Реферат по предмету "Религия и мифология"


Албанская Православная Церковь

Историяхристианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет. Христианские общиныстали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. НаБератском Соборе в 1922 году была провозглашена автокефалия АлбанскойПравославной Церкви, которую в 1937 году признал КонстантинопольскийПатриархат. В 1967 году Албания была объявлена атеистическим государством, игонения на православных приняли массовый характер. Весной 1991 год палкоммунистический режим, и началось восстановление Православной Церкви и всейрелигиозной жизни в стране.
ИСТОРИЯ АЛБАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Историяхристианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет.
Древнейшеенаселение территории Албании — иллирийцы — было подчинено Римской империей к Iвеку по Р. X. Территория Албании разделялась между 2 римскими провинциями:Иллириком и Македонией.
Христианскиеобщины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди.Апостол Павел, который в 55-57 гг. по Р. X. из Коринфа пишет послание римлянам,замечает «благовествование Христово распространено мною от Иерусалима иокрестности до Иллирика» (Рим 15. 19). Следующие слова: «Притом ястарался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы несозидать на чужом основании» — дают возможность предположить, что апостолПавел лично или через своих ближайших помощников первым насаждал семенаЕвангелия на территории Албании. Его пребывание в Никополе (ок. Превезы, Греция)неоспоримо (Тит 3. 12), как и апостольская деятельность его ближайшегосотрудника Тита в Далмации (2 Тим 4. 10). Древнее предание считает апостоломэтого региона Кесаря,- одного из 70. По другим преданиям, именно апостол Павелпоставил Кесаря первым епископом Диррахия (совр. Дуррес). Более ясноесвидетельство о наличии церковной общины в Диррахии дает история мученичестваепископа Астия в 98 г. по Р. X. (пам. 4 июня).
Вкон. III в., при императоре Диоклетиане, территория Албании была разделенамежду тремя провинциями, которым соответствовали христианские епархии. Северныйрегион с центром в Скодре (совр. Шкодер, правильнее с албан. Шкодра) составлялчасть Превалитанской епархии, центральный, до р. Аоос (совр. Вьоса), — епархиюНов. Эпира с кафедрой в Диррахии, а район совр. Албании к югу от Авлона (совр.Влёра) относился к епархии Ст. Эпир с центром в Никополе.
Вэпоху поздней Римской империи Иллирик и Греция входили в самоуправляемыйФессалоникийский викариат, подчиненный Риму. Из 9 епископов викариата митрополитДиррахия занимал 5-е место. На территории современной Южной Албании с 429 г.существовала Дриинопольская епископия.
Сконца VI века в ходе продвижения славянских племен на Балканский полуостровпроисходили значительные изменения в составе населения территории Албании. В тоже время из-за военной и политической обстановки греко-римские городапереживали упадок и многие епископские кафедры были перенесены в другие городаили упразднены. Дополнительные свидетельства о жизни христиан на территории Албаниидают имена раннехристианских святых епископов и археологические находки.Известны мученики первых веков христианства: святые еп. Елевферий Иллирийский (120), его мать Анфия, Донат и Ферин ( 250, в Бутроте), Данакс (III в.), Исаврдиакон и др. Христианские захоронения за стенами Бутрота (ок. II в.) — самоедревнее археологическое свидетельство наличия христианской общины в регионесовременной Албании. В различных районах Албании найдены христианские базиликиV-VI вв.
Изактов Вселенских и Поместных Соборов известны епископы в Албании: ЕвхарийДиррахийский, Феликс, еп. Аполлонии и Бюлиса,- участвовали в III ВселенскомСоборе 431г.; Лука Диррахийский, Евсевий Аполлонийский, Перегрин Финикский,Клавдий Анхиазмский, Евтихий Адрианопольский — в IV Вселенском Соборе 451 г.;еп. Сотир Авлонский — в V Вселенском Соборе 553 г.; еп. Сисинний Диррахийский — в Трул. Соборе 691-692 гг.; епископы Ипатий и Филипп были на Поместном Соборе516 г. в Эпире (в Никополе). В источниках упоминаются Валериан, еп. Финикский привизантийском императоре Льве I, еп. Константин (523-539), еп. Евстафий (586).
Второйпериод (731 до нач. XI в.) начинается с присоединения Восточного Иллирикавизантийским императором Львом III Исавром к Константинопольскому Патриархату изавершается подчинением многих епископий современной Албании Охридскойархиепископии.
В 3-й петиции Константинопольского Патриархата Диррахийская митрополия занимает15-е место. В нее входят 8 епископий: Фамнис, Скампа, Ликинид (совр. Охрид,Македония), Амантия, Бюлис, Атрад, Авлон и Акрокеравний (Главеница). В 10-йнотиции (нач. X в.) митрополит Диррахия стоит на 42-м месте (перед Смирнским) с15 епископами своей юрисдикции, в том числе на территории современной Албании вгородах Стефаниак, Хуновия (совр. Буррели), Кроа (Круя), Элисс (совр. Лежа), идр… Приведение этих названий показывает довольно развитую церковнуюорганизацию, а также возникновение новых епископий при сохранении старых, хотяи с измененным порядковым номером. Из Диррахийских митрополитов в этот периодизвестны Никифор, упомянутый в актах VII Вселенского Собора (787), и Лукиан,подписавший протоколы Константинопольского Собора 879 г. Сохранились такжеимена иерархов Дриинопольской епископии, в числе которых Косма (754-787),который представлял Эпир на VII Вселенском Соборе, и Василий I (822). Вxили вначале XI в. подвизался и пострадал недалеко от современной Эльбасана св. князьИоанн-Владимир (22 мая 1015), св. мощи которого сохранились в одноименноммонастыре.
Третийпериод (нач. XIв.- 1767) В конце IX — начале XI в. Албания входила в Болгарскоецарство Самуила. В 1018г., после завоевания Византией Болгарского царства,император Василий II для управления Церковью на присоединенных к империиболгарских землях создал Охридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32церковные епархии на территории современных государств Болгарии, Македонии, Юж.Сербии и Албании. На территории современной Албании в нее вошли пять епископий:Акрокеравнийская (Главеница), Пульхериопольская (Берат), Церникская, Адрианопольская,Бутротская. Диррахийская митрополия в ХI-ХIП вв. по-прежнему входила вюрисдикцию Константинопольского Патриархата. Среди окормлявших ее архиереевизвестны: Лаврентий (1025), Константин Кавасила (1180), Роман (1240). Последнееупоминание митрополита Диррахийского в юрисдикции Константинполя относится к1280 г., позднее он числится в юрисдикции Охрида. Как произошел переход в др.юрисдикцию — неясно. Родом из Диррахия был византийский музыкант св. ИоаннКукузель (XII или XIII в., пам. 1 окт.), который жил на Святой горе. На Афонеподвизались также святые Нифонт (1330), пам. 14 июня) из Люковы близ Хи-мары иНил Эрихиот (Ерикусийский) (1350, пам. 10 или 16 авг.) из Канины.
ЗахватВизантийской империи латинянами (1204) привел к тому, что в регионе современнойАлбании, особенно в северном районе (Шкодер, Круя), было сильно влияниекатолической Церкви. В 1273 г., после гибели во время землетрясенияправославного митрополита, на Диррахийскую кафедру был поставлен католическийепископ.
Возникновениепервого государственного объединения — Арберийского княжества, или принципата,-относится к кон. XII в. В дальнейшем части территории Албании в разное времявходили в состав Эпирского деспотата, Византии, Болгарского и Сербского царств.
В1335 г. византийский император Андроник III предпринял поход из Константинополяи достиг Диррахия, восстанавливая византийское господство на территорииАлбании, но империя потеряла контроль над этими территориями уже в 40-х гг. Всередине XIV в. Албания попала под власть Сербского государства, что привело купадку многие епархии. После смерти Стефана Душана (1355) его обширное царствораспалось; на его территории стали образовываться небольшие княжества. Средикрупных родов выделялись Топия (юж. ветвь — Арианити). В 1392 г. князья фамилииТопия передали Диррахий венецианцам, которые контролировали его до 1501 г. Вначале XV в. большинство районов Албании были покорены турецким султаном илипризнали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV в. Албаниясопротивлялась турецкому завоеванию. Это сопротивление связано с именемнационального героя Албании Георгия Кастриоти, прозванного Скандербегом. В 1443г. он изгнал турок из своих родовых владений в Круе и поставил под свойконтроль значительные территории современной Албании, создав союз (лигу)князей. Он успешно отразил карательные походы 2 турецких султанов, заручилсяподдержкой Неаполитанского королевства и папства. После смерти Скандербега в1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевателям.Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дурреса, османам удалось установитьсвое господство над всей Албании.
В период пребывания Диррахийской епархии в юрисдикции Охридской архиепископии висточниках упоминается то митрополит, носящий титул предстоятеля ЦерквиДиррахия и Гора-Мокра, то митрополит Диррахия и епископ Гора-Мокра. В этотпериод наиболее известны митрополиты Диррахия: Даниил (1693; с 1694 г. еп.Корчинский), Косма (1694; «митрополит Дирра-хийский и Далматский»),Неофит (1760), Григорий (1767).
Овремени основания Белиградской митрополии точных свидетельств не сохранилось(Белиград — совр. Берат). Название Белиград встречается в начале XIV в… Городбыл завоеван османами в 1431 г. Упоминаются 20 имен архиереев Белиградскоймитрополии, из которых наиболее известными являются Игнатий (1691 -1693;впоследствии архиеп. Охридский) и Иоасаф I (1752-1760 и 1765-1801).
ПриИоасафе Белиградская митрополия вернулась в юрисдикцию КонстантинопольскогоПатриархата.
Корчинскаяобласть еще до построения самого г. Корча (1490) относилась к Касторийскоймитрополии (Кастория — совр. территория Греции), которая также входила вОхридскую архиепископию. Корчинская митрополия основана в начале XVII в., онаобъединила Колонийскую, Деволскую и Селасфорскую (Селасфор — совр. Звезда)епископии. Первым известным епископом Корчинским является Неофит (1624 и 1628).В 1670 г. архиепископ Охридский Парфений, происходивший из Корчи, возвысил свойродной город в ранг митрополии, первый епископ которой носил титул митрополитаКорчинского, Селасфорского и Мосхопольского.
ЕпископииЮжной Албании по-прежнему входили в юрисдикцию КонстантинопольскогоПатриархата. Из известных 18 Дельвинских епископов наиболее древний — Ма(на)сия(1270), среди прочих выделяются ученый муж Захария (1670-1682) — неустанныйпроповедник, Манассия (1682-1695) — создатель школ в селах своей епархии,предшественник в этом святого равноапостольного Космы Этолийского (пам. 4авг.). Имеется множество свидетельств об истории епископии Дриинопольской в XI-XVIIIвв. Из известных 41 ее епископа такие выдающиеся, как Софиан (1672-1700) — борец против исламизации, Митрофан (1752-1760) — музыковед и Досифей(1760-1799), которому в эпоху господства мусульманских властей удалосьвоздвигнуть ок. 70 храмов.
Впериод османского владычества самым серьезным испытанием для Церкви Албаниибыло массовое принятие ислама албанцами. Исламизации населения способствовало иотсутствие христианской литературы на родном языке. В то же время в приморскомрегионе Химары действовали различные пропагандистские римо-католические миссии.Для укрепления Православия во многих районах с XVII в. возводились новыемонастыри, которые превращались в центры духовного делания, противостоянияиноверию, воспитания, напр., в монастырях Равенийском, Пепельском, Дринском,Чепском, Поличанском, Чатистском, Каменском, Лесиницком, Кокамьяском,Паяашском, Химарском, Дримадском, Кипарском, Хормовском, Кодрском, Арденицком,Аполлонийском, Пред-теченском в Мосхополе (совр. Воскопоя) и др. Православноенаселение поддерживали клирики. Особенно отличался иеромонах Нектарий (Тер-пос)из Мосхополя. Он подвизался в период с 1719 по 1730 г. в области Берата иСпафии. Бежал от преследований в Италию, где издал свою книгу «Вера»,которой старался отвратить православных от ислама. Во многих местах Албании состроительством храмов и организацией школ сопротивление исламу усиливалось. Вчисле наиболее важных центров был Мосхополь, построенный в труднодоступнойгористой местности. Большое положительное значение имело отсутствие в городевоенной османской администрации. В XVIII в. он имел примерно 60 тыс. жителей.Население его было достаточно однородно в религиозном и социальном отношении — это были православные купцы и ремесленники. Экономическое благосостояние игородское самоуправление определили и высокий культурный уровень жизни вгороде. Большую славу стяжала «Новая Академия» Мосхополя (1744), еебиблиотека и типография. В городе было 20 храмов. До 1670 г. Мосхопольнепосредственно подчинялся архиепископу Охридскому, а затем — Корчинскоймитрополии. Его упадок начался после разграбления, которому он в условияхфеодальной анархии трижды подвергся в 60-80-х гг. XVIII в.; ныне превратился вдеревню.
Чтобыизбежать исламизации и сохранить свою веру, отдельные группы христиан в периодосманского завоевания предпочитали становиться «криптохристианами».Они имели имена и внешнее поведение мусульман, однако в семейной жизнисохраняли православные традиции. Наиболее типичным случаем криптохристианства вАлбании является Тоскидон (Спафия) — горный район южнее Эльбасана. Это явлениепродолжалось с конца XVII до конца XIX в. В этом регионе были и новомученики:прп. Никодим (1722), Эльбасан, пам. 11 июля) и Христос Садовник, или Арванитис(т. е. Албанец, 1748), пам. 12 февр.).
Четвертыйпериод (1767-1937): от упразднения автокефалии Охридской архиепископии доканонического дарования автокефалии Албанской Православной Церкви.
Вэтот период реорганизуются митрополии и епископии, строятся новые храмы ипредпринимаются систематические усилия по духовному пробуждению православных.Выдающейся личностью этой эпохи является св. Косма Этолийский, который с 1775г. подвизался в Албании, завершив свою миссионерскую деятельность мученичествомв 1779 г. в Берате. Спустя 30 лет др. святой, вероятно, из Спафии — сщмч.Никита Албанский, проповедовал Христа и пострадал в районе Серр и Драмы (1809,пам. 19 февр.).
ВХVIII-ХIХ вв. предпринимались попытки перевода Священного Писания на албанскийязык. Среди переводчиков первым упоминается иером. Григорий Константинидис,впоследствии митрополит Диррахия, который перевел Ветхий и Новый Завет,используя албанскую графику, но этот перевод не сохранился. В XIX в. ГригорийАргирокастрский (еп. Эвбейский) опубликовал перевод Нового Завета на албанскомязыке греческой графикой. Позднее свет увидели переводы К. Христо-форидиса нагегском (1869) и тоскском (1879) наречиях также греческими литерами.
Вэтот период выдвинулись иерархи: митрополиты Диррахия Григорий КонстантинидисМосхополит (1767-1772) и Хрисанф из Мадита (1821-1823), один из создателейнового метода, греческой певческой нотации; митрополиты Дриинупольские Досифей(1760-1799), Гавриил Сифносский (1799-1827), Иоаким Хиосский (1828-1835),который дважды восходил на Константинопольский Патриарший престол (1860-1863 и1873-1878; см. Иоаким II, Патриарх Константинопольский); Белиградскиемитрополиты Иоасаф II (1802-1855) и Анфим Алексудис (1855-1887).
В1878-1881 гг. возникло и получило развитие самое крупное общенациональноедвижение за автономию и территориальную целостность Албании, известное подназванием Албанская лига, или Лига Призрена. Добившаяся фактической автономииСеверной Албании и Косова, Лига в итоге была разгромлена Турцией. Попыткавозродить движение в 1899-1900 гг. (Лига Пейи) также окончилась неудачей.Только в результате народных восстаний 1909-1912 гг. стало возможным завоеваниенезависимости Албании. 28 ноября 1912 г. в г. Влёра была провозглашенанезависимость Албании и образовано правительство во главе с Исмаилом Кемали — этот день отмечается как национальный праздник.
Великиедержавы признали независимость Албании только через 2 года.
Смомента создания в 1912 году независимого албанского государства начинаетсяновый период истории Православной Церкви в Албании. В этот момент возникаетнастоятельная необходимость самостоятельности албанских религиозных общин. Врешении этого вопроса важную роль сыграла албанская диаспора в Америке и вЕвропе. Значительной была деятельность еп. Дурреса Фана Ноли (Феофан СтилианНоли), выступавшего за автокефалию Албанской Церкви и демократическиепреобразования в стране; он возглавил антифеодальную революцию 1924 г. и сталпремьер-министром демократического правительства. Епископ Фан Ноли перевелмногие церковные тексты на албанский язык, настаивал на введении албанскогоязыка в богослужение.
Первоепровозглашение автокефалии Албанской Православной Церкви состоялось наБератском Соборе 10-12 сент. 1922 г. В 1937 г. автокефалия АлбанскойПравославной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом.
Вдекабре 1924 г. в Албании произошел государственный переворот — правительствоеп. Фана Ноли было свергнуто, и в стране установился диктаторский режимполковника А. Зогу, в 1925 г. Зогу стал президентом республики, а в 1928 г.-«королем всех албанцев».
Послеоккупации в 1939 г. Албания, была включена в состав Италии. Начались попыткиподчинении православного населения по власть Римского понтифика через унию. Сэтой целью римско-католические миссионерские ордена стали проникать в южныерайоны страны. После освобождения Албании от захватчиков, к власти в странепришли коммунисты. В январе 1946 г. была провозглашена Народная РеспубликаАлбания во главе с генеральным секретарем Коммунистической партии Албании Э.Ходжей (1908-1985). Начались политические репрессии, преследование верующих. 4апреля 1967 г. появился документ, запрещающий любое отправление культа. Албаниябыла объявлена атеистическим государством. Конституция 1976 г. содержала статьио непризнании религии государством (Ст. 36) и о запрещении религиозныхорганизаций, религиозной деятельности и пропаганды (Ст. 54). Гонения принялимассовый характер. Были разрушены сотни храмов, большинство монастырей,уцелевшие храмы и монастыри превращены в мастерские, склады и т. п. Клирикибыли лишены сана, заключены в тюрьму или отправлены в ссылку, многие из нихприняли мученическую смерть, в т. ч. архиепископ Виссарион, викарный епископАполлонийский Ириней. Это было гонение в отношении всех религиозных общинАлбании. Весной 1991 г. пал коммунистический режим и в Албании установиласьмногопартийная система. Открылись храмы. Началось восстановление православнойЦеркви и всей религиозной жизни в стране.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.pravoslavie.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.