Шиманский Г. И.
ВВеликую Субботу Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребываниеЕго тела во Гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертьюи избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, а также введение разбойникав рай. Вместе с тем, в богослужении дня указывается и на славное ВоскресениеГоспода Иисуса Христа. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены втропаре часов следующего дня — Свя¬той Пасхи: «Во гробе плотски (телесно),во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе,со Отцем и Духом, вся исполняяй (наполняяй), Неописанный».
БогослужениеВеликой субботы начинается с самого раннего утра и продолжается до конца дня, такчто песнопения последнего службы этого дня — полунощницы — соединяются сначалом торжественной пасхальной заутрени.
Глубокойночью — с Пятницы на Субботу — Церковь созывает верных, чтобы «исходные(надгобные) песни принести Зиждителю» перед Его гробом. Самое богослужениеявляется благоговейным бдением перед гробом Спасителя и трогательнымпогребальным гимном пострадавшему за нас Господу, Бессмертному Царю славы.
Вэтот день совершаются утреня с 1-м часом, 3-й, 6-й и 9-й часы с чиномизобразительных и Литургия святого Василия Великого в соединении с вечерней.
УтреняВеликой Субботы начинается по обычаю. После шестопсалмия, великой ектении и«Бог Господь» поются три тропаря: «Благообразный Иосиф», «Егдаснизшел еси к смерти» и «Мироносицам женам». Священнослужители вэто время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель совершаеткаждение Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.
Послетропарей поются Непорочны — стихи 17-й кафизмы. 3а каждым стихом кафизмы поютсякраткие надгробные песнопения или Похвалы в честь Господа, «в мертвецехвменившася». «Эти похвалы представляют в своем содержании дивноесоединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости.В них прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Егоспасительные страдания, изображается ужас и изумление всей твари, неба и землипри виде Господа, почившего во гробе, раздается плач Богородицы и погребавшихЕго, проливается отрадный луч надежды на Его Воскресение». Выражениемсветлой надежды на Воскресение и любви ко Господу Спасителю являются зажженныесвечи в руках у священнослужителей и верующих, предстоящих в это время у гробаГосподня.
Непорочны,или Похвалы, разделяются на три статии, или «славы», из которыхкаждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале второй итретьей статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон, иконостаса имолящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.
Послетрех статией, но перед малой ектенией, поются воскресные тропари ИоаннаДамаскина: «Ангельский собор удивися» и совершается каждение всегохрама.
Послеектении читаются седален, 50 псалом и поется канон Великой Субботы:«Волною морскою», представляющий собой и по содержанию и по напевудивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозногопеснотворчества. При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесьнастоятель облачается во все священные одежды; сослужащие священники только вфелонь и епитрахиль.
По8-й песни вместо «Честнейшую Херувим» поется ирмос 9-й песни:«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала есиСына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою непрестанно яко Бог, верою илю¬бовию Тя величающия».
Послеканона и ектении — песнь: «Свят Господь Бог наш», хвалитные псалмы(«Всякое дыхание») и стихиры на хвалитех; на «И ныне» —«Преблагословенна еси, Богородице Дево» (в это время священнослужителивыходят из алтаря к Плащанице).
Далее,поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждениеПлащаницы. После великого славословия совершается торжественный обряд выносаПлащаницы с Евангелием и крестный ход вокруг храма в память о погребенииСпасителя.
ОбнесениеПлащаницы вокруг храма совершается следующим образом: при протяжном пениизаключительного стиха Трисвятого, в предшествии фонаря, светильников, запрестольногоКреста и хоругвей, при скорбном перезвоне колоколов, настоятель, поднявПлащаницу на главу, держа в руках Святое Евангелие, вместе с другимисвященнослужителями, поддерживающими Плащаницу, износит ее через западные дверии обносит вокруг храма.
Послетого как Плащаницу один раз обнесут вокруг храма, ее снова вносят в храм иподносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и после Своейсмерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно пребывал«на Престоле со Отцем и Святым Духом». Хор заканчивает пениеТрисвятого, и настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскимивратами: «Премудрость, прости». Хор поет один раз тропарь«Благообразный Иосиф». При пении тропаря Плащаница с Евангелием вновьполагается на прежнее место посередине храма, и совершается ее каждение .
Послеэтого следует тропарь пророчества, поется прокимен, читается паремия из КнигиПророка Иезекииля, созерцавшего поле, на котором сухие кости ожили по повелениюБожию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол — о плодах смертиСпасителя, и Евангелие — о запечатании гроба и приставлении к нему стражи.Далее, произносятся сугубая и просительная ектении и бывает особый отпуст — тотже, что и на великих часах Великого Пятка и на великой вечерне в Великий Пяток:«Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя страсти иЖивотворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Богнаш».
Послеотпуста, при целовании Плащаницы поется стихира: «Приидите, ублажим Иосифаприснопамятнаго».
Первыйчас присоединяется к утрени (отпуст часа — малый).
Часы:3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе («поскору»), безпения. Отпуст в конце часов и изобразительных также малый. После часовсовершается Литургия.
Наутрене, часах, вечерне и на Литургии Великой Субботы все молитвы, чтения исвященнодействия, происходящие обычно на солее (входные молитвы, ектении, паремии,чтение Апостола и Евангелия (если служит диакон), малый и великий вход, заамвоннаямолитва)за исключением причащения, совершаются перед Плащаницей.
Литургияв Великую Субботу совершается святого Василия Великого и соединяется свечерней. По уставу Литургия совершается поздно, «о часе 10 дне», послевечерни, и как бы входит тем самым в пределы наступающего радостнейшего дняСвятой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества–Воскресения Христова.
Навечерне после стихир на «Господи, воззвах» (воскресных и Триоди) идогматика 1-го гласа совершается малый вход с Евангелием. После пения«Свете тихий» перед Плащаницей читаются 15 паремий (без прокимна), вкоторых заклю¬чаются пророчества о страданиях, смерти и Воскресении Христа, онаступлении благодатного Царства Господа и о славе Новозаветной Церкви .
Попрочтении шестой паремии о чудесном переходе евреев через Чермное море приоткрытых царских вратах поется песнь Моисея: «Поим Господеви, славно бопрославися». Хор поет многократно припев: «Славно бо прославися»,чтец повторяет по стихам всю эту песнь.
Попрочтении последней паремии — о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещиВавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада, —поется песнь трех отроков: «Господа пойте и превозносите Его во веки»,чтец читает стихи этой песни. При этом открываются Царские врата.
Послепаремий следует малая ектения, вместо Трисвятого поется крещальная песнь«Елицы во Христа крестистеся» — в воспоминание древнего обычаякрестить в Субботу перед Пасхой оглашенных. Для этого епископ перед чтениемпаремий выходил из алтаря в крещальню и совершал Крещение, а по прочтениипаремий, епископ приводил новокрещенных в храм, их встречали и приветствовалипением этой песни (молитвы об «оглашенных» и «готовящихся коПросвещению», то есть ко Крещению, возносились в древности и теперьвозносятся во время Святой Четыредесятницы на Литургии Преждеосвященных даров).
Послепаремий и прокимна перед Плащаницей читается Апостол. В апостольском чтенииприменительно к воспоминаемому событию дня и упомянутому древнему обычаюКрещения на Литургии раскрывается значение и таинственная сила Крещения, как«спогребения» Христу и «совоскресения» с Ним для новойжизни.
ЧтениемАпостола как бы оканчивается погребальный день субботний — начинает уже светатьденница воскресения, а потому с этого момента и отлагается в храме все, чтонапоминало о скорби этих дней. После Апостола вмес¬то «Аллилуиа» поютсястихи 81 псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всехязыцех». При многократном пении этого припева одежды священнослужителей иоблачения Престола и жертвенника переменяются на белые, что символизируетнебесный свет и славу Воскресшего Господа и напоминает о светлых Ангелах, возвестившихженам-мироносицам о Воскресении Христовом.
Вевангельском чтении возвещается о Воскресении Господа Иисуса Христа (Мф. 28, 1–20).Далее, Литургия святого Василия Великого совершается обычным порядком. ВместоХерувимской песни поется трепетная и благоговейная песнь «Да молчит всякаяплоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе дапомышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися идатися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом ивластию, многоочитии Херувими и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе (вблагоговении) и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
ВВеликую Субботу на Литургии святого Василия Великого как задостойник поетсяирмос 9-й песни канона «Не рыдай Мене, Мати».
ПослеЛитургии Великой Субботы до Литургии Пятидесятницы прекращается пение (в концеЛитургии) песни: «Видехом свет истинный».
Послезаамвонной молитвы Литургии Великой Субботы бывает благословение пяти хлебов ивина (без елея и пшеницы), в память о том, что древние христиане, оставаясь вхраме от субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба ивина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительнуюночь, предвозвестницу светозарного дня воскресения.
ОтпустЛитургии — обычный.
Еслив Великую Субботу случится Благовещение, то накануне, в Великую Пятницу, навечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры дня и праздника (всего —на 10), при этом на «И ныне» поется стихира Благовещения «Посланбысть», и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пятьпаремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерне — только дня, тоесть Великого Пятка. После «Ныне отпущаеши» и «Отче наш»поется тропарь Благовещения, «Слава» — «БлагообразныйИосиф», «И ныне» — «Мироносицам женам». Во время пениятропаря «Благообразный Иосиф» — вынос Плащаницы.
Всамый праздник служба начинается рано утром с утрени.на утрене после «БогГосподь» поются тропари: «Благообразный Иосиф», «Егдаснизшел еси», «Слава» — «Мироносицам женам», «Иныне» — «Днесь спасения нашего главизна». Затем поются Непорочныс похвалами. После Непорочнов, воскресных тропарей и малой ектении — полиелей ивеличание праздника. Степенны — первый антифон 4 гласа. Прокимен и Евангелие —праздника. После Евангелия по 50 псалме поется стихира праздника.
Каноны— праздника и Великой Субботы. Катавасией служат ирмосы канона Великой Субботы.
На9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поется припев праздника; вконце 9-й песни — ирмос дня: «Не рыдай Мене, Мати». После 9-й песни ималой ектении — «Свят Господь Бог наш».
Встихирах на хвалитех к дневным стихирам присоединяются стихиры Благовещения, приэтом на «И ныне» поется «Преблагословенна еси, БогородицеДево».
Великоеславословие поется. Далее, все по чину Великой Субботы (обнесение вокруг храмаПлащаницы и прочее).
НаЛитургии вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся», вместоХерувимской песни — «Да молчит всяка плоть человеча»; вместо «Достойно»— «Не рыдай Мене, Мати», и только в храме Благовещения поетсязадостойник праздника «Яко одушевленному Божию кивоту». Апостол иЕвангелие — дня и праздника.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru