Реферат по предмету "Разное"


Аннотированная программа дисциплины «Библия и литература» Направление: Педагогическое образование

Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"Утверждаю зав.кафедрой _______________________ ___________(ФИО) Решение заседания кафедры Протокол № __ «___» ___________20_г.Аннотированная программа дисциплины«Библия и литература»Направление: Педагогическое образование Профиль: Филологическое образование Квалификация: бакалаврСоставители: ___Агафонова М.А._________________Москва-2010Цель – изучение Библии как величайшего памятника культуры, осмыслить - влияние христианских идей, нравственного смысла христианства на формирование русской и зарубежной литературы, проследить, как воплотились в ней христианские сюжеты и образы; выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества писателей, на поиски ими нравственного идеала.Задачи:- постижение специфики православной литературы;- формирование нравственных ориентиров личности по классическим произведениям русской литературы; - научить студентов распознавать содержание авторской позиции и формы ее воплощения. - студенты должны освоить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление творчества писателей, на поиски ими нравственного идеала.Объем в ЗЕ: ____________3____________________________Время изучения: курс______4______семестр_______7,8__________Взаимосвязь с другими модулями:Необходимым условием обучения данному ОМ является успешное освоение модулей:^ История русской литературы, Введение в литературоведение, История зарубежной литературы.Групповая принадлежность ОМ: профессиональный Кластерная принадлежность ОМ: мировоззренческийМодуль направлен на формирование следующих компетенций (не более трех):- Способен понимать закономерности литературного процесса, художественного значения литературного произведения в культурно-историческом контексте.- Владеет основными понятиями и терминами филологической науки.Модуль направлен на решение следующих профессиональных задач:- Осуществление сравнительно-сопоставительного анализа текста Библии и текстов русской и зарубежной литератур.Формы освоения ОМ (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):использование инновационных форм учебной работыФормы контрольных и учебных заданий: (в соответствии с групповой и кластерной принадлежностью модуля):1 уровень сложности: Тесты с закрытой формой задания, опросПроцентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:70/30 % - мировоззренческий кластер^ Краткое содержание курса Курс «Библия и культура» строится на русском историко-литературном материале. Произведения литературы зарубежной привлекаются для сопоставления. В центре внимания – христианские сюжеты и образы, своеобразие их художественного воплощения в процессе развития русской ^ Основные разделы, их краткое описание Библия как памятник культуры и литературы. Ветхий Завет. Новый Завет. Влияние христианства на развитие европейской культуры в эпоху Средневековья и Возрождения. Библия в эпоху просвещения. Романтизм и его течения, связи с христианскими ценностями культуры. Христианские идеи в зарубежной литературе и культуре XIX-XX вв. Христианский мир русской литературы. Древнерусская литература. XVII век. Обращение к христианским образам в творчестве поэтов допушкинской и пушкинской поры. Концепция человеческого бытия в творчестве В. А. Жуковского. Христианские образы в творчестве А. С. Пушкина. Отношение А. С. Пушкина к античному наследию, устному народному творчеству и христианской культуре. Библейская основа стихотворений "Пророк", "Отцы пустынники и жены непорочны… ". Христианские мотивы в "Пиковой даме" и "Станционном смотрителе". Своеобразие христианских мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова. Христианский подтекст стихотворений "Ангел", "Ветка Палестины", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"). Библейский сюжет о падшем ангеле как основа поэмы "Демон". Многогранность христианской образности в творчестве Н.В. Гоголя. Отражение в цикле "Вечера на хуторе близ Диканьки" христианско-языческого двоеверия. Христианская модель мира как основа замысла "Мертвых душ". Христианские образы и мотивы в русской литературе второй половины XIX века. Концепция бога и веры в творчестве А.Н.Островского. Переплетение исторической и евангельской реальности в произведениях Н.А. Некрасова. Христианский подтекст поэмы "Кому на Руси жить хорошо": функции образа Богоматери в раскрытии судьбы Матрены Тимофеевны; христианизированное изображение демократических идей в образах Савелия, Кудеяра, Гриши Добросклонова; роль "странников и богомольцев" в художественном мире поэмы. Христианская символика романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Христианская концепция романа. Душа Раскольникова - "поле битвы" Бога с дьяволом. Эволюция Раскольникова в сторону Сониной веры - путь к очищению героя. Значение евангельского сюжета о воскресении Лазаря для понимания романа. Выражение христианских воззрений Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Логика развития истории в романе. Христианский аспект духовных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Слияние "общей жизни" с "внутренним человеком" - доминанта христианского и эстетического идеала писателя. Значение образа Платона Каратаева. Христианский подтекст произведений А.П.Чехова. Евангельская основа рассказа "Студент". Чеховский идеал гармонии человека и мира сквозь призму христианской системы ценностей. Переосмысление христианских сюжетов и образов в русской литературе XX века. Христианские образы в художественной системе русского символизма. Христианская концепция земной жизни в стихотворениях В. С. Соловьёва. Своеобразие христианских идей в поэзии и прозе З. Н. Гиппиус. Ветхозаветные и новозаветные параллели в творчестве Л. Н. Андреева. Обращение к сюжетам Ветхого и Нового Заветов в "Иуде Искариоте". Роль христианского подтекста в раскрытии темы любви у А. И. Куприна. "Песнь Песней" - сюжетная и стилевая основа повести "Суламифъ". Образы Соломона и Суламифи. Библейская лексика. "Гранатовый браслет" - "молитва" о любви. Христианские архетипы в произведениях М. Горького. Специфика религиозных мотивов в поэзии И. А. Бунина. Христианские мифы в стихотворениях "Из Апокалипсиса", "День гнева", "Сын человеческий". Христианские образы в поэзии Н. С. Гумилёва. Особенности образов Христа, своеобразие библейского мотива рая в поэзии Н. С. Гумилёва ("Ворота Рая", "Две розы", "Рай" ). Евангельская символика поэмы А. А. Блока "Двенадцать". Символика цвета, названия, композиции. Образы апостолов-красногвардейцев. Образ Христа. Переосмысление христианских идей в поэзии В. В. Маяковского. Соотношение человека и бога в поэме "Человек", стихотворении "Послушайте!". Христианская модель мира в стихотворении "Адище города". Христианское мироощущение в поэзии В. Ф. Ходасевича. Евангельские параллели в стихотворениях "Слёзы Рахили", "Путём зерна". Поэтические размышления В. Ф. Ходасевича о Боге и о душе в контексте христианского миропонимания. "Народное христианство" новокрестьянских поэтов. Уникальность христианской модели мира в творчестве Н. А. Клюева. Образ православной Руси в "Пришествии", "Преображении" С. А. Есенина. "Евангелие от Булгакова". Философская линия в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Роль библейского сюжета в произведении. "Ершалаимские" главы романа. Нравственно-мировоззренческое влияние образа Иешуа на героев произведения. Образ Понтия Пилата. Смысл спора между Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Образ Воланда и его место в художественной системе романа. Христианские образы в лирической системе М.И.Цветаевой. Тема греховности в поэзии М.И.Цветаевой. Значение образа Магдалины для самораскрытия лирической героини. Своеобразие образа Георгия -Победоносца в трактовке М.И.Цветаевой ("Георгий-Победоносец") Обращение к русской православной культуре в творчестве Б.К.Зайцева и И.С. Шмелёва. Образ русского подвижника в книге "Преподобный Сергий Радонежский". Нравственные ориентиры личности в повести И.С. Шмелёва «Неупиваемая чаша». Специфика отражения православной системы ценностей в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне». Многообразие христианских мотивов в поэзии В.В.Набокова. Христианский контекст в изображении России ("Видение", "Молитва"). Христианские образы в мировой культуре. Иисус Христос. Богоматерь. Иуда. Библейские и евангельские образы в музыке, живописи, скульптуре и кино XX века.^ Основные понятия Христианство, миф, легенда, сказка, апокриф, жанр, роман, архетип, видение, мотив, евангельская символика, библейский сюжет, вечные образы, вечные темы, аллегория, притча, культура.Вопросы к экзаменуБиблия как памятник культуры.Структура Библии.Образы и архетипы Библии.Христианские основы древнерусской литературыХристианская специфика проблематики творчества В.А. Жуковского.Христианская специфика проблематики творчества А.С. Пушкина.Н.В. Гоголь и христианство.Образы старообрядцев в творчестве Н.С. Лескова («Запечатленный ангел», «Соборяне»).Ф.М. Достоевский и христианство.Образы князя Мышкина и Алексея Карамазова как отображение Особенности преломления и трансформации христианских образов и идей в русской литературе XX века.Библейская проблематика западноевропейской литературы.Библия – вечные образы, ценности, нравственные ориентиры.Ветхозаветные и новозаветные параллели в творчестве Л. Н. Андреева. "Евангелие от Булгакова". Философская линия в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".Христианские образы в лирической системе М.И.ЦветаевойОбращение к русской православной культуре в творчестве Б.К.Зайцева.Обращение к русской православной культуре в творчестве И.С. Шмелёва.Христианская специфика проблематики романа И.С. Шмелева «Лето Господне».Христианская специфика проблематики повести И.С. Шмелева «Неупиваемая чаша».Многообразие христианских мотивов в поэзии В.В.Набокова.Христианские образы в мировой культуре. Иисус Христос. Богоматерь. Иуда. Библейские и евангельские образы в музыке, живописи, скульптуре и кино XX века.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.Рекомендуемая литература.Основная: Библия. – М.: РБО, 2008. Блохин Н.В. Бабушкина стёкла. – М., 2007. Булгаков М.А. Рукописи не горят. – М., 1989. Вознесенская Ю.Н. Мои посмертные приключения. – М., 2004. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. – М., 1987. Достоевский Ф.М. Идиот. – М., 1982. Духовные искания русской литературы. – М., 2005. Духовный потенциал русской классической литературы. – М., 2007. Екименкова В.М. Вера исцеляет сердца. Из опыта преподавания православной этики. – М., 2001 Зайцев Б.К. Избранное. – М., 1986. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. – М., 2002 Лесков Н.С. Собрание сочинений в 10 т. – М., 1976. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. – М., 2010. Православная энциклопедия. – М.: ЦНЦ. В 25 т., 2006. Протоиерей Геннадий Нефедов Основы христианской нравственности. – М., 2008 Протоиерей Серафим Слободской Закон Божий. – М., 2010. Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. – М., 2006 Шмелев И.С. Лето Господне. Богомолье. Старый Валаам. – М., 2009.Дополнительная: Бердяев Н. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. - Русская мысль, 1918. кн. 3-6; его же обобщающий труд Мировоззрение Достоевского - Прага, 1923; Леонтьев К. Наши новые философы: Ф. М. Достоевский и граф Толстой. - М., 1882; Лосский Н. Достоевский и его христианское миропонимание. - Нью-Йорк, 1953; Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. - В кн.: Д. С. Мережковский Собрание сочинений в 2 т. - Спб, 1901-1903, т. 1.; Пророк русской революции // “Весы”, 1906, февраль - март; Степун Ф.  Миросозерцание  Достоевского. В кн: Ф. Степун  Встречи. - Мюнхен, 1962 и др. Флоровский Г. Религиозные темы Достоевского. - Россия и славянство, 1931, 21 февраля; Франк С. Достоевский и кризис гуманизма. - Путь, 1931, № 27;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.