Ландышева И. В.
Мыживем в удивительном городе, где в центре находится Псково-ПечерскийСвято-Успенский мужской монастырь. Как и когда он возник? Об этом я рассказываюна уроках географии в 8 классе, при изучении темы «Население Псковскойобласти». В 10 классе, говоря о «религиях мира» используюсведения об основании православных монастырей, о тех людях, которые являлись ихоснователями; их удивительных судьбах: многие при жизни стали святыми, какнапример, Сергий Радонежский.
Историямонастырей – благодатный материал для разговора об истоках русскогоправославия; высокой духовности, нравственной чистоте русских православныхлюдей.
Вотфрагменты бесед с учащимися об истории и преданиях русских монастырей.
Душевныйтрепет и какой-то особый подъем духа испытываешь, приближаясь к древнемумонастырю.
Обычноеще издали видны стены с массивными башнями, купола церквей, блестящие насолнце кресты. И вот взору открывается чудесный таинственный город-крепость, закрепкими стенами которого идет особая, непонятная мирянам жизнь. Здесь своиценности, свои святыни, свой устав, свой распорядок дня.
Задревними стенами оживают «предания старины глубокой». Здесь остреечувство Родины, здесь сердце более глубоко воспринимает её былое величие.
Монастырина Руси обычно расположены в прекрасных уголках природы, где творения рукчеловеческих сливаются с ландшафтом, подчеркивая красоту и величие его.
Возникшиесо времени принятия христианства, монастыри на протяжении всей многовековойистории были необходимой составной частью общественной жизни. Они поддерживалидуховное наследие народа, давали необходимый заряд святости обществу.
Акогда было нужно, уединенные обители превращались в крепости, вставшие на защитусвоей Родины, и многие монахи-отшельники вместе с воинами готовы были отдатьжизнь за Отечество.
Чтотакое «монастырь»? Слово это греческого происхождения(«монос» — один, одинокий) и переводится как «уединенноежилище».
Вдомонгольской Руси, по летописным источникам, историки насчитывают 68монастырей, причем две трети из них были основаны князьями и другими знатнымилюдьми. Только одна треть обителей возникла по непосредственному велению душилюдей, желавших иноческой жизни. Наверное жаждущих посвятить себя служению Богуи уйти от мирских соблазнов было не так уж мало, если они растекались и покняжеским, и по боярским монастырям.
Первоначальномонашествующие жили обособленно, одиноко. Ещё в IV веке египетский монахПахомий Великий создал общежительский монашеский устав, в которомрегламентировались все стороны жизни обители.
Когдарусские монастыри только начинали свою историю, этот устав был переработан.
Содействуяраспространению и укреплению христианства, монастыри значительную часть своихдоходов тратили на благотворительные цели. Во время неурожая, стихийныхбедствий открывались монастырские житницы: здесь находили приют и едуобездоленные; при обителях существовали богадельни, больницы, сиротские приюты,школы, семинарии.
Вначале ХХ века на Руси было 565 мужских и 438 женских обителей.
Русскиеправославные обители размещались и за рубежом. Были они в Китае, СевернойАмерике. Но главная святыня – это Афонская или Святая гора, на которойнаходилось более 70 русских обителей. Самая большая из них – Пателеимоновскиймужской монастырь, возникший до 1016 года.
Попреданию, в 44 году по Рождеству Христову здесь побывала сама Пресвятая ДеваМария. Она плыла на остров Кипр к некоему праведному епископу Лазарю, которыйприслал за ней корабль. Вместе с Богоматерью путешествовал и Иоанн Богослов.
Вовремя плавания разразилась буря. Корабль прибило к Афонской горе. Народвстречал Богородицу с великой честью, а Она благовестила людям евангельскоеучение. После проповеди афонцы крестились; один из спутников, сопровождавшихПресвятую Деву, был оставлен в качестве наставника. Богоматерь, отбывая с горы,сказала: «Благодать Божия да пребудет на месте сем». Так возниклаздесь первая русская обитель. Позже гора получила название Святой, так какпрославилась иноческим бытием подвизающихся там монахов.
Бедствияне раз обрушивались на Святую гору. В начале XIII века она попала под властькатоличества, затем в середине ХV века была завоевана турками и значительноопустела. Но в ХIХ веке Святая гора стала вновь заселяться, и обители на ней процветать.
БольшойПателеимоновский монастырь существует и сейчас. Его подворье находится вМоскве.
Естьещё такое удивительное место на русской земле – Троице-Сергиев монастырь.Расположенный на вершине холма, огороженный мощными белыми стенами сприземистыми сторожевыми башнями, он величественен и незабываемо прекрасен.
Основанныйв сороковые годы XIV столетия преподобным Сергием Радонежским, монастырьсначала был деревянным. Но та первая обитель, возникшая вокруг одинокой кельиСергия, ушедшего пустынножительствовать, была дотла сожжена в 1408 году, ужепосле смерти преподобного во время нашествия татарских полчищ. Три деревянныецеркви во имя святой Троицы, сменяя друг друга, стояли на этом холме, пока в1422 году не началось сооружение белокаменного Троицкого собора.
Многиесобытия русской истории в той или иной степени связаны с Троице-Сергиевойлаврой. Здесь находится небольшая Духовская церковь XV века, в которой ИванГрозный оплакивал ужасную кончину своего сына Ивана, убитого им в порывебезудержного гнева…. Здесь находится вместительный пятиглавый Успенский собор,мысль о создании которого также приписывается Ивану Грозному. У стен этогохрама находится каменная палатка – усыпальница Годуновых: самого царя Бориса,его жены, сына и дочери.
Втечение долгих 16 месяцев 1608-1610 годов под стенами обители стояли польскиевойска гетмана Сапеги и Лисовского, но монастырь не сдался, а продолжалоказывать немалую материальную и моральную поддержку ополчению во главе скнязем Дмитрием Пожарским и нижегородцем Кузьмой Минином.
Сначала XVII века Троице-Сергиева лавра стала символом несгибаемости народногодуха, символом самоотверженной борьбы с иноземцами.
ОтецПавел Флоренский, выдающийся философ и богослов XX века, сказал о Троицкойобители слова, которые находят отклик в души каждого русского человека:«Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в лавру, должновнимательным образом всматриваться в основателя её, призванного святым прижизни, „чуднаго старца, святого Сергия“.
Спервых лет своего существования, с тех самых пор, как преподобный старецподдержал московского князя Дмитрия Донского в борьбе против татар накануне Куликовскойбитвы, обитель Живоначальной Троицы была самым тесным образом связана с жизньювсей страны, с надеждами и чаяниями Руси.
Ктому времени, к 1380 году, когда великий князь Дмитрий собрал воедино воинствопочти всех русских княжеств и двинул их на грозившие новым разорением полкиМамая, Русь уже без малого полтора столетия стонала под гнётом татарского ига.
Наэтот раз шла беда грозная, неминуемая: Мамай поклялся обратить в пепел земливеликого князя Московского, который отказался повиноваться Орде, платить дань.Более того, три года назад русское войско под предводительствомдвадцатисемилетнего Дмитрия Иоанновича впервые разбило татар на реке Воже.
Беспокойнобыло на душе князя Дмитрия, когда он со своими князьями и боярами приехал вТроицкий монастырь к преподобному Сергию за благословением. Князь знал обожественном даре пророчества, которым был награждён Сергий, и хотел спроситьТроицкого игумена, велит ли он идти русскому войску против безбожных татар, ичто ожидает впереди это великое начинание.
Началсямолебен, но даже во время молитвы не было покоя в монастыре: постоянноприбывали гонцы с сообщениями о продвижении неприятия. Мамай быстро шёл вперед,разоряя всё вокруг, сжигая сёла и города, убивая людей. Он был уже на русскойземле.
Молебенкончился, преподобный осенил великого князя крестом, окропил святой водой иблагословил на великую битву: „…Иди против безбожных, и так как Богпомогать тебе будет, победишь, и в здравии в своё отечество с великимипохвалами возвратишься“.
ПотомСергий прибавил: „Ещё не пришло время тебе самому носить венец этой победыс вечным сном, но многим, без числа многим войнам твоим плетутся венцымученические с вечной памятью ...“.
КогдаДмитрий Иоаннович покидал обитель, святой Сергий шепнул ему одному на ухо:»… Победиши враги твоя …".
Вероятно,предвидел тихий игумен, что победа, которая достанется ценой великих жертв, не будетокончательной. Сколько ещё жутких, кровавых набегов придется претерпеть Руси,пока татары окончательно оставят в покое наши земли. Ещё 100 лет Русь будетждать этого часа.
Попреданию, усердие в вере и чистота жизни преподобного были вознаграждены тем,что сама Богородица удостоила его Своим посещением. Однажды ночью, когда Сергийстоял на молитве и пел акафист Пресвятой Деве Марии, он внезапно прервалмоление и сказал своему ученику Михею: «Чудо! Бди и бодрствуй, ибопосещение чудесное будет нам сейчас!». И когда он это произнес, тотчасраздался голос: «Пречистая грядёт!».
Святойвышел из кельи в сени, с ним его ученик. Яркий свет осиял всё вокруг, и ониувидели Пресвятую Деву с двумя апостолами, Петром и Иоанном. Сергий пал ниц, аБогоматерь коснулась его и сказала: «Не бойся, избранник Мой. Пришлапосетить тебя, услышана была молитва твоя об учениках твоих, когда о нихмолился, и об обители твоей. Не печалься о прочем, ибо отныне всем будетизобиловать обитель и не только при жизни твоей, но и после твоего отхождения кГосподу неотступна буду от обители твоей, потребное подавая щедро!».
Пророческиеслова Владычицы Небесной исполнились в полной мере. Обитель терпела многобедствий, была разоряема, но каждый раз восстанавливалась вновь, сохраняя иподдерживая общежительное монашеское бытие, которое когда-то основал святойСергий.
Обитель– красивое слово, вызывающее чувство умиротворения, желание посетить святоеместо, прикоснуться к источникам высокой духовности.
Люди,живущие на Печорской земле, счастливые, ибо Свято-Успенский монастырь — один изцентров русского православия, прославивший себя историческими подвигами во имязащиты рубежей нашей Родины, утвердивший себя в качестве оплота Святости Духа,милосердия.
Мырады приветствовать на нашей земле гостей.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/