Реферат по предмету "Психология"


Малые группы в современных психологических исследованиях

Курсовая работа
по дисциплине:«Социальная психология»
на тему: «Малые группы всовременных психологических исследованиях»

2008 г

Содержание
 
Введение… 3
1. Малые группы в социальной психологии… 6
1.1 Признаки, характеристики и классификациималых групп в социальной психологии… 6
1.2 Характеристика основных направленийисследований в психологии малых групп… 12
2. Современные социально-психологическиеисследования в области малых групп     18
2.1 Социально-психологические исследования малойгруппы в социальной психологии детства… 18
2.2 Проблемы изучения одаренных детей всовременных работах, посвящённых социальной психологии малых групп… 23
Заключение… 27
Литература… 29
 

Введение
Тот, ктовоображает, что может обойтисьбез других людей, очень ошибается,но тот, кто воображает, что безнего не могутобойтись люди,ошибается еще больше.
Ф.Ларошфуко
ВысказываниеФ. Ларошфуко очень подходит к теме курсовой работы «Малые группы в современныхпсихологических исследованиях». Очевидным является то, что с первых дней своейжизни человек связан с определенными малыми группами, причем не простоиспытывает на себе их влияние, но только в них и через них получает первуюинформацию о внешнем мире и в дальнейшем организует свою деятельность.
Интерес кмалым группам, к их исследованию возник очень давно, по существу немедленновслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества иличности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ееформирования.
Историюизучения малых групп можно разделить на несколько этапов, каждый из которыхпривносил нечто новое в саму трактовку сущности малой группы, ее роли и личности.
В самыхранних исследованиях, а они были проведены в США в 20-е гг. XX в., выяснился вопрос отом, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, илинапротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельностикаждого. Главным итогом первого этапа исследований малых групп было открытиеявления социальной фацилитации, когда на продуктивность деятельности индивидаоказывает влияние сам вид и «звучание» других людей, работающих рядом над тойже самой задачей.
Второй этапразвития исследований знаменовал собой переход от изучения коактных групп(коакция – это факт одновременного действия рядом членов малой группы, отличныйот взаимодействия) к изучению взаимодействия индивидов в малой группе. Так вряде исследований было показано, что при условии совместной деятельности вгруппе те же самые проблемы решаются более корректно, чем при их индивидуальномрешении: особенно на ранних стадиях решения задач группа совершает меньшеошибок, демонстрирует более высокую скорость их решения и т.д. Важнымпараметром групповой деятельности является именно взаимодействие, а не просто«соприсутствие» членов группы.
На третьемэтапе исследования малых групп стали значительно более разветвленными. Началивыявлять не только влияние группы на индивида, но и характеристики группы: ееструктуру, типы взаимодействия индивидов в группе; сложились подходы к описаниюобщей деятельности группы. Совершенствовались и методы измерения различныхгрупповых характеристик.
Не смотря нато, что малые группы изучались уже много лет, остаются нерешенными некоторыевопросы. В частности, до сих пор является дискуссионным вопрос о самомопределении малой группы, о ее наиболее существенном признаке (а,следовательно, о принципах выделения малых групп). Также не решен вопрос околичественных параметрах малой группы, нижнем и верхнем пределах.
Структурноданная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главераскрывается понятие малой группы, ее признаки и границы, классификация малыхгрупп. Во второй главе рассматриваются социально-психологические исследованиямалой группы в социальной психологии детства и проблемы изучения одаренныхдетей в современных работах, посвящённых социальной психологии малых групп.
При написанииработы в основном были использованы работы Андреевой Т.М., Кричевского Р.Л.,Дубовской Е.М., Щедрина Е.В., статьи из журнала «Вопросы психологии» и др.
Основнаязадача моей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссиисоциальных психологов, а именно понятие группы, ее количественные параметры,нижний и верхний предел, т.е. границы малой группы, а также современныеисследования, в области малых групп, и их проблемы.
 

1. Малые группы в социальной психологии
1.1 Признаки, характеристики и классификации малых групп всоциальной психологии
Психология иповедение отдельного человека как личности существенно зависят от социальнойсреды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединеныдруг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивыесоединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие ималые. Большие представлены государствами, нациями, народностями,партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми попрофессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным,возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованноосуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих ихлюдей.
Непосредственнымпроводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малаягруппа. Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямыхвзаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарнуюячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известныйтезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной средыправильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности отпсихологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп,наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив,объединения близких друзей, приятелей и т.п.
Малую группухарактеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, котораявыделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономнымсоциально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разнымхарактеристикам – от чисто внешних (например, территориальная общность людейкак соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи).Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основныххарактеристик уровня ее социально-психологического развития.
Малые группымогут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующихмежду их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правилвзаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям исодержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называетсяее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения,или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций,нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатомгруппы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы,называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристикипредставляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучаютмалые группы в социальной психологии. [2]
Рассмотримклассификацию малых групп. Условные, или номинальные, – этогруппы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы.Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнитьрезультаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайноеобъединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общейцели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Онипредставляют собой действительно существующие объединения людей, полностьюотвечающие определению малой группы.
Естественными называют группы, которыескладываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Онивозникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в этигруппы людей. В отличие от них лабораторные группы создаютсяэкспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования,проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, носуществуют временно – только в лаборатории.
Условные, илиноминальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователемобъединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуютв обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий,возрастов, социальной принадлежности.
Естественныегруппы делятся на формальные и неформальные (другое название –официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуютлишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуюткак бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс какофициальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальнуюгруппу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основезадач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Целинеофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов ихучастников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций. [2]
Малые группымогут быть референтными инереферентными. Референтная – это любаяреальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольносебя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивиднаходит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формыповедения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимымиобразцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малаягруппа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны длянего. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентныегруппы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет,осуждает и отвергает.
Всеестественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые.Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточнойпсихологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейсяструктуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанныхлидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологическиеобщности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми поопределению являются, например, условные и лабораторные группы (последние частолишь на первых этапах их функционирования).
Средивысокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитогоколлектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан икоторой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для оченьмногих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностныеотношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности,взаимном уважении и т.п. [8]
Для тогочтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьмавысоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (бытьэффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь высокую мораль,хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможностьразвития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа даватьлюдям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих вотдельности.
Психологическиразвитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложиласьдифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений,строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назватьколлективистскими.
Что же такоеколлективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности,ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности,эффективности и информированности. Под нравственностью имеется в видупостроение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностяхобщечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятиеколлективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбукаждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива илинет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива своислова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оцениваютсвои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательноподчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных,по-хозяйски относятся к общественному добру.
Под открытостьюколлектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие,строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами илиих представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практикеоткрытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другимколлективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейшиххарактеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на негосоциальных объединений.
Понятие коллективизмавключает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремлениепротивостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это такжеразвитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувствоколлективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задетыинтересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, повозможности, при общем согласии. [9]
Для подлинноколлективистских отношений характерна контактность. Под ней понимаютсяхорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительныевзаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность,уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективеблагоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Организованность проявляется в умеломвзаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностеймежду ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это такжеспособность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки,предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственнозависят результаты деятельности коллектива;
Одним изусловий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношенийявляется хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел вколлективе. Это знание называется информированностью. Достаточная информированностьпредполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов егоработы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входитхорошее знание членами коллектива друг друга.
Эффективность понимается какуспешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателейэффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Онпредставляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов вработе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численностигруппа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системойописанных отношений.
Таких малыхгрупп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива,в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимаетпромежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитымколлективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группывполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако подругим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее какидеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития. [2]
1.2 Характеристика основных направлений исследований в психологиималых групп
Для тогочтобы перспективы изучения малых групп стали еще более отчетливы, необходимоболее или менее систематически рассмотреть, в каких же основных направленияхразвивалось их исследование в социальной психологии на Западе, где проблемамалых групп стала основной. Но это достаточно емкая и самостоятельная задача,решить которую здесь можно лишь в общих чертах. Целесообразно выделить триосновных направления в исследовании малых групп, сложившиеся в руслах различныхисследовательских подходов: 1) социометрическое, 2) социологическое, 3) школа«групповой динамики».
Социометрическое направление в изучениималых групп связано с именем Дж. Морено. Дискуссия, которая постоянно возникаетв литературе по поводу ограниченностей социометрического метода, требуеткраткого напоминания сути концепции. Морено исходил из идеи о том, что вобществе можно выделить две структуры отношений: макроструктуру (которая дляМорено означала «пространственное» размещение индивидов в различных формах ихжизнедеятельности) и микроструктуру, что, иными словами, означает структуру психологическихотношений индивида с окружающими его людьми. Согласно Морено, все напряжения,конфликты, в том числе социальные, обусловлены несовпадением микро- имакроструктур: система симпатий и антипатий, выражающих психологическиеотношения индивида, часто не вмещается в рамки макроструктуры, а ближайшимокружением оказывается не обязательно окружение, состоящее из приемлемых впсихологическом отношении людей. Следовательно, задача состоит в перестраиваниимакроструктуры таким образом, чтобы привести ее в соответствие смикроструктурой. [1]
Хотянаивность предложенной схемы очевидна, ее методическое приложение оказалосьдостаточно популярным. На основании применения этой методики (хотя необязательно в рамках изложенной теоретической концепции) возникло целоенаправление исследований малых групп, особенно в прикладных областях. При этомчисто научная перспектива изучения малых групп попадала в довольно ограниченныерамки.
Главнымпросчетом предложенного подхода явилось своеобразное санкционирование смещенияинтереса. Фокус исследований малых групп в рамках данного направления сужалсядо минимума: предполагалось исследование лишь структуры психологических, т.е.межличностных отношений, непосредственных эмоциональных контактов между людьми.Такая программа неправомерна не потому, что эмоциональные контакты не значимы вгрупповой жизни, а потому, что они абсолютизированы, потеснив все остальныевозможные «сечения» отношений в группе. Социометрическая методика практическистала рассматриваться как основной (а зачастую и единственный) методисследования малых групп. И хотя методика сама себе действительно даетопределенные возможности для изучения психологических отношений в малыхгруппах, она не может быть неправомерно широко истолкована, как обеспечивающаяполный анализ малых групп. Аспект деятельности малых групп в нейне просто не представлен, но умолчание о нем носит принципиальный характер:рождается представление о достаточности исследования только пластасобственно эмоциональных отношений. Введение «деловых» критериевсоциометрического выбора мало поправляет дело, так как не обеспечиваетвключения отношений деятельности в контекст исследования. Поэтому, указываянедостатки социометрической методики, в первую очередь необходимо говорить онедопустимости ее рассмотрения как общего метода изучения малых групп.
Применительнок другой, более конкретной задаче, — изучению эмоциональных отношений в малойгруппе, — методика, предложенная Морено, как известно, широко используется(Волков, 1970). Это не значит, что и в этой сфере она бесспорна, поскольку досих пор не совсем ясно, что же, собственно, измеряет социометрический тест всовременном его виде? Интуитивно предполагается, что измеряется уровеньпозитивных и негативных оценок, которые индивид дает членам группы, но это самопо себе требует более глубокой интерпретации. Неоднократно отмечалась и другаяслабость методики, значимая при исследовании именно эмоциональных контактов:отсутствие ответа на вопрос о мотивах выбора. Таким образом, социометрическоенаправление как направление исследования малых групп оказалось: крайнеодносторонним, чрезвычайно уязвимым по своим теоретическим предпосылкам.
Социологическое направление в изучениималых групп связано с традицией, которая была заложена в уже упоминавшихсяэкспериментах Э. Мэйо. Суть их состояла в следующем. Компания Вестерн Электрикстолкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле.Длительные исследования (до приглашения Мэйо) не привели к удовлетворительномуобъяснению причин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который и поставил свойэксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительностьтруда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. Эксперименты вХоторне в общей сложности длились с 1924 по 1936 г., в них четко обозначены различные этапы, но здесь воспроизведена лишь основная схемаэксперимента. В выделенных Мэйо экспериментальной и контрольной группах быливведены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенностьувеличилась и обозначился рост производительности труда; в контрольной группепри неизменной освещенности производительность труда не росла. На следующемэтапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый ростпроизводительности труда; но вдруг и в контрольной группе — при неизменнойосвещенности — производительность труда также возросла. На третьем этапе вэкспериментальной группе были отменены улучшения освещенности, апроизводительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и вконтрольной группе. [3]
Этинеожиданные результаты заставили Мэйо модифицировать эксперимент и провести ещенесколько добавочных исследований: теперь изменялась уже не толькоосвещенность, но значительно более широкий круг условий труда (помещение шестиработниц в отдельную комнату, улучшение системы оплаты труда, введениедополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т.д.). При введении всехэтих новшеств производительность труда повышалась, но, когда по условиямэксперимента, нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась,осталась на уровне более высоком, чем первоначальный.
Мэйопредположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, ипосчитал такой переменной сам факт участия работниц в эксперименте: осознаниеважности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себепривело к большему включению в производственный процесс и роступроизводительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения.Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабилъности -потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Второй линиейинтерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особыхнеформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только былопроявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходепроизводственного процесса. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду сформальной еще и неформальной структуры в бригадах, но и о значении последней,в частности, о возможности использования ее как фактора воздействия на бригадув интересах компании. Не случайно впоследствии именно на основаниирекомендаций, полученных в Хоторнском эксперименте, возникла особая доктрина«человеческих отношений», превратившаяся в официальную программу управления ипреподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса. [2]
Что жекасается теоретического значения открытий Мэйо, то оно состоит в получениинового факта — существования в малой группе двух типов структур,открывшего широкую перспективу для исследований. После Хоторнских экспериментоввозникло целое направление в исследовании малых групп, связанноепреимущественно с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявлениясоотносительного значения каждого из них в системе управления группой. [1]
Школа«групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направлениеисследований малых групп и связана с именем К. Левина. Американский периоддеятельности Левина после эмиграции из фашистской Германии начался с создания вМассачусетсском технологическом институте специального Центра изучениягрупповой динамики (позже был перенесен в Мичиганский университет, гдесуществует до сих пор). Направление исследований в этом центре опиралось насозданную Левиным «теорию поля». Центральная идея теории поля, что законысоциального поведения следует искать через познание психологических исоциальных сил, его детерминирующих, была развита применительно к науке огруппах, к анализу этих сил, их локализации и измерению. Важнейшим методоманализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп сзаданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп.Вся совокупность этих исследований получила название «групповой динамики».Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковыусловия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другимигруппами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание былотакже уделено проблемамобразования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношениеиндивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах. [3]
Отвечая наглавный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей,«групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповыхконфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условияхкооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. Этот переченьможно было бы продолжить, так как практически весь набор проблем малой группыбыл представлен в работах этого направления.
Как и всепсихологическое наследие К. Левина, «групповая динамика» оказала большоевлияние на последующее развитие социально-психологической мысли. Нет сомнения втом, что в рамках этого направления были высказаны чрезвычайно важные идеиотносительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них,разработаны весьма оригинальные методики, сохраняющие свое значение до сих пор.С другой стороны, теоретический контекст — конструкции теории поля — является взначительной мере устаревшим. В большей степени, чем в случае какой-либо другойобласти социальной психологии, отбрасывание теоретической концепции Левинасочетается с полным или почти полным принятием созданных им методик. Они«работают» и в других теоретических рамках. Однако не решена еще полностьюзадача выявления степени их допустимого принятия в русле новой теоретическойсхемы, чего требует уважение к имени Левина и к его заслугам в психологиивообще и в социальной психологии в частности. [1]

2. Современные социально-психологические исследованияв области малых групп
2.1 Социально-психологические исследования малойгруппы в социальной психологии детства
Поведению —этологии и социоэтологии человека и, в частности детей, в нашейлитературепосвящено очень незначительное число работ. Преобладаютпсихолого-педагогические исследования, которые основываются на оценкевербальной информации, на результатах экспериментальных или воспитательныхвоздействий. Между тем сами такие исследования должны опираться на знаниеособенностей непосредственного поведения человека, которые могут быть выявленытолько путем объективного исследования, когда исключены всякие направленныевоздействия.
Целью этихисследований является изучение реального повседневного поведения детей иорганизация социальных взаимодействий в группе детского сада в связи спроблемами социализации и социальной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Поднимаютсявопросы о взаимоотношении ребёнка со сверстниками, поведение ребёнка впространстве, психическое развитие ребёнка в процессе совместной деятельности.[4]
Посколькупредметом исследования является вся структура социальных взаимодействий детей вгруппе, ее анализ должен начинаться с описания структуры пространственногоповедения. Организация любых социальных взаимодействий между людьмиосуществляется в первую очередь через их пространственные взаимодействия.Пространственное поведение является в некотором смысле субстратом, на которомстроятся все остальные виды взаимодействий. Таким образом, оно тесно связано ис предметно-игровой, и с коммуникативной деятельностью, а также является важнымфактором в иерархических отношениях.
Известно, чтомногие черты личности и темперамента определяются особенностями поведениячеловека в пространстве. [4] Именно поэтому мы рассматриваем описаниепространственного поведения детей как необходимое условие целостного изученияструктуры социального поведения.
В этом исследованиирассматривается пространственная близость и взаимное распределение детей вкомнате. Авторы статьи дают понятие ближайший сосед – расстояние,которое дети поддерживают между собой.
Индивидуальнаядистанция.Расстояние до 1-го ближайшего соседа позволяет оценить величину индивидуальнойдистанции у каждого ребенка. Этот параметр — один из центральных среди другихпараметров пространственного поведения человека и связан со многимииндивидуально-психическими особенностями. Индивидуальная дистанция — среднееминимальное расстояние, на которое индивид подпускает к себе любого другогоиндивида.
С учетомстатистических поправок, у детей 5-летнего возраста величина индивидуальнойдистанции в среднем составляет 40 см. У каждого ребенка значения ее сильноварьируют.
Во время игрыу детей происходят индивидуальные предпочтения и избегания. Между детьми одногои разного пола эти связи распределяются очень неравномерно. Мальчикам в равнойстепени свойственны как предпочтения, так и избегания друг друга. У девочек жевообще не было обнаружено ни одного взаимного избегания: во время игры имсвойственны только предпочтения. Между мальчиками и девочками наблюдаютсяпреимущественно отношения взаимного избегания, а не предпочтения.
Возможны случаитолько предпочтения или избегания, что зависит от темперамента и чертхарактера, т.е. через поведение в пространстве ребенок включается в структурувнутригрупповых отношений. В целом структура пространственных предпочтений иизбеганий во время свободной игры хорошо отражает социометрическую структуругруппы: ранг ребенка определенно связан с числом индивидуальных предпочтений и избеганий. Взаимноеположение детей в группе, определяемое числом предпочтений и избеганий укаждого ребенка, дифференцирует их на предпочитаемых, избегаемых,непредпочитаемых и неизбегаемых и зависит от ранга (который, напомним,определялся по независимым этологическим критериям). Однако эта дифференциацияобусловлена, вероятно, и другими факторами. Если большая часть детей занимаетсреднее положение либо по предпочтениям, либо по избеганиям, то некоторые детивыделяются в особые подгруппы. Одни относятся к исключительно предпочитаемымдетям. Их никто в группе не избегает. Других почти никто не предпочитает, но ине избегает. Соответственно, и их статус — один из наиболее низких. Третьихдетей многие избегают и почти никто не предпочитает в группе. Все они — дети снизким рангом. В связи с этим можно предполагать, что структура игровогоповедения и взаимодействия во время игры имеют определяющее значение вформировании ранга ребенка в группе. Почти все дети из наиболее предпочитаемыхиграют в ролевые и подвижные игры, в которые включаются сразу больше трехчеловек. Они более склонны к организации самой игры, часто являются лидерами,определяющими строй и течение игры. Дети, занимающие среднее положение по числупредпочтений и избеганий, в игре не занимают лидирующего положения и многие изних, как и дети с низким рангом, часто предпочитают играть поодиночке.
В рядеисследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явнаядифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 летстановятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие — непользуются особой популярностью — либо отвергаются, либо остаются незамеченными.Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом,на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитиеребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников,имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболеепопулярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и чтопозволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Этот прием неоднократноиспользовался в психологических исследованиях, которые, как правило,осуществлялись в рамках проблемы лидерства.
Вопрос опопулярности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи сигровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативностидошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т.А. Репиной, А.А.Рояк, В.С. Мухиной, Т.В. Антоновой, О.М. Гостюхиной и других. Исследования этихавторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково — однивыступают в роли ведущих, другие — в роли ведомых. Предпочтения детей и ихпопулярность в группе во многом зависят от их способности придумать иорганизовать совместную игру.
Результатыэкспериментальных работ, проведенных под руководством М.И. Лисиной показали,что наиболее предпочитаемыми оказались дети, демонстрирующие доброжелательноевнимание партнеру. Описывая обобщенный портрет популярного ребенка, Р.К.Терещук выделяет такие главные качества, как чувствительность к воздействиямсверстника, доброжелательное внимание к другим, отзывчивость, адекватноесодержание общения. [5]
Такжерассматривались особенности организации игрового пространства комнаты.Избегаемые участки, по-видимому, столь же необходимы, как и участки постоянногоиспользования, предпочитаемые. Наличие их можно рассматривать как результатповеденческого разобщения пространства для игры при недостатке площади. Такиепограничные коридоры между предпочитаемыми участками позволяют отделить детей,играющих в шумные подвижные игры, от тех детей, которые рисуют, читают, играютв настольные или ролевые игры. [4]
Распределениеповеденческой активности в пространстве комнаты связано с полом ребенка, егоиндивидуальными особенностями (темпераментом) и социальным статусом. Девочкипредпочитают находиться возле предметов мебели, мальчики же, в силу своейподвижности используют свободное пространство.
Согласноконцепции Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется социальнойситуацией, т.е. его положением в обществе, системой отношений со взрослыми исверстниками. [6] Социальная ситуация развития не строится извне, а создается впроцессе живого взаимодействия между ребенком и его окружением. Переход отодного возрастного периода к другому связан с изменением социальной ситуацииразвития. Так, дошкольник — это «играющий ребенок», что и определяет системуего отношений с окружающими. Школьник — это «обучающийся ребенок», находящийсяуже в совершенно иной системе отношений. Функции, которые выполняют обе стороны,всегда взаимодополнительны. [7]
Превращениеребенка во взрослого происходит благодаря воздействию двух социальныхинститутов: семьи и системы общественного воспитания. Превращение ребенка вличность происходит благодаря процессу социализации. Сначала он усваиваетсредство общения между людьми, потом у него вырабатывается навык различнойдеятельности. Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, такжеобщепринятую его социальной общности систему ценности. Даже, когда ребенокстановится взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформировавшуюсяличность, продолжают оказывать воздействие две системы отношений: во-первых, напроизводстве, во-вторых, в семье.
2.2 Проблемы изучения одаренных детей всовременных работах, посвящённых социальной психологии малых групп
Одаренность — значительное посравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либоисключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных идр.).
Одаренностьдетей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания,в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявленияумственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детскихлет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственноеразвитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет встановление интеллекта.
Основнаятрудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что вних непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое отвозрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особаяготовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И неизвестно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастныхэтапах. Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мыслитакже могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, чтоони получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще непредопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ходдальнейшего становления одаренности.
Предметомострых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности.Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощьюэлектрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношениебиологического и социального в природе одаренности.
Одаренныедети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногданичем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, какправило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологическихособенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их отбольшинства сверстников. [10]
Современныеисследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психикиодаренного человека является относительной редкостью. [10] Чаще можностолкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую нетолько сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но иуглубляется, порождая у него ряд психологических проблем. Одаренные дети частострадают от так называемой «диссинхронии», под которой понимается эффектускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующимвозрасту) или, даже, замедленным развитием другого. Нередки случаи, когдалучший «математик» класса или одаренный «юный поэт» на уроках физическойкультуры оказываются среди отстающих учащихся. Учителя очень часто нераспознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности идостижения. Детей с ранним умственным расцветом могут ожидать сложности и дома,где родители не всегда могут подсказать и поддержать ребенка. Также отмечаютсяпроблемы у одаренных детей со сверстниками. Одаренные дети опережают других вколичестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они большеулавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в техже условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поляих восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих.Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразнуюинформацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок суязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризмприводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет. Умственноодаренные дети часто стремятся к дружбе со старшими детьми, в общении скоторыми у них также могут возникать различные трудности. Как правило, этитрудности обусловлены тем, что старшие дети опережают их в физическом развитиии одаренному ребенку трудно стать лидером в таком коллективе. А переживания поповоду того, что они не могут сделать что-то, как старшие, иногда существенносказываются на самооценке одаренных детей, так как они весьма критичны к своимдостижениям. На вопрос о том, насколько благоприятно для развития ребенкаскладывается его общение в группе детского сада или в классе, позволяетответить анализ групповых взаимоотношений, проводимый с помощьюсоциометрических методик. [11] Такой анализ основывается на выявлениисуществующих в группе, главным образом, эмоциональных предпочтений. Взависимости от степени предпочитаемости дети имеют различное положение (статус)в системе взаимоотношений (статусной структуре группы). В настоящее время встатусной структуре группы большинство авторов выделяет четыре основныекатегории (подгруппы). Положение детей, входящих в I и II подгруппы(«звезды» и «предпочитаемые»), рассматриваются как благоприятное,а в III и IV («пренебрегаемые» и «изолированные») — какнеблагоприятное и свидетельствующее о наличии различных трудностей иликонфликтов в общении с членами группы.
На положениеребенка в структуре групповых взаимоотношений влияют многие факторы. В первуюочередь оно зависит от его успешности в игровой деятельности, уменияорганизовывать игру, обогатить ее сюжет и содержание. [10] Оно обусловленотакже и личностными качествами ребенка, которые обеспечивают успешность,эмоционально благоприятный фон совместной деятельности. [11] На избирательныеотношения дошкольников оказывает влияние и то, насколько полно ониудовлетворяют потребность друг друга в общении.
Основываясьна анализе данных по проблеме отношения детей к более интеллектуально развитымсверстникам, можно говорить о том, что, конечно же, оно зависит и отособенностей личности, и от поведения ее, но во многом определяется целями,задачами совместной деятельности, ее успешностью, ценностными ориентациямигруппы. Поэтому в каких-то группах (или у отдельных ее членов) одаренные детибудут популярными и пользоваться симпатией, а в других — нет. [7]
Вопросы же отом, какова специфика взаимоотношений одаренных детей при их совместномвоспитании, когда они объединены в группу достаточно однородную и не только попоказателям умственного развития, но и по характеру мотивации, некоторымличностным особенностям, обусловленным высоким развитием; насколько такиевзаимоотношения благоприятны для их эмоционального самочувствия, до настоящеговремени остаются практически неизученными.

Заключение
Такимобразом, подводя итог всей работы, задача, поставленная при написании курсовойработы, выполнена.
В первойглаве работы из всех многочисленных определений малых групп было выбрано наиболее«синтетическое» универсальное, которое наиболее полно раскрывает сущность этогопонятия. Были перечислены признаки малой группы, а именно:
1) малаячисленность;
2)непосредственность контактов (визуальных, информационных, эмоциональных);
3) общностьпобуждений (целей, интересов, потребностей, планов мотивов);
4) общаядеятельность (образ жизни, поведение, действия).
В даннойглаве были представлены высказывания, мнения как зарубежных, так иотечественных авторов по поводу количественного признака малой группы, а такжеее классификации. В принципе допустимы самые различные основания дляклассификации малых групп: группы различаются по времени их существования(долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами,по способу вхождения индивида и т.д. Но были приведены три самыераспространенные классификации:
1) делениемалых групп на «первичные» и «вторичные»;
2) деление ихна «формальные» и «неформальные»;
3) деление на«группы членства» и «референтные».
В этой главеподробно описано о том, что является основанием классификации, кто впервыепредложил такое деление, и какое значение имеет та или иная классификация внастоящее время.
Во второйглаве мы рассмотрели современные социально-психологические исследования вобласти малых групп, в, частности, в социальной психологии детства, а такжепроблемы изучения одаренных детей в современных работах.


Литература
1.  АндрееваГ.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996
2.   Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: МГУ, 1991
3.   Щедрина Е.В.Психологическая теория коллектива. – М., 1979
4.   Плюснин Ю.М., БогатыреваО.А., Биченкова О.Е. Пространственное поведение и социальный статус ребенка вгруппе. // Вопросы психологии. — 1993. — №2
5.   Смирнова Е.О., КалягинаЕ.В. Отношение популярных и непопулярных дошкольников к сверстникам // Вопросыпсихологии. – 1998. — №3
6.   Венгер А.Л. Психическоеразвитие ребенка в процессе совместной деятельности // Вопросы психологии. –2001. — №3
7.   Ягловская Е.К.Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе.// Вопросыпсихологии. – 1998. — №3
8.   Шевандрин Н.И. Социальнаяпсихология в образовании. Учеб. пособие. Ч1. Концептуальные и прикладные основыв социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995
9.   Немов Р.С. Психология:Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.: В 3 Кн. Кн 1. Общие вопросыпсихологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
10.     БожовичЛ.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.:Международная педагогическая академия, 1995
11.     Одаренныедети: пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.