Реферат по предмету "Финансовые науки"


Несостоятельность и пути решения

Содержание
 
Введение. 3
1. Понятиенесостоятельности. 5
1.1. Видыбанкротства. 7
1.2.Процедуры банкротства. 8
1.3.Причины банкротства. 10
2.Оценка несостоятельности. 11
2.1.Нормативная система критериев для оценки несостоятельности предприятия  11
2.2.Рейтинговая оценка масштабов несостоятельности предприятий. 15
3.Функции финансового менеджмента. 17
3.1.Политика антикризисного финансового управления предприятием при угрозебанкротства. 19
3.2.Система оценки масштабов кризисного финансового состояния. 24
3.3.Специальные методы оценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовоеразвитие предприятия. 27
3.4.Финансовое оздоровление. 29
4.Вывод. 34
Списоклитературы… 35

Введение
В любой цивилизованной стране с развитой экономическойсистемой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночныхотношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). Внастоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спадпромышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточениеденежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельностихозяйствующих субъектов. И перед предпринимателями встает вопрос: что же делатьс этими обанкротившимися предприятиями.
Динамика дел о банкротстве в России выглядит следующимобразом: 1993г. – 100 дел о банкротстве, 1994 г. – 2400, 1997 г. – 4700, 1998г. – 9450. Далее число дел о банкротстве увеличивается также стремительно. Кконцу 1999 г. в производстве арбитражных судов РФ находилось 13 543 дела обанкротстве, а на 01.01.2001 г. –21 329. По состоянию на 01.07.2001 г. их26 981, к 01.10.2001 их было 33 798, а к 01.01.2002 г. в производствеарбитражных судов находилось 42 725 дел о банкротстве.
Свидетельствуют ли приведенные цифры об отсутствиипрактики завершения дел и накоплении нерешенных проблем? За 2002 г. в Россиивновь возбужденных дел о банкротстве насчитывалось 18 057, за шестьмесяцев 2003 г. 11 383, за три последующих месяца 12 589 дел, вчетвертом квартале 2003 г. – 14 330. При этом в 2000 г. было завершено10 504 дела о банкротстве, а за 2003 г. уже 16 174, следовательно,работа по завершению дел о банкротстве идет достаточно активно.
По Сибирскому федеральному округу на начало 2003 г. варбитражных судах находилось 4234 дела о банкротстве. За шесть месяцев вновьвозбуждено 2784, а по итогам девяти месяцев эта цифра увеличилась до 5403. Приэтом завершено за девять месяцев 1795 дел.
Отмечена тенденция резкого увеличения числа дел обанкротстве в Новосибирской, Томской, Кемеровской областях, Республике Бурятия,Красноярском крае.
В четвертом квартале 2003 г. по Сибирскомуфедеральному округу вновь возбуждено 4621 дело, то есть за весь 2003 г. ихоказалось 10 024, из которых завершено 3203. На конец 2003 г. варбитражных судах по Сибирскому федеральному округу находилось 11 055 дело банкротстве, и с учетом уже завершенных за 2003 г. получается общее число дело банкротстве 14 258.
Рост числа возбуждаемых дел о банкротстве поСибирскому федеральному округу в значительной степени определяется активностьюналоговых органов по подаче соответствующих заявлений в арбитражные суды, тоесть инициатором возбуждения дел о банкротстве обычно становятся налоговыеорганы — более 75% от общего числа дел. И связано это прежде всего с наличием убольшинства предприятий просроченной задолженности по уплате обязательныхплатежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. По данным межрегиональнойинспекции МНС России в Сибирском федеральном округе на июль 2003 г. числилосьоколо 100 тыс. предприятий-недоимщиков с общей суммой задолженности 116,9 млрд.руб., их которых 37,2 млрд. руб. составила недоимка, а остальная суммаприходится на пени и штрафы.
В Сибирском федеральном округе к июлю 2003 г. более86,2% от общего числа дел о банкротстве относилось к процедуре конкурсногопроизводства, а по итогам за девять месяцев — 90%. Таким образом, налицотенденция преобладания ликвидационных процедур. И прогнозируемое увеличениечисла дел о банкротстве не дает оснований полагать, что доля ликвидационныхпроцедур уменьшится. Если в 2000 г. общее число дел о банкротстве увеличилосьболее чем втрое, то частота применения процедур конкурсного производствавозросла еще заметнее.
Казалось бы, резкое увеличение числа дел о банкротствес применением ликвидационных процедур показывает прекращение любойпроизводственной или коммерческой деятельности организаций-должников, однакоэто не так.

1.Понятиенесостоятельности
Понятия и определения банкротства, которыми оперируютспециалисты, нередко разнятся. Разумеется, экономические проблемы в разныхстранах и регионах имеют специфические формы проявления. Однако, каксвидетельствует мировая практика, банкротство – неизбежное явление любогосовременного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночногоинструмента перераспределения капитала. Банкротство отражает объективные процессыструктурной перестройки экономики.
Нормы о несостоятельности (банкротстве) позволяютрешить один из самых сложных в условиях рынка вопросов – о судьбе экономическихсубъектов, по тем или иным причинам не исполняющих обязательства передконтрагентами. Основными целями конкурсного права являются восстановлениенормального функционирования должников – юридических лиц (освобождение отдолгов должников – физических лиц) и ликвидация юридических лиц, неспособныхэффективно функционировать. Причем сложно сказать, какое из этих направленийприоритетное.
Под термином «банкротство» понималась долговаянесостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим долговымобязательствам из-за отсутствия средств. Российское законодательство недифференцирует понятия «несостоятельность» и «банкротство» и употребляет данныетермины как синонимы. Это отмечается и в комментариях к Закону о банкротстве.
Действие нового Закона о банкротстве (1998 г.)распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями(за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации,действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иногофонда. Впервые предусмотрены особенности банкротства некоторых категорийюридических лиц, таких, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые,кредитные и другие организации; граждан, в том числе зарегистрированных вкачестве индивидуальных предпринимателей.
В новом Законе дано более четкое определениенесостоятельности (банкротства). Несостоятельности (банкротство) – этопризнанная арбитражным судом или объявленная должником его неспособность вполном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) обязанность по уплате обязательных платежей. Таким образом, из определенияисчезла такая не свойственная для него характеристика экономического положениядолжника, как неудовлетворительная структура баланса. В Законе указано, что подденежными обязательствами понимается обязанность должника уплатить кредиторуопределенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по инымоснованиям, предусмотренным Гражданским Кодексом РФ, а к обязательным платежамотнесены налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующегоуровня и во внебюджетный фонды.
Критерии неплатежеспособности должника – юридическоголица остались прежние: неисполнение обязанности по уплате указанных выше суммплатежей в течение трех месяцев с момента наступления даты платежа. Что жекасается определения того, в связи с неисполнением каких видов обязательствможет возникнуть задолженность перед кредиторами, то в Законе содержится прямоеуказание: к ним должны быть отнесены задолженности за переданные товары,выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов,подлежащих уплате должником. В Законе укреплена сложившаяся судебная практика,согласно которой при решении вопроса о размере денежных обязательств илиденежных платежей не включаются в сумму долга установленные законодательствомили предусмотренные договором неустойки (штрафы, пени) и иные финансовыесанкции. Обобщая сказанное, можно сделать вывод: несостоятельным может бытьпризнан должник, который не в состоянии за счет своего имущества и в том числеденежных средств погасить предъявленные ему денежные требования кредиторов вполном объеме.
Как и предыдущий, новый Закон предусматриваетвозможность добровольного объявления должника о своем банкротстве и ликвидации.Условий, при которых это может быть сделано, три:
— наличие у организации–должника признаковбанкротства;
— принятие решения о ликвидации собственникамиимущества должника — унитарным предприятием или органом, уполномоченным на этоучредительными документами должника;
— наличие письменного согласия всех кредиторов.
 

1.1. Виды банкротства
Понятие банкротства характеризуется различными еговидами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие видыбанкротства предприятий:
1) Реальное банкротство. Онохарактеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящемпериоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальныхпотерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала непозволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственнуюдеятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротомюридически.
2) Техническое банкротство.Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия,вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этомразмер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженностипредприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовыхобязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлениипредприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому егобанкротству.
3) Умышленное банкротство. Онохарактеризует преднамеренное создание (или увеличение) руководителем илисобственником предприятия его неплатежеспособности; нанесение имиэкономического ущерба предприятию в личных интересах или в интересах иных лиц;заведомо некомпетентное финансовое управление. Выявленные факты умышленногобанкротства преследуются в уголовном порядке.
4) Фиктивное банкротство. Оно характеризуетзаведомо ложное объявление предприятием о своей несостоятельности с цельювведения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки (рассрочки)выполнения своих кредитных обязательств или скидки с суммы кредитнойзадолженности. Такие действия также преследуются в уголовном порядке.

1.2. Процедурыбанкротства
Условия и порядок признания предприятия банкротомосновываются на определенных законодательных процедурах. Рассмотрение дел офинансовой несостоятельности (банкротстве) предприятия производится арбитражнымсудом. В наиболее общем виде законодательно предусмотренные процедурыбанкротства включают:
a. Подачу заявления о возбуждениисудебного производства по делу о несостоятельности (банкротству) предприятия.Такое заявление в соответствии с действующим законодательством может бытьподано: предприятием-должником, кредитором, прокурором.
Заявление предприятия-должника подается на основаниирешения его собственника; органа, уполномоченного управлять его имуществом, илиего руководящего органа (если такое право ему предоставлено в соответствии сучредительными документами). В заявлении должны указываться: сумма требований,которые не могут быть удовлетворены; причины, по которым предприятие-должниксчитает невозможным выполнить свои обязательства, и другие необходимые сведения.К заявлению предприятия-должника прилагается список его кредиторов и дебиторов(с указанием сумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), атакже отчетный бухгалтерский баланс за последний период.
Заявление кредитора содержит иск к предприятию-должникус приложением документов, подтверждающих финансовые требования к нему, которыене были удовлетворены в предусмотренный законом срок. В заявлении можетсодержаться ходатайство о проведении внешнего управления имуществомпредприятия-должника или его санации.
Заявление прокурора направляется в арбитражный суд вслучае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротствапредприятия и в других случаях, предусмотренных законодательством.
На основании заявления предприятия-должника, кредитораили прокурора судья арбитражного суда возбуждает производство по делу онесостоятельности (банкротстве) предприятия, о чем выносит соответствующееопределение.
b. Судебное разбирательство поделу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Целью судебногоразбирательства является установление реальных причин неплатежеспособностипредприятия, возможностей и форм их устранения, а также наличие или отсутствиереальных предпосылок успешного преодоления возникшего финансового кризиса впредстоящем периоде.
c. Принятие арбитражным судомрешения по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. Принципиальноэто решение может иметь следующие формы:
· об отклонение заявления привыявлении финансовой состоятельности предприятия-должника. Так, заявлениеотклоняется, если неплатежеспособность предприятия носит технический характер(«техническое банкротство») и имеющиеся активы позволяют ему в полной мереудовлетворить все финансовые обязательства и осуществлять дальнейшуюхозяйственную деятельность;
· о приостановлении производства поделу в связи с осуществлением реорганизационных процедур. Такие процедурынаправлены на предотвращение ликвидации предприятия и его выход из финансовогокризиса. Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществомпредприятия-должника и его санацию. Основанием для вынесения решения обосуществлении реорганизационных процедур является наличие реальной возможностивосстановить платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия-должникапутем реализации части его имущества, прекращения дальнейшего привлечениякредитов во всех их формах и других финансовых мероприятий.
· о признании предприятия-должникабанкротом и его ликвидации. В этом случае осуществляются специальныеликвидационные процедуры (открывается конкурсное производство). Рядликвидационных процедур при банкротстве предприятия непосредственно связаны сфункциями финансового менеджмента. Этот менеджмент возлагается наликвидационную комиссию, которая в соответствии с законодательствомосуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота и удовлетворениетребований кредиторов.

1.3. Причины банкротства
Переход к рыночной экономике вызвал появление новогодля нашей финансовой практики понятия — банкротства предприятия. С позицийфинансового менеджмента банкротство характеризует реализацию катастрофическихрисков предприятия в процессе его финансовой деятельности, вследствие которойоно неспособно удовлетворить в установленные сроки, предъявленные со стороныкредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.
Признаки банкротства — факторы, которые должны быть вналичии на момент вынесения арбитражным судом решения о признании должникабанкротом, т.е. неспособным исполнить требования определенных лиц.
Хотя банкротство предприятия является юридическимфактом (только арбитражный суд может признать факт банкротства предприятия), вего основе лежат преимущественно финансовые причины. К основным из этих причинотносятся:
1. Серьезное нарушение финансовойустойчивости предприятия, препятствующее нормальному осуществлению егохозяйственной деятельности. Реализация этого катастрофического рискахарактеризуется превышением финансовых обязательств предприятия над егоактивами. Такое финансовое состояние предприятия отражается показателем «чистаяотрицательная стоимость» (или «чистая стоимость дефицита»), которыйопределяется по формуле:
ЧОС = ЗК – А,
где ЧОС – сумма чистой отрицательной стоимостипредприятия; ЗК – сумма заемного капитала, используемого предприятием (егофинансовых обязательств); А – сумма активов предприятия (не включающаяотражаемую в их составе по балансу сумму убытка прошлых лет и отчетногопериода).
2. Существенная несбалансированностьв рамках относительно продолжительного периода времени объемов его денежныхпотоков. Реализация этого катастрофического риска характеризуется значительнымпревышением объема отрицательного денежного потока над положительным иотсутствием перспектив перелома этой негативной тенденции.
3. Продолжительная неплатежеспособностьпредприятия, вызванная низкой ликвидностью его активов. Реализация этогокатастрофического риска характеризуется значительным превышением неотложныхфинансовых обязательств предприятия над суммой остатка его денежных средств иактивов в высоколиквидной форме, которое носит хронический характер.

2. Оценканесостоятельности
 
2.1. Нормативная системакритериев для оценки несостоятельности предприятия
 
Для определения неудовлетворительной структуры балансанеплатежеспособных предприятий особую роль играет система критериев(показателей). В зависимости от значений этих показателей может бытьустановлена реальная возможность восстановления либо утраты платежеспособностипредприятием.
Нормативная система критериев для оценкинесостоятельности предприятия определена в Постановлении  Правительства РФ №498 от 20.05.1994 «О некоторых мерах по реализации законодательства онесостоятельности (банкротстве)». В соответствии с ним и Методическимиположениями по оценке финансового состояния предприятий и установлениюнеудовлетворительной структуры баланса ФСНД № 31-р от 21.08.1994 анализ иоценка структуры баланса производятся на основе двух показателей:
· коэффициента текущей ликвидности;
· коэффициента обеспеченности собственнымисредствами.
Коэффициенты приводятся с учетом изменениябухгалтерской отчетности на основе приказа Министерства финансов РФ от27.03.1996 № 31.
Оценка структуры баланса предприятия осуществляется наосновании баланса предприятия, заверенного в налоговой инспекции по местурегистрации предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической стоимостинаходящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственныхзапасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности ипрочих оборотных активов (итог раздела II активабаланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочныхзаймов и различных кредиторских задолженностей (итог раздела VIпассива за вычетом строк 640,3 650, 660):
 
/>
 
Данный коэффициент определяет общую обеспеченностьпредприятия оборотными средствами для ведения предпринимательской деятельностии своевременного погашения кредиторской задолженности. Нормативное значениеданного параметра (>2) слишком завышено, поэтому целесообразнее в условияхпостоянного дефицита оборотных средств нормальным считать уровень этогопоказателя ≥1,5.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств упредприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Коэффициентобеспеченности собственными средствами определяется как отношение разностимежду объемами источников собственных средств (ПIV) ивнеоборотных активов (АI) к фактической стоимости находящихся в наличии упредприятия оборотных средств (AII). Нормальным считаетсязначение К2≥0,1.
/>
 
Если структура баланса предприятия по коэффициентутекущей ликвидности (К1
Коэффициент восстановления платежеспособности рассчитывается по формуле:
/>
 
/>– фактическоезначение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности;
/>– значениекоэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода;
/>–нормативноезначение коэффициента текущей ликвидности (равен 2);
Т – отчетныйпериод в месяцах (равен 3,6,9,12).
Если значение данного коэффициента по расчетуполучится более 1,0, то это свидетельствует о реальной возможности предприятиявосстановить платежеспособность. Если коэффициент текущей ликвидности икоэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеют значения, соответствующиенормативным, и структура баланса предприятия признается удовлетворительной, тонеобходимо рассчитать коэффициент утраты платежеспособности за период,установленный равным 3 месяцам:
/>
 
Если структура баланса признана удовлетворительной, нокоэффициент утраты платежеспособности имеет значение меньше 1, то может бытьпринято решение о том, что предприятие в ближайшее время не сможет выполнитьсвои обязательства перед кредиторами (об утрате платежеспособностипредприятия).
Если существуют основания признать структуру балансанеудовлетворительной, но у предприятия выявлена реальная возможностьвосстановить платежеспособность в установленные сроки, принимается решение оботсрочке на шесть месяцев признания структуры баланса неудовлетворительной, апредприятия – банкротом.
При расчете коэффициентов учитывают задолженностьгосударства перед предприятием. Для этого суммарный объем кредиторскойзадолженности корректируется на величину, равную платежам по обслуживаниюзадолженности государства перед предприятием, а сумма государственнойзадолженности вычитается из сумм дебиторской и кредиторской задолженности.
Сумма платежей по обслуживанию задолженностигосударства перед предприятием Z дисконтируется по ставке рефинансирования БанкаРоссии на момент возникновения задолженности, что является индексациейбюджетного финансирования, учитывающего уровень инфляции через ставкурефинансирования. Формула для расчета:
 
/>
где Pi  – объемгосударственной задолженности по i-му не исполненному в срокобязательству государства;
ti –период задолженности по i-му не исполненному в срок обязательству государства;
Si– ставка рефинансирования Банка России на момент возникновениязадолженности.
 
Коэффициент текущей ликвидности с учетомсвоевременности погашения государственной задолженности рассчитывается по формуле:
/>
 
Корректировка коэффициента ликвидности позволяетоценить роль государственной задолженности в банкротстве предприятия. Еслизначение скорректированного коэффициента равно 2 или больше, то признается, чтонеплатежеспособность предприятия непосредственно связана с задолженностью передним государства.
На основании указанной выше системы показателейпринимаются решения:
· о признании структуры балансапредприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным;
· о наличии реальной возможности упредприятия-должника восстановить свою платежеспособность;
· о наличии реальной возможностиутраты платежеспособности, когда предприятие в ближайшие три месяца не сможетвыполнить свои обязательства перед кредиторами.
Признание предприятия неплатежеспособным и имеющимнеудовлетворительную структуру баланса не означает признание предприятиянесостоятельным (банкротом), не изменяет юридического статуса предприятия, невлечет за собой таких последствий, как наступление гражданско-правовойответственности. Это лишь зафиксированное Федеральной службой по делам о несостоятельности(банкротстве) или ее территориальным агентством состояние неплатежеспособностипредприятия.
Анализ практических ситуаций оценки структуры балансапо официально утвержденным критериям показывает, что структура баланса многихроссийских предприятий оказывается неудовлетворительной. Это может означать, содной стороны, что финансовое состояние анализируемых предприятий действительноблизко к банкротству, а с другой – возможно неадекватное отражение реальногофинансового состояния по применяемым для оценки структуры баланса критериям.


2.2. Рейтинговая оценкамасштабов несостоятельности предприятий
 
Рейтинг масштаба несостоятельности предприятий —индивидуальные числовые показатели (одинаковые по экономическому содержанию иметоду расчета для всех стран), оценивающие масштаб и качество деятельности вобласти антикризисной политики по состоянию на определенный момент времени.
Статистика о банкротстве предприятий имеетразнонаправленную динамику и неодинаковые темпы в различных странах. Так, в СШАза последние 20 лет динамика банкротства нарастает: в 1981 г. былозарегистрировано 360 тыс. заявлений о признании банкротом, в 1991 г. – 725тыс., а в 1992 г. – 950 тыс., т.е. число предприятий-банкротов утроилось. Омасштабах антикризисного управления можно судить по такому примеру: в штатеКолорадо с населением 3 млн. жителей в 1992 г. Было зарегистрировано 18 тыс.заявлений о банкротстве.
В Японии, Англии и Германии наблюдается тенденция куменьшению количества предприятий-банкротов. Так, в Японии за последние 20 летоно снизилось более чем в 5 раз и не превышает 7 тыс. разбирательств в год. А понижающаясядинамика в Германии происходит более плавно: в 1995 г. Было рассмотрено 28 тыс.судебных процессов, а в 1998 г. – 16 тыс.
В России институт банкротства находится в процессесвоего становления и набирает динамику с 1995 г. Так, в 1996 г. в стране былооткрыто около 2,5 тыс. судебных производств в отношении ликвидациипредприятий-банкротов, и 3 тыс. решений было принято о досудебных процедурах ихоздоровления. А в 1999 г. было подано уже 11466 заявлений о банкротствепредприятий, по которым возбуждено 9890 судебных дел, в том числе в отношении36 крупных экономически и социально значимых организаций. Можно сказать, что потемпам развития антикризисного регулирования Россия соперничает с Америкой, апо масштабам охвата – с Японией.
Чтобы оценить, хорошо это или плохо, важно знать: всели несостоятельные предприятия охвачены системой регулирования? Как известно, втекущем периоде в промышленности России убыточны 47% производств, встроительстве – 41%, в транспорте – 59%. Из 2 млн. зарегистрированных предприятий-налогоплательщиковоколо 6 тыс. имеют задолженность в федеральный бюджет, превышающую 1 млн. руб.,а 700 предприятий – свыше 20 млн. Это говорит о сложном финансовом положениимногих предприятий и одновременно свидетельствует о том, что далеко не все ониподвергаются процедурам банкротства. Интересен тот факт, что количество вновьрегистрируемых предприятий преобладает над количеством ликвидируемых.
Относительно низкий рейтинг функционированияроссийского института банкротства объясняется проблемой его кадровогообеспечения. Так, численность сотрудников российских межрегиональных территориальныхи территориальных органов составляет 869 человек при численности населениястраны 184 млн. человек. Для сравнения: численности специалистов Службы по деламо несостоятельности Англии насчитывает 1050 человек при численности населения65 млн. человек; в 90 судах США (по числу судебных округов)  работают 365федеральных судей по делам о банкротстве.
Следует упомянуть о том, что постепенно ужесточаютсямеры, применяемые к предприятиям-банкротам. Так, в 1995 г. были реорганизованы80% их общего количества, в 1996 г. – 50%, в 1997 г. – 40%. В 1999 г.применялись следующие процедуры (в %): наблюдения –11, внешнего управления –13,конкурсного производства –76.
Согласно рейтинговой оценке явление банкротствапредприятий, являясь вечным спутником рыночной экономики, присутствует в ней взначительных масштабах. В России скрытое банкротство предприятий имеет массовыйхарактер, однако процедуры в отношении их применяются выборочно, к злостнымнеплательщикам. Поэтому, судя по данным статистики, масштаб указанного явленияв экономике России во много раз меньше, чем в экономике развитых стран, гдезакон действует автоматически в отношении всех несостоятельных предприятий.

3. Функции финансовогоменеджмента
Финансовый менеджмент можно определить как системурационального и эффективного использования капитала, как механизм управлениядвижением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличениефинансовых ресурсов, инвестиций и наращивание объема капитала. Функциифинансового менеджмента в процессе осуществления ликвидационных процедур прибанкротстве включают:
1. Оценку имуществапредприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка осуществляется наоснове полной инвентаризации имущества предприятия, принадлежащего ему направах собственности или полного хозяйственного ведения. Инвентаризационныеописи арендованных активов составляются отдельно по каждому арендодателю суказанием, кроме установленных сведений, сроков и форм (видов) аренды. Винвентаризационную опись нематериальных активов должны быть внесены данные обих наименовании и характеристике, первоначальной стоимости и сумме амортизации,дате приобретения и сроке полезного использования.
2. Определение объема и составаликвидационной (конкурсной) массы. Она представляет собой имуществопредприятия, объявленного банкротом, предназначенное к реализации дляобеспечения удовлетворения претензий кредиторов. Основу формирования ликвидационной(конкурсной) массы составляет все имущество предприятия-банкрота, оцененное побалансовой стоимости, за отдельным изъятием, предусмотренным действующимзаконодательством. Так, не подлежит включению в ликвидационную (конкурсную)массу имущество предприятия-банкрота, являющееся предметом залога; имущество,арендованное таким предприятием или находящееся  у него на ответственномхранении; личное имущество его работников (кроме случаев, когда в соответствиис учредительными документами на него может быть обращено взыскание пообязательствам должника). В ликвидационную (конкурсную) массу не входят такжеобъект жилищного фонда, детских дошкольных учреждений, производственной икоммунальной инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством должныбыть приняты на баланс соответствующих органов местного самоуправления илигосударственной власти.
3. Оценку имущества, входящего всостав ликвидационной (конкурсной) массы, по рыночной стоимости. Так какимущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворенияпретензий кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальновозможной рыночной стоимости (по цене спроса).
4. Определение объема реальныхфинансовых обязательств предприятия-банкрота. Ликвидационная комиссия послеистечения законодательно установленного срока предъявления претензийкредиторами к предприятию-должнику анализирует все его финансовые обязательстванезависимо от поступления претензий кредиторов, составляет список признанных иотклоненных претензий и очередности их удовлетворения и в течениепредусмотренного срока направляет этот список кредиторам.
5. Выбор наиболее эффективных формпродажи имущества. Этот выбор основывается на возможностях получениямаксимальной суммы средств от реализации имущества предприятия-банкрота. Опорядке продажи имущества потенциальные покупатели должны быть заранее черезсредства массовой информации. При поступлении двух или более предложений отпокупателей, назначается проведение конкурса или аукциона.
6. Обеспечение удовлетворенияпретензий кредиторов за счет реализации имущества предприятия-банкрота. Этонаиболее сложная и ответственная функции финансового менеджмента в процессеосуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечениятакого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажиимущества предприятия-банкрота. Сумма этих средств распределяется вопределенной очередности. Система очередности удовлетворения финансовыхтребований при продаже имущества обанкротившегося предприятия приведена в схеме1.
В процессе распределения средств требования каждойпоследующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требованийпредыдущей очереди. В случае недостаточности средств от продажи имущества дляполного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяютсяпропорционально причитающейся каждому кредитору сумме.
7. Разработка ликвидационного балансапредприятия-банкрота. Он представляет собой баланс предприятия-банкрота,составленный ликвидационной комиссией после реализации необходимой части егоактивов и полного удовлетворения всех требований кредиторов, передаваемый варбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталосьимущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выноситпостановление о ликвидации юридического лица-банкрота. Если же имуществапредприятия-банкрота хватило для  удовлетворения всех требований  кредиторов,то предприятие считается свободным от долгов и может продолжить своюпредпринимательскую деятельность (если средств по ликвидационному балансудостаточно с позиций законодательства для его функционирования в даннойорганизационно-правовой форме).

3.1. Политикаантикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства
С позиций финансового менеджмента возможноенаступление банкротства представляет собой кризисное состояние предприятия, прикотором оно неспособно осуществлять финансовое обеспечение своей хозяйственнойдеятельности. Преодоление такого кризисного состояния, диагностируемого как«угроза банкротства», требует разработки и осуществления специальных методовфинансового управления предприятием.
Рыночная экономика выработала обширную системуфинансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятияот банкротства, которая получила название «Системы антикризисного финансовогоуправления». Для реализации этой системы управления готовятся особые финансовыеспециалисты — менеджеры по антикризисному управлению предприятием. Суть этойфинансовой системы управления состоит в том, что угроза банкротствадиагностируется еще на ранних стадиях ее возникновения, что позволяетсвоевременно привести в действие специальные финансовые механизмы илиобосновать необходимость определенных реорганизационных процедур. Если этимеханизмы и процедуры в силу несвоевременного или недостаточно эффективного ихосуществления не привели к финансовому оздоровлению предприятия, оно стоитперед необходимостью в добровольном или принудительном порядке прекратить своюхозяйственную деятельность и начать ликвидационные процедуры.
Система антикризисного финансового управленияпредприятием базируется на определенных принципах. К числу основных их этихпринципов относятся:
1) Постоянная готовность квозможному нарушению финансового равновесия предприятия. Теория антикризисногофинансового управления исходит из того, что достигаемое в результатеэффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия оченьизменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономическогоразвития предприятия определяется естественной реакцией на изменения внешних ивнутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих условий усиливаютконкурентную позицию и рыночную стоимость предприятия. Другие — наоборот,вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявленияэтих условий в динамике определяет необходимость постоянной готовностифинансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятияна любом этапе его экономического развития.
2) Ранняя диагностика кризисныхявлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая,  что угрозабанкротства предприятия реализует самый высокий уровень катастрофическогориска, присущего финансовой деятельности предприятия, и связана с наиболееощутимыми потерями капитала его собственников, она должна диагностироваться насамых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей еенейтрализации.
3) Дифференциация индикаторовкризисных явлений по степени их опасности для финансового развития предприятия.Финансовый менеджмент использует в процессе диагностики банкротства предприятияобширный арсенал индикаторов его кризисного развития. Эти индикаторы фиксируютразличные аспекты финансовой деятельности предприятия, характер которых спозиции генерирования угрозы банкротства неоднозначен. В связи с этим, впроцессе антикризисного управления предприятием необходимо соответствующимобразом группировать индикаторы кризисных явлений по степени их опасности дляфинансового развития предприятием.
4) Срочность реагирования наотдельные кризисные явления в финансовом развитии предприятия. В соответствии стеорией антикризисного финансового управления каждое появившееся кризисноеявление не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственнымциклом предприятия, но и порождает новые сопутствующие ему кризисные финансовыеявления. Поэтому, чем раньше будут включены антикризисные механизмы по каждомудиагностированному кризисному явлению, тем большими возможностями квосстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагатьпредприятие.
5) Адекватность реагированияпредприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемаясистема механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своейчасти связана с финансовыми затратами или потерями, вызванными сокращениемобъемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционныхпроектов и т.п. При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямойзависимости от целенаправленности механизмов такой нейтрализации и масштаба ихиспользования. Поэтому «включение» отдельных механизмов нейтрализации угрозыбанкротства должно исходить из реального уровня и быть адекватным этому уровню.В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (если действиемеханизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокиерасходы (если действие механизма избыточно для данного уровня угрозыбанкротства).
6) Полная реализация внутреннихвозможностей выхода предприятия их кризисного финансового состояния. В борьбе сугрозой банкротства, особенно на ранних стадиях ее диагностики, предприятиедолжно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности. Опытпоказывает, что при нормальных маркетинговых позициях предприятия угроза банкротстваполностью может быть нейтрализована внутренними механизмами антикризисногофинансового управления и в пределах финансовых возможностей предприятия. Тольков этом случае предприятие может избежать болезненных для него реорганизационныхпроцедур.
7) Использование принеобходимости соответствующих форм санации предприятия для предотвращения егобанкротства. Если угроза банкротства диагностирована лишь на поздней стадии иносит катастрофический характер, а механизмы внутренней ее нейтрализации не позволяютдостичь необходимого эффекта в восстановлении финансового равновесияпредприятия, оно должно инициировать свою санацию, избрав для этого наиболееэффективные ее формы. Такая мера принимается как крайняя в системе мероприятийпо антикризисному управлению предприятием в целях предотвращения его реальногобанкротства.
Рассмотренные принципы служат основой организацииантикризисного финансового управления предприятием при угрозе банкротства.
Основной целью антикризисного финансового управленияявляется разработка и реализация мер, направленных на быстрое возобновлениеплатежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивостипредприятия, обеспечивающие его выход их кризисного финансового состояния.
С учетом этой цели на предприятии разрабатываетсяспециальная политика антикризисного финансового управления при угрозебанкротства.
Политика антикризисного финансового управленияпредставляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейсяв разработке системы методов предварительной диагностики угрозы банкротства и«включении» механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих еговыход их кризисного состояния.
Реализация политики антикризисного финансовогоуправления предприятием при угрозе банкротства предусматривает:
 I. Осуществление постоянногомониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаруженияпризнаков его кризисного развития. В этих целях в системе общего мониторингафинансового состояния предприятия выделяется особая группа объектов наблюдения,формирующая возможное «кризисное поле», реализующее угрозу его банкротства. Впроцессе наблюдения используются как традиционные, так и специальные показатели— «индикаторы кризисного развития».
 II. Определение масштабовкризисного состояния предприятия. При обнаружении в процессе мониторингасущественных отклонений от нормального хода финансовой деятельности,определяемого нарушениями его финансовых показателей, выявляются масштабыкризисного состояния предприятия, т.е. его глубина с позиций угрозыбанкротства. Такая идентификация масштабов кризисного состояния предприятияпозволяет осуществлять соответствующий селективный подход к выбору системымеханизмов защиты от возможного банкротства.
 III. Исследование основныхфакторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия. Разработка политикиантикризисного финансового управления определяет необходимость предварительнойгруппировки таких факторов по основным определяющим признакам; исследованиестепени влияния отдельных факторов на формы и масштабы кризисного финансовогоразвития; прогнозирование развития факторов, оказывающих такое негативноевлияние.
 IV. Формирование системы целейвыхода предприятия из кризисного состояния, адекватных его масштабам. Целиантикризисного финансового управления конкретизируются в соответствии смасштабами кризисного состояния предприятия. Они должны учитывать также прогнозразвития основных факторов, определяющих угрозу банкротства предприятия. Сучетом этих условий финансовый менеджмент на данном этапе может быть направленна реализацию трех принципиальных целей, адекватных масштабам кризисногосостояния предприятия:
· устранение неплатежеспособностипредприятия;
· восстановление финансовойустойчивости предприятия (обеспечение его финансового равновесия в краткосрочнойперспективе);
· изменение финансовой стратегии сцелью обеспечения устойчивого экономического роста предприятия (достижение егофинансового равновесия в долгосрочной перспективе).
 V. Выбор и использованиедейственных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия,соответствующих масштабам его кризисного финансового состояния. Внутренниемеханизмы финансовой стабилизации призваны обеспечить реализацию срочных мер повозобновлению платежеспособности и восстановлению финансового равновесияпредприятия за счет внутренних резервов. Эти механизмы основаны напоследовательном использовании определенных моделей управленческих решений,выбираемых в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности предприятияи масштабами его кризисного развития. В системе антикризисного финансовогоуправления предприятием этому направлению политики уделяется первостепенноевнимание.
 VI. Выбор эффективных форм санациипредприятия. Если масштабы кризисного финансового состояния предприятия непозволяют выйти из него за счет реализации внутренних методов и финансовыхрезервов, предприятие вынуждено прибегнуть к внешней помощи, которая обычнопринимает форму его санации. Санация предприятия может проводиться как до, таки в процессе производства само может выступить инициатором своей санации ивыбора ее форм. В процессе санации необходимо обосновать выбор наиболееэффективных ее форм (включая формы, связанные с реорганизацией предприятия) стем, чтобы в возможно более короткие сроки достичь финансового оздоровления ине допустить объявления банкротства предприятия.
 VII. Обеспечение контроля зарезультатами разработанных мероприятий по выводу предприятия из финансовогокризиса. Учитывая важность реализации разработанных мероприятий для последующейжизнедеятельности предприятия, такому контролю уделяется первостепенноевнимание. Он возлагается, как правило, непосредственно на руководителейпредприятия. Основная часть этих мероприятий контролируется в системеоперативного контролинга, организованного на предприятии. Результаты контроляпериодически обсуждаются с целью внесения необходимых корректив, направленныхна повышение эффективности антикризисных мер.

3.2. Система оценкимасштабов кризисного финансового состояния
 
Система таких индикаторов формируется по каждомуобъекту наблюдения «кризисного поля». В процессе формирования всепоказатели-индикаторы подразделяются на объемные (выражаемые абсолютной суммой)и структурные (выражаемые относительными показателями). Важнейшие из этихиндикаторов оценки угрозы банкротства представлены в табл.1
Таблица 1
Системаважнейших индикаторов оценки угрозы банкротства предприятия в разрезе отдельныхобъектов наблюдения «кризисного поля»Объекты наблюдения «кризисного поля» Показатели-индикаторы Объемные Структурные Чистый денежный поток предприятия
1. Сумма чистого денежного потока предприятия в целом.
2. Сумма чистого денежного потока по операционной деятельности предприятия.
1.Коэффициент достаточности чистого денежного потока.
2.Коэффициент ликвидности денежного потока.
3.Коэффициент эффективности денежного потока.
4.Коэффициент реинвестирования чистого денежного потока. Рыночная стоимость предприятия Сумма чистых активов предприятия по рыночной стоимости Рыночная стоимость предприятия по коэффициенту капитализации прибыли Структура капитала предприятия
1.Сумма собственного капитала предприятия.
2. Сумма заемного капитала предприятия.
1.Коэффициент автономии.
2.Коэффициент финансирования (коэффициент финансового левериджа). Состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения
1. Сумма долгосрочных финансовых обязательств.
2. Сумма краткосрочных финансовых обязательств.
3. Сумма финансового кредита.
4. Сумма товарного (коммерческого) кредита.
5. Сумма внутренней кредиторской задолженности.
1. Коэффициент соотношения долгосрочных и краткосрочных финансовых обязательств.
2.Коэффициент  соотношения привлеченного финансового и товарного кредита.
3.Коэффициент неотложных финансовых обязательств в общей их сумме.
4. Период обращения кредиторской задолженности Состав активов предприятия
1. Сумма внеоборотных активов.
2. Сумма оборотных активов.
3. Сумма дебиторской задолженности – всего, в т.ч. просроченной.
4. Сумма денежных активов
1.Коэффициент маневренности активов.
2. Коэффициент обеспеченности высоколиквидными активами.
3. Коэффициент обеспеченности готовыми средствами платежа.
4. Коэффициент текущей платежеспособности.
5. Коэффициент абсолютной платежеспособности.
Продолжение таблицы 1
6. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.
7. Период обращения дебиторской задолженности.
8. Продолжительность  операционного цикла. Состав текущих затрат предприятия
1. Общая сумма текущих затрат.
2. Сумма постоянных текущих затрат.
1. Уровень текущих затрат к объему реализации продукции.
2. Уровень переменных текущих затрат.
3. Коэффициент операционного левериджа. Уровень концентрации финансовых операций в зоне повышенного риска —
1. Коэффициент вложения капитала в зоне критического риска.
2. Коэффициент вложения капитала в зоне катастрофического риска.
Приведенная система индикаторов оценки угрозыбанкротства предприятия может быть расширена с учетом особенностей егофинансовой деятельности и целей диагностики.
Предварительная оценка масштабов кризисногофинансового состояния предприятия проводится на основе анализа отдельных сторонкризисного развития предприятия за ряд предшествующих этапов. Практикафинансового менеджмента использует при оценке масштабов кризисного финансовогосостояния предприятия три принципиальные характеристики:
ü легкий финансовый кризис;
ü глубокий финансовый кризис;
ü финансовая катастрофа.
При необходимости каждая из этих характеристик можетполучить более углубленную дифференциацию.
В таблице 2 приведен пример предварительной оценкимасштабов кризисного финансового состояния предприятия по основным индикаторамотдельных объектов наблюдения «кризисного поля».
Таблица 2
Оценкамасштабов кризисного финансового состояния предприятияОбъекты наблюдения «кризисного поля» Масштабы кризисного финансового состояния Легкий финансовый кризис Глубокий финансовый кризис Финансовая катастрофа Чистый денежный поток Снижение ликвидности денежного потока Отрицательное значение чистого денежного потока Резко отрицательное значение чистого денежного потока Рыночная стоимость предприятия Стабилизация рыночной стоимости предприятия Тенденция к снижению рыночной стоимости предприятия Обвальное снижение рыночной стоимости предприятия
Продолжение таблицы 2Структура капитала предприятия Снижение коэффициента автономии Рост коэффициента и снижение эффекта финансового левериджа Предельно высокий коэффициент и отсутствие эффекта финансового левериджа Состав финансовых обязательств предприятия по срочности погашения Повышение суммы и предельного веса краткосрочных финансовых обязательств Высокий коэффициент неотложных финансовых обязательств Чрезмерно высокий коэффициент неотложных финансовых обязательств Состав активов предприятия Снижение коэффициента абсолютной платежеспособности Существенное снижение коэффициента абсолютной и текущей платежеспособности Абсолютная неплатежеспособность из-за отсутствия денежных активов Состав текущих затрат предприятия Тенденция к росту уровня переменных затрат Высокий коэффициент операционного левериджа при тенденции к росту уровня переменных затрат Очень высокий коэффициент операционного левериджа при тенденции к росту уровня переменных затрат Уровень концентрации финансовых операций в зонах повышенного риска Повышение коэффициента вложения капитала в зоне критического риска Преимущественное вложение капитала в зоне критического риска Значительная доля вложения капитала в зоне катастрофического риска

3.3. Специальные методыоценки влияния отдельных факторов на кризисное финансовое развитие предприятия
Используются следующие основные методы:
—  Полный комплексный анализфинансовых коэффициентов. При осуществлении этого анализа существеннорасширяется круг объектов «кризисного поля», а также системапоказателей-индикаторов возможной угроза банкротства;
—  корреляционный анализ. Этот методиспользуется для определения степени влияния отдельных факторов на характеркризисного финансового развития предприятия. Количественно степень этоговлияния может быть измерена с помощью одно– или многофакторных моделей корреляции.По результатам такой оценки проводится ранжирование отдельных факторов постепени их негативного воздействия на финансовое развитие предприятия;
—  СВОТ – анализ (SWOT-analysis).Название этого метода представляет аббревиатуру начальных букв терминов, характеризующихобъекты этого анализа:
S – Strength(сильные стороны предприятия)
W – Weakness(слабые стороны предприятия)
O – Opportunity (возможности развития предприятия)
T – Treat(угрозы развитию предприятию).
Основным содержанием СВОТ-анализа являетсяисследование характера сильных и слабых сторон предприятия в разрезе отдельныхвнутренних эндогенных факторов, а также позитивного или негативного влиянияотдельных внешних (экзогенных) факторов, обуславливающих кризисное финансовоеразвитие предприятия.
Результаты СВОТ-анализа представляются обычнографически по комплексному исследованию влияния основных факторов (табл. 3).
Таблица 3
/>
—  аналитическая «Модель Альтмана».Она представляется собой алгоритм интегральной оценки угрозы банкротствапредприятия, основанный на комплексном учете важнейших факторов,диагностирующих кризисное финансовое его состояние. На основе обследованияпредприятий-банкротов Э. Альтман определил коэффициенты значимости отдельныхфакторов в интегральной оценке вероятности банкротства. Модель Альтмана имеетследующий вид:
Z = 1,2*X1 + 1,4*X2 +3,3*X3 + 0,6*X4 + 1,0*X5
где  Z — интегральный показатель уровня угрозыбанкротства («Z-счет Альтмана»);
        X1 — отношение оборотных активов(рабочего капитала) к сумме всех активов предприятия;
       X2 — уровень рентабельностикапитала;
       X3 — уровень доходности активов;
       X4 — коэффициент соотношениясобственного и заемного капитала;
       X5 — оборачиваемость активов (вчисле оборотов).
Уровень угрозы банкротства предприятия в моделиАльтмана оценивается по следующей шкале:
Значение показателя «Z»
Вероятность банкротства До 1,8 Очень высокая 1,81–2,70 Высокая
2,71–2,99
3,00 и выше
Возможная
Очень низкая
Несмотря на относительную простоту использования этоймодели для оценки угрозы банкротства, в наших экономических условиях она непозволяет получить достаточно объективный результат. Это вызывается различиямив учете отдельных показателей, влиянием инфляции на их формирования,несоответствием балансовой и рыночной стоимости отдельных активов и другимиобъективными причинами, которые определяют необходимость корректировкикоэффициентов значимости показателей, приведенных в модели Альтмана, и учетаряда других показателей оценки кризисного развития предприятия.
                                                                               

3.4. Финансовоеоздоровление
Финансовоеоздоровление понимается как совокупность процедур, осуществляемых надобровольных началах организацией-должником и ее кредиторами для урегулирования отношений из-за неисполнения предприятием своих обязательств.Устанавливается, что процедуры финансового оздоровления должны проходить призначительном влиянии государства в лице органа по финансовому оздоровлению ибанкротству в отличие от судебных процедур банкротства, где роль и влияниеорганов исполнительной власти существенно ограниченны. Это должно создать новыедейственные механизмы реализации государственной промышленной политики ирегулирования экономических отношений.
Вводится понятиекомплексного финансового оздоровления нескольких организаций, связанных втехнологическую цепочку, предприятий одной отрасли, одного региона. Этообъясняется тем, что оздоровление отдельной организации может  оказатьсяневозможным из-за того, что необходимость взаимодействия с «нездоровыми»партнерами вновь приведет эту организацию к кризисному состоянию.
Помимоуправляющего, привлекаемого для реализации реструктуризации, не  исключаетсявозможность привлечения к этим процедурам специализированной  управляющейкомпании или создания новой управляющей компании с участием  кредиторов.
Местореструктуризации предприятия при проведении судебных антикризисных процедурнаблюдения и внешнего управления приведено на рис.1.
Допустим, что вмомент начала процедуры наблюдения (рис.1) предприятие имело коэффициенттекущей ликвидности Кт.л1, ниже нормативного Кнт.л1.За  время наблюдения и прохождения судебных процедур вероятнее всего он будет продолжать снижаться и на начало внешнего управления опустится до уровня Кт.л2. Но за этот период – период анализа финансово-экономического состоянияпредприятия и причин его неплатежеспособности – в процессе наблюдения будет сформирован набор мероприятий для включения их в план внешнего управления.Среди них одной из первоочередных мер должна быть реструктуризация.
Если она пройдетуспешно, то появится база для следующего этапа работы –  финансовогооздоровления на основе инновационного и инвестиционного развития (D1– Е1),но если эти процедуры принесут к снижению коэффициента текущей  ликвидности Кт.л3,то возникнут условия для перехода к конкурсному производству.
Таким образом,реструктуризация – это форма самооздоровления без крупных внешних финансовыхвливаний. Только после нее можно убедить кредиторов или будущих новыхсобственников, что на предприятии имеется основа для внешних финансовыхвливаний. Решение о реформировании предприятия должно приниматься на собраниикредиторов и после этого включаться в план внешнего управления.
/>
Рис. 1.
Практика реструктуризации российских предприятийусловно выделяет два  направления их реформирования. Первое связано сразличного рода разделениями и выделениями функциональных подразделенийпредприятия в самостоятельные бизнес-единицы. Второе направление связано,наоборот, с интеграцией  предприятия с другими организациями, например, путемвхождения в финансово-промышленные группы, холдинги.
Рассмотрим подробнее оба направления структурныхизменений.
Первое из указанных направлений, а именнореструктуризацию путем выделений, можно условно разделить на два варианта.
1. Создание на основе имеющихся структурныхподразделений или филиалов  предприятия сначала центров финансовойответственности (ЦФО), работающих на  принципах хозяйственного внутреннегорасчета и планирования бюджетов структурных подразделений. На следующем этапеЦФО могут быть преобразованы в  самостоятельные производства, юридические лица.При этом материнская компания начинает выполнять типичные функции холдинга,т.е. «штабные функции»,  связанные со стратегическим планированием и защитойинтересов собственников предприятия, а вновь образованные бизнес-единицызанимаются текущей  производственной деятельностью.
Главный положительный итог такой реструктуризации втом, что функциональные подразделения, ранее ориентированные на работу друг сдругом, получают рыночную самостоятельность и начинают зарабатывать деньги нетолько  внутри (за счет заказов материнского предприятия), но и самостоятельнона внешних рынках. При этом повышается оперативность принимаемых управленческихрешений, а также ответственность за их финансовые результаты.
Одним из положительных примеров реструктуризациитакого рода является  ОАО «Волготанкер» в г. Самаре. С 1992 г. государственноепредприятие преобразовано в акционерное общество. В 1996 г. проведенареструктуризация, в результате которой бывшие структурные подразделенияпредприятия выделены в 16 закрытых акционерных обществ – промышленных,ремонтных, эксплуатационных. Вовремя проведенная реструктуризация наряду сграмотно выбранной стратегией развития позволяет предприятию сохранятьудовлетворительное финансовое  положение в обстановке кризиса экономики вцелом.
Еще один пример подобной реструктуризации – крупноепромышленное  предприятие ОАО «Южуралмаш» в Оренбургской области,специализирующееся  на производстве машин для металлургического комплекса. Всентябре 1997 г. предприятие рассматривалось на центральной МБК и к томувремени имело неудовлетворительное финансовое состояние с большими убытками идолгами бюджету. Проведенная реструктуризация путем выделения структурныхподразделений в самостоятельные общества преобразовала предприятие в холдинг.Для этого были выделены литейный, кузнечный механосборочный заводы, управляющаякомпания и некоторые другие подразделения. Данное предприятие пока находится вначале финансового оздоровления, делать окончательные выводы преждевременно, норезультаты проведенной реструктуризации были признаны положительными.
Во многих случаях самостоятельные бизнес-единицы черезкакое-то время вновь стремятся к объединению в единое предприятие. Этот процесстакже следует считать реструктуризацией, но уже следующего этапа оздоровления,поскольку в новые объединения принимаются только предприятия, работающие эффективнои рентабельно, а другие остаются «за бортом». В этом случае реструктуризацияпутем разделения представляет собой первый (промежуточный) этап создания вбудущем современной, эффективно работающей организации.
2. Обособление «здоровой» части активов имущественногокомплекса предприятия для создания на их базе нового хозяйствующего субъекта.Деятельность многих предприятий затруднена обязательствами перед кредиторами,являющимися следствием неразумной или неприспособленной к рыночным   условиямтехнологической, организационной системы хозяйствования. Например, предприятиеимеет ряд производств, часть которых убыточна, а другая часть перспективна ирентабельна. В таких условиях, предприятие скорее всего обречено на дрейф всторону банкротства. Для собственников предприятия непринятие мер пореструктуризации имущества и сохранение предприятия в неизменном виде могутпривести не только к потере активов, входящих в убыточное производство, но и кпотере активов рентабельного производства.
Реструктуризация путем выделения «здоровой» частиактивов в соответствии  с действующими нормативными правовыми документамивозможна как вне процедуры банкротства, так и в процессе ее проведения приусловии согласия на это  кредиторов предприятия.
Примером предприятия, проводящего такую реорганизацию,является ОАО  «Камтекс», бывший Пермский химический завод. С апреля 1997 г. напредприятии введено внешнее управление. Мероприятия, проведенные в рамках этойпроцедуры, не привели к финансовому оздоровлению и восстановлению его платежеспособности,что было отмечено на рабочем заседании МБК в декабре 1998 г. В  связи с этимкредиторы и собственники предприятия пришли к мировому соглашению, всоответствии с которым на базе имущества ОАО «Камтекс» методом  выделенияобразовано новое общество ОАО «Камтекс-химпром». Оно принимает на себя 42%обязательств материнского общества (в соответствии со стоимостью переданныхактивов) с пятилетней рассрочкой их выполнения. Оставшаяся  часть обязательствпредприятия будет удовлетворяться в рамках конкурсного производства. В активынового предприятия ОАО «Камтекс-химпром» должны войти два рентабельноработающих производственных цеха и два вспомогательных  цеха, связанных вединую законченную технологическую цепочку.
Как уже отмечено выше, возможно второе направлениереструктуризации,  путем объединения, интеграции предприятия е другимиорганизациями и предприятиями. При этом вертикальная интеграция, представляющаяобъединение звеньев одной технологической цепочки какого-либо производственногопроцесса  может обеспечить более низкие издержки обращения за счет установленияпрямых связей поставщиков и потребителей внутри этой цепочки.
Примеры такой реструктуризации – объединения угольныхи энергетических предприятий в энергоугольные компании, например, ЗАО «ЛуТЭК»,объединившее Приморскую ГРЭС и Лучегорский угольный разрез.
Еще один пример – ОАО «Западно-Сибирскийметаллургический комбинат»  (ЗСМК). В начале 1999 г. на предприятии продленсрок внешнего управления на  10 лет под совместное поручительство администрацииКемеровской области и  г. Новокузнецка. По предложению ФСФО РФ была созданауправляющая компания, включающая основных кредиторов ОАО «ЗСМК». Среди нихКузбасспромбанк, Торговый дом «Спецсталь», Кузбассэнерго, угольные предприятия.При  поддержке администрации региона управляющая компания взяла под контроль финансовые потоки предприятия, его снабжение, маркетинг и сбыт. ОАО «ЗСМК» переориентируется на местную сырьевую базу. Таким образом, в перспективевозможно развитие созданного объединения в мощную региональнуюфинансово-промышленную группу, использующую преимущество крупных холдинговых объединений перед отдельными предприятиями.
При реструктуризации возможна также горизонтальнаяинтеграция организаций одной отрасли, подотрасли с одинаковым или сходнымнаправлением деятельности. Это должно привести к сокращению производственныхиздержек, расширению масштабов операций, оптимальному распределению ресурсов.В  условиях экономического кризиса основное преимущество горизонтальнойинтеграции заключается в возможности диверсификации товаров, расширении рынковсбыта. При этом проявляется эффект усреднения колебаний рыночной конъюнктуры.
Пример горизонтальной интеграции также из Кемеровскойобласти. Это проект слияния акционерных обществ «Северокузбассуголь»,«Ленинскуголь» и «Беловуголь». При таком слиянии объединенный производственныйпотенциал достигает 22 млн. т. угля в год, а сочетание различных сортов углядает требуемую  диверсификацию. Кроме того, обеспечивается полная загрузкамощностей обогатительной фабрики «Беловская».
Завершая краткий обзор практики реструктуризациироссийских предприятий, необходимо отметить, что менее апробировано на практикепервое направление, связанное с выделением подразделений или филиаловпредприятия в самостоятельные ЦФО на принципах внутреннего хозяйственногорасчета и  бюджетирования.

4. Вывод
В условиях нестабильной экономики, замедленияплатежного оборота, недостаточной квалификации менеджеров и их приверженности кагрессивным формам осуществления финансовой деятельности институт банкротстваполучает все большее распространение. Оно является предметом обширногогосударственного регулирования в силу отрицательных последствий деятельностифинансово несостоятельных предприятий для развития экономики страны в целом.Эти отрицательные последствия характеризуются следующими отрицательнымимоментами:
· финансово несостоятельноепредприятие генерирует серьезные финансовые риски для успешно работающихпредприятий — его партнеров, нанося им ощутимый экономический ущерб в процессесвоей деятельности. Это снижает общий потенциал экономического развития страны;
· финансово несостоятельноепредприятие осложняет формирование доходной части государственного бюджета ивнебюджетных фондов, замедляя реализацию предусмотренных программэкономического и социального развития;
· неэффективно используяпредоставленные ему кредитные ресурсы в товарной и денежной форме, финансовонесостоятельное предприятие влияет на снижение общей нормы прибыли на капитал,используемый в сфере предпринимательства;
· вынуждено сокращая объемы своейхозяйственной деятельности в связи с финансовыми трудностями, такие предприятиягенерируют сокращение численности рабочих мест и количества занятых вобщественном производстве, усиливая тем самым социальную напряженность встране.

Список литературы
 
1. Антикризисное управлениепредприятиями и банками: Учеб.-практ. пособие. ­– М.: Дело, 2001.– 840 с.
2. Бланк И. А. Основы финансовогоменеджмента. Т.2.– К.: Ника–Центр, 1999.– 512 с.
3. Телюкина М. В. Комментарий кФедеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)»/ Отв. ред. проф. А. Ю.Кобалкин. – М.: Издательство БЕК, 1998. – 510 с.
4. Колпаков В. В. Антикризисныестратегии бизнеса. Практическое пособие.– Новосибирск: Экор–книга, 2002.–128 с.
5. Федеральный закон РФ «Онесостоятельности (банкротстве)» от 10.12.1997.
6. Парыгин Ю. П. О банкротствеотсутствующих должников // Аваль – 2001– № 4– с.27-29.
7. Зайцева О. П. Антикризисныйменеджмент в российской фирме // Аваль – 1998 – № 11-12 – с. 66-73.
8. Терещенко О. В., Гладков И. В.Банкротство в современной России: сущность и состояние законодательства //Аваль – 2001 – № 2 – с.76-78.
9. Балабанов И.Т. Финансовыйменеджмент: Учебник.– М.: Финансы и статистика, 1994.–224с.: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Модели угроз безопасности систем и способы их реализации, определение критериев уязвимости и устойчивости систем к деструктивным воздействиям, разработка методов и средств мониторинга для выявления фактов применения несанкционированных информационных возд
Реферат Содержание Введение Задачи инвентаризации Сроки и периодичность проведения инвентаризации Порядок проведения инвентаризации Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете Значение инвентаризации Список литературы
Реферат Пластиковые карты: проблемы и перспективы их внедрения в коммерческом банке (по материалам Поволжского банка ОАО Сбербанка России)
Реферат Ташкентское ханство
Реферат Характеристика основных способов действия в специальной операции по пресечению захвата ВГО
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности гидроузла
Реферат A Piercing Experience Process Analysis On Body
Реферат Конкуренция в туризме. Стратегия поведения фирмы в условиях конкуренции
Реферат Учителя господина Журдена. Какими я их вижу
Реферат Предпринимательство и предпринимательский капитал
Реферат Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Реферат Великая Отечественная война ее основные этапы итоги и уроки
Реферат Финансово-хозяйственная деятельность ООО "Агат"
Реферат Средние века: развитие физической культуры и спорта в средневековых цивилизациях
Реферат Киевская Русь и Великое княжество Литовское в период становления и развития государственности