Реферат по предмету "Разное"


Аннотация по дисциплине б 12 «История отечественного и зарубежного искусства»

Аннотация по дисциплине Б.1.12 «История отечественного и зарубежного искусства»1. Цель дисциплины:Формирование систематизированных знаний в области современных тенденций отечественного и зарубежного искусства. Изучение в сравнительном аспекте различных направлений и стилей Расширение у студентов исторического, культурного и общегуманитарного кругозора.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Дисциплина «История отечественного и зарубежного искусства» относится к курсам вариативной части по выбору студентов.Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные на предыдущих курсах. Этим обусловлена избирательность тем и проблем, обозначенных в данной программе: на первый план выходят те историко-культурные сюжеты, которые наиболее важны с точки зрения подготовки грамотного специалиста в области истории. Освоение дисциплины является необходимой основой для более глубокого понимания общекультурных проблем в процессе изучения отечественной и зарубежной истории.^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке или выбору путей ее достижения (ОК-1); Способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6); Способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); Использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); Готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (ОК-11). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); Способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию; Способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9). Способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); В организационно-управленческой деятельности: Способностью к работе с базами данных и информационными системами (ПК-13). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:Знать: предмет истории искусства как науки и учебной дисциплины, его основы, методы; представлять, как развивалась история мирового искусства; знать, какова событийная сторона историко-культурного процесса, какова роль России в контексте мирового искусства. основные этапы развития истории искусства. Уметь: самостоятельно разбираться в стилях и направлениях искусства, правильно соотносить их с конкретной историко-культурной эпохой; уметь формулировать основные характеристики стилей и направлений в искусстве, проводить искусствоведческий анализ отдельных произведений искусства, описывать формальный язык произведения, видеть стилистические особенности, своеобразие образного видения авторов, владеть терминологическим инструментарием.уважительно относиться к обычаям и традициям различных народов, одновременно почитая наследие своей собственной отечественной культуры.Владеть: Методикой и техникой анализа произведений искусства различных жанров.^ 4. Краткое содержание дисциплины «История отечественного и зарубежного искусства» Содержание программы, построенное по историческому принципу, охватывает историю изобразительного искусства зарубежных стран и России, начиная с древнейших времен (эпоха Палеолита) до явлений современной художественной культуры (современные художественные выставки и проблемы современного искусства).Понятие «гуманитарные науки». Искусствознание в системе гуманитарного знания. Искусство – постижение мира человека художественными средствами в его неповторимой индивидуальности. Предмет истории искусства - сложная, противоречивая картину развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих личностей. Представления об искусстве в античности. Место изобразительного искусства в системе искусств. Аристотель о морфологии искусства. Изобразительное искусство в средние века. Противопоставление жанров изобразительного искусства в эпоху классицизма. Джорджо Вазари - первый историк искусства. Теория искусства – Иоганн Винкельман. Дени Дидро – первый художественный критик. Развитие искусствознания на рубеже 19-20 вв. Функции искусства. Проблема художественного образа в изобразительном искусстве. Метафоричность, парадоксальность, самодвижение, многозначность, типизация художественного образа.Морфология искусства. Виды искусства, их характеристика. Критерии выделения. Классификация. Виды изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. Специфика.Вопрос о генезисе искусства. Имитативная теория происхождения искусства, теория «инстинкта украшения», теория игры, теория труда. Авторы теорий, суть. Периодизация первобытного искусства. Искусство эпохи палеолита, наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания), Ласко (Франция). Искусство эпохи мезолита и неолита. Специфика мифологии и религиозных представлений первобытных людей. Роль магии. Общая характеристика. Понятие канона. Мифологическая система. Архитектура Древнего царства. Пирамиды в Гизе. Солнечные храмы. Особенности скульптуры. Рельефы и росписи гробниц.Роль заупокойных храмов. Специфика скульптуры. Скульптурные портреты Аменемхета III Сенурсета III, новые черты. Росписи.Архитектура храмов (Карнакский и Луксорский комплексы в Фивах). Особенности заупокойного храма Хатшепсут (15 в. до н.э.). Особенности скульптуры. Амарнский период (перв. пол. 14 в до н.э.). Реформы Эхнатона. Скульптура. Портреты Эхнатона, Нефертити, дочерей. Искусство Нового царства (14-11 вв. до н.э.).Особенности искусства Передней Азии в сравнении с древнеегипетским искусством. Периодизация. Специфика искусства Шумера и Аккада (4-3 тыс. до н.э.), особенности искусства Вавилона (2-1 тыс. до н.э.), искусство Ассирии (2-1 тыс. до н.э.). Архитектура, скульптура.Эгейское искусство (3-2 тыс. до н.э.). История великих открытий: Генрих Шлиман, Артур Эванс. Архитектура Крита. Кносский дворец. Фрески Кносского дворца. Керамика. Микены, Тиринф, особенности дворцовой архитектуры. Гробницы ахейских царей. Понятие «античный мир». Мифологические представления древних греков. Керамика. Геометрический стиль. Дипилонские вазы. Скульптура. Характеристика периода. Архитектура. Новый тип храма – периптер. Ордерная система. Скульптура. Куросы и коры. Развитие реалистических тенденций. Расцвет монументальной пластики.Характеристика периода. Гуманистические основы и объективизм античного искусства. Образ гармоничного человека. Архитектура. Архитектурный ансамбль афинского акрополя. Парфенон. Творчество Фидия. Эрехтейон. Скульптура. Творчество Мирона, Поликлета. Поздняя классика. Произведения скульпторов Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Леоахара. Завоевания Александра Македонского. Художественные школы в Александрии, Пергаме, Греции, о. Родос. Пергамский алтарь: архитектура, скульптура. Эллинистическая скульптура: Венера Милосская. Лаокоон. Новое миросозерцание греков при следовании канонам классической эпохи.Погребения этрусков, их сходство с египетскими и крито-микенскими гробницами. Росписи гробниц. Городские дома. Скульптура. Характеристика периода. Мировосприятие римлян в сравнении с греками. Влияние Греции на религиозные и философские воззрения римлян. Особенности римской архитектуры: Аппиева дорога, храмы, гробницы. Применение бетона. Рост градостроительства. Форум Романум. Скульптурный портрет. Специфика.Идея господства римлян над другими народами. Новый политический строй. Завоевания Рима, расширение границ. Статуи императоров. Архитектура. Зрелищные сооружения: Колизей. Роль арки и свода в римской архитектуре. Арка Тита. Жилые дома эпохи империи. Росписи виллы Мистерий. Империя 2 в. н.э. Форум Траяна, Пантеон, термы Каракаллы, Диоклетиана. Развитие римского портрета. Разделение Римской империи на Восточную и Западную части. Роль Константинополя. Христианство – государственная религия. Античные формы быта, античная традиция. Традиции эллинизированных восточных провинций. Архитектура. Ранневизантийские храмы. Храм св. Софии. Живопись. Сложение иконографии Священного писания. Мозаики Равенны.Социальные конфликты. Иконоборцы. Возрождение светской традиции античного искусства. Расцвет книжного орнамента.Расцвет византийского искусства. Архитектура. Расцвет монастырей. Основные принципы крестово-купольного храма. Живопись. Классически торжественный византийский стиль в эпоху Комнинов. Мозаики св. Софии, храма Успения монастыря Дафнии. Икона «Владимирская богоматерь». Династия Палеологов. (12-14 вв.). Последний расцвет византийского искусства. Мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе.Особенности культуры славян. Произведения ремесла 6-10 вв. Керамика. Славянская мифология. Збручский идол (10в.). Формирование государства, строительство княжеских дворцов-резиденций. Развитие ювелирного ремесла. Турий рог из Черной могилы в Чернигове. Завершение формирования Киевской Руси как государства. Принятие христианства в 988 г. Активная строительная и художественная деятельность. Десятинная церковь (990-996гг.). София Киевская (1037 г.). Мозаики и фрески Софийского собора. Расцвет книжной миниатюры. Остромирово евангелие. Зодчество Новгорода. Софийский собор (1045 г.). Живопись. Два направления в древнерусской живописи: мозаики и фрески Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве и росписи Софийского собора в Новгороде.Процесс дробления Руси на уделы, феодальная раздробленность, споры и войны между князьями. Упрочение культурных связей с Западом и Востокомь. Интенсивное храмовое строительство. Искусство западнорусских княжеств: Смоленск, Полоцк, Галич, Волынь. Искусство Владимиро-суздальского княжества. Успенский собор во Владимире 1189. Церковь покрова на Нерли 1165. Живопись. Искусство Новгорода и Пскова. Архитектура, монументальная живопись, икона. Интенсивное каменное строительство в Москве. Раннемосковское зодчество и живопись. Творчество Феофана Грека (ок. 1340 — после 1405). Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в Москве.Биографические сведения. Участие Андрея Рублева в росписях Благовещенского собора Москвы (1405). Работа с Даниилом черным над фресками и росписями Успенского собора во Владимире (1408). Особенности стиля выдающегося мастера. «Звенигородский чин». Работа в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. «Троица» (нач. 15 в.) - самое прекрасное творение древнерусской живописи. Вклад Андрея Рублева в развитие московского книжного искусства.Архитектура. Перестройка Московского Кремля. Вклад итальянских зодчих в реконструкцию Кремля. Строительство Успенского собора (1475-1479). Аристотель Фиорованти. Перестройка Архангельского собора (1505-1509), архитектор Алевиз Новый. Храм-колокольня Иван Великий, архитектор Бон Фрязин. Грановитая палата (1487-1491), архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари.Иконы для Успенского собора Московского Кремля. Цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502). Завершение объединения русских земель при правлении Ивана IV. Контроль государства над развитием искусства. Интеграция художественных школ. Роль Москвы в этом процессе. Шатровое зодчество. Церковь вознесения в селе Коломенском. 1532. Крепостная архитектура. Смоленский кремль (1595-1602), архитектор Федор Конь. Изменения в живописи. Книжная миниатюра и прикладное искусство.Общая характеристика. Подъем художественной культуры. Распространение христианства. Религиозное миросозерцание – основа ментальности средневекового общества. «Романский стиль» в искусстве 11-12 вв. Архитектура. Замки феодалов, монастырские комплексы. Базиликальный тип храмов. Черты романского стиля в церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Франция). Вормский собор в Германии, ансамбль в Пизе (Италия). Живопись. Скульптура.Готика – более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Новые веяния – пробуждение разума и чувства, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства. Архитектура. Готический собор. Франция – родина готики, Нотр-Дам де Пари (1163- нач.14в.), Реймский собор (1211-15в.), Амьенский собор (1218-16в.). Германия. Драматизм и экспрессивность немецкой готики. Венецианская готика – дворец Дожей (14-15 вв). Скульптура. Живопись. Техника витража. Искусство средневековой книги.Арабский мир. Архитектура. Мечеть Омейядов в Дамаске (705-715). Прикладное искусство. Мавританское искусство. Дворец Альгамбра – архитектурный ансамбль Гранады (14в.). Прикладное искусство. Искусство Среднего Востока. Зодчество Ирана. Индийское искусство (7-18 вв.) Средневековый Китай (4-19 вв.) Архитектура. Живопись. Япония. Архитектура. Живопись. Ксилография. Творчество Кацусика Хокусая (1760-1849). Прикладное искусство.Общая характеристика эпохи. Возрождение – новый этап в истории мировой культуры и искусства. Сложение реалистической системы в искусстве. Принцип гуманизма, утверждение достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил. Наследие античности. Небывалый расцвет живописи, обогащение видов и жанров, процесс обособления скульптуры, светский характер прикладного искусства.Подъем новой культуры в Италии 12-13 вв. Флоренция. Родоначальник реалистического искусства – Джотто (1266-1337).Архитектура Флоренции. Творчество Филиппа Брунеллески (1377-1446). Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Творчество Леона Батиста Альберти (1404-1472). Скульптура. Творчество Донателло (ок. 1386-1466). Живопись. Расцвет монументальной фресковой живописи. Работы Мазаччо (1401-1428). Развитие батального жанра в творчестве Учелло (1397-1475). Творчество Фра Беато Анджелико (1387-1455). Произведения Филиппо Липпи (ок. 1406-1469). Флоренция последней трети 15 в. Творчество Сандро Боттичелли (445-1510). Скульптура. Живопись Средней и Северной Италии. Произведения Пьеро дела Франческо (1410-1492). Живопись Венеции. Значение всеобъемлющей деятельности Леонардо да Винчи, подлинного основоположника стиля Высокого Возрождения, гения, чье творчество знаменовало качественный сдвиг в искусстве. Биографические сведения. Ранние работы «Крещение», «Мадонна Бенуа». Алтарная композиция «Поклонение волхвов», «Св. Иероним». Миланский период в творчестве Леонардо (1482-1499). Конная статуя Франческо Сфорца, «Мадонна в гроте»(1483-1494), «Тайная вечеря» (1495-1497).«Битва при Ангьяри», (1503-1506). Портрет Моны Лизы («Джоконда», ок.1503 г.). Последние годы жизни. Научные и теоретические исследования.Особенности стиля. Лирическая тема светлой материнской любви в творчестве Рафаэля: «Мадонна в зелени» (1505), «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница» (1507). Поездка в Рим. Росписи Ватиканского дворца. Станцы делла Сеньятура, композиции «Диспута», 2Афинская школа». Высокие достижения Рафаэля в области портрета. Портрет папы Юлия II (1511), портрет папы Льва X с кардиналами (ок.1518). «Сикстинская мадонна» (1515-1519) для церкви св. Сикста. Последние работы: росписи виллы Фарнезины, Ватиканской лоджии.Творчество Микеланджело Буонаротти – кульминация Высокого Возрождения и в то же время отражение глубоких противоречий культуры эпохи. Ранние работы: «Битва кентавров» (нач. 1490-х гг.). Мраморная группа «Пьета» (1498-1501). Выразительность произведения. Статуя Давида (1501-1504). Особенности пластического языка Микеланджело. Роспись плафона Сикстинской капеллы (1508-1512). Статуи пленников для гробницы папы Юлия II (ок.1513). Работа над надгробиями Медичи в капелле Сан-Лоренцо, построенной по проекту Микеланджело. Аллегории «Утро», «Вечер», «День», «Ночь» - символы времени, образы, полные тревоги и беспокойства. Последние годы жизни. Фреска «страшный суд» (1535-1541).Демократический характер нидерландского искусства. Проникновение жанровых мотивов в религиозные сюжеты нидерландской живописи. Ян Ван Эйк (ок.1390-1441) – основоположник реализма в Нидерландах. Самоценность портрета в творчестве Ван Эйка. Живопись 16 века. Творчество Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525-1569). Создание национальной художественной школы живописи Фландрии. Стили барокко, реализм, влияние академизма болонской школы, караваджизма. В живописи – распространение светских сюжетов и жанров. Творчество Питера Пауля Рубенса. Алтарные композиции для храмов: «Воздвижение креста» (ок. 1610-1611). Тема борьбы человека с природой в творчестве Рубенса. «Персей и Андромеда» (1620-1621). Композиции на тему «Жизнь Марии Медичи» (1622-1625), поздний период в творчестве Рубенса: «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (1636), «Шубка» (1638-1639). Творчество Рембрандта Харменса Ван Рейна – одна из вершин мировой живописи. Ранний период. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632). Работы Рембрандта в области офорта. 1630-е гг. – тяготение художника к реалистическим образам в картинах большого масштаба. «Даная» (1636). Психологическая выразительность картины. Новаторство Рембрандта как художника в картине «Ночной дозор» (1642). Поздний период – портреты родных и близких. Многоплановость психологических характеристик в автопортретах художника. Картина «Возвращение блудного сына» (около 1668-69).Период блестящего расцвета испанской культуры. Творчество Сервантеса. Специфические черты испанского искусства: демократизм и утонченный интеллектуализм. Творчество Эль Греко (1541-1614). Творчество Диего Веласкеса – вершина испанской живописи. Веласкес – представитель реализма. «Сдача Бреды» (1634-1635), «Портрет инфанта Фердинанда» (1632), «Портрет папы Иннокентия X» (1650). Борьба художественных направлений в искусстве Франции. Классицизм – обращение к разуму как дисциплинирующему началу, забота об общей гармонии и равновесии целого. Основоположник классицизма в живописи – Никола Пуссен. Обращение к античной мифологии, евангельским легендам, поэтическим творениямАрхитектура Италии. Живопись. Творчество Джованни Батиста Тьеполо (1696-1770), Франческо Гварди (1712-1793). Искусство Англии. Расцвет национального английского искусства. Архитектура. Живопись и графика. Уильям Хогарт (1697-1764) - основоположник социально-критического направления в европейском искусстве, мастер сатирического бытового жанра, разоблачающего пороки аристократии: серии картин «Карьера проститутки» (1730-1731), «Карьера мота» (1732-1735). Творчество Джошуа Рейнольдса (1723-1792). Творчество Томаса Гейнсборо (1727-1788)- одного из лучших портретистов и пейзажистов 18 века. Полные одухотворенности и лиризма портреты «Голубой мальчик» (1770) «Утренняя прогулка» (1785) и пейзажи «Телега со жнецами» (1771).Классицизм и романтизм во французском искусстве первой трети XIX века. (Д. Энгр, Т. Жерико, Э.Делакруа). Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живописец и рисовальщик. Теодор Жерико (1791-1824), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Произведения : «Плот Медузы» (1818-1819), «Дебри в Эпсоме» (1821). Эжен Делакруа (1798-1863) виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Импрессионизм в творчестве французских художников вт. пол. XIX века.Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега Своеобразие России в 18 веке. Историческая необходимость «европеизации» России убыстренными темпами. Реформы Петра I. Просвещение в России. Специфические особенности художественного развития России. Сосуществование нескольких стилевых направлений. Новая роль искусства в жизни общества. Открытие Академии художеств в Петербурге (1757). Архитектура. Творчество В. В. Растрелли (1700-1771). Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747-52), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-57).Архитектура Москвы эпохи классицизма. Новые типы административных зданий, дворцово-парковых ансамблей, культовых построек. Творчество И.Ф. Мичурина (1700-1763).Архитектор Д.В.Ухтомский. Колокольня Троице-Сергиевой лавры. И. П. Зарудный, «Меншикова башня» (1701-1707), элементы барокко.Сложение искусства станковой картины, использование прямой перспективы и передача глубины пространства, новые средства передачи объема, упрочение техники масляной живописи. Деятельность мастеров Оружейной палаты. Парсуна. Творчество И.Никитина (ок. 1680-1742), А.Матвеева (1701/02-1739), И.Вишнякова (1699-1761), А. Антропова (1716-1795), И. Аргунова (1729-1802). Мастера-иностранцы.Значение гравюры в Петровскую эпоху. А.Ф. Зубов (ок.1682-ок.1749) – основоположник русской гравюры нового времени. Образ Петербурга в гравюрах Зубова. «Панорама Петербурга» (1716). Творчество М.И.Махаева (1718-1770). Жанровое разнообразие скульптуры, разнообразие техник. Орнаментальная скульптура. Объемная декорация триумфальных сооружений. Творчество Б.К.Растрелли (1675?-1744). Новаторство его произведений. Портретные бюсты Петра I и А.Меншикова. Статуя Анны Иоанновны с арапчонком (1741), памятник Петру I перед инженерным замком.Роль зодчества в развитии русского классицизма. Мастера раннего классицизма Ж.Б. Валлен-Деламот (1729-1800), А.Ф.Кокоринов (1726-1788). Здание Академии художеств в Петербурге (1764-1788). В.И.Баженов (1737/38-1799)– величайший мастер русского классицизма. Проект Кремлевского дворца в Москве, ансамбль Царицыно под Москвой, дом П.Е.Пашкова в Москве. Архитектор М.Ф.Казаков (1738-1812). Подъем русской скульптуры. Целостность русской скульптуры этого периода как художественного явления. Творчество Ф.И.Шубина (1740-1805). Памятник Петру I работы Э.М.Фальконе (1765-1782гг.). Произведения М.И. Козловского (1753-1802). Жанр станковой пластики.Развитие портрета в живописи. Рокотов Федор Степанович (1735(?) - 1808). Левицкий Дмитрий Григорьевич (ок. 1735-1822). Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825). Общая характеристика искусства первой половины 19 века. Отечественной войны 1812 г. и национально-патриотический подъем. Нарастание освободительных идей и движение декабристов. Влияние этих факторов на развитие русского искусства. Архитектура перв. Половины 19 века. Повышение роли архитектурного сооружения. Тема городского архитектурного ансамбля. Постройки общественного назначения. А.Н.Воронихин (1759-1814). Казанский собор в Петербурге (1801-1811). Тома де Томон (1760-1813), здание Биржи в Петербурге (1805-1810). А.Д. Захаров (1761-1811), Адмиралтейство (1806-1823). О.И.Бове (1784-1834), Большой театр в Москве (1822-сер.19в.), дом Гагарина в Москве (1817). Д.Жилярди (1788-1845), частные дома в Москве, перестройка здания Московского университета.Творчество И. Мартоса (1752-1835). Творчество Ф.Ф.Щедрина (1751-1825). Историческая живопись в русском искусстве вт. пол. XIX века.Василий Иванович Суриков (1848-1916). Творчество В.М.Васнецова (1848-1926). «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881-1898).Архитектура и скульптура вт. пол. XIX века. Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса. Эклектика. Смешение исторических стилей. Псевдорусский стиль. Архитекторы И.П. Ропет, А.А. Семенов, В.О.Шервуд.Скульптура. Кризисные черты. Творчество А.М. Опекушина. Памятник А.С.Пушкину в Москве, (1880). М.М. Антокольский. («Иван Грозный», 1871, «Петр I», 1872).Западноевропейское искусство конца XIX-начала XX века. Постимпрессионизм. Модернизм и другие художественные течения в западноевропейском искусстве. Дальнейшие художественно-эстетические искания в западноевропейском искусстве, решение сугубо творческих проблем. Пересмотр теоретических и практических основ импрессионизма. Постимпрессионизм. Новаторские искания французских художников Сезанна, Гогена, Ван Гога. Зарождение новых художественных течений на основе ведущей концепции Поля Сезанна. Искусство начала XX века. Политический и экономический кризис передовых европейских стран в начале XX века. Разногласие социальных – эволюционных и революционных (бунтарских) учений. Самоизоляция творческой интеллигенции. Становление самодовлеющих формальных поисков. Популярность культуры и искусства «первобытных» народов. Первые выставки новых творческих группировок: «диких» (фовистов), кубистов, пуристов, футуристов, экспрессионистов. Поиски устойчивости в искусстве. Формирование неоклассицизма. Распад группы «дада».Основоположник кубизма П.Пикассо (1881-1973). Сюрреализм. Творчество С.Дали (1904-1989). Постмодернизм в искусстве 1960-х гг. Видео-арт, фотореализм, хэппенинг, концептуальное искусство, гиперреализм.Русское искусство рубежа XIX-XX века. Жанровая живопись 1890-1900 гг. Полемика между отдельными художественными группировками, возросшая активность художественной жизни – приметы рубежа веков. Задача приближения искусства к жизни, внесения искусства в жизнь преобразования красотой окружающего мира. Стиль модерн. Изменения в живописи. Роль бытового жанра в русском искусстве рубежа XIX-XX века.Лирический пейзаж в творчестве И.И.Левитана (1860-1900). Творчество М.Врубеля и В.Серова. Художники «Мира искусства» (1898-1924). Стиль модерн. Русская тема в искусстве конца 19-начала 20 веков. (М. Нестеров, А. Рябушкин, Б.Кустодиев).Объединения и направления в русском искусстве начала XX века. Русский авангард начала XX века. Объединения «Голубая роза» (1907), «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912). К.Малевич (1878-1935) и супрематизм. Творческая программа В.Кандинского (1866-1944) и «Синий всадник». П.Н.Филонов (1883-1941), – основоположник аналитического искусства. Группа МАИ. Русское искусство 1920-1930-х гг. Соцреализм.Активная деятельность художников в годы Великой Отечественной войны. Плакаты. Антифашистские плакаты В.С.Иванова, Б.В.Корецкого, И.М.Тоидзе, Кукрыниксов. Кукрыниксы (М.В.Куприянов, П.H.Крылов, H.А.Соколов). Сатирическая графика, книжная иллюстрация, живопись (иллюстрации к "Фоме Гордееву" А.М.Горького, картина "Конец"). Станковая графика. Развитие принципа серийности произведений. Живопись. А.А. Дейнека, А.А.Пластов, С.В.Герасимов, П.Д.Корин. Военная тематика в скульптуре. Русское искусство послевоенных лет. «Суровый стиль» в русском искусстве 1960-1980-х гг. Современное русское искусство: тенденции и направления.^ 4. Образовательные технологии При проведении аудиторных занятий используются активные методы обучения и современные информационные технологии. Изучение дисциплины предполагает посещение студентами лекционных занятий, активное участие в семинарских занятиях, групповых дискуссиях, посещение музеев, выставочных залов, концертов. Особое значение придается самостоятельной работе студентов. ^ 5. Формы текущего контроля успеваемости студентов Тестирование, презентации, сообщения, рефераты, творческие задания, деловая игра, посещение лекций и семинарских занятий, проведение экскурсий, написание эссе.Контрольные вопросы: Проблема генезиса первобытного искусства. Теории происхождения искусства. Особенности древнеегипетской архитектуры. Роль Фидия в строительстве афинского акрополя. Парфенон. Крупнейшие мастера греческой пластики: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель. Специфика архитектурных памятников Древнего Рима. Римский портрет в живописи и скульптуре. Основные тенденции развития. Основные периоды развития византийской архитектуры и живописи. Романский стиль. Признаки стиля в архитектуре XI-XII века. Готический стиль в архитектуре Западной Европы. Характеристика. Леонардо да Винчи – ученый и художник. Многогранность его гения. Гуманистические идеалы эпохи Возрождения в творчестве Рафаэля. Римский период в творчестве Микеланджело. Характеристика творчества Альбрехта Дюрера. Основные произведения. Своеобразие венецианского Возрождения (Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто). Крупнейшие мастера XVII века: Веласкес, Рембрандт, Рубенс. Характеристика творчества. Особенности развития голландской живописи XVII века. Творчество Ф.Хальса, Я.Вермеера Дельфтского. Никола Пуссен – представитель французского классицизма 1-ой пол. XVII века. Характеристика искусства Испании конца XVIII-нач. XIX века. Основные этапы творческого пути Ф. Гойи. Реализм в творчестве Ж.-Ф. Милле, Г.Курбе. Анализ основных работ. Импрессионизм в творчестве О. Ренуара, К. Моне, Э.Дега. Характеристика французского постимпрессионизма: творчество П.Сезанна. А.Тулуз-Лотрека, В.Ван Гога, П.Гогена. Модернизм в европейском искусстве начала ХХ в. Основные художественные течения. Сюрреалистическая концепция искусства С.Дали. Фантастические образы в его произведениях. Суть архитектурной эстетики Ле Корбюзье. Характеристика искусства древних славян. Архитектурные памятники Киевской Руси XI- перв. четверти XII века. Особенности русского искусства периода феодальной раздробленности XII-XIV века. Русское искусство времени возвышения Москвы и объединения русских земель. XIV-XV век. Характеристика. Творчество Феофана Грека. Особенности стиля. Творчество Дионисия. Характеристика его работ. Андрей Рублев – великий мастер древнерусского искусства. Этапы творческого пути. Русское искусство XVI-XVII веков. Архитектура. Живопись. Общая характеристика. Особенности развитие светского искусства в России XVIII века. Русское искусство первой половины XIX века. Ведущие мастера. Проявление романтизма в отечественном искусстве сер. XIX века. Творчество И.К.Айвазовского, К.П.Брюллова. Основные проблемы творчества А.А.Иванова. Деятельность и творчество передвижников во второй пол. XIX века. Роль И.Е.Репина в развитии реализма в России. Анализ основных произведений. Стиль модерн в русском искусстве к. XIX-XX века. Национальные особенности русского искусства рубежа XIX-XX веков. Русский авангард 1910-1930 годов. Творчество К.С. Малевича, В.В.Кандинского. П.Н.Филонов - основоположник аналитического искусства. Соц. реализм в искусстве 30-х, 50-х гг., особенности идеологической ситуации, ее влияние на жизнь искусства. Особенности развития русского искусства послевоенного периода (В.Попков, В.Иванов, П.Оссовский, П. Никонов, Д Жилинский). Определение соц - арта: произведения Комара, Меламида, Сокова, Косолапова, Пригова.^ 6. Форма итоговой аттестации – экзамен (6 семестр)7. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы: 144 часа, из них лекции – 36 часов, практические занятия – 36 часов, самостоятельная работа – 36 часов, экзамен – 36 часов. ^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «История отечественного и зарубежного искусства»: Барская Н. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. Азизян И.А. Диалог искусств серебряного века. М.2001. Алленов М.М. Русское искусство XVIII – начала XX века. М., 2000. Алпатов М.В. Композиция в живописи. – М., 1970. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. – М., 1987. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. – М.,1979. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. - М., 1963. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Изд-во Брокгауз и Ефрон. 1924. Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. М., 1961. Бартенев И.А. От пирамид до современных зданий. – Л., 1962. Башинская И. Образ в современном изобразительном искусстве: законы восприятия живописи, скульптуры, графики. – СПб., 1992. Бенуа А.Н. Гойя. – СПб., 1908. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. Богословский Е.С. Древнеегипетские мастера. – М., 1982. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1981. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1990. Борьба течений в современном западном искусстве. – М., 1988. Вагнер Г. К., Т. Ф. Владышевская. Искусство Древней Руси. М., 1993. Вагнер Г.К. В поисках истины. Религиозно-философские искания русских художников сер. XIX- нач. XX века. М.1993. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.. 1971. Вентури Л. От Мане до Лотрека. – М., 1959. Вздорнов Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. М., 1976. Виппер Б.В. Становление реализма в голландской живописи XVII века. – М.,1957. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М., 1972. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве: Сб. ст. – М., 1970. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб. 1998. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М.1977. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984. Воронин Н.Н. Архитектурный памятник как исторический источник. Советская археология 1954, т.19. С.41-76. Всеобщая история искусства в 6 томах. М. 1960-1965. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968. Герчук Ю. Язык и смысл изобразительного искусства. – М., 1992. Гомбрих Э. История искусства. – М.,1998. Грабарь И.Э. В.А. Серов. М.1965. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М., 1972. Гуревич П. Философия культуры. – М., 1994. Данилова И.Е. Искусство средних веков и Возрождения. – М., 1964. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: в 2-х книгах – М., 1978. Дионисий и искусство Москвы ХУ-ХУ1 столетий Каталог. Л., 1981. Дмитриева Н.А. Передвижники и импрессионисты. – М., 1978. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Искусство Древнего мира. – М., 1986. Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. – М., 1975. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства: Теоретические очерки. – М., 1970. Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1986. Западное искусство XX века. Между Пикассо и Бергманом. – CПб., 1997. Иконников А.В. Зарубежная архитектура. – М., 1982. Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины ХУ1 века. М., 1980. Искусство Древнего Египта. – М., 1972. История зарубежного искусства. Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. – М., 1984. История искусства зарубежных стран: в 3-х т. – Л., 1964. История русского искусства /Ред. И.А.Бартенев, Р.И.Власова. М., 1987. История русского искусства в 13 томах. Под об. Ред. И.Э.Грабаря. М. 1954-1956. История русского искусства под ред. И. Э. Грабаря. Т. I-IV. М., 1953-1956. История русского искусства. Изд.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Город как составная часть феодальной системы
Реферат Огонь
Реферат Наратыўная структура рамана Івана Шамякша "Снежныя зімы"
Реферат Аналіз стану зовнішньоторговельних взаємовідносин України та Російської Федераціїу 1991-1997 рок
Реферат Образование США Декларация независимости 1776 Конституция США 1787 г Американский Билль о
Реферат Разработка и создание детской книги
Реферат Study On Religion Essay Research Paper Study
Реферат Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на интерактивном оборудовании
Реферат Колір та його значення у подіумній сценографії
Реферат Мцыри любимый идеал Лермонтова
Реферат Прийом та здача справ і посад осіб що відають військовим господарством
Реферат План маркетинга (на примере ООО "Равиолло")
Реферат Мнение
Реферат Атлантроп
Реферат Метель. Повести Белкина. Пушкин А.С.