Реферат по предмету "Философия"


Культура и философия

Культура, ее человеческая сущность и роль вобществе, культура и цивилизация
Основная идеятемы:   Культура — это мир, высших творений, созданный и создаваемый человеком в ходе своейдеятельности.
Н.К.Рерих:   «… культураесть любовь к человеку.   Культура  есть благоухание,сочетание жиз ни и красоты. Культура есть синтезвозвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Куль тура есть спасение. Культу­ра есть двигатель. Культура есть сердце».
 
Вопросы   темы
1.  Понятие культурыв философии.
2. Социальная обусловленностькуль­туры.
3. Единство и многообразие совре­менной мировойкультуры, ее особенности.
 
Вопрос 1-й
Культура как явление общественной жизни являет­ся объектомизучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,архео­логия, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса,т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучаетхудожественную куль­туру, которая создается в рамках различных видовискусства. Каждая наука реализует свой специфичес­кий интерес приизучении этого сложного феномена.
Философия также изучает культуру, но не ее еди­ничныепроявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественнойжиз­ни.Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое местоона занимает в исто­рическом процессе и какую роль играет в социализа­ции человека.Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры иее роли в общественной жизни.
Термин «культура» весьма многозначен. В специ­альной и художественнойлитературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жиз­ни под культуройобычно понимается уровень образо­ванности и воспитанности человека, вотличие от неве­жества и невоспитанности. Для эстетики культура — этомногочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества.В общественной жизни широко применяются такие понятия, как «куль­тура мышления», «культура речи»,«политическая куль­тура», «культурапроизводства» и др. Что же такое культурас точки зрения философии?
Впервые этот термин был применен римским оратором и философомЦицероном. Под культурой он понимал по­зитивное воздействие философии на умчеловека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инстру­мент дляпознания мира и человека в нем.
В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личнымсовершенством человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание,его служение Богу и самоукрощение.
В эпоху Возрождения под культурой стало пони­матьсясоответствие человека высокому гуманистичес­кому идеалу. Культурным считалсяуниверсально раз­витый человек, разумный и деятельный.
Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер,Д.Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение разумного. Соответственно,культурность нации противопоставля­лась ими варварскому состоянию народов, ихдикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалосьсделать всех людей счастливыми.
В то же историческое время появилась и пессимис­тическаятрактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культурыприроде. Та­кую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культураявляется источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушаетнравствен­ность людей и не делает их более богатыми и счастли­выми. Руссосчитал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры.Он делал ка­тегоричный вывод о том, что человеческие души раз­вращались по меретого, как совершенствовались нау­ки и искусства, и поэтому образованные нации(на­пример,Египет, Греция) легче всего становились до­бычей иноземных завоевателей. Руссопризывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспита­ние человекаосуществлять на лоне природы и в соот­ветствии с ее требованиями.
В немецкой классической философии культура вос­принималась каксфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весьокружаю­щий мир на мир природы и мир культуры. Подчерки­валось, чтокультура — это мир идей и вещей, создан­ный в ходе человеческой деятельности.Рост культуры рассматривался как один из законов истории общест­ва. Такой подходнаиболее отчетливо проявился в твор­честве И.Гердера. Он обосновывал идею отом, что культура — это прогресс в развитии способностей че­ловеческогоума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык.Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, кото­рая выполняетцивилизующую функцию.
В классической марксистской философии XIX в. по­нятие культурыстало употребляться для характерис­тики творческих сил человека исовокупных результа­тов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленностикультуры конкретным способом ма­териального производства, характеромобщественно-эко­номической формации и исторической эпохи. Счита­лось, чтокультура всегда носит конкретно-историчес­кий характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшимпроявлением станет культура коммунистичес­кого общества. В марксизме исследовалисьразличные
проявления культуры — культура труда, политичес­кая культура идр.
Разнообразные трактовки понятия культуры появи­лись в философиина рубеже XIX и начала XX вв.
Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела ирассматривал ее лишь как средство для по­давления и порабощения человека с помощьюправо­вых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, этонеобходимо, поскольку человек есть существо природное и властолюбивое,антикультурное. Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разо­рватьсковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечений стать свободным инезависимым.
О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогрессв истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. Поего мне­нию, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимыхорганизмов. Они не связаны друг с дру­гом и закономерно проходят в своемразвитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в том,что единой общечеловеческой культу­ры не существует. Он выделял ихарактеризовал во­семь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую,греко-римскую, византийско-арабскую, за­падноевропейскую, культуру народов майя ирусско-сибирскую. Все они рассматривались им как сущест­вующиенезависимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал такжеанглийский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры.
Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного инеустранимого противоречия между челове­ком и культурой. По его мнению, человек— это суще­ство исключительно природное, наделенное совокуп­ностьюпотребностей и инстинктов. Культура же враж­дебна человеку, поскольку онаограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инстру­ментом подавлениячеловека с помощью норм и запре­тов. С той поры «техника» подавлениячеловека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден, чтосовременный человек является в большей
степени пленником культуры в сравнении с его перво­бытнымипредками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество.
В XX в. имелись и иные представления окультуре. Так, в некоторых учениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) куль­тура сводиласьпрежде всего к достижениям науки и техники, которые якобы способныобеспечить стреми­тельный прорыв человечества в блестящее будущее. На­против, вдокладах Римского клуба было сделано уда­рение на необходимостисовершенствования, прежде всего самого человека, если он желает выжить в усло­виях обостренияглобальных проблем. А.Швейцер по­лагал, что современная культура призванабыть преж­де всего «живой этикой», в основе которой должно лежатьблагоговение ко всему живому. Быть культур­ным в наше время означает активноспособствовать сохранению жизни на нашей планете.
В русской философии понятие культуры традици­онно имело преждевсего высокое нравственное напол­нение. В этом проявился дух православияс его идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всемилюдьми и народами. Зло есть то, что раз­рушает жизнь и мировую гармонию.Напротив, Доб­ро — это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основноепредназначение человеческой куль­туры как сгустка морали и мудрости. В русскойфило­софииподчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях — образжизни и традиции, формы экономической жизни. Культура Рос­сии своеобразна,как и сама «русская душа», мировоз­зрение и мироощущение россиянина. В нейочень боль­шую роль играет духовное начало, культ добра и спра­ведливости, а невещей и торгашества. Россия нахо­дится на пересечении двух потоков мировойистории и культуры — Востока и Запада. Именно поэтому она «обречена» надиалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовною обогащения бла­годаря такому диалогу.
Как видим, в истории философии выделялись и изу­чались различныестороны культуры.  Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос осущности куль­туры с позиций философии.
Термин «культура» переводится с латинского языка как«возделывание», «уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежитдеятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельностьвесьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и, следовательно,культура тоже многолика. Однако культура — это не только живая деятельностьчеловека, но и ее предметные воплоще­ния, а также отношения между людьми как еетворца­ми. Культура — это сложнейший социальный организм, которыйрождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.
Культура есть философское понятие для характе­ристики развитиясил и способностей человека как де­ятеля. В своей действительности она включаетв себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд,деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношениямежду людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Куль­тура — это все,созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «втораяприрода», существующая наряду с обычной природой. Культура представляетсобой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замысломчеловека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена сле­дующим образом:культура = живая деятельность че­ловека + овеществленная деятельностьчеловека. В своей реальности она представляет собой комплекс дости­жений человечества.
Раскрывая сущность культуры,, следует сделать одно важноепримечание. «Как в плоскости культуры отли­чить церковь от кабака?» — спрашивалрусский фило­соф П.А.Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то,что отвечает высоким гуманным крите­риям и служит интересам общественного прогрессаи благу общества. Культурнотолько то, что нравствен­но. Вряд ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории человечества. Подобные явления указывают наналичие в обществе так называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и свидетель­ствует о весьма противоречивом бытии человека вмире, о трагичности егосуществования.
С точки зрения своего внутреннего строения куль­тура имеет дваслоя. Во-первых, это материальная культура человечества —орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыкитруда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включаетсовокупные знания и ме­тоды познания, формы мышления. Сюда относятся так­же иобщественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право идр. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов(слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнестиполитичес­кую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это ихудожественная куль­тура как мир произведенийискусства, каждый из ко­торых несет всебе один или же много художественных образов,нашедших свое предметное воплощение в кни­гах, картинах, скульптурах.
Духовный слой в культуре играет особо важную роль. Поопределению С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества».Русский ху­дожник и философ Н.К.Рерих воспринимал культуру каксамоорганизующуюся систему духа, которая дей­ствует в соответствии с уровнем икачеством «энерге­тики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрас­ным», Рерихставил в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придаеткультуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь сКосмосом.
В каждой национальной культуре всегда есть ее ду­ховноеядро, некая сердцевина, вокруг которой и фор­мируется вся система культуры.На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрениеи мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусст­во (например,иконы как жанр в изобразительном ис­кусстве), на быт людей и их традиции, наполитичес­кую жизнь и государственность, на формы хозяйствен­ной деятельности итрудовую мораль, на другие сторо­ны культуры.
Многомерность культуры как социального явленияпроявляется также и в ее функциях. Прежде всего она выполняет познавательнуюфункцию, которая позво­ляет получать знание о мире и человеке в нем. Такуюроль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания — мифы,искусство, религия.
Практическая функция говорит о том, что культура служит целямпреобразования природы с помощью зна­ний и орудий труда. Эта функциясимволизирует выделенностьчеловека из остального животного мира и воз­вышениенад ним как существа активного и творящего.
Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище»ценностей, т.е. позитивных продук­тов духовной деятельности человека —идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общече­ловеческиеценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.
Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры вформировании человеческого в чело­веке — высоких потребностей и благородныхпоступ­ков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициямобщества) нет и не может быть воспитан­ного человека. Культурный человек, сточки зрения философии, — это человек, освоивший все богатство человеческойкультуры.
Очень часто в философии наряду с культурой упот­ребляется ипонятие цивилизации. Нередко эти поня­тия применяются в одинаковом смысле. Нанаш взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили изтого, что цивилизация — это определен­ная крупная эпоха в истории человечества(собиратель­ская, аграрная и др.), ступень в развитии человека как деятеля итворца. Культура же есть содержание (со­держимое») конкретнойисторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценнос­тей.Каждой цивилизации свойственна своя специфи­ческая культура. Например, в рамкахаграрной циви­лизации возникли и сформировались греческая, еги­петская и иные культурысо своеобразными характе­ристиками. Каждый шаг в развитии цивилизации оз­начаетодновременно и шаг по пути развития культу­ры (как и ее антиподов тоже). Но инаоборот, разви­тиекультуры постепенно создает предпосылки для пере­хода общества на более высокую ступень в своем раз­витии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитиемнаучно-технической революции. Од­нако не следует думать, что развитиецивилизации авто­матически влечет за собой и прогресс в развитии куль­туры.На несоответствие между цивилизацией и куль­турой указал, как мы уже отмечали выше,еще Ж.Ж.Руссо.XX в. показывает, что при определенных условиях культура может распадаться,деградировать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения. Это происходит ввойнах, которые разрушают материаль­ные ценности, вносят вражду и ненавистьмежду стра­нами и народами. Этому отчасти способствует и поли­тическая борьба,раскалывающая иногда нацию на «бе­лых» и «красных». Гибель культурыпроявляется так­же в угасании человеческой духовности, падении нра­вов и в иныхформах.

Вопрос 2-й
Культура как многогранное явлениеобщественной жизни имеет собственную логику развития. Как и ин­дивид, она также погруженав исторический процесс и испытывает на себе его активное и всестороннее воз­действие.В этом смысл культура имеет социальную детерминацию, т.е. еефункционирование и развитие обусловлено множеством причин и факторов общест­венногохарактера. Назовем и раскроем наиболее су­щественные из них.
На состояние культуры всегда влияет экономика, производительныесилы общества. Как правило, взлет и расцвет экономики означают и подъемкультуры в целом. Известно, например, что эпоха первоначально­го накоплениякапитала в Европе XIV —XV вв. вызва­ла к жизни всплеск науки иискусства, ремесел, море­плавания и торговли. Отмена крепостного права в Рос­сии ипереход страны на новые экономические рельсы стимулировали развитие ряда новыхтечений в общест­венной мысли — народничества, марксизма, либераль­ных учений.Однако между экономикой и культурой нет однозначной зависимости. Из историихорошо из­вестно и то, что развитие упомянутого нами капита­лизма сопровождалоськолониальными захватами и ограблением народов, многочисленными жестокими войнами запередел мира и «место под солнцем». Раз­витие производительных сил нередковлечет за собой разрушение традиционного уклада жизни и морали народов,привносит в жизнь людей психологию праг­матизма и наживы, дух торгашества. Нечтоподобное имеет место и в современном российском обществе, ко­торое осваиваетрыночные отношения.
Особо следует выделить влияние на культуру науч­но-техническогопрогресса. Конечно же, он насыщает культуру тем, что в свое время было лишьпредметом смелой фантазии — невиданными орудиями труда и технологиями,«умными» машинами и т.д. Но надо иметь в виду и все те опасности, скоторыми этот про­гресс сопряжен — сложная и громоздкая технологи­ческаяинфраструктура на планете, исчерпание при­родных ресурсов, обезличиваниечеловека и многое другое.
 
Политический и общественный строй тоже влияют на развитие культуры. Назревающие в общественном уст­ройстве крупные перемены как правило вызывают кжизни новые веяния и настроения в духовной культуре. Госу­дарство можетне только стимулировать развитие мате­риальной культуры, но и сдерживать этотпроцесс, что особенно заметно на примере экономики. Увы, но власть и высокая культура далеко не всегда уживаются другс другом. Так, в 60-е и 70-е гг. вбывшем советском обще­стве пополитическим мотивам изгонялись за рубеж писатели — диссиденты (А.И.Солженицын, А.А.Зиновьев и др.), преследовалиськрупные ученые (А.Д.Сахаров), из­вестные поэты (В.С.Высоцкий, И.Бродский),другие де­ятели культуры. Появились так называемые «полочные» фильмы («Гараж» и др.), а зрителю и читателю предла­галисьпроизведения, воспевающие власть и первых лиц общества(«Малая земля» Л.И.Брежнева и т.п.). Отсут­ствие в обществе демократии всегда ограничивает свобо­ду мировоззрений и слова, развитие науки иискусств. Более того, передовые достижения науки и техники мо­гутприменяться даже против самих людей как орудие подавления их свободы.
 
Национальные особенности народа придают куль­туре неповторимыйколорит и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности, о дол­готерпениии щедрости русского народа, о прагматич­ности американцев, остроумии французов ит.д. Наци­ональное своеобразие имеет место и в материальной, и в духовнойкультуре. «Дух народа» наиболее очеви­ден в его языке и литературе, в танцах ипеснях, в одеждах и нравах. Каждый народ имеет свои устояв­шиеся традиции.Например, у славян в день Радуницы (поминовение родственников) «с утрапашут, днем пла­чут, а вечером — пляшут»; перед выдачей девушки замуж устраиваютей «смотрины» и т.д. Духовная куль­тура народа означает также присущий длянего при­оритет одних ценностей другим. Так, русскому челове­ку издавна былосвойственно отстаивать общечелове­ческие ценности и отвергатьиндивидуализм. Разумеет­ся, в русском народе частная собственность не отрица­ласькак ненужная. Но россияне как никто другой чув­ствительны к случаям социальнойнесправедливости, обмана и нечестного обогащения. Эта моральная тра­диция,глубоко социальная по своей сути, всегда по­буждала русских людей восприниматьи само государ­ство не как нечто нейтральное и безразличное к лю­дям, а какзаступника и гаранта социальной защиты и справедливости. «Дух народа» проявился уроссиян и в их тяге к общинному способу хозяйствования, в не­развитостиинститута частной собственности на земле.
Общинная психология русского народа, конечно же, способствоваладлительному существованию крепост­ного права с его принципом «круговойпоруки», уко­ренению практики принудительного труда.
Влияние выдающейся личности на развитие куль­туры очевидно и вособых комментариях вряд ли нуж­дается. Можно бесконечно долго говорить овкладе в культуру со стороны гениальных и талантливых изо­бретателей иконструкторов, ученых и пророков, ху­дожников и композиторов, политиков игосударствен­ных деятелей. Все они — творцы культуры в самых разных еепроявлениях. Они — «биофилы» (созидате­ли и любители жизни), в отличие от«некрофилов» (разрушителей передовой человеческой культуры и самой жизни).Последние — это варвары по отноше­нию к культуре, и слава их -  «геростратова».
Преемственность в культуре означает активное вли­яние прошлого вее содержании на настоящее. Без та­кой связи времен невозможно накоплениеобщечелове­ческого опытаи дальнейший прогресс в культуре. Иначе говоря,преемственность есть «времен связующая нить» в культурном процессе. В случае обрыва этой нити наступает так называемаясоциальная амнезия, т.е. утрата социальной памяти. Тогда из культурывыпада­ют иногда целые пласты,накопленные предшественни­ками. Новыеже поколения людей начинают жить лишь напочве собственного материала, в отрыве от своих корней. Возникает социальнаязабывчивость, т.е. вы­падение изкультуры опыта предшествующих поколе­нийи его забвение. Нечто подобное происходило в фа­шистской Германии в 30-е гг., когда фашисты сжигали книги своих знаменитых соотечественников —Маркса, Энгельса, Гете и др. Такоебыло и в нашей стране, ког­да в 20-егоды большевики вынудили эмигрировать за границу цвет отечественнойдуховной культуры — пи­сателей, философов,музыкантов. Социальная амнезия — этовсегда катастрофа культуры, а ее последствия ска­зываются долго и вряд ли могут быть восполнены.
Диалог культур представляетсобой их активное вза­имодействие и взаимообогащение.Известно, например, что на культуруРуси огромное духовное влияние ока­зала Византия, а на развитие ее философскоймысли активно повлияло французскоеПросвещение XVIII в. и классический марксизм. Деятельность реформаторовоправдывается тем, что они как бы прорубают «окно» для свежеговетра других культур. Именно такую роль в истории русской культуры сыграл ПетрВеликий, открывший «дверь» в Западную Европу с ее богатой материальной и духовнойкультурой. Россия как ника­кая иная страна нуждается в диалоге с другими нацио­нальнымикультурами. Она находится на стыке двух континентов, Европы и Азии, и историческипризвана соединять различные культурные потоки. Разумеется, следуетиметь в виду, что всякий поток несет с собой и «пену». В культуре — это еесуррогаты, т.е. низкоп­робные образцы. Удачным примером соединения «чу­жих» культур сосвоей собственной являются такие страны, как Япония, США. Диалог культур ведетк их синтезу,т.е. сложному соединению и взаимодействию культурных потоков и ценностей.
В силусоциальной дифференциации общества в со­держании культуры всегда имеется социально-классо­вые(идеал, интересы и др.), национальное (психологи­ческий уклад, язык и др.) и общечеловеческое (про­стые нормы нравственности, единые формы мышленияи др.) начала. Культура включает всебя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое. Это то, чтонакоплено, освоено и проверено на практике, например, технология производства вещей, способы земледелия уразличных народов и т.д. В России, как отмечалось нами выше, тра­диционным был общинный образ жизни, имело место«ве­чевое» (соборное) начало в демократии. Но культура несет в себе и новаторское (новое), без чегоневозможно ее дальнейшее прогрессивное развитие. Между традицион­ным иноваторским возможны не только гармония, как например в Японии, но ипротиворечия и даже конфлик­ты. Вполитической жизни это проявляется обычно в борь­бе между консерваторами и реформаторами, в педагоги­ке—в полемикемежду сторонниками старой и новой методикобучения и т.д.
 
Природа также имеет отношение к развитию куль­туры.Она придает ей некоторую направленность и оп­ределяет отдельные формы культуры.Это заметно по типу орудий труда и способам хозяйствования, по жи­лищу, одежделюдей.
Очевидно, что культура как социальный организм развивается подвоздействием различных факторов. С учетом многообразия этих факторов можновыделить два основных исторических типа культуры.
Первый тип — это культура так называемого «тради­ционного» общества. Для неехарактерно господство ус­тойчивых консервативных традиций и медленное накоп­ление новаций (нововведений). Здесь имеетместо невы­сокая степень практического вмешательства человека в природу как объект деятельности и,соответственно, мо­раль ненасилия игармонии с природой. Экономика ос­новывается на экстенсивномпроизводстве с низкой эф­фективностью.Свобода индивида фактически отсутству­ет, наблюдается зависимостьиндивида от общего в виде общины, коллектива или же государства. Данныйтип культуры был присущ древним обществам (Египет, Ки­тай, Индия), он преобладает до сих пор во многих стра­нах «третьего мира». Важнейшие элементы этоготипа культуры (община, несвободаиндивида и др.) были пред­ставлены ив истории российского общества.
Второйтип — это культуратак называемого «тех­ногенного» общества. Ейприсущи динамичное разви­тие науки итехники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Сама деятельность рассматривается как высшее пред­назначениечеловека и ценится гораздо выше простого созерцания, что свойственно культуре «традиционно­го» общества. В рамках этого типа культуры природавоспринимается, прежде всего какмастерская и кладо­вая, а человек какработник. Человек — это кузнец собственного счастья и судьбы, творец «второйприро­ды», а знание — это егоосновная сила. «Техногенная» культурасоздала все предпосылки для впечатляющего прогресса человеческого общества. Вместе с тем она вплотную подвела человечество к собственной гибели,
породив острейший экологический кризис и опасные техногенныекатастрофы, разрушение человеческой духовности. Нынешнее российское обществобыстро переходит в новую формацию и осваивает элементы «техногенной»культуры, но надо ясно представлять себе все те соблазны и опасности, которыеподстерега­ют нас на этом пути.
Вопрос 3-й
Мироваякультура многообразна, поскольку она сформировалась в различных исторических,географи­ческих и иных условиях (например, культура земледе­лия, политическаякультура и т.д.). Культурное про­странство современного человечествавесьма многоли­ко, поскольку оно суммирует исторический опыт всех стран инародов мира. Культура каждого народа всег­да уникальна; она воплощает в себеего исторический путь и судьбу, его «нишу» в потоке истории общества.
Несмотря наразноликость, мировая культура все же едина, так как она взаимосвязана.Это единство стало активно складываться по мере становления все­мирной, т.е.целостной истории человечества. Большую цивилизующую роль в этом деле сыгралкапиталисти­ческий рынок. В считанные столетия он уверенно раз­рушилсложившиеся в средние века национальные пере­городки и превратил нашу планету вобщий дом для человечества. Открытие в 1492 г. Америки Х.Колум­бом имело в этомсмысле действительно всемирно-ис­торическое значение, поскольку активноспособствова­ло преодолению обособленности стран и народов мира. Разумеется,диалог культур имел место и ранее, но он носил не всемирный, а лишь локальныйхарактер (на­пример, связи и взаимодействия между странами Сре­диземноморья). XX в. резко ускорил процесс сближе­нияи взаимодействия региональных и национальных культур. В настоящее время налицо двеосновные тен­денции в развитии современной культуры
Первая —это стремление к своеобразию и непо­вторимости, к сохранениюсобственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе, фольклоре. Даннаятенденция закрепляется становле­нием и развитием самостоятельных(суверенных) госу­дарств.Благодаря этому современный мир и есть много­красочное целое, и каждаястрана или регион вносят в этукартину собственные штрихи. Отдельные очаги культуры имеют самобытность и часто непохожи друг на друга (например,национальные религии, системы права,экономические модели и т.д.).
Вторая тенденция — это взаимодействие и взаимо­проникновение отдельных культур. Этому благопри­ятствуют единыекоммуникации и эффективные сред­ства связи, активный торгово-экономическийобмен, наличие общих структуруправления этими процесса­ми (например, при ООН существует ЮНЕСКО какорганизация по вопросам образования, науки и куль­туры). В итоге исторический процесс становится це­лостным, сотканным из многочисленных нитей культу­ры. На основе синтеза культур формируетсяединая, общепланетарная цивилизация сглобальной культурой, с единымкультурным полем (пространством). В рам­ках этого пространства утверждаются общечеловечес­кие ценности, особенно актуальные в наше время -идея ненасильственного мира, экологической безопас­ности и другие. Люди все более ощущают себя жителя­ми одного общего дома. Возникает так называемое«пла­нетарное сознание», и мы осознаемсебя как бы «граж­данами мира», плывущими в одной лодке по волнам мировой истории.
Уникальным примером действия ипроявления на­званных выше двух тенденций является Содружество Независимых Государств, бывшийСоветский Союз. Его культурное пространствоесть удивительное перепле­тение языков и религий, психологических укладов иобразов жизни, форм хозяйствования. В течение мно­гих веков нации и народности ткали разноцветныйузор культур на огромных просторах отБалтики до Тихого океана. Все переплелось в этом доме — судьбы люд­ские иисторические пути народов, достижения и дра­мы поколений. Мы обреченына то, чтобы жить вместе. И уж тем более будут жить вместе славянские на­
роды, объединенные общими духовнымиистоками, ис­торией и судьбой. Они наверняка будут идти вместе,
преодолев эгоизм недальновидныхполитиков и сделав
наспех созданные границы прозрачными.Культура ведь
по сути своей — это живой организм, общее достояние
всех стран и народов.   
Надо заметить и то, что наша отечественная культу­ра переживаетсейчас не самые лучшие времена. Эпо­хи глубоких реформ в России всегдапорождали в об­ществе острые идейные и политические страсти, ввер­гали общество всостояние смуты и хаоса. Нечто по­добное происходит и сейчас. Ломаетсяставший привы­чным для нас уклад жизни, падает производство в эко­номике, создаетсянепривычная социальная структура, а в духовную жизнь проникает новое и зачастуючуж­доенам. Труднее всего в такое время приходится нау­ке и образованию, литературе идругим видам духов­ного творчества. Они наиболее уязвимы и порой дажебеззащитны в подобной ситуации. Кризис экономичес­кий, кризисэкологический, кризис духовный и т.д. и т.п. — многим кажется, что мир и в самомделе рушит­ся, а культура погибает под его обломками. Но ведь этого никакнельзя допустить, ибо если погибнет куль­тура, то погибнет и человечность. И тогдавосторжест­вует варварство, а прекрасный мир окажется во власти безликихпосредственностей, эгоистичных политиков и беспринципных дельцов.
Мы живем в очень сложное, но все же интересное время. Человечество вступает в новую— постиндустри­альную, или «ноосферную»,цивилизацию. Ее основа­нием является «научно-технологический» способ про­изводства.Непременными атрибутами этой цивилиза­циистали многочисленные города с развитой структу­рой жизнеобеспечения, социальная мобильность насе­ления и активная творческая личность, институты де­мократиии многое другое. Складывается принципи­альноновый тип культуры — ноосферная, основан­ная на систематическом применении знания.
Она сим­волизирует собой не просто дальнейшеевыделение
человека из природной среды, но и возвышение и гос­подство над нейс помощью силы и энергии разума.
Интеллектуальность является важнейшейхаракте­ристикой данного типа культуры и постепенно прони­зывает все ееэлементы. В наше время наука становит­ся важнейшим элементом культурногопространства. Уже очевидно, что в XXI в. важнейшую роль будет игратьинтеллигенция как самый образованный класс, осуществляющий сложные видыдуховного производ­ства. Научное творчество — это важная составляющая бытия культуры внаше время. Мир, в котором живет современный человек, становится всеболее искусствен­ным и научно-техническим, а не естественным, не при­родным. Культураокончательно заявляет о своей со­циальной сущности и утверждается как неприродноеобразование,деяние ума и рук человеческих. Однако ноосферная культура противоречива: онадала челове­ку невиданный ранее комфорт и возможности, но вместе с тембезжалостно отнимает у людей их природное на­чало и тем самым лишает ихбудущего. Это противоре­чие есть источник не только определенных надежд, но ибольших тревог за будущее человека и человечества.
Понятие культуры, как это было нами показано выше, выражает и характеризует человека каксущество творя­щее. Вступая в XXI в., нельзя неставить вопрос: а ка­кимже целям будет подчинена гигантская энергия куль­туры, созданной нашими предшественниками? Человече­ство наконец-то должно сделать выводы из своихпредыду­щих ошибок и заблуждений, стать мудрее и дальновид­нее. Двезадачи сейчас наиболее важны — это мир меж­дународами и сохранение природной среды. Мир есть исключение войн иразрушений, а сохранение природы означает сохранение жизни на нашей планете.Способст­вовать решению этих задач — в этоми состоит гуманис­тическая ижизнеутверждающая миссия культуры. Именно поэтому богатейшее наследие человеческой культуры должно быть защищено и сохранено для последующихпоколений людей.
Итак, культура — это мир человека, вкотором раскрываются и воплощаются сущностные силы и энергия
человека. Культура есть продукт творчества и мир длячеловека, где черпают знания и опыт предшественни­ков. Человектворит мир культуры, но и культура тво­рит человека в качестве человека.

Литература по теме
1.Арнольдов А.И. Человек и миркультуры: Введе­ние в культурологию- М.: Изд-во МГИК, 1992.
2. Историческаяпоступь культуры:  земледельчес­
кая,урбанистическая, ноосферная / Сб. науч. тр. —
Брянск,БГПИ, 1994.
3. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь инравы великорусского народа / Составление, предисловие, при­
мечанияС.Л.Николаева. — М.: Экономика, 1993.
4. Лакшин В. Берега культуры //Свободная мысль.
— 1993.  — № 9.
5. Милюков П.Н. Очерки по историирусской куль­туры. В 3 т. — М.: «Прогресс—Культура», 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Функция y=ax^2+bx+c
Реферат Признаки отравления и методы его исследования
Реферат Modern Art By Paperstore Essay Research Paper
Реферат 3. дгск мвд россии (В. Л. Кубышко), дт мвд россии (В. В. Лукьянову), Управлению мвд россии по Смоленской области (В. Д
Реферат Москва в жизни и творчестве Пушкина
Реферат Смысл поэтического творчества в лирике М. И. Цветаевой
Реферат Love Essay Research Paper LoveThey say to
Реферат 1. Утвердить прилагаемые Правила ведения кассовых операций, определения лимита остатка наличных денег в кассах и на карт-счете государственных учреждений
Реферат Вирусная безопасность переливания крови
Реферат Современные тенденции развития настольных издательских систем
Реферат Ведение деловой беседы
Реферат Состав коровьего, грудного и козьего молока
Реферат Педагогические условия формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Реферат Организация производства молока на примере ООО Иркут
Реферат «Почему молодежь уезжает из Бурятии?»