Реферат по предмету "Религия и мифология"


О природе иконописного образа

Казанцева С. А.
“Вопросцерковного искусства есть вопрос веры, и нет тому более выразительного свидетельства,чем икона”.
ЛеонидУспенский
Встарину иконы называли “книгами для неграмотных”. Сегодня, напротив, тому, Ктои как изображен на иконе, необходимо обучать не только детей, но и взрослых,владеющих грамотой чтения и письма, но отнюдь не “чтения” иконописногоизображения. За долгие годы атеистического лихолетья большинство современныхлюдей разучились понимать иконописный образ: им незнакомы ни сюжеты Св.Писания, ни особенности условного символического языка иконы и всего храмовогоискусства.
Икона(греч. “эйкон”) — “образ”, “изображение”. Икона — это каноническое (живописное)изображение образа Иисуса Христа, Богоматери, святых, а также событий изСвященного Писания и Священного Предания, утвержденного Церковью на VIIВселенском Соборе. Икона является неотъемлемой частью религиозного культа вПравославной Церкви, в отличие от протестантов, а также представителей другихконфессий, отрицающих необходимость и возможность изображения и почитания ликаБога как, например, в исламе, иудаизме и других религиях.
Историяиконы свидетельствует, что вопрос о возможности изображать лик Бога напротяжении многих веков в раннем христианстве обсуждался очень остро. Неслучайно первые иконописцы подвергались гонениям, а их иконы уничтожались,считались идолами, подобными языческим богам, которым поклонялись в античности.Ранних икон практически не сохранилось, и тем большую ценность представляютнемногие из них — как, например, чудом сохранившиеся т.н. “синайские иконы”VI-VII в.в. из монастыря Св.Екатерины на Синае. Выполненные в древней технике«энкаустика», когда в разогретый до жидкого состояния воск добавлялиськрасители и затем слоями наносились на деревянную основу (бук и другие породыдеревьев). Размеры ранних икон были сравнительно небольшие. Техника письмавосковыми красками была не нова. Подобным способом, как известно, были написаныфаюмские портреты, датируемые II-III вв. В более позднее время иконописцы сталиработать в иной технике — «темперы», когда краски замешивались на яичномжелтке.
Важнейшимусловием для написания иконы уже в древнехристианские времена являлось требованиек иконописцу «жити в посте и молитвах и воздержании со смиренномудрием», атакже «с превеликим тщанием писати» икону.3 Иконописцы придерживались Догмата«О иконопочитании», принятого VII Никейским Вселенским Собором Св. Отцов Церквив VIII в., который содержал следующие основные требования:
Иконописноеизображение должно быть основано на Св. Писании или Церковном Предании: ”якоповествованию евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверениюистиннаго, а не воображаемого Бога Слова”, а посему, “со всякою достоверностиюи тщательным рассмотрением определяем: подобно изображению Честнаго иЖивотворящего Креста полагати во святых Божиих Церквах, на священных сосудах иодеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святые иконы,написанные красками и из дробных камений и из другаго способного к томувещества устрояемые” образы Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и всех святыхпреподобных, “честь, создаваемая образу, преходит к первообразу, ипоклоняющийся иконе поклоняется существу изображеннаго на ней”.4
Изэтого Догмата следовало, что Образ Божий не “доказуется”, а “показуется”,поэтому именно иконе среди других видов храмового искусства отводится особаяроль. Для иконописца самым важным являлась святость жизни и особая мистическаяинтуиция, способность воспринимать и переживать духовный мир, а уже затемценилось мастерство художника. Духовный опыт общения с миром высших сущностейспособствовал “умному деланию”, преображению человеческой личности, и этоявлялось истинным содержанием иконы. А образец, с которого снимался список,подчинялся канону.
Дажекраткий экскурс в историю возникновения иконописного образа свидетельствует о религиознойсущности иконописного образа. Основным назначением иконы является ее участие вбогослужении. Являясь неотъемлемой частью литургии, икона выступает посредникоммежду молящимся и Образом, к которому верующий обращает свою молитву.
Однаков иконе, как многосложном явлении, можно обнаружить и эстетический аспект:икона является также особым видом церковного, храмового искусства. Но икона — высшее из искусств. Именно иконописный образ содержит во всей своей полнотеметафизическое бытие иной, пре-ображенной духовным светом вещественнойреальности, которая является началом всех существующих индивидуальных феноменовокружающего нас мира. Это иное бытие высших сущностей предстает в иконописномобразе в превосходной степени во всех лучших своих качествах и характеристиках.Визуально являемый образ в иконописи свидетельствует о присутствии Иного вкаждом из них, о связи с Иным, и содержит в себе в символической форме модельэтого Иного бытия. Универсальное и типичное содержится в индивидуальномобразе-лике через феноменологию предстоящего образа. При этом именнометафизическое составляет основу феноменального, позволяя говорить об образе,как о субстанции столь же истинной и абсолютной, сколь ее основание ипервопричина. Само же метафизическое укоренено в сакральные глубины,подверженные лишь историческому их постижению и символическому прочтению изакреплению в образе-знаке, характеризующем природу иконописного образа.
Чтобы«глазами взирая на образ, умом восходить к первообразу», необходимоопределенное усилие (и, прежде всего, молитвенное) от воспринимающегоиконописный образ. Все, созданное Богом, поистине красиво, ибо святостьпрекрасна и в ней воплощено единство Истины, Добра и Красоты. Это подлинноеединство миропорядка и духовного устроения человека закреплено викононографическом каноне, который, несмотря на консерватизм своего содержанияи формы, никогда не служил помехой для подлинного творчества художника — иконописца.
Требованиеследовать канонической форме, в которой закреплено «постижение истины,проверенное и очищенное собором», является не стеснением, а разумнымограничением в рамках его подлинно свободного и в то же время смиренногодуховного выбора. Все случайное и несовершенное в индивидуальном (подчас,хаотичном) выборе, которое нередко отождествляют со свободой творчества, врамках этого естественного и добровольного для духовного человека самоограниченияблагодаря следованию канону отметается, что позволяет оградить себя отвозможных ненужных ошибок и обрести твердую почву под ногами. Истинный художникстремится воплотить в своем творчестве не только свое, индивидуальное видениемира, но и объективно прекрасное в приоткрывшемся ему мире горнем. Далеко невсе, созданное художником, несет на себе печать божественной красоты. И толькопребраженный духовно, художник способен создать творение, подобноебожественному — в противном случае и красота может явиться красотой толькоплоти, искушая и не спасая человека.
Истиннымместом пребывания иконы, ее «домом», является храм, а не музей, не личнаяколлекция «ценителей» старины. И тем более, не аукцион, где иконе назначаетсяцена в зависимости от ее художественных достоинств, сохранности и проч. Встарину на Руси не принято было продавать икону, но только дарить и хранить еекак зеницу ока, относясь к ней как к величайшей святыне и ценности.
Подчеркиваясвоеобразие иконописного образа как явления многосложного, воплощающего в себеединство религиозных и эстетических черт, икону не следует в то же времярассматривать в одном ряду даже с выдающимися произведениями религиозногоискусства, созданными в России и Европе последние несколько столетий. В иерархиивысших ценностей они не могут претендовать на ту недосягаемую высоту, которуюпо праву занимает икона. Образы и сюжеты иконы строго каноничны, соборны, т.е.являются плодом многовекового и даже более чем двухтысячелетнего опытаПравославной Церкви. Не только содержание иконописного образа строгоканонизировано и определено, но и художественный язык, которым написана икона,особый, условно-символический, содержащий в себе единство божественного ивременного, исторического. Отсюда существование такого великого множестваиконописных образов Богочеловека, Богоматери, святых, написанных разнообразнымииконописными школами, существовавшими в разное время в различных регионахканонического православия, и в самой России.
Вто время как образы, написанные не иконописцами, а художниками на религиозныесюжеты, в лучшем случае, являются лишь иллюстрацией тем и сюжетов Св. Писания.Кроме того, художники нередко отступают от канонического содержания и формы ипользуются не символическим, а художественным языком светского искусства — прямой перспективой, свободой в выборе цвета и проч.(как, например, Рафаэль,Васнецов, Нестеров и другие европейские и отечественные художники).
Еслиот иконописца требуется особое «молитвенное усилие», достигаемое постом,молитвой и благословением, то художники, создававшие картины на религиозныесюжеты, не всегда являлись по-настоящему верующими и воцерковленными. Темыевангельских сюжетов волновали и известных художников XX в. Даже у П. Пикассо иС. Дали можно встретить полотна на тему «Распятия».
Такимобразом, не только религиозные, но и светские художники намеренно отходили оттрадиционного иконописного канона, больше обращая внимания на человеческую, ане божественную сущность в образе святых, их страстную сторону, и создавалипроизведения, которые уже не могли претендовать на постижение глубинысакрального духовного опыта. В этих произведениях, в отличие от иконы,преобладала эстетическая функция, которая нередко освобождалась от религиознойи нередко доминировала. Превращение иконы в картину на религиозные темысопровождается подменой духовного уровня телесно-психическим или душевным.“Единство в духе молитвы и созерцания заменяется единством настроения”.5Живопись на религиозные сюжеты бессильна выразить глубину молитвенногоустремления, которая присутствует в иконе. Она может выразить лишь человеческуюстрастность и привязанность к миру дольнему, с которым она не в силахрасстаться, хотя мысленно и стремится к миру горнему. Отсюда та бесстрастностьи холодность евангельских образов в картинах С. Дали и П. Пикассо, тасентиментальность и трогательность образов Богоматери у Рафаэля и В. Васнецова.Картины этих художников наполнены, скорее, музыкой душевных ритмов и несут,прежде всего, глубину человеческих чувств и переживаний (хотя нередко это иназывают духовной сферой), однако “молящееся сердце почувствует в ней фальшь,сентиментальность, лиричность, самолюбование, чувственную плаксивость, тонкийзапах тления.”6
Вто время как иконопись – творчество особого рода, соотносимое с определеннымиправилами, не просто ставшими формальной формой и механически усвоеннымииконописцем, но каноническими правилами содержательного, глубинного,метафизического свойства. В иконе отражены онтологические пласты православия,самой сути христианского вероучения и культа, фокусирующего в себе всю историювозникновения Христианской Церкви. Более того, в иконописном визуальном образесимволически запечатлена сама история христианства – от споров о возможностивыразить невыразимое – до того, какими специфическими средствами это возможно.И если в ранние христианские времена до разделения Церкви на восточную изападную и канон был един, то со временем католический канон стал все болееотличаться от канона православного, что явилось отражением в иконописании всегоцерковного богослужения. В католической церкви канон отразил богочеловеческийобраз и всех святых через призму человеческой природы, а не божественной егосущности. Поэтому и образ Богоматери и в поэзии и на картинах художников впослевозрожденческую эпоху все более трактовался в образе Прекрасной Дамы спроявлением чувственности и сентиментальности, в отличие от строгогоиконописного образа-лика древних мастеров греческого и византийского письма.
Виконе удивительным и чудесным образом сочетается божественное с человеческим, втом числе и с индивидуальным видением художника-иконописца. Если достигнутоемастерство художника не заслоняет его искренность и веру, то из-под кистииконописца выходят молитвенные образы. И в этом иконе заметно уступаютпроизведения религиозной живописи (как и всего религиозного искусства),служащие лишь иллюстрацией сцен из Св. Писания или вольной их трактовкой.Являясь неканоническими, они отягощены плотью, индивидуальным видением, чтоподчеркивает их в первую очередь человеческую, а не божественную суть.
Каковыже границы канонического и неканонического в иконописи и религиозном искусстве,границы эстетического и религиозного, соборного и индивидуального видения иусвоения канона? Почему возникает такое множество школ в иконописании дажевнутри одной национальной традиции (как, например, в русской иконописисуществуют московская, новгородская, псковская, ярославская и др. школы)?Несмотря на своеобразие каждой школы, есть и нечто общее, что отличают русскуюикону от византийской. Эта разница существует в рамках единства – единогоканона, творчески усвоенного каждой школой. В то время как иконописание иживописный образ на религиозные темы и сюжеты отличается порядком постижениядуховной реальности – метафизическим (в иконе) или, скорее, феноменальным (вживописи), религиозно-эстетическим (в первом случае) или ограничиваясь лишьпоследним (во втором).
Виконе «внешняя красота принесена в жертву религиозной идее», — как справедливоотмечает русский исследователь иконы Ф.Буслаев.7 В русской иконе отсутствуетсознательное стремление к изяществу: «Она не знает и не хочет знать красотысамой по себе, и если спасается от безобразия, то потому только, что проникнутаблагоговением к святости и божественности изображаемых личностей, она сообщаетим какое-то величие, соответствующее в иконе благоговению молящегося…Красотузаменяет она благородством».8 И, напротив, чувственность, перешедшая меруграциозного, присутствует во многих произведениях даже выдающихся мастеровмировой живописи (как, например, у Леонардо да Винчи, Рафаэля и другиххудожников). В противовес произведениям религиозного искусства, русские иконы,написанные пусть «неумело» (например, т.н. «северные письма»художников-самоучек Старой Ладоги, Великого Устюга, и других северных отдаленныхокраин Древней Руси), лишь на первый взгляд, уступающими в профессиональноммастерстве известным изографам (иконописцам), являются в то же время своегорода шедеврами иконописания. Они подкупают своей непосредственностью иискренностью, своей душевной простотой и сердечностью. Они самобытны инеподражаемы, хотя и написаны пусть неумелой рукой, но художником с молящимсясердцем, устремленным к Богу. Многие из них явили собой примеры чудотворений.Поистине, «Дух Божий дышит идеже хощет» (Ин. 3, 8).
Итак,какой бы красивой и совершенной не являлся иконописный образ, эстетическаяфункция иконы не имеет того самостоятельного значения, которая эта функцияимеет в светском произведении искусства. Ибо икона — не предмет эстетическогосозерцания и любования, каким является произведение искусства, а, прежде всего,явление культовое, религиозное. Икона — тайна, участвующая в литургическомбогослужении, которому подчинено все, происходящее в Храме и сам храм, какнекий синтез различных видов религиозного искусства — архитектуры, живописи,музыки, и др. Являясь органической и неотъемлемой частью храмового искусства,икона созвучна покою, вечности и тишине. Она лишена всего временного ипреходящего. Так же, как и все храмовое искусство, она построена на камне, а нена песке.  
Заметнымкультурным и историческим событием всей духовной жизни России и Западной Европыстало «открытие» чуда древнерусского иконописания, которое произошло в концеXIX – XX в.в. И сегодня русская икона остается непревзойденным образцом совершенствав создании визуального образа подлинной духовности. Вновь открытая для взора вначале XX в., икона словно является ориентиром и напоминанием художнику и всемумиру о том высоком призвании и предназначении, которое он должен выполнитьперед людьми, чтобы они не забывали по какому Образу и подобию был сотворен самчеловек.
Нередкоикону сравнивают с искусством авангарда, усматривая некоторые схожие стороны ихязыка и даже ставя в один ряд оба явления по своим «художественнымдостоинствам». Однако следует иметь в виду огромную разницу в природе этих двухфеноменов. В действительности, русская икона и русский авангард принадлежатдвум разным духовным полюсам. Остановимся на этом подробнее.
Во-1-х,икона — это не только искусство и не столько искусство. У нее множество другихфункций, помимо художественно-эстетической. Сравнение иконы с авангардом заметнообедняет ее смысл и назначение. Во- 2-х, икона сакральна, т. е. содержит в себетайну создания Богообраза и святых. Она участвует в молитве как посредник.Икона принадлежит, прежде всего, Церкви и ее главным назначением являетсябогослужебная (литургическая) функция. Поэтому местом пребывания иконы являетсяне музеи и частные коллекции, как в случае с произведениями авангардногоискусства, а храм, который и есть ее истинным «дом». В-3-х, икона строгоподчинена канону, т.е. определенным законам и правилам, по которым она быласоздана и которые коллективно (соборно) были установлены Церковью на ВселенскихСоборах (напомним, что важнейшими для иконописцев являются II и VII). В-4-х,икона содержит в себе не просто некий смысл, некую духовность, но передает спомощью особого языка содержание Св. Писания.
Чтокасается авангардного искусства, то это явление целиком принадлежащее светскомумиру – миру искусства и современной культуры и не должно претендовать на некуюособую роль в жизни человека. Правда, на заре рождения авангардизма, наряду схудожественной функцией, ему отводили также активную социальную роль вреволюционном переустройстве общества. Огромная роль при этом принадлежаласамому художнику, его субъективному вкусу и идеологическим устремлениям.Авангардное искусство – это, скорее, эксперимент в области творческогораскрепощения художника, буйство энергии, часто неосознаваемой. В то время какиконописание требует особого «молитвенного усилия» и концентрации всех духовныхсил, которым подчинены также душевно-телесные. Имена ранних иконописцев частобезымянны, они были столь смиренны, что не смели ставить свои подписи рядом собразами святых. Этого нельзя сказать о художниках-авангардистах, которыеоткрыто мечтали о славе и еще при жизни были хорошо известны. Конечно,испытывая уважение к отечественной традиции, некоторые художники, возможно,впитали и бессознательно усвоили определенные приемы русских иконописцев,испытали их влияние (как, например, П. Водкин или Н. Гончарова), но этосходство чисто внешнее и не затрагивает сути и глубины создания образа, вкотором все едино и взаимообусловлено. Напротив, авангардное искусство как разстремилось и стремится возможными средствами нарушить эту целостность,перекроить действительность, изменить самого человека. Авангард прежде всего отразилбунт, революцию, жажду всепоглощающего эксперимента, который витал надевропейским миром в начале XX в.
Такимобразом, даже самое общее сравнение иконы и произведений светского искусства,включая авангард, показывает существенную разницу между двумя этими феноменами,которые не следует ставить в один ряд и не забывать, что природа иконописногообраза несравнимо более сложна и многообразна, чем даже самые выдающиесяпроизведения мирового искусства, являющиеся творениями рук человеческих. И приэтом не следует забывать, что литургической функции иконы подчинено всемногообразие других, в том числе и художественно-эстетических.9
Список литературы
1.Цит. по кн.: Православная икона. Канон и стиль. Москва 1998, с.6
2.См.: Из Соборного определения о живописцах и о честных иконах 1551 г.- в кн.:Православная икона…с.9
3.там же, с.8
4.там же, с. 75.
5.там же
6.Ф.Буслаев. «Иконе чужда красота»- в кн. Православная икона…. с.187
7.там же
8.там же, стр.190
9.Лепахин В. Значение и предназначение иконы. Спб., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ислам. Деятельгость пророка Мухаммада
Реферат Охрана труда и экологическая безопасность: оптимизация рабочей среды в системе "человек-машина"
Реферат Параметры оценки конкурентной среды отрасли
Реферат Аннотация основной образовательной программы по направлению подготовки 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья
Реферат Феодализм, феодальная раздробленность Руси
Реферат Правовое регулирование режима отбывания наказания в исправительном учреждении.
Реферат Конструировать федерацию: Renovatio Imperii как метод социальной инженерии
Реферат «Давай, с тобой поговорим » о молодёжной политике
Реферат Исследование влияния технологических параметров процесса каширования на физико-механические свойства
Реферат Исследование профессиональной направленности личности студентов химического фaкультета на педагогическую и исследовательскую специальности
Реферат Most Of The Human Behavior Is A
Реферат Особенности производства по делам несовершеннолетних 3
Реферат Зарубежный опыт государственных и муниципальных заимствований
Реферат Мировая политика и международные отношения.Россия в системе международных отношений
Реферат Лексические трудности в процессе перевода заимствований