Реферат по предмету "Религия"


Сравнение Православного и Протестантского учения о Таинствах

ПравославныйСвято-Тихоновский Богословский
Институт

1 курс, заочноеотделение.
Катехизаторскийфакультет.


Введение вЛитургическое Предание


Тема сочинения:
СравнениеПравославного
и Протестантского учения о Таинствах




Шевчуган Роман Георгиевич













Ухта, 1999/2000гг.


План

1.   Почемутак получилось? (Различие исторических путей Запада и Востока)
2.   Православныйвзгляд на Таинства.
3.   Отрицаниенеобходимости Таинств Протестантской догматикой.
4.   Какэто было? (Реформация и изменение канонических и догматических сторон церковнойжизни)
5.   Кчему пришли? (Отношение новейшего Протестантизма к Таинствам, вере и деламверы.)
6.   Значениеправославного опыта Богообщения как залога выживаемости в условиях современнойдействительности.


Проведение сравнения различийправославного и протестантского взгляда на вопрос Таинств вряд ли возможнотолько лишь путем простого количественного сопоставления тех священнодействий,которые в Православии и Протестантизме считаются (или не считаются) Таинствами.
Во-первых, потому что в отличие отПравославия мировой Протестантизм представлен огромным количеством конфессий,сект, общин, существенно разнящихся по вероучению (что удивительно, так какформально Протестантизм основывается исключительно на Библии).
Во-вторых, такое сопоставление безпоиска ответа на вопрос «почему вышло так, а не иначе?» рано илипоздно привело бы к заведомо неверным выводам, как то: «Все религии –одинаково хороши», «не все ли равно, как верить?», «Разницалишь в обрядах» и т.п.
Ответ же на этот вопрос кроется вистории, точнее, в разнице исторических путей Западного и Восточногохристианства:
«Основноеразличие между Западным и Восточным христианством было заложено ещё вантичности. Мир восточного Средиземноморья, и прежде всего мир эллинов, былболее склонен к философии и мистике. Гений римлян проявлял себя не столько вфилософии или в религии, сколько в государственном управлении, праве, в военномделе. Рим не родил ни одного крупного самостоятельного философа… Но Рим далклассические законы, классические образцы государственного устройства,классическую процедуру судопроизводства.
Этотюридический гений римлян вполне проявил себя и в устроении христианской жизни.Каждый человек приходит в Церковь со своими талантами (а зачастую и спредрассудками). То же можно сказать и о целых культурах. Рим, принявхристианство, нашел способ по‑своему, юридически истолковать его" [REF _Ref494478761 r h  * MERGEFORMAT 1, стр.50].
Так в Западном христианстве появилась«юридическая теория искупления», ставшая впоследствии господствующейсначала в Католичестве, а позже – в Протестантизме. Суть её в том, что грехпервых людей – это некое преступление установленного Богом порядка, и какследствие, оскорбление Его Божественного величия. Причем масштабы виновностичеловека прямо пропорциональны тому положению, которое занимает потерпевшаясторона (что вполне соответствует архаичному и средневековому мышлению). А таккак Бог – существо высочайшее, то и компенсация за материальный (яблоко – 1шт.) и моральный ущерб настолько велика, что всё человечество, вместе взятое,не смогла бы её выплатить, какие бы жертвы оно ни приносило. Поэтому Сам Бог вЛице Своего Сына решился принести безмерный выкуп, дабы Справедливость (Его жесобственная, над ним же, как это ни странно, довлеющая!) была наконец-такиудовлетворена.
Эта теория имеет множество слабых мест,которые делают её несостоятельной. Но в данный момент интерес представляют двавопроса, необходимость постановки которых логически вытекают из«юридической теории»:
1.    Должен ли человек, кроме простогоосознания факта, что за него долг уже уплачен, что-нибудь реально сделатьдля своего личного спасения (т.е. имеет ли смысл вопрос " … что мне делать, чтобы наследовать Жизнь Вечную?"(Мф,19:16; Мк,10:17; Лк,18:18).
2.    Нужно ли еще какое‑нибудьпромыслительное действие Бога в мире людей, когда дело Искупления свершилосьеще на Голгофе? (И если да, то должна ли это действие Благодати реально усвоенаспасаемым?)
Протестантизм на оба эти вопросаответил вполне адекватно своему пониманию Спасения – «Нет!». Идействительно, человек как был грешником, так им и остался, но после Крестнойжертвы Христа изменилось отношение Бога к этой греховности, и отныне нетникаких препятствий для восстановления разорванных по вине Адама дружеских идобрососедских отношений между Богом и человеком. Человеку же со своей стороныдостаточно признать, что за него все уже сделано Иисусом Христом, почаще обэтом вспоминать и почаще говорить: «Спасибо, Тебе, Господи за то, чтосделал вместо нас эту трудную работу!». Но для этого вряд ли нужно некоемистическое воздействие на человека – на это он и сам способен, своими силами.

В отличие от Западного Христианства,Православие рассматривает проблему греха и Искупления в терминахонтологических: «Грех в православномпонимании – это не преступление или оскорбление в юридическом смысле, а преждевсего, болезнь человеческой природы, её повреждение. Поэтому спасение здесь мыслитсякак освобождение от болезни, исцеление и преображение» [2, стр.133].
Поэтому жертва Христа приносится не«Божественной справедливости», а делу нашего спасения: по мысли св.Григория Богослова, "…приемлет Отец(Жертву) не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству ипотому, что человеку нужно было освятитьсячеловечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, ивозвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца,Которому Он оказывается во всем покорствующим" (цит. по: [3, стр.129]).
«Всовершеннейшем же виде освящение состоит в том, что Господь открыл путь длявечной блаженной жизни верующим в Него: основал Церковь Свою, ниспослал ДухаСвятаго и чрез Него дал дары благодати,необходимые для возрождения, духовнаго совершенствования и для достижения входав открытое вечное Царствие Небесное»  [REF _Ref494521027 r h  * MERGEFORMAT 3, стр.129].
Вполне очевидно, что такаясотериологическая концепция предполагает, что спасение человека не можетсводиться к действиям только Бога или только человека – необходим синергизм,совместное действие Бога и человека. Примером такого синергизма служат ТаинстваПравославной Церкви.
«Слово»Таинство" имеет несколько значений. Во-первых, Священное Писаниеусваивает ему глубокую, сокровенную мысль или действие(1 Кор. 13, 2). Во-вторых, им обозначается особое действиеПромысла Божия на верующих, в силу которого невидимая благодать Божиясообщается им через видимое посредство (1 Кор. 4,1).  Это можно сказать обо всех Таинствах Церкви.
ВТаинствах Бог служит спасению человека, и человек в ответ проникаетсярешимостью служит Богу и людям. Это служение Божие приносит человеку святое,Небесное содержание жизни, чтобы он смог стать причастником таин Царства Божияи понять волю Божию о себе" [REF_Ref494522906 r h 4, стр.13].
В общем можно сказать, что вся жизньЦеркви есть Таинство:
«Обычайсчитать количество таинств не является древней традицией, он был заимствован изкатолической церкви. Традиция говорит, что все существующее в Церкви ипринадлежащее ей – суть благодатно и таинственно. Наши молитвы, добрые дела,мысли, поступки – все участвует в „жизни бесконечной“. А всёгреховное и мёртвое освящается и оживает силою Бога Отца, во Христе и СвятомДухе. Так, через Господа, всё становится таинством, частицей Таинства ЦарстваБожия, переживаемой уже сейчас» [REF_Ref494524105 r h 5, стр.85].
Все Таинства, совершаемые в Церквисегодня, были совершаемы и в первых христианских общинах. Поэтому можносказать, что Таинства – это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви.
В отличие от этого видимыесвященнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировалисьпостепенно на протяжении истории Церкви.
Так, например, по свидетельствуТертуллиана, «истинный браксовершался перед лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией» ( цит. по: [REF _Ref494522906 r h 4, стр.140]). И лишь «В XII веке значение брака как Таинствастановится уже в прямую зависимость от церковных священнодействий браковенчания.Такое священнодействие, которое священнодействие, которое священник совершает,а брачующиеся приемлют, признается Таинством Брака» [REF _Ref494522906 r h 4, стр.141].
Из этого видно, что в древностиТаинство Брака не выделялось в самостоятельное чинопоследование, и тем неменее, нельзя сказать, что само Таинство в те времена было ущербным посравнению с нынешним.
То же можно сказать и о самом главномхристианском Таинстве – Евхаристии: «Новот что удивительно: тексты древних Литургий мало в чем согласны между собой. Водних нет эпиклезы, в других нет установительных слов…
…Общее для всех древних Литургий – это их плод. Разнятся молитвы. Но единареальность Таинства – и потому едино восприятие евхаристического Хлеба какХлеба Жизни, как соединения со Христом" [REF_Ref494526479 r h 6, стр.288-289].
Однако с течением времени возникланеобходимость более жесткой регламентации священнодействий, связанных сТаинствами, и поэтому в современном понимании Таинства Православной Церкви «суть такия священнодействия, чрезкоторыя, на основании повеления Иисуса Христа не только представляется, но идействительно преподается принимающим их невидимая благодать. Человек, каксущество духовно-чувственное может познавать невидимое Божие только в чувственныхпокровах и видах и тем легче и сильнее удостоверяться в действительностидуховных предметов, чем определеннее знаки, под которыми они емупредставляются» [REF_Ref494527524 w h 7, стр.74].
Другая же функция внешней, обрядовойстороны Таинств – защита Таинственного общения от тех «сюрпризов»,которые могут преподнести немощи человеческие и греховная человеческая воля:«Видимые знаки и обряды существуют вцеркви, как сила, возбуждающая и поддерживающая людей, не всегда готовых молитьсяи ясно выражать свое отношение к Богу. Со вне, чрез видимые знаки и обрядыприходит в глубину нашего существа возбудительная сила, когда дух наш готовзабыть о своем долге, когда свобода наша уклоняется в сторону от прямого путиразными посторонними влияниями» [REF _Ref494527524 w h 7, стр.12]
Православной Церковью признаетсяТаинствами семь священнодействий:
1.    Крещение, которым приемлющий омывается отскверны первородного греха, вводится в Церковь, получая начаток новой жизни;
2.    Миропомазание, когда «новокрещенный как бы посвящается на первую степень церковную, илиполучает то звание в церкви, которое принадлежит всем членам ея и по которомувсе они суть цари и иереи, все родизбран, царское священие, язык свят, людиобновления, все помазанники Божии, имеющие на себе печать Святаго Духа и в себевсе Божественныя силы, яже к животу и благочестию» [REF _Ref494539316 w h 7, стр.85].
3.    Покаяние(Исповедь), гдечеловек получает благодать, освобождающую его от духовных болезней – грехов.
4.    Евхаристия(Причастие) –Основное Таинство Православной Церкви, посредством которого христианин, вкушаетТело и Кровь Христову, веруя, что «ЯдущийМою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последнийдень» (Ин,6:56)
5.    Елеосвящение(Соборование),через которое Церковь врачует телесные немощи членов своих, духовные ителесные.
6.    Брак, через который благословляетсясупружеский союз двух людей, мужчины и женщины, и подается благодать,освящающая их семью и продолжение их рода.
7.    Священство – где избранным из среды верующих сообщаетсядуховная власть и право совершать Таинства и пасти стадо Христово.
Все Эти семь Таинств в совокупностипредставляют из себя весьма действенную систему, функция которой – служитьпроводником Благодати от Бога к человеку. Изъятие, искажение или умаление (дажесмысловое) хотя бы одного из элементов этой совокупности неизбежно приведет кпадению её эффективности, и как следствие, разрушению благодатного покрова надЦерковью как обществом спасающихся.

Протестантизм, как я уже сказал выше,изначально строился на принципиально иной сотериологичекой модели, в которойакцент делался на необходимость осознания важности заслуг Искупителя и веры вНего. Отсюда – его специфическое понимание смысла совершаемых священнодействий,которые он унаследовал от Католичества.
Мартин Лютер, основоположникПротестантизма, интерпретировал Таинства не как проводники БожественнойБлагодати, а только как знаки нашего общения с Христом, как способ поддержанияи укрепления веры в искупительные заслуги Христа. Поэтому (а еще и потому, чтоодним из основных движущих сил Реформации было стремление к освобождению отизлишней «обрядности») Лютер подверг их пересмотру, и некоторыеисключил, отнеся к простым обрядам, а некоторые оставил, видоизменив их ипридав им новый смысл. Он «нашел,что только Крещение и Причащение справедливо могут называться Таинствами, апрочия священнодействия … не имеют такого качества и значения» [REF _Ref494539316 w h 7, стр.87]. Первой жертвойлютеровской ревизии пало Таинство Миропомазания, ибо оно, также как и следующееопальное Таинство – Елеосвящение – никоим образом не напоминает людям озаслугах Искупителя. Таинство же Брака продолжало существовать, но уже не какТаинство, а как простой обряд.
Изменился также взгляд и на главноеТаинство – Евхаристию: «Евхаристия,по его (Лютера) воззрению, не есть повторение Голгофской жертвы, потому чтохлеб и вино не претворяется в Тело и Кровь Христову… но тем не менее Христоспребывает своим телом вместе с видимым хлебом… Таким образом таинствоПричащения у него является не только знаком только благодатного общения соХристом, но действительным общением с Ним» [REF _Ref494539316 w h 7 , стр.89].
Следует отметить, что Лютер, хотя иисключил Исповедь из числа Таинств (поначалу, правда, признав его как Таинство,как продолжающееся действие Крещения, побуждающее веру), однако признавалнеобходимость тайного, внутреннего покаяния: «Покаяние – это доска, на которой мы должны всплыть и переправитьсяпосле того, как разбился корабль, на который мы вступаем, когда в христианствоприходим» – процитировал он в своем Большом Катехизисе словаблаженного Иеронима (цит. по: [REF _Ref494559270 r h 8 , стр.118])
Также Лютер признавал и благодатностьКрещения в детстве: «Ежели бы непринимал Бог крещения детей, значит, во все времена до дня сего ни один человекна земле христианином не был… Крещение есть ничто иное как вода и слово Божие,одно при другом. Вера моя не творит крещение, но воспринимает его» (М.Лютер, Большой Катехизис, цит по: [REF _Ref494478761 r h 1, стр.77]).
А вот Таинство Священства, какдопускающее наличие посредников в общении между Богом и человеком, оказалось уЛютера в особой немилости. По мнению Лютера, «Священство … принадлежит всякому верующему с того момента, как онвступил в царство благодатное» [REF _Ref494539316 w h 7 , стр.88]. Поэтому, по мнениюПравославной Церкви, так как лютеране, отвергнув Таинство Священства, разорвалиАпостольское преемство, то у них не могут совершаться действительные Таинства,даже те, некоторую благодатность которых они признают.
Малочувствителен к мистике и Таинствубыл и другой виднейший деятель Реформации – Жан Кальвин: «Все, что не поучает, должно быть отброшено, хотя бы в нем ничегоплохого и не было» (см: [REF _Ref494478761 r h 1, стр.45]).
Дальнейшее развитие Протестантизма велок дальнейшей редукции Таинств до уровня простых обрядов. Так, например,баптисты рассматривают Крещение как особый ритуал, посредством которого человекдает «обещание Богу доброй совести»(1 Петр,3:21), т.е. особым образом свидетельствует о своей вере. Также имине признается Таинством Евхаристия: "Обрядом можно назвать внешний ритуал, установленный Христом для того, чтобы онсовершался в Церкви как видимое знамение спасительной истины христианской веры.Ни в крещении, ни в Вечери Господней не наблюдается особых проявленийблагодати" – пишет баптистский богослов Г. К. Тиссен (см: [ REF_Ref494478761 r h 1, стр.129]).
А вот что говорит лидер одного изхаризматических движений Ульф Экман: «Всякийпуть к самовозвеличиванию человека за „самоспасение“ закрыт! Никакогосотрудничества, при котором можно было бы считать, что Бог сделал часть, ачеловек другую часть… Никакие религиозные,идеологические, политические или философские идеи или дела не приведут к Богу. Никакие ритуалы, церемонии, суеверия, посты, благотворительность, такназываемые „добрые дела“ или религиозное благочестие не приблизяттебя к Нему» (цит. по: [REF _Ref494478761 r h 1, стр.56]).
Но это означает, что в деле спасения отчеловека не требуется вообще ничего– ни дел, ни обрядов (о Таинствах промолчу), даже вера с этой точки зрения кажетсячем-то не таким уж важным. И это не есть некая внутрипротестантская ересь, это– вполне закономерный вывод протестантского вероучения, отвергающего какое быто ни было сотериологическое сотрудничество Бога и человека (а в Православииспособом именно такого сотрудничества и являются Таинства).

Итак, Протестантизм, в угоду своейдогматике, отверг Таинства, тем самым разорвав ту благодатную связь, которая соединялачеловека с Богом, считая её ненужной. Сама догматика от этого не пострадала. Алюди?
А люди… многие довольны – «Во какздорово! Будем жить, как хотим, делать то, что больше нравиться, а если исогрешим – ну так за все уже уплачено!» Недаром ведь не язычество(индуизм, синтоизм и др.), и не атеизм (коммунизм, буддизм), а именноПротестантизм стал колыбелью гедонистической цивилизации, материальными благамикоторой мы не можем не восхищаться, но которая боится (да и не способна)заглянуть в Вечность.
Но, по выражению Тертуллиана, душа поприроде своей христианка, и она хочет, как сказал еще в начале века будущийПатриарх, архиепископ Сергий (Старогородский) «не только числиться вЦарстве Божием, но и действительно жить в нем».
Но и не это главное. В отличие отПротестантизма Православие, пронеся через века не только истинную христианскуюверу, но и благодатную связь с Богом, является действенной силой, способнойпротивостоять возрождению язычества и оккультизма. И это наследие необходимосохранить именно сейчас. И нам, православным, следует помнить, «что протестантизация Православия ведетв тупик, потому что делает нас безоружными перед возрожденным язычеством… Хватитбаловаться морализаторством и в обрядах видеть только символы, а в богослужении– проповедь… Пока мы доказывали, что наши обряды не магия, пришла действительномагия. И защищаться от неё нужно не словом, а благодатью».
Эти слова принадлежат известномубогослову, диакону Андрею Кураеву. Мне к этому добавить нечего.

Список литературы

1.    ДиаконАндрей Кураев. Протестантам о Православии. Изд. Свято-Троице-Сергиевой Лавры.Москва, 1997 год
2.    Иерей Олег Давыденков. Катехизис. Курслекций. ПСТБИ. Москва, 1998 год.
3.    Прот.Михаил Помазанский. Православное догматическое Богословие. Holy TrinityMonastery. Jordanville. N. Y.
4.    Прот. Геннадий Нефедов. Таинства иобряды Православной Церкви. Изд. «Паломник», Москва, 1999 год.
5.    Прот. Фома Хопко. Основы Православия.Вильнюс, 1991 год.
6.    Диакон Андрей Кураев. Сатанизм дляинтеллигенции. т 2. «Христианство без оккультизма», Москва, 1997г.
7.    Руководство по Литургике (сост. –архим. Гавриил). Тверь, 1886. Репринт изд.«Паломник», Москва, 1998 год.
8.    Диакон Андрей Кураев. Вызов экуменизма.«Благовест», Москва, 1997 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.