Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогика Нового и Ветхого завета

Введение
 
Духовный потенциалнации – основа, на которой с давних времен держалась мощь государства. А именносегодня формируется национальная идея, цель и стратегия развития общества вцелом и каждого человека в отдельности. Поэтому необходимо переосмыслитьсложные и противоречивые явления жизни, чтобы увидеть неразрывную связьнастоящего и прошлого. Это тем более необходимо в условиях стремительногонаучно-технического развития. Вот почему воспитание детей и молодежистановиться в последнее время важным направлением деятельности образовательныхучреждений. Активизируется обращение к духовной сокровищнице христианства, егоценностям и идеалам. Ведь гуманная Педагогика, основывается на Вере, иначе – «надопущениях, которые не имеют обычных доказательств, кроме Веры, которая естьпредчувствие знания, Мудрость Сердца».[14,24]
Все классическиепедагогические учения – Квинтилиана, Коменского, Песталоцци, Ушинского,Макаренко, Сухомлинкого – основываются не на науке, а на Вере в самое Высшее –в Творца. На Идеале, Идее, на Убежденности. И потому каждый великий мыслительесть не родоначальник педагогической науки, а лишь продолжение того, чтоописано в Священном Писании.
На протяжении двухтысячелетий истории человечества Библия определяла стратегию и тактику, теориюи практику воспитания совершенной человеческой личности. Именно поэтому вданной работе будет рассматриваться христианская педагогика – педагогика Новогои Ветхого Завета. Ведь именно христианство и его ценности являются первоосновойдуховного богатства людей, и почерпнуты они из «Книги жизни и на всю жизнь» — из Библии.

Глава 1. История
1.1 Природа религии
Вера существовала ссамого зарождения человечества. И история не знает ни одного народа, которыйбыл бы совершенно лишен веры. Даже атеистов нельзя считать людьми по-настоящемуневерующими. Идеологические мифы, которые принимаются ими на веру, — это, посуществу, перелицованная религия. В результате возникают «верования» атеизма,пытающиеся привнести смысл в бессмыслицу, предназначенные примирить человека стем, что он по своей природе не может принять.
Дух человека векамистремился к красоте, добру и чему-то Высшему, достойному поклонения. Можно ливидеть в этом лишь пустой самообман? И разве не показательно, что, когдачеловек отворачивается от этого Высшего, вместо нее возникают суеверия и«культы»? Иными словами, если человек уходит от Бога, он неизбежно приходит кидолам.
Даже потеряв Бога, людистрастно ищут абсолютного. И только религия остается наиболее личностной извсех форм человеческой деятельности. Поэтому именно в ней дух, затерянный влабиринтах цивилизации, вновь и вновь обретает для себя прочную основу ивнутреннюю свободу. Знаменитый физик Макс Борн, говоря о пропасти, в которуюкатится цивилизация, подчеркивал, что лишь религиозные идеи могут вернутьздоровье обществу. «В настоящее время, — писал он, — только один страхвынуждает людей сохранять мир. Однако такое положение неустойчиво и должно бытьзаменено чем-то лучшим. Нет необходимости искать где-то далеко принцип, которыймог бы стать более прочной основой для устройства наших дел… В нашей частимира этот принцип содержится в христианской доктрине».[11,133]
Люди, говорящие о «гибелирелигии», либо близоруки, либо намеренно закрывают глаза на действительность,либо, наконец, являются жертвами дезинформации.
Сегодня, как никогда,актуально звучат слова апостола Павла, сказанные две тысячи лет назад:
«Нас почитают умершими,но вот, мы живы» (2 Кор 6,9).
Что же такое вера?Ученые и богословы определяли ее по-разному и порой очень противоречиво.Религию связывали с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости(немецкий богослов Шлейермахер); английский мыслитель Рассел определял ее какстрах перед неведомым и т. д.[12,23]
Не следуетостанавливаться здесь на мнении «просветителей», будто религия есть продуктнамеренного обмана. От этого взгляда давно отказались и сами атеисты. Затогораздо упорнее держались они за другую концепцию XVIII в., согласно которой религия— это плод невежества первобытного человека, не знавшего законов природы.Подобные утверждения еще встречаются довольно часто в антирелигиознойлитературе. Однако вера живет и тогда, когда знания человека о природестановятся полнее; ее исповедуют люди, стоящие на самом высоком уровнеинтеллектуального развития.
Отрыв культуры от еерелигиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинныйкультурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни.
Чем была бы историяИзраиля без Библии и чем без Библии была бы европейская цивилизация? Чем былабы западная культура без католичества, индийская — без ее религий, русская —без православия, арабская — без ислама? Кризисные и упаднические явления вкультуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, чтоприводит творчество к деградации и омертвению.
Вера представляет собойтакое состояние человека, когда он убежден в существовании чего-либо, неосновываясь при этом на каких-либо внешних фактических и логическихдоказательствах, т. е. интуитивно.
Например, происхождениеВселенной всегда волновало людей, особенно людей науки. Жан Жак Руссо ещедвести лет назад писал: «Ум путается и теряется в этой бесконечности отношений,из которых ни одно не запуталось и не потерялось в массе. Сколько нужноабсурдных предположений, чтобы выводить всю эту гармонию из слепого механизмаматерии, случайно приводимой в движение! Напрасно те, которые отрицают единствозамысла, обнаруживающегося в отношениях всех частей этого великого целого,прикрывают свои нелепости абстракциями, координациями, общими принципами,всякими эмблематическими терминами; сколько бы они ни старались, я не могупостичь систему существ, подчиненных столь незыблемому порядку. Я не в силахверить… чтобы слепая случайность могла произвести разумные существа, чтобынемыслящее могло произвести существа, одаренные мышлением».[15,24]
Известно и признаниеЭйнштейна: «Моя религия — это глубоко прочувствованная уверенность всуществовании Высшего Разума, который открывается нам в доступном познаниюмире».[15,67]
Материалисты ставят наего место нечто, называемое ими «материей». Но если этой «материи» присущразум, то это уже не материя...
Технические открытия инаучные теории XIX в. на первых порах, казалось, могли служить подтверждениемматериализма. Тем не менее он неизменно оставался уделом популяризаторов, атакже философов, плохо знакомых с наукой, или ученых, плохо знавших философию.В XX в. под влиянием открытий в области физики и биологии материализм вынужденбыл сделать уступку: «материей» было объявлено все, что имеет объективнуюреальность.
Но главный внутренний«нерв» материализма остался неизменным. Этим нервом было богоотрицание.На первом плане оказывались не научные и философские проблемы, а эмоциональныйпафос богоборчества.
У Маркса протест противрелигии диктовался его политической борьбой, так как он отождествлял религию среакцией. Таким же глубоко эмоциональным, далеким от всякой «научности» был иатеизм Ленина.
«Научное мировоззрение»,на которое ссылаются атеисты, само по себе весьма спорное явление. Нетдоказательств, что все бытие поддается анализу науки. Корнимировоззрения всегда уходят глубже научного уровня — в веру, в то или иноеубеждение.
Теперь уже никто неищет в Священном Писании ответов на вопросы химии или геологии, а христианствоне ставит себя в зависимость от непрестанно меняющихся научных представлений.Человек обращался к Богу и тогда, когда считал Землю плоской, и тогда, когдасчитал ее планетой, находящейся в центре мира, и тогда, когда поставил на этоцентральное место Солнце...
Главный спорматериализма и религии лежит за пределами экспериментального исследования иотносится к проблеме возникновения мироздания. Чем больше развиваетсяестествознание, тем яснее становится, что познание самих основ мира лежит запределами науки. Поэтому не приходится удивляться тому, что для большинстваподлинных творцов науки, для всех, кто содействовал ее движению вперед, идеясоздания мира Богом была полна глубокого смысла и жизненного значения.
«Пожалуй, самымнепосредственным доказательством совместимости науки и религии, — писал МаксПланк, — является тот исторический факт, что именно величайшиеестествоиспытатели всех времен, такие люди, как Кеплер, Ньютон, Лейбниц, были проникнутыглубокой религиозностью».[14,54]
Карл Линней, создательбиологической классификации, говорил, что в многообразии мира живых существвидит силу Творца. Ломоносов называл веру и знание «дочерьми одного Отца».Паскаль, Ньютон, Фарадей были богословами. Пастер заявлял, что он молится всвоей лаборатории, а Ф. Бэкон считал, что «малые знания удаляют от Бога,большие — к Нему приближают».
Таким образом, религияэто неотъемлемая часть нашей цивилизации. Основой же христианской религииявляется Священное Писание, созданное многими поколениями на протяжении тысячилет.
1.2 Происхождение исостав Библии
Греческое слово„библиа" означает множественное число от слова “библос" — книга.Библия — это целая библиотека древних идеологических, исторических и литературныхпамятников, созданных на Ближнем Востоке на протяжении 15 веков (XIII в. до н.э. — II в. н. э.) десятками и сотнями известных или неизвестных авторов; сюдаеще надо добавить редакторов и обработчиков этих книг в разных веках истории,вплоть до IV в. н. э.
Представители разныхрелигий и конфессий (отдельных вероисповеданий одной и той же религии, в данномслучае христианской) вкладывают в понятие „Библия" не одинаковоесодержание.
Для представителейиудаизма Библия — это комплекс книг, написанных до нашей эры, отобранных каксвященные из прочей литературы комиссиями древнееврейских ученых-богословов ипри этом сохранившихся до наших дней на древнееврейском языке. Таких книг 39.Эти 39 книг и их древнееврейский текст иудаистами, а за ними и христианамиобъявляются каноническими, т. е. правильными, «богодухновенными». Ноесли для иудаиста этим и ограничивается вся Библия, то для христианина(православного и католика) эти 39 книг составляют лишь каноническую частьветхозаветной (древнейшей) части Библии. Для него, кроме Ветхого завета, вБиблии обязателен и наиболее важен еще и Новый завет — комплекс из 27специфически христианских книг, написанных в I—II вв. н. э., дошедших до нас нагреческом языке. Новый завет категорически отвергается иудаистами.
Если 27 книг Новогозавета абсолютно едины для всех христиан, то во взглядах на Ветхий завет ухристиан есть крупные разногласия.
Дело в том, что там,где в книгах Нового завета цитируется Ветхий завет, эти цитаты чаще всегоприводятся по греческому переводу Библии III-II вв. до н. э, а не подревнееврейскому тексту. Древнейшие христианские церкви — восточные,православные, и западная, католическая, принимают Ветхий завет по тексту греческогоперевода.
В дошедшей до нас нагреческом языке, во-первых, на 11 книг больше, чем в древнееврейском тексте, аво-вторых, ряд канонических книг имеют еще и греческие добавления к своемутексту. Православные включают эти 11 книг и вставки в остальные книги в Ветхийзавет, но с примечанием, что они „дошли до нас на греческом языке" иявляются неканоническими — душеполезными, но не «богодухновенными».Вставки в канонические книги они ставят в скобки или оговаривают примечаниями.
Католики же приняли этикниги и тексты в свою Библию просто приравняли их к остальным каноническимчастям и книгам Ветхого завета и признали в равной с ними степени„богодухновенными".
Реформация XVI в. н.э., отбросив многие нововведения католичества, отвергла и внесение в Ветхийзавет не сохранившихся на древнееврейском языке книг и частей книг. Этому посей день следуют лютеране, реформаты, англикане (англикане часть неканоническихкниг все же печатают в Библиях для чтения верующими) и все сектантыпротестантского толка. [10]
Новый завет священентолько для христиан и имеет одинаковый для всех христианских направлений текст(не считая разных вариантов пунктуации и замены в некоторых изданиях устаревшихслов русского языка более современными) и состоит из 27 книг.
Помимо книг, входящихкак в каноническую, так и в неканоническую часть Библии, существовало исуществует много произведений, примыкающих по своему содержанию к Библии.
Еврейские раввины,начиная с IV в. до н. э., и люди, стоявшие у колыбели христианства во П-1У вв.н. э., отбирали книги в „слово божие" из немалого числа рукописей, сочинений,памятников. Не вошедшее в отобранный канон осталось вне Библии и составляет апокрифическуюлитературу (от греческого апокрюфос — скрытый), сопутствующую Ветхому иНовому заветам.
В свое время деятелидревнееврейской «Великой синагоги» (административно-богословскогоученого синклита IV-Ш вв. до н. э.) и последующих еврейских авторитетных дляверующих кругов и сообществ, а в христианстве деятели, оформившие его наначальном пути, немало потрудились, проклиная, запрещая как еретические ирасходящиеся с общепринятым текстом и просто истребляя неугодные им книги. Вотпочему апокрифов сохранилось относительно немного — 100 с небольшимветхозаветных и около 100 новозаветных. Особенно обогатили науку последниераскопки и открытия у Мертвого моря и в Египте. Апокрифы, в частности, помогаютнам понять, какими путями шло формирование христианства, из каких элементовскладывалась его догматика.

Глава 2.ПедагогикаВетхого и Нового завета
2.1 Влияние Библии на созданиепедагогической системы
Будучи не в состояниисоздать самостоятельную систему воспитания, белорусский народ, естественно,заимствовал то, что ему было более по сердцу, отвечало складу его жизни, егопривычкам и взглядам. Усвоить педагогическую систему такого характера, которыйбыл бы противоположен или просто не согласен со складом жизни, очевидно, былоневозможно народу, такая чуждая система неизбежно была бы искусственнымнасаждением и быстро зачахла. Белорусский народ был глубоко набожен, религиозенпо-своему, на свой особенный лад, предан церкви, от всего сердца почиталсвятыми все ее обряды и установления. Поэтому ему более подходила такаяпедагогическая система, которая отличалась религиозным духом, носила ореолсвятости, утверждалась на слове Божием. И вот древний белорусский человекзаимствовал себе педагогическую систему из Библии, из боговдохновенных книг,очевидно, в той надежде, что лучше, правильнее, душеспасительнее такой системыникакой другой быть не может.
Но Библия представляетсобрание многих и весьма различных книг, с неодинаковым мировоззрением, снеодинаковыми педагогическими началами. В педагогии Ветхого Завета царитсуровый патриархат со всеми его характерными свойствами: в нем глава семьи —все, его права громадны, а все члены семьи, все домочадцы находятся в полномраспоряжении домовладыки. Их личности малоценны, ничтожны, отношение к нимглавы семьи сурово. В новозаветной христианской педагогии господствуют другиеначала — любви, кротости, ценности каждой человеческой личности. Детипризнаются Новым Заветом личностями, имеют не только обязанности, но и права.Христианская семья есть организация не на началах подчинения и строгости, какветхозаветная, а на началах любви, взаимной помощи, относительного равенства исвободы всех членов семьи. К какому идеалу было склониться, на какую сторонубыло встать древнему человеку — на сторону ветхозаветного или новозаветногомировоззрения?
Как христиане, древниепредки наши должны бы усвоить новозаветный идеал; но хотя они и былирелигиозны, но по-своему, на свой лад. Они были церковники, обрядники и снастоящим христианством были знакомы мало, а строй их семьи был строгопатриархальный, еврейский. Начала еврейской семьи были им вполне понятны,отвечали их взглядам, их жизненному укладу, а новозаветная христианскаяпедагогия была им чужда, до нее они еще не доросли. Так как в древнерусскойжизни практиковался суровый патриархат, то такого же патриархата наши предкиискали и в педагогической теории. Они его и нашли в ветхозаветной педагогии,его и усвоили. Старые, крайне узкие еврейские патриархальные идеи о семье исемейных отношениях, варварский взгляд на женщину, малокультурный идеал отца,подавляющего самостоятельную личность детей, суровая до жестокости домашняядисциплина — все эти еврейские свойства ветхозаветного педагогического идеалапришлись по плечу, по сердцу нашим предкам, а евангельские заповеди о любви,кротости и снисхождении влияли на них пока слабо.
Наши предкизаимствовали педагогический идеал главным образом из двух книг Ветхого Завета:Притчей Соломона и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. В этих книгах начертантакой педагогический идеал: во главе семьи стоит отец, источник не толькоземного благополучия семьи, но и ее вечного спасения, источник милости Божьей ксемье. Сирах говорит: «дети! послушайте меня, отца, и поступайте так,чтобы вам спастись, потому что Господь возвысил отца над детьми и утвердил судматери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов и уважающий мать свою— как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детейсвоих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будетдолгоденствовать и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господапочтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Благословение отцаутверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Слава человека —от чести отца его, и позор детям — мать в бесчестии. Хотя бы отец и оскуделразумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей.Милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твоеумножится. В день скорби твоей вспомянется о тебе; как лед от теплоты,разрешатся грехи твои. Оставляющий отца — то же, что богохульник, и проклят отГоспода раздражающий мать свою (Сир. 3:1–16).
Ясно, что служение отцуи матери сливалось в сознании древнего еврея со служением Богу, а оскорблениеродителей — с оскорблением божества. Дети — не что иное, как только служителиродителей и независимо от родителей положения иметь не могут. Оставляющий отца— богохульник, раздражающий мать — проклят Господом. Одна из древних еврейскихзаповедей, данных еще Моисеем, установляла, что, кто будет почитать своих отцаи мать, тому будет хорошо, и он будет долголетен на земле. О ценности исамостоятельности детской личности в изложенном не сказано ни слова, дасамостоятельность детей и невозможна в суровом патриархате.
Жена у древних евреевне считалась равноценной с мужем, она должна была во всем повиноваться мужу,быть верной ему, в этом ее главная добродетель. „Досада, стыд и большойсрам, когда жена будет преобладать над своим мужем“. „Не отдавай женедуши твоей, чтобы она не восстала против власти твоей“. „Есть у тебяжена по душе? Не отгоняй ее“.[5,98] А развод у евреев был довольно легок,и на женщину они смотрели невысоко. И Соломон, и Иисус Сирахов очень частопредостерегают от женщин, видя в них источник греха и весьма несовершенныесущества. Собственно, по воззрению евреев, женщина есть не человек, не женщина,а жена или дочь, во всяком же случае, существо, склонное ко греху и в то жевремя соблазнительное. „Не смотри на красоту человека и не сиди средиженщин, ибо как из одежд выходит моль, так от женщины — лукавство женское.Лучше злой мужчина, нежели ласковая женщина, — женщина, которая стыдит допоношения“.[2] Конечно, счастлив муж доброй жены (счастлива, оказывается,не добрая жена, а муж доброй жены). Жена добродетельная радует своего мужа илета его исполнит миром. Добрая жена — счастливая доля, она дается в уделбоящимся Господа. С нею у богатого и бедного сердце довольное и лицо во всякоевремя веселое. Но горе мужу, у которого злая жена: „можно перенесть всякуюрану только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую“;»Соглашусь лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злоюженою"; «Всякая злость мала в сравнении со злостью жены»;«Берущий злую жену — то же, что хватающий скорпиона» (Сир. 25:15, 18,21, 24; 26:1–9; 42: 14–14).
Замечательно, что вприведенных местах жена рассматривается лишь по отношению к мужу, но не сама посебе, подобно тому, как дети рассматривались лишь по отношению к родителям —подчинения им и служения. Добрая жена — счастье для мужа, злая — великоеогорчение. Но каково счастье или несчастье жены при хорошем или дурном муже? Обэтом не говорится. Жена — придаток к мужу, как дети — только придаток кродителям — такова существенная черта патриархата.
Отношение родителей кдетям, по изображению Ветхого Завета, должно быть суровым. Соломон поучал: коголюбит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну (Пр.3:12).
Этот взгляд давалосновной тон: отец, не бойся всячески учить и наказывать детей, суровоеотношение к детям не только не противоречит отеческой любви к ним, а, напротив,доказывает родительскую любовь и есть прямое подражание божеству. Поэтому излюбви к сыну не оставляй его без наказания: если накажешь его розгою, он неумрет. Ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. «Розга иобличение дают мудрость, но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своейматери» (Пр. 23:13–14; 29:15).
Другой древнийеврейский мудрец, Иисус, сын Сирахов, отнесся еще суровее к детям. Тот прямозаповедут: «Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их. Есть у тебядочери? Имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего. Ктолюбит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешатьсяим. Поблажающий сыну будет перевязывать раны его. Лелей дитя, и оно устрашиттебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать сним и после не скрежетать своими зубами. Не давай ему воли в юности и непотворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его,доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе.Кто наставлял своего сына, тот будет иметь помощь от него, и среди знакомыхбудет хвалиться им. Кто учит своего сына, тот возбуждает зависть во враге, апред друзьями будет радоваться о нем» (Сир. 7:25–27; 30:1–13).
Таким образом,руководящий мотив ветхозаветной педагогии в отношениях родителей к детям —самый полный и последовательный родительский эгоизм, выражающийся в суровом дожестокости унижении детской воли и полном подчинении детей родителям, доходящемдо потери детьми личности и всех прав пред родителями. Дети — это предметгордости или унижения родителей и, помимо этого, никакого другого значения самипо себе не имеют.
Такие воззренияпослужили основой педагогического идеала наших древних предков. Конечно, онислышали поучения и о любви христианской, о том, что без любви все добродетелиничто, что человек может спастись не исполнением внешних обрядов, но истиннохристианской, доброй жизнью. Но христиански настроенных лиц всегда было мало,мягкие, гуманные чувствования плохо воспринимались нашими предками, их ухосклонялось более к суровому тону поучений в ветхозаветном духе. Причина этого,кроме патриархального, сурового склада семьи, заключалась еще в родственномсильном течении духовной жизни белорусского народа, состоявшем в чисто внешнем,формально обрядовом понимании христианства, причем внутренняя духовная егосущность совершенно упускалась из вида. Христианская ревность наших предковвместо догматического и нравственного учения направлялась на сохранение встрожайшей неизменности христианских обрядов, канонов и песней; составилосьубеждение, что не только в вере, но даже и в этих канонах «ни у какого слова,ни у какой речи ни убавить, ни прибавить ни единого слова не должно, и чтоправославным должно умирать за единую букву аз». Очевидно, у наших предковокрепло христианство особого склада, напоминавшее старое моисеево иудейство сего бесчисленными формалистическими предписаниями о жертвоприношениях,очищениях и одеждах и угрозами жесточайших кар за малейшее отступление отустановленной обрядности.
«По вся дни, —говорится в одном поучении XIII века, — аще умееши книги, прави нощные идневные часы, вечерню и утреню, или литургию, аще ли не умеет кто, да ходит повсе дни к церкви». В церковных поучениях предлагались главным образомнравственно-обрядовые наставления, например о посте, о покаянии, исповеди, онеделе или воскресном дне, о благопристойном праздновании праздников, охождении в церковь и т. д., или же изобличались грубые пороки времени. Вопросовдогматических или нравственных, которые вызывали бы к деятельности христианскуюбогословскую мысль, поучений, в которых раскрывалась бы теоретическая, созерцательнаясторона христианства, в древнерусской духовной литературе встречается мало.Народная литература XVI и XVII веков была наполнена статейками о самых мелочныхобрядах. В сборниках часто встречаются статейки вроде следующих: 1) подробныеправила о том, что есть в тот или другой день того или другого поста 2) притчао кадиле, «еже како подобает кадити перед Богом» и др. [9,67]Родители учили детей земным поклонам и двуперстному или трехперстному кресту, ане объясняли, в чем состоит христианское поклонение духом и истиной, в чемсостоит искупительное значение креста; преподавали им подробные до мелочностиправила, как вкушать просфоры, как уламывать их на кусочки и пр., а возвышенныхистин христианского учения и кратко не объясняли. Единственно, чему русскиеобучают своих детей, замечал Олеарий (середина XVII в.), это поклонению иконам.
Конечно, делалось этотак не потому, чтобы родители не хотели передать своим детям более глубокого исерьезного христианского знания, а потому, что сами его не имели, сами ничегоболее не знали. Для глубокого понимания христианства необходимо было некотороенаучное образование, а его не было. У наших предков не только не было научногообразования, необходимого для понимания христианского учения, но существовалопрямое нерасположение и недоверие к нему, опасение, как бы из-за науки непотерять веру и даже самый разум. Наука и вера казались им несовместимыми,научные занятия ведущими к неверию, ереси, а потому греховными.
При такомумонастроении, при такой боязни настоящей науки педагогическо-нравственныйидеал не мог быть высоким и истинно христианским.
Любимой книгой нашихпредков, наиболее читаемой, всегда была Псалтирь, а не Евангелие. И дома, и впути, в минуты радости, и в предсмертный час у них на уме, в памяти и на языкебыла Псалтирь, а не Евангелие, Новый Завет отходил на второй план, первое местозанимал Ветхий. В чем же и как именно выразился древнерусский педагогическийидеал?
Входя в обсуждениечастных педагогических вопросов, наши древние моралисты дали изложениепедагогики святого писания Ветхого Завета, именно произведений Соломона иИисуса Сирахова. Так как педагогические наставления в этих произведенияхразбросаны, несистематизированы, то авторы сборников собирали их, соединяли, апотом излагали буквально, с немногими распространениями и сокращениями, длялучшего уразумения их читателями и для некоторого применения к русскойвоспитательной практике. Так, в одном сборнике XV в. находятся «Слово ипритчи и о наказании детей к родителям своим» и «Слово святых отец.Как детям чтити родителя своя». Эти две статьи суть не что иное, каксвязное изложение ветхозаветной педагогии Соломона и Иисуса, сына Сирахова.[3,343]
В XVII векепродолжались заимствования из тех же источников. Из специально педагогическихсочинений XVII века до нас дошли два: «О царствии небесном и о воспитаниичад» и педагогический сборник конца XVII века. Первое сочинение составленопод сильным влиянием Златоуста и, можно сказать, есть переложение мыслейЗлатоуста о воспитании. В нем очень много текстов из Ветхого и Нового Заветов,и местами сочинение есть не что иное, как мозаика из библейских текстов,например при изображении царства небесного признаками, заимствованными отземной жизни, и в самом начале рассуждения о воспитании. Цель жизни и воспитания,по этому сочинению, есть получение царства небесного. На земную жизнь авторсмотрит мрачно и отрицательно; нужно постоянно плакать, каяться, презиратьземлю и все, что на ней, и всеми силами стремиться к небесному. Средством длядостижения небесного царства служит главным образом просвещение, обучениедетей, которое имеет неоспоримые преимущества перед богатством. Отцы, незаботящиеся о воспитании своих детей в добродетели, суть убийцы своих детей.Автор указывает на пример ветхозаветной Анны, отдавшей сына своего Самуила наслужение Богу и не соблазнившейся его будущими земными успехами. Все эти иподобные мысли прямо взяты у Златоуста. Вообще сочинение о воспитании чад оченькратко по объему и скудно по мыслям. Ничего самостоятельного в нем нет.[9,67]
А Симеон Полоцкий—педагог ветхозаветного склада. Он прямо ссылается и на Сираха, и на«златословесна учителя», т. е. на Златоуста, у него есть и о том,чтобы не смеяться с детьми из опасения потерять авторитет и изнежить детей; онрассуждает, что в воспитании «первая вещь есть жезл, его же потребу самБог всемогущий образно показал есть» (в жезле Аарона). Когда Полоцкийрассуждает о воспитании, то он цитирует почти исключительно Ветхий Завет. НовыйЗавет цитируется очень мало, и из него подбираются тексты суровые, грозные, подстать Ветхому Завету, например, «горе человеку тому, имже соблазнприходит… лучше ему да потонеть в пучине морстей». Но, конечно, и уСимеона, как и у Златоуста, есть поучение о любви, что она есть величайшаядобродетель, что она долготерпит, милосердствует, что нужно любить врагов и т.п.
На основанииприведенных педагогических документов можно прийти к заключению, чтопедагогические идеалы наших предков гораздо больше строились на воззренияхВетхого Завета, чем Нового. Конечно, в основу всего воспитания ставилидушеспасительность, охрану детей от дурных примеров, от зла в его различныхвидах, высшую цель воспитания они видели в обучении детей страху Божию,повиновению их заповедям Господним. Самую грамотность они определяли как«начальное учение человеком, хотящим разумети божественного писания».[2]Они чрезвычайно почитали книгу как глаголы самого Бога. Книга и божественнаямудрость, София, у них отождествлялись; они высоко ставили храмы как местоблагодатного просвещения, как место, где собраны средства для спасениячеловека; они почитали монахов и священников, как учителей, наставников,руководителей, и внушали повиноваться им во всем; но отношение свое к детямпонимали по-ветхозаветному, не уважали и не ценили детской личности, подавлялисамые простые и естественные проявления детской природы — веселье и смех,относились к детям крайне сурово, опасаясь проявить к ним излишнюю любовь иснисходительность. Нежного, кроткого, любвеобильного христианского духа,бережного, заботливого отношения к человеческой личности они не усвоили изхристианства, ограничиваясь общими фразами о ценности добродетели и гнусностипорока; они более почитали иконы и посты, чем божественное и глубоко человечноеучение Христа. Конечно, недостаток настоящего христианского настроения иевангельских отношений родителей к детям не исключал естественной любви к детямсо стороны родителей и их забот и попечений о них.
Таким образом,педагогическая система наших предков зарождалась в тесной связи со Священным Писанием.Но при этом учитывалось не истинное значение сути Ветхого и частично НовогоЗавета, а лишь внешняя, основанная на обрядности и строгой подчиненноститрадициям. Но с развитием общества, развивалась и педагогическая идея, а вместес ней и роль Писания в социальной структуре общества.
2.2 Библия всовременном обществе
Если при зарождениипедагогической системы, Библия играла фундаментальное значение, то сейчас всесовсем наоборот. В современном обществе продолжаются беспрецедентные по размахуреформы, затрагивающие все без исключения стороны политической, социальной,экономической и нравственной жизни страны. Незначительные позитивные результатыэтих нововведений и преобразований, наметившиеся в последние годы, омрачаютсядеструктивными тенденциями, которые можно охарактеризовать как кризиснравственности и бездуховности семьи, молодежи и общества. В наиболее явномвиде этот кризис проявляется в следующем:
1. Дисбаланс социальныхидеалов, который выражается, прежде всего, в явной и безусловной доминантематериальных ценностей над духовными. Естественным следствием этого являютсякрайне мутные представления детей, молодежи и даже взрослых о такихдобродетелях, как любовь, вера, благочестие, целомудрие, милосердие,великодушие, сострадание, справедливость, честность, совестливость,ответственность, гражданственность и патриотизм.
2. Общий ростсоциальной агрессии. Эта негативная тенденция наиболее ярко выражена уподрастающего поколения и проявляется в формах культа силы и насилия,неадекватной агрессивности и немотивированной жестокости. В стране сохраняетсянедопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности иправонарушений.
3. Бездуховностьподрастающего поколения стала почвой для распространения наиболее опасных иразрушительных форм оккультизма, сектантства, наркомании и половойраспущенности. [4]
Нет основанийсомневаться, что объективно складывающаяся в молодежной субкультуре системасоциальных идеалов, ценностей и интересов деструктивна, а подчас социальноопасна.
Искажение религиозно-нравственногосознания (определяющего нравственный выбор); эмоциональная, волевая, душевная идуховная незрелость прослеживаются сегодня не только у молодежи и подростков,но и у детей младшего школьного возраста. Современная социальная ситуацияразвития подрастающего поколения носит драматический характер, о чемсвидетельствуют статистические данные средств массовой информации.
При сохранениисуществующих тенденций в нашем обществе даже позитивные изменения вполитической, экономической и социальной сферах не могут положительно повлиятьна духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Целостноеоздоровление общества и выход его из кризисного состояния возможны лишь приобращении к духовным ценностям народа и историко-культурному наследию. Сама историягосударства, письменности, культуры, искусства, экономики, общественного укладажизни и воспитания формировалась под тенью Православия. Без всякогопреувеличения можно сказать, что Христианство явилось исторической первоосновой.Особый уклад и образ жизни, имеющий главным ориентиром учение Церкви,непреложным идеалом – Богочеловека Иисуса Христа, а целью – достижение ЦарстваНебесного. [7,52]
Современная семья, какправило, безукладна и живет вне церковной традиции, все более становясьнеспособной к духовно-нравственному и трудовому становлению своих чад. Подобнаябезучастность также растет, и все более наблюдается во взаимодействии семьи ишколы.
Современная светскаяшкола, к сожалению, секулярна. Она стоит и хочет стоять вне религиозной жизни,в отрыве от Библии, вновь выдвигая идеал всестороннего развития личности,стремясь к формированию научного мировоззрения, сохраняя свой гуманистическийкурс. Поэтому сейчас как никогда перед обществом стоит задачадуховно-нравственного и культурно-патриотического воспитания подрастающегопоколения.
Без обращения квопросам истории, духовного наследия, православной традиции невозможно вполнеоценить кризисное состояние общества, семьи и современной школы. Всякаяпедагогическая система всегда сильна истинным основанием, многовековойтрадицией, преемственностью, духовным содержанием, тем, что называетсяпедагогической школой. На протяжении многовековой истории русская педагогикавсегда была верна духу Церкви и ее учению. Важно всмотреться в это триединствос педагогической позиции и определить назначение и призвание каждой из этихсфер в деле воспитания подрастающего поколения.
Как известно,воспитание происходило прежде всего и более всего в семье, где ребенок проводилбольшую часть жизни. Именно в семье закладывались первоосновы воспитания,обучения и даже образования, на которые человек опирался в своей последующейжизни. В семье он впитывал дух, уклад, обычаи и образ отношений всехдомочадцев, получал первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге,Церкви, человеке. Но семья своими силами не могла решить задачу образования,поэтому на помощь ей приходила школа, значительно расширяя и углубляяполученные в семье знания. Школа, в историческом процессе возникшая значительнопозже семьи, была призвана поддержать семейное воспитание и восполнить егонеобходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.
Еще более важную –освященную – роль имела Церковь, где подрастающее поколение приобщалось кподлинной церковной жизни – к вероучению, к богослужению, к Таинствам, стольнеобходимым в духовно-нравственном становлении личности под руководствомпастырей.
Этот триединый союзуказывает нам на жизненную необходимость объединения усилий семьи, школы иЦеркви, а значит, родителей, педагогов и пастырей в воспитании детей июношества. Безучастность одного из этих трех институтов в попечении о «малыхсих», как правило приводит к ущербности в воспитании.
Следует отметить, чтосейчас на этом пути чрезвычайно важно триединое сотрудничество государственнойшколы, семьи и Церкви в их педагогическом попечении о подрастающем поколениидетей. Церковная педагогика может обогатить государственную опытом развитиядуховно-нравственного уклада жизни в многовековой православной традиции,воспитании целостно-гармонической личности, христианским миропониманием. Агосударственная педагогика – дополнить церковную разработанными научнымиконцепциями, методиками и подходами преподавания.
Назрела необходимостьсоздания целостной концепции Церкви, поддерживающей духовно-нравственные,национально-патриотические традиции и отвечающей современным требованиямпсихолого-педагогической науки.
Сущность педагогики –душеспасительное попечение и служение больших меньшим. Прежде всего, обратимсяк пониманию сущности, к назначению и цели педагогики в христианском осмыслении,главной отличительной особенности и ее категорий. В древнегреческом обществепедагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю.Новозаветное понимание, опираясь на этот же смысловой символ, под рабомГосподина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Библия,а тем таинственным Учителем – сам Христос, который Себя признает и именуетУчителем всех учителей.
А) …Вы называете МеняУчителем и Господом (Ин. 13:13);
Б) …не многие делайтесьучителями, ибо один у вас Учитель, Христос.
Назначение педагогики –содействие, развитие и раскрытие богодарованного в личности в период еестановления.
Направленностьпедагогики – детовождение ко Христу и во Христе через веру и Церковь.
Цель христианскойпедагогики – приблизить детей к Богу, посредством изучения Библии.
Исходными категориямипедагогики являются понятия главного ее предмета и цели. Между этимикатегориями и выстраивается траектория всего педагогического процесса.
Главным предметомправославной педагогики является человек (ребенок) – развивающаяся богоподобнаяличность с присущими ей психовозрастными, половыми и наследственнымиособенностями.
Согласно православнойдогматике, назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, апростирается в вечность. Поэтому земная жизнь христианина по слову свт. Игнатия(Брянчанинова) должна быть школой приготовления к жизни вечной.
О цели христианскоговоспитания коротко и ясно писал в прошлом веке архиеп. Евсевий: «Воспитание дляземли и воспитание для неба нераздельно между собою…», как двуединая цельправославной педагогики. «Как член гражданского общества, человек долженвозрастать для круга общественной деятельности, к которой Бог призывает его; акак предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принестинеувядаемые плоды… Главного и последнего нашего назначения мы можем достигнутьтолько верным исполнением Евангельской правды, повседневных наших обязанностейв настоящей жизни по мере дарованных нам сил» (Демков М.И. Русская педагогика вглавнейших ее представителях. М., 1898. С.178).
Во всех своихосновоположениях и принципах православная педагогика как педагогикавоцерковленная опирается теоретически на Библию и учение Церкви. Ведь Библияспособна ответить на вопросы, которые всегда интересовали человека. Выделяютследующие, наиболее фундаментальные вопросы:
1. Ктотакой Бог?
«Единыйимеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто изчеловеков не видел и видеть не может» (1 послание Тимофею 6,16)
СогласноБиблии Бог это незримая сила, окружающая нас. Бог проявляется через гармонию:гармонию природы, мира.
2. Каквозникла Земля?
«СловомГоспода сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их. Ибо он сказал – исделалось; Он повелел – и явилось» (Псалтырь 32: 6,9)
Господьсотворил землю и всех, кто её заселяет, в том числе и человека, которогопоселил в Эдемском саду.
3. Откудавозникла жизнь?
«ДухБожий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.» (Книга Иова 33,4)
ВВетхом Завете сказано, что жизнь сокрыта в Боге. Он – жизнедатель, Он даетжизнь всякому существу. И без него мир превратился бы в мертвую, глухую могилу.Но вместе с этим, Бог дарует и жизнь вечную тем, кто ведет жизнь праведную.
4. Почемумир не справедлив?
«Бог– судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий…» (Псалтырь 7,12)
СогласноПисанию, Бог – судия справедливый. И если земные судья могут ошибиться, то Богвсегда судит верно, по законам, изложенным в Священном Писании.
5. Чтотакое любовь?
«Имы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог естьлюбовь…» (1 послание Иоанна 4,16)
ВБиблии указаны два закона любви, второй из них не раз использовался многимифилософами и мыслителями:
1) ЛюбиБога всей душою, всем сердцем, всем разумом твоим.
2) Любиближнего, как самого себя.[1,35]
6. Чтотакое хорошо, а что такое плохо?
«Всякаянеправда есть грех…» (1 послание Иоанна 5,17)
«Непослушаниемодного человека сделались многие грешными…» (Послание Римлянам 5,19)
«Итак,отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякоезлословие, как новорожденный младенец, возлюбите чистое молоко, дабы от неговозрасти вам во спасение» (1 послание Петра 2, 1-2)
НоБиблию нельзя рассматривать как простую энциклопедию. Это скорее книгамноговекового опыта человечества, его идейная основа. Именно поэтому впоследнее время много внимания уделяется взаимосвязи Церковных учений и школы.Ведь именно Церковь учит детей главным христианским ценностям: честности,совестливости, состраданию, смирению, щедрости, самоотверженности, покаянию, доброжелательности,милосердию, любви.
Всеони имеют антиподы: честность – лживость, сострадание – равнодушие, любовь –ненависть и т.д.[6,32]
Поэтомусуществуют Библейские Заповеди, обязательные для исполнения, ибо онипредостерегают человека от губительных антиподов и не случайно именуются«нравственным кодексом человечества».
БиблейскиеЗаповеди – это, несомненно, также духовная христианская ценность, какпрофилактика и предупреждение зла. Библейские Заповеди – это духовнаяхристианская ценность, обеспечивающая человеку, при наличии в нем положительныхнравственных качеств, счастливое существование.
Нравственныехристианские ценности потому именуются христианскими, что являются первоосновойдуховного богатства людей, исповедующих христианскую религию, и почерпнуты из«Книги жизни и на всю жизнь» — из Библии. На протяжении двух тысячелетийистории человечества именно Библия определяла стратегию и тактику, теорию ипрактику воспитания совершенной человеческой личности.
«Естькнига, — написал незадолго до смерти Пушкин, — коей каждое слово истолковано,объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможнымобстоятельствам жизни… Сия книга называется Евангелием, — и такова ее вечноновая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайнооткроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению ипогружаемся духом в ее божественное красноречие».
религия библия педагогическое воспитание

Заключение
В духовной жизни человека труднонайти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках Богачеловечество исходило немало дорог. И лишь тогда, когда путь этот был пройден,наступила, выражаясь библейским языком, «полнота времён».
Однако человеку быладана свобода выбора — принять Библию или отвергнуть ее. Но Евангелие все жевошло в историю человечества. Библия и заключенные в ней Ветхий и Новый Заветзаняли свое место у истоков зарождения педагогической системы.
На протяжении многихлет человечество то отдалялось от христианской религии, то приближалось к ней.Менялись способы толкования Священного Писания, менялось само отношение к нему.Но независимо от этого, Новый и Ветхий Завет являлся и является неоспоримымаспектом нашей жизни.
В современном общественаблюдается отдаление от норм христианской морали. При сохранении существующихтенденций в нашем обществе даже позитивные изменения в политической,экономической и социальной сферах не могут положительно повлиять надуховно-нравственное состояние подрастающего поколения. Целостное оздоровлениеобщества и выход его из кризисного состояния возможны лишь при обращении кдуховным ценностям народа и историко-культурному наследию.

Список литературы
1. ГладковБ.И. Толкование Евангелия. М., 1991.
2. ДемковМ.И. О частном буквальном сходстве предисловия к педагогическому сборнику исочинений Симеона Полоцкого см.:. История русской педагогии. Сп., 1899. Ч.1 гл.ХХIII и ХХIV.
3. ДочиниА. У истоков христианства. М., 1979.
4. ЗелененкоА. Основополагающие принципы православной педагогики и утрата их современнойшколой // [Электронный ресурс]. — 1998. — Режим доступа: www.portal-slovo.ru/ - Дата доступа: 25.03.2009.
5. Косидовский3. Библейские сказания. М., 1969.
6. КачанкоЛ.Н. Беседа о христианских духовно- нравственных ценностях // Начальноеобучение: семья, детский сад, школа. — Минск, 2009.- №5, с31-35
7. НиколаеваТ.О. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на православныхтрадициях // Начальная школа. — Минск, 2008.- №12, с52-54.
8. Овоспитании детей / Пер. Арх. Филарета Черниговского. 2-е изд. 1902.
9. ПекарскийП.П. Наука и литература при Петре В. СПб., 1862.
10. Происхождениеи состав Библии. Отношение к Библии различных религиозных направлений//[Электронный ресурс]. — 2004. — Режим доступа: religion.historic.ru/- Датадоступа: 14.04.2009.
11. ТокаревС. Первоначальные формы религии. M., 1963.
12. ТокаревС. Религия в истории народов мира. M., 1964.
13. ФаррарФ. Жизнь Иисуса Христа. M., 1990.
14. Философскаяэнциклопедия [ФЭ]. М., 1961-1970.
15. ФранкС.Л. Духовные основы общества. M., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.