Реферат по предмету "Социология"


Женщина и карьера

Женщина и карьера ОБ ЭМАНСИПАЦИИ УЖЕ НАСЛЫШАЛИСЬ Прежде чем использовать термин "эмансипация", дадим его определение, исходя из корневого значения этого слова. В латинском языке слово "еmаnciраге" означает: 1) освободить сына от отцовской власти и этим объявить его самостоятельным; 2) формально отказываться от чего-либо, отчуждать, уступать.

Корень слова "эмансипация" можно истолковать как "освобождение от определенной роли". Почти в течение целого столетия эмансипация "притязает" на роль активного элемента: подверженные дискриминации, в первую очередь женщины, требуют права освобождения от навязанной им роли. Они хотят сами взять то, что им не передают добровольно Для меня понятие "эмансипация" означает в самом широком смысле попытку человека освободиться

от круга обязанностей, которые противоречат его индивидуальным потребностям. Это относится не только к женщинам, но и к мужчинам. Если исходить из того, что с давних пор сложившийся образ мужчины (сильный, отважный, находчивый) устарел точно так же, как и образ женщины (нежной, чувствительной, беспомощной) , то эмансипация - это общая для мужчины и женщины задачи! Задача, которая может быть решена только объединенными усилиями мужчин

и женщин, ибо каждый в отдельности потерпит поражение в борьбе за свое освобождение. Все предыдущие попытки освобождения женщин подтверждают это. Причем радикальная активность больше навредила, чем пошла на пользу общему делу. КАК, БУДУЧИ МЕНЕДЖЕРОМ, СОДЕЙСТВОВАТЬ ЭМАНСИПАЦИИ Я постоянно возвращаюсь к изречению западного приверженца суфизма сэра

Ричарда Бартона, потому что оно совершенно справедливо: "Самовыражение в сочетании с уважительным отношением к окружающим является единственной и достаточной целью человеческой жизни". Ключевыми словами этой цитаты являются "уважительное отношение к окружающим". Если эмансипацию понимать как попытку обоих полов освободиться от анахронических ролевых образов, то это, как я считаю, означает не только терпимое отношение к 1

Суфизм - мистическое течение в исламе. противоположному полу, но и оказание помощи другому в освобождении от той роли, которая не отвечает ем потребностям и принижает чувство собственном достоинства. Поэтому я посоветовал бы руководителям активно поддерживать своих сотрудниц, если они попытаются освободиться от дискриминирующих их ситуаций. Что для этого нужно делать? Прежде всем способствовать возникновению у них чувства самоуважения.

Помочь стать экономически независимыми. Предоставить им исключительное право принимать решение - иметь детей или нет. Способствовать взаимоуважению между сотрудниками различного пола. ЖЕНЩИНЫ ДУМАЮТ ИНАЧЕ Ни один мужчина не может по-настоящему понять женскую психику. Однако женщинам лучше удается проникнуть в психику мужчин. Одна из лучших книг, которая попала мне в руки во время моего поиска обоснованной информации об отношении

полов друг к другу, написана двумя женщинами, которые были удостоены ученой степени Гарвардской школы бизнеса. Кроме преподавательской деятельности они заняты еще и самостоятельным консультированием по вопросам предпринимательства. Это д-р Маргарет Хеннинг и д-р Анн Жардэн. Расскажу вкратце о некоторых субъективно отобранных мной результатах их исследований. При этом моим горячим желанием является убедить прогрессивных менеджеров приобрести эту действительно

ценную книгу для того, чтобы включить в практику своем руководства некоторые изложенные там данные об особенностях женского мышления. Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно! Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того, чтобы что- то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом.

Женщины считают, что решающим фактором профессионального успеха является их самореализация. В результате такой "эгоцентричности" они перестают интересоваться более существенными вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отношений и информационных каналов на предприятии, возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают каких-либо взаимных лояльных отношений, зависимостей отношений типа "ты - мне, я - тебе", взаимной полезности, протекций, возникающих между сотрудниками

и всегда учитываемых в известной степени в своей деятельности мужчинами. Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности. Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со своими представлениями о карьере, т.е. рассматривают ее как продвижение по службе, преуспевание. Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру.

Работа для них осуществляется "здесь и сейчас", а карьера является исключительно личной целью, о результатах достижения которой может судить только сама женщина. С самого детства мужчины настроены на то, что они будут работать, чтобы по меньшей мере суметь прокормить себя. Только незначительная часть женщин в детстве задумывалась над этим вопросом. Большинство же из них надеется найти ком-то, кто будет их содержать.

Разница в настрое и направлении мышления, вытекающая из различных представлений, складывающихся еще в детстве, огромна. Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личном характера, то мужчины ищут возможности "передергивать" личную и профессиональную "карты". Женщины же настаивают на четком разграничении личных и профессиональных проблем, в случае конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь.

Если мужчины начинают свою работу на фирме, то они уже автоматически имеют "генеральский жезл в ранце". Женщины же, напротив, своей работой должны постоянно доказывать, что они занимаются своим делом, хотя все и предполагают обратное. Другое типичное различие относится к понятию "личная стратегия". Мужчины определяют ее как достижение поставленной цели. Когда перед ними стоит новая задача, они постоянно задаются вопросом: "

Что мне это даст? " Это решающий вопрос, так как он ставит на карту их будущее. Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта проблема будет иметь для них в будущее. Уже во время игры в футбол мальчики учатся тому, как необходимо объединяться в команду, что можно выиграть

и проиграть, что отдельные члены команды могут иметь плохой характер. Ведь команда должна насчитывать одиннадцать игроков! Как правило, девочки не приобретают опыта действовать в составе команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиночные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство девушек никогда не узнает, что означает "командный дух", они не учатся объединяться

в группы и побеждать всем вместе, несмотря на то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии! Следующим типичным различием в мышлении мужчины и женщины является их оценка риска. Для мужчины риск означает потерю или прибыль, победу или поражение, опасность или шанс. Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный момент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности они избегают риска.

В остальном женщины склонны в противоположность мужчинам в своем ролевом поведении чаще всем придерживаться взгляда; "Я именно такая, какая есть, нравится это другим или нет! " Потому им труднее отмежеваться от руководителя, работы или некой возникшей ситуации. Женщины принимают все очень серьезно. Они вкладывают в происходящее что-то совершенно особенное, поэтому особенно болезненно реагируют на критику и личные оскорбления.

Они меньше всем дума ют о том, что могут справиться с работой, с которой еще незнакомы или которую никогда не выполнили. В заключение оба автора обобщают результаты исследований, которые представляются им наиболее существенными. Разница в мышлении обусловливает то, что большое количество мальчиков учатся дружить между собой, а девочки очень редко считают это необходимым. Позднее по причинам совместных ожиданий и раннего опыта мужчины обязуются участвовать в заседаниях

и договариваться между собой, терпеть друг друга. Все это женщины находят непостижимым. Групповое поведение мужчины является в действительности таким феноменом, который заставляет женщин творить примерно следующее: "Как только могут двое мужчин, абсолютно не переносящих друг друга, сидеть вместе на собрании и делать вид, что уважают и помогают друг другу, в то время как другие знают, как обстоит дело в действительности? Как они могут быть такими лицемерами? "

Этот вопрос многие объясняет. Деятельность фирмы соответствует действиям коллектива, члены которого заботятся, с одной стороны, о прибыли, а с драй - только о собственном выживании, соответствующая ситуация в отношении прибыли и выживания определяет чаще всего положение каждом отдельного члена коллектива. До тех пор, пока нет прибыли, выигрыша, необходимо соблюдать благоразумие, Чем ради преднамеренно наживать врагов, если можно продвинуться вперед, приобрести друзей?

Даже двенадцатилетние мальчишки знают, что они нуждаются в десяти других, чтобы образовать футбольную команду, а такие что они, возможно, могут нормально переносить друг друга, а возможно, и нет. Женщины же заботятся о сохранении хороших отношений, так как эти отношения являются для них самоцелью, и в традиционном женском опыте вряд ли имеется что-то, что может противоречить этой самоцели. На основании этом женщины часто оказываются в ловушке нетерпимости, которую можно определить следующим

образом: "Он/она мне не нравится, я не могу с ним/с ней работать". Попробуем перейти от теории к практике. Предположим, молодая сотрудница после разговора со своим шефом о карьере решилась бы начать свой путь к вершине. Как должен был бы шеф, считающий молодую женщину способной, поступать в последующие месяцы? На мой взгляд, ему следует предпринять следующие шаги: 1) предложить женщине несколько заданий различного рода, чтобы установить, в каких вопросах она наиболее

сильна: в планировании, вопросах организации, бюджета, проведении переговоров, в разработке новых идей и т.д. ; 2) с помощью "особо важных" заданий поставить ее в условия цейтнота, чтобы определить, как она реагирует на нагрузки и готова ли в подобных случаях работать сверхурочно и свои личные интересы подчинять интересам фирмы; 3) если она потерпит неудачу, совместно с ней выяснить, почему эта неудача произошла. Возможно, что ей не хватает знаний и навыков для выполнения именно этого задания.

В остальном он должен хвалить ее достижения в работе и регулярно обсуждать с ней ее успехи для том, чтобы она знала, на правильном ли пути она находится; 4) поддерживать молодую сотрудницу и уяснить с предельной чет костью следующее: пока она добивается хороших результатов, он как руководитель будет ее поддерживать; 5) показать, что оказывает содействие этой сотруднице только из-за высоких результатов, которых она

достигла, и только из-за этого; 6) для подготовки ее продвижения по службе на средний руководящий уровень дать ей возможность посещать специальные курсы, что бы она научилась принимать решения, проводить совещания, критиковать подчиненных и др. ; 7) примерно после годовом испытательном срока снова провести с. ней собеседование, чтобы помочь ей окончательно определиться, чего она хочет достичь, работая на фирме: хочет ли заниматься кадровыми вопросами, вопросами сбыта или же работать в отделе маркетинга;

8) предварительно руководитель должен уяснить для себя следующие вопросы: каковы мои планы относительно этой сотрудницы? Хочу ли я взять ее в свою команду при моем повышении по службе (воз можно, на уровне правления фирмы) ? Тогда я должен постепенно знакомить ее с задачами (которые можно рассматривать в качестве предварительной тренировки) , входящими в круг обязанностей руководства следующего уровня. Во многих фирмах я столкнулся с известной и уже набившей оскомину точкой зрения: руководители всех

уровней не поощряют способных и честолюбивых сотрудников, а стараются изгнать их из фирмы, так как видят в них соперников, стремящихся занять их кресло. Эти недальновидные представления идут во вред не только фирме, но и самому руководителю. Почему? Предположим, что руководитель отдела имеет у себя в штате подающем над ехали молодого человека. Руководитель осознает, что жаль, если такой человек будет все время оставаться на своей должности, поэтому он планомерно продвигает его и в один прекрасный день предлагает ему вакантную

должность руководителя группы. Возможно, через два года он будет уже руководителем отдела, а еще через два года главным руководителем отдела. Сейчас он уже обошел своем прежнем руководителя. Плохо ли это? Конечно, нет! Напротив! Его прежний руководитель имеет теперь на более высоком уровне руководства друга, который обязан ему своим взлетом. И наконец, предположим, что наш руководитель отдела проводит такую политику поддержки последовательно

на протяжении многих лет. Тогда независимо от того, поднимается ли он сам по лестнице или нет, однажды оказывается, что у него на руководящих постах сидят друзья, которые ему обязаны своей карьерой, другими словами, польза от подобной кадровой политики 6ывает не только самой фирме, но и руководителю, осуществляющему политику. Вывод: продвижение по службе способных и честолюбивых сот- рудников независимо от их пола всегда выгодно! ПОЧЕМУ ОТДЕЛЬНЫЕ ЖЕНЩИНЫ СМОГЛИ ПРОРВАТЬСЯ

РУКОВОДСТВО ФИРМЫ? Авторы упомянутой книги Хеннинг и Жардэн взяли интервью у 25 преуспевающих руководительниц, которым удалось достичь должности вице-президентов больших фирм. Их прежде всем интересовал вопрос: почему эти женщины смогли сделать карьеру? Я попробую сейчас кратко передать важнейшие результаты единственного в своем роде исследования. 1. Из 25 руководительниц 20 были единственным или старшим в семье ребенком; другие пять попали в положение

родившихся первым ребенком в детстве в результате сложившихся обстоятельств (развод родителей, смерть старших братьев и сестер) . 2. Все 25 опрошенных имели хорошие отношения со своими отцами и вместе с ними принимали участие в необычно широкой традиционно мужской сфере деятельности, причем начиная с самого раннего возраста. 3. Все опрошенные родились на восточном побережье США в "стремящихся вверх" семьях среднего сословия.

Отцы 22 из 25 же занимали руководящие должности в экономике, трое остальных были директорами колледжей. 24 из 25 матерей были домашними хозяйками. Одна мать работала учительницей. Образовательный уровень 23 был по меньшей мере такой же, как и у отцов опрошенных женщин. 4. Решающее значение имело, очевидно, то, что в семьях было особое отношение к этим детям, как к первенцам. А ощущение этого положения глубоко запечатлевается в детской душе,

25 женщин вспомнили о том, что имели счастливое детство и что в их глазах родители играли особую роль. 5. Отцы и дочери разделяли интересы, которые, как считается, традиционно больше присущи отцам и сыновым: физические нагрузки, спортивные состязания, агрессивные стремления к успеху, готовность к конкуренции и твердая установка на победу. Эти преуспевающие женщины очень рано научились у своих отцов трезво оценивать степень риска, т.е. сознательно взвешивать свои шансы на успех или проигрыш.

Этим все опрошенные женщины существенно отличались от подавляющего большинства женщин, для которых риск означает потери, и поэтому они стремится избегать их. 7. Все 25 женщин во время учёбы в школе были лучшими ученицам и вожаками". 8. Основополагающими предпосылками любого успеха являются стремление к нему, ориентация на удачи, желание благодаря своим знаниям. Этими качествами обладали все 25 женщин, то было результатом их воспитания

(в первую очередь со стороны отца) . Все опрошенные придерживались мнения, что затраченные на это усилия были не напрасны, так как они приобрели уважение и признание своих родителей. 9. Все частницы опроса учились в колледже с большим прилежанием. Некоторые из них окончили колледж с высокими оценками. Стратегия, которую они разработали для себя, состояла в том, что они ставили перед собой цель, определяли

приоритеты и разрабатывали программу действии, которая позволяла им выявлять ложные пути и избегать их. Иначе говоря, уже в то время их поведение не отличалось от поведения преуспевающего, стремящегося достичь вершин менеджера. Они не тратили много времени на мужчин и вообще подразделяли их на два типа: помощники, подобные их отцам, и остальные. 11. Все 25 женщин еще на ранней стадии своей профессиональной деятельности решили на свой страх и риск осуществить карьеру в одной фирме.

Они очень рано пришли к выводу, что женщина только тогда может достичь ответственной и высокой должности руководителя, если с выполняемой работой она будет справляться на уровень лучше, чем любой сотрудник-мужчина этой фирмы. 12. Все участницы исследования свою первую руководящую должность рассматривали как начальную ступеньку лестницы наверх. Все они очень быстро определили и другой фактор, решающим образом влияющий на успех или неудачу: наличие хорошего непосредственного руководителя.

13. Эти женщины придерживались мнения, что развитие хороших деловых отношений с мужчинами зависит от того, насколько им удастся "стереть" половые различия и от того, чтобы их общение концентрировалось на выполняемых функциях или задачах. Это означает, что они стремились приуменьшить тот факт, что они были женщинами, и использовали компетенцию как важнейший элемент самоутверждения. 14. Они придавали большое значение тому, чтобы не вступать в интимные отношения с мужчинами, работающими

на этой же фирме, или с теми, с которыми они поддерживали деловые отношения. 15. С мужчинами, которые были их непосредственными руководителями, у этих женщин складывались хорошие и прочные дружеские отношения. Они все без исключения начинали в качестве личных секретарш или ассистенток своего шефа. И когда они достигали очередной ступеньки в своей карьере, на более высокий уровень поднимались и они. И всегда это происходило по предложению их руководителей.

Они помогали каждой из них, подбадривали, воодушевляли, были их учителями и опорой на фирме. Эти руководители восхищались их деловыми качествами и стремлением к успеху. Руководители считали, что в частном предпринимательстве хенщины должны двигаться вперед, и отстаивали эту точку зрения перед своими коллегами на фирме, а так же клиентами и покупателями. 16. В остальном стратегия 25 женщин состояла в том, чтобы соответствовать требованиям определенной

должности выше среднего, что достигалось самостоятельной учебой дома и посещением вечерних кур сов. Заканчивая работу на очередной ступеньке, они были уже способны выполнять более сложные задачи на следующей ступени иерархической лестницы. И если их шефа повышали в должности, они по уровню своей компетенции были готовы сопровождать его. 17. Когда эти женщины достигали уровня начальника отдела и имели в своем подчинении множество мужчин, они могли справиться и с этой проблемой.

Одна из 25 опрошенных сказала: "Я пришла к выводу, что должна попытаться не замечать проблем, связанных с отношениями мужчин и женщин, и сконцентрировать свое внимание на том, чтобы мой отдел был местом, где мужчины могли бы хорошо работать, повышать свою квалификацию и продвигаться вверх". ЦЕНА, КОТОРУЮ ПЛАТЯТЖЕНЩИНЫ ЗА СВОЮ КАРЬЕРУ Проблемы у работающих женщин возникают из-за того, что большинство из них, особенно перед началом своей трудовой деятельности, не могут решить для себя двух

вопросов: хотят ли они работать, чтобы иметь деньги или же делать карьеру; должны ли они в профессиональной жизни демонстрировать свою женственность? Это принципиальные вопросы для каждой работающей женщины. От ответа на них зависит, будут ли они в своей профессиональной деятельности счастливы или нет, будут ли они ею довольны или б т ощущать себя постоянно "эксплуатируемыми". До сих пор не стихают жалобы о "неблагодарных фирмах", которые "задвигают" преданных

сотрудниц на задний план после того, как они отдали фирме несколько десятилетий. На чем же основаны подобные жалобы? Результаты исследований, проведенных Хеннинг и Жардэн, показали, что приблизительно после десяти лет работы у каждой женщины происходит остановка. Некоторые из них уже проявили свои деловые качества, начиная в качестве секретарши, дошли до должности руководителя среднего звена и достигли к этому времени

ЗО-35-летнего возраста. Другие же чаще всего не сделали никакой карьеры, а усердно и преданно работали на должности секретарши или делопроизводителя. Итак, мы имеем две группы работающих женщин. В первую группу входят женщины, которые независимо от своего желания или способностей не сделали никакой карьеры. Большинство из них в возрасте 25-30 лет вышли замуж, однако продолжали работать. Это те женщины, которые строго разделяют свою профессию и личную жизнь.

О них мы уже упоминали. Все это означает, что они живут сверхнапряженной двойной жизнью: на работе они не хотят допустить плохих слов о себе и работают полому иногда до изнеможения. Дома же они должны заботиться о детях и обслуживать супруга. Так как подобную длительную нагрузку выдерживает не всякая женщина, то приходит время, когда она начинает сдавать как дома, ты и на работе. Если же женщина счастливо работает более 20 лет на фирме и тем временем

достигает тот возраста, с котором уже официально не празднуются дни рождения, тогда ситуация снова меняется: дети выросли и ушли из дома, супружеская жизнь превратилась в многозначащий ритуал и на работе рутина, потому что она все свои профессиональные обязанности уже давно знает назубок. Если мужчина не зарабатывает столько, чи6ы можно было поддерживать соответствующий жизненный уровень, жена продолжает трудиться еще около 15 лет. Шеф доволен тем, ям имеет надежно> работника, однако,

держит ее на "короткой цепи", особенно в финансовых вопросах. И вот такая женщина в один прекрасный день довольно обоснованно говорит о том, что всю жизнь проработала на фирме и получает меньше денег, чем молодые сотрудницы, и маленькую пенсию она будет получать и т.д. Женщины второй группы сделали карьеру. Через десять лет работы они достигли должности руководителей отделов, их уважают. Коллеги мужчины творят о них с восхищением: "

Они такие толковые, как мужчины! " И именно здесь зарыта собака. Все эти женщины вели себя как мужчины и отрицали (даже перед самими собой) свое женское начало. Они были несколько холодны, строго одевались и некоторые из них воспринимали даже как обиду, если мужчина делал им на работе комплименты, замечая, как хорошо она выглядит. От таких "нарушителей правил игры" старались держаться подальше!

Все женщины, опрошенные Хеннинг и Жардэн, в возрасте около 45 лет сделали для себя шокирующее открытие: неожиданно им стало ясно, что как женщины они все прозевали в жизни. У них нет ни мужа, ни детей, ни семейной жизни и вообще их жизнь - это жизнь без эмоциональных всплесков, жизнь "бесполой рабочей пчелы". Так ли должно было быть? В этом ли заключается смысл жизни? Все 25 женщин, участниц исследования, к этому переживанию отнеслись

одинаково: они установили себе мораторий на карьеру, стали не такими активными в работе и впервые в течение почти одного года размышляли о своей жизни. Этот мыслительный процесс привел их к одинаковому результату: они решили впредь "быть женщинами" и вести себя соответствующим образом. Они - впервые в своей жизни! признали себя женщинами и радикальным образом перестроились. 15 из 25 опрошенных вышли замуж, чаще всем за мужчин, которые были по меньшей

мере на 10 лет старше их. И все это для того, чтобы хоть и с опозданием, но все же пожить семейной жизнью. Остальные 10 участниц исследования остались в одиночестве. Однако все 25 опрошенных стали посещать салоны красоты, использовать косметику, модно и подчеркнуто женственно одеваться. Благодаря этому улучшились их коммуникационные способности, они начали больше нравиться своему окружению. И все мужчины из их профессиональной среды с уверенностью заявили: "

Такими вы нам нравитесь больше! " Последствия этой перемены в профессиональном отношении были удивительными. Шаг за шагом эти женщины начали делегировать свои полномочия другим и ' вырабатывать решения совместно с теми мужчинами, которые находились в их подчинении. Они перестали заботиться о каждой мелочи, что дало возможность планомерно продол жать свою карьеру до уровня руководства фирмы! Из нацеленных на успех специалистов они превратились в руководителей.

Этому способствовало то, что они смогли утвердить себя как женщины и найти свою индивидуальность. Чтобы женщине удавалось быть одновременно хорошим работником и привлекательной женщиной, ее супруг должен взять на себя определенную задачу нагрузки в воспитании детей и ведении домашнем хозяйства. Нельзя лишать ее шанса самореализации в соответствии с ее собственными представлениями. Этому может прекрасно способствовать работа (включая и стремление сделать карьеру) или учеба.

Все более частые попытки представлять супружескую жизнь как истинное партнерство, в котором мужчина в известном смысле играет роль "домашнего хозяина", я рассматриваю как обнадеживающий признак. Проблемы эмансипации могут быть решены только совместными усилиями мужчин и женщин! Я хочу упомянуть еще об одном типе преуспевающих женщин, которые могут себе позволить быть руководителями без "подавления" своего женском начала: речь идет о самостоятельных женщинах предпринимателях.

Как консультант по вопросам предпринимательства я имел возможность познакомиться с некоторыми из этих женщин, которыми я восхищаюсь. У всех них был другой путь восхождения на должность руководителя: они или сами создавали фирмы и ставили их на ноги, или же получали их в наследство и успешно продолжали уже начатое дело. Однако эти женщины-предприниматели по отношению к женщинам, сделавшим карьеру, о которых я писал выше, имеют огромное преимущество: им не легко было "пробиваться" наверх.

С первого дня они были шефами и поэтому могли позволить себе быть одновременно и руководителем, и женщиной. Поэтому я не устаю советовать деловым женщинам: становитесь самостоятельными (Сфера услуг предоставляет для этом все больше и больше возможностей. Наше так часто критикуемое капиталистическое общество имеет огромное преимущество; каждый прилежный и ориентированный на успех чело век может и без капитала стать самостоятельным и преуспеть в собственном деле!



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нетрадиционные и экстремальные виды туризма в Крыму
Реферат Розрахунок гідросистеми верстата
Реферат Концептуализация подходов советских психологов к феномену «познавательный интерес» в 60-х - 80-х гг. ХХ в.
Реферат Будова та функції чоловічої та жіночої статевих систем
Реферат A Midsummer Nights Dream 2 Essay Research
Реферат Оригинальные приемы почтовой рекламы
Реферат Экономический рост и качество жизни
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины дс. 02 Торговое оборудование (название дисциплины)
Реферат Форма внешнеэкономической сделки
Реферат Internet Censorhip Essay Research Paper Internet CensorshipWhat
Реферат Двоевластие в России. Победа Октябрьского вооруженного восстания 1917 г.
Реферат Поэма в камне творчество архитектора Малахова
Реферат Спам его виды, причины возникновения и способы борьбы
Реферат Современные условия функционирования образовательных систем
Реферат Полезные свойства молока