Пасха
Главный христианскийпраздник, являющийся ежегодным воспоминанием и празднованием тайны искупления,центральным моментом которого стали спасительные страдания и Воскресение СынаБожия, Господа Иисуса Христа. Название «Пасха» является прямым перенесениемназвания иудейского праздника, отмечавшегося ежегодно в течение недели, начинаяс 14-го дня весеннего месяца нисана, в память о важнейшем для Израиля событии —чудесном освобождении евреев от египетского рабства в середине 13 века до н. э.(Книга Исхода, гл. 12-15). Само название «пасха» представляет собой греческоевидоизменение древнееврейского слова «pesah», которое по традиции толковалоськак «прохождение» (в контексте событий исхода Израиля из Египта); оно, вероятно,в свою очередь, было заимствовано из более древнего пастушеского обычаяпразднования перехода с зимних пастбищ на летние. Смерть и Воскресение Христапо времени совпали с праздником Пасхи, а Сам Он в своей искупительной жертвеуподобился невинному ягненку (агнцу), закалываемому по обычаю перед началомэтого праздника (ср. Евангелие от Иоанна 1:29; 1-е Послание к Коринфянам 5:7).Подобно тому, как избранный Богом народ был избавлен от рабства, всечеловечество освобождено Христом от власти греха и смерти.
Несмотря на то, что спервых веков христиане чтили каждый воскресный день как день ВоскресенияХристова, довольно рано в различных поместных Церквах сложился обычай уделятькаждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания страдания иВоскресения Господа. Поскольку по времени эти события евангельской историисовпали с иудейским праздником Пасхи, он был более или менее близок к иудейскойПасхе по времени празднования (в дальнейшем проблема того, в какой деньпраздновать Пасху, вызывала в Церкви немало споров, не исчерпавшихся средихристиан и поныне). Расчет времени празднования Пасхи осуществляется внастоящее время в большинстве христианских конфессий по лунно-солнечномукалендарю. Существует, однако, расхождение между исчислением дат Пасхи укатоликов и православных, что обусловливает различие дат. Тем не менее у всехсовременных христиан день Воскресения Христова приходится на воскресенье. Вомногих конфессиях праздник Пасхи предваряется длительным подготовительнымпериодом, именуемым Великим постом, или даже серией подготовительных периодов.
Пасха в народной традиции
В славянском народномкалендаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершениямагических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудьделе. Воры в эту ночь «заворовывали», то есть старались незаметно украстьчто-нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотникипри возгласе священника «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога ввоздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместоответа «Воистину воскресе!» говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобыобеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу спросьбой послать им женихов.
Проспать пасхальную службубыло непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий денькупали или обливали водой (ср. указ Синода от 1721 г., по которому, вчастности, запрещалось «по старинному суеверному и вредному обычаю купать илиобливать водою не бывающих у заутрени»). Человеку, проспавшему пасхальнуюзаутреню, в течение года грозили неудачи.
По народным поверьям, впасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новойодежде — увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковьспециальным образом приготовленный творог или сыр — узнать среди прихожан ведьмпо небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись начердак или колокольню со свечой, горящей еще с заутрени, можно было увидетьдомового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие.Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарем, можно было наблюдать,как покойники молятся и христосуются между собой. Верили, однако, что человек,выдавший свое присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью.
По окончании заутрени людистремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома, чтобы втечение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходядомой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о ВоскресенииХриста и похристосоваться с ними.
Пасхальный завтракпроходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый деньПасхи было не принято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей,разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальнойпищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первыйдень Пасхи священник и причт, а также домочадцы «молили паску», то естьобменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части.Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования:например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточнобыло вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо.
Немало магических свойствприписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также остаткам другихпасхальных блюд, например костям поросенка. С пасхальным яйцом обходилизагоревшееся строение или кидали яйцо в огонь, надеясь, что оно поможетостановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их впосевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали вполе, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка такжезакапывали в посевы, чтобы уберечь их от града.
В течение всей недели,начиная с первого дня Пасхи, священники в сопровождении причта и наиболееблагочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили тампасхальные молебны, за что получали вознаграждение.
С вечера пасхальноговоскресенья по домам ходили группы мужчин, называемых «волочебники» или«христованники», которые поздравляли хозяев с праздником. Они исполняли подокнами специальные величально-поздравительные песни, описывающие хозяйственнуюдеятельность крестьянина и его богатство; а припев этих песен включалтрадиционное пасхальное приветствие: «Христос воскрес, сыне Божий!». Поляки наПасху обходили дома, нося или везя с собой живого или деревянного петуха каксимвол воскресшего Христа.
У западных славян напасхальной неделе практиковались массовые молодежные обливания. Понедельник былмужским днем (парни, мальчики, мужчины поливали девушек и женщин), а вторник —женским. Парень старался облить понравившуюся ему девушку, в ответ, присогласии, она одаривала его крашеными яйцами или преподносила другие подарки.Во время пасхальных обливаний обнаруживалась и общественная оценка поведениятой или иной девушки: считалось постыдным, если ее не облили в пасхальныйпонедельник, тем самым осудив за развязное поведение или иные прегрешения.
Среди пасхальныхразвлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, прежде всего —катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битьекрашеными яйцами.
У восточных славян втечение всей пасхальной недели любой человек мог подняться на колокольню извонить в колокола, благодаря чему пасхальная неделя получила название«Звонильной». Звоны и наигрыши, исполнявшиеся на Пасху, были далеки оттрадиционных богослужебных звонов, в них широко использовались народные мелодиии свободная импровизация. У русских девушки в течение всей пасхальной неделисобирались на колокольне, пели там песни, плясали и, конечно, звонили вколокола. Бытовало убеждение, что тот, кто, разговевшись пасхальным хлебом,первым ударит в колокола, будет жить до следующего Светлого Воскресенья.
Пасхальному звонуприписывался и магический смысл. Так, украинцы и поляки считали, что пасхальныйзвон положительно влияет на рост гречихи, а также «пробуждает» пчел от зимнегосна. В России, где особой заботой традиционно были окружены лен и конопля, наколокольню в Пасху торопились в основном женщины. Считалось, что у той из них,которая зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий иволокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательноследили за правильностью пасхального трезвона. Если звонарь чуть запаздывал извонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая.
Из других пасхальных забаввыделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались будущиесупружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнегогода. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близкихродственников.
На пасхальной илиследующей за ней Фоминой неделях имело место массовое поминовение умерших.
П. Д. Сахаров