Реферат по предмету "Разное"


Аннотация к рабочей программе учебной дисциплины

АННОТАЦИЯк рабочей программе учебной дисциплины «Психология управления»Дисциплина учебного плана подготовки бакалавра по направлению 230700.62 «Прикладная информатика» (профиль «Прикладная информатика в информационной сфере»)Психология управления – одна из важных дисциплин общей профессиональной подготовки бакалавра, формирующая профессиональные знания о структуре, динамике и особенностях управленческой деятельности, о закономерностях и механизмах психической регуляции поведения людей при их включении в различные типы организационно-управленческих систем и отношений.^ Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование у студентов системных представлений о психологических закономерностях управленческой деятельности, в раскрытии специфики использования социально-психологических знаний в структуре деятельности менеджера, в освоении навыков анализа социально-психологических принципов, лежащих в основе эффективного управления.^ Задачами курса являются: дать студентам необходимые знания, умения, навыки, связанные с теоретическим анализом и практическим использованием психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.^ Учебная дисциплина «Психология управления» входит в социогуманитарный цикл и является вариативной частью дисциплин социогуманитарного цикла: - «Философии»; - «Истории России». - «Психологии и педагогике»; - «Общей экономике».^ В результате изучения дисциплины студенты должен обладать следующими общекультурными компетенциями:ОК-3: способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений; ОК-4: способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность; ОК-7: способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества.^ Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)^ Кафедра «Отечественная история и политология» Утверждаю: Проректор по учебной и воспитательной работе _____________________ «___» _______________ 20_ г.^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо дисциплинеБ1.ДВ1 «Психология управления»Направление подготовки (специальность) – 230700.62 «Прикладная информатика»Профиль – «Прикладная информатика в информационной сфере»Уровень ООП бакалавр № Форма обучения Очная Очная сокращенная Заочная Заочная сокращенная 1 Факультет ИСУ 2 Курс 4 3 Семестр 8 4 Лекции, час. 10 5 Практические занятия, час. 20 6 Лабораторные занятия, час. 7 ^ Всего аудиторных занятий 30 8 ^ Из них в интерактивной форме 18 9 Курсовой проект (курсовая работа), семестр 10 Самост. работа на подготовку, сдачу экзамена 78 11 Перезачтено по СПО, час. 12 ^ Общая трудоемкость час./ зачетных ед. 108/3 Зачёт ­­­­­­­­­­­­­­­8 семестр Рабочая программа составлена для учебного плана набора 2011года Шифр РУП Начальник УО УМУ 230700_11 Омск – 2011 Рабочая программа разработана старшим преподавателем И.В.Денисовой _________________ 10 июня 2011 г. (подпись) Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Отечественная история и политология» «____»________________20__г. протокол № _________ Зав. кафедрой______________________________С.Г.Сизов (подпись)Одобрена и рекомендована к утверждению научно-методическим советом специальности (НМСС) ________________________ «___»_________________20__г. протокол №_________ Председатель НМСС ____________________________________ _____________________ (подпись)^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫПсихология управления – одна из важных дисциплин общей профессиональной подготовки бакалавра и актуальная область теоретического и практического знания об управлении как отдельном виде деятельности руководителя и управлении поведением личности в организации. Предлагаемый учебный курс «Психология управления» существенно дополняет профессиональные знания студентов о структуре, динамике и особенностях управленческой деятельности, о закономерностях и механизмах психической регуляции поведения людей при их включении в различные типы организационно-управленческих систем и отношений, а также психологические характеристики этих систем и отношений.^ Цель курса заключается в формировании у студентов системных представлений о психологических закономерностях управленческой деятельности, в раскрытии специфики использования социально-психологических знаний в структуре деятельности менеджера, в освоении навыков анализа социально-психологических принципов, лежащих в основе эффективного управления.^ Задачи курса:Дать студентам необходимые знания, умения, навыки, связанные с теоретическим анализом и практическим использованием психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.^ МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПОДисциплина относится к циклу Б1.ДВ1. Для освоения дисциплины желательны знания по философии, истории, общей экономике, психологии и педагогике. В дисциплине «Психология управления» определяются теоретические основы и практические навыки, необходимые для более успешного усвоения как дисциплин социогуманитарного цикла, так и специальных, связанных с управленческой деятельностью: стратегический менеджмент, управление проектами, и др.^ 3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): - способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений (ОК-З); - способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-4); - способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7); В результате изучения курса студенты должны знать: сущность психологии управления как науки и области профессиональной деятельности, её предмет, задачи, основные понятия, методы и связь с другими науками об управлении; этапы исторического становления и перспективы развития науки управления, современные концепции эффективного управления; психологическое содержание, структуру и функции управленческой деятельности, личностные и социально-психологические детерминанты её построения и реализации; закономерности и механизмы поведения людей в процессе взаимодействия при их включении в различные типы организационно-управленческих систем и отношений; психологические особенности личности руководителя как субъекта управления и личности подчиненного как объекта управления; социально-психологические характеристики производственного коллектива как объекта управления; систематику профессиональных психологических сложностей управленческой деятельности (психологии стресса, конфликтов, кризисах профессионального становления, силовом давлении, манипулировании и др.), способах их профилактики и противодействия; виды и факторы здорового образа жизни;уметь: - анализировать психологические проблемы управления в различных организационных, ситуационных, событийных и интерперсональных контекстах; - применять на практике современные методы психологии управления; - грамотно сочетать различные стили и приемы управления с учетом специфики организации; - использовать различные коммуникативные технологии, преодолевать коммуникативные барьеры; - использовать знания об эмоциональных и волевых особенностях психологии личности подчиненных в процессе управления; - критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков; - анализировать различные виды конфликтов и грамотно управлять конфликтными ситуациями;- избегать стрессовых ситуаций для себя и подчиненных, определять симптомы и психо-физиологические признаки стресса, применять меры противодействия, самопомощь при стрессах;- вести здоровый образ жизни, организовывать условия для его соблюдения;вдадеть навыками: - системного анализа психологических аспектов и компонентов управления; - построения адекватных стратегий разрешения и профилактики психологических проблем в сфере управления персоналом; - проектирования психологически обоснованных стратегий управленческой деятельности; - ситуационного применения эффективных методов и приемов управления; - организации работы ради достижения поставленных целей и использования инновационных идей и технологий; - находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях нести за них ответственность; - кооперации с коллегами, работы в коллективе; - преодоления коммуникативных барьеров в процессе управления; - подготовки и принятия управленческих решений; -использования различных средств коммуникаций с учетом их психологического влияния; - социальной адаптации в организации, коммуникативности, толерантности; - свободного использования различных видов общения (вербального и невербального); - профессионального проведения деловых бесед, совещаний, публичных выступлений, переговоров с учетом их психологических особенностей; - управления конфликтами, стрессовыми и кризисными ситуациями; - организации и соблюдения здорового образа жизни, физической культуры.^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы. 108 часов.4.1.СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫТаблица 1 ^ Вид учебной работы Трудоемкость Очное Заочное Всего (час) Всего (час) Семестры Всего (час) Курсы 8 ^ Общая трудоемкость дисциплины 108 108 ^ Аудиторные занятия 30 30 Лекции 10 10 Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) 20 20 Лабораторные работы (ЛР) Иные виды аудиторных занятий (указать) ^ Самостоятельная работа (СР) 78 78 ^ Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зач зач ^ 4.2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫРазделы дисциплины и виды занятийТаблица 2 Разделы и темы дисциплины Трудоемкость, час. Формируемые компетенции (ОК, ПК) Лекции ПЗ ЛР СРС О/ Осп З/ Зсп О/ Осп З/ Зсп О/ Осп З/ Зсп О/ Осп З/ Зсп 2 семестр ОК Тема 1.Введение в психологию управления. 2 1 6 ОК –3,4,7 Тема 2. Психологическое влияние в управленческой деятельности.ддедеятельностидеят деятельности 2 1 8 ОК –3,4,7 Тема 3.Личность в управленческих взаимодействиях 2 1 8 ОК –3,4,7 Тема 4. Личность руководителя: психологические особенности 2 1 8 ОК –3,4,7 Тема 5. Психология индивидуального стиля управления. 2 1 8 ОК –3,4,7 Тема 6.Личность подчиненного как объект управления. 2 1 8 ОК –3,4,7 Тема 7. Психология управления групповыми явлениями и процессами. 2 1 8 ОК –3,4,7 Тема 8. Психология делового общения. 2 1 8 ОК –3,4,7 Тема 9. Психология управления конфликтными ситуациями 2 1 8 ОК –3,4,7 Тема 10. Здоровье как условие эффективной деятельности руководителя. 2 1 8 ОК –3,4,7 ^ ИТОГО: (108 час.) 20 10 78 ^ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫТема 1. Введение в психологию управления. Теоретические основы психологии управления Управление как социальный феномен. Психология управления как отрасль практической психологии. Этапы становления науки управления. Тенденции развития управленческой мысли. Предмет науки управления и этапы ее развития. Уровни психолого-управленческого знания. Методы психологии управления. Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности.^ Тема 2. Психологическое влияние в управленческой деятельности Власть и влияние в организации. Психологическая сторона власти и подчинения. Психологические теории власти (социально-биологическая теория Аристотеля, Ф. Ницше; компенсаторная теория К. Хорни; полипотребностная концепция А. Каверина; психоаналитическая теория З.Фрейда и др.). Личные и социально – психологические потребности во власти и подчинении. Психологические мотивы стремления к власти. Власть как средство и самоцель. Принятие власти, распоряжений на психологическом уровне. Психологические мотивы подчинения. Источники власти. Психологическая легитимность власти. Средства психологического влияния: убеждение, внушение, заражение, подражание, просьба, приказ, принуждение. Сущность и методы манипулирования. Слухи как средство манипулирования. Психологические особенности иррациональных средств управления. Рекламные средства управления. Принципы построения системы эффективного рекламного управления. Психология цветового воздействия в управлении^ Тема 3. Личность в управленческих взаимодействиях Понятие личности в психологии. Современные теории личности. Психологическая структура личности. Психические процессы. Психические свойства. Темперамент. Общие и частные способности личности. Характерологические особенности личности. Я-концепция личности. Самооценка, самоуважение и самоэффективность личности. Социализация личности. Мировосприятие личности. Биографические характеристики (возраст, пол, социально-экономический статус, образование). Социальный статус и социальная роль личности в обществе и в организации. Зависимость эффективности профессиональной деятельности от психических особенностей личности.^ Тема 4. Психологические особенности личности руководителя Понятие личности руководителя. Особенности профессиональной деятельности руководителя. Руководитель – менеджер – предприниматель - лидер. Профессиограмма руководителя. Влияние биографических характеристик руководителя на эффективность его деятельности. Способность руководителя к управленческой деятельности. Интеллектуальные характеристики руководителя. Управленческие знания, управленческие умения, управленческие навыки. Черты личности успешного руководителя. Самооценка, социальная ориентация руководителя. Ведущие мотивы деятельности успешного руководителя. Авторитет руководителя. Психологический (моральный, функциональный) и формальный (должностной) авторитет. Роли руководителя в коллективе. Этапы вхождения в роль. Межличностные и информационные роли. Роли, связанные с принятием решений. Коммуникативная компетентность руководителя. Имидж руководителя. Структура имиджа. Влияние имиджа на эффективность деятельности руководителя.^ Тема 5. Психология индивидуального стиля управления Основные функции управленческой деятельности. Современные концепции эффективного управления. Методы управления персоналом. Понятие стиля управления, стиля руководства, стиля подчинения, стиля соподчинения, стиля работы руководителя. Психология индивидуального стиля управления. Классификация стилей управления. Психологические особенности использования руководителем различных стилей управления. Взаимосвязь стиля управления и состояния социально-психологического климата в коллективе. Влияние стиля управления на формирование коллектива и команды. Управленческое решение: сущность, виды, этапы. Подготовка и принятие управленческого решения. Деловая карьера руководителя: планирование и реализация. Психологические аспекты профессиональной карьеры руководителя. Диагностика карьерной ориентации. Психология должности.^ Тема 6. Личность подчиненного как объект управленияПонятия «человеческий фактор» и «персона» («личность») как отражение технократической и гуманистической установок в управленческой деятельности. Личность как объект управления. Институциональный и психологический уровень подчинения. Особенности психолого-управленческого подхода. Адаптация подчиненного к условиям организации. Психосоциальные кризисы. Зависимость эффективности профессиональной деятельности от личностных особенностей подчиненного. Система управления трудовой исполнительностью. Организационные ценности, ритуалы, традиции в регуляции деятельности подчиненного.^ Тема 7. Психология управления групповыми явлениями и процессами Группа как объект управления. Понятие группы в психологии. Виды групп. Малая группа. Группообразование. Группы разного уровня развития: когломерат, номинальная, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив, корпорация. Понятие коллектива и команды. Виды команд. Пути создания эффективной команды. Характеристики группы: композиция, структура, групповые процессы, система групповых ожиданий. Структурные характеристики группы: статусно-ролевая, социометрическая и коммуникативная. Структура социальной власти в группе. Официальные и неофициальные роли в группе. Управление социально-психологическим климатом в организации. Психология управленческого воздействия на группу в деятельности руководителя. Пути оптимизации психологического климата. Методы изучения внутригрупповых отношений. Контроль деятельности персонала: требования, виды, функции, психология эффективности. Управление корпоративной культурой в организации. ^ Тема 8. Психология делового общения Общение в профессиональной деятельности. Современные представления о психологии общения. Гуманистический и манипулятивный подходы к общению. Типология общения. Коммуникативная сторона делового общения. Структура коммуникативного процесса. Вербальные и невербальные средства передачи информации. Коммуникативные барьеры и основные причины их возникновения. Барьеры, возникающие по вине руководителя. Понятие обратной связи в общении, ее роль в деловом общении. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Перцептивная сторона делового общения. Проблемы межличностного восприятия в деловом общении. Механизмы формирования восприятия: идентификация, эмпатия, рефлексия. Феномен каузальной атрибуции. Эффекты межличностного восприятия: ореола, новизны, первичности, края, стереотипизации. Интерактивная сторона делового общения. Типы взаимодействия. Кооперация – конкуренция, приспособление – оппозиция, согласие – конфликт. Формы взаимодействия. Позиции сторон в деловом общении. Формы делового общения. Деловая беседа, психологические предпосылки ее успешности. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления. ^ Тема 9. Психология управления конфликтными ситуациями Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия. Роль объективных интересов и психологических факторов в конфликте. Эмоциональная вовлеченность в конфликт. Типология конфликтов. Конструктивный и деструктивный конфликт. Психологическая структура конфликта. Инцидент и его восприятие. Конфликтная ситуация. Объект конфликта, его участники. Закрытость - открытость как важные психологические позиции различных сторон конфликта. Эффективность открытой позиции в конфликте и психологические препятствия для нее. Динамика конфликта: объективные предпосылки конфликта, осознание конфликта, конфликтные действия, разрешение конфликта. Типичные ошибки конфликтного поведения. Возможности управления конфликтом. Руководитель как непосредственный участник конфликта и как посредник. Модель поведения в конфликте Томаса- Киллмена. Уклонение, противодействие, компромисс, приспособление, сотрудничество как способы управления и регулирования конфликтами в различных ситуациях. Правила (кодекс) поведения в конфликте. ^ Тема 10. Здоровье как условие эффективной деятельности руководителяЗдоровье: понятие, виды, факторы. Руководитель и риск. Руководитель и экстремальные ситуации. Фрустрация. Стресс в деятельности руководителя: понятие, симптомы, психофизиологические признаки. Виды стрессов и факторы их вызывающие. Понятие и виды стрессоров. Эустресс. Дистресс. Стрессовоустойчивость. Управление стрессом: профилактика, меры противодействия, самопомощь. Психологическая защита: понятие и формы проявления. Жизненные кризисы и деятельность руководителя: понятие, стадии, динамика. Информационный кризис и его преодоление. Кризисы профессионального становления.^ 4.4. АУДИТОРНАЯ РАБОТАПрактические занятия (семинары) Таблица 3 № занятия Темы дисциплины Наименование темы семинара 1. Тема 2. Психологическое влияние в управленческой деятельности.Тема 3. Личность в управленческих взаимодействиях Психологические аспекты власти и подчинения. Понятие личности в психологии. Биологические, психологические, социальные свойства личности и их отражение в профессиональной деятельности. 2 Тема 4. Личность руководителя: психологические особенности.Тема 5. Психология индивидуального стиля управления. Личность руководителя: понятие, функции, особенности профессиональной деятельности. Авторитет и имидж руководителя.Стиль управления: понятие и типология. Управленческое решение: сущность, виды, этапы. Диагностика карьерной ориентации. Психология должности. 3. Тема 6. Личность подчиненного как объект управления.Тема 7. Психология управления групповыми явлениями и процессами. Адаптация подчиненного к условиям организации. Проявление личностных особенностей подчиненного в профессиональной деятельности.Группа как объект управления: понятие, виды, этапы становления, структура. Управление социально-психологическим климатом в организации. Методы изучения внутригрупповых отношений. 4. Тема 8. Психология делового общения.Тема 9. Психология управления конфликтными ситуациями. Общение в профессиональной деятельности: понятие, структура, виды, средства, барьеры. Психологические требования к деловому общению. Деловая беседа, совещание, дискуссия, переговоры.Конфликт как тип взаимодействия: понятие, типология, структура, динамика. Управление конфликтом. Кодекс поведения в конфликте.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.