо-кортикального кольца может генерировать эти«субрутины», приводя к неуместным, несоответствующим и непредвиденноповторяющимся ритуалам по типу груминга.
Подобноедопущение наталкивается на некоторые проблемы, поскольку такие неотъемлемыеаспекты ОКР, как навязчивые мысли и побуждения, внутренняя борьба, не могутбыть смоделированы у других видов. К тому же моторные паттерны груминга при ОКРне являются аномальными сами по себе и их аномальность определяется ихизбыточностью и неуместностью. Таким образом, поиски типов поведения животных,релевантных ОКР, заставляют обратиться к тем паттернам, которые либоповторяются, либо неуместны.
Смещенноеповедение полностью удовлетворяет критериям модели компульсивных ритуалов,которые проявляются повторяющимися и контекстуально неуместными поведенческимиактами, сходными с грумингом, накоплением и др. Связь обсессивных симптомов исмещенного поведения с угрозой может стать основанием для подобного сравнения,с той оговоркой, что в отличие от смещенного поведения угроза при ОКР может небыть явной или реальной. Ясно, что у человека патологическое поведениепроисходит на таком высоком уровне интеграции, что может быть легко окрашенопсихологическими факторами.
Описываяособенности аутизма при шизоидных психопатиях, В.Е.Каган (1981) подчеркивает,что для таких индивидов характерен постоянный и непримиримый внутреннийконфликт с самим собой, который связан с затрудненным развитием личности, аконтрастность, полярность черт личности отражает стремление к равновесию иносит частично защитный, компенсаторный характер.
Врамках психоанализа высказывалось мнение, что проблемаобсессивно-компульсивного характера заключается прежде всего в искажении воли:она направлена на контроль и руководство тем, что не может быть направляемо ине поддается контролю — на влечения, чувства и т.п. (Shapiro D.,1965).«Требовательный цензор» такой личности — родители: суровые,требовательные, опасающиеся успехов ребенка, который интроецировал родителя и идентифицировалсяс его стандартами и системой ценностей (Johnson S., 1993). Основные черты такойличности: постоянное напряжение, отделение мышления от чувств, сосредоточениена деталях (отстранение от истинных чувств и мыслей), постоянное сомнение,неестественность и направленность на выполнение социальных ролей, склонностьбыть очень ответственным и сознательным, ответственность за других, стремлениене выходить за рамки. С одной стороны, на сознательном уровне такая личностьвоспринимает себя как сверхответственную, моральную, с другой — набессознательном уровне у человека имеется убеждение, что он сделал что-топлохое и должен себя сильно контролировать.
Инымисловами, для данного типа личности как раз и характерны такие проявления, какдиссоциативность, амбитендентность, клишированность поведения, которое по своейсути носит агонистический характер.
2 Эмоциональная (аффективная) измененность
Эмоциональнаяизмененность — зависимость поведенческой парафильной активности от аффективныхнарушений, включающих в том числе амфитимические состояния с высокойзначимостью негативных эмоциональных переживаний. Данная связь неограничивается упоминающейся в МКБ-10 зависимостью только, например,эксгибиционистских тенденций и исключительно от периодов «эмоциональногостресса или кризиса». Подобные связи обнаруживаются при любых формахпарафильного поведения и с более широким спектром аффективных расстройств(депрессивных, дистимических, дисфорических и др.).
Средипарафильных стимулов особое значение приобретают негативные эмоциональныепереживания. Наиболее ярким примером тому является феномен мазохизма, которыйJ.Mоnеy (1987) считает самым наглядным случаем согласования противоположностей,распространимым на все парафилии, и для объяснения которого предлагаетиспользовать теорию «противоположного процесса» (Solomon R.L., 1980).Данная теория позволяет объяснить закрепление различных форм аддиктивнойактивности, к примеру, ряд разновидностей рискующего поведения, реализациикоторых первоначально сопутствуют страх или отвращение, преобразующиеся затем в«эйфорический экстаз» с зависимостью от «опасного веселья»,сопровождающего данное поведение. В основе подобной трансформации отвращения взависимость J.Mоnеy усматривает нейрохимические основы противоположного процесса,связанные с освобождением эндорфина, собственного мозгового эйфорическогоопиатного пептида.
Сопровождаядевиантные акты, негативные эмоции усиливают интенсивность возникающих при этомощущений и степень последующей релаксации. Наблюдается перекрытие иныхмотивационных составляющих с частичным отрывом от лежавшей некогда в основесексуального акта первичной сексуальной потребности. Последний воспринимаетсялишь как средство разрядки, а побуждения к нему возникают в условиях,сопровождающихся аффективным напряжением и тревогой, требующих привычных,стереотипизированных способов разрешения ситуации. Поэтому парафильноеповедение так часто напоминает «танец на лезвии бритвы» и может бытьпредставлен как форма полимотивированного сексуального поведения, направленногона создание особой негативно-эмоциогенной ситуации с целью измененияфункционального состояния психики.
Данныйфакт является еще одним доказательством того, что существуют неосознаваемыевлечения к получению не только положительных, но и отрицательных эмоций. Основутаких влечений, проявляющихся в стремлении к созданию опасных и рискованныхситуаций, В.А.Файвишевский (1978) видит в сенсорной депривации системыотрицательной мотивации. Влечение к стимуляции данной системы, неосознаваемое впринципе в силу своего антибиологизма, всегда подвергается рационализации ивозникает в сознании только под фасадом положительных влечений. Положительныеэмоции родственны тенденциям развития, а отрицательные — потребностямсохранения и служат задачам удержания генетически заданных констант или ранеедостигнутого в онтогенезе (Симонов В.П., 1981), что позволяет рассматривать ихкак не случайное явление, а столь же закономерное, как, например, ригидность итревожность.
Предполагается,что негативные эмоциональные переживания связаны с угнетением правополушарныхмеханизмов регуляции. Если учесть, что как в филогенезе, так и в онтогенезе онипоявляются раньше эмоций положительных, а при функциональном угнетении мозгаисчезают последними и восстанавливаются первыми, то возникновение связанных сними психопатологических состояний выглядит закономерным в ходе именно онто- ифилогенетического регресса.
Вобъяснении закрепления той или иной аномальной реакции в структуре сексуальноговлечения нередко переоценивается роль оргастического или иного гедонистическогоэффекта, сопровождающего некое ключевое переживание, обычно детского илиподросткового возраста. Эти представления исходят из гомеостатической моделипобуждения, драйва либо из условно-рефлекторной теории.
Междутем предпочтения могут более успешно фиксироваться, когда последствия поведениявызывают усиление стимуляции, а не ее ослабление. Так, было показано, чтонаучение животного происходит в ситуации, когда «награда» (например,неполная копуляция) не ведет к снижению побуждения и уменьшению напряжения,связанного с удовлетворением побуждения. H.Harlow утверждал, что обезьяны могутнаучаться разбирать предметы и решать головоломки без явного побуждения илиподкрепления, за исключением вызываемых предметами и деятельностью самими по себе.
Болеетого, эксперименты Барбары Кон показали, что эмоциональный опыт, связанный сположительным и отрицательным подкреплением, влияет на восприятие, и посравнению с нейтральными раздражителями вознаграждаемые и наказываемые стимулывоспринимаются лучше. Эти результаты, не умаляя значения вознаграждения,указывают на значение наказания как фактора, облегчающего восприятие. Такимобразом, фактором, способствующим восприятию, является не только и не столькоположительное подкрепление, сколько какое-то эмоциональное состояние, связанноес воспринимаемым объектом независимо от того, является оно положительным илиотрицательным.
Всеэти данные могут быть использованы для объяснения некоторых существенныхособенностей парафильной активности, которая, во-первых, часто нацелена не насобственно сексуальную разрядку и имеет смыслом максимальное продление процессавозбуждения, а во-вторых, стимулируется в условиях негативного эмоциональногопереживания.
Учетэтих обстоятельств может прояснить кажущуюся парадоксальность закрепленияпервого эротически-девиантного опыта, сопровождающегося выраженным иинтенсивным аффективным переживанием, включающим часто такие негативные эмоции,как страх, стыд, отвращение, и не ведущим к четкой оргастической разрядке,ограничивающимся состоянием возбуждения. Нередко это можно было объяснитьсочетанием этих эмоций с естественными эротически возбуждающими стимулами ввиде наличия сексуального объекта, встреченного в эротическом контексте всейситуации.
Другимаспектом эмоциональной измененности является аналог амбитендентности — эмоциональная амбивалентность. Подобный феномен наряду с формированиемэмоций-микстов описан при истерических неврозах (Марута Н.А., 1992). Для лиц спарафилиями характерной является также амбивалентная окрашенность образаженщины.
Нейрофизиологическаябаза для формирования эмоций-микстов может быть связана с поражением миндалины,отвечающей за «взвешивание конкурирующих эмоций».
Третийфеномен измененности эмоциональной сферы — рассогласование вегетативных,поведенческих и эмоциональных компонентов поведения. Он представляетсясвязанным с патологией гипоталамуса, который принимает участие в интеграцииперечисленных составляющих в поведенческом акте. Рассогласование междусубъективными переживаниями и вегетативной основой эмоций может также бытьрезультатом изменения корково-подкорковых отношений.
3 Искажения сознания
Искажениясознания — возникающие в ходе исполнения девиантного акта изменения сознания,представляющие собой различные варианты его расстройства — от аффективногосужения до сумеречного помрачения — и характеризующиеся расстройствамиэмоционального тонуса и восприятия, изменением ощущений и самоощущений в видедереализационных и деперсонализационных состояний, нарушениями связностипереживаний, сознания «я» с дезинтеграцией идентичности ирасхождением психосенсорных и психомоторных компонентов поведения, фиксацией наузком круге значимых переживаний, что сопровождается амнезией различнойглубины. Для обозначения подобных, свойственных парафильному поведению,изменений сознания используется, например, термин «парафилическиефуги», характеризующий внешне целенаправленное поведение при егодействительной непроизвольности. Эти состояния рассматриваются, с однойстороны, как близкие к психомоторным припадкам, с другой — в одном ряду сдиссоциативными расстройствами, также образующими синдром «частичногосовпадения» с парафилиями.
К.Г.Юнг(1994) определяет сознание как «взаимосвязь различных содержаний сцентром, с „ЭГО“, выделяя такие его свойства, как дискретность,фрагментарность, узость, подчеркивая при этом, что сознание в значительнойстепени — продукт восприятия и ориентации во внешнем мире, различные сферыпсихической деятельности(как, например, мышление, эмоции) он считал функциямисознания. Противопоставляя сознанию бессознательное (личное и коллективное),которое не контролируется волей, он утверждал, что, если содержание личностногобессознательного еще может прорываться в сознание в виде „инвазии“ ибыть обнаружено субьектом, то содержание коллективного бессознательного»можно обнаружить в других, но не в себе".
А.О.Шевелев(1930), описывая архаическое (прелогическое) мышление, приводит егохарактеристики: символическое, идентифицирующее, магическое, дологическое,синкретическое, сверхдетерминистическое.
Современныепсихологи сходным образом характеризуют бессознательное, в нем образдействительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет рефлексии.Особенности бессознательного: невозможность произвольного контроля действий иоценки результатов, идентификация и эмоциональное заражение, отсутствиеразличий между прошлым, настоящим и будущим.
Всостав бессознательного входят (Асмолов А.Г.,1994):
1)надиндивидуальное подсознание — социально типичное поведение (бессознательныеструктуры, по М.Фуко, К.Леви-Строссу), архетипы — усвоенные субьектом образцытипичного для данной общности поведения и познания, влияние которых неосознается субьектом и не контролируется им.
Ввидуявного несоответствия парафильного поведения социальным нормам, использованиясоциально запретных стимулов возможна постановка вопроса о недостаточномразвитии этой сферы бессознательного у таких больных.
2)неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности, которые проявляются враздвоении сознания, симптомах отчуждения частей собственного тела, действияхпосле гипнотического внушения (когда пациент не может объяснить целей и мотивовповедения). Сюда же относятся эмпатия, первичная идентификация (неосознаваемоеэмоциональное отождествление с притягательным обьектом), трансфер, проекция .
Общимиих чертами являются: независимость от осознания (в этом случае воспринимаютсякак безличностное, происходящее не с ним), невозможность воплощения в значении- невербализуемость);
3)неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональныеустановки и стереотипы автоматизированного поведения):
а)сознательные операции (вторично неосознаваемые), характеризующиеся установкойна целевой признак;
б)приспособительные операции, характеризующиеся установкой на неосознаваемыйпризнак — они возникают в процессе непроизвольного подражания, прилаживания,подгонки к предметным условиям ситуации. Для них характерны: непроизвольность,изначальная неосознаваемоcть, ригидность.
Субсенсорное восприятие.
Исходяиз приведенного перечня, можно говорить о том, что многие закономерности генезапарафильного поведения, о которых шла речь в этой главе, свидетельствуют, покрайней мере, о значительной роли бессознательного в его регуляции.
Содержаниесознания составляет информация, которую человек осознает в данный моментвремени — то, что И.П.Павлов называл оптимумом реактивности. В светевышеприведенных рассуждений об изменении осознавания у лиц с парафилиямипредставляет особый интерес нейродинамический подход (Иванов-Смоленский А.Г.,1974).К содержанию подсознания он относит:
1)деятельность коры, осуществляемую в данный момент за пределами оптимумареактивности. У лиц с парафилиями изменение этого фактора клиническипроявляется в расширении осознавания;
2)интероцептивные ассоциации (вегетативные условные реакции и соматическиереакции на интероцептивные раздражители, выражающиеся в сомато-вегетативныхреакциях;
3)инвербализированные связи первой сигнальной системы (нарушения взаимодействияанализаторов и кросс-модальные связи, о которых упоминалось выше).
Клиническийанализ нарушений сознания у лиц с парафилиями позволяет говорить о том, чтовзаимоотношения между сознанием и подсознанием у них организованы по-другому,чем у большинства людей.
Измененныесостояния сознания возникают и у здоровых людей в особых ситуациях. С.Гроф(1991) описывает следующие особенности измененных состояний сознания: изменениеугла зрения наблюдателя (нет четкой привязанности к пространству); отсутствиеразличий во времени с возможностью различного его течения; отсутствие различиямежду субьектом и объектом; появление архетипов. Н.А.Носов (1993) к признакамвиртуальных (возникающих в виртуальной реальности) состояний относит:
1)внешние (обьективные):
а)непривыкаемость (сколько бы раз ни повторялось, всякий раз переживается какнеобычное и непривычное);
б)спонтанность (непроизвольность, аутохтонность);
в)фрагментарность (ощущения локализуются в какой-либо одной части тела илипроявляются в каком-либо одном из качеств);
г)обьективность (описывает не свои переживания, а как бы факты и события,существующие независимо от него);
2)внутренние (субьективные):
а)измененность статуса реальности — чувства приобретают другой характер (сужениеили расширение обьема реальности);
б)измененность статуса личности — иначе оцениваются собственные возможности — сила, могущество или наоборот («психическое надувательство» по К.Юнгу- сходное состояние у лиц с парафилиями);
в)измененность статуса сознания — проясненность или затуманенность, увеличениеили уменьшение сферы осознания;
г)измененность статуса воли — самопроизвольность или наоборот.
Помнению Н.А.Носова, виртуальная реальность имеет отличия от обычной,заключающиеся в следующем: отсутствие прошлого и будущего («здесь итеперь»); включенность в события (непосредственный участник);порожденность (сотворенность); неотличие субъекта от объекта.
Такимобразом, при описании измененных состояний сознания различные авторы обращаютсяк сходным формулировкам и фактически описывают бессознательные процессы.
Важнойособенностью сознания лиц с аномальным сексуальным поведением представляетсядиссоциативность. Однако относить ее к чисто патологическим феноменам было бы,очевидно, неправильно.
Гегель(1956) выделял три ступени развития сознания:
1)чувственное сознание — содержание которого составляет «непосредственный,сущий обьект»;
2)воспринимающее сознание -«когда сущность становится предметом сознания,единичные вещи ставятся в отношение ко всеобщему» («не единство, носмешение»);
3)рассудочное — «когда предмет низводится или возвышается до явлениянекоторого для себя сущего внутреннего существа». На этом этапе«сознание открывает само себя», «обьект превращается всубьект», то есть образуется самосознание.
Примечательно,что Гегель четко разделяет состояние «сомнамбулизма» и состояние«помешательства»: при первом «обе личности существуют в одноминдивиде, не соприкасаясь друг с другом», эта двойственность проявляетсякак двойственность состояний; при втором — две личности не представляют двух частей,а существуют в одном и том же состоянии как отрицающие друг друга, причем еслив норме сознание душевное (воспринимающее) и сознание рассудочное взаимносоприкасаются и знают друг о друге, то при помешательстве первое отрицаетвторое. Очевидно предвосхищение Гегелем понимания сути выделенных позжепсихиатрами диссоциативных расстройств и множественных личностей.
К.Изард(1980) считал, что целесообразно говорить об уровнях осознавания, которыеявляются показателем мотивационнной ценности осознаваемого феномена. Однако врассматриваемых здесь случаях такая связь может быть подвергнута сомнению.Описанное выше изменение отношений между сознанием и бессознательным у лиц спарафилиями извращает эту связь, представляя собой одно из проявленийдиссоциации.
Е.В.Черносвитов(1985) выделяет две функции сознания: предметную, проявляющуюся впространственно-временной ориентированности, и смысловую — вценностно-смысловой ориентированности. Он считает, что в нормальном сознанииесть пограничные зоны, где эти функции диссоциированы, не совпадают, впатологии же возможны такие проявления диссоциации, как, например, отношение ксвоему телу как к предмету.
Вкачестве дизонтогенетического механизма диссоциации выступает асинхронияразвития. «Разновозрастность» мозговых функций, по-видимому, приводитк недостаточной их интеграции и разной степени участия в обеспечении целостнойпсихической деятельности.
Нейрофизиологическиммеханизмом диссоциации являются нарушения взаимодействия различных областеймозга. Как показывают исследования, у таких индивидов изменены межполушарные икорково-подкорковые взаимоотношения. Ввиду часто встречающихся у лиц спарафилиями признаков левшества особый интерес представляют особенностимежполушарной организации психических процессов у левшей. А.В.Семенович (1991)относит к таковым сравнительную функциональную недифференцированность мозговыхструктур леворуких, в частности, создающую базис для появления системымежмодальных связей, функциональную амбилатеральность и относительнуюфункциональную разобщенность, автономность гемисфер. Центральным моментомпсихологической структуры синдромологии левшей, по ее мнению, являетсяотсутствие системности нарушений, «у них имеет место мозаичность,диссоциация степеней сохранности различных звеньев, уровней произвольности и способовреализации одного и того же психического процесса», что может проявлятьсяв «уязвимости и раскоординированности когнитивного и аффективного уровнейрегуляции психической деятельности», «недостаточной сформированностибазиса автоматизированного поведения, частого осознания средств навыков».Иными словами, у левшей могут осознаваться процессы, которые никогда или тольков особых условиях осознаются у правшей, и, следовательно, можно предполагать,что обычно осознаваемые у правшей процессы могут протекать на неосознаваемомуровне.
Понятно,что у левшей особенности нормальной психической деятельности ипсихопатологической симптоматики выражены четче, чем в исследуемой популяции.Правополушарная патология, наблюдаемая у лиц с парафилиями, клиническипроявляется более стертыми признаками.
Экспертноезаключение о наличии нарушения сознания у испытуемого в момент правонарушениябазируется на суждении о степени его дезинтеграции в двух аспектах:
1)через оценку экспертом субьективного описания испытуемым состояния разных сферпсихической деятельности-восприятия, мышления, эмоций и воли(психопатологический аспект);
2)через оценку экспертом вербального и невербального поведения испытуемого вмомент правонарушения (поведенческий аспект).
Приэтом целесообразно рассматривать механизм такой дезинтеграции какдизонтогенетически обусловленный регресс одних составляющих сознания приотносительной сохранности других.
Клиническийопыт работы с лицами с парафилиями позволяет обратить внимание на то, что длячасти таких индивидов характерны выраженные флюктуации сознания (ЯсперсК.,1973). Часто в течение беседы обращают на себя внимание изменение мимики,моторики, расфокусированность взгляда, отрешенность при добросовестных попыткахописать свои переживания в ситуации правонарушения. Иногда подобные состоянияпровоцировались ситуацией дихотического прослушивания или длительнымнейропсихологическим обследованием. В ряде случаев сами пациенты обращаливнимание врача на то, что они с трудом отличают фантазии от реальности.
Всвое время Я.П. Ясинский (1935) описывал появление сумеречных состоянийсознания у больных, страдающих шизофренией, вследствие психотравмирующихмоментов, с тенденцией к повторению, называя этот феномен«гипнофренией». Он подчеркивал, что, независимо от причины, механизмы,ведущие к появлению расстройств сознания, одни и те же, во всех случаях ведут" к одной цели, вызывая определенный симптомокомплекс".
Какпредставляется, подобные явления говорят о повышенной уязвимости состояниясознания у лиц с парафилиями, которая проявляется в ситуациях, не патогенныхдля большинства людей. Возможно, она формируется еще в детстве, проявляясь уаутичных детей в виде феномена «тождества» (Каган В.Е.,1981).
М.А.Мелик-Пашаян(1966) считала, что нарушения ясности сознания связаны с функциональнойдиссоциацией коры мозга (лоб-затылок, правое-левое полушария, кора-подкорка).Схожие нарушения наблюдаются и у лиц с парафилиями.
Т.А.Доброхотова,Н.Н.Брагина (1994), описывая особенности психопатологической симптоматики улевшей, отмечают, что, в отличие от правшей, у них нет разделения психомоторнойи психосенсорной сфер, не соблюдается временная последовательность переживаний,может отмечаться повторение переживаний, возможно, с другой эмоциональнойокраской. Чередование психосенсорных феноменов в форме перцепторныхвоспоминаний и феноменов предвосхищения и психомоторных феноменов,наблюдающееся в некоторых случаях у испытуемых, может свидетельствовать офункциональной разобщенности полушарий.
Э.Я.Манандян(1966) считала, что у маленьких детей поражение затылочной области проявляетсяв полном выключении сознания, у старших детей чаще наблюдается патологиявисочных зон, что дает клинически картину абсансов, ауры с оглушением,сумеречных состояний, моторных автоматизмов, у подростков же чаще поражаютсяпередние отделы мозга, что проявляется в психических эквивалентах (фуги,трансы, сумерки, речедвигательные автоматизмы).
Основнымпризнаком нарушения сознания А.Р.Лурия (1973) считал нарушение избирательностипсихических процессов, выступающее во всех сферах умственной деятельности.Сознание тесно связано с произвольностью высших психических функций (ХомскаяЕ.Д.,1987), которая означает возможность управления ими (или отдельными ихфазами, этапами), что, по мнению автора, равнозначно осознанности ипредполагает:
1)наличие программы, в соответствии с которой протекает психическая функция. Улиц с парафилиями такая программа вырабатывается в фантазиях, однакопримечателен тот факт, что многие из них не усматривают связи между содержаниемфантазий и своим поведением при правонарушении, т. е. программа не осознается.
2)контроль за окончательным результатом деятельности (сличение реальногорезультата с предварительно сформированным его образом). Клинические выраженияискажения этого звена регуляции можно усматривать в непонимании факта смертижертвы, символических, зачастую психологически непонятных эксперту манипуляцияхс трупом, что, возможно, обусловлено либо дефектным образом результата, либонарушением обратной связи. О последнем заставляет задумываться встречающееся участи испытуемых утверждение, что жертва, например, не плакала, а улыбалась илисама не возражала против манипуляций с ней.
3)наличие соответствующего мотива. Как правило, жертвы испытуемого случайные имотив сформулировать он часто не может, что, конечно, не означает, что его нет,а свидетельствует лишь о его отсутствии в сознании.
Осознаютсялучше цель и результат, сам же процесс протекает, как правило, набессознательном уровне. Необходимо подчеркнуть, что дезавтоматизация (расширениеосознавания) программы и контроля за ее протеканием феноменологическипроявляется в виде психических автоматизмов.
Вэтом случае представляется более правильным говорить о расширении сознания. Всвое время J. Miller (1956) показал, что можно говорить об определенной емкостипамяти (следовательно, и сознания), которая приблизительно равна 7+2 условныхединиц (например, образов по модальностям, которые одновременно в состоянииосознавать человек). Исходя из этого положения, можно утверждать, что расширениеосознавания в одной сфере должно сопровождаться сужением его в другой.
П.В.Симонов(1990) отмечает, что по мере превращения задачи в стереотипную деятельностьначинает доминировать правое полушарие, ответственное за реализацию врожденныхи приобретенных автоматизмов, левое же включается при анализе новых ситуаций иактивном поиске оптимальных решений. Человек свободен в своем выборе, с точкизрения его рефлексирующего сознания. Субьективно ощущаемая свобода выбора ипорождаемое ею чувство личной ответственности включают механизмы всестороннегои повторного анализа последствий того или иного поступка. Мобилизация изрезервов памяти такого рода информации ведет к усилению потребности, устойчивоглавенствующей в иерархии мотивов данной личности, благодаря чему онаприобретает способность противостоять ситуативным доминантам, т. е.потребностям, экстренно актуализированным сложившейся обстановкой.
Учитываявышеупомянутые феномены безличностности, насильственности при отсутствии всознании мотивов правонарушения, можно предполагать, что у лиц с парафилиямистрадает именно ощущение свободы выбора.
Анализклиники нарушений сознания при парафилиях позволяет также говорить о распадевосприятия:
а)на фрагменты — фиксация только отдельных деталей собственного поведения, обликажертвы (впоследствии не узнают при очных ставках) или внешней ситуации;
б)по модальностям в филогенетически обратной последовательности (тактильная — вестибулярная — слуховая — зрительная).
Обращаетна себя внимание определенное сходство описанных проявлений с психологическимихарактеристиками изменений личности при эпилепсии (Братусь Б.С.,1986):ограничение периферийного зрения или ухудшение восприятия отдельныхмодальностей, возвращение к замедленному последовательному восприятию собственныхдействий, выраженная эмоциональная насыщенность отдельных этапов действия и,наконец, невозможность даже в фантазиях занять позицию наблюдателя. Несмотря наразличие понятий «личность» и «сознание», подобное сходствоможно расценить как аргумент в пользу предположения о наличии общих механизмовформирования аномального поведения независимо от его конкретного содержания, покрайней мере, при органических поражениях ЦНС.
Л.Р.Зенков(1994) считает, что в мезодиэнцефальной области находится система осознавания,которая независима от системы общей активизации и поддержания бодрствования,она инактивна при функционировании последней, но обеспечивает сложные формыповедения при отсутствии сознания, причем осознание левополушарных процессовпостроено по принципу «все или ничего», правополушарных же — ограниченно, подвижно, текуче, континуально. По-видимому, этим можетобьясняться плохая вербализация переживаний вообще, и особенно имевших место всостояниях нарушенного сознания, у лиц с парафилиями, что феноменологическисходно с алекситимией. «Правополушарность» сознания лиц спарафилиями, возможно, лежит в основе уже упоминавшихся его флюктуаций.
Такимобразом, изменения сфер осознавания, способности к вербализации,сомато-вегетативной и эмоциональной сфер свидетельствуют о дезинтеграциипсихического «Я» за счет регресса отдельных компонентов сознания.
Ороли взаимоотношений мозговых полушарий заставляет задуматься феноменсклонности стереотипов к «перевертышам», который у лиц с парафилиямиуже описывался выше. В некоторых клинических наблюдениях очевидно сочетание«комплекса Мадонны» (преклонение перед женщиной) в обычном состояниисознания с садистическим поведением вплоть до убийства при правонарушении, что,на наш взгляд, может быть интерпретировано как своеобразное проявление«психической зеркальности» или как «воспроизведениенесвойственного больному варианта поведения» (по формулировке ДоброхотовойТ.А., Брагиной Н.Н., 1993), однако подобное поведение могло наблюдаться и внерамок клинически очерченных нарушений сознания. По-видимому, содержательно оноформируется по механизму отвергания конфликтной ситуации (негативные реальныедействия, по Иванову-Смоленскому А.Г., 1974).
Второйфеномен того же ряда — «диспраксия» (несогласованные движения рук). Водном из наблюдений испытуемый одной рукой хватал, другой — отталкивал жертву,то ругая ее за то, что она так поздно ходит одна, то угрожая изнасилованием.
Нейропсихологическиеисследования (Хомская Е.Д., 1987) показали, что с нарушением сознания протекаютпоражения коры медиобазальных отделов височных, префронтальных медиобазальных иконвекситальных областей мозга. Именно о поражении первых двух говорятрезультаты обследования лиц с парафилиями.
А.П.Дубров, В.Н.Пушкин(1990) указывают, что сознательная деятельность возможна, когда одновременноработают 2 блока (уровня) психологической саморегуляции — личностный игностический (лобные доли и теменная область), если они работают отдельно другот друга, то деятельность не осознается. П.В.Симонов (1990) считает обязательнымусловием функционирования сознания сохранение анатомических связей гностическихзон коры с речевыми структурами. Затруднения в вербализации переживаний, окоторых уже упоминалось, также ставят вопрос о своеобразной«дефицитарности» сознания у таких больных.
Осознанностьповедения предполагает (Хомская Е.Д., 1987) постоянный контроль за егопротеканием (за последовательностью операций и за результатами промежуточныхфаз). Нарушение его клинически может проявляться:
а)в виде незавершенности действий;
б)сосредоточения на промежуточных фазах и их результатах, что в психопатологииквалифицируется как фиксация на активности самой по себе.
А.Г.Иванов-Смоленский(1974) относил к содержанию подсознания заторможенные в онтогенезе корковыединамические и патодинамические структуры. Клинически этот уровень патогенезаобусловливает регресс поведения. Подчеркнем, что реализация такого поведениявозможна и без клинически выявляемых нарушений сознания.
Красстройствам, возникающим во взаимоотношениях между сознанием и бессознательным,А.Г.Иванов-Смоленский относит:
а)сумеречные состояния, которые могут стереотипно воспроизводить ситуациюпсихотравмы (особенно показательно в этом плане садистическое поведение,патогенез которого разобран выше) или выключать больного из реальнойдействительности и фиксировать поведение на каком-то пройденном этапе егоонтогенетического опыта, а также
б)психические автоматизмы -«мерцание» кортикальной деятельности сконкуренцией реальной действительности и патологической доминанты.
Представляется,что клинически последнее может проявляться в двойственности поступков: вовременном аспекте — чередование адекватных и неадекватных действий, впространственном аспекте — в виде описанной выше диспраксии рук, снеосознаванием фрагментов поведения. Возможен вариант раздваивания кортикальнойдеятельности, когда поочередно появляются взаимоисключающие ивзаимноамнезируемые состояния, причем в обоих случаях совместная деятельность ивзаимодействие сигнальных систем осуществляется, не обнаруживая явныхпатологических изменений.
Примечательно,что А.Г.Иванов-Смоленский считает функцией подобных нарушений сознаниясаногенез, «аутотерапию», что созвучно пониманию парафильногоповедения как средства эмоциональной саморегуляции (Ткаченко А.А., 1994).
Всеэти составляющие клинической картины (насильственность, аффективнаяизмененность, нарушения сознания) позволяют включить парафильное поведение вкруг протопатических синдромов. А.Л.Эпштейн (1936) указывал, что для последниххарактерны сдвиг личности в сторону аффективности с преобладанием тревожного,депрессивного или иного тягостно-неприятного тона переживаний, включающихнасильственные и чуждые побуждения; преимущественно ноцицептивные,амфитимические или паратимические эмоции с разладом перцепторно-эпикритическойсистемы и расстройством сферы «чистых ощущений» в виде блокировки,извращения восприятий различных модальностей на фоне разнообразных вегето — висцеральных проявлений; последующую расплывчатость и нечеткость ощущений,определяющих алекситимические состояния. И, наконец, — как один из основныхэлементов, отражающих, возможно, главенствующий патофизиологический механизм, — искажения сознания в различных его клинических вариантах.
Еслиже учесть, что протопатическая система является филогенетически древней,противостоящей более юной эпикритической, то формирование парафилийпредставляет собой не что иное как проявление целостного механизма психическогорегресса, особенностью которого в этих случаях является своеобразие именносексуального поведения.
Длявычленения определенных стадий онто- и филогенеза сознания целесообразновоспользоваться классификациями онтогенеза сознания Г.К.Ушакова (1966,1973) всопоставлении с уровнями патологического реагирования по В.В.Ковалеву (1985).
Обобщаявышеприведенные данные в аспекте применения их в психиатрической клинике, можносделать следующие выводы:
Для1-й стадии развития сознания характерно формирование физического Я, патологиякоторого проявляется моторными стереотипиями и расстройствами схемы тела, атакже соматовегетативными реакциями. По схеме сексуального развития в этотпериод времени формируется первичная (телесная) половая идентичность, поведение(в том числе и сексуальное) в это время носит имитативный характер, в основекоторого лежит идентификация с конкретным лицом, очевидно, чаще с родителем илис лицом, совершившим сексуальное насилие над испытуемым в этом возрасте.Нарушения сознания при патологии данного этапа по форме будут близки кпсихическим автоматизмам с разнообразными явлениями искажения восприятиясобственного тела и вегетативными реакциями, по содержанию же будут имитироватьреальный эпизод.
Для2-й стадии характерно формирование психического Я, патология этого этапа будетскладываться из психосенсорных расстройств с искажением пространственно-временныхотношений, патологического фантазирования. По времени данный период совпадает сформированием половой роли, поведение (в том числе и сексуальное) также будетносить подражательный характер, в основе которого лежит идентификация с группой(точнее, с усвоенными полоролевыми стандартами, принятыми в ней). Нарушениясознания по форме будут близки к сумеречным и особым состояниям по Гуревичу, посодержанию будут либо прямо определяться усвоенным полоролевым стереотипомповедения, либо отражать его (вплоть до полной зеркальности) вгиперкомпенсаторном плане (например, агрессивно-садистическое поведение).
Для3-й стадии характерна интеграция Я, которая у лиц с парафилиями происходит набазе уже имеющихся нарушений предыдущих этапов развития сознания. В планесексуального развития в это время происходит становление психосексуальныхориентаций, т. е. окончательный выбор формы реализации сексуального влечения иего обьекта, причем это происходит на психологическом фоне сохраняющихся отпредыдущих стадий нерешенных внутриличностных конфликтов и проблем, преждевсего завершения идентификации и половой роли. Обеспечение развития личности иподдержка цельности и стабильности сознания могут осуществляться за счет«доделывания» незавершенных фаз онтогенеза, самоидентификации среализацией в поведении попыток решения проблем и конфликтов, каковые и будутопределять содержание нарушенного сознания. Примером завершения фазы дистинкцииможет являться садизм, выбор в качестве сексуального обьекта ребенка связан ссамоидентификацией с ним и фиксацией либидо на стадии аутоэротизма. По форменарушения сознания на этом этапе могут быть значительно разнообразнеепредыдущих и располагаться в континууме от тонких нарушений рефлексии, примеромчего является деперсонификация обьекта и расщепление либидо, или диссоциативныхрасстройств с элиминацией отдельных модальностей или различной степениотчуждением отдельных сфер психической деятельности, аналогичным дезинтеграции(Assagioli R.,1985) — телесных ощущений, эмоций и чувств, мышления и образов(вертикальный тип регрессии) до множественных личностей (горизонтальный типрегрессии).
Такимобразом:
1)полиморфизм нарушений сознания при парафилиях определяется:
а)предиспозиционным фактором в виде атипичной функциональной асимметрии мозга;
б)по форме (психопатологическому синдрому) — выраженностью вертикальной регрессиисознания, которая обусловлена :
— повреждением мозговых структур различной филогенетической древности(Ата-Мурадова Ф. А., Ботвиньев О.И.,1985);
— типом дизонтогенеза (асинхрония развития), который определяет функциональнуюдефицитарность или нестойкую компенсацию определенных компонентов сознания,сформировавшихся в результате парциальной задержки развития (диссоциативность);
в)по содержанию (поведению) — глубиной горизонтальной регрессии сознания, котораяобусловлена фазой онтогенеза, на которой произошла задержка развития;
2)основным механизмом нарушения сознания при парафилиях представляется егодезинтеграция вследствие регресса отдельных компонентов. 
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.worlds.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Lillian Hellman Essay Research Paper Comparing Lillian
Реферат Разработка лабораторной установки по исследованию каналов утечки речевой информации
Реферат Ronald Wilson Reagan Essay Research Paper Ronald
Реферат Арифметика комплексных чисел (факультативный курс для старших классов средней школы)
Реферат 1. 2 Системы управления базами данных. Основные функции
Реферат How John Donne Showed His Love Essay
Реферат Законодавча база створення та функціонування малих і середніх підприємств в Україні
Реферат Сальвадор Дали - король сюрреализма 2
Реферат Образы белогвардейцев в советской литературе (по повести В.В. Иванова "Бронепоезд №14.69")
Реферат Heaven
Реферат Анализ эпизода «Именины Татьяны Лариной» ("Евгений Онегин")
Реферат What Have We Learnt About The Logan
Реферат Анонс мероприятий учреждений культуры в районах Пензенской области
Реферат Классификация колбасных изделий
Реферат Экономические вопросы в работах Аристотеля